А как готовят выживать летчиков?

CSX

Здраствуйте. Нигде не нашел более-менее подробной информации о программе подготовки к выживанию летчиков. Интересует какие темы изучаются, сколько времени отводиться на теорию и практику, что отрабатывается на практике, через какие время проводится переподготовка? И все ли летчики проходят такую подготовку? Или это все секретная информация? Если была такая тема - удалю.

Werewolf_Zarin

CSX
Здраствуйте.
Здраствуйте - пишется, как здраВствуйте от слова здравие. 😛

Тоже болтовня, но может чего интересного проскочит.
http://www.1tv.ru/owa/win/ort6_main.main?p_news_title_id=85795&p_news_razdel_id=1

Горник

Книги Воловича, причём все.

Vitiaz

Сейчас практически не учат. И это несмотря на серьёзные разработки и (существовавшие?) учебные центры. Наверное - дорого. Не все лётчики проинструктированы по пользованию НАЗом.

В учебных центрах лётного состава постановка вопроса такая: "Долетел и выполнил задачу - молодец! Если ещё и назад вернулся - значит, повезло..."

Как у нас не жалели людей, так и сегодня не жалеют...

По крайней мере в ЦБПиПЛС АДД этими вопросами вообще никто не занимается. Всё на личной инициативе.

По моим данным эти вопросы реально отрабатываются у нас только у космонавтов.

Vitiaz

http://rutube.ru/tracks/1035345.html?v=01aba31cc8c6b2dba2d7fd4aeedc6864

Блин!!! 20 человек со ВСЕЙ АДД - 5-6 экипажей!!! ИНструктаж, иху мать! Это даже не серьёзное обучение.

Срок поисковых работ при наличии данных о покидании экипажем борта - 6 суток. Соответственно, как минимум на такой же срок и нужно полигон делать. А по хорошему весь курс - две недели для ЛПС и месяц - для инструкторов. И таких курсов должно быть как минимум 4: зима-север; море, тайга, пустыня.

Парашютная подготовка - отдельно.

А реально...

CSX

Эти репортажи ни о чем не говорят. Из своего опыта могу сказать, участвовал в чемпионате Москвы по поисково-спасательным работам, а потом посмотрел об этом подобный репортаж - вывернуто все наизнанку, с каким-то нелепым пафосом и обывательскими стереотипами.

У Воловича превосходные книги, но там не понятно как именно готовят летчиков, что именно изучают, сколько по времени и в какой последовательности. Я имею ввиду популярные книги "Академия выживания" например, в списке литературы у Воловича есть и научные работы по выживанию космонавтов и летчков, но я их не встречал.

Еще в интернете можно найти "Инструкцию N 1907-2670 летным экипажам о действиях в безлюдной местности и на море при вынужденной посадке или покидании самолета" но опятьже из нее непонятно как практически готовят летчиков.

Werewolf_Zarin, а вы так и не поняли разницу между туристСКий и туристИЧеский - оба варианта употребляются, но смысл у них разный.

NovNov

Vitiaz
Не все лётчики проинструктированы по пользованию НАЗом.
Вот это потешило. Витязь, Вы что, инструктируете летчиков?

NovNov

Vitiaz
В учебных центрах лётного состава постановка вопроса такая: "Долетел и выполнил задачу - молодец! Если ещё и назад вернулся - значит, повезло..."
Для наглядности говорят, что стоимость обучения и становления професиионального летчика (от начала до конца) равна его бюсту из чистого золота. Я думаю, Вы не в полном объеме изучили постановку вопроса в учебных центрах летного состава.

Vitiaz
Как у нас не жалели людей, так и сегодня не жалеют...
Но Вы же жалеете... Поэтому не все так плохо.

botanik

Думается, очень информативны будут статьи и методички западных специалистов, стандарты НАТО и т.п.
только я в языках не силён и ссылок дать не могу 😞

Katran73

botanik
статьи и методички западных специалистов, стандарты НАТО и т.п.
... ссылок дать не могу

Бумажные варианты (англ.):
United States Air Force Search and Rescue Survival Training (Комплекс обучения ПСР и подготовке ЛС, разработка Департамента ВВС США).
U.S. Air Force Survival Handbook ("Карманный справочник" ЛС ВВС США).

