Бивачное и сопутствующее снаряжение!*

taupin

Итак начну с горелок и газа.
Вся эта статья была написана Александром Каменевым. www.Mount.ru

ГАЗ В ПОХОДЕ - БРАТЬ ИЛИ НЕ БРАТЬ ?
ЕСЛИ БРАТЬ, ТО ЧТО ?

Внимание!
Все рекомендации и мнения даны не в качестве истины!
Статья носит только обзорный характер.
Ответственность за принятые решения остается на вас.
Будем рады, если вы поделитесь своим опытом.

Газ в походе.
Если вы идете небольшой компанией или согласны питаться по палаткам, газ - великолепный выбор и в плане удобства, и в плане безопасности, и в плане экологии. Костер станет просто уютным дополнением.
Я приведу доводы ЗА:
- можно быстро готовить на 1 - 4 человек
- удобно регулировать пламя
- риск обжечься мал (особенно детям)
- готовить можно в палатке
- кастрюлька для готовки служит и миской для еды
- полупустые баллоны можно дожигать газовой лампой
- можно "не привязываться" к лесу и ночевать на обзорных площадках
- повышается безопасность сложных маршрутов, так как в любой момент можно сделать горячую воду
- предпочтителен с экологической точки зрения
- нет риска связанного с рубкой деревьев
- нет запаха бензина
- не мешает дым костра
Есть доводы и ПРОТИВ:
- это дополнительный вес (от 0,2 до 2 кг человека)
- риск взрыва баллона
- риск спалить или оплавить вещи при готовке в палатке
- трата денег на оборудование
- согреться около горелки на открытом воздухе невозможно
- готовить более чем на 6 человек на одной горелке трудно или невозможно.
Оборудование.
 Для простых походов по равнинной местности, кемпинга, водного или вело туризма подойдет любая горелка.
 Для продолжительных пеших маршрутов могу порекомендовать брать горелку со шлангом или самую легкую с пьезоподжигом; системы EPI-GAS (с резьбовым соединением).
 Для высокогорных маршрутов - горелку со шлангом системы EPI-GAS.
 Для альпинизма (выше 4000м) или экспедиций - универсальную горелку или бензиновую.
Теперь рассмотрим подробно данную тему.

В Москве газовые горелки встречаются четырех систем:
- CampingGas с цанговым креплением
- EPI-Gas с резьбовым креплением
- одноразовый прокалываемый картридж
- мипельный "аэрозольный" баллон
Есть еще и другие, но мы их рассматривать не будем, так как в общем объеме их доля не достигает одного процента.

Горелки с креплением одноразовых картриджей дешевые, но таскать присоединенный баллон (особенно длинный) не всегда удобно. Да и утечки газа у таких горелок - рядовое явление. Сам картридж является действительно! Одноразовым. Что-то я ни разу не слышал, чтобы его кто-нибудь пытался заправить 😊) Этот тип оборудования мало используется и редко встречается.
CampingGas имеет один существенный недостаток, который перечеркивает все остальные плюсы. Это цанговое крепление к баллону. Цанга делается из пластика. Риск расплавить ее велик. А о долговечности этого узла говорит такой пример - из 2 горелок и 2 ламп купленных одновременно, за 7 маршрутов выжила цанга только одной горелки. Остальные сломались. Плюсы этой системы - дешевизна и экономия в весе. В связи с наличием серьезного конструкционного минуса, я бы не стал рекомендовать CampingGas для серьезных путешествий.
Резьбовое соединение EPI-gas более надежно и долговечно. Однако вес таких горелок существенно больше. В Москве можно найти горелки нескольких фирм. 99% из них - это Markill, Coleman, Primus и Kovea.

