Зарубежные дальнобойные (цена снижена)

Dimon751

Предложу по одному экземпляру 416 Баретт, 375-50, 408 ЧейТак.
Цена комплекта 11000 рублей, или по отдельности 4000, 5000, 2000. Цена обсуждаема (разумеется в пределах приличия).

Егор2013

То есть Барретт вы цените в 2,5 раза дешевле ЧейТака. Это странно. По редкости наоборот - ЧейТак гораздо распространеннее Барретта.

Dimon751

Егор прав, ступил. 4000, 5000, 2000. Поправил.

ornitologg

Пишите в ПМ или на ornitologg@mail.ru поторгуемся. С уважением, Георгий.

Dimon751

.375 продан ув. ornitologg. Баретт вроде в резерве.

Dimon751

Эх... Не успел..
Егор, Вам-то зачем? Наверняка ж мешок таких стоит в углу где-нибудь! 😊 Если Баррретт интересен - то замутим, резервист молчит!?

sieg187

Егор, а про наши 20-23-30 снайперские что скажете? Кучка конечно хуже у них..

Егор2013

А по пулям в открытом доступе - пожалста. Анализируй - не хочу.
Пока идёт ожесточённая распродажа этого 416 Барретта, приведу как иллюстрацию сравнительного анализа его пули рассуждения безвестного автора. Может, к месту окажется. Это здесь как-то выкладывалось, кажется- я скопировал и оставил себе на всякий случай. Покупатель будет знать, что запрессовано внутри дульца этого макета. Знание -сила!

Егор2013

Некоторые размышления о геометрии пули .416 Barrett

Патрон .416 Barrett относится к дальнобойным снайперским 'промежуточным' патронам - промежуточным между дальнобойными снайперскими ( а есть и недальнобойные - например, дозвуковые ) 'обычного' калибра 300-338 и крупнокалиберными 12.7 ( .50 ). К этому же 'промежуточному' классу относятся и .408 CheyTak, и .460 Steyr. У этого относительно недавно возникшего класса два главных преимущества: меньший вес и размеры оружия, и более высокая энергия пули в рабочей зоне дистанций, то есть начиная с расстояний 700-900 метров энергия их пули превышает таковую у обычных крупнокалиберных патронов типа .50 BMG. За счет чего превышает?

Понятно, что потеря энергии пули имеет чисто аэродинамическую природу ( частные случаи зенитной стрельбы, с добавочной гравитационной потерей энергии при значительном вертикальном движении пули вверх, для снайперской стрельбы в общем нехарактерны ).

Второе преимущество обеспечивается аэробаллистическими свойствами пули - во-первых, баллистическим коэффициентом ( насколько летящая масса испытывает внешнее сопротивление среды ): пули промежуточных патронов большего удлинения, и более игловидные - их коэффициент лобового сопротивления ниже за счет большой остроты носика и малого угла конуса передней части ( конечно, там оживальная форма, но в целом носик пули можно охарактеризовать углом его конусности ).

Но сила лобового сопротивления - лишь наибольшая из составляющих полного аэродинамического сопротивления. Кроме неё, в аэродинамическое сопротивление входят и сила трения об воздух, и донное сопротивление, возникающее из-за зоны разрежения в донной области пули - оно 'подсасывает' пулю назад во всю силу этого разрежения, увеличивая перепад давлений от носовой части к донцу, тормозящий пулю. Например, пуля винтовки Мосина в полете испытывает силу аэродинамического сопротивления осреднённо порядка трех килограммов.

( Такие составляющие аэродинамических потерь, как диссипация энергии на диссоциацию молекул воздуха ( проще говоря, 'рассасывание' энергии на прямое дробление встречных молекул воздуха на кусочки-ионы, при существенно сверхзвуковом полете ), а также частные аспекты волнового сверхзвукового сопротивления, мы не затрагиваем. Пока: )

И, кроме того, аэродинамическое сопротивление всегда возрастает от возникновения угла атаки ( со стороны набегающего потока воздуха ) - а угол атаки ( ненулевой ) есть практически всегда из-за разного рода угловых движений пули в полете вокруг своего центра масс, возникающих по разным причинам: пуля никогда не летит в потоке точно носиком вперед; напротив, всю траекторию она всегда летит, отклонивши нос в сторону от направления своего полета. Немного, но это сказывается. Это и нутационные движения, имеющие прецессионную, гироскопическую природу ( носик пули, отклоняясь на непрерывно меняющийся угол, все время выписывает по кругу как бы ромашку с лепестками вокруг вектора направления своего полета ) , и угловое движение другой природы - постепенный наклон носика пули вниз по мере наклона вниз траектории, под действием аэродинамического стабилизирующего момента. Так стрела, под действием оперения, постепенно наклоняется наконечником вниз на нисходящей части своего полета - навстречу своему движению ( и ударам сердца цели ).