Это для справки - что искать, если надо в электронном виде.

Vitiaz

Для наглядности говорят, что стоимость обучения и становления професиионального летчика (от начала до конца) равна его бюсту из чистого золота. Я думаю, Вы не в полном объеме изучили постановку вопроса в учебных центрах летного состава.

Центр Боевого Применения и Переучивания Лётного Состава Авиации Дальнего Действия находится от меня по прямой 3 километрах. Этот самый ЦБПи ПЛС АДД является нашими шефами. Соответственно, общение с ними проходит довольно регулярное и тесное. Зам. начальника центра по учебной работе знает, ЧЕМУ и КАК он учит свой переменный состав? Я думаю, что он немножечко в курсе своих должностных обязанностей.

На том же аэродроме базируется боевой полк смолётов-заправщиков. Они мотаются там же, где и дальняки. Подготовка экипажей идёт по той же программе. И с ними контакт полный.

Поскольку обучение навыкам выживания - один из элементов моей профессиональной деятельности, то я отслеживаю ситуацию у себя под боком, поскольку необходимо иметь и методики, и разработки, и наглядку и прочее. И о том, ГДЕ и КАК в моём городе это дело поставлено, я знаю обычно из первых рук.

Так что, если интересно, обращайтесь - проконсультирую.

GlebCH

"подвиг Маресьева" на все времена. 😊
Наши инструкции впринципе содраны с натовских.
Толко это что стоит 😊
1907-2670
"В тропической зоне океана повсеместно встречаются различные ви─ды акул (рис. 36)
Рис. 36. Акулы, опасные для человека:
1─мако; 2─тигровая; 3─акула-молот; 4─бурая; 5─песчаная; 6─голубая; 7─белая; 8─морская лисица"
http://www.borkodrom.ru/My/books/Instrukcii1907-2670/Instrukcii1907-2670.htm
Ну бог с ними лучше чем ничего.
Летчики Англицкий знать должны! пункт первый по выживанию.
Здесь качайте (пока не сняли) последнюю версию FM-21-26 не владея первым пунктом можно и по картинкам.
спасибо "хакерам"
http://www.ar15.com/content/manuals/FM21-76_SurvivalManual.pdf
Акулы не актуальны и вообше главно радиомаяк в рабочем состоянии.
оффициално
http://www.brooksidepress.org/Products/OperationalMedicine/DATA/operationalmed/Manuals/FM_21-76_1/fm21761.pdf
для кучи, по Англицки правдо.
http://www.brooksidepress.org/Products/OperationalMedicine/DATA/operationalmed/Manuals/Manuals.htm
прямо
http://brooksidepress.org/Products/OperationalMedicine/DATA/operationalmed/Manuals/
Скоко время? век живи век учись ...

GlebCH

Здесь маленько, что можно оффициално. Хотя не все 😛
http://www.globalsecurity.org/military/library/policy/army/fm/

NovNov

Vitiaz
Поскольку обучение навыкам выживания - один из элементов моей профессиональной деятельности, то я отслеживаю ситуацию у себя под боком, поскольку необходимо иметь и методики, и разработки, и наглядку и прочее. И о том, ГДЕ и КАК в моём городе это дело поставлено, я знаю обычно из первых рук.
Так что, если интересно, обращайтесь - проконсультирую.
Тут вроде как CSX интересен такой вопрос, и тема звучит "А как готовят выживать летчиков?" Поэтому немножко непонятно, почему вы его не консультируете (а заодно и всех тех, кто сюда заглядывает), а лишь пользуетесь теми ссылками, которые тут вывешивают.
По идее, если Вы специалист по выживанию, то Вам и вести тему)))))))))))

NovNov

Vitiaz
В учебных центрах лётного состава постановка вопроса такая: "Долетел и выполнил задачу - молодец! Если ещё и назад вернулся - значит, повезло..."
В связи с этим такой вопрос: "еще и назад вернулся" имеется ввиду с самолетом, или пешкодралом? Не могу себе представить, чтобы у нас делали одноразовые самолеты (!). Неужели у тех, кто должен обеспечить выполнение боевых задач (руководящее звено этих самых летчиков, а в военное время - за невыполнение полагается даже расстрел), так легкомысленно относятся к своим "орудиям производства", т.е. к самолетам (уж не знаю, как на счет "к летчикам", может их действительно много навыпускали)))
На сколько я знаю (хотя не консультируюсь в Центре) запас прочности самолета гораздо выше, чем слетать разОк на задание (даже "кукурузники" использовались более эффективно). Такое впечатление, что Вы имели ввиду не самолет, а парашют, вернуться с которым на самолет - действительно нужно везение))))))))))))))

Vitiaz
Не все лётчики проинструктированы по пользованию НАЗом.
Здесь имеются ввиду летчики вообще, или летчики вашего центра?

