Воздушние стрелки

kiiga1987
Вопрос-а воздушных стрелков на МИ-8 в Афганистане(и в других горячих точках) учили специально? Я видел "вертушки"-один пулемет в носу, второй в проеме двери, и еще в "окошках " внизу открывающихся створок грузовой кабины. Неужели из всех этих точек вел огонь борттехник? как он все успевал? Он что бегал с пулеметом то в одну точку, то в другую? Или все таки были по штату бортстрелки? "десант"-тоже конечно помогал из своих стволов-это понятно!
50RS828
У нас стрелков-радистов готовили в ВВС.И бортовых стрелков на ТУ-4,ТУ-95.
Пока они были! Для вертолётов не готовят, стреляет обычно или борт-техник или берут на борт кого-нибудь. Используют обычный ПК, главное плотность огня! А так можно посадить много пулёмётчиков в МИ-8 и даже АГС засунуть:-)))
kiiga1987
Блин! Бедный бортмеханик!Сколько у него забот!
50RS828
Так, если не стрелять, то у всех будут проблемы:-)))
kiiga1987
это конечно! У нас в полку бортмехов называли "летающая обезьяна"! без обид! Просто они целый день занимаются вертолетом! Только во время полета мог немного "отдохнуть"! А тут еще огонь вести из всех установок! замучаешься! Кстати о птицах- как из АГС-а вести огонь из вертолета? Он же прыгает как "козел"!!! Ну, разве что приварить станок к полу!
50RS828
Конешно приварить, к БТР тоже приваривают. ПК как бы на станке и прикручен болтами. Вообще, вертолет портить не желательно.
Интересно было бы по бортам поставить ШКАС. На каком-нибудь арсенале наверняка хранятся. Хотя у нас в стране принято всё уничтожать, а потом за границей в музеях смотреть на собственное оружие:-(((
kiiga1987
Про Шкас это шутка? у него же темп стрельбы 1800 выстрелов в минуту! Это же сколько патронов надо возить? На сайте вертолетчиков видел фото(где то в Афганистане сейчас)- Ми-8 а в дверях стоит "Миниган" шестиствольный- вот это машина!!! Почему у нас такие не делают?
50RS828
На флоте есть нечто подобное, только калибр морской:-0)))
А, патронов на эту хрень надо ещё больше чем на ШКАС.
1800 - это из 2-х стволов 7.62х54R, очень хорошо для отпугивания врагов вертолёта. Если ленту нашпиговать разными боеприпасами, то будет неплохо...
kiiga1987
я слышал что есть контейнеры с пулеметами 12.7 -но не видел их ни разу. И авиационный агс есть-но тоже как то не слышал чтоб его применяли!
50RS828
Я, то в действующей армии служил давно, стрелял много из НР-23.
На СУ-25 штатно ГШ-30-2, а в подвеске на пилоне может быть ГШ-23-2.
Вроде была версия для 12.7 в Афгане, но не ручаюсь за достоверность.
Если мне память не изменяет подвеску 7.62 для вертолётов видел....
Были экспериментальные 14.5мм....
kiiga1987
надо поискать в интернете! Значит как таковой специальности "воздушный стрелок "в вертолетных частях не было? Значит кто-то врет!!!
sablezubyi
50RS828
А, патронов на эту хрень надо ещё больше чем на ШКАС.
1800 - это из 2-х стволов 7.62х54R,
У ШКАСа два ствола?

kiiga1987
я слышал что есть контейнеры с пулеметами 12.7 -но не видел их ни разу.
Называется ГУВ. В нем один ЯкБ-12,7 и два ГШГ 7,62. Иногда ставили АГС вместо ЯкБ.

SanSanish
50RS828
поставить ШКАС. На каком-нибудь арсенале наверняка хранятся.

С винтпатроном много не постреляешь, нужен шкасовский, а их запаса похоже и нет. Свежих так точно.
Если скорострельности ШКАСА, есть УльтраШкас, но ГШГ чем хуже то?

50RS828
Я в пулемётах не силён, поэтому с удовольствием узнаю от Вас...
Два товарища в нашей семье из всех модификаций ШКАСов стреляли, про патрон слышал, что его специально обжимали, понятно почему.
4V4
На стрелков учили по совместительству штурманов Ми-6.
Fretsaw1
Ну, в одной из тем я вспоминал про ШКАСы(действительно 1800 выстрелов в мин), Ультра ШКАС(2400 выстрелов в минуту), и СН(Савин Норов 2800-3000 выстрелов в минуту), но зачем такая скорострельность не истребителю?
Это у них задача - в минимальный момент времени (пока цель находится в прицеле(напоминаю, для средне-подготовленного лётчика конца 30х-середины 40х годов данная цифра составляла 1,5 сек.) нашпиговать самолёт противника максимальным количеством поражающих элементов), а у веротлётов, сдаётся мне, маленько другая специфика применения бортового вооружения...

------------------
Не бойся вилки, бойся ложки, один удар-и череп в крошки

kiiga1987
Нет-ШКАС в качестве бортового оружия вертолета не подойдет! А с другой стороны Миниган -шестиствольный тоже имеет скорострельность большую! Все таки дело я думаю дело еще и в управляемости, возможности быстро переносить огонь с одной цели на другую,в прицельной дальности и мощности огня! По видео смотрел как ведут огонь из Минигана-особенно с трассирующими пулями- это очень мощный огонь! На А-130 Спектр -вообще целая батарея пушек и пулеметов для поддержки пехоты! Все таки ПК -слабовато для бортового оружия вертолета! Хотя я могу ошибаться-это просто мое мнение!
kiiga1987
Вот от человека получил фото! Устанавливали ПКТ не только на МИ-8 но и на "горбатых" Ми-24.
kiiga1987
не получается прикрепить фото! Какая то байда!!!!

