Дом для бродяг Олега Куваева

kiowa

Недавно пересматривал старые снимки. И вдруг меня как кольнуло - ведь вот это и есть "Дом для бродяг", описанный Куваевым в одноименной повести! Я ж был там не раз, даже ночевал неоднократно - в той его половине, которая и была собственно "домом". Дело в том, что к первому зданию метеостанции пристроили второе. И на снимке "Дом для бродяг" - это левая половина.

Хыч

Материализация мыслей....
Спасибо.

IgorSo

Спасибо kiowa!
Олег Куваев. Господа, обнажите головы! За его жизнь, творчество и такую смерть.

kiowa

Текст - здесь... http://www.lib.ru/PROZA/KUWAEW/dombrod.txt

Skunk

Кстати, никто не знает, есть где-нибудь в сети (ну, помимо Мошкова) еще книги Куваева? В частности интересует сборник рассказов, если не ошибаюсь, "Каждый день как последний".

Незваный

http://lib.aldebaran.ru/author/kuvaev_oleg/

Skunk

Незваный
Спасибо - но все это есть и у Мошкова... 😞

Ugbol

IgorSo
Спасибо kiowa!
Олег Куваев. Господа, обнажите головы! За его жизнь, творчество и такую смерть.

Не подскажите где можно найти полную биографию Куваева. Интересно как он жил.

eNGiNe

Есть в электронном виде:

Романы
Тройной полярный сюжет
Правила бегства
Территория

Повести
Дом для бродяг
Весенняя охота на гусей

Рассказы
Где-то возле Гринвича
Через триста лет после радуги
Чуть-чуть невеселый рассказ
Анютка, Хыш, свирепый Макавеев
Берег принцессы Люськи
Кто-то должен курлыкать
Эй, Бако!
Дневник прибрежного плавания

Кому надо - пишите в личку, вышлю

kashtan

Удивительной красоты произведения! спасибо за ссылку.

Тохтабыч

kiowa, спасибо! Надо бы перечитать...

Пан

Спасибо.
Именно с Куваева у меня и пошла любовь к "шатанию" по природе.

Брайер

Сенкс , киоwа. До сих пор храню старую роман-газету с "Территорией?.Довелось служить срочную на точках на Камчатке. Это для меня была живая иллюстрация творчеству Олега Куваева. Ваш дом для бродяг очень похож на те точки, где я камчадалил. Имею свои старые фото первой половины 80-х.Был призван студентом. Еще раз сенкс за взгляд из юности.

Пан

Блин. От настальгии стал вчера вечером перекапывать книжные завалы дома по поиску "Территории". Прекрасная вещь.

JokerSL

Прекрасный автор. "Территория", "Тройной полярный сюжет" - просто шедевры. Спасибо, что напомнили. Перечитать нужно.

kiowa

Мне, кстати, "Весенняя охота" больше нравится...

Константин14

Да,русский "Джек Лондон"-Олег Куваев,вечная ему память,интересно-экранизации его произведений есть,кто в курсе?

slava_zz

"территория" есть
снималась в Крыму...:-(
ничем более не запомнилась

Тохтабыч

Да, эт деятели киноискусства красиво придумали. Лето, Крым... еще и денег платят. Муки творчества, *уле)))

Константин14

"Территория" в Крыму?...однако)))савсем я старый стал-юмор не понимаю)))

Skunk

Есть еще, вроде "Бросок". Сам не видел, но, судя по описанию, похоже на "Правила бегства"...

Константин14

А вообще-про тайгу,про лес кто что видел хорошее-только про НАШЕ,американского насмотрелся))У меня только "злой дух Ямбуя"по Федосееву есть и две версии "Дерсу Узала"-одна с Ю.Соломиным и одна черно-белая 1962г.Недавно смотрел на двд "Весьегонская волчица"-волки хорошо сняты,дрессура,конечно-но все равно глаз радуют,а ,вот деревня -народ...лубок,фарс.У кого что есть по теме-может,документальные сьемки хорошие,на диске?

slava_zz

фильм "Территория"
ну там не только в Крыму- наверное что-то и на Кольском снимали...-где тундра
чуть ли не Банионис Чинкова играл :-)
чукчей- разные среднеазиаты( это москвичам все они на одно лицо)

но- ничем фильм не запомниллся
видно- книгой не прониклись,
дух это передать трудно, на Севера ездить дорого

"Бросок"- не видел
рассказ вроде назывался "Телесная периферия"

в список литературы- "Печальные странствия Льва Бебенина"

Skunk

slava_zz
...в список литературы- "Печальные странствия Льва Бебенина"
Кстати, да: присоединяюсь: есть у кого в электронном виде? Это, если не ошибаюсь, из сборника "Каждый день, как последний"

Незваный

slava_zz
...дух это передать трудно, на Севера ездить дорого ...
Да уж , эту двухдневную поездку на "Ракете" из Салехарда в Ханты-Мансийск с ночёвкой в Берёзове нникогда не забуду , особенно после того как в Ханты-Мансийском речпорту сели на мель , кое-как поймал последнюю тачку до Пыть-Яха ...

Просто огромные расстояния , а ты ничтожество на фоне этой природы , но обязан выжить ...

slava_zz

я вообще-то про взаимоотношения людей :-)

Незваный

slava_zz
я вообще-то про взаимоотношения людей :-)
Да и я про тоже , во время ночной стоянки в Берёзове на пристани собрался далеко не цвет сибирской глубинки , для них это развлечение в навигацию )))))

YaJurka

А вообще-про тайгу,про лес кто что видел хорошее-только про НАШЕ
да нет ничего,измельчал кинематограф,всё криминал да криминал,а ведь могли бы что нибудь захватывающее снять ,и техника есть и люди и деньги,видать ценности не те..а где фильмы про геологов,охотников,туристов???!!!

Константин14

Там же,где фильмы про врачей,космонавтов и учителей...

Ochotnik

Недавно пересматривал старые снимки. И вдруг меня как кольнуло - ведь вот это и есть "Дом для бродяг"...
Миш, у каждого МУЖИКА обязательно должен быть свой "ДОМ ДЛЯ БРОДЯГ"

и "РЕКА"

"Он оказался погрузневшей копией моего друга. Те же белоснежно-седые волосы, крупная фигура, твердое лицо, покрытое неистребимым загаром..."

"Но с некоторых пор, когда я вошел в промежуточный возраст между молодым
мужчиной и просто мужчиной, но еще без добавки "средних лет"... 😊"


"Вниз по течению от поселка не было даже
избушек охотников, только метеостанция почти в самом устье. А вокруг нее сгрудились хребты: Торные горы, Остроконечные горы, Вулканный хребет, а один хребет назывался Синий..."


"Бригада их кочевала в верховьях главного притока Реки. Я стал
расспрашивать о местности в устье притока. Мне предстояло там быть..."