А еще такой вопрос: доводилось ли кому-нибудь из российских летчиков (кроме, конечно, 40-х - 60-х годов прошлого века) реально использовать в полной мере свои навыки по выживанию (строить ловушки, заготавливать мясо дичи и рыбы, определять стороны света по полуденной линии солнца и т.д.) и долго ли приходилось выживать?

Я к тому, что в эти инструкции пихают очень много лишнего (это такая тенденция - чем дальше от Великой Отечественной, тем больше эти инструкции перестают быть практичными, а лишь повышают ученые степени авторов). В результате невозможно отсеять действительно нужную информацию из такого вороха всякой фигни.
Например, по выложенной ссылке почитал, как со стропы парашюта сделать иголку. А что, большая проблема куда-нибудь в рукав комбеза зашить целый контейнер (меньше авторучки) с набором иголок (если летчик так много шьет)?
Про акул я тоже обалдел. Не каждый ученый сходу определит вид акулы, не говоря уже про летчика.
Определение стран света по полуденной линии солнца - это где же такое может случиться, что летчик будет сидеть целый день у шеста и отмечать на песке тень солнца (а еще бывает, что наползут облака и тени не будет, нужно будет эксперимент переносить на следующий день).
И т.д. и т.п.
Мое мнение - вполне достаточно сделать просто памятку (только понятную и практичную, без заумностей, типа: "попав в экстремальную ситуацию, вы можете расчитывать только на свои знания и силы, сконцентрируйтесь, успокойтесь..." и т.д.). Т.е. - не пособие или учебник, а именно памятку. Памятка должна быть максимально практична и не содержать "воды". Для закрепления знаний достаточно в программу обучения будущих летчиков ввести 1-2 теоретических и 1 практическое занятие.
Иначе у нас каждый спец считает своим долгом до того усложнить простой предмет, что он и сам без своих мемуаров уже в нем не разберется, зато поднимет свою значимость среди коллег и обучаемых.

Итак, были ли такие ситуации и что конкретно использовалось из этих навыков?

Skunk

NovNov
...Я к тому, что в эти инструкции пихают очень много лишнего ... В результате невозможно отсеять действительно нужную информацию из такого вороха всякой фигни...
Позволю не согласиться: IMHO, лишних знаний не бывает: они места не занимают и тащить их на себе совсем не тяжко 😀 И ничего плохого не случиться, если некто будет знать, как изготавливать иголку или пользоваться гномоном - это ни швейного набора в заначке не отменяет, ни просиживать сутками возле того шеста не требует: пригодилась информация - замечательно; нет - ну, значит, нет: может кому другому полезным окажется...

Vitiaz

NovNov!
Я оправдываться не хочу - не интересно. Конечно, из Якутска лучше видно, кого, чему и как за моим забором учат. Зрение, наверное, очень хорошее. Так вот, вся хрень в том, что через этот самый центр проходят ВСЕ лётчики АДД при переучивани на новые типы самолётов, при назначении на новую должность, при подготовке к исполнению должности командира корабля и т.д.

Есть ТЕОРИЯ, т.е. НАШЕ понимание того, чему должны учить экипажи, и есть ПРАКТИКА - то, чему их действительно учат. Насколько я понимаю руководство АДД, их подход к учебным программам на самом деле весьма практичный - важнее научить грамотной эксплуатации техники, нежели грамотно выживать после урытия той самой техники по собственному раздолбайству. Отсюда и обучение в "учебном" варианте.