Coleman широко не представлен, так как газовые горелки, со слов одного представителя фирмы, имеют неконкурентную цену (рассуждения о причинах этого явления я опущу). В 2000-2002 годах я вообще не видел их на прилавках магазинов.
Primus встречается редко по тем же причинам.
Немецкий бренд - Markill - представлен достаточно широко и выбор горелок есть почти в любом туристическом магазине.
Родина Kovea - Корея. Главное отличие - в комплекте есть переходник под баллоны CampingGas.
Поскольку горелки Markill и Kovea практически одинаковы, я не буду их расписывать по отдельности. Есть устная информация, что Markill размещает свои заказы в Корее на том же заводе, где производится Kovea. По ценам, конечно, корейцы выигрывают.

Эти горелки можно разделить на:
- легкие горелки, накручивающиеся на баллон
- тяжелые горелки, накручивающиеся на баллон
- горелки со шлангом
Первый и второй тип различаются размером рассеивателя, ветрозащиты и подставки. Мощность почти у всех одинаковая, пьезоподжиг есть почти у всех, вес и удобство использования различны. Из всех моделей хочу выделить следующие:
самая легкая титановая горелка

Ковея
или- самая простая конструкция (даже без пьезоподжига и ветрозащиты)
Ковея


Маркил

Горелка мощная и удобная для кипячения в кружке или малом котелке.
Ковея

Маркил

Горелки со шлангом также не отличаются по основным характеристикам. Разница только в шланге и в чехле. Отмечу две одинаковые
Ковея

Маркил

В целом хочется отметить некоторую аляповатость корейских горелок. Вроде те же комплектующие, но если присмотреться, то заметны станут и тяжелый шланг, и прокладка попроще, и пластмасса хрупкая, или даже целый узел, сделанный в упрощенном варианте. Может быть, из-за этого многие и предпочитают более дорогой Markill.
Таблица сравнения газовых баллонов.

Все данные взяты с сайтов производителей или непосредственно с баллонов. В случае расхождения данных, истинной считалась маркировка на баллоне.
Данные о ценах взяты из розничных торговых точек.

Сразу прошу простить за таблицу. Мелковата. Но я не смог "победить комп что бы вывесить нормально. 😊


VLAD.NZ

Постоянно ВСЕГДА и ВЕЗДЕ с собой в рюкзачке ( независимо от количества времени и расстояния маршрута ) балончик с газом и головка-горелка.

Сергей С

По поводу мултифуел - ИМХО это недогорелки

taupin

Серег подожди я сейчас вывешу по мульти топливным тоже информация тогда и поговорим. 😛

VLAD.NZ

Зимой процентное содержание определённого газа больше, летом меньше.

taupin

Надо просто смореть на прцентное соотношение пропан/бутан.
20/80% ---- равнинная или летняя смесь.
30/70% ---- примерно тоже самое но более распространенная.
40/60% ---- Зимняя или высотная смесь. Довольно редк бывает.
Говорят что есть 50/50 но я таких не видел поэтому ничего сказать не могу.

taupin

РАСХОД ГАЗА

Внимание!
Все рекомендации и мнения даны не в качестве истины!
Статья носит только обзорный характер.
Ответственность за принятые решения остается на вас.
Будем рады, если вы поделитесь своим опытом.

Норму расхода газа рассчитать сложно, но можно.
 Самый "экономный" вариант - 30 грамм / на человека в день.
 Стандартно - около 60-75 грамм / на человека в день.
 В экстремальных условиях - 100 - 300 грамм / на человека в день.

В целом расход газа зависит от кучи разных параметров:
- форма кастрюли
- объем кипячения
- окружающая температура
- наличие ветра
- высота использования
- качество газа
- тип горелки
- меню
- и т.д.

Попробуем разобраться.
Походные газовые горелки рассчитаны на кипячение небольших объемов воды. Котелок теряет тепло через стенки и через "отсутствие крышки". Существенная потеря тепла горелки происходит по бокам котелка. Поэтому он должен иметь плоское дно и не менее чем на 4 см больше диаметра рассеивателя пламени горелки. Желательно иметь кастрюльку не менее 15 см в диаметре. Из чего изготовлена кастрюлька, особого значения не имеет, но лучше если это пищевая марка металла 😊 Обычно это сталь или алюминий. Крышка нужна обязательно! На высоте лучше использовать скороварку.