50RS828
На МИ-6 у штурмана стоял пулемёт типа А-12.7 и больше ничего, помню один раз у нас эта махина садилась, ветру было как в хороший шторм:-)))
kiiga1987
А сейчас на современных вертушках (транспортных)-не ставят бортовые пулеметы?
50RS828
Надо посмотреть форумы вертолётчиков и будет всё ясно...
50RS828
Вспомнил, один раз на Витштоке видел МИ-10 тащил БТР60, вот вам и "бортовой стрелок":-)))
hunter1957
Штатом стрелки только в ВТА и ДА были ...На вертолётах с пулемётом хвост зашищал в боевых вылетах механик или техник ....Использовали РПК /ПК ...Шкасы /ультра Шкасы ещё при Иосифе Виссарионыче сняли с вооружения ,да и патрон там свой был ,обычным трёхлинеечным патроном задержки и отказы постоянно были...Во второй половине 70х присутствовал при наземной пристрелке Н-37Д,НР-30,НР-23 и УБ ...Пристрелку пушек проводили только бронебойным снарядом.
50RS828
Пристрелку пушек
А мы пару раз стреляли ПИКС и ПРЛ занимательно:-)))
Пристрелку на земле всегда болванкой делают....
kiiga1987
Штатом стрелки только в ВТА и ДА были ...На вертолётах с пулемётом хвост зашищал в боевых вылетах механик или техник

Знающий человек написал- бортстрелками были прапорщики и солдаты-срочники, окончившие курсы ШМАС(школа младших авиационных специалистов) по специальности ВиД (вертолеты и двигатели). Выходит бортстрелками они были "самоучками"! Значит специальных курсов "бортстрелок"-не было? А кое-кто мне врал-придется значит надавать по наглой "бортстрелковой" морде!!!!

50RS828
Бортстрелкти - это не совсем правильно.
В ВВС есть КОУ, ВСР и БС.
КОУ - командир огневых установок: ТУ-4,ТУ-16,ТУ-95.
ВСР - воздушный стрелок радист ИЛ-2,ИЛ-10, ИЛ-28, ТУ-14...
БС - воздушный бортовой стрелок: ТУ-4,ТУ-95....
КОУ совмещал функции ст.радиста или бортинженера.
ВСР обычно находится в корме, пример ИЛ-28.
Знаменитая школа ВСР - это Канская N22.Была...
ВСР часто служили на МИ-6, на других вертолётах как получится.
80% ВСР-ов были прапорщиками, особенно на ТУ-95.
Просто стрелков готовили в отдельных учебных эскадрильях, были всякие приспособы для отработки наведения а\пушек и фотопулемёты.
Стрельбы проводились в тире-капонире. В старые добрые времена стреляли по "бочкам" на парашютах и в конусы.
hunter1957
Специальность не ВиД называлась и ВД ...Я 15 ВАШМ по СД заканчивал ,таки у нас бойцы служили заканчивавшие ВД ...Просто на боевом применении больше тягать приходилось и керосину больше лить на одну заправку ,ну резину на основных стойках шасси менять ....
kiiga1987
А вот фото- вертолет наш-а в дверях миниган!
50RS828
Разглядел, что торчит не ШКАС:-)))
Это МИ17... в Афгане,,, или ошибаюсь?
Вут
Спросил сегодня коллегу, он служил как раз стрелком на вертолете (срочная). Говорит - курсы три месяца. Собственно изучение матчасти, стрельба со специальных качелей и с вертолета.
50RS828
Логично, а ВСР готовят 6 месяцев т.к. раньше обязательно изучали телеграф и 2-3 радиостанции + парашютная подготовка(КМБ).
kiiga1987
На фото-Ми-17 в Афганистане.Почему америкашки снимают задние створки на грузовой кабине? А труба что идет от пулемета-это для сброса гильз и звеньев ленты?
50RS828
Думаю, что через задний проход:-)) стреляют или что-нибудь сбрасывают,вот и не церемонятся...
Вопрос, а МИ17 пулевую защиту имеет?
kiiga1987
Человек мне написал-створки сняты-потому что дверной проход занимает пулемет!(ларчик-просто открывался) Я думаю что броневая защита на Ми-17, как в наших Ми-8 -имеется! По крайней мере пулезащитные маски на кабине -видны! Кассеты АСО- тоже висят ! не понятно -почему нет "холодильников" на выхлопных трубах?
4V4
не понятно -почему нет "холодильников" на выхлопных трубах?

А кому они нужны? Мощность жрать, да аэродинамику портиь?

4V4
Вопрос, а МИ17 пулевую защиту имеет?


