http://www.popmech.ru/part/?articleid=4910&rubricid=7
Советские конструкторы назвали свое детище «Корабльмакет» (КМ). В 1967 году американские военные, рассмотрев на снимках спутникашпиона непонятно огромный летательный аппарат, прозвали его «Каспийским монстром». Иногда это имя употребляется на Западе для обозначения всех советских боевых экранопланов, а тогда, в 60-х, в Советском Союзе даже само заветное слово «экраноплан» было секретным. В англоязычном мире амфибии, основанные на экранном принципе движения, называли (да и теперь называют) WIG от Wing-In-Ground effect (от английских «крыло» и «земля» ).
Боевые экранопланы так и не были поставлены на вооружение в полном объеме, однако сегодня эти амфибии продолжают разрабатывать как в России, так и в США. У нас машина, сравнимая по характеристикам с КМ, строится как спасательное судно, но есть надежда, что она возродится и в боевом варианте. Прошедшие 40 лет убедили в возможностях экранопланов и американских военных конструкторов: проектирующая WIG «Пеликан» (Pelican) компания Boeing, похоже, подхватила эстафету «Каспийского монстра».
На других морских границах (Черное море, Балтика, Тихий и Ледовитый океаны) тоже были свои причины, по которым применение экранопланов было признано нецелесообразным...
А вот использовать их в качестве спасательных платформ, ИМХО, весьма хорошая идея (быстрее чем корабль, больше чем гидросамолет)...
А по поводу превосходства - он больше, соответственно грузоподъемнее... в нем можно разместить больше спасательного оборудования, эвакуировать больше людей, он может приводняться и взлетать с моря при волнении гораздо большем, чем это допустимо для гидросамолетов
Единственно, в чем он проигрывает тому же Бе-200, хотя я в этом до конца не уверен - большие экранопланы ("Лунь", "Орленок") не могут садиться на аэродромы с твердым покрытием, а тока на воду...
AglalexАгааа. Вот это уже похоже. Только кабина была одноместная видимо. Просто овальный прозрачный пластиковый фонарь нападобии как у истребителей. Турбины цилиндрической формы . Сама машина меньше размером (судя по силуэту человека в верхней кабине) Да и видел то я это году так в 88.
Я обновил ссылку
AglalexНаблюдал во время учений экраноплан выползал на пологий песчаный берег в Каракумах. Из него пехота выбегала. По размерам кажется с грузовой самолет типа АНТея.
большие экранопланы ("Лунь", "Орленок") не могут садиться на аэродромы с твердым покрытием, а тока на воду...
Кстати не взлетевший экраноплан ведет себя на воде также как и гидроплан, волнения он всеже боится.
http://www.popmech.ru/part/?articleid=4153&rubricid=14
Применения экранопланам в мирной жизни не нашлось в то время, как, собственно и суднам на воздушной подушке. Тогда как на западе такие катера вовсю катали туристов и всех желающих... И в материале, который добавил уважаемый Calex211 тоже говорилось, что экранопланы проданные на запад зарабатывают деньги возя туристов по озеру Онтарио и на мелководье Багамских островов, куда не могут зайти катера...
У нас этого просто не может быть... Страна занята совсем другими проблемами... Все ведь для людей делается...
в конце фильма "Бриллиантовая рука" Семен Семеныч на таком с семьей катаетсяВ Астрахани и под Астраханью в заповеднике таких много были. Инспектора на них катались.
суднам на воздушной подушкеО. Этих тоже насмотрелся 😊Там же на Каспии. Если интересно кому напишу.
AglalexДесантный "Орлёнок" создавался как раз под очень конкретную задачу. Флот СССР на Чёрном море и Балтике был заперт проливными зонами. Важнейшей задачей считался захват турецких и датских проливов для обеспечения развёртывания сил флота в начальный период конфликта. Одним из инструментов этого была морская пехота , для которой и был создан этот специфический летающий десантный корабль. Отсюда - назначение , размеры , грузоподъёмность, дальность и т.д.
Насколько я знаю, причиной непринятия на вооружение боевых экранопланов стало отсутствие детально разработанной тактики их применения.
32RUSЯ тоже их там много видел... Плавать на таких не приходилось, но на "Ракете" из Астрахани в Зеленгу ходили... Правда маленький был, не помню... Отец рассказывал, что "Метеоры" и "Восходы" по маршруту Астрахань-Волгоград-Саратов-Самара ходили как автобусы по расписанию...
