30 июля 1970 года - черный день советской авиации.

progamer
30 июля 1970 года стал по-настоящему черным днем в истории советской военной авиации: в этот день в ходе беспощадной схватки над Суэцким каналом израильские асы сбили пять русских МиГов-21, пилотируемых капитанами Сыркиным, Каменевым, Журавлевым, Юрченко и Яковлевым. Для четырех русских летчиков этот бой стал последним в их жизни.

Гибели русских летчиков предшествовала целая череда событий, приведших к полной вовлеченности СССР в войну против Израиля на стороне арабских стран.

Видео с бортов еврейских самолетов


После тотального разгрома Израилем арабских стран в Шестидневной войне 1967 года, СССР лихорадочно пытался восстановить военный потенциал своих арабских союзников - к арабам шел поток русских вооружений на многие миллиарды долларов. Однако развернувшиеся в 1968 году бои на линии разделения израильских и египетских войск показали полную несостоятельность арабского союзника СССР - израильская авиация господствовала в воздухе и, непрерывно нанося удары по важнейшим военным, промышленным и энергетическим центрам Египта, подвела этого важнейшего союзника СССР к новой катастрофе.

Отчаявшись сдержать израильский натиск, президент Египта Насер неоднократно обращался к руководству СССР с просьбами направить советские войска для спасения своего арабского союзника. В декабре 1969 года президент Насер решился на беспрецедентный шаг - он совершил тайный визит в Москву для личной встречи с Л. Брежневым.

Насер умолял Брежнева направить в Египет регулярные советские войска противовоздушной обороны и авиацию. Решение удовлетворить просьбу было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС вместе с командованием Вооруженных Сил - волей своих лидеров СССР вовлекался в очевидную авантюру с непредсказуемым результатом.

Советский военный контингент составлял от 35.000 до 50.000 человек только в Египте. Это были регулярные части - пехота сухопутная и морская, зенитно-ракетная дивизия из трех бригад, авиационная группа из нескольких полков, военная флотилия. Количество только официальных военных советников исчислялось тысячами. Практически в каждом штабе ключевую роль играли советские офицеры.

Операция по созданию группировки советских войск в Египет получила название "Кавказ". Возглавил ее главком войск ПВО страны маршал П.Ф. Батицкий. Отправка войск и боевой техники морским путем производилась из порта Николаев в первых числах марта 1970 года в атмосфере полной секретности. Личный состав был переодет в гражданское платье, не имел каких-либо документов. Существовал строжайший приказ стрелять без колебаний по тем, кто 'попытается выпрыгнуть за борт'..

Прибыв на место, русские военнослужащие сразу же переодевались в египетскую военную форму без знаков различия и погон. Это сразу превращало их из военнослужащих в "лиц неопределенного гражданства и статуса", проще говоря - в иностранных наемников, лишенных защиты международного права. Недаром министр обороны СССР Гречко на проводах в Египет недвусмысленно предупредил своих пилотов: "Имейте в виду, товарищи, если вас собьют за Суэцким каналом и вы попадете в плен - мы вас не знаем, выкарабкивайтесь сами".

Израильская разведка тщательно отслеживала оперативную активность советских войск -прослушивались все переговоры русских летчиков и технических служб в воздухе и на земле, многочисленная израильская агентура была внедрена на аэродромах, на которых базировались советские авиачасти.
О каждом из русских израильская разведка знала всё - и кто вчера напился, и кто сегодня пошел к любовнице. Командир 35-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи полковник Юрий Настенко вспоминал потом, как он в обстановке особой секретности прибыл в Египет, а на следующий день в израильской прессе опубликовали его портрет и поздравили с прибытием.

Свидетельством того, что активность русских находится под "колпаком" израильской разведки стал инцидент, произошедший 6 марта 1970 г.в каирском аэропорту Каиро-Уэст: русские лётчики и техники, только что прилетевшие на транспортных самолетах, еще только разминали ноги, делая первые шаги по египетской земле, как внезапно над ВВП на высоте 50 метров прошла пара "фантомов" с голубыми шестиконечными звездами на фюзеляжах. Это была своего рода "черная метка", посланная Израилем русским летчикам

Советская авиационная группа включала, в частности, 35-ю отдельную разведывательную истребительную эскадрилью (командир полковник Ю. Настенко), базировавшуюся на аэродроме Джанаклис вблизи Александрии и 135-й истребительный авиационный полк ( командир полковник К. Коротюк), базировавшийся на аэродромах Бени Суэйф и Ком-Аушим в районе Каира. Именно с этих аэродромов ушли в свой последний бой русские летчики 30 июля 1970г.