Откуда? Так же как и Ми-8 в оригинале.

kiiga1987
А что Стингеров у талибов нет? Или америкашки не бояться?
4V4
Практически нет. А Стрелы и Иглы наши идиёты им не возят.
hunter1957
Практически нет. А Стрелы и Иглы наши идиёты им не возят.
Фактически за 22 года элементы питания Стингеров давно разрядились ....
kiiga1987
Ничего -скоро привезут "случайно"- из Ливии, из Сирии или какой-нибудь африканской страны!я не удивлюсь! А то -ишь- разлетались "по нашему Афганю"!
50RS828
Америкосы из вертолёта сделали такой маленький ганшип...
zhu4ok
Ничего -скоро привезут "случайно"- из Ливии, из Сирии или какой-нибудь африканской страны!я не удивлюсь! А то -ишь- разлетались "по нашему Афганю"!
Давно уже надо америкосам дать просраться,только у нас политика нынче такая,что мы под них стелемся
SanSanish
4V4
Практически нет. А Стрелы и Иглы наши идиёты им не возят.

"Идиоты" это те кто нарывается на неприятности просто так - "чисто позырить".
Во первых "корни" Стрел и Игл так или иначе всплывут, во вторых сами Иглы могут всплыть уже с этой стороны границы, благо на Кавказе операторов хватает.

А вот например контрафактные "батарейки" и комплектуха для Стигеров вполне могли бы попасть с мирового черного рынка. Ржавые Стингеры таки в Афгане есть, есть и люди у которых "руки помнят", да и следы такой "мелочевки" найти малореально.

4V4
есть и люди у которых "руки помнят",

Мало их чего-то стало. Может под Ульяновском объявятся? 😛

kiiga1987
Мне америкашки не нравятся- но "моджахеды"-тем более!!!! так что вроде бы они нам помошники-чем больше "бородатых" там завалят-тем меньше у нас их на Кавказе будет!
kiiga1987
А вот нашел хорошие фото на форуме вертолетчиков!Попробую закрепить!


kiiga1987
И еще фото времен Вьетнама, и современное! Видали какой ящик для патронов для Минигана!



50RS828
Есть Геркулес С130 ввиде ганшипа, там калибры побольше и боеприпасов тонн 30 или больше:-)))
kiiga1987
геркулес С130 -Спектр называется в варианте "Ганшипа"! Это конечно -вообще летающая артбатарея! у нас такого самолетика нет!не очень понятно только -зачем там 105 мм пушка? неужели из нее можно точно попасть? Пулеметы, 6- 7-ствольные пушки- это я понимаю- море огня! А вот 105 мм-стрелять с неба- точности никакой! Или я ошибаюсь?
50RS828
Так и я задумался как из такой пушки стреляют?! ...хитрят, видно как-то стабилизируют и наводят...
если тупо стрелять, то нет никакого смысла - проще бомбу кинуть!
Как, собаки стреляют?!!
А, тема ганшипа очень интересант!!!
kiiga1987
Как я знаю-при подлете к цели Спектр становиться в круг левым бортом(там где у него арбатарея)- и начинает вести огонь! цель -получается как в воронке!ну, и кроме этого я думаю там радиолокационный прицел, вычислительные машины и прочее! наверно за счет этого и получается точность огня!
50RS828
Понятно, если так, то точность-кучность достигается.
Это возможно при слабом противодействии ПВО, противопартизанская система!
kiiga1987
Ясный перец! В основном ее и использовали -против партизан, насколько я знаю- первое применение-это обстрел "Тропы Хо Ши Мина" - во вьетнамской войне!
50RS828
А, на первых фото у вертолёта, судя по всему стоит знаменитая 30мм ГАУ-8, которая стреляет по танкам такими маленькими снарядками из плохого урана:-))
kiiga1987
Что то я не вижу -пушки CAU-8 ?
50RS828
Я не разглядел,,,, для ГАУ8 слишком мало места и веса.
kiiga1987
есть инетерсные фото а-130 Спектра? Может видео есть?
50RS828
Кажется здесь должно быть http://www.dogswar.ru/
kiiga1987
Что то затихла тема! может у кого еще есть фото бортстрелков?
Mel793otbvp
Докладываю голосом:
1. На фото Ми- 8 МТ(форма носовой части, контур проёма задних створок, отсутствие тепловизора);
2. Снятие задних створок снижает вес машины (но и умеренно снижает жёсткость фюзеляжа, ухудшает аэродинамику), увеличивает обзор и возможности обороны в задней полусфере, уменьшает время загрузки и выгрузки десанта, выброску парашютного десанта, а так же возможность перевозки не габаритных грузов, увеличение объёма топлива;
3. Снятие задних створок грузовой кабины разрешено "Руководством лётной эксплуатации" с момента принятия вертолёта на вооружение в ВВС СССР в 1965 года, и др. документами, регламентирующими лётную деятельность;
Кроме того в условиях высокогорья двигатели Ми- 8 (ТВ3- 117МТ) из- за нехватки кислорода снижают свою мощность, а высокие температуры так же влияют отрицательно (+,-30 ограничение, +,- 35 прекращение лётной работы). А на площадках выше 4000 метров двигатели вообще не выключают- не хватит кислороду запуститься.
4.Ми-17 это экспортная версия Ми- 8 с несколько улучшенными параметрами двигателей. Выпущено их на Казанском заводе пока не много. У пендосов в Афгане имеется достаточное количество своих бортов. И вряд ли они у нас закупали. Но могут нанимать афганцев. Не забывайте про ремонтную базу, систему управления и обученный и ОПЫТНЫЙ лётный и инженерно- технический состав. Полёты есть дело серьёзной организации, а полёты в горах, в пустыне и над водной поверхностью являются особыми;
5. В качестве бронезащиты применяется 38 бронеплит различной конфигурации;
6. "Холодильники" на выхлопных трубах называются ЭВУ- экранно- выхлопное устройство. Действительно существенно снижает мощность двигателя, что особенно заметно в горах;
7. Основная функция Ми- 8 транспортная и наличие или отсутствие пулемёта на Ми- 8 не является критичным, т.к. основное самостоятельное огневое воздействие осуществляется ракетами С-5 в блоках УБ16- 57УМВП (64 ракеты), С-8 в блоках Б8В20-А (20 ракет), С-13, Штурм и т.д., с 4 пушечных контейнеров УПК-23-250, что значительно серьёзнее пулемётов. Реже ФАБами 50- 500 кг. Наличие вооружения в первую очередь определяет выполняемая задача. Основное огневое воздействие за Ми- 8 осуществляют вертолёты прикрытия- Ми- 24, Ка- 50 и т.д.
7. Стрельба же с курсового пулемёта осуществляется бортовым техником, а с 8 шкворневых головок под оружие калибром 7,62 мм- личным составом из числа лиц взаимодействующего войскового подразделения или других служб, т.к. авиация действует не сама по себе, а в интересах наземных сил. Соответственно точность стрельбы будет зависеть от подготовки приданных стрелков.
Вопросы?
kiiga1987
а существует ли дверная установка с крупнокалиберным пулеметом для Ми-8 ? как то встречал фото (из Анголы-кажется) -там стоял именно "крупняк". Хотя склоняюсь к мысли что все таки "самоделка"!
kiiga1987
А вот еще фото. Проклятый америкашка "поливает" из Минигана!!!
kiiga1987
А вот еще установка .
kiiga1987
интересно- а куда делись остальные посты?
kiiga1987
а вот еще воздушные стрелки.
kiiga1987
Вот про эту "установку" я и говорил. "не самоделка".
kiiga1987
А вот дополнительные "огневые точки" на Ми-24
kiiga1987
А вот французская пушка -тоже - не плохая.
faun-74
Будешь ты стрелком-радистом,
Хоть в душе - пилот.
Будешь ты летать со свистом
Задом-наперед.