Что касается "одноразовости". В случае полномасштабного конфликта любому стратегу главное - зайти в зону пуска и пустить свой груз по цели. После этого его задача выполнена. Так же, как и атомной подлодки-ракетоносца. Т.е. после этого всё происходящее вокруг можно считать частными проблемами экипажа. Зайти же в зону пуска ядерной ракеты, особенно в условиях активного противодействия ПВО противника, это та ещё задача. Да и приземляться после полномасштабного применения ЯО будет некуда, некому и незачем. И навыки выживания в радиоактивной полярной пустыни вряд ли вообще разработаны...

В случае же ограниченного конфликта и противодействие ПВО слабое. Про ЮО знаю - там такой подлянки от хохлов не ожидали и разведка про... ла этот момент.

В любом случае, покидание экипажем самолёта в пустынной местности - событие крайне редкое. Чаще бьются на взлёте/посадке (в нашем Центре за всю историю - 2 аварии, обе на взлёте/посадке). Соответственно и строятся программы обучения.

При штатном покидании борта лётчиком срабатывает поисковый маяк "Комар". По их срабатыванию и определяют покидание. И с момента его включения по тревоге начинает работать АСС. На поиск пилота отводится 6 суток. Потом ищут тело пилота (в чём разница таких поисков, думаю, всем понятно).

Если же говорить о подготовке лётчиков к действиям после покидания аварийного/сбитого самолёта, то подготовка лётчиков АДД, ПВО и ВТА - одна схема, а лётчиков войсковой авиации - совершенно другая схема. Во втором случае вероятность такого события намного выше, соприкосновение с противником более вероятно и т.д.

Про подготовку войсковых лётчиков в этих вопросах сказать ничего не могу - хоть и рядом, но в Липецком центре у меня контактов нету.

Консультации я предлагал не по выживанию, хотя и это могу, а по уровню подготовки по этим навыкам в рязанских военных (теперь в одном, но большом) училищах и УЦ. У них свои задачи и уровень, у меня свои задачи и направления подготовки курсантов, ъхотя и там, и там понятие "круто" не принимается в рассчёт.

Katran73

Надеюсь, вашим баталиям не сильно помешаю. 😊

NovNov
...вполне достаточно сделать просто памятку...
"U.S. Air Force Survival Handbook" 😛 только найти не получается.

GlebCH, http://www.ar15.com/content/manuals/FM21-76_SurvivalManual.pdf - не качается.
http://www.globalsecurity.org/military/library/policy/army/fm/21-76-1/fm_21-76-1survival.pdf - качается.
Чтение его в онлайне - http://www.scribd.com/doc/19627466/FM-21761-Survival-Evasion-And-Recovery
Только это чуток не в тему: FM - Field Manual - это (по-русски примерно) общевойсковое руководство.

В тему правильнее: U.S. Airforce - Aviation Survival Elements (чтение онлайн).
И ещё то самое "United States Air Force Search and Rescue Survival Training" (ссылка выше), оно же
AF Manual 64-4 Survival USAF (July 1985) (чтение онлайн).
На том сайте ещё много чего есть..

Vitiaz
И навыки выживания в радиоактивной полярной пустыни вряд ли вообще разработаны...
Ну у "пиндосов" кажись есть - поищите тут слово "nuclear"...

ЗЫ: "... за державу обидно." (С, П.А.Верещагин)

botanik

у "пендосов" специализация в каждой отрасли доведена до максимума. наверно, даже по навыкам завязывания узлов есть свои специалисты-инструкторы, знающие в соврешенстве макраме, морские узлы и т.п. А навыки выживания у них, насколько мои скудные познания в языках позволяют судить, структурированы, проанализированы и классифицированы весьма и весьма подробно.

NovNov

Vitiaz
Я оправдываться не хочу - не интересно. Конечно, из Якутска лучше видно, кого, чему и как за моим забором учат.
Витязь, если Вы объясните, о чем эта фраза, буду признателен. Я не писал ни о заборах, ни о том, что видно с Якутска. Или Вы не хотите оправдываться за то, как учат летчиков (тогда на себя берете лишний груз)?
По-моему, тут вы уже оправдались:

Vitiaz
Блин!!! 20 человек со ВСЕЙ АДД - 5-6 экипажей!!! ИНструктаж, иху мать! Это даже не серьёзное обучение.