"На ночь я остановился у небольшого ручья, который со звоном влетал в Реку из зарослей топольника. На коренном берегу стоял мощный лиственничный лес. В темноте его была торная тропинка, по которой, вероятно, выходили с хребтов к Реке пастухи.
Я пошарил глазами и увидел лабаз, приколоченный в высоте к трем лиственницам. На лабазе стояли ящики, обтянутые брезентом, а сбоку была прислонена сколоченная па живую нитку лестница..."

"На шестой день случайно и без умысла я убил медведя. Не уверен, что надо пояснить это, но все же скажу, что возраст, когда этим гордятся, уже прошел и вообще медведи глубоко симпатичные звери, если только ты не сталкиваешься с ними нос в нос. Той же стадии самообладания, когда ты спокоен, столкнувшись с медведем нос в нос, я, наверное, уже не достигну..."

"Река помогла мне понять, что нельзя изменить тому, что считал
правильным долгие годы. Теперь-то я точно знаю, что сердце мое навсегда отдано тем, кто живет на окраинах государства..."




Константин14

Песня.... песня, а не фото.... спасибо!))

Капасёв

Лучшее, что сняли по Куваеву это белорусский телефильм "Идущие за горизонт" по повести "Птица капитана Росса"("Тройной полярный сюжет) и , конечно, в альманахе "Вокруг Света".
Лучший же очерк "Страна неторопливых людей" из ВС 61 или 62-го нигде не воспроизводится, может у кого есть?

Константин14

Все-таки, какое очарование в старых черно-белых фото... а,ведь, правда-это уже История, молодым сегодняшним непонятная. В чатах тут одна дамочка мне заявила-"зачем же идти пешком-когда вертолеты летают?")))Да,это не на пикничок с девочками -водочка, мяско из магазина,"бабахинг"по воронам, а потом в офисе хвастаться-"ух,какой я-от машины в лес метров на 300 отошел, правда, правда!")))...Ну,где сейчас найти подшивку "Вокруг света за 1962г"?Смотрел тут фильм "Флэшка" на двд-так себе, фильмец, но-там такая фраза прозвучала-"время байдарочников ушло, наступило время менеджеров".Об этом как раз и писал еще Олег Куваев-"...а потом пришли респектабельные и принесли свои законы..."

kashtan

Константин, тут Вы немного неправы, Настоящие люди остались, просто время изменилось и они не видны среди "менеджеров". Немало людей, рассматривая старые потертые черно-белые фотографии, все так же задают себе вопрос: а почему на этом фото нет меня?
... но слава Богу в мире есть еще мужчины,
которым совесно таскаться по судам...

Эх, сорваться бы сейчас куда-нибудь в тайгу, на севера. Встретить настоящих Мужиков. Посидеть у костра, зная что вокруг на сотню-другую километров ни одного человека...

Константин14

rashtan:тут Вы немного не правы))Сейчас в тайге Вы встретите директора совместного российско-немецкого предприятия по заготовке ....и его свиту из "братков",то есть, пардон-предпринимателей ))А "настоящие мужики",натерев медвежьим салом, поясницу-с ностальгической грустью листают на компе страницы форума "дом для бродяг...")))Кстати, почитайте ветку "незваные гости на стоянке"-там тоже много о "встречах"))

Капасёв

В этом балке происходило действие рассказа "Где-то возле Гринвича" и некоторых эпизодов "Дневника прибрежного плавания"

SAKO TRG

Очень рекомендую всем посмотреть канадский фильм Последний Траппер "Last Trapper" фильм больше документальный, чем художественный, рассказывает о жизни одного из немногих оставшихся на Севере Канады белого траппера.
Совершенно потрясающе показана природа плюс великолепный саунд трек.

Можно спокойно смотреть на английском, там весь текст помещается на 1 листе.
Пока ничего лучше о природе не встречал.

A mix of documentary and fiction, The Last Trapper is the story of Norman Winther and his wife May Loo, who play themselves in the film. They live in complete isolation in the Yukon, hunting grizzlies and wolves. The last representatives of a way of life almost extinct, they are uninterested in modern amenities and determined to remain true to tradition.

A poetic ode to ecology and the protection of the environment, the majestic landscapes of The Last Trapper were filmed in very harsh conditions, reflecting Nicolas Vanier's lifetime commitment to the Great North. Nicolas Vanier is an explorer and traveller; he has documented his dogsled travels in Alaska, Siberia and North America through numerous books and documentaries. An echo of current concerns about the environment, The Last Trapper was a popular success in France.

DuckHunter

Отец моего товарища работал в Посёлке геологом.
Лично был знаком с прототипом Фурдецкого 😊
"Генрих Фурдецкий, по прозвищу Фурдодуй". Фамилия, правда, немного изменена.

А кто знает, как Куваев умер? Сердце, вроде?
Совестно, мой земляк, а я не знаю.

А фотки да... ностальгия.

Капасёв

Skunk
Есть еще, вроде "Бросок". Сам не видел, но, судя по описанию, похоже на "Правила бегства"...
Бросок сделан по материалам командировки Вокруг Света на Восточный Памир. См. рассказ "Утренние старики" точно место там не указано, но речь идёт о районе заставы Рангкуль и немного Тохтамыш.

Умер Олег Михайлович от сердечного приступа.

Это его табличка на острове Шалаурова

onemen

Первая фотография Дома очень напрмнила мне одно место

onemen

Хочется тоже внести свою лепту, повесить несколько фотографий.







kiowa

Правый человек на верхней фотке - лицо знакомое. Анадырь или Омолон?

onemen

Анадырь.

kiowa

Стёпа?

onemen

Мой товарищь-Серега,левый.Могу ошибаться,но вроде Степа.Сейчас они в Ус-Бел.

onemen

А первое Ваше фото напомнило Мухоморку и Утюг.

kiowa

Ну, здоровенный такой, рыжий? Моторист и вездеходчик?
Так. Серега Иванов? Блин, давно это было. Серега с солитером?
Фото "Усть-Олоя", по-моему, непохоже на Мухоморку - там, похоже, проект другой. Хотя - не уверен, на Мухоморном я был последний раз в 1993, шли с Эльгыгвытгына.

onemen

Абсолютно верно Серега Иванов.Степа его кореш.Оба они здоровые и мотористы и вездеходчики.Серега за последние лет семь сильно округлился.Фотки могу повесить.В этом апреле дня три были на Мухоморке,искали волков и двигались в сторону Эльгыгытгына.С собой была Ваша книга "Мохнатый бог" говорили,обсуждали.У Сереги,он ,говорит жива инструкция ТБ колхозникам Вашего отца про медведей.

kiowa

Да не за семь, а за 20! Округлился, я имею в виду. Последний раз я пил с ним амаретто в том же 1993 году, и он был уже ничего...
А про инструкцию моего бати он зря - батя к ней отношения не имеет, это МОЯ инструкция.

onemen

Сколько лет прошло,Серега все верит,что Вы все еще молодой человек и время остановилось,хотя его детям уже срок в армию идти.
В апреле скорее всего мы с ним опять увидимся,про инструкцию полюбопытствую.

kiowa

Так вот - это - про Интернет! Обратите внимание на один из комментариев по этой ссылке - в Сети нашелся человек, который Дом достраивал!
http://kiowa-mike.livejournal.com/74855.html

А сейчас я увидал приятелей, которых не видел уже 14 лет!

kiowa

onemen
В апреле скорее всего мы с ним опять увидимся,про инструкцию полюбопытствую.

