Подскажите чем наводить суспензию
https://guns.allzip.org/topic/224/773498.html
Нагура для водников ( англ. nagura, яп. 名倉 )
https://guns.allzip.org/topic/224/433756.html
Переводы англоязычных статей про натуральные камни
https://guns.allzip.org/topic/224/706021.html
Но поскольку многие вопрос о наведении суспензии
тут повторяется довольно часто в разных мастах,
то считаю полезным выделить его в отдельную тему.
Итак тут обсуждается только то, что касается натуральных камней.
Nikolay_K
чем наводить суспензию на сланцах и прочих натуральных камнях?
1. Когда требуется наличие суспензии на камне, который сам по себе таковую не выделяет, или на иной поверхности для работы.
2. Когда требуется выделить суспензию из камня, на котором производится работа.
3. Когда требуется смешать суспензии камня, на котором производится работа и от иного материала.
Для первой ситуации использую сланцы, и фрагменты их, обычно достаточно мягкие, легко дающие суспензию.
Для второй использую однородный известняк, либо сланцы и их фрагменты обладающие бОльшей твёрдостью, чем рабочий камень, и с минимальным увлажнением этих фрагментов (тот же известняк, если его слишком увлажнить, начинает слишком активно давать собственную суспензию, либо вообще крошиться).
Для третьей используется всё то же самое, кроме известняка, в зависимости от задачи.
Последнее время мне хватает вот такого мини-набора (помимо него используются сланцы, которые самостоятельно выделяют необходимое количество суспензии, что не требует дополнительных средств для её наведения - остаётся только регулировать её насыщенность):
пара кусочков гуанси (примерных 12000 и 15000 грит), кусочек фиолетового сланца от ivan-3, пара кусочков очень однородного и плотного известняка (на втором фото - поближе поверхность такого известняка):
Видел, что некоторые используют алмазные пластины (на ЮТубе в роликах или на SRP), но как-то камни жалко. Пока попробовал белый керамический брусок из набора Spyderco Triangle. Вроде суспензия своя выбивается только из камней, но терзают меня сомнения, насколько такой метод применим и вообще правильный. Может керамика не только выбивает, но и сразу дробит зерна в суспензии или еще какой-то негатив возможен. Тема для меня новая, если у кого-то есть по этому поводу мнение, с удовольствием бы выслушал.
лучше всего конечно родной слурик
Тюрингцы как и другие сланцы, имеют определённый разброс зерна, также могут быть агломераты частиц и керамическим брусочком не слишком тонко доведённым наводить вполне удобно - если не давить особо, то суспензия приходит к общему знаменателю, но не деградирует - получается рабочая. Хотя конечно, в идеале хочется слурик тюрингца...
Алмазные пластины люди, с коими общаюсь, не жалуют, потому как даже у самых тонких пластин, типо DMT EEF, есть заметный разброс по рискам из-за комкования зерна (приработка вопрос не до конца решает). Камни царапаются и изнашиваются быстрее\не равномернее.
По алмазам Atoma, правда, пока инфы нет.
Приемлемым вариантом признаётся кусочек отмасленного hard(medium) arkansas, вашиты или медиумной керамики(Spyderco Medium). По Spyderco UF недавно обратил внимание, что зерно от глинозема около 1мкм. в ней остаётся и при простой промывке не уходит.
Выделение суспензии из сланца, должно происходить примерно в таком же режиме, как и при работе на нём - т.е. достаточно аккуратно и больше засчёт трения, максимум умеренного "подцарапывания" очень неглубокого, а не резания поверхности сланца. Алмазами драть сланец - только портить его притирку.
Выделение же суспензии той же керамикой или кусочком арканзаса, не приводит к такому уж сильному нарушению состояния поверхности сланца, он работает более естественно - отдаёт суспензию не получая сетки рисок и царапин. Выбивание суспензии алмазами, по-моему актуально только на достаточно грубых камнях, для не особо тонких этапов работы - например на амакуса.
Botanic, с неведомым слуриком получим помесь суспензии камня и самого слурика. В результате, эксперименты не совсем чистыми будут. Мне можно было бы и камень о камень потереть, но как сравнить результаты работы? =) Некоторое время назад утащил (не помню с какого ресурса) макро Вашего тюрингийца. Если созрею в конце изысканий, нужно будет тему с тюрингийцами (или может быть Эшерами) освежить своими сравнительными материалами.