Не хочу в третий раз задавать одни и те же вопросы, по которым Вы любезно согласились меня проконсультировать (спасибо, конечно), но что делать?. Если можно, прочитайте еще раз эти два вопроса, и если Вы в них компетентны, то разъясните (не потому, что я знаю ответы и над Вами тут издеваюсь, а потому, что я хотел бы знать на них ответы).

И так, вопрос 1:

NovNov
"еще и назад вернулся" имеется ввиду с самолетом, или пешкодралом?
Если глобальный конфликт, то самолет нужен для одноразового пуска ракеты (я правильно понял?) даже для истребителя? После этого война окончена? А ЕСЛИ ЛОКАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ, то опять "хохлы подведут" и возвращение самолета не актуадльно? Почему возвращение самолета не актуально (ведь самолеты не только пускают ядерную ракету, но и сбивают другие самолеты и ракеты, бомбят военные объекты, высаживают десант и многое другое). Глобальный ядерный конфликт в том виде, в котором Вы его так трагично описали вообще маловероятен (кто захочет сам себя уничтожать?). А вот с умеренным поражением жизненно важных объектов на территории противника при попытке минимизировать поражение своей территории - довольно вероятен (такая себе минивойнушка). Сценарий ее тоже не содержит одноразовых самолетов и кораблей. А как относительно локальных конфликтов (они ведь не то, что вероятны, а не прекращаются)?

Второй вопрос:

NovNov
доводилось ли кому-нибудь из российских летчиков (кроме, конечно, 40-х - 60-х годов прошлого века) реально использовать в полной мере свои навыки по выживанию?
Я поэтому и спросил, что покидание самолета - событие редкое. Ну так были, или нет? Или Вы можете обучать только скаутов?
Про "Комар" и поиск трупа летчика понятно, только не понятно, к чему вы это рассказывали, вопрос то был не о том (прочтите вопрос еще раз).

NovNov

Skunk
И ничего плохого не случиться, если некто будет знать, как изготавливать иголку или пользоваться гномоном - это ни швейного набора в заначке не отменяет, ни просиживать сутками возле того шеста не требует: пригодилась информация - замечательно; нет - ну, значит, нет: может кому другому полезным окажется...
В этом я с Вами полностью согласен. Но согласен и с Витязем в том, что летчик все-таки должен основное внимание уделять летному делу, а не выживанию. Ведь ВСЕ знать невозможно. А поскольку сейчас летчиков (по сообщению Витязя) выживанию не учат вообще ("Это даже не серьёзное обучение", говорит он), то было бы неплохо обучить хотя бы самому необходимому, при этом не уменьшая программу летной подготовки. А определить это необходимое можно было бы, в том числе, и из анализа реальных случаев выживания, о чем я просил Витязя написать, раз уж он все узнает из первых рук. Но, как оказалось, Витязь почему-то перешел только на информацию о дальней авиации (хотя в начале темы разговор шел об авиации в общем смысле). А далее он будет "заводить сома за корягу", что бывало уже не раз, и покинет тему, обиженным на меня, что печально.

GlebCH

1.Линки работают.
2. Есть разные версии: публичные, полупубличные, для внутреннего пользования.
("FM21-76_SurvivalManual" публик-106стр. полу-233стр. 2002г.внутренний-443стр.)
3. FM "Полевые учебники" ближе к теме чем HANDBOOK которые расчитанны на 4 часа обшей информации новые уже другие.
вот "AIR FORCE HANDBOOK - 2007"
http://stevespages.com/zip/air_force_handbook_2007.zip
4. По конфликтам после 1940.
http://www.soldat.ru/doc/casualties/book/chapter6.html
Так выглядет что в Афган опять надо будет, по линку видно сколко авиации было "примерно" потерянно. Так что не помешает поучится, заодно английский и таджикский.

Katran73

GlebCH, спасибо.

Vitiaz


NovNov

"еще и назад вернулся" имеется ввиду с самолетом, или пешкодралом?

Если вернулся с самолётом, то повезло больше. Речь шла об экипажах дальней авиации.
Собственно, обучение навыкам выживания для экипажей АДД и ВТА должно отличаться от программ обучения лётчиков фронтовой авиации. И вот почему. В АДД и ВТА более вероятен именно отказ техники над малонаселённым районом, поскольку "стратеги" и не должны заходить в зону действия ПВО противника (сбитые над ЮО Ту-22М3Р - это разведчики, по специфике ближе к войсковой авиации). Для тактической авиации именно более вероятно сбитие самолёта над территорией противника. В силу этого для "дальников" важнее сохранение жизни в условиях автономного существования с целью дождаться эвакуации. Для "фронтовиков" важнее уйти от поисковых групп противника, т.е. не попасться.