А что там любопытствовать, али я не знаю, что батя писал, а что - я))))
Инструкция для колхозников еще сейчас есть в Магадане в изрядных количествах...

onemen

Любопытно посмотреть инструкцию как таковую,как бумагу тех лет.Авторство не вызывает теперь разночтений.Я если Вы не против в ветке Охота после НГ написал бы про Север и вывесил бы всяко разно фотки.

onemen

На нижней фотографии кстати вездеход Степана младшего,сына старшего.Я имею ввиду вездеход синего цвета.

Ochotnik

kiowa
Да не за семь, а за 20! Округлился, я имею в виду. Последний раз я пил с ним амаретто в том же 1993 году, и он был уже ничего...
А про инструкцию моего бати он зря - батя к ней отношения не имеет, это МОЯ инструкция.
Дааа,в те годА с Амареттой(у нас вишнёвый шёл)было проще чем с водкой 😊
А скан ТОЙ инструкции - в студию 😊

kiowa

Ну, у меня её, как ни странно - нет - ибо есть и текст "Мохнатого бога" в любых вариантах - даже в виде книги - один экземпляр остался))). Брат мой в Питере, будучи в Магадане, по-моему, набрал их некоторое количество - сугубо как раритет. Выпущена она была в 1986 году, очень помогал мне Анатолий Александрович Моисеев, тогда - начальник Магаданохотуправления, а теперь - какой-то функционер по охоте в Ленобласти или в Питере.

kiowa

onemen
Любопытно посмотреть инструкцию как таковую,как бумагу тех лет.Авторство не вызывает теперь разночтений.Я если Вы не против в ветке Охота после НГ написал бы про Север и вывесил бы всяко разно фотки.

Да только приветствовать буду! Вообще, я в модераторской деятельности стараюсь лишь следить за соблюдением правила форума - то есть - нет несогласованной рекламы, нет ругани и оскорблений участников.

И вообще - надеюсь на встречу в феврале)))
Интересно - мой приятель решил, что Ваш ник - неправильно написанное one man.
А чукча - он сразу сообразил, откуда....

onemen

В феврале обязательно!26.12 улечу на 15 дней,связи скорее всего не будет.

kiowa

Кстати, а снимал Женя Шевченко, наверное?

Andrey_R

Вот блин, читаю Куваева, читаю документалистику, и так хорошо на душе - приятно, и сам бы вот так взял и поехал бы...

Да нет дела домашние, дела учебные эх... 😞

onemen

Связь на удивление состоялась. Кто снимал не знаю, с Нов, Годом и привет от Иванова С.Г. и Шигаева. В.Г.

Капасёв

"Шелагский мыс виднелся уже километрах в десяти, все такой же четкий и безмятежный, как спящий каменный кот. Огибать его нечего было думать, и мы пристали к берегу под крутым галечниковым валом, защищавшим немного от ветра.
Мыс сей знаменит в истории полярного мореходства не меньше, чем мыс Дежнева или Челюскин. Когда-то его считали оконечностью Азии
Вдобавок из-за перешейка мыса с севера зимой на прижавшиеся к горе домики обрушивался ураганный ветер, сродни знаменитой новороссийской боре. Поселок решили перенести на юр, и Шелагский мыс опустел"

Дядя Леша

Константин14
Да,русский "Джек Лондон"-Олег Куваев, вечная ему память, интересно-экранизации его произведений есть, кто в курсе?

"Берег принцессы Люски" экранизирован. Давно смотрел, но помню, что неплохо.

------------------
С дружеским прицелом, Дядя Леша

Константин15

Спасибо, найду,если повезет)))

kiowa

onemen
Связь на удивление состоялась. Кто снимал не знаю, с Нов, Годом и привет от Иванова С.Г. и Шигаева. В.Г.

Огромное спасибо!

onemen

Пожалуста. У ребят похоже складывается с дикарем, хотя и мало снега.

kiowa

Удачи им!

jfq2004

Ugbol

Не подскажите где можно найти полную биографию Куваева. Интересно как он жил.

http://www.kolyma.ru/litera/kuvaev/index.shtml#

Andrey_R

ТАкое ощущение, что эта биография - переработанный очерк Куваева "О себе"

Капасёв

В трёхтомнике по его письмам можно составить автобиографию и есть иной вид на некоторые произведения

VinogradovYuri

А в сети есть фильмы "по Куваеву"?

Спортист

Немного не в тему, меня даже на природе интересует почему-то техника 😊
На первой серии черно-белых фоток виден гусеничный вездеход справа - это я так понимаю АТС?? а синий вездеход это что?

onemen

Синий это МТЛБ переделаный в гражданский вариант.

Спортист

Понятно... МТЛБ встречал только в камуфляже, вот и удивился. Спасибо

Andrey_R

Если кто-нибудь найдет в сети, где можно скачать фильмы по Куваеву: Территория, Бросок, Идущие за горизонт - скинте сюда ссылки, буду очень признателен!

Andrey_R

Нашел на торрентах "Идущие за горизонт" (Тройной полярный сюжет)
http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=1106367

Другие фильмы как не искал, пока не попадаются.

DimaM

Михаил Арсеньевич, спасибо Вам за тему!

DimaM


Ugbol
Не подскажите где можно найти полную биографию Куваева. Интересно как он жил.
http://www.kolyma.ru/litera/kuvaev/index.shtml#
Мне кажется, что автор этого очерка очень мало что понял... Хочется надеяться что в России найдется более квалифицированный биограф...

------------------
С уважением
Дмитрий

DmiTat

Andrey_R
Нашел на торрентах "Идущие за горизонт" (Тройной полярный сюжет)
http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=1106367

Другие фильмы как не искал, пока не попадаются.

Да, это я нашел и выложил.

Сделал о Куваеве страничку в ВикИ, собрал, что смог.
Дополняйте.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%B2%D0%B0%D0%B5%D0%B2,_%D0%9E%D0%BB%D0%B5%D0%B3_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Если этот жуткий линк не работает, Зайдите на http://ru.wikipedia.org и введите слева в поиске "Куваев, Олег Михайлович". Попадете туда.