Отдельное спасибо Ярославу, за то, что надоумил греть камни в горячей воде.Масло джонсон на теплом камне работает очень хорошо.
Ярослав, Вы тоже пришли к однородному известняку? Мне тоже понравился известняк, я Вам писал об этом , давно правда и на тот момент в другом контексте. Как по Вашему, известняк как лучше использовать осадочный из глыб, и пиленый? Осадочный более плотный и твердый, немного желтоватый, пиленый белый и более рыхлый.
К известняку пришёл случайно и довольно давно - мне его ещё несколько лет назад презентовали на попробовать, и мне очень понравилось, особенно на твёрдых сланцах. Пока у меня не появились нагура и набор всяких слуриков, известняк был просто незаменим на тех же гусевских сланцах, и на твёрдых вариантах уэльских сланцев, не дающих легко своей суспензии. Впоследствии я пробовал подыскать себе ещё другие известняки, сопоставимые по удобству, но пока не попались, к сожалению(( А откуда те, что у меня были и есть - я, к сожалению, не в курсе.. белые, плотность высокая, насколько я понимаю - удачные варианты, подобранные "из под ног".
Сейчас одним пользуюсь, время от времени, второй презентовал в нагрузку к проданным кое-каким абразивам - вроде коллега доволен.
Свой известняк я подобрал у себя в карьере, он не пиленый, просто валун в красной глине, на разрезе желтоватый, думаю из-за глины. Пользуюсь им на Балабановском сланце, как уже писал, сланец твердый и ворсистый, свою супензию дает плохо, чистый практически не работает. Использую его в качестве основания, он очень медленно выравнивается и соотв медленно стачивается и теряет форму. С наведенной суспензией работает замечательно, как и с порошками.
Песчаник это вещь, да! Можно отрыть от 300 до 10000 грит, и мягкие и твердые.
Отличный материал для наводки.
NikVirкстати надо попробовать,а то лежит без толку американский натуральный песчанник-DEERLICK
А у мрамора почти нет режущих частиц. Он в какую то кашу превращается. Почти не работает. Только если камень "подзабивать" для более тонкой работы.
Песчаник это вещь, да! Можно отрыть от 300 до 10000 грит, и мягкие и твердые.
Отличный материал для наводки.
камень красивый с искоркой,если понравится разрежу,форма как раз для натирки 47х27 мм
😊
Мрамор - слишком твёрд и какой-нибудь сланец, ту же аланию - может поцарапать или выгладить, а удачный известняк - нет.
Песчаники - штука полезная, но тот же queer creek оказался как натирка - достаточно капризен - слишком быстро выглаживается, а в "взбодрённом" состоянии - для сланцев грубоват. Зато недурно подходит для других песчаников - того же хиндостана, например.
ivan 23 45
Помогите советом пожалуйста ( Для доводки бритвы) Есть у меня камень тюрингиец довольно мягкий притертый на шкурке 2500 И есть не притертый кусочек тюрингийца твердый и плотный Что мне сделать Твердый кусочек на шкурках притереть до 2000 начну наводить суспензию твердым и плотным кусочком на мягком камне и это повредит мякий камень ? или отпилить от мягкого камня кусочек и притереть на шкурке 2500 и им наводить суспензию ?
лучше мягким кусочком на твердом основании (лучше япе)
Что же именно нужно и выбрать - вопрос конкретной ситуации и практики конкретного заточника - кроме него, проверяющего практически, что для него лучше в какой ситуации, никто этого не решит.
Что ещё за притирка на закреплённом зерне, т.е. на шкурках? Камни притирают на свободном зерне, и если они мягкие, то заканчивают притирку на их собственной суспензии. При необходимости, потом можно более твёрдым доведённым камушком сгладить "по вершинкам" шероховатость рабочей поверхности.
Притирка на закреплённом зерне не является оптимальной подготовкой камня к работе, об том в разделе писали многократно на протяжении многих лет. (Есть редкие исключения, но с конкретными камнями, под конкретные работы и разумеется, не на шкурках, а на притирах, которые в состоянии в отличие от шкурок, обеспечить прецизионную геометрию и более однородную обработку поверхности, также есть исключения и с окончательной подготовкой на полусвязанном зерне, но конкретных камней, опять-таки, под конкретные нужды, и мягких сланцев это вообще не касается).