В Астрахани и под Астраханью в заповеднике таких много были. Инспектора на них катались
Где теперь все это?
sergantТо есть в случае конфликта с США, СССР готов был нападать на Данию и Турцию?
Флот СССР на Чёрном море и Балтике был заперт проливными зонами. Важнейшей задачей считался захват турецких и датских проливов для обеспечения развёртывания сил флота в начальный период конфликта.
32RUSНда-а-а... веселая служба у моряков на КВП...
По поводу КВП
Хочется думать, что большие десантные корабли на воздушной подушке "Зубр" сделаны все-таки по-уму...
AglalexВойна СССР с США? Скорее Варшавский блок против НАТО. И не нападать , а обеспечить беспрепятственное развертывание ВМФ...
То есть в случае конфликта с США, СССР готов был нападать на Данию и Турцию?
😛
Aglalex
По поводу КВП
Пререрыл все инете но про что писал так и не нашел. Вот для примера "Скат" десантно-штурмовой корабль, такие тоже видел. Очень похож да и размеры такие же.
Катера которые стояли рядом с нами имели вертикально стоящий по центру подъемный двигатель и маршевые двигатели в кольцах(как правильно называется не знаю)и более округлые формы.
AglalexАга. Так и есть. После них еще можно было следом рыбу контуженную собирать 😊
Отец рассказывал, что "Метеоры" и "Восходы" по маршруту Астрахань-Волгоград-Саратов-Самара ходили как автобусы по расписанию...
Катера которые стояли рядом с нами имели вертикально стоящий по центру подъемный двигатель и маршевые двигатели в кольцах(как правильно называется не знаю)и более округлые формы.
Отец рассказывал, что "Метеоры" и "Восходы" по маршруту Астрахань-Волгоград-Саратов-Самара ходили как автобусы по расписанию...Ага. Так и есть. После них еще можно было следом рыбу контуженную собирать
Это еще цветочки.
Вот еще ходили "Буревестники" - это тот же Метеор, но с двумя турбореактивными двигателями по бортам, в кормовой части.
http://www.panoramio.com/kml/?user=2346166
Там же, метров 700 на восток, на бетонном слипе - "Орленок", и несколько КВП.
А чуть севернее - обломки еще одного экраноплана, поменьше.
Nick BrakeНет не кольмар. Эта штуковина с аппарелью-туда даже танк запихнуть можно. У нас поменьше стояли. Люки только сверху
Кальмар.
Каспийский монстр в Гугл Планете:Ссылка не открывается
Вот эти видел в работе. Сверху виден фонарь штурманской рубки (см. пост выше 😊 )
А вот это и есть "каспийский монстр". Видел только издалека. Мы стояли в море недалеко от базы экранопланов. Никто естестно не говорил почему-ну чтото вроде обеспечиваем учения. Слышу какой то шум как от турбин самолета, смотрю в бинокль, в море выползает какая то хреновина. Главное думаю если это самолет то какого хрена по морю ползает. Ну в общем выползает, звук от турбин усиливается, поднимаются клубы водяной пыли, звук начинает слабеть, пыль рассеивается- а на том месте уже ничего нет, уже свалил, а даже не видел как 😊 Эта хреновина даже со спутника видна.
Кстати там же и КВП базировались.
Эта хреновина даже со спутника видна.
Кстати там же и КВП базировались.
Так там и Орленок со спутника виден, и КВП.
32RUS
Нет не кольмар. Эта штуковина с аппарелью-туда даже танк запихнуть можно. У нас поменьше стояли. Люки только сверху
Вы написали - с кольцевыми насадками. Я и решил, что это Кальмар. (или Мурена, но та еще более угловатая).
Если без кольцевых, и люки только сверху - тогда это "Скат".
На спутниковом фото в предыдущем сообщении: слева внизу Орленок, правее два Ската, три Кальмара, и справа - два Джейрана.
Слева вверху - обломки малого экраноплана.
Вот Скат:
----------
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2006 года N 1261-р «О передаче в государственную собственность г. Москвы исключенных из состава Военно-Морского Флота и прошедших демилитаризацию экраноплана С-26 проекта 904 <Орленок» и десантного катера на воздушной подушке Д-357 проекта 1205 «Скат» для установки их в г. Москве в качестве музейных экспонатов>, Постановления Правительства Москвы от 19.12.2006 г. N 1023-ПП «О дальнейшем развитии музейно-мемориального комплекса истории ВМФ России в акватории Химкинского водохранилища».
