Воздушные дуэли

Alex Chasnyk
В преддверии дна Великой Победы,решил запостить такую вот тему. А решение пришло после прочтения статьи о Герое Советского Союза Петре Андреевиче Гнидо. Статья так и называлась,"Воздушные дуэли".
Немного "лирики". Лично для меня,при упоминании о воздушной дуэли сразу вспоминается отрывак из "Повести о настоящем человеке" Б.Полевого. Лобовая атака,в которой победил Мересьев. А так же бессмертные кадры из "В бой идут одни старики",как Кузнечик переводит писмо-вызов на дуэль на немецкий язык. И тоже вспоминается,по какой причине Маэстро решил вызвать на дуэль немецких лётчиков - командир полка поручил ему провести "работу" по поднятию боевого духа среди молодых лётчиков,пришедших в полк с пополнением. Немцы очень хорошо знали силу психологического давления. Устрашающая раскраска самолётов,листовки и пр. были призваны сломить боевой дух советских истребителей."Запугал до боя -получил преимущество".
В книге летчика-истребителя дважды Героя Советского Союза И.Н. Степаненко описывается такой случай:
Как-то Амет-Хан Султан нашел возле капонира своего самолета листовку, сброшенную, вероятно, ночью с вражеского самолета. Амет-Хан отдал ее комиссару полка, который как раз вел с нами беседу. Николай Иванович развернул бумажку, взглянул на текст и передал нам.
- Ознакомьтесь.
С выразительного, отпечатанного, по-видимому, в первоклассной типографии снимка на нас высокомерно взирали немецкие асы: в фуражках с высокой тульей, в мундирах с многочисленными орденами и даже рыцарскими крестами. [89] Подписи: Мельдерс, Граф, Штайнгоф, Баркгорн, Лесман, Вальтер... Приставки «барон», «фон» перед многими фамилиями говорили об аристократическом происхождении и прирожденных боевых качествах арийцев. Здесь же отмечалось, сколько самолетов сбил каждый из них: Баркгорн, например, - 104, Штайнгоф - 150, Гофман - 160, Граф - 202.
- Теперь вам известно, с кем имеем дело, - сказал комиссар, пряча листовку в карман. - Может, кто-то испугался? На это у них и расчет. Кто боится, пусть скажет. Пошлем в тыл. Туда фашистские асы не летают.
- Их породу знаем, - махнул рукой Миша Погорелов. - Видели. У каждого своя отметка.
Драконы, змеи, устрашающие чудовища, гробы - все это, что, по мнению гитлеровских асов, должно было влиять на психику наших летчиков, «украшало» крылья и фюзеляжи их машин.
Выходит,воздушные дуэли были не просто проявлением личной храбрости,рыцарскими поединками,а мощным психологическим оружием.Необходимо было показать молодым необстрелянным лётчикам, что опытного врага можно бить,и весьма успешно.
Вернёмся к статье о Петре Гнидо.Там описывались два случая.
Первый: Весна 1944 года,Украина.
Группа истребителей под командованием П.А. Гнидо осуществляет прикрытие переправы через Днестр,в районе Коломыи,в предгорьях Карпат.Вот, что пишет сам лётчик в своих воспоминаниях:
Я собрал свою группу над аэродромом противника ,и зная,что немцы подслушивают,стал вызывать желающего драться один на один.Передал на своей волне, что я Пётр Гнидо,на "лавочкине" под номером 08. И вдруг слышу на чистом русском языке:
-Пётр Гнидо,ведь тебя сожгли под Харьковом....
Это было неожиданностью! Тот же голос сказал, что со мной будет драться Отто Гроссман на "фокке-вульф" с бортовым номером 04.
Минут через десять в заданном месте появился на большой скорости ФВ-190. Стали сходиться на лобовых. По началу ни один из нас не мог зайти противнику в хвост. Расстреляв боезапас,так и не сбив друг друга,мы покачали крыльями и разошлись. Бой закончился безрезультатно.Оставалось только оценивать высокое мастерство противника.
А 22 апреля я встретился с оберстом(полковником) Шмидтом над аэродромом города Грейвиц,западнее польского Катовице.
Бой продолжался долго.Фашистский ас хитрил:проносился над самыми трубами,надеясь, что преследуя его на малой высоте и на высокой скорости,я задену верхушки и разобьюсь.Я пробил ему бензобак.САмолёт не загорелся,но от него шла белая пенная струя. Оставшись без горючего,Шмидт был вынужден приземлиться.
...Подвернулся наш "виллис". Подъехали к месту посадки. Немца у самолёта не оказалось.Выхватив пистолет,я догнал его и взял в плен.
Другая воздушная дуэль описана в мемуарах лётчика-штурмовика В.В. Пальмова.
Во время мартовской оперативной паузы произошел еще один случай, о котором долго говорили в частях нашей воздушной армии и за ее пределами. На этот раз он был связан с нашими братьями по небу - летчиками-истребителями. Еще весной 1943 года стали широко известны имена асов-фронтовиков А. И. Покрышкина, братьев Дмитрия и Бориса Глинки (братья были по отчеству Борисовичи, и летчики в шутку называли их просто ДБ и ББ). Мы были наслышаны о боевом мастерстве Алелюхина, о поединке с вражеским разведчиком ФВ-189 ("рамой") Владимира Лавриненкова, о его дерзком побеге из плена и новых воздушных схватках. В крымском небе особенно ярко засияла слава храброго летчика-истребителя Амет-Хана Султана. Мне запомнился один случай, связанный с этим летчиком.
Как-то в солнечный день над аэродромом наших истребителей неожиданно появился одиночный гость - "Мессершмитт-109". Спикировав, он сбросил вымпел с запиской, где в наглой форме, надеясь на безнаказанность, вызывал на поединок одного из наших лучших, летчиков.
Сбросил и устремился ввысь, извиваясь в лучах весеннего солнца. Неужели в гитлеровской авиации объявился "рыцарь"? Что-то раньше не отличались этим фашистские летчики, пикировавшие на толпы беженцев, расстреливавшие на дорогах женщин и детей. Может, этим они хотели поднять престиж уже изрядно битых молодчиков люфтваффе, терявшей былое превосходство в воздухе? Как бы там ни было, гитлеровский ас жаждал поединка. Но выполнит ли он предложенные им же условия?
На старт быстро подрулил самолет Амет-Хана Султана. После короткого разбега он взмыл вверх, навстречу противнику. И начался поединок. В течение пятнадцати минут над аэродромом на глазах у сотен людей до хрипоты ревели моторы "мессера" и нашего "ястребка". Один за другим следовали каскады фигур. Оба противника обладали большим искусством воздушного боя. У кого из них оно окажется выше, кто первый поймает противника в перекрестие прицела?
Сделал это Амет-Хан. Короткая пушечная очередь словно прострочила небо. "Мессершмитт" покачнулся и начал падать. Раскрылся купол парашюта, и немецкий ас опустился на нашем аэродроме. Приземлившись, он поднял руки и попросил показать ему летчика-победителя.