Задача артиллерийской установки в задней полусфере - вести БЕСПОКОЯЩИЙ огонь по огневым точкам на выходе из атаки или на взлете.
Задачи бортовых стрелков в вертолетах - прикрытие десанта.
От этого и различия.

4V4N
БЕСПОКОЯЩИЙ

Термин вроде понятен, но не совсем правильный. Беспокоящий-эт штоб не спали, а тут скорей-пугающий.

faun-74
4V4N

Термин вроде понятен, но не совсем правильный. Беспокоящий-эт штоб не спали, а тут скорей-пугающий.

"Пугающий", молодой человек, это уровень вашей неграмотности -)) Ничего личного.
А "беспокоящий" - это термин, вполне конкретный.

4V4N
Ладно, не кипятитесь. Дык у какого ЛА , кроме 28-го, кормовой по земле мочил? Из артиллерийской установки?
iiWasp
А вот тоже про воздушных стрелков,правда не наших и не на МИ-8, но все же...

ВНИМАНИЕ ТЕПЛОВИЗОР!!!: http://youtu.be/0hVxTTUcIlk

4V4N
О! Мой любимый Флир. Осликов конечно жалко.
iiWasp
4V4N
О! Мой любимый Флир. Осликов конечно жалко.

+100)) а осликов не трогали)

sablezubyi
faun-74
Задача артиллерийской установки в задней полусфере - вести БЕСПОКОЯЩИЙ огонь по огневым точкам на выходе из атаки или на взлете.
Это к стратегическим бомбардировщикам тоже относится? 😊
4V4N
Естественно,особенно на взлете, чтоб знали!
kiiga1987
Про тепловизор- война- как в "кино"! Избиение младенцев. "Те" кто под огнем- даже наверно и не поняли- откуда к ним пришла смерть.
sablezubyi
kiiga1987
Естественно,особенно на взлете, чтоб знали!
Да и на выходе тоже. По-моему эту тему прикрыли после экспериментов на Ил-28.
4V4N
Избиение младенцев.

По разуму-очевидно. По подготовке -тоже. Пара труб -и бабушка сталаб говорить надвое.

Пуховое одеяло-тоже рулит.

kiiga1987
Интересно -как они проводят "идентификацию" по тепловизору? Или у них-со времен Вьетнама- "районы для стрельбы летающими бананами" - т.е. районы- где "все живое"-враги? Или для них-ночью-все кругом" боевики"?
kiiga1987
А вот еще бортовые стрелки.
vital61rus
в 2000г.на ми8 т ми 8 МВт ми8 МВт воздушными стрелками по личному согласию часто выступали специалисты по авиационному вооружению находящиеся в составе группировки огневые точки были оборудованы пкт 7,62 и 4 коробки (по 250 патронов)боеприпасов к каждому.хотя набрав со сбитых ранее вертушек все что можно снять и вывезти..комплект овал другие борта и . брал и по 8 и более коробок патронов боеприпаса мало не бывает .
kiiga1987
Вот это интерсно! Это точно -боеприпасов много не бывает. А что получается что к 2000 году в армейской авиации не было такой специальности" бортовой стрелок"? Или тупо - просто не было их "как таковых"? Специалистам по вооружению -хоть "боевые" и "налет" считали- платили ? Или все- как всегда- "по бороде"? А вот установка времен Вьетнама.
SeRgek
4V4N
Пара труб -и бабушка сталаб говорить надвое.
ночью? таки нет.
kiiga1987
а вот и девушка -бортовой стрелок!!!
4V4N
ночью? таки нет.
Разве Иглы и т.п. не круглосуточные?
SeRgek
4V4N
Разве Иглы и т.п. не круглосуточные?
а целеуказание как давать? оне ж визуально наводятся)))