В 2007 году ОАО «ЦК ФПГ <Скоростной флот» выполнила работы по демилитаризации, рассекречиванию, подготовке к транспортировке, транспортировке водным путем из г. Каспийск в Москву экраноплан С-26 проекта 904 «Орленок» и десантный катер на воздушной подушке Д-357 проекта 1205 «Скат», их сборку после транспортировки и установку в качестве музейных экспонатов.
В 2008 году ОАО «ЦК ФПГ <Скоростной флот» выполнила восстановительный ремонт экраноплана «Орленок» и десантного катера «Скат».
--------------
Так что теперь Скат и Орленок будут стоять в Химках.
У них есть шасси?
Есть. Для выхода на берег.
Посадку и взлет - вряд ли, это шасси скорее всего на такие нагрузки не рассчитывалось, да и сам планер тоже.
AglalexДа и на шасси то не очень похоже, больше на ролики. При посадке садится на такое шасси все равно что на брюхо. Над сушей они вообще не летают, если только не далеко. Видел как во время высадки десанта на восточном берегу залетал на берег, но садился на воду.
А вот мне интересно, с помощью чего экранопланы забираются так далеко на сушу? У них есть шасси? И могут ли они тогда приземляться на аэродромы с твердой ВПП?
32RUSче та все названия на французском...
Вот еще в гуглях в базе Каспийска раскопал
Мы когда-то для него ТЗ разрабатывали, на установку своих средств (а каких - не скажу... 😛)
И при этом - я его только на эскизах и чертежах видел, ни разу - ни фоток, ни тем более живьем.
Nick BrakeТоже красивая машина... Но мне ближе универсальные аппараты...
Мне больше нравится "Лунь".
А это что за объект, километрах в двух (от береговой линии) - не подскажете?
Интересно, зачем нужно было строить дом в двух километрах от берега?
дальность есть, а высоты нет нихрена... 😞
а попав в Германию - по телевизору ARD (ZDF)увидел репортаж о "советской угрозе" и понял - о чём мне рассказывали! 😊
AglalexНедалеко от Баку есть город "Нефтяные камни" (по крайней мере в 89г. еще был). Буровые вышки, соединенные между собой переходами. Вся эта конструкция растянулась км на 30. Были школы , дед сад, машины трактора...
Интересно, зачем нужно было строить дом в двух километрах от берега?
spekulyantКакой там только хреновины не летало и не только по ночам. Каспий же был чем то вроде полигона, вот и испытывали всякую фигню.
рассказывали, что какие-то "странные цели" по ночам над Каспием работают.
AglalexК тому же шторма там будь здоров, заливать должно эту штуковину
Интересно, зачем нужно было строить дом в двух километрах от берега
фото прикреплено с подписью - "8-й цех"Видел еще одну фотку с натписью "Тамара"
32RUSА что там могли испытывать окромя экранопланов и подлодок-малюток?
Какой там только хреновины не летало и не только по ночам. Каспий же был чем то вроде полигона, вот и испытывали всякую фигню.
32RUSисторию в студию!
А бовые плавцы, это вообще отдельная история.
Какие все таки мнения будут насчет Тамары из 8-го цеха?
Ну, Тамара - это могло быть и имя автора снимка. 😛
Поскольку это сооружение находится прямо напротив входа в гавань, то это первоначально мог быть форт (либо для прикрытия берега, либо пограничный, либо карантинный, подобный кронштадтским).
А в послевоенное время, скорее всего, использовался в качестве испытательной площадки какого-либо из секретных заводов (Дагдизеля, например).
32RUSДа собственно уже столько всего написано. Что то вроде морского спецназа, хотя у нас их называли диверсантами, что впрочем недалеко от истины 😊 Натаскивали их по полной программе. Несколько раз был около их части, так по моему они даже в гражданке служили, что я их в форме не видел. Если коротко, то их задача втихаря прицепить мину к днищу корабля. Использовались акваланги не дающие пузырей на выдохе, автоматы которыми под водой стрелять моно (пули длинные, сантиметров 10)и тд. На день ВМФ катались по бухте верхом на торпеде 😊(малютка, смахивающая на торпеду), и пугали людей на бульваре (просто выходили из воды пешком как 33 богатыря, причем входа в воду никто не видел 😊
историю в студию!
-7 цех - в народе утка. стоит в море. внутри хаос: валяются ржавые позеленевшие от сырости трубы и прочий хлам. в прошлом секретный объект. во время войны там, кажется, изготовляли торпеды. с двух сторон здания огромные отверстия-пустоты, для того, чтобы выпускать торпеды (прям над водой висит огромная железная труба на толстенных цепях)-
а вот еще:
-я там родился... в цеху делали самолеты-амфибии и спускали их на воду там же. А торпеды делали в поселке Орджоникидзе в Крыму, там тоже был секретный объект.
