Конец вечной мерзлоты

Antid

Немецкий географ: В России недооценивают скорость таяния вечной мерзлоты

Быстрая деградация земель становится все более зримой проблемой российского Севера, рассказал DW Матиас Ульрих, изучающий в Якутии последствия глобального потепления.


Мировое сообщество предпринимает очередной шаг в стремлении остановить или хотя бы затормозить глобальное потепление: с 2 по 14 декабря 2018 года в польском городе Катовице пройдет 24-я Конференция ООН по изменению климата (COP24). В России многие скептически относятся к этим усилиям и к самой проблеме, хотя последствия потепления климата становятся все более зримыми и на территории РФ. Матиас Ульрих (Mathias Ulrich), научный сотрудник Института географии Лейпцигского университета, изучает деградацию (таяние) вечной мерзлоты в Якутии. О том, как ускоряется этот процесс и что он означает для российских планов широкомасштабного освоения арктического региона, он рассказал в интервью DW.

DW: Как получилось, что немец из Лейпцига стал изучать в Якутии проблемы вечной мерзлоты?

Матиас Ульрих: Меня с детства манили полярные регионы. Я изучал географию в Лейпцигском университете, проходил практику в потсдамском отделении Института полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера (AWI) и в 2005 году получил возможность впервые принять участие в экспедиции в дельту реки Лены. Так я заинтересовался темой вечной мерзлоты, которой посвящены и моя дипломная работа, и кандидатская диссертация. Сначала я изучал тундру, а в 2012 году стартовал мой научный проект в Центральной Якутии.

- Но вечная мерзлота есть ведь и в других странах. Почему именно Россия?

- А я занимался научными исследованиями и на норвежском острове Шпицберген, и в США, на севере Аляски. Просто в свое время восточно-германские полярники из потсдамского отделения Академии наук ГДР были тесно связаны с советскими институтами и учеными.

Это сотрудничество продолжилось после объединения Германии, когда AWI открыл в Потсдаме свое отделение. Я сам уже много лет активно сотрудничаю с коллегами из Института мерзлотоведения имени Мельникова в Якутске. К тому же работать в Якутии крайне интересно: здесь необычайно наглядно видны разные стадии деградации вечной мерзлоты, многие процессы особенно ярко выражены и идут намного быстрее, чем в других местах.

- Почему?

- Потому что исторически сложившаяся особенность вечной мерзлоты в Якутии и в других регионах России состоит в том, что в почве очень много льда, иногда до 80 процентов, и это делает ее крайне чувствительной. Стоит льду растаять, и почва резко проседает.

- И вы именно это явление и изучаете?

- Да, я изучаю процесс термокарста - проседания почвы из-за вытаивания подземного льда.

- Как происходит этот процесс?

- Самый верхний слой вечной мерзлоты летом обычно тает, а зимой, по идее, вновь замерзает. Но из-за потепления климата - связанного, возможно, с естественными причинами, но радикально ускорившегося в последние лет сто из-за деятельности человека - тот слой, который тает, неуклонно увеличивается и все чаще уже больше не замерзает. Начинает скапливаться вода, и она из-за своих термальных особенностей, в свою очередь, существенно ускоряет процесс таяния. В результате возникают впадины, а в них - озера.

- И с какой "скоростью" все это происходит?  

- Термокарстовые озера, за которыми я наблюдаю, в том числе с помощью аэрокосмических снимков, образовались за 20-40 лет, причем сегодня они уже метров 200 в ширину и метров 5 в глубину. Так что почва проседала здесь в среднем на 7 сантиметров в год.

- Допускаю, что многие скажут: ну и что? Это же происходит в дикой природе, где почти нет людей!

- Однако в данном конкретном случае речь идет о бывших сельскохозяйственных угодьях. Они теперь стали непригодными для использования, потеряны для человека. Да, плотность населения на российском Севере низкая. Но не забывайте: свыше половины территории России находится в зоне вечной мерзлоты.
Здесь добываются многие полезные ископаемые, значительная часть нефти и газа, здесь немало довольно крупных городов - назову лишь Якутск с населением примерно в 300 тысяч человек. И теперь представьте себе, что почва, на которой стоят дома и заводы, проложены автомобильные и железные дороги, трубопроводы, каждый год проседает на несколько сантиметров.

- В России осознают масштабы этой проблемы?

- В научных кругах, несомненно, осознают, на местном уровне, в той же Якутии, где дело уже доходит до деформации и обрушения домов, как мне кажется, тоже. Поэтому, к примеру, здания ставят на сваи. А вот в европейской части России, где живет подавляющая часть населения страны, в Москве, Петербурге проблему дегенерации вечной мерзлоты, скорость этого процесса и его последствия, по-моему, недооценивают.

- Давайте подытожим: в чем состоят эти последствия? 

- Последствия самые разные! Коренные народы Севера, к примеру, теряют привычную среду обитания. Меняется природа: граница лесов, где тайга переходит в тундру, сдвигается дальше на север…

- Ну, это изменение сибиряки и другие россияне вряд ли сочтут тревожным!