Аэродинамическая стабилизация всегда стремится уменьшить угол атаки до нуля. А при отклонениях от нулевого угла атаки - вернуть в исходный ноль ( в этом суть стабилизации, в отличие от боле широкого понятия управления как обеспечения заданного угла атаки, необязательно нулевого, и, возможно, меняющегося во времени по программе и условиям согласно данной задаче управления ).

Более того, есть и гироскопическая стабилизация пули - стабилизация массовой природы, создаваемая вращением. Эта стабилизация, являясь благом на первой части траектории, работает на ней в плюс - не дает пуле закувыркаться в беспорядочном отрывном движении ( имеется в виду отрыв плавного потока от корпуса пули с возникновением сильных завихрений и хаотического обтекания, с исчезновением многих важных понятий ). Но стоит пуле достичь верхней точки траектории и начать сползать с неё дальше вниз - носик пули, немного задранный вверх в первоначальном, восходящем, движении по траектории удерживаемый гироскопией, должен быть постепенно опущен вниз при снижении траектории ( на её нисходящей ветви ) - иначе углы атаки на снижении у пули с задранным выше горизонта носом ( то есть с положительным тангажом, как сказал бы специалист по управлению полетом летательных аппаратов ) возрастут, и возрастут и потери энергии, и возможность отрыва потока ( от корпуса пули при достижении критического угла атаки ) с переходом пули в кувыркание. А ведь задранный выше горизонта носик носик удерживается гироскопической стабилизацией - нужна сила, которая поборет эту гиростабилизированность на снижении. Существенная сила причем. Эта сила - только аэродинамическая стабилизация, которая должна буквально 'нагнуть' стабилизацию гироскопическую.

Аэродинамическая стабилизация должна 'забарывать' гироскопическую на снижении. Именно поэтому пуля не должна быть перестабилизированной гироскопически - чрезмерное вращение слишком плотно закрепит её начальное положение ( в момент выстрела ) в пространстве, сохранит на протяжении всего полета, с печальным последствием в виде нарастающего большого рассеивания на снижении.

Правда, 'забарывание' гироскопической стабилизации аэродинамикой тоже порождает плохой эффект в виде деривации, увода пули вправо на больших расстояниях, и чем дальше, тем существеннее. Попытка нагнуть носик пули в вертикальной плоскости порождает нормальную реакцию гироскопа в виде поворота этого носика в плоскости горизонтальной - так уж гироскоп всегда распределяет попытку повернуть ось, таковы уж его свойства, в которые мы сейчас вдаваться подробнее не будем; возникающий из-за этого горизонтального разворота горизонтальный, боковой угол атаки ( в аэродинамике это называется углом скольжения ) и приводит к возникновению боковой аэродинамической силы и как результату её действия - сносу пули вправо. Но лучше такой точно предсказуемый, расчетный и небольшой ( на 700 м - около 30 см, на 900 м - около 60 см для мосинского патрона, данную цифирь я пишу из памяти, поэтому проверил бы: ) деривационный снос, который поэтому легко можно учесть как поправку - чем беспорядочное падение пули при отрыве потока и кувыркании, с хаотическими отклонениями в несколько метров и гарантированным промахом с потерей понятия 'прицельность' в этих условиях.

Но как аэродинамически стабилизировать пулю? Ведь у неё нет крылышек-стабилизаторов, нет оперения, реактивных сопел или силовых маховиков - гиродинов, как на космических спутниках. Чем поворачивать пулю носом вниз?

Донным сопротивлением. Оно, как хвост у змея, тянущий этот змей за заднюю кромку ( где привязан ) горизонтально по ветру и не позволяющий змею задраться поперек потока, точно так же действует на пулю - тянет её назад за попу. Этим оно непрерывно снижает энергию пули, но зато непрерывно создает стабилизирующий момент. Причем чем больше угол атаки ( т.е. отклонения оси пули от текущего направления движения ) - тем больше этот стабилизирующий момент. Его, при разработке конструкции пули и динамики её полета, надо отбалансировать ( взаимно с закруткой пули ) таким, чтобы он и закрутку пули перебарывал на снижении, и был не чрезмерным - ибо далее необходимой задачи начинаются бессмысленные потери энергии пули из-за её торможения чрезмерно большим донным сопротивлением.

Этот баланс оптимальности донного сопротивления для разных пуль имеет своё конструктивное выражение ( т.е. реализацию в конструкции пули ). Тут самое время взглянуть на примеры.