Вот такие истории. Если же кто-то знает ещё что-то других дуэлях наших лётчиков с немецкими асами, то было бы интересно почитать. Предлагаю выкладывать эти истории здесь,в этой теме.

Alex Chasnyk
То Panzernik: Прошу отнестись к моим словам с должным вниманием. Ваши посты не имеют никакого отношения ни к моей теме, ни к её содержанию.Ибо,не несут никакой смысловой(ни даже текстовой) информации,связанной с тематикой обсуждения. По сему,прошу вас,воздержаться от дальнейших реплик и приводить только факты по теме (Воздушные дуэли,описанные в мемуарах лётчиков), а не ваши измышления. С ув. Алексей
Alex Chasnyk
То Panzernik:
Вижу, что мои слова не нашли понимания с вашей стороны.Вы мне абсолютно не интересны в моей теме! Так вам понятнее? Идте себе куда хотите,с вашими умоизмышлениями! Мне они не интересны! Мне интересны только факты воздушных дуэлей НАШИХ лётчиков с немецкими. Вам это понятно? Если нет,могу продублировать в личку на английском,для НЕРУССКИХ.
abc55
Понятие дуэль условное.
Любая драка уже дуэль.
Но только в таких драках нет понятия честь.
Это как на улице - упал противник - добей ногами, не дай подняться.
Будут еще противнику шанс давать? - никогда!

Есть документальное кино, где молодой советский летчик встретился с немецким асом на земле, и показывает ему ладонями, как он его срезал снизу.
Да, это пропаганда, может его резанули толпой или зениткой, но эффект хороший.
У немца рожа растерянная, грустная, но высокомерная.