Если камень конечно никакой, и работать кроме как наведённой шероховатостью не может - тогда да, можно, и даже полезно, создать эффект "напильника", навести "насечку" рисками закреплённого зерна. Паллиатив для плохих камней.
Хорошие камни, покупают ради их собственного характера работы, а он обеспечивается подготовкой их на свободном зерне.
Ещё закреплённое зерно применяют для грубого съёма при черновом выравнивании камней, иногда, но опять-таки, не для окончательной подготовки их к работе.
Слурики вообще не притирают тонко - если он мягкий и тонко притёрт, то из него труднее добывается суспензия, нежели когда он притёрт на порошке КК с водой максимум до F600 и далее его поверхность обновляется при наведении им суспензии самостоятельно. Полировать такой на шкурке, снижая его активную способность к истиранию - абсолютно бессмысленное создание себе проблем.
А если слурик твёрд и тонко притёрт, служит для выделения суспензии из "основного" камня - то он не будет делать это производительно, опять-таки, а вот при прикладывании бОльшего усилия при натирке таким гладким слуриком, легко заполучить вырывы из поверхности основного камня (да и слурика тоже) и поцарапать его.
Прогиб стекла, крупные вкрапления в камне, пузырьки и песчинки в стекле, притирка до полной деградации зерна в суспензии, когда она уже легко "продавливается" и вершинки рельефа стекла сглаживают поверхность камня, и при неравномерном "уходе" из под него суспензии, происходит локальное прилипание поверхностей и выхваты частиц, которые оставляют царапины.
Всё вместе или что-то одно - может вполне давать такой эффект.
Но чаще такое происходит при притирке на порошке F1200 или тоньше.
На 800 - редко, и при очень большом весе и площади камня, на 600 вообще что-то не припоминаю.
Трудно сказать определённо, постарайтесь эти моменты отследить и проверить, может методом исключения удастся понять в чём дело. Если такое только с этим камнем - то попробуйте банально обеспечить большее количество суспензии, попробовать разную насыщенность её и пристальнее следите за тем, чтобы под камнем постоянно была "подушка суспензии".
Если совсем мягкий, то можно смело до F600 притереть не доводя до полной деградации зерна в суспензии, а потом просто при первом использовании после притирки, взять его пораньше и первые 3-4 порции суспензии на нём (его собственной выделенной чем-то более твёрдым - поначалу она может при такой притирке довольно активно выделяться) отработать, и поверхность приобретёт некую "кондицию", можно будет брать его позднее.
При том поддерживаться состояние поверхности будет само собою засчёт работы на нём с суспензиями (его же кусочка или от стороннего какого слурика - не принципиально). Это не единственный сценарий, но по моему опыту с мягковатыми тюрингами, вполне адекватно работающий.
Всё равно - если камень по характеру "рыхловат и мягковат" и не хочет тонко доводиться без особых сложностей, то скорее всего, тонкая притирка для него и не оптимум. Он вовсе не обязан быть мега-тонким - среди тюрингцев полно камней для преддоводочного этапа подходящих больше, нежели для доводки.
Да, на суспензии можно и очень удобно делать дозированную "линзообразность", но и плоскую фаску сделать не проблема, даже работая на мягком довольно камне - пример приводил тут, в частности, как раз писал про этот момент - посты 8 и 9 по ссылке:
http://www.myabrasive.ru/forum/viewtopic.php?p=4451#p4451
О выборе консистенции суспензии и пр. - там же, пост 7:
http://www.myabrasive.ru/forum/viewtopic.php?p=4090#p4090\
Получение плоскости (в т.ч. прецизионной) на свободном зерне - не редкость, выравнивая и притирая камни, мы делаем же это. Равно как и выравнивая спинки стамесок или плоскости железок рубанков. Свободное зерно это позволяет, причём традиционно для этого используется и использовалось, и не одно столетие, например при производстве зеркал, что металлических, что, позднее, стеклянных. Применяется это и сейчас.
Так что если плоскость не удаётся сделать на фасках - то винить в этом надо не метод работы на свободном зерне, а то, как этот метод применяют.