DuckHunter

2 DmiTat
Спасибо за статью. Люди живы, пока их помнят.

Mike1962

"Точное место не называю, ведь это Дом для бродяг, а бродяги должны находить дома сами..." (с)

lyudik50

Нашел на торрентах "Идущие за горизонт" (Тройной полярный сюжет)

[B][/B]

lyudik50

Андрей, огромное спасибо! Сколько прошу "Киномост" ответ один:"Этот фильм сейчас не выпускает никто!"
Ребята, кто ответит? В 80-х в "Юности" была опубликована повесть "Он и Река",о выживании, автора не помню.

read_book

СКАЧАТЬ
Аудиокнига Олег Куваев - Территори
http://abook-club.ru/forum/index.php?showtopic=28418&hl=

Аудиокнига Олег Куваев - Избранное. Рассказы
http://abook-club.ru/forum/index.php?showtopic=29277

Unknown Stalker

Сегодня отличный день- я узнал о замечательном человеке. Так получилось, что я не только не читал его книг, но и ничего не слышал о нем. Больше спасибо за ссылки на его произведения. Начать решил с "Дома для бродяг"

Yasen

форум аудиокниг требует регистрации

http://rapidshare.com/files/315600344/Kuvaev_Oleg_-_Territorija__new_version_.part1.rar
http://rapidshare.com/files/315600340/Kuvaev_Oleg_-_Territorija__new_version_.part2.rar
http://rapidshare.com/files/315600345/Kuvaev_Oleg_-_Territorija__new_version_.part3.rar
http://rapidshare.com/files/315600343/Kuvaev_Oleg_-_Territorija__new_version_.part4.rar
http://rapidshare.com/files/315600342/Kuvaev_Oleg_-_Territorija__new_version_.part5.rar

рассказы Читает Саша Жукова

http://rapidshare.com/files/297628009/Kuvaev_Oleg_-_Rasskazy_by_Zhukova_Sasha.part1.rar
http://rapidshare.com/files/297628034/Kuvaev_Oleg_-_Rasskazy_by_Zhukova_Sasha.part2.rar
http://rapidshare.com/files/297628039/Kuvaev_Oleg_-_Rasskazy_by_Zhukova_Sasha.part3.rar
http://rapidshare.com/files/297627994/Kuvaev_Oleg_-_Rasskazy_by_Zhukova_Sasha.part4.rar

Содержание:
Два выстрела в сентябре
Через триста лет после радуги
Анютка, Хыш, свирепый Макавеев
Чуть-чуть невеселый рассказ
С тех пор, как плавал старый Ной
Берег принцессы Люськи
Утренние старики
Телесная периферия
Кто-то должен курлыкать
ВН-740
Эй, Бако!
Здорово, толстые!

HANG

Спасибо за аудио книги...

Hanter74

Экранизации повестей и романов Олега Куваева: 1. Берег принцессы Люськи. Беларусьфильм, 1969 2. Идущие за горизонт. 2 серии. Беларусьфильм, 1972 3. Территория. 1978, Мосфильм. 4. Бросок, 1982, Таджикфильм

read_book

Это из предисловия к роману "Территоия", изданному Магаданским книжным издательством в 1980 году
===================================================

Альберт Мифтахутдинов
Звание российского литератора обязывает...
Уроки Куваева
Пройдет время, и те из нас, кто сидит сейчас у походного костра, будут сидеть на завалинке и, неторопливо раскуривая трубку или потягивая легкое вино под огородную закуску, будут вспоминать не конец семидесятых, но главным образом конец пятидесятых, начало шестидесятых годов.
Это было последнее десятилетие, когда мы вслед за полярниками прошлого могли себе сказать, что счастливы тем, что успели захватить время, когда основным транспортом были собачьи упряжки.
Если и сейчас все еще интересно работать на Чукотке, то можете представить себе, как было тогда, лет двадцать назад! (Я уже не говорю о тех, кому повезло больше, кто работал на Чукотке в тридцатых-пятидесятых).
Мы были счастливы, что и на нашу долю еще кое-что оставалось.
Олег Куваев был в полной мере счастлив. Он вкусил на Чукотке все: работу в тундре, на побережье, на островах и во льдах Ледовитого океана. Путешествия во все времена года на собачьих упряжках, тракторах, вездеходах, вельботах, резиновых лодках, вертолетах, аннушках и пешком.
Вкусил он и прелести отдыха: охоту на уток и гусей, рыбалку на реках и в море, спокойные дни затяжного пургования, встречи со старыми друзьями и нехитрое застолье в одиноких охотничьих избушках на перекрестках тундровых маршрутов.
Север входил в плоть и кровь незаметно, исподволь, вместе с делом и людьми, которых можно встретить только здесь, на Чукотке, вместе с открытиями, влюбленностями и привязанностями, вместе с приобретениями и потерями. И тогда рождалось отношение к Чукотке, к Арктике, к Северу вообще. Это отношение к Северу прежде всего означало к работе на Севере, а она сама по себе неотделима от будней и праздников. Потом работа как символ веры пройдет основной идеей романа «Территория», и отзвуки юношеского максимализма и полярного суперменства будут в нем достаточно заметны.
Роберт Пири однажды, оценивая свое арктическое прошлое, подвел итог: "Жизнь здесь собачья, но работа достойна настоящего человека".
Предваряя книгу О. Куваева, мне меньше всего хотелось бы заниматься литературными оценками. Это дело литературоведов, дело критики. О «Территории» написано много. Если все сложить, по объему будет больше, чем сам роман.
Второй роман «Правила бегства» Олег Куваев завещал Магаданскому книжному издательству и уступил ему право первой публикации. Следовательно, читатель знакомится с ним впервые. И волен сам оценить его, как считает нужным, вкусу своего читателя Олег Куваев доверял.
Мне же хочется коснуться предыстории этих романов и творчества писателя, литературного процесса, поведать о нем как о личности, то есть о том, что составляло сущность его как человека и как писателя. Статья эта мемуарная, опорой мне будет не только память, но и сам Олег, его письма, а их в своих архивах к моменту написания статьи я нашел около пятидесяти. Все они после завершения работы будут переданы в Магаданский музей и областной архив.

Переписывались мы часто. И не потому, что Куваев, в отличие от многих, с уважением относился к эпистолярному жанру, а просто потому, что человеком он был обязательным, а в письмах, как правило, решались какие-то вопросы, и они должны решаться быстро, и на письма, значит, побыстрее и следовало отвечать.
Как правило, все его письма, за редким исключением, не имеют даты. Он не ставил чисел, будто время не имело для него никакого значения. А по долгому размышлению могло прийти в голову, что делал он это и не без уловки - письмо без даты вынуждает адресата к незамедлительному ответу.

...Где-то в семидесятом году Магаданское телевидение попросило меня сделать передачу об Олеге Куваеве. Был он тогда в Болшеве, я написал ему письмо и составил анкету из пятнадцати вопросов, попросил его на них ответить, полагая, что его ответы будут интересны не только телезрителям, но и всем его читателям. Он ответил большим письмом, которое я привожу почти полностью, поскольку уже в самом этом письме виден Олег.