Читал про летчика Титенкова, он в начале войны был в кольце защищавшем Москву от налетов.
Был вечер. Затишье. Он разделся до пояса и напенил мылом лицо, чтобы побриться.
Команда «тревога» и он, не одевая парашюта, тут же залез в самолет и взлетел.
Скоро он догнал немецкий самолет-разведчик. Пулеметчик немецкий был неопытный
и расстрелял комплект длинными очередями на большом расстоянии.
Титенков дал трассу намекая на немедленную посадку. Немец начал снижаться.
Когда немец уже летел над макушками сосен, Титенков близко подошел к нему.
Немец увидел голого русского с намыленной рожей, у него от удивления вытянулясь
лицо, и в этот момент он зацепил макушку дерева и рухнул.
Когда к месту подскочили чикисты, немцы (летчик, фотограф и пулеметчик) уже успели напиться и орали песни.


Alex Chasnyk
abc55
Любая драка уже дуэль.
Но только в таких драках нет понятия честь.
Это как на улице - упал противник - добей ногами, не дай подняться.
Будут еще противнику шанс давать? - никогда!
Но ведь было же понятие дуэли у фронтовых снайперов? И это общепризнано! Почему отрицается дуэль у лётчиков? Есть факты! Это поединок! Мастерство против мастерства!
Alex Chasnyk
abc55
Читал про летчика Титенкова,
Если можно,приведите сведения об авторе,и издательсте. Про мои факты,я готов сослаться на издательсва и конкретных авторов.
Alex Chasnyk
abc55
Любая драка уже дуэль.
Не охота влезать в полемику не по теме, но тут не соглашусь! Дуэль -поединок по определённым стогим правилам! Это не просто драка! Это ,именно,поединок двух мастеров боевого искусства.Уверенность в своём мастерстве,во имя чести! Это две большие разницы! И хватит об этом. Камараден,пожалуйста,факты! Если имеете доступ к источникам!
ребрец
Во блин, раздухарились!
Дуэль от драки отличается тем, что в ней есть правила.
В каждой свои, но фсё же! Основное правило - драка один-на-один.
Даже в старинной русской забаве стенка-на-стенку тож были правила.
А в уличной драке правил нет, там нужен результат любим способом...
Семеро на одного - в порядке вещей. 😞
Alex Chasnyk
ребрец
Дуэль от драки отличается тем, что в ней есть правила.
В каждой свои, но фсё же! Основное правило - драка один-на-один.
Вот именно! А ещё не будем забывать о психологческом моменте! В первые годы Войны,при вражеском господстве в воздухе,победа в такой дуэли значлила бы многое! Но,судя по фактам,такие поединки имели место уже в середине Войны. Когда наша авиация окрепла,и среди лётчиков появились настоящие мастера воздушного боя,которые знали свою машину,былив ней уверены и были уверены в своём лётном мастрестве.
ребрец
Наши лётчики ещё в испанскую войну били Bf 109-х на И-16. И дуэли выигрывали! Как сказал тут на Звезде один наш лётчик:"Летать нужно уметь!"
Немцы тогда сделали выводы и доработали самолёт, а у нас поликарповский И-180-й так и остался в проекте... Интриганы, мля!
SR-71
Panzernik
На вас поступила жалоба от участника Alex Chasnyk.
Автор темы в праве указывать кого он не хочет в ней видеть..
Fretsaw1
Чесно говоря не помню, но в каком-то из выпусков "Авиация и Космонавтика" или "Крылья Родины", а может быть и даже "Моделист-Конструктор"(хотя вряд-ли) за какой-то (то-ли 1998, то-ли какой-то из 2000х 😊) читал про показательную дуэль нашего лётчика на "Харе"(Hurricaine Mk. не знаю какой, но скорее всего 2й)и немца на Bf.109G. Что запомнилось("звиняй, сынку, бананьев нема" 😊),
Во-первых, явная несостыковка по-времени(наши полки, летающие на "Харе", это, как правило, 42й-43й(и то Балтика, как 2степенное направление удара Вермахта), а немцы на G пошли массово только к Курску(если не прав, то поправте)).
Во-вторых, очень известная фамилия нашего лётчика(не Покрышкин с Кожедубом, конечно, но, кажется, не ниже братьев Глинки(ну не помню я фамилию лётчика!!!), который в открытую признавался в вызове на "дуэль" со стороны немецкого пилота, и последущее поражение в "дуэли"(кстати, на счёт слова "дуэль", я признаю только т.н. "классическое" толкование этого слова, т.е. у противников должно быть более-менее РАВНОЕ оружие, в любом другом случае - это всё-таки воздушный бой(хоть и 1 на 1).
В-третьих, очень грамотный разбор боя. Сам лётчик(с нашей стороны)выступил в роли проигравшей стороны, и чудом остался жив. После чего он приводил этот бой в качестве показательного по части умелого использования сильных и слабых сторон техники. Насколько я помню, дело обстояло так. Немецкий лётчик дождался выхода "Хари" на на примерно равную с ним высоту(т.е. не атаковал взлетающий самолёт!!!Хоть я и не германофил, и верится мне в это с трудом, но как говориться "что есть - то есть") после чего пошёл в крутую восходящую спираль с набором высоты. Наш лётчик, уступая в скороподьёмности, и понимая, чем ему это грозит, попытался выдти(за счёт лучшей горизонтальной маневренности "Харрикейна") во внутрь этой спирали, даже отставая по набору высоты(ещё бы!!!!!), дабы иметь возможность обстрелять немца, и заставить прекратить его использовать заведомо более сильные стороны его техники(кому интересно, сможет заГуглить скороподьёмности "Харрикейна" и Мессера модификации G), но немец(как признавался наш лётчик), оказался великолепным пилотажником, и сумел вытянуть свой Месс до такой позиции, что на грани срыва он всё ещё мог управлять своей машиной, а пилотажные характеристики "Хари" уже не позволяли совершить управляемый манёвр. Наш лётчик, надеясь на Великий русский АВОСЬ, всё-таки попытался достать "фрица", выдя на запредельные углы атаки, но в этом не преуспел, всё-таки свалившись в штопор, где и был расстрелян немцем.
Интересно то, что в последствии(по воспоминаниям автора, написавшему эту статью(или журналиста, бравшего у него интервью)) этот лётчик очень любил приводить этот случай в качестве примера грамотного использования сильных и слабых сторон своей техники.
На самом деле, во многих мемуарных книгах лётчиков, повествующих, о 2й Мировой Войне(в том числе и немецких, и английских, и каких-либо других)довольно часто встречаются упоминания о т.н. "дуэлях", но всё-таки не стоит забывать, что это всё-таки мемуары, а не документы, коих, в большинстве случаев(даже если они и были)мы так и не увидим...