В нормальных условиях я готовил на 1-5 человек без проблем. Это 0,3 - 2,5 литра. Но если объем превышает 2 литра, начинается существенная во времени задержка готовки. Более 5 литров на одной горелке готовить не реально. Котелок теряет тепло быстрее, чем его нагревает пламя. Если помните еще из школьного курса физики, половина энергии уходит на доведения воды до температуры 80-90 градусов, а вторая половина на нагрев с 90 до 100 ?С. Поэтому подогреть воду в большом объеме легко, а вот закипятить ее может и не удастся.

Можно использовать две горелки, поставленные рядом, но тогда обычный котелок не встает и нужны овальные каны. Таким образом я готовил на 16 человек (8 литров) - это еще возможно. Если хорошие условия, можно даже 10 литров готовить, но расход газа будет гигантским и нужно предусмотреть ветрозащиту, стеклоткань, подогрев газа и т.д., что не всегда возможно.
Из опыта: готовил 6,5 литров на двух горелках на высоте 3000 метров на Алтае (условия: слабый ветер при -5 ?С, кан стальной 8 литровый с крышкой, "средняя" ветрозащита) - расход газа составил 2 баллона т.е. 900 гр. В пересчете получилось 250 гр. на человека в день!!! В Крыму (высота 500м) была ситуация такая: кан - 7 литров, 2 горелки
TKB-9602

, ветра нет, температура +15 ?С. Расход составил 135 гр./на человека в день.
Слышал о комбинации трех горелок. Пробовал. Третья горелка не помещается под стандартным стальным 9-литровым каном (самым большим из продающихся). На мой взгляд нужно иметь весьма специфическую широкую (20х45 или 30х30см) посуду или это не эффективно совсем - половина тепла уходит. Для нуждающихся в обеспечении 10-15 литровых объемов могу только порекомендовать сконструировать 3 горелки в одном корпусе.

Ветер способен выдуть все тепло пламени и тогда вы не дождетесь ни супа, ни чая. Он способен даже потушить пламя горелки, работающей на полной мощности. Защищать пламя от ветра нужно всегда! Хотя бы три камня поставьте вокруг!
Горелки бывают с ветрозащитой и без. Выглядит она как маленькая тарелка вокруг рассеивателя. Пользы от нее не много - она спасает только при слабом ветре. Есть специальная горелка для работы на ветру с полной ветрозащитой
Маркил шторм.

Алюминевый экран

более эффективны. Ставить его нужно на расстоянии не менее 5 см от горелок и котелка. Ни в коем случае нельзя его ставить вплотную и замыкать в сплошное кольцо! Такая ошибка встречается у любителей примусов "Шмель". Известны случаи взрывов баллонов газа от перегрева. А уж случаи плавления горелок встречаются регулярно.
Стеклотканью пользоваться нужно тоже очень аккуратно. Мы использовали ее так: обматывали кан так, чтобы она свисала на 3 - 5 см ниже его дна и закрепляли проволокой. Затем ставили на горелку. Тепло задерживается под "юбкой", но холодный воздух поступает и охлаждает низ горелки.

Окружающая температура сильно влияет на результат только в случае работы с большими объемами воды. Чем ниже температура, тем больше теплопотери закипающего кана.
Куда важнее температура газового баллона. Если температура ниже 0 ?С, то использовать нужно только газовую смесь (хотя бы 90/10). Чистый бутан при отрицательных температурах идет плохо. Чтобы "запустить" горелку приходится греть баллон на сухом спирте или "на пузе". Смеси работают лучше, но при температурах около -25 ?С и с ними начинаются проблемы. При работе в экстремальных условиях очень важно качество газа. Например, маленькие баллоны Kovea годятся только для высот не более 3000 м, при положительной температуре. А вот баллон Markill 70/30 работал без особых проблем при -15 ?С на высоте 4600м.