====================

Но сначала анкета.
1. Перечисли названия всех книг.
2. По каким произведениям сняты фильмы?
3. Что из написанного считаешь лучшим? (Не надо банального лучшее впереди. Бери пример с классиков - у них лучшее позади.)
4. Как относишься к работе в кино?
5. С какого года на Чукотке, в качестве кого начинал, где побывал на Чукотке?
6. Что представляет собой новый роман, только что тобой законченный?
7. Над чем будешь работать после?
8. Охарактеризуй свое отношение к Чукотке и к Северу в нескольких словах.
9. Любимый напиток.
10. Любимая еда.
11. Любимый вид спорта.
12. Любимое место, куда всегда хочется приехать.
13. Другое место на земле, куда хотелось бы поехать завтра.
14. Любимый афоризм.
15. Что бы ты хотел поведать почитателям своего творчества, доведись тебе встретиться с ними посредством кино или телевидения.

=====================

Ответ его сохранился. Здесь я его привожу почти полностью, опустив только то, что к анкете не имеет отношения.
«Письма наши разминулись. Но так как ты изобрел великосветскую анкету, то напишу вдогон.

Великосветская анкета.
1. Книги по порядку: <Зажгите костры в океане», «Чудаки живут на Востоке», «Весенняя охота на гусей», «Птица капитана Росса», «Тройной полярный сюжет».
2. Возню с кино я начал с документальных. Для объединения географических фильмов снята была одночастевка цветная "Люди тундры и моря" о Чукотке и несколько сюжетов. Они все прошли по Всесоюзному экрану и ЦТ. Затем вместе с режиссером Алексеем Салтыковым написал сценарий по повести "Азовский вариант". Сценарий был дерьмо, и Мосфильм справедливо от него отказался, оплатив нам, однако, наши труды. Затем снята была лента по рассказу "Берег принцессы Люськи" и фильм по повести " Птица капитана Росса" , ничего общего с повестью не имеющий.
3. Из написанного лучшим считаю рассказы "Через триста лет после радуги" , "Чуть-чуть невеселый рассказ" и "Два выстрела в сентябре". Последний опубликован в журнале В. С. под названием "Дядя Яким" . Если называть в единственном числе, то первый из названных рассказов. Достаточно на уровне сделаны повести "Весенняя охота на гусей" и "Азовский вариент" . Все остальное туфта. Нету полета. Посему отношу его не к прозе, а к беллетристике.
4. О работе в кино. Кино и телевидение в наши дни дают выход на миллионы. Если двадцать миллионов выключат телевизоры, то вторые двадцать его все-таки посмотрят, а десять что-то запомнят. Посему парадокс, по короткому фильму "Берег принцессы Люськи" я получил больше писем, чем по пяти книгам, не говоря о десятках журнальных публикаций. А ведь у того же "Вокруг света" тираж более 2 000 000, это серьезно.

Но профессия сценариста, мне кажется, в большей степени черта характера и владения ремеслом, чем литературный талант и тем паче проза. Кроме того, кино труд коллективный. Я же индивидуалист, к соавторству не способен и в кино мне весьма тяжело. Пожалуй, оба фильма появились лишь потому, что на студии Беларусьфильм было ко мне внимательное и дружеское отношение. Но все-таки надо сказать, что шел я по самому дешевому пути, не выполняя долг сценариста. Я безропотно писал многочисленные варианты сценариев, тратил много времени, чтобы литературно они гляделись (боялся испортить нюх). Потом отходил в сторону. В результате на экране я видел или не то, что хотел бы, или противоположное тому, что хотел бы. Это относится к фильму "Идущие за горизонт". Оба фильма я считаю очень слабыми. Так как режиссеры и в том и в другом случае были молодыми парнишками, то большую долю вины за слабость беру на себя.
Вина в том, что отсутствует сценаризм как черта характера. Умение давить на худсовет и режиссера, прошибая то, что ты знаешь лучше. Но кино все же затягивает. Надо снять широкоформатный цветной фильм об Арктике, где бы была она вся с размахом, юмором и тем состоянием души, которое могут дать только горы, море и Арктика. Для этого должен быть режиссер-единомышленник. А где он?
5. На Чукотке с 57-го года. Начал коллектором в бухте Провидения, Заливе Креста. Затем начальником отряда на Ичувееме, где сейчас прииск Быстрый. Затем начальником партии на Чауне и на острове Айон. Где был? Проще сказать везде. Сплавлялся с работой по Чауну, Эргувеему, Амгуэме, Палявааму. Морем из Певека плавал на Айон и на мыс Биллингса. На вельботе от устья Амгуэмы, косы Двух Пилотов до Лаврентия.
6. О чем роман? Внешне это история открытия золотоносной провинции. Но cue сугубо внешне. С равным успехом можно было писать о каменном угле, участке леса для разработки и т. д. Внутреннее же - это история о людях, для которых работа стала религией. Со всеми вытекающими отсюда последствиями: кодексом порядочности, жестокостью, максимализмом и божьим светом в душе. В принципе каждый уважающий себя геолог относится к своей профессии как к символу веры. Производственных романов много. Отличие моего, что герои его веруют еще и в свой образ жизни как единственно правильный. Таким образом, Арктика, работа и личная жизнь образуют некий единый компот, в котором невозможно выделить составные части. Законченным роман не считаю. Слово является все-таки музыкальным инструментом. Само построение фразы способно вызвать у читателя эмоции. Мне кажется, большинство, работая над романом, увлекается сюжетной и психологической стороной дела, забывая о возможностях слова, которыми владеют рассказчики. Я говорю о средних литераторах. В то же время есть блестящие стилистические образцы романов. Из близких нам Ремарк, Хемингуэй, Фицджеральд. А как написан "Иосиф и его братья"!