NovNov

доводилось ли кому-нибудь из российских летчиков (кроме, конечно, 40-х - 60-х годов прошлого века) реально использовать в полной мере свои навыки по выживанию?

Постановка реального курса выживания для будущих офицеров в Рязанском высшем военном командном училище связи началасть именно после такого вот "выживания" лётчика на Северном Кавказе. Его самолёт (не помню точно подробностей, если Су-24, то почему один лётчик, но не суть...) был повреждён во время штурмовки. Удалось отойти в "мирный" район и там покинуть борт. Пилота нашли через 3!!! дня. Он не прятался, его не гоняли по горам - он просто пытался выйти к своим. Состояние никакущее, паника и истерика, попыток ориентирования и пр. не предпринимал, продуктов нет, оружие в нерабочем (полностью засраное) состоянии. Не был обучен.

Знаю и ещё несколько случаев выживания пилотов различных самолётов в 70-80-х годах. В основном по популярным изданиям типа "Комсомольской правды" и "Радиостанция "Юность". Подробностей не помню - был мал - но случаи были.

На самом деле аварии с покиданием судов в малонаселённых районах очень редки - их на самом деле единицы. Чаще происходят аварии по типу последней с Ту-142 на ДВ - все гибнут. Либо покидание судна происходит в пределах досигаемости АСС аэродрома, т.е. о выживании как таковом речь не идёт.

В Афгане довольно успешно работала АСС, т.е. по срабатыванию "Комара" сразу же вылетали спасатели.

По арабо-израильским, Корее - информации не имею.

В своё время постановкой обучения выживанию экипажей ВВС занимался Борис Кудряшов. Последнее его место службы - Анапский учебный центр. Когда центр мягко уничтожили (в деловом плане), он ушёл из ВВС и сегодня (июль 2008 года, когда мы с ним общались последний раз) возглавляет АСС Анапского аэропорта. Фактически всё, что наработано для выживания в ВВС - это его или при его участии. Дядьку банально убрали, как тампакс, и вот он теперь книги пишет, чтобы опыт не пропал. Полтора года назад у него был интересный проект для ТВ. В этом году я к нему в гости не попал - попробую списаться с общими знакомыми и прояснить судьбу проекта (не говорю про подробности - его просьба).

Щас попробую его фото найти


Борис Кудряшов на занятиях с Тверскими Витязями. Анапа. Долина Сукко 2008

Там же. Вторую часть - укрытия в лесу - пропускаю

А это третья часть - сигнализация.

Всё проводилось по программам для лётных экипажей. Поскольку у меня несколько другая специфика и всё это имеется в наличии, то подробно не снимал.

Vitiaz

Или Вы можете обучать только скаутов?
Не только скаутов. Хотя обучаю и детишек, но далеко не скаутов. Мог бы и серьёзно обучать, при наличии учебной базы соответственной. Просто пока такая задача не ставится.

NovNov

Vitiaz, спасибо за ответы, и за фото!
Такая просьба: если раздобудете инфу о реальных примерах выживания летчиков (в смысле - что им пригодилось из приобретенных знаний), поделитесь, пожалуйста, на данной ветке, т.к. вопрос довольно интересный.

Shturman Vasya

Поддержу Витязя. Нифига и ничему не учат. За всю службу мож один раз побывать случается на так называемых курсах, где в основном все сводится к пьянству. Обычно раз в год начПДС устраивает выезд на выживание, забираются продукты со столовой за три дня, закупается бухло и 2-3 дня полноценного отдыха на природе 😀 Мало того и в НАЗах в креслах ничего нет, Все украдено до нас (с). Например вместо шоколада и других продуктов сначала была карамель витаминизированная, потом сахар, а потом и сахару не стало.

Горник

Жалкое, раздирающее душу, зрелище!