Чем выше мы забираемся, тем меньше кислорода в воздухе и тем меньше его давление. Эти два параметра определяют использование газа на высоте. До 1500 метров, обычно, изменений работы горелки не заметно. Ощутимо чувствуется высота где-то от 2000 метров. Выше 3000 расход газа увеличивается существенно. На высоте больше 5000м начинаются проблемы с закипанием даже небольшого количества воды. Расход в этом случае достигает 100 грамм газа на литр воды!
Большинство экстремальщиков для суровых условий выбирает бензиновые или универсальные горелки в сочетании со скороварками.

От устройства горелки также зависит и расход газа. Чем выше мощность горелки (от 600 до 3200 w - мощность, которую указывает призводитель принимать близко к сердцу не надо), тем быстрее она вскипятит воду, тем меньше теплопотеря. Чем плотнее котелок стоит над рассеивателем, тем меньше энергии уходит на обогрев Антарктиды 😊 Чтобы убедиться в этом, можете на досуге включить горелку в самом слабом режиме и поднять котелок хотя бы на 3 см над пламенем. Газ закончится прежде чем вода станет горячей.

И, наконец, о самом интересном и приятном... о еде! Ради нее все эти размышления мы и излагаем. Процесс готовки можно разбить на несколько этапов.
1. Подогрев воды (или еды) до 60-90 ?С.
2. Доведение до кипения (до100 ?С).
3. Варка (поддержание содержимого кана в кипящем состоянии).
4. Жарка.

Если вы собираетесь готовить 5 раз в день по 5 разнообразных блюд в каждый прием пищи (обязательно с вареной свеклой 😊), то половину рюкзака будут занимать баллоны с газом. Мы ходим в походы не затем, чтобы есть и я думаю, что 2 горячих приема пищи (еда + чай) и еще один чай в день - это "классика" питания. При этом стараюсь составить меню так (но не сильно в ущерб качеству), чтобы использовать только подогрев воды и доведение до кипения. Благодаря этому достигается существенная экономия газа.

Выводы.
 Минимальный расход газа (около 3 грамм) получится, если вы на экваторе, на берегу моря в полный штиль, подогреваете 0,1 литра Кока-Колы, один раз в день, в плоской скороварке на 0,1 литра (20 см в диаметре), на горелке 3200 w и баллоне со смесью 60/40...
 Максимальным расход газа будет (весь газ на один раз) если вы попытаетесь на вершине Эвереста, в ураган, без ветрозащиты, отварить 10 кг свеклы в тазу без крышки, на горелке 500 w с баллоном чистого бутана...

Исходя из своего опыта, могу сказать, что средний расход газа в летнем горном походе (готовка на высоте до 3500м на широте Кавказа), при использовании стандартных кастрюлек (Markill или Tatonka) на 0,7-2 литра с крышками, газовой горелки
маркил Гризу

(или)

с газом 70/30, ветрозащитой из стенки камней при ветре 1-5 м/с, при почти "растворимом" меню (2 готовки еды плюс 3 чая) составляет около 70 грамм на человека в день. Большинство моих знакомых дают рекомендации от 55 до 90 грамм.
При "равнинном" использовании аналогичного комплекта кастрюлек и горелки, с нормальным меню (3 блюда и 4 чая в день) и хорошей ветрозащитой, получилось 60 грамм на человека в день.
Опыта готовки на высоте более 5000м или при -40 ?С у меня нет.



VLAD.NZ

taupin

Именно это я и имел ввиду. Сам же постоянно пользуюсь "высотным" ( зимним ) составом. Есть у нас и 50 на 50.