Романист я начинающий, и, наверное, надо вначале действительно написать роман (сейчас вот это шестой вариант), а потом сесть и переработать его стилистически, чтобы каждая глава была отделана с тщательностью рассказа.
7. Над чем работать после? Я суеверный и лучше промолчу.
Так как протрепешься и ничего не сделаешь. Во всяком случае, задуман новый роман, буду по-прежнему работать для журнала " Вокруг света" , симпатия у меня к нему с годами не проходит, и, может быть, возникнет все-таки идея хорошего фильма об Арктике.
8. Отношение к Чукотке самое простое. Там я сформировался как личность и посему считаю ее родиной, не меньшей, чем то место, где родился. Отношение к Северу? Я не поэт. А наверное, только они могут столетиями перекладывать одни и те же эмоции. Уж очень много написано об отношении к Северу. Проще сказать, что моя биография и моих друзей связана с Севером, и это все. Кстати, в Москве заботливые и доброжелательные редакторы несколько лет назад настойчиво советовали мне расширить, что ли, географический горизонт моих рассказов. Я послушался: появились у меня Памир, Азовское море, Белоруссия. Но я все-таки думаю, что абсолютно незачем убегать от арктической темы. Но! К вопросу об отношении к Северу. Скажем так, что в литературе есть три Севера. Север ранней эпохи в дневниках полярных путешественников XVIII-XIX веков. Страшный, мрачный, ужасный и так далее. Север Джека Лондона, где борьба человека и природы идет на равных. И есть книга Бориса Горбатова "Обыкновенная Арктика". Я убежден, что в советской художественной литературе об Арктике равных этой книге не было и нет. Так что можно говорить об Арктике Бориса Горбатова. Ну, а мы? В частности, магаданские литераторы, к которым отношу и себя?
Я внимательно слежу за тем, что печатается на полярную тему в журналах. Все это, в том числе и мое, перепев трех мотивов: Джека Лондона, Бориса Горбатова и неких веяний журнала "Юность" конца пятидесятых годов. Жестоко, но это правда. Нет индивидуальности, нет прозаика, который бы открыл новую грань в новые времена системы Арктика - человек. Есть неплохое повторение пройденного. Но будем думать, что это процесс учебы, за завершением которой последует...
9. Любимого напитка нет. Всему свое время и место.
10. Любимая еда - мясо по-чукотски .
11. Вид спорта - лыжи. Раньше лыжные гонки, теперь горные. На красивую работу горнолыжных мастеров могу смотреть бесконечно. Это высокий балет в сочетании с опасным цирковым номером без страховки, еще и элементарный азарт гонок. Эх, годы, годы...
12. Всегда хочется приехать на озеро Эльгыгытгын, и еще почему-то Колючинская губа.
13. Куда бы поехал завтра? При идеальной возможности? С детских лет мечта: Тибет и морское побережье Юго-Восточной Азии. Цейлон, Целебес, Ява и так далее. Но именно морем.
14. Ничего не бывает столь плохо, как нам кажется, но и ничто не бывает столь хорошо, как себе представляем. (Это Хем сказал, а вот за точность слов не ручаюсь. Нету под рукой.)
15. Я всегда верил в то, что для каждого индивидуального человека есть его работа и есть его географическая точка для жизни. Человек, который из каких-то престижных или корыстных интересов занят нелюбимой работой, обкрадывает себя ровно на половину жизни. Точно так же и с тем местом, где человек живет.
Здесь никогда не поздно начать сначала. Мещанский конформизм, который проникает в нашу жизнь, - страшная сила. Я знаю многих людей с великолепными и любимыми специальностями, которые работают клерками в каких-то конторах, лишь бы не уезжать из Москвы... Это можно было бы понять, если бы они любили именно этот город. Они его не любят, но престижно жить в центре.
Вторая болезнь все того же мещанского конформизма - болезнь накопительства и приобретательства. Сейчас она со скоростью эпидемии распространяется на Севере. Она при жизни делает человека глухим, слепым и мертвым ко всему, кроме мечты о собственных "Жигулях" и какой-то даче. Вот будет "это", и все будет хорошо. А это ложь. Хорошо уже не будет, так как человек отравлен.
В поисках смысла своей работы и своей точки жизни человек не должен бояться затрат ни моральных, ни материальных. Жизнь не на своем месте и не в своей роли одна из худших бед, на которые мы обрекаем сами себя. Почему-то человек мало об этом задумывается, но весьма прислушивается к так называемому мнению. Получается сплошь и рядом система ложных ценностей, в которых нет главного - идеи и смысла его индивидуальной жизни.
В каждом есть безусловный, но не обнаруженный талант. Когда он обнаружен, человек делает дело и может заявить: "Да я сделал, и пусть кто-либо попробует лучше". А вместо этого, вот те то купили, эти достали, тот имеет, того переместили наверх .
Если же в человеке возникает червь сомнения, не надо давить. Никогда не поздно начать сначала...
Заканчиваю... Но если будешь писать, можешь все истолковать как угодно. Я написал тебе ответы честно. А надо бы хлестко, да нет желания.