Существуют различные версии воздушного боя, произошедшего 30 июля.
Назовем их израильская и русская. Эти версии едины в главном - в числе сбитых советских самолетов, но заметно расходятся в деталях. Принципиальная разница между ними заключается в том, что израильская версия основана на отчетах израильских летчиков, непосредственно участвовавших в том бою, тогда как русская, созданная историками и журналистами, обильно дополнена фантазиями и домыслами ее авторов. Потому за основу взята израильская версия боя.

Первоначально русские и израильские летчики придерживались некоего "джентльменского согашения", уклоняясь от прямых столкновений. Но это "перемирие" продержалось недолго - 25 июля русскими самолетами был перехвачен израильский самолет Скайхок, получивший серьезные повреждения, однако его пилот сумел совершить посадку на своем аэродроме.

Для израильского командования этот инцидент стал сигналом к переходу к активным боевым действиям против русской авиации. Была поставлена задача нанести противнику столь тяжелый урон, чтобы раз и навсегда отбить охоту у русских летчиков вступать в бой против израильской авиации.

Была сформирована группа летчиков-киллеров, на счету которых были десятки сбитых самолетов врага. Чтобы попасть в эту группу между летчиками развернулась настоящая борьба - пилоты рвались в бой, чтобы примерно наказать зарвавшегося врага. Среди пилотов шло соревнование - кто первым собьет русского над Израилем.
Для подавления радаров и связи были подготовлены средства радиоэлектронной борьбы. В качестве основного тактического приема было принято решение заманить русских летчиков в засаду.

progamer
По данным разведки внимательно изучалась тактика ведения боевых действий противником. Вывод был неутешителен для советских летчиков:
" Советские пилоты хорошо подготовлены к действиям в условиях европейских погодных условий с частой облачностью и дождями. Но и в совершенно других климатических условиях Средиземноморья, они продолжают применять ту же тактику без малейших изменений. Советские летчики неплохо владеют пилотажем и агрессивны. Но их действия ортодоксальны и предсказуемы. А главное, у них нет настоящего боевого опыта. Это наш самый большой козырь в любой конфронтации с русскими МиГами."

Операция началась 30 июля примерно в 14:00. Четверка израильских "Фантомов" под командой подполковника Авиху Бен-Нуна атаковала египетскую радиолокационную станцию вблизи Суэцкого канала. Ведомым у Бен-Нуна был капитан Авиам Села. Ведущим второй пары был майор Эхуд Ханкин, его ведомым был капитан Галь. Для введения противника в заблуждение они действовали в стиле "Скайхоков", заметно уступавших по своим тактико-техническим характеристикам самолетам "Фантом".

Затем к звену "Фантомов", притворявшихся "Скайхоками", присоединилось звено "Миражей" под командованием майора Амоса Амира. Впрочем, они тоже выдавали себя за нечто другое - четверка "Миражей" шла в плотном строю и потому на радарах противника они выглядели как один самолет. Еще одна четверка израильских "Миражей" шла на бреющем полете, оставаясь невидимой для радаров противника.

"Одинокий израильский самолет" стал той наживкой, на которую клюнуло русское командование. Ловушка сработала - на перехват "одинокого самолета" устремились русские летчики.
С египетского аэродрома в Бени-Суэйф (180 км южнее Каира) в 15:28 поднялись две четверки 'МиГов' под командованием капитана Юрченко. Ещё две четвёрки 'МиГов' под командованием капитана Каменева в 15:30 взлетели с аэродрома Ком-Аушим (120 км на юго-восток от Каира), пятая четвёрка поднялась с аэродрома в Катамие.

Русские, имея огромное численное превосходство (24 русских самолетa против пяти израильскиx "целей"), рассчитывали на легкую победу

Они не догадывались, что летят в устроенную израильтянами засаду.
За считанные секунды, ситуация полностью изменилась. Вместо легкой охоты на четыре ничего не подозревающих 'Скайхока' и один беззащитный 'Мираж', русские летчики вдруг обнаружили, что они окружены восемью 'Миражами' и блокированы сверху четверкой 'Фантомов'

Когда 'Миражи' атаковали МиГи, четверо снизу и четверо сверху, 'Фантомы' набрали нужную высоту, перевернулись и начали пикировать на отдельные истребители противника. "Фантомы" произвели ракетную атаку звена капитана Юрченко. Первым победы добился майор Ашер Снир, сбивший МиГ ракетой на высоте 10 тысяч метров. Его жертвой стал, по-видимому, самолет командира звена капитана Юрченко, который взорвался в воздухе.