кроме того есть такой фокус: "вешают" сабы на метров 500 и из-за них утюжат, это если нет крутой ночной оптики.

kiiga1987
"вешают" сабы на метров 500 и из-за них утюжат,

Видели такие "номера" в исполнении нашей авиации. САБы - получаются как "отвлекающие" для ПЗРК.

kiiga1987
А вот еще -проклятые америкашки! Но "крутые" собаки!




kiiga1987
и еще
W1RED
kiiga1987
А что получается что к 2000 году в армейской авиации не было такой специальности" бортовой стрелок"?

дополнительный член экипажа = вещевое, денежное и иное довольствие по нормам летного состава. а еще учить надо - у американцев стрелок на момент нахождения десанта на борту, его высадки и эвакуации выполняет командирские функции, поэтому проходит тактическую и иную необходимую подготовку пехотного командира, сокращенно, разумеется.

у нас так и не пробили армейскую бюрократию.

4V4N
оне ж визуально наводятся
Эт ясно, не подумал, что ПНВ нету...Вот что значит в руках не держать.
4V4N
Кстаати----------
В ПЗРК дополнительно введен съемный прицел ночного видения (ПНВ), позволяющий применять ПЗРК в ночных условиях, обеспечивающий обнаружение и идентификацию целей стрелком-зенитчиком, прицеливание и сопровождение цели до пуска ракеты. Учитывая, что в последнее время при проведении боевых операций ночные налеты стали повсеместным явлением, наличие ПНВ существенно расширяет возможности комплекса.

Вот я и прав.(Как всегда 😛)

kiiga1987
Блин- совсем худо придется вертолетчикам- если еще и ночью будут "долбить" их! Хорошо что " у нащих пацанов" нет сейчас "большой" войны! А "маленькая" думаю еще долго будет- на Кавказе.Когда же эти "абреки" успокоятся!!!!
W1RED
4V4N
В ПЗРК дополнительно введен съемный прицел ночного видения (ПНВ), позволяющий применять ПЗРК в ночных условиях, обеспечивающий обнаружение и идентификацию целей стрелком-зенитчиком, прицеливание и сопровождение цели до пуска ракеты.

в "обнаружение и идентификацию" просто не верю. с полем зрения прицела ОБНАРУЖИТЬ где-то "там" в небе быстро перемещающуюся цель???

SeRgek
W1RED

в "обнаружение и идентификацию" просто не верю. с полем зрения прицела ОБНАРУЖИТЬ где-то "там" в небе быстро перемещающуюся цель???

во-во
я уж не говорю как этот ПНВ будет видно в упакованном ночном вертолёте.

kiiga1987
Вот данные по прицелу ночном "Маугли" для ПЗРК ИГЛА
Комплект средств обеспечения стрельбы ночью 9С520 может применяться с ПЗРК "Игла-С" (как и для других типов ПЗРК). СОСН 9С520 обеспечивает:
- прием телекодовой информации от пунктов управления ПВО "Сборка" 9С80М, "Ранжир" 9С737, ПУ-12 (9С482М6 / 9С482М7), МП-22Р, РЛС П-19 / 1РЛ134Ш3;
- отображение на индикаторе переносного планшета целей с указанием госпринадлежности и состава (одиночная-групповая);
- введение в планшет топогеодезической привязки, в т.ч. с использованием средств космической навигации;
- ориентацию опорных устройств на азимуту;
- пересчет координат целей для точек нахождения стрелков ПЗРК;
- передачу по кабелю на расстояние до 50 м информации о азимутах и дальностях целей стрелкам ПЗРК;
SeRgek
ну так алахабаровцам такое не под силу... это уже нормальное ПВО.
kiiga1987
ХЗ -этих "абреков"- они могут что нибуть придумать.
Вон у бывшего мэра Махачкалы -дома нашли ПЗРК- я думаю- не по воронам он собирался-"пулять"!
4V4N
уж не говорю как этот ПНВ будет видно в упакованном ночном вертолёте.

Дык никак. Шестикиловаттного фонаря подсветки вроде нету. 😛

W1RED
kiiga1987
СОСН 9С520 обеспечивает:
- прием телекодовой информации от пунктов управления ПВО "Сборка" 9С80М, "Ранжир" 9С737, ПУ-12 (9С482М6 / 9С482М7), МП-22Р, РЛС П-19 / 1РЛ134Ш3

именно. как видим, для стрельбы ночью нужны внешние средства обнаружения и целеуказания - навести стрелка в сектор 25 градусов (см. ТТХ), тогда у него хотя бы появляется шанс (не очень большой, кстати).

без них ПНВ вообще беспомощен аки дитя.

пункты управления ПВО - на минуточку - уровень полка-дивизии.

дивизия хоттабычей, с развернутыми системами такого уровня и обученным (не только морды бить и горло резать) ЛС... воля ваша, что-то нескладное 😀

SeRgek
4V4N
Дык никак. Шестикиловаттного фонаря подсветки вроде нету.
в наше смутное время уже даже обычную оптику видно как нвогоднюю ёлку в ночи.
SeRgek
а уж ПНВ с сектором 25 градусов...
W1RED
SeRgek
а уж ПНВ с сектором 25 градусов...