==============

Ответы говорят сами за себя - мы видим честного художника и жестокого по отношению к себе человека.
Он очень переживал неудачи в кино, так как знал мнение о фильмах своих друзей на Севере. В письме, написанном мне позднее, есть такие горькие строчки:
"Сейчас сижу и дохну над сценарием, который должен сдать 12 ноября, ибо это крайний отпущенный мне Мосфильмом срок. Ни черта не выходит. Хоть на голове стой. Мне прозу охота писать, а тут надо изобретать киношную ахинею, которая к прозе имеет такое же отношение, как апельсин к лахтаку".
Но с мыслью в будущем сделать фильм об Арктике он не мог расстаться. В вопросе о киноцелине на арктическую тему мы были единодушны. Он писал:
"Жалею, что тебя не было поблизости. Мы бы с тобой сделали бы хорошее и громкое дело, такова была ситуация. Всем же прочим людям, пишущим сценарии, (в частности предлагали (NN) ) я не верю и соавторствовать с ними не захотел. Ну да ладно. Но с тобой мы бы сделали без булды , в это я верю, ибо речь шла о Севере, а тут мы мыслим одинаково, спорить было бы не о чем".
И еще:
"Ох, сгубит меня, сердешного, это кино, сгубит, сгноит, засушит и... утопит".
В этой связи нельзя не вспомнить В. Шукшина, который неоднократно говорил о том, что все-таки порвет с кино и будет заниматься только литературой. Наверное, это свойство талантливых и многогранных натур приходить в конечном итоге к выводу, что необходимо рано или поздно чему-то одному отдаваться безраздельно.
Ну а что же с романом? Он писал, что роман идет туго, главное для него (Олега) есть название, это, мол, уже полдела. Но параллельно выковывается второй роман, который-де написать гораздо легче, чем первый. Уже тогда у него блеснул замысел "Правил бегства" .
Первоначально "Территория" называлась "Там, за холмами", затем "Серой рекой". "Серую реку" он прислал мне, и рукопись хранится в Магаданском отделении Союза писателей. Если его текстуально сравнить с окончательным вариантом, с самой Территорией, видно, как долго и скрупулезно работал автор.
Роман он прислал по моей просьбе, мы в Магадане хотели выпустить его раньше, чем в столице. Но, к сожалению, не успели. Хорошо, что сейчас выполнили желание Олега Куваева и выпускаем в свет "Правила бегства".
Мне кажется примечательным его шутливое письмо в нашу писательскую организацию относительно возможной публикации романа на магаданской земле.
Тов. Мифтахутдинову, Начальнику и Душеприказчику по роману. Для мнения и сведения.
1. Роман посылается на всякий случай и без назойливости. Посему не надо его регистрировать, рецензировать и кастрировать. Но курировать надо.
2. Высокочтимый автор берет на себя легкомысленное обязательство в течение месяца сделать из него угодную издательству вещь, которая будет более чем на 60% отличаться от намеченной к изданию в "Современнике".
Так как издательству требуется продавать книги, то переработка сего обширного материала может идти по линии читабельности его, детективности и проч. Но, в то же время дух геологической героики должен остаться. На уничтожение его я не пойду.
3. Чтобы облегчить курирование, кураж и курковзведение, я высылаю письмо Павлу Григорьевичу Морозову и Людмиле Никифоровне Стебаковой (директор и гл. редактор издательства в те годы А. М.), где Вы объявляетесь душеприказчиком, а в случае моей преждевременной смерти - распорядителем еще не полученного гонорара. А засим припадаю к стопам... и опять же беру твердое обязательство при необходимости представить первый экземпляр единственного для Маг. изд. варианта.
Отсюда ясно, что у Олега было еще много материала, того, что остался за бортом романа, но который ему страстно хотелось использовать.
К публикации "Территории" в журнале "Наш современник" и вообще к роману очень ревниво отнеслись некоторые геологи, работавшие и работающие ныне в Магаданской области. Многие увидели в себе прототипов, много было претензий и обвинений. Эта категория читателей никак не могла отнестись к роману как к художественному произведению, они хотели видеть в нем документ, хронику, а, известно, если человек что-то очень хочет видеть, он это что-то увидит и там, где этого никогда и не было.
Однажды вечером ко мне пришли три геолога, кандидаты наук. Разговор был накоротке, они даже не раздевались. Один из них держал в руках тоненькую ученическую тетрадку.
Вот у нас где Куваев, сказал он, тут все записано. Я, как мог, терпеливо и популярно объяснил ученым мужам разницу между художественным и документальным повествованием.
А тетрадочка мне не нужна, сказал им на прощание. Тетрадочку можете отправить Олегу. Дам адрес.
Тетрадочку они забрали, но Олегу отправить смелости не хватило. Но зато кто-то из них сочинил письмо в редакцию областной газеты. Автору письма ответили, а само письмо положили в архив - в редакции понимали, насколько обвинения в адрес "Территории" абсурдны.
Отзвук волнений докатился и до Москвы. Олег написал мне:
" Юрка (Васильев. А. М.) мне что-то говорил о странной реакции геологов на роман. Кто именно? Что именно? В сем сочинении себя могли узнать лишь два человека: Изя Драбкин и Николай Ильич Чемоданов. Оба они мертвы.
Или это реакция вроде реакции пенсионеров, которые позвонили в редакцию журнала: "Мы там работали все годы и Куваев клевещет: у нас не было трудностей, и у нас никто не ходил под кличками. Это искажение действительности".
Хорошо, в редакции у телефона был умный парень, и он сказал: "Если вы действительно там были, то Куваева можно обвинять лишь в том, что он умолчал о 90 процентах действительности".
А вообще это написано о "Территории", и пусть каждый ищет ее где желает.
Мне думается, этим ответом Куваев раз и навсегда подвел черту под спорами, под всеми кривотолками. Вопрос предельно ясен, и возвращаться к нему, после того как ответ сейчас опубликован, теперь уже никому, надеюсь, не придет в голову.
Впервые настоящая оценка роману "Территория" прозвучала на пленуме правления Союза писателей РСФСР в 1974 году в докладе Юрия Бондарева, посвященном проблемам развития русской советской прозы. Роман Олега Куваева был назван явлением нашей литературы, от романа, было сказано, веет апрельской свежестью .
В Центральном Доме литераторов, где проходил пленум, у меня с Олегом была назначена встреча. Он сидел в нижнем кофейном зале с Юрием Васильевым, ожидая перерыва в работе высокого собрания, и не знал не ведал, что с этого часа круто изменится его судьба.
Объявили большой перерыв на обед. Я спустился вниз и предложил ребятам подняться в ресторан, сообщив, что есть повод и виновник вот он, рядом, и вкратце изложил суть доклада. Олег молчал и смотрел недоверчиво.
"Можешь верить, - сказал Олегу Васильев, - посмотри на него, он сегодня к шуткам не расположен".
Мы поднялись наверх, заняли столик, и тут к Олегу один за другим стали подходить участники пленума с поздравлениями.
Запомнилось, как Сергей Викулов, редактор журнала, где печаталась "Территория", пообещал Олегу опубликовать его рукописи, которые пока еще лежат в портфеле журнала, в самое ближайшее время.
Запомнилось, как подошел к Олегу знакомиться Гавриил Троепольский. Олег встал.
"Понимаете, - сказал Троепольский, - я представлял вас высоким, могучим, а главное, старше. А вы еще совсем молодой человек!"
Олег развел руками и засмущался, предложил сесть, но Троепольский поблагодарил, пожал руку и откланялся.
Было шумно. Знакомые и незнакомые люди подходили, поздравляли, садились, уходили - столпотворение. Олег чувствовал себя не очень удобно. И решено было втроем уйти на Арбат, в дом, который всегда был приютом для бродяг-северян, где жили наши давние друзья писатель Виктор Николаевич Болдырев и его жена скульптор Ксения Ивановская.
В феврале 1975 года Виктор Николаевич Болдырев умер, ему было чуть за шестьдесят. Я срочно вылетел в Москву, а в Магадан летело письмо Олега, которое я получил уже по возвращении. Олег писал: Осталось нас трое, какие бы мотивы нас ни связывали, и как бы мы друг к другу не относились, но остались Юрка, ты и я. Понимаешь, Алик, мы все любили Витю по-настоящему. В моих давних поисках нравственного примера Витя был моим старшим и лучшим другом... Витя обладал редчайшим талантом - он был Личностью... Витя выбрал труднейший вариант, он был Личностью доброты. Алик, я тебе пишу вещи, которые ты знаешь не хуже меня. Это просто ответ на казенные речи, которые произносили над гробом. Я не мог сказать свою речь, плакал я, старина, как сейчас плачу. И потом какие слова - Витя умер. Что говорить-то.
Это было в феврале. А в апреле умер Олег. Вот какой тяжестью свалился на нас семьдесят пятый год.