Капитан Авиам Села вспоминает:
"Они шли на нас парами, а мы дали им всем проскочить, чтобы не дать им взять нас в клещи, как они планировали. Они промчались мимо нас, пара за парой, как на параде. Мы подождали и направились за ними, зажимая их между собой."

Русский летчик пытался оторваться на очень крутых виражах, а затем перешел в крутое пике. Противники опускались все ниже и ниже, отчаянно маневрируя и выжимая из своей машины все, на что она была способна.

Наконец, на высоте двух тысяч метров и на дистанции в один километр, захват произошел и Авиам произвел пуск ракеты. Раздался мощный взрыв и МиГ превратился в огненный шар, с обломками разлетавшимися во все стороны. Останки самолета падали вниз, раскручиваясь в воздухе. Поразительно, но пилот успел катапультироваться и Авиам видел как он раскачивался на стропах парашюта.

Летчики звена капитана Юрченко, капитаны Яковлев и Сыркин, были сбиты, но успели катапультироваться из своих горящих самолетов. Самолет капитана Макара был поврежден, но он сумел совершить вынужденную посадку. Капитан Яковлев погиб после катапультирования из-за поражения купола парашюта.


Как был сбит ведущий второго звена капитан Каменев никто не видел. Летчик звена Каменева капитан Журавлев был сбит и катапультировался на предельно малой высоте, его парашют не успел раскрыться и летчик погиб.

Скорее всего его сбил подполковник Авиху Бен-Нун. Он зашел в хвост одного из МиГов. Русский летчик резко спикировал вниз до высоты 2,000 метров и, перейдя на бреющий полет, пытался уйти от своего преследователя. Но 'Фантом' следовал неотступно.
Авиху Бен Нун:
" Я смог произвести пуск ракеты, но из-за чрезвычайно высокой скорости МиГа, захват был сделан на самом пределе. Ракета поразила цель и взорвалась. Но МиГ продолжал лететь, даже не сбавляя скорость. Тогда я выпустил радиолокационную ракету 'Спарроу'. 'Спарроу' настигла МиГ и он взорвался. Я уверен, что летчик погиб, т.к. было слишком низко для успешного катапультирования."

Итог схватки подвел один из ее участников подполковник Авиху Бен-Нун: "
"Я думаю, русские совсем неплохо летают. Меня даже удивило, что они проделывали со своими машинами. Но им явно не хватало навыков эффективного боевого маневрирования чтобы поразить противника. Они хорошие летчики, но слабые тактики. У них нет боевого опыта. Они действуют по шаблону и поэтому легко предсказуемы."

Результаты воздушного боя произвели шоковое впечатление на руководство СССР. Уже на следующий день после боя в Каир cрочно прилетел главком ВВС СССР маршал Павел Кутахов. 2-го августа Кутахов отдал приказ о прекращении полетов русских летчиков в зоне Суэцкого канала. Маршал Кутахов запретил своим пилотам вступать в бой с израильскими истребителями.

Катастрофический итог воздушного боя в египетском небе сыграл не только важную роль в стратегическом раскладе сил в мире, но и показал неготовность советских ВВС к ведению современной воздушной войны, провал всех концепций боевой подготовки советских летчиков.

Бой 12 израильских и 16 советских истребителей длился меньше боксерского раунда. Израильтяне расстреляли своих противников, как куропаток: не потеряв ни одного, сбили пять - так это было отражено в отчетах ВВС.
- Шесть! - поправил через много лет тогдашний командующий ВВС Египта, а затем президент Хусни Мубарак, пригласив в Нью-Йорке на обед бывшего командующего ВВС и будущего президента Израиля Эзера Вейцмана. - Вы сбили шесть!
Бывший начальник генштаба Дан Шомрон, который присутствовал на обеде с египтянами, вспоминал, что Мубарак, рассказывая об этом, был совершенно счастлив.

progamer
Потомки спасенных русскими Иванами отомстили потомкам спасителей за спасенных из концлагерей отцов (лучше бы не спасали евреев из печей - дети бы остались живы!).
Интересно, будь жив дедушка Адик, одобрил бы данное мероприятие, лол?
4V4N
Дурдом открылся?


И закрылся.