Метод "затёртого бруска"

oldTor
Столкнулся я с методом заточки на "затёртом бруске" очень давно, когда ещё не мог понять, что это, и зачем так делается - его применял при заточке мой дед. Спустя значительное время, столкнувшись с упоминанием такого метода опытными людьми, стал применять его и сам.
Поначалу, предполагая, что метод возник от ограниченного выбора абразивов, посчитал, что при значительном арсенале таковых, он, скорее всего, не будет востребован. Однако, оказалось, что часто он помогает сократить время работы и при наличии под руками большого выбора абразивов, так как позволяет более вариативно использовать многие из них.

В чём заключается суть метода - выделяющаяся при заточке или наведённая специально суспензия, чаще самого бруска, но можно использовать и стороннюю, разравнивается и втирается в поверхность бруска или камня, и рабочей поверхности дают слегка обсохнуть. Далее продолжают работу по слегка влажной поверхности, либо совсем чуть-чуть её смачивая - удобнее всего пульверизатором.

Особенно актуален этот способ оказался на грубых заточных брусках, с крупным зерном, достаточно твёрдой связкой и не особо плотно упакованным зерном. Причём, способ работает не только на брусках, предполагающих использование с водой в качестве СОЖ, но и на некоторых масляных - например Norton Crystolon Coarse и Medium (на Fine уже плотность бруска намного выше, и практической надобности в таком способе у меня особо не возникало). Да, если брусок масляный и суспензия его масляная, то после её затирания в рабочую поверхность, можно использовать как воду, так и не слишком вязкое масло - главное условие удачной работы - дать время затёртой суспензии "схватиться", чему способствует, например, определённая вязкость суспензий брусков на бакелитовых связках (например на советских столярных брусках из электрокорунда, или на брусках ИСМ из карбида кремния на бакелитовой связке), так и, иногда встречающаяся, пропитка брусков чем-то маслянистым (те же Norton Crystolon и India).

На грубых заточных брусках, обычно, этот метод служит для снижения агрессивности работы бруска в завершении этапа грубой заточки, предупреждения слишком глубокого внедрения зёрен абразива в обрабатываемый инструмент, получения более однородной, с более частыми и менее глубокими рисками, позволяет немного "причесать" результат.
Однако, этот способ иногда, наоборот, применим для повышения интенсивности обработки, особенно если брусок твёрд и успел выгладиться от работы, но по каким-либо причинам, не был перед работой освежён, например на притире с абразивными порошками, либо, брусок недостаточно эффективен по обрабатываемой стали, а более подходящего, по каким-то причинам, под рукой не оказалось.
В такой ситуации, можно затереть в его поверхность стороннюю суспензию, с достаточно агрессивно работающим, эффективно режущим зерном. Почему не в виде свободного зерна - иногда особенность поверхности, получаемой на свободном зерне - не требуется, или требуется только в какой-то части данного этапа заточки, т.е. это широко распространённый способ обработки, но не относящийся, в данном случае, к теме.

"Метод затёртого бруска" применим не только на грубых заточных этапах, он может быть успешно применён и на собственно заточном этапе, и на этапе тонкой заточки\префиниша, и даже финишном этапе.

Также, он может быть применён не только на искусственных абразивах, но и на природных камнях - некоторые из них, обладают структурой, весьма благодарной для этого метода - это легко определяется при притирке камня и в процессе работы, по тому, насколько легко или сложно с него суспензию смыть - достаточно ли просто ополоснуть, или требуется тщательно отмывать, "вымывать" частицы, достаточно плотно "усаживающиеся" в шероховатость рабочей поверхности. Степень такой особенности структуры камня, конечно зависит и от тонкости притирки, доводки его рабочей поверхности, однако определённую склонность (или не-склонность) камня к удержанию свободного зерна, заметить несложно.

На заточных и финишных этапах обработки, роль затёртой суспензии, может несколько меняться. Например, увеличивается её роль в предупреждении сильного засаливания брусков и камней, так как частицы снятого металла садятся в эту затёртую "подушку", которую смыть вместе с ними с бруска куда проще, чем удалять глубоко засевшие в чистый брусок или камень.
Отдельно стоит упомянуть, что возможно заканчивать этап обработки и на равномерно засалившейся затёртой суспензией, поверхности бруска, и в том числе - насухую, без СОЖ - иногда это помогает получить хорошие результаты, если под руками нет достаточно тонко и однородно работающих брусков и камней, по той стали и инструменту, который обрабатываем.
Также, хотя это справедливо и для более грубых брусков, метод "затёртого бруска" иногда позволяет снизить скорость высыхания поверхности, не давать СОЖ слишком активно вбираться бруском или камнем.