Werewolf_Zarin

http://www.g151.ru/index.php?option=com_content&task=category&sectionid=6&id=23&Itemid=48

Искусство выживания Рэя Мирса / Rey Mears Bushcraft - ВВС Великобритании

http://www.g151.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=120&Itemid=48

На сайте необходимо зарегистрироватся.

GlebCH

Ray а не Rey
youtube "Ray Mears"

Werewolf_Zarin

Может быть. Но хорошо что смысл ссылки это не меняет. 😛

Vitiaz

Жалкое, раздирающее душу, зрелище!

Вся печаль в том, что не умеют пользоваться ШТАТНЫМИ средствами. Где уж там о "выживании на подножном". Парадокс в том, что у космонавтов это поставлено серьёзно, хотя реально навыки применять пришлось только экипажу "Восход-2". Нештатных посадок было всего 3: один аппарат попал на замёрзшее озеро и его долго доставали, и один аппарат попал в нагорье. Кроме Беляева и Леонова поисково-спасательная служба всегда была на месте очень быстро. Собственно, после их посадки в тайгу и стали в ЦПК ставить серьёзный курс выживания. Эти же наработки ив ВВС применяться должны.

К нештатным ситуациям в космонавтике СССР ещё можно отнести увод КК аварийной

Vitiaz

Жалкое, раздирающее душу, зрелище!

Вся печаль в том, что не умеют пользоваться ШТАТНЫМИ средствами. Где уж там о "выживании на подножном". Парадокс в том, что у космонавтов это поставлено серьёзно, хотя реально навыки применять пришлось только экипажу "Восход-2". Нештатных посадок было всего 3: один аппарат попал на замёрзшее озеро и его долго доставали, и один аппарат попал в нагорье. Кроме Беляева и Леонова поисково-спасательная служба всегда была на месте очень быстро. Собственно, после их посадки в тайгу и стали в ЦПК ставить серьёзный курс выживания. Эти же наработки ив ВВС применяться должны.

К нештатным ситуациям в космонавтике СССР ещё можно отнести увод КК аварийной системой от горящей РН, но тут навыки выживания не в счёт.

У амеров до такого вообще не доходило - аппараты при посадке на воду тонули, да. Но вот "выживать" космонавтам не приходилось. Выживание экипажа Аполлон-13 тоже несколько из другой сферы.

Первыми обучение лётчиков навыкам выживания в природе ввели как раз американцы в процессе подготовки экипажей Б-52.

Горник

Vitiaz, а что можете сказать про подготовку поисково-спасательной службы (ПСС) в советское время?
Слышал, что эти спецы и во Вьетнаме были. И выживание собственно их профиль. Поиск, обнаружение и эвакуация экипажа и ценной аппаратуры. Могли действовать и как РГСпН, подготовка очень крутая даже по советским меркам.
Как сейчас не знаю. В 2001 году погибший экипаж СУ-25 смог найти и вынести офицер-разведчик, поисково-спасательные группы этого сделать не смогли.

Vitiaz

Vitiaz, а что можете сказать про подготовку поисково-спасательной службы (ПСС) в советское время?

ПСС чью? Они были разные и с разными задачами. Собственно вопросы выживания их касались постольку-поскольку.

Если та, которая космонавтов спасала, то там главное - встретить во всеоружии. Принять, извлечь, погрузить доставить. Техника, техника, техника. Порой, уникальные транспортёры.

ПСС лётчиков - там задачи по тревоге вылететь на место и вытащить. Это ближе к десантникам-штурмовикам (по Афгану если судить). Такое подразделение есть в каждом авиационном полку или на авиабазе. Т.е. если идут полёты, то эти ребятишки сидят по готовности возле вертолётов. Если их и учили навыкам выживания, то по общим программам ВВС.

Вообще же, владение навыками выживания вообще любой поисково-спасательной службы сильно преувеличены. Нету там в них надобности при правильной организации работы. Возможно, что в тех отрядах и службах, которые часто работают в пешем режиме (горные, например) в силу специфики это и применяется. Но в массе своей - техника. Быстро и эффективно. Сам спасатель не должен выживать - он должен спасать. И при этом сводить свой риск к минимуму. Именно этому его и учат.

Да, в "Учебнике спасателя" этому уделяется определённое место. Но не больше, чем в любой другой книжке по теме. И уж точно без экзотики.