если бы 😊 25 градусов - это сектор, где стрелок будет шарить четырехкратным ПНВ. вслепую

4V4N
Бабай увидит вертолет в ПНВ примерно на том же расстоянии, что и вертолет бабая. А насчет шарить-вертолету тоже шарить надо, да еще поупорнее. Вобщем, если сопли не живать и не алахакбарится , соблюдать тишину и свето, тьфу, тепломаскировку, то не так уж все для бабая плохо. 😛
SeRgek
SeRgek
а уж ПНВ с сектором 25 градусов...

тяшшко ему придётся

kiiga1987
Это и славно- пусть моджахеды и прочие "аллахакбаровцы" "покувыркаются". А желательно чтоб "наши" их видели- а они их нет!
4V4N
Теперь раберемся кто "наши"...
kiiga1987
Для меня "наши" - это советские и русские ВВС!
4V4N
это советские и русские ВВС!
----
А МСВ?
kiiga1987
это само собой - но разговор вроде про авиацию идет!
kiiga1987
еще подборка фото. У проклятых америкашек- бортовой стрелок- важная фигура!



kiiga1987
а вот уже "современные"-афганцы.
4V4N
Баба лучшеб шлем не снимала...
kiiga1987
Баба лучшеб шлем не снимала...


А это баба?

kiiga1987
а вот еще видел такую штуку.
Allexcolonel
Подготовка восточноевропейских союзников США(Венгрия, Чехия, Хорватия) перед отправкой в Афганистан 😀...



Хорватия.
kiiga1987
Нет АКМ -это несерьезно! минимум вот такой стрелок нужен!
W1RED
kiiga1987
Нет АКМ -это несерьезно!

ага. мог бы и с макаром посидеть, чо... как бы спитфайр

kiiga1987
а вот моя молодость-вот это наши бортовые стрелки !
SeRgek
а что за пулемёт?
kiiga1987
Пулемет Калашникова- только "авиационный вариант".
SeRgek
ага, что-то сразу большим показался.
kiiga1987
Это потому что пламегаситель другой.
Allexcolonel
Канадец...
kiiga1987
а вот еще америкашка "поливает".
Allexcolonel
Ещё "канадец"...
Alexandr_VV
Классический штамп времен СССР:


kiiga1987
что то я не понял- кто играет "бортстрелка"? Джон Траволта?
Alexandr_VV
Да не, это вообще проходной эпизод в фильме.
kiiga1987
Да образ американцев во Вьетнаме таким и "запомнился"! Вертолеты с которых обстреливают крестьян, В-52 -и "ковровые" бомбежки, Ф-4 "Фантом"-сбрасывающие напалм!
Allexcolonel
Ещё прикольная фотка-за ПКМ-ом сидит тётка...

Sgt. Erica Thompson with the Russian PKM machine gun
Allexcolonel
И снова канадцы...
kiiga1987
А вот фото- Афганистан конечно! Створка открывается, пулемет -выдвигается и -огонь!
kiiga1987
а вот мне понравилось фото -написано на пулемете- "У меня есть 200 маленьких друзей-которые бегают быстрее чем ты"
kiiga1987
а вот еще-Афганистан наверно-не пойму- только куда стреляет? С такой высоты фиг куда попадешь. Может оружие проверяет?

kiiga1987
а вот еще один.
Allexcolonel
picture uploading19332
Allexcolonel

kiiga1987
Афганистан- как "было" вчера!!!


SeRgek
posted 18-2-2014 14:31
это .50 BMG?
kiiga1987
Конечно!!!
Allexcolonel
Ну,да - канадцы на всех с таким.Прикольный пламегаситель?
SeRgek
а мне поначалу показалось что что-то крупнее потом разглядел, что это не снаряды, а звенья ленты.
Allexcolonel

4V4N
.Прикольный пламегаситель?

Мне показалось, что там прикол и побольше есть. Новое слово в вооружении-канализацдренажный гильзоотвод. (Русс? Хохл? Таджикский?)

Palitch
а вот еще-Афганистан наверно-не пойму- только куда стреляет? С такой высоты фиг куда попадешь.
Это фотоаппарат так бля*ует
Allexcolonel
канализацдренажный гильзоотвод.
Обижаете-Канада...
Гофра у них и на фотках с миниганами...
На Штатовских тоже , кстати...
kiiga1987
А что гильзоотвод? пусть даже с канализации- главное что "функцию" свою выполняет..
4V4N
Cпер из соседней темы.

https://www.youtube.com/watch?v=2nsliwuQJ4o

kiiga1987
Классное видео...
Allexcolonel
Мелкобританский Royal Marine Crewman


Royal Navy Sea Kings In Action

В Афганистане...

Allexcolonel


Allexcolonel
В догонку к к развлечениям восточно-европейских друзей США из этого поста: https://guns.allzip.org/topic/205/963122.html

Шкворневая установка:


http://www.ak-info.ru/joomla/i...bipods/206-heli

Allexcolonel

4V4N
Недурно вроде получается.
Вут


Отключить рекламу
Создать сайт

В кормовой кабине Ту-95РЦ находились рабочие места двух членов экипажа:
1. Командир огневых установок
2. Оператор радиоразведки (РР или в обиходе 'оператор Вишня' или просто 'Вишня')

Расположение мест - на двух уровнях, вход через люк, открывающийся вниз-вперед. Над люком, как бы на втором этаже - рабочее место КОУ; прямо по ходу движения влезающего через люк - место оператора. Оба сидения расположены спиной к направлению полета, операторское крепится к полу кабины, сидение КОУ к бортам кабины, стрелок как бы висит в воздухе на высоте примерно 1,5м от уровня люка или пола. Сидение может перемещаться на рельсах в горизонтальной плоскости, сидение оператора перемещается влево-вправо и вокруг оси (для удобства работы с прицельными станциями).