В марте того же года Магаданской писательской организации исполнилось пятнадцать лет. Я попросил Куваева прислать для альманаха "На Севере Дальнем" пожелания в связи с очередной годовщиной организации и ответить попутно на вопрос, над чем он сейчас работает.
Куваев написал:
1. Закончил сценарий для Мосфильма по роману "Территория". Заканчиваю сценарий для фильма, который будет сниматься на Памире. Это по рассказу "Телесная периферия" ( "Юность"). Работаю над романом "Правила бегства". Суть его в высказывании древнего мудреца Гиллеля, которое предпослано эпиграфом к роману: "Если не я за себя, то кто за меня? Если я только за себя, к чему я?". Действие его происходит где-то рядом с изобретенной мною страной Территорией. Я называю Территорию изобретенной страной, ибо это на самом деле так - прямые географические аналоги невозможны, что бы там ни говорилось.
2. В связи с пятнадцатилетием писательской организации желаю ей собственного печатного органа и достаточно объемного Основания для этого. Северо-Восток по-прежнему притягивает к себе, так сказать, наиболее инициативную часть населения. Посему именно здесь надо ожидать более вероятного, чем в иных местах, появления новых писательских имен. Ну, а практика показывает, что всякое писательское имя вначале возникает где-то на месте и лишь потом становится известным всесоюзному читателю. Исключения из этого правила редки. Значит? Северо-восток должен иметь хороший литературный инкубатор со здоровым нравственным климатом.
А роман между тем продолжал триумфальное шествие: был неоднократно переиздан у нас в стране и вышел почти во всех странах Западной Европы. Сам же Олег сказал так: "Я только начинаю..."
Московское радио сделало прекрасную инсценировку, в которой были заняты прекрасные актеры.
Магаданский областной театр поставил спектакль по роману.
Делали его режиссер Юрий Чернышев и его помощник Борис Фельдман. До этого Борис Фельдман написал телевизионный вариант спектакля, он читал его мне, сценарий был хорош, но не по силам Магаданскому телевидению, этот сценарий скорее подходил бы для телефильма, где не столько о "Территории", сколько об авторе романа.
Премьера спектакля на магаданской сцене прошла успешно.
Геологи Северо-восточного комплексного территориального управления после премьеры подарили каждому занятому в спектакле актеру по хорошему пришлифованному образцу - кому агат, кому халцедон, кому карнеол, сардер, оникс. Это были те камни, которые находили в изобилии на реке Кремянке в Чаунском и Билибинском районах, месте мифической Территории.
Кстати, о камнях. В век каменной болезни, когда собирательство стало модой, иногда раздражает пристрастие к минералу человека, который за всю свою жизнь не нашел ни одного и ни разу не был в поле или экспедиции. Прямо какое-то каменное графоманство! Я знаю одного человека, который выменивает камни на книги. Даже такое бывает...
Несколько строк из писем Олега о камнях.
"Я как-то подумал, что можно в виде компенсации за измену геологии заняться минералогией. Похожу несколько месяцев в родной вуз, поработаю с паяльной трубкой и коллекциями - восстановлю былое.
Если ты всерьез собираешь камушки, то должен знать, что
камушек имеет вид и ценность, когда он большой. Есть у меня большие образцы гранатов. Один себе, один в музей "Вокруг света", один могу презентовать тебе. Но ведь тяжелый, зараза. Есть еще просто крупные кристаллы гранатов. Тебе кристалл я послал один из лучших.
Рад, что тебе понравились гранаты. А то у пижонов вначале при слове гранат горят глаза, потом они разочарованы - камень, видишь ли, в гранатовый браслет не вправлен. Кстати, гранат - это камень верности. Посему можешь, татарская твоя душа, подарить его жене. Один из больших камней я тебе оставлю. Мелочи еще много".
Он любил лыжи, но страстью его было море. Он мечтал о вельботе с постоянной припиской в бухте Провидения. Он хотел участвовать матросом в трансатлантических гонках на большом паруснике Крузенштерн, все документы у него в это плавание уже были оформлены.
"Вернулся я из древнего града Переяславль-Залесского, который на Плещеевом озере. Причин для поездки было много... Решил я уходить в моря, и надо было начинать с родины русского флота Плещеева озера, где и стоит ботик Петра I. Ну и должен был я посмотреть на древние стены с двух сторон, с той стороны, с которой мы, татары (монголы), их брали, и с той, с которой мы, русские, их защищали. Надеюсь, ты не забыл, что я из монголов?"
Принято считать Олега вятичем. Но место рождения еще ни о чем не говорит. Я как-то пообещал ему показать деревню, где половина Куваевых не знает русского языка. Это его заинтересовало, и он сам докопался до своей родословной, выяснилось, что в нем текут две крови, одна татарская, не помню сейчас по мужской или женской линии. И часто при разговоре он вворачивал свое, мы, татаре... Хотя внешне по нему трудно было это определить - голубоглазый, русый, небольшого роста, широкоплечий крепыш с квадратной челюстью.
Олег писал:
"А вообще, в моря надо уходить, в моря. (NN), компаньон-то мой, ведь не матрос. У него вся морская стихия ограничена девочками на пляже и фуражкой с крабом. А насчет фордевинда, бейдевинда и бакштага он не сечет. Я уж не говорю про галфинд или ливентик. А что такое краспица, ты знаешь?
С минералогическим приветом, Владелец Копей, Матрос в Душе".
Я помню, как в Болшеве в его квартире мы с Юрой Васильевым ждали Олега, и я вышел на улицу его встретить. У подъезда стояли мужчина и женщина, на которых я поначалу не обратил внимания. Но когда вернулся и стал подниматься, женщина пошла следом и остановилась у той же двери.
"Проходите", - сказал я ей.
"Нет",- засмущалась она. "Передайте Олегу вот это". И быстро ушла.
Олег пришел и развернул сверток. Мы ахнули. Это была старинная складная подзорная труба. Олег оторопело и восхищенно молчал. Потом опомнился:
Я их обязательно разыщу.
...В литературных оценках Олег был прям и беспощаден - это относилось и к друзьям-писателям, и к незнакомым людям. Чего греха таить, иногда, оценивая рукопись, не каждому ее автору тебе удается сказать откровенно всю правду, ищешь слова поделикатней, чтобы не обидеть, а по сути невольно потворствуешь его дальнейшим безнадежным потугам. Однажды случилась похожая ситуация, и рукопись романа одного автора я послал на рецензию Олегу.
Он ответил:
" Знаешь, рукопись я прочел с трудом, но рецензию постарался написать максимально добросовестно. Мне плевать, на принято-не принято, звание российского литератора обязывает в данном случае к искренности. Искренне я и написал. Я обязан предостеречь автора от мук графоманства, мне автора жаль, а не будущих редакторов и рецензентов, им за это деньги платят... Основы нету. Была бы основа, честное слово, просидел бы неделю вместо трех дней, написал бы автору лично подробнейшую инструкцию. Но..."
Олег Куваев был не намного старше нас, теперешнего поколения магаданских прозаиков. Но мы считали его мэтром, потому что на северную прозу, хотим мы того или нет, он оказал такое влияние, которое ощущается сейчас и будет ощущаться еще долго.
В 1976 году за роман "Территория" О. Куваеву была присуждена премия имени Магаданского комсомола, а в 1977 году - первая премия ВЦСПС и Союза писателей СССР за лучший роман о рабочем классе.
Мы часто обращались к Олегу как к старшему товарищу и опытному тундровику за советом в самых сложных вопросах, неважно, касалось ли это литературы или техники сплава по конкретной реке.
У него было чуткое сердце. Помню, как-то в сезон дождей, на пороге очередных изменений в своей личной и общественной жизни, написал я ему письмо, где об этом не было ни слова, но рассказывалось о намечаемой экспедиции на собачьих упряжках вдоль побережья Чукотки и Якутии, о реке, на которой решил побывать летом, о ловле чира в Анюе и об сидианах на озере Красном.
"Обсидианы - это хорошо. Нужны", - ответил он.
И в конце письма приписал:
"Ты хандришь, Алька. Чувствую это по тону письма. Единственное, чем могу утешить, это тем, что в печали созревают необходимые решения, которые потом уже не надо исправлять.
Письмо мне очень помогло, как и многое другое, чему не придавалось значения раньше, в течение нашей пятнадцатилетней дружбы.
...Тогда, в тот черный год, я шел по осиротевшей Москве и думал, что Москве-то, возможно, еще как-нибудь, а вот Чукотке без Олега действительно плохо, ведь здесь остались те люди, чьи лица обжигал морозный февральский ветер, ветер Территории; люди, исповедующие полярный кодекс чести, которому Олег Куваев был верен всегда.

Альберт Мифтахутдинов