В качестве примера, приведу несколько фото в процессе работы, с применением этого метода:

Заточка стамески на Norton Crystolon - на затёртую и обсохшую масляную суспензию бруска, нанесена вода, для окончательной обработки стамески на этом этапе - впитывание отсутствует:

Подсохшая суспензия Аото на Турецком масляном камне, для снижения агрессивности его работы при заточке бритвы:

Хиндостан с суспензией Аото - сначала она густо наведена и на ней работал как на собственно суспензии, и далее, затирал для последующей обработки (это тот случай, в котором метод дал наоборот, более интенсивную и агрессивную обработку клинка):

Стоит отметить, что данный метод, как и другие, требует от заточника ответственного отношения к давлению при работе, контроля процесса заточки. Не зная толком, как и какие суспензии, в какой концентрации, и бруски себя ведут, применяя метод бездумно, можно получить обратный ожидаемому, результат. Т.е., как и всегда и везде, для качественного результата, требуется навык и вдумчивая практика.

paskha
спасибо!
Alex_klg
Ярослав, поддержу. Иногда игры с суспензиями излишне тонкими для каверн носителя выдают удивительный результат. Например на доведенной на 28/20 поверхности керамики жидкая (м.б. и офф, но все же созвучно) суспензия синего сланца неизменно оставляет почти чисто точечное зеркало и рк в ниточку. По отдельности оба компонента работают едва не на порядок грубее в части результата.

Как тебе вот такая вариация?
Кстати, вот подумалось, а как аото на турке себя ведет в полусухом состоянии.. можно узнать чуточку подробностей? Хоть ссылкой.

А тема очень занимательная. Вариативная. Но четко представлять что хочешь - обязательно. Хотя бы теоретически 😛
И сразу писать удачный результат в дневник. Иначе хана.

Евгений_Е
Спасибо Ярослав! Тема действительно интересная, хотя она больше подходит для рассказов о своих найденых технологиях. Тема - справочник.

У меня есть отработанная технология по натирке мылом слишком впитывающего или вообще протекающего бруска. Подходит и для водников и для масляных камней. Чуть подмокшим - мягким мылом натирается брусок и оставляется сохнуть. Затем используется как обычно. Грубые бруски можно просто натереть мылом под масло и сразу использовать. Расход масла на брусках типа Индии резко падает, а масло и шлам легко смываются.

------------------
Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель.
Тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг.
Тот, кто мне льстит, - мой враг.
/Сунь Цзы/

oldTor
paskha
спасибо!

Благодарю!

Alex_klg
Ярослав, поддержу. Иногда игры с суспензиями излишне тонкими для каверн носителя выдают удивительный результат. Например на доведенной на 28/20 поверхности керамики жидкая (м.б. и офф, но все же созвучно) суспензия синего сланца неизменно оставляет почти чисто точечное зеркало и рк в ниточку. По отдельности оба компонента работают едва не на порядок грубее в части результата.

Как тебе вот такая вариация?
Кстати, вот подумалось, а как аото на турке себя ведет в полусухом состоянии.. можно узнать чуточку подробностей? Хоть ссылкой.

А тема очень занимательная. Вариативная. Но четко представлять что хочешь - обязательно. Хотя бы теоретически 😛
И сразу писать удачный результат в дневник. Иначе хана.

Спасибо! На керамике сланцевые суспензии не пробовал, только с порошками КК и ОА, но не особо удалось, пока не могу похвастаться повторяемым результатом. Но интересно - спасибо за наводку!
Аото на хинде, вот тут упоминал в обзоре - пост 196:
https://guns.allzip.org/topic/224/1325213.html

Для сравнения приведу сравнительные фото работ по турку с маслом, водой и затёртой суспензией Аото - сначала с маслом:



После этого сразу чистый с водой:

Чистый с разбивкой рисок вдоль кромки:

После затёртой суспензии Аото:

А вот тут, первый пост по ссылке, я показывал вариативность работы турка с его собственной суспензией в т.ч. затёртой, на стамеске. не идеально, и немного скруглил под конец, но это не суть:
http://www.myabrasive.ru/forum/viewtopic.php?f=6&t=191

В общем, да - проб этот способ требует немало, но на заточных грубых брусках всё намного проще, чем на абразивах для этапов потоньше, и на природниках.

oldTor
Евгений_Е
Спасибо Ярослав! Тема действительно интересная, хотя она больше подходит для рассказов о своих найденых технологиях. Тема - справочник.