Кабина как бы разделяется на две части бронешпангоутом с закрепленной на нем аппаратурой. С места оператора на уровне несколько выше глаз можно видеть чашку сидения КОУ, частично его попенгаген и парашют.

В отсеке КОУ расположены прицельные станции, включая радиолокационную и минимум оборудования для поддержания жизнеобеспечения. Со своего места КОУ может управлять кормовой, верхней и нижней турелями по отдельности или группой.

В отсеке оператора находится станция РР 'Вишня', иногда станция 'Печора', две прицельные станции в каждом блистере, управление системами герметизации, обогрева, магнитофон (проволочный) 'Лира', сумка с переносным бортовым прожектором, сумка с фотоаппаратом (забыл марку - размером с маленький телевизор, двумя 'максимовскими' рукоятками и кольцевым прицелом). Ну и соответственно - масса разных пультов, кнопок, коробочек, вентилей, кронштейнов и т.д.

Борта и потолок кабины покрыты зеленой тканью типа лавсана, под ней теплоизоляция. Пол у оператора и люк - тонким войлоком.

Эргономика кабин - отвратительная, такое чувство, что многочисленные штучки-дрючки рассовывали абы как - сидишь в переплетении труб, шлангов, кабелей - все наружу, ничего практически никакой обшивкой не прикрыто. Несколько угнетает и утомляет.
Операторы особо благодарили конструкторов за две вещи - 1) тангенту (педаль) СПУ, расположенную прямо под правой ступней (при работе связного оборудования на основном канале тангента служила для выхода в эфир, а не для связи внутри самолета, так что операторов нередко 'пороли' за оглашение окрестностей песнями, мнениями об окружающем мире и призывами вроде 'инженер, дайте тепла в корму' - человек нечаянно зажимал педальку и в эфир шло все, что он говорил)
:и 2) - кронштейн с кабелями, укрепленный над спинкой (без заголовника) и целящийся прямо в мозжечок сидящего. Я его называл 'куп де грас' - при аварийном касании земли ты тюкаешься темечком в острый угол кронштейна и избавляешься от дальнейших мучений.

Все вышесказанное заставляло вырабатывать определенные позы безопасности, особенно при разбеге и посадке - левая нога вытянута и упирается в порожек шпангоута, правая согнута, поднята или отведена в сторону и тоже во что-нибудь упирается, голова склонена влево, руками держишься за трубы подачи воздуха.
Толчки, удары и тряска на взлете/посадке а иногда и при попадании в турбулентность были весьма ощутимы.

Самое приятное в кабине оператора - два огромных блистера, каплеобразных, точных габаритов не помню - в длину метра 2, в высоту 1. Сидя на рабочем месте операторы, оказываешься как бы в аквариуме - есть пол и потолок, а стены стеклянные. Обзор - супер, включая вниз, под самолет. Такое чувство полета - дух захватывает. Многие члены экипажа завидовали нашим возможностям обозревать все вокруг.

Еще приятное - малочисленность населения и приличная дистанция от ближайшего командира. Можно и покурить свободно и расслабиться. Курение: первый захотевший начинает - оператор просовывает в щель с левой стороны между спинкой сидения, парашютом и бедром КОУ руку с зажатой сигаретой и интенсивно тыкает стрелка. Проснувшись, тот хлопает оператора по руке - 'понял'. Или КОУ просовывает в ту же дырку свою руку и энергично старается привлечь внимание оператора. Оба закрывают или проверяют закрытие своих кислородных приборов и закуривают. Покурили, помахали-потыкали руками, летят дальше.
Если кто-то некурящий, сигнализация та же, некурящие правда иногда не перекрывали кислород, а наоборот - одевали маску, чтобы не чувствовать дыма.
О расслаблении: у КОУ в полете обязанностей минимум - закрыть и загерметизировать люк, зачитывать 'карты', наблюдать за воздушной обстановкой, докладывать периодически командиру, что в корме все спокойно (иногда даже не удосужившись проверить, на месте ли оператор). При перехвате иноземными самолетами или при облете кораблей для КОУ придумали забаву - карандашиком зарисовывать вражеские аппараты и всякие на них обозначения. Большую часть полета проводили или в спячке или в болтании ногами. Иногда от скуки сползали со своего насеста, усаживались на люк перед оператором и пытались вести беседы или устраивали обеды.
Самая ценная их функция - промаячить 'Вишне', погруженному в прослушивание эфира (и отключившемуся от экипажа), что его хочет командир, штурман, оператор РТР или бортинженер.
Часто стрелки упрашивали командиров и бортинженеров разрешить по-полной развлечься с вверенным им хозяйством - повертеть пушками, поработать с радиолокационным прицелом (не помню обозначения, похож на милицейский радар).

Оператор же как правило был загружен весьма сильно, за исключением полетов на ЦУ (целеуказание), проходившие далеко на севере, куда не могли забраться вражьи стаи или корабли и, соответственно, некого было разведывать.