Первая группа - пули .460 Steyr и .338 Lapua Magnum. Это пули с относительно ( для снайперских пуль, конечно ) небольшим удлинением, то есть с достаточно большим соотношением 'поперечник-длина', что порождает большее аэродинамическое торможение их массы, как бы более 'раздатой' в стороны поперек потока. Поэтому просто плоский срез донца для них будет слишком тормозящим - площадь донного разрежения большая из-за своего диаметра, а значит и сила торможения будет большой. Поэтому площадь среза уменьшают, делая саму площадочку поменьше добавочным сужением самой-самой донной части - у .460 Steyr это уменьшенная, закрытая томпаковой рубашкой площадка, а у .338 Lapua Magnum ещё более уменьшенная открытая площадка со свинцовой поверхностью. Для этих 'широких лодок' это уменьшает донное сопротивление и снижение энергии в полете до разумных значений.

Вторая группа - пули .408 CheyTak энд .338 norma magnum. Это пули с удлинением побольше, более вытянутые - у них эта тормозящая донная площадка по отношению к их массе уже имеет такие размеры, как у первой группы. Соответственно, для такого большого удлинения тормозящее действие просто ровного среза поменьше, а если эту площадку ещё и уменьшить - то такое донное сопротивление может оказаться уже недостаточным для 'перебарывания' гироскопической стабилизации на нисходящей ветви траектории. Поэтому эти пули большого удлинения имеют просто ровный срез, как отруб самурайским мечом, по буддистски простой и лаконичный. Тем более что донце у них и так имеет сужение до нужного размера, и необходимости в добавочных наворотах донца ( к тому же усложняющих и удорожающих технологию изготовления ) не возникает.
При этом - заметим! - у всех данных пуль простая и ровная цилиндрическая ведущая часть. Она и упрощает технологию ( хотя пуля ЧейТака точится на прецизионных станках с цифровым управлением, и станку в общем все равно, какой профиль вытачивать ), и не вызывает никаких добавочных вопросов с аэродинамикой, с обтеканием этой цилиндрической части. Равно и уменьшением износа ствола при намеренном уменьшении площади боковой поверхности проточками ( как у пуль ШКАСа, например ) никто не озабочен - снайперские выстрелы штучные и нечастые, ствола хватит в общем надолго.

Фото 1. Сравнительный ряд.

Фото 2. Хвостовики - общий вид.

Фото 3. Хвостовики типа "ровный срез", с бОльшим донным сопротивлением и стабилизирующим аэродинамическим моментом донного сопротивления.

Фото 4. Хвостовики с уменьшенным донным сопротивлением - и соответственно меньшим аэродинамическим стабилизирующим моентом.

Егор2013

Но вот пуля .416 Barrett немного не вписывается в эту логику. Занимая промежуточное положение по удлинению, она имеет явно высокоаэродинамический хвостовик - торцевая площадка слишком мала, чтобы играть существенную роль; её донце представляет собой как бы гибрид между тормозным устройством и попыткой это торможение уменьшить аэродинамическим хвостовиком - наиболее аэродинамическим из всех рассматриваемых пуль. Очевидно, что роль 'тормозной площадки' играет широкая кольцевая зона донца вокруг конечного выступа; а вот гиперболический далеко выдвинутый назад завершающий выступ уменьшает общее сопротивление донца.

Почему просто не уменьшить площадку, сделав её меньше, но ровной?

А тогда будут большие углы сужения хвостовой части, что ухудшит общую аэродинамику пули. Такое своеобразное решение донца пули говорит о том, что её разрабатывали главным образом с точки зрения аэродинамики, подчинив этому все остальное. Об этом говорит и второй необычный, отличающийся от других пуль элемент - странный профиль боковой части. Если передняя ( от носика пули ) проточка есть очевидная обычная крепежная каннелюра, то зачем широкая проточка ближе к донцу? Снижать трение об ствол? Но у других пуль такого нет - а ведь они тоже современные пули; причем у пуль большого удлинения второй группы ( .408 CheyTak и .338 norma magnum ) этот фактор более существен - длина ведущей части из-за большого удлинения дает большую, длинную поверхность трения, и пули-то современные - 338 norma magnum вообще новейший патрон, ему нет и трех лет, только начал опробываться под те задачи, под которые его создала Norma для превосходства параметрами над своим давним конкурентом Lapua Ou и их достойного признанного детища .338 Lapua Magnum.

Зачем .416 Barrettу эта широкая проточка?

Фото 5. Пуля 416 Барретт ( слева )

Фото 6. Пуля 416 Барретт - хвостовик.

Фото 5. Пуля 416 Барретт - мидельная проточка.

Попробуем сформировать гипотезу?..