вот что газеты пишут:
..завода "Дагдизель". Совсем недавно на этом предприятии собирали торпеды - сегодня производят ведра и кастрюли.
В трех километрах от берега раньше располагался цех, где испытывали эти торпеды. Его корпус-махина за перестроечный период успел потерять свой шик и блеск - разобраны паркет и плитка, выбиты двери и окна. И только бетонные стены и массивную лестницу на три этажа никому не удалось разобрать. Под ногами пустые бутылки, окурки, на втором этаже - кем-то предусмотрительно сооруженный мангал. Для местных жителей вчерашний засекреченный цех стал своеобразным островком развлечений, куда можно добраться только на лодке.
Но на Каспийском море испытывали не только торпеды, здесь располагался и филиал опытного завода "Волга" (Нижний Новгород), на котором изготавливали боевые экранопланы - гордость наших военных. Осталось их считанные единицы, в том числе три "Орленка" и один "Лунь". Теперь эти тяжеловесные дорогие машины стоят "на приколе". На ремонт, даже текущий, денег нет, в результате чего новые машины пришли в негодность. Недавно на металлолом был порезан "Орленок" весом в сто тонн. Под вопросом сегодня и судьба экраноплана "Лунь", который в несколько раз превосходит по весу и техническим качествам "Орленка". Эта машина практически не была в полете. "Лунь" летает со скоростью 400 километров в час на высоте четыре километра над водой и производит посадку при шторме в четыре балла. На ее ремонт, теперь уже капитальный, требуется около 3 млн. руб. ...
подробнее читаем сдесь http://www.ng.ru/regions/2000-09-02/4_bayard.html
Вот что еще мне написал Александр Коваленко, житель Каспийска, надеюсь он не будет возражать против цитирования его письма.
Объект под названием "8 цех",был построен в
1935 г. и назывался по документам "Испытательная и сборочная станция для
сверхмощных изделий". Глубина стен-14 м ,а толщина 1,5 м.Фундамент был
изготовлен на берегу, а потом доставлен к месту строительства. До развала СССР
этот объект считался секретным, его запрещено было фотографировать. Как
рассказывали работающие там, он использовался для испытаний
торпед, производившихся на каспийском заводе "Дагдизель".В здании размещался
производственный участок, называемый в народе 8-м цехом, где проводились
доработки торпед.
экранопланы на каспии не плавают уже давно. хотя скажем в начале 90-х, они плавали часто. на их рев внимания никто не обращял. Лунь стоит на одном месте лет 10 уже, сомниваюсь что от нее кроме корпуса что то осталось. Ее хорошо видно с набережной. Орленок стоял пару лет на площяди в Каспийске, с него на сувениры постоянно что то скручивалт, то колеса, то еще чего нибудь. стоял он без двигателей и вобще без какого либо оборудования. ну десантное отделение было более или менее целое. ну там ничего интересного (для меня на тот момент) небыло. кабина понравилась, мне тогда было лет 17 😊)) двиижки запомнились реактивные, направленные под крылья, так футуристично выглядело 😊 потом орленка демантировали, якобы на металолом. незнаю. рыбаки говорят что много экранопланов согнали на остров Чечень. там они догнивают, незнаю правда ли. извеняюсь за многобукаф, детство вспомнилось, я в Каспийске жил, ностальгия .... 😊
Ну а об экранопланах я вас утешу. Серийное производство экранопланов в России начнется после 2015 года. Об этом заявил генеральный директор ЦКБ имени Алексеева Сергей Платонов. По его словам, концепция создания в России «экранопланов нового поколения» будет представлена правительству страны до октября 2010 года. По словам главного конструктора, на первом этапе возобновления производства экранопланов будет идти разработка судов водоизмещением 50, 100 и 600 тонн, до 2020 года планируется перейти к созданию экранопланов водоизмещением 3000 тонн.
Перспективные корабли будут двойного назначения и в случае военного конфликта смогут использоваться Министерством обороны России. Также на одном из создаваемых аппаратов будет возможность разместить 32 ракеты комплекса «Клаб».
а что-нибудь знаете о судах на воздушной каверне?В чем проблема? Любой поисковик выдает кучу ссылок. В том числе на последние проекты десантных и патрульных катеров на этом принципе.
Например, "Дюгонь".