Приморский джасперит

oldTor

Попал мне на пробы приморский джасперит. Одна сторона доведена на порошке карбида кремния до F400, другая до F1200. Сделал фото всего камня - видны следы от карандаша с указанием как притёрта сторона, ещё сделал макрофото - боковины с переходом на скол, в глубине скола, и рабочая поверхность в притирке до F1200. масштаб, как обычно 8:1, кроп, стэкинг, фото кликабельны, доступна развёртка в 100%:

Камень мне попался весьма однородный, есть отдельные включения чего-то желтоватого (пирит?), но в работе ничто не мешало.
Сначала пробовал с оливковым маслом, рафинированным. Взял камисори, подготовленную на суэхиро 8000 грит на карбиде кремния, и приступил со стороны, доведённой до F400, ну а потом уже и за тонкую взялся.
Масло сразу чернеет, выделяется некая суспензия. Но явно это не зёрна, а продукт _истирания зёрен_ - т.е. скорее, я бы сказал, скорее смягчающая субстанция, нежели работающая как суспензия, так как риска не совсем характерна для работы с суспензией - намёк есть, но нельзя сказать что это узнаваемый характер работы суспензии - не суть водной ли, масляной ли - это важная деталь.
С маслом и на камисори, правильном, с наварным лезвием, дико твёрдым, мне не понравилось - я насажал все ошибки какие только мог - упускал масло из под фаски, неудобно было следить за толщиной слоя масла, в общем вышло скверно - частично я насажал микросколов, частично навозил микрозаусенец, кромка стала тупее, чем была после суэхиро. Хуже всего то, что я умудрился самые откровенно грубые риски насажать на стороне, притёртой до F1200.
Но мне было ясно, что проба не задалась. Потому я отложил камушек на денёк, а сегодня попробовал его снова и уже с олеинкой.
Для начала, выполнил и довёл микроподвод на трамонтина сенчури - быстро, остро и чистенько. Хорошо. Теперь взялся за старую углеродную бритву, которую последний раз доводил на яшме.
Собственно, потому и выбрал для проб её - всё-таки яшмоид пробую, можно сравнить с предыдущим результатом.
С олеинкой всё куда как лучше - во-первых, она равномернее распределяется по камню и не сгоняется кромкой почти - камень всё время равномерно смазан. На стороне, притёртой до F400, поверхность фаски довольно заметно выглаживается, и если не совершать ошибки и не "продавливать" олеинку до сухого камня, что сразу даёт риски более грубые - всё нормально. Кромка по ногтевому тесту - удовлетворительна.
Смотрю в микроскоп и вижу, что в целом недурно, но есть косяки - допустим, отдельные царапки поглубже можно списать на моё пока слабое знакомство с поведением камня, однако вот наклёвывающийся микрозаусенец, уже со счетов не спишешь - либо надо было всё-таки избавляться от истёртого зерна в олеинке и освежать СОЖ\ПАВ, либо быть осторожнее с давлением (хотя куда уж ещё осторожнее). Вышло приемлемо, но не супер:

Однако, если совсем "припрёт" - такую кромку можно направить на ремнях - на хб или юфти перед чистым, и будет всё в порядке - волос и так режется вполне прилично уже и ногтевой тест в целом удовлетворителен.
Однако, я беру другую сторону.
И вот тут, в отличие от проб с маслом, меня ждал сюрприз - то ли с маслом я работал настолько хуже с точки зрения техники заточки, то ли не угадал с количеством масла и собственно маслом, но сейчас, с олеинкой, "суспензия" стала появляться только еле, и к моменту, когда я уже решил что пора заканчивать работу.
Даже думаю, что с олеинкой это можно считать на притирке этого камня до F1200 - неким "маркером" - если суспензия появляется сразу - значит фаска недостаточно подготовлена. А когда наконец зерно истирается так, что его ошмётки начинают становиться заметными в тонюсеньком слое олеинки - значит пора работу заканчивать. По крайней мере в сегодняшней пробе всё сработало именно по такому сценарию. Вот что вышло - фаска не так выглаживается как на притёртой до F400 стороне, зато получает микрозубчик, вполне сопоставимый с тем, который можно получить при доводке бритвы на яшме:

Рез волоса на высоте, кромка однородна, всё прекрасно.