Всегда ставлю отражающий экран из гибкой толстой фольги.

taupin

Данная статья не претендует на полное и всеохватывающее освещение проблемы и высокую "научность".

В очередной раз столкнувшись с необходимостью довезти самолетом на Кавказ несколько балонов с газом для горелки и с проблемами при досмотре в аэропорту я задумался о покупке горелки, работающей на жидком топливе, которое можно не везти, а купить на месте. Выбор между разными горелками свелся к выбору между горелками
Примус
И
МСР
, горелки Coleman были исключены, как имеющие очень плохие отзывы. Была куплена горелка Primus - подкупила возможность использовать не только жидкое топливо , но и газ. А теперь собственно к теме статьи.
Фирма Primus в инструкции к горелке довольно расплывчато указывает отличия в работе горелки на газу и жидком топливе. Например указана только одна мощность 2800 W, время закипания 1 литра воды на жидком топливе Primus, газе и бензине 3,5 минуты, на керосине 4,5 минуты. Дальше указано, что на одном балоне газа ( вес газа 225 г ) горелка может работать от 1,4 до 2,8 часов и за это время можно вскипятить 15 литров воды, на одной заправке бензином ( 510 мл.) можно вскипятить 16-20 литров воды, а на 850 мл. керосина 28-32 литра. Честно говоря поражает бессистемность подбора характеристик и их разброс +/- 100%. Глубже в инструкции встречается таблица сравнения различных видов топлива по энергии и высчитан некий "индекс пригодности для приготовления пищи" .

Топливо-------------Энергия кКал/кг-----Индекс пригодности для приготовл. пищи
Жидкое топливо
Primu ----------------------11900-----------------100
Газ Пропан-----------------12000-----------------101
Газ Бутан------------------11800-----------------99
Бензин---------------------10200-----------------86
Керосин--------------------10100-----------------85
Дизельное топливо-----------9800-----------------82
Каменный уголь--------------8400-----------------71
Метиловый спирт-------------6300------------------53
Сухие дрова------------------4000------------------34

*Следует учесть, что каменный уголь, метиловый спирт и сухие дрова не могут быть использованы в этой горелке.
Что имела фирма Primus под параметром "энергия" не совсем понятно - скорее всего это низшая теплота сгорания в в газообразном состоянии кКал/кг, данные в других источниках отличаются, но не очень сильно.
Эти данные никак не согласуются с житейским наблюдением, что на бензине закипает быстрее. Это объяснимо, если вспомнить, что горят пары бензина и газ не в жидкой , а в газообразной фазе. Фирма Primus рекомендует использовать для газа и бензина одну форсунку (диаметром 0,35 мм), поэтому можно предположить, что за одно время мы сжигаем одинаковый объем газа и паров бензина. Но низшая теплота сгорания в газообразном состоянии кДж/м3, т.е. на единицу объема, а не веса у бензина в 2,5 раза выше.
Из этого можно сделать вывод, что на бензине готовить быстрее, но расход бензина будет незначительно выше - до 15 %.
Теперь несколько слов о весе и объеме бензина и газа. Газовая смесь пропан/бутан имеет плотность около 550 кг/м3, но балоны с газом нельзя заполнять "под пробку" и кажущаяся плотность газа в упаковке составляет около 440 кг/м3. У бензина плотность и плотность в упаковке совпадают, и составляют от 720 до 800 кг/м3 ( зависит от марки бензина). Кажущаяся плотность бензина меньше реальной только во фляге с насосом (которая непосредственно прикреплена к горелке) - инструкция рекомендует наливать во флягу объемом 600 мл. не более 530 мл. Стандартный способ переноски бензина - в пластиковых бутылках из под минеральной воды, что дает значительную экономию в весе относительно газовых балонов, а отличие в объеме переносимого груза еще более значительны.
Некоторые выводы: плюсы бензина -готовить на бензине быстрее, расход бензина не выше, чем у газа ( учитывая вес и объем балонов может быть даже и ниже), бензин не только дешевле, но и гораздо более распространен, чем газ и его можно не везти издалека; минусы- бензин протекает и пахнет, для розжига бензиновой горелки нужно время (для Primus 1-1.5 минуты) и делать это в палатке по меньшей мере затруднительно. И последнее - цена: горелка Primus Himalaya MultiFuel стоит около 120$.
Для меня главным в выборе стала возможность не везти газ из Москвы и сокращение времени приготовления. Как и во всем остальном баланс плюсов и минусов и их важность для каждого определяет выбор, если ваши приоритеты отличаются от моих , то выбор может быть совсем другим.
Взято вот отсюда: http://www.oktopus.ru/article/gaz_benzin.htm