Поскольку у других пуль с существенно большими удлинениями ( в том числе и точимыми на станках с ЧПУ, что не увеличивает трудоемкость изготовления канелюры - все равно вытачивать весь профиль миллиметр за миллиметром, по большому счету все равно какой линии силуэта ) такой широкой канелюры нет - это не средство снижения трения в стволе, ибо без этого обходятся другие пули, в т.ч. современные и длинные, имеющие наибольший резон для этого.
А поскольку пуля .416 Barrett наиболее аэродинамична ( судя по аэродинамической тщательности и своеобразности её хвостовика), можно предположить, что эта широкая каннелюра также служит аэродинамике. Как? Она формирует ближе к хвосту пули широкий кольцевой уступ с небольшим углом - завершение каннелюры, последнее донное расширение корпуса. Этот уступ отнесен от начала каннелюры к хвосту наличием ( или посредством ) достаточно широкой ( или длинной вдоль пули ) ложбины. Это значит, что завершающий каннелюру кольцевой выступ лежит уже за основной зоной аэродинамических возмущений, вызываемых первой каннелюрой. Как бы уже в равномерном, устоявшемся обтекающем потоке.

А поток-то - сверхзвуковой. Набегая на небольшой угол выступа корпуса ( т.е. завершения широкой каннелюры ), этот поток порождает типичнейшее сверхзвуковое явление - скачок уплотнения, сопряженный с этим углом выступа. Это - граница зоны бОльшего давления и температуры, зоны сжатия воздуха, всегда возникающей позади скачка уплотнения. Таким образом, хвостовая часть пули, находящаяся за этим скачком уплотнения, находится в более плотном воздухе, в сжатии, образовавшимся за сверхзвуковым скачком ( или, как говорят аэродинамики, в заскачковой, или заударной зоне - потому что скачок уплотнения совпадает с ударной волной, этот скачок образующей и геометрически совпадающей, сливающейся с поверхностью скачка. Грубо говоря, это одно и то же. Но только если грубо. ).

Получается, хвостовая часть пули обжата заударной ( или заскачковой - кому как нравится ) более плотной зоной воздушного течения. И при попытках 'вильнуть попой', то есть отклониться на угол атаки, хвостовая часть оказывается в условиях более плотного обдува, нежели носовая часть. У носовой части, конечно и естественно, впереди свой скачок, но в заскачковую зону от него погружена вся пуля, а хвостовой 'каннелюрный' скачок - добавочный, и в зону сжатия за ним погружена только хвостовая часть.
Это усиление сжатия ( обтекающего воздуха ) на корме пули вызывает его более сильное воздействие на пулю при отклонениях её попы - причем именно на попу, где зона сжатия больше. Образно говоря, это подобно тому, что передняя часть пули летит в воздухе, а корма - в воде. Отклоняясь на угол атаки в более сжатом воздухе, попа испытывает и большее аэродинамическое воздействие ( последнее порождается в том числе и плотностью воздуха ), возвращающее попу обратно в условия минимума угла атаки - минимума аэродинамических сил и, соответственно, минимума отклонения.

Так завершение каннелюры в виде плавного выступа с малым углом, формируя на хвосте пули локальное завершающее расширение корпуса, соответствующий ему местный скачок уплотнения, и более плотную заскачковую зону с увеличенными аэродинамическими силами, работает как орган стабилизации - сверхзвуковой стабилизации (, в отличие от донного сопротивления, работающего и на дозвуке ). Рабочая скорость этой пули, расчетный режим обтекания и соответственно её форма рассчитаны под сверхзвук, дозвуковая часть траектории не успевает реализоваться на рабочих дальностях, на которые рассчитан патрон. Да и гильза его потому самая бочкообразная, самая раздутая к своему калибру, самая емкая по пороху из всех приведенных ( .460 Steyr близок, похож, но все же 'бочкообразность' Barrettа выше - базовая гильза-то одна, одного диаметра, от .50 BMG, а вот калибр у Barrettа поменьше Steyrа ).

Получается, что у пули патрона .416 Barrett применена особая форма аэродинамической стабилизации - комбинированная, в которой наряду с обычным стабилизирующим донным сопротивлением ( уменьшенным специальными мероприятиями в виде гиперболического завершающего выступа ) использована новая компонента - стабилизация хвостовым сверхзвуковым скачком уплотнения, специально сформированным на хвостовой части пули соответствующей геометрией корпуса. Видимо, такая комбинированная схема аэростабилизации оказывается эффективнее обычного донного сопротивления, в силу каких-нибудь особенностей стабилизирующей работы хвостового сверхзвукового скачка.

Вот такие сложились наблюдения с попыткой понять и объяснить, что мы видим перед собой в этом желтом куске сплошного металла, которым плюется импульсное разгоняющее устройство под названием .416 Barrett.

Егор2013

В качестве апа, так сказать. Надо же топикстартеру продать этот несчастный 416 Барретт. Поможем чем можем... 😊)))

Dimon751

Спасибо, Егор. Продано! Не удаляйте пожалуйста свои посты, завтра скопирую куда-нибудь (сейчас лень ноутбук включать). С Вашего позволения, конечно.