------------------
Не бойся вилки, бойся ложки, один удар-и череп в крошки

Alex Chasnyk
Fretsaw1
но всё-таки не стоит забывать, что это всё-таки мемуары, а не документы, коих, в большинстве случаев(даже если они и были)мы так и не увидим...
Почему же,не увидим? Результаты боевой работы лётчиков фиксировались достаточно чётко.Это входило в обязанности Начальника Штаба. Зачастую,для проверки сведений о сбитых самолётах противника,высылалась машина(если сбитый падал на нашей территории). Да и в и-нете можно найти об этом сведения. Например,вот данные по сбитым немецким самолётам,уничтоженным Дважды Героем Советского Союза И.Н. Степаненко(кстати,летавшего и на "Харрикейне") с указанием типа самолёта,места падения и даже примерного времени суток. http://www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/pilots/stepanenko.html
Fretsaw1
Извиняюсь, конечно, но разве в документах отображаеться факт, как вы говорите, "дуэли"?

------------------
Не бойся вилки, бойся ложки, один удар-и череп в крошки

kotowsk
Извиняюсь, конечно, но разве в документах отображаеться факт, как вы говорите, "дуэли"?
только факт боя. о "вызове" писали не всегда.
(т.е. не атаковал взлетающий самолёт!!!Хоть я и не германофил, и верится мне в это с трудом, но как говориться "что есть - то есть")
ОБЫЧНО они даже по парашютам не стреляли. информация из мемуаров на "я помню". впрочем если стреляли по нашим парашютам наши пилоты стреляли по немецким и это быстро прекращалось. но вот попавшие в плен наши пилоты должны были радоваться если их быстро расстреливали.
Fretsaw1
Вспомнинаем книгу А.И. Покрышкина "Познать себя в бою", там автор чётко пишет о случае расстрела в воздухе парашюта лётчика его полка, после чего Александр Иванович дал клятву так-же поступать с немецкими лётчиками...
Всё-таки 2ю мировую войну надо назвать 1й МИРОВОЙ(по крайней мере мне известны случаи (читал когда-то) когда в 1й мировой лётчики противника отказывались от атаки противника, ясно видя, что у него неисправно оружие, да и венок с надписью "Наш последний привет отважному врагу", сброшенный на могилу Юлиуса Ариги(если не ошибаюсь) противником чего-то да стоит, тогда всё-таки была не ВОЙНА в нынешнем понимании этого слова(На войне все средства хороши, поговорка хоть и старая, но, по-большому счёту начавшаясся сбываться только во 2й мировой....(сугубо моё ИМХО)).