Leavsee

Кста, конструктив маркилла разработан ковеей. росто маркилловцы поглядели, кто может недорого сделать хорошую вещь, и стали заказывать и ковеи.
Дороже только из-за имени.

taupin

Апппппсолютно точно!
Маркил и Ковея делают моло того что на одном заводе так еще в одном цеху! Только вот линии сборки разные. 😊
только вот Ковею "чуть" !!!!!!!! из другого материала делают (Из г...на) а так все одинаково. 😊

Квик

Да нормально ковея работает. Сам юзаю пятый год. А переплачивать за маркил, как за бренд, мелькающий в ваудушных каталогах не вижу смысла.

taupin

Если руки растут от туда откуда надо, то все будет в порядке с Ковеей.
Но процент брака у Ковеи на прядок выше, а может и на два!!!
А раздница в цене например Маркил GRISU и Ковея TKB-9703 всего 500 руб.
А они почти одинаковые.

Квик

Так ведь 500руб. на полутора тысячах- это 25% 😛

Гриня

Хотел высказаться по поводу готовки на большие группы 8-12 человек,в горных условиях высота, минус.

Хорошо зарекомендовала себя следующая конструкция, первоначально описанная в журнале "турист" где-то в середине 80-ых.

Три головы от "Шмелей" устанавливаются на одной платформе и запитываются шлангом от одного резервуара-пластиковый автомобильный огнетушитель, в горловину которого врезан разветвитель под стандартный насос от шмеля и шланг. Там где возможен сильный нагрев вместо шланга используется медная трубка.
Т.е получается своеобразная трехголовая шланговая горелка-горыныч.

Основные преимущества.
1)малый посравнению с 3 примусами вес(резервуар один на троих).
2)гораздо более устойчивая и низкая конструкция, ниже требования к площадке под готовку.
3)Нет опасности перегрева, как у двух одновременно работающих примусов. Предохранительный клапан на огнетушитель не ставится.
4) гораздо удобнее и быстрее разжигать, достаточно разогреть одну голову поставить котел и погулять 3 минуты, от работающей головы две другие разогреваются сами, роль дежурного, в идеале 😊, сводится к открыванию краников.
5) меньший расход бензина.

Недостатки.
1)требуется чаще подкачивать
2)исходное сырье всетаки Шмели: все недостатки присущие их головам.

VLAD.NZ

Головка - горелка от "петцел" и балончик с бензином - РУЛИТ ВСЕГДА И ВЕЗДЕ :-)

Кстати, Коллеги, есть ещё гаовые болончики " грейт аутдоо", попробуйте - будете довольны . Там 50 на 50.

Квик

VLAD.NZ
Головка - горелка от "петцел" и балончик с бензином - РУЛИТ ВСЕГДА И ВЕЗДЕ :-)

Кстати, Коллеги, есть ещё гаовые болончики " грейт аутдоо", попробуйте - будете довольны . Там 50 на 50.