Что же касается более высокой подготовки СпН, то тут всё и так понятно. Держал я в руках невзрачную книжечку с грифом, под названием "Обеспечение жизнедеятельности групп"... В основном - вдумчивое обобщение веками накопленного опыта с суровой научной базой. Но тут не книжка главное - мотивация. Задача спецназа выполнить свою задачу ЛЮБОЙ ценой. Эти ребята привыкли рисковать. Кроме того, именно СпН ГРУ был предназначен для действий в глубоком (до 1000 км) тылу противника, где снабжение в принципе практически невозможно. Спасатели же чисто психологически готовы рисковать только ради СПАСЕНИЯ. Ради трупов новых трупов быть не должно!

Слышал, что эти спецы и во Вьетнаме были. И выживание собственно их профиль. Поиск, обнаружение и эвакуация экипажа и ценной аппаратуры. Могли действовать и как РГСпН, подготовка очень крутая даже по советским меркам.

Вряд ли заморачивались. Проще было бы для тех же целей привлекать группы СпН, чем силы распылять. Ведь не так уж и часто приходится искать. Кроме того, при наличии вертолётов практически нет недоступных мест. Когда под Камранью "Витязей" лидер в гору завёл, так там просто несколько дней тупо через джунгли прорубались - место падения самолётов было известно точно, но сесть туда на вертушке было невозможно.

Из чисто практических соображений "учить бойца тому, что нужно на войне" спасателей практически выживать не учат. По большому счёту это лишнее и не вписывается в тактику применения поисково-спасательной службы. ЛИБО спасаем, ЛИБО сами выживаем, т.е. нуждаемся в спасении, а этого допускаться не должно.

Горник

Спасибо за ответ.

KVATRODOS

Поддержу Витязя. Нифига и ничему не учат. За всю службу мож один раз побывать случается на так называемых курсах, где в основном все сводится к пьянству. Обычно раз в год начПДС устраивает выезд на выживание, забираются продукты со столовой за три дня, закупается бухло и 2-3 дня полноценного отдыха на природе
Просто Уважаемый вам не повезло!Я за свою службу три раза был на обучении в центрах выживания для летного состава, по 21 дню!!!Один раз в Судаке(специализировался на выживании связаным с морем)и два раза в Хабаровске(северо-таежный курс выживания)Кстати таких центров в союзе было три, еще один в Анапе. Так там было все очень серьезно, со здачей экзаменов и тд.,и с трех суточным пребыванием в тайге(это в крещенские морозы)на каждую группу из 10 чел -всего два парашюта, НАЗ и один Инструктор!!!Вообщем крепко учили, много раз в жизни пригодилось!

Shturman Vasya

Ключевое слово "в союзе" , уважаемый. А вот при царском режиме помню... 😀

Vitiaz

Один раз в Судаке(специализировался на выживании связаным с морем)и два раза в Хабаровске(северо-таежный курс выживания)Кстати таких центров в союзе было три, еще один в Анапе.

ТЕОРЕТИЧЕСКИ эти центры и сейчас остались... У нас ещё и "Аврора" в списках флота под No 1 числится, вот только ее ценность как боевой единицы... Примерно тоже самое и с центрами по выживанию. Служащие ЦБП АДД (по старому, сейчас опять меняется всё) и лётный состав там же базирующегося полка АДД не помнят, когда их этому вообще обучали... Полк постоянно летающий, экипажи центра постоянно летающие.

Екатеринбуржец

Shturman Vasya
Поддержу Витязя. Нифига и ничему не учат. За всю службу мож один раз побывать случается на так называемых курсах, где в основном все сводится к пьянству. Обычно раз в год начПДС устраивает выезд на выживание, забираются продукты со столовой за три дня, закупается бухло и 2-3 дня полноценного отдыха на природе Мало того и в НАЗах в креслах ничего нет, Все украдено до нас (с). Например вместо шоколада и других продуктов сначала была карамель витаминизированная, потом сахар, а потом и сахару не стало.
Сам в авиации не служил, но друг на камчатке летчиком дослужился до капитана. Вспоминаю его рассказы когда он приезжал в отпуска, лет 10 назад.
Ничем эти рассказы не отличались от сообщения уважаемого Shturman Vasya.