------------------
Не бойся вилки, бойся ложки, один удар-и череп в крошки

ребрец
Вот, кстати, не о дуэлях, а о ТТХ самолётов и тактике боя.
http://www.airforce.ru/history/dogfighting/dogfight1.htm
Alex Chasnyk
ребрец
Вот, кстати, не о дуэлях, а о ТТХ самолётов и тактике боя.
Володь!
Alex Chasnyk
Fretsaw1
Извиняюсь, конечно, но разве в документах отображаеться факт, как вы говорите, "дуэли"?

Факт дуэли не отображается.Верно. Но сведения по самолётам,сбитым в бою,с указанием места и пр. достоверны. Вот,кстати,список побед Петра Гнидо http://www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/pilots/gnido.html

ребрец
Alex Chasnyk
Володь!
Как скажешь. Я подумал, что может быть интересно как это делалось...
SR-71
Уважаемые участники!
Прошу не жаловаться лишний раз.. Старайтесь в темах между собой сами находить общий язык...
С пониманием.
abc55
http://airaces.narod.ru/all0/titenkov.htm
Автора книги не помню, читал ее в году 82.
Возможно именно самолет Дорнье зацепился за макушку сосны и рухнул.
На сайте есть заметка, что он сбил этот самолет.

В этой же книге описан случай, где Титенков сбил итальянского аса.
Он вынырнул из-за облака и оказался на хвосте размалеванного итальянца.
Дал очередь. Итальянец не реагировал, продолжал лететь тем же курсом.
Тогда Титенков начал стрелять по баку. Бак не загорался.
Только после нескольких попыток ему удалось поджечь машину врага.

Оказалось - аса он убил первой же очередью.
А бак не горел, так как был обтянут оленьей кожей (не пропускал воздух).

И еще.
Титенков шел с товарищем на посадку после задания. Выпустил шасси, в этот момент
над его самолетом прошла трассирующая очередь. Пока они спрятали колеса, пока набрали скорость, пока развернулись, немцы удрали.
Оказалось.
Когда они повернули домой, два немца незаметно упали им на хвост на большом
расстоянии. Они не стали атаковать, решили проводить их до дома,
чтоб нанести удар при заходе на посадку.
Титенкова спасло то, что при выпуске колес у самолета резко снизилась скорость
и самолет провалился на пару метров. Немец выстрелил в момент провала самолета.

Maximych
Fretsaw1
Во-первых, явная несостыковка по-времени(наши полки, летающие на "Харе", это, как правило, 42й-43й(и то Балтика, как 2степенное направление удара Вермахта), а немцы на G пошли массово только к Курску(если не прав, то поправте)).
Вы не правы
http://www.ww2.dk/air/jagd/jg52.htm
1 и 2 группы 52-й истребительной эскадры сменили Ме-109Ф на Ме-109Г к 23.08.1942

http://www.ww2.dk/air/jagd/jg51.htm
2 группа 51-й истребительной эскадры сменила Ме-109Ф на ФВ-190 к 10.09.1942, её 12-я эскадрилья сменила Ме-109Ф на ФВ-190 к 17.12.1942, после чего была оснащена Ме-109Г в мае 1943

http://www.ww2.dk/air/jagd/jg53.htm
1 группа 53-й истребительной эскадры сменила Ме-109Ф на Ме-109Г к 15.07.1942

http://www.ww2.dk/air/jagd/jg54.htm
2/3 1 группа 54-й истребительной эскадры сменили Ме-109Ф на Ме-109Г к августу 1942, 2-я и 3-я группы перешли на Ме-109Г к сентябрю 1942

Alex Chasnyk
Интересного обсуждения не получилось. Тема пошла неизвестно куда...