Я 50/50 не разу не видел.

taupin

У них там в Зеландии как в Греции!
Там все есть. 😊

VLAD.NZ

Неосилил :-(

eNGiNe

Специально для тех кто не осилил и по просбам модераторов материал урезан и перенесен в тему про спальники:
http://guns.allzip.org/topic/21/115.html

😊

Сергей С

Нужна помощь клуба. Пытаюсь вспомнить где видел и как называется насадка на легкие горелки (которые на балон), чтоб получилась горелка с ножками и шлангом, видел в магазе вариант под названием "кобра" от ковеи, но она на цанговый балон, а надо на резьбовой.

З.Ы.
Чето я и сам не понял че написал то 😊

eNGiNe

Я про такую вот тут писал (: http://guns.allzip.org/topic/21/74848.html
Только она без шланга. Пользовал неделю в Карпатах - впечатления положительные.

Гриня

Примус Гималаи многотопливная. Опыт эксплуатации.

Поскольку ехали в Киргизию, провоз с собой газа или бензина исключался. Требовались горелки на жидком местном топливе(назвать это бензином язык не поворачивается). Как вариант рассматривались шмели, но было решено попробовать буржуйскую технику 😊.

Группа большая 12 человек, готовили в одной посуде на всех одновременно, поэтому использовались три горелки. Ходили 22 дня из них примерно неделю на дровах, остальные 14 дней горелки работали примерно по 3 часа в сутки.

Конструкция.
Горелка с шланговым питанием, регулировка мощности на балоне, встроенная игла для прочистки сопла отсутствует, пароогенераторная трубка проходит через пламя, для ее чистки используется тросик. Чистка сопла осуществляется проволочкой из ЗИПа.


Выбор сопел и мощность.
Формально горелка должна работать на газе, бензине, керосине и соляре.
С соплом диаметром 0.35 на газе и специальном горелочном бензине, с соплом 0.28 на всем остальном.

Мы решили, что местный бензин на горелочный не тянет, и поставили маленькое сопло на все горелки. В таком вариант мощность очень мала, 8 литров три горелки даже с экраном из фольги грели больше часа. Поменяли сопла на большие, ситуация улучшилась но не сильно, два шмеля явно мощнее чем 3 горелки. При большем времени готовки горелки оказались процентов на 15 экономичнее шмелей.

ТО.
В инструкции сказано, что при использовании жидкого топлива парогенераторную трубку надо периодически чистить от нагоревшей корки.
Чистка осуществляется следующим образом: снимается стакан растекателя и сопло, от парогенераторной трубки откручивается питание. Тросик в парогенераторной трубке надо несколько раз достать и засунуть обратно. Трубку когда там нет тросика надо продувать от частичек нагара. По окончании чистки, до установки сопла, трубку с тросиком ОБЯЗАТЕЛЬНО промыть топливом, иначе сопло будет очень часто засоряться. Надо прокачать примерно 50мл топлива.

На три горелки чистка занимает примерно 10-15 минут, чистку требовалось производить не реже чем раз в 3 дня(около 10 часов работы). Этот срок почти предельный, иногда тросик из трубки руками уже не вынимался, еще чуть-чуть и он прикипает намертво-конец горелке.


Возможные косяки-неисправности.
У одного насоса поршень перестал запускать воздух в цилиндр на обратном ходе -получался разреженный объем который медленно, но заполнялся, требовалось больше качать или делать большие паузы между качками. Достали поршень смазали манжету (ВНИМАНИЕ она ОЧЕНЬ мягкая-легко деформируется, трудно засунуть обратно), неисправность осталась, но прошла сама через 2 дня.

Периодически вылазила уплотнительная резина между балоном-крышкой с насосом.

На 3 день после чистки иногда забивалось сопло.

На высоте более 4500 нельзя плотно закрывать экраном, горелки тут же гаснут, шмели в этом смысле более терпимы.

Сильно низких температур не было, как себя ведут при минусе неизвестно.

Горелка очень проста по конструкции и ТО, маленькая мощность.
Для подобного группового исользования не предназначена, максимум для группы в 4 человека.