- Зато крайне тревожным для всей планеты является другой эффект: при таянии вечной мерзлоты выделяется замороженный в почве углерод, он попадает в атмосферу, а это ведет к дальнейшему потеплению климата и делает оттаивание почвы еще более быстрым. В результате, как показывают исследования, в исторически сжатые сроки может произойти просто гигантский выброс парниковых газов.

- А в экономическом плане последствия для российских регионов будут состоять в дестабилизации почвы под жилой, индустриальной, транспортной инфраструктурой и в растущей опасности аварий?

- Я не экономист, но достаточно очевидно, что дальнейшая деградация вечной мерзлоты потребует серьезных дополнительных финансовых и человеческих усилий, чтобы поддерживать функционирование любой имеющейся инфраструктуры. И, вне всякого сомнения, приведет к серьезному удорожанию любого дальнейшего освоения Севера. России, которая сейчас форсирует присутствие в арктическом регионе, необходимо это учитывать. 


(скопировать ссылку мышью)https://www.dw.com/ru/%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84-%D0%B2-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8-%D0%BD%D0%B5%D0% B4%D0%BE%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%82-%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D1%82%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE% D0%B9-%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B7%D0%BB%D0%BE%D1%82%D1%8B/a-46506194


P.S.: Каково ваше мнение по данной теме?


Puschistik

Все его переживания связаны только с одним - сможет-ли Россия бесперебойно поставлять газ в Германию? И больше ни с чем. Вся проблема глобального потепления в том, что объёмы использования энергии всё время нарастают и никто не готов сократить его. Это противоречит фундаментальным устремлениям человека.

Werewolf_Zarin

Да нас скоро и оттуда выпрут, потому все-ровно на сколько мы может обеспечить газом Европу. 😊
Мы уже достали всех пытаясь голой допой установить новый мировой порядок.
А что делают с неприятным соседом если не могут вломить, да точно -перестают общаться с дебилом. Ну как бы и с нами уже особо не хотят. 😊

Werewolf_Zarin

Последние пару лет на крайнем севере провожу времени больше чем в Москве, естественно общаюсь, все говорят что зимы стали мягче а ветра сильней, по долгу не встают зимники, это проблема. Индейцем пофигу когда гнать стадо на зимние пастбище главное что бы наст не был сильно прочным, а иначе оленям нечего будет жрать, начнется падеж. Такое к стати бывает раз в 10-15 лет.
Газовщикам и нефтянке принесет конечно потепление проблемы, бить сваи под опоры, вытаскивать трубу из подвижных пород, ну ху!ня, еще добавят к цене на бензин. 😊 Мировой уровень океана если будет подыматься медленно тоже проблем не принесет, в РФ естественно, максимум что получим так это пару, тройку миллионов европейцев у которых сократятся территории, остальные в наш дурдом вряд ли захотят. Но тут проблем не вижу, в плане в росте населения, глобальное потепления освободит больше посевных площадей, как бы то на то. Размягшая тундра, ну канут в лету малые народы растворившись в нашей необъятной, типа чукчей, хантов, мантов, ненси, итп.
Так что пускай все идет своим чередом, это не быстрый процесс, адаптируемся, поди не мамонты. 😊
К стати говоря по поводу кислорода, например в ярсолинских тундрах в среднем отставание от нормы 15% и более, все из за того что таяние высвобождает газ, а растительность крайне скудная, болото до заката.

lunz

Всё это же было уже, потепление/похолодание/потепление и что-то никуда северные народы не исчезли, как жили тыщу лет назад так и живут. Вот и Гренландия когда-то была зеленой....

Werewolf_Zarin

Да достоверно неизвестно, что было и кто исчез, кто нет.

lunz

Сейчас малые народности Севера и Дальнего Востока исчезают не из за изменения климата а совсем по другим причинам, да в общем то и раньше тоже.
Сейчас на изменение климата человек ни как повлиять не может. На данном этапе развития человечество не может например регулировать Гольфстрим или извержения вулканов, регулировать солнечную активность это вообще за гранью разумного, ну пока по крайней мере а ведь это основные факторы влияющие на изменение климата на планете.
Проблемы типа "глобального потепления" будут возникать все больше в связи освобождением людей от необходимости добывать себе хлеб насущный непосредственно на производстве и в сельском хозяйстве, надо же людям чем-то заниматься, кто-то будет на пособии сидеть а кто-то и "работать" над возникшими "проблемами".

Antid

"Сейчас на изменение климата человек ни как повлиять не может."


https://www.dw.com/search/ru?s...%92%D0%98%D0%AD

андрэ

Однако в данном конкретном случае речь идет о бывших сельскохозяйственных угодьях. Они теперь стали непригодными для использования, потеряны для человека. Да, плотность населения на российском Севере низкая. Но не забывайте: свыше половины территории России находится в зоне вечной мерзлоты.
тут без вечной мерзлоты все нечерноземье дровами зарасло а ентот фошшист неграмотный чушь несет-за оленей чтоли беспокоится?

Werewolf_Zarin

Зачем ругаешься, все читабельно.