В целом, резюмируя скажу, что - во-первых, суспензией назвать то, что выделяется при работе с маслом или олеинкой я не могу однозначно - это не выделение работающих зёрен или их частиц и фрагментов, а продукт истирания зерна, сидящего в камне, и продукт, слабо влияющий на работу абразивно - он скорее смягчает воздействие камня, но сам работает еле-еле - характер риски на последнем фото это подтверждает - всё слишком похоже на работу более твёрдых камней, у которых зерно не в состоянии истираться так, чтобы выдавать продукт истирания в таком заметном количестве в СОЖ\ПАВ - яшмы, арканзаса или байкалита. Однако, в отличие от таких камней, этот, именно в силу этого истирания и выделения "смазки" - может работать более мягко, если не "продавливать" слой масла или олеинки.
Что касается притирки - по моему мнению, варианты до F400 и до F1200 - совершенно рабочие, однако, сторона в притирке до F400 выглаживается, визуально, меньше, чем сторона в притирке до F1200. Это говорит о том, что оптимум притирки в плане долговременной "крейсерской скорости" работы камня, ближе к F400, нежели к F1200, по моему опыту.
Потому, потом попробую, по аналогии с яшмой, притереть до F600 или F800 - думаю, что что-то из этих вариантов, окажется более удачным и универсальным, по крайней мере, лично для меня и моей манеры работы.
Камень понравился, потенциал явный. Но надо ещё пообвыкнуться и подобрать "ключик" к камню - распробовать хорошенько, как с ним оптимальнее работать, какие движения, количество СОЖ\ПАВ, притирка и так далее.
Немало помог опыт в доводке бритв на яшме и арканзасе - без этого опыта, мне было бы сложно абстрагироваться от более привычных сценариев поведения камней и добиться удовлетворительного результата на этом камне - всё-таки он непривычен и требует приноровиться к нему. Но мне в целом понравилось - предпосылки в его поведении обещают и более качественный результат, нежели сегодняшний.

дед маздай
Снимки просто агонь! У меня есть nikon d600 + sigma 50 f2.8 macro 1:1 - как то даже близко ничего подобного не получалось - хотя особо и не пытался, на что снимаете если не секрет?
Есть ещё заметная разница в притирке 1200м порошком и водой, и с порошком и маслом, потом на 400й стороне как по мне значительную роль в выглаживании подвода играет большее количество металлического шлама на камне чем на тонко притёртой стороне - там порой происходит более жесткий контакт между подводом и камнем, ещё сильно от стали зависит и от изначальной шероховатости, варьировать работу камня можно в широких пределах кол-вом сож - я порой на жирном камне очень мягкую рк получаю без завала и заусенки - не с маслом и не засаленном и так чтоб чуть жирный был камень, при работе на засаленном камне тянется заусенка весьма заметно, потому я иногда на уточеных бритвах клею скотч и работаю исключитеньно на рк, хотя в процессе зачистки подвода гоняю по маслу туда-сюда порой с давлением - я довольно грубо бритвы точу. Камисори не пробовал точить ниразу - не попадались. Сегодня чистил рк не сильно твёрдой бритвы от кенн каттер после работы с масляной суспензией 1200 порошка КК размолотого кусочком яшмы на роговике же - за 5 минут вычистил рк от царапин суспензии на той же стороне камня на которой суспензию наводил - и камень взбодрил и бритву заточил с тупого состояния - очень мягко работает такая суспензия.
дед маздай
И ещё я бы посоветовал поработать с ним в режиме сета из одного камня - как в том моём обзоре - мне почему то кажется что этот камень свои лушие стороны показывает начиная работать с более грубого подвода - от 1000 камня к примеру - прямо таки мягче работает тк больше выделяется этих самых продуктов истирания зерна. Вот к примеру ДИ90 на вторичной твёрдости, с чоссеры 400 на роговик 400 уже подвыглаженный.


oldTor
Спасибо! У меня "тушка" Samsung NX300 к которой цепляю советский Юпитер-37а на длинном макрокольце М42, а нос к носу Юпитера, приделан перевёрнутый ОКС 1-22-1 от кинокамеры. в масштабе от 8:1 и до 9:1 в зависимости от фокусировки на длиннофокуснике получается. Если добавить ещё остальные два макрокольца из набора - можно догнать до 10:1 без критичной потери детализации - оптика тянет, но уже из-за вибрации при спуске даже с таймером, слишком трудоёмко снимать. И так, когда снимаю шероховатое - например скол, использую стэкинг - часто по 2-8 кадров склеиваю чтобы весь рельеф в ГРИП уместить. Это конечно хорошее подспорье.
Спасибо за информацию - попробую!
С уважением, Ярослав