После нормального полета на БС (до 17,5 часов, 16 ч - в среднем) руки висели как плети, глаза - как у рака, в ушах - пробки. Станция 'Вишня' располагалась перед лицом оператора, крепилась к потолку и шпангоуту. Для работы с ней приходилось задирать голову и держать руки в позе богомола. Рекомендую желающим - подержать согнутые в локтях и поднятые вверх перед собой руки. Через 5-10 минут они просто падают.
Можно опереться локтями на идущие справа/слева трубы, но тогда пальцы не достают до всех рычажков, да и локти соскальзывают. Опытные операторы таскали с собой ремень матерчатый (обычно от летнего комбеза), привязывали его к трубам, устраивая люльку для локтей.
Глаза через полчаса работы со станцией автоматически начинали бегать вслед за засветками на экране, громкость приходилось постоянно увеличивать - ну, понятно, ухо привыкает к уровню звука и требует его увеличения. К концу полета громкость вывернута на полную, руками вжимаешь лопухи шлемофона в уши.

Было и свободное время - вне зоны действия врагов - это 1,5-2 часа от взлета до выхода в западную часть Баренцева моря, часто 1,5-2 часа в северной Атлантике, вне зоны действия АВАКСов, и время на возврате от Кольского п-ова домой.
Сидя спать оператору нереально - спинка и чашка с парашютом стыкуются под 90 градусов. Чаще делали так: сворачивали спасжилет и запихивали его в один блистер, сидение сдвигали к противоположенному блистеру, в образовавшуюся щель совали портфель, сумку от маски, фотоаппарат; зад размещали на сидении, пристегивались, голову - в один блистер, на жилет, ноги - во второй блистер. Вот так заклинивались поперек кабины и спали.

Перед полетом каждому члену экипажа выдавали 1 (один) 'писсуар' - железная штука типа термоса с якобы герметичной крышкой, объемом в 1 литр. Заполнялся вручную, путем поднесения к соответствующему органу, обычно стоя. Исходя из рекомендаций медиков пить больше жидкости при продолжительных полетах на больших высотах, емкость должна была быть раза в 3 больше. Но:увы! Поэтому старались пить поменьше, как результат - у всех начинались проблемы с зубами и костями.

Для более серьезных дел на кормовую кабину выделялся один сосуд типа 'кастрюля', резиновой мембраной и герметичной крышкой. Чесслово, ни разу не использовал - одного вида агрегата и представления себя со стороны (хотя видеть могли разве что пилоты каких Ф-15) хватало для тотального закрепления позывов.
Но один раз наши из передней кабины сожрали что-то и получили расстройство, так что командиру надоело обонять и разглядывать экипаж, он снизил самолет до 2000 м, приказал разгерметизировать, открыть входной люк, выгнал болезных в нишу переднего шасси, приказал закрыть и не выпускал, пока не прокакались и не выплеснули переполненные горшки на створки.

О стрельбах: кормовая установка снаряжалась снарядами ПИКС - инфракрасные ловушки, а верхняя и нижняя - ПРЛС - противорадиолокационными. И те и другие не предполагали стрельбу по цели - ПИКСы пускались веером в случае необходимости, а ПРЛС выстреливались по специальным меткам, нанесенным на блистеры ВСР (воздушный стрелок-радист, место в передней кабине, куполообразный блистер) и 'Вишни'. Красной краской, по дуге вправо на стекло наносились 4 круглые отметки с цифрами, прицельные станции наводились на эти отметки и по каждой давалась очередь. На дальности 2000 м снаряды взрывались, выбрасывая металлическую мишуру, которая образовывала облако.

Т.к. теоретически могла возникнуть ситуация появления врага, почему-то не завалившего нас, на удалении менее 2000 м от самолета (вдруг на таран собрался?), то и не имеющий фугасного или бронебойного действия ПРЛС мог сделать в нем дырку, поэтому иногда проводились стрельбы по целям, но наземным. На берегу моря в полосе стандартного маршрута выхода на БС или ЦУ были сложены какие-то бревенчатые конструкции, вот по ним и отрабатывали, пока мой начальник (службы РР полка) не перепутал конструкции с казармами пограничников. Те были удивлены.

Но обычно стрельбы производились во время любого полета на БС или ЦУ - по всем правилам расстреливали воздух, заодно избавляясь от лежалого б/к. Боекомплект присутствовал на борту постоянно, но реально заряжались пушки только машин, находящихся на боевом дежурстве. Остальные летали с б/к, но с лентами, не поданными в приемник (приемник еще и закрывался металлической заслонкой - 'флажком'.
=========
http://voland983.narod.ru/raznstat/kabinatu.htm

kiiga1987
ВУТ- очень интересно....
sniper1139
Интересно но ужасно не хватает фотосопровождения.
Allexcolonel
Французский стрелок в процессе полета на разнообразием ландшафтов Мали.Операция "Сервал",март 2013 года.Фотограф Alvaro Canovas



Ещё стрелков с Пумы...


http://www.la-croix.com/Monde/...13-05-05-956515
http://www.helicopassion.com/fr/02/wbl293.htm




https://www.youtube.com/watch?v=yMh8l6nqQ_k

Allexcolonel
Пакистанец...

http://www.dw.com/en/pakistans...ings/a-17807262
Allexcolonel
С недавних натовских манёвров...

Allexcolonel
Ланкийский бортстрелок периода войны с "Тиграми освобождения Тамил-Илама"...