Спасибо!)
Нет, в разделе и так во многих темах, всё свалено в кучу, и чем больше тема разрастается, тем сложнее в ней что-то найти когда надо дать кому-то ссылку или освежить собственные знания.
Я в этой, предпочитаю держаться того, чтобы были отзывы и обзоры по применению конкретно этого метода.
Если кто что ещё хочет из других методов описать - пускай создаёт отдельную тему.

Hatuey
А если мягким карандашом затереть?
oldTor
О засаливании графитом твёрдых природников, в частности арканзасов, ради смягчения и снижения агрессивности работы, а также шкурок, в т.ч. для убирания полоскательными движениями каверночек и зазубрин на клинках,(впервые, если не ошибаюсь, обсуждалось именно применительно к бритвам), и/или выполнении технологического барьера, Дмитрич ещё несколько лет назад писал, да и потом неоднократно в разных темах разные участники упоминали, но это уже несколько иное, всё-таки, засаливание безабразивным средством (по крайней мере в таком его виде и в режимах ручной обработки), на достаточно тонком уровне обработки и в первую очередь, для вышеуказанных специфических операций, а не для собственно заточки, как таковой.
sermmt
oldTor
На грубых заточных брусках, обычно, этот метод служит для снижения агрессивности работы бруска в завершении этапа грубой заточки, предупреждения слишком глубокого внедрения зёрен абразива в обрабатываемый инструмент, получения более однородной, с более частыми и менее глубокими рисками, позволяет немного "причесать" результат.
Тема очень интересная, спасибо за информацию!
С Suehiro 220 империческим путем пришел именно к этому. Выравниваю, аккуратно разравниваю суспензию и даю немного подсохнуть. Потом совсем немного воды и пошел работать. Результат и по отклику и по скорости нравится куда больше чистого камня. На 180 такая же ситуация. Нортон масляный грубый такого эффекта не дал... Так же понравился этот метод на 8000 касуми. Мне показалось, что камень здорово бережет и скорость увеличивает. На 1000 и 3000 эффекта сильно не заметил. Гуанси, яшма, черный принц - эффекта пока сильно не заметил. Гуанси понравился с пастой Люксор и каплей масла.
pashaa
Мне кажется графит - это еще и типа такая сухая смазка. Сухая СОЖ.
Hatuey
oldTor
не для собственно заточки, как таковой.
Понял, спасибо.
pashaa
Мне кажется графит - это еще и типа такая сухая смазка. Сухая СОЖ.
ИМХО не совсем. Он в себя шлам не будет принимать, ибо не жидкий..
Катанаев Стас
sermmt

С Suehiro 220 империческим путем пришел именно к этому. Выравниваю, аккуратно разравниваю суспензию и даю немного подсохнуть. Потом совсем немного воды и пошел работать. Результат и по отклику и по скорости нравится куда больше чистого камня. На 180 такая же ситуация.

Подскажите, пожалуйста, подробнее о каких камнях Суехиро конкретно идет речь?

sermmt
Катанаев Стас

Подскажите, пожалуйста, подробнее о каких камнях Суехиро конкретно идет речь?

Suehiro GC-3, 180 сейчас не вспомню маркировку - отдал его. 1000 один японец, один инф-абразив, 3000-8000 касуми.
В последнее время приспособился суспензию наводить либо камнем для правки Suehiro SH/005 либо доведенным электрокарундом на керамической связке (ох и намучался я с его выравниваем и доводкой!!!). Последний на камнях от 1000Grit.

Катанаев Стас
К чему спрашиваю.
У меня Suehiro GC-3. Так вот, на нем, мне показалось, оптимально работать под струей воды. Как вы предлагаете (навести суспензию, чуть подождать и чуть воды): воду он не держит, она как в песок. Суспезия густеет и начинает образовываться обвально. Как следствие - геометрия камня уходит за секунды работы.
Под струей воды суспензия смывается и камень не сыпется. Оптимальная производительность и сохранение геометрии.

P.S. Работаю я на этом камне по спускам Деба, хигоноками и пр.

СергейКу
А с мылом, чтоб вода не уходила, не пробовал - намылить GC-3 - как выше Евгений писал?
sermmt
Катанаев Стас
К чему спрашиваю.
У меня Suehiro GC-3. Так вот, на нем, мне показалось, оптимально работать под струей воды. Как вы предлагаете (навести суспензию, чуть подождать и чуть воды): воду он не держит, она как в песок. Суспезия густеет и начинает образовываться обвально. Как следствие - геометрия камня уходит за секунды работы.
Под струей воды суспензия смывается и камень не сыпется. Оптимальная производительность и сохранение геометрии.
P.S. Работаю я на этом камне по спускам Деба, хигоноками и пр.
Вот потому, что очень быстро стачивается я и начал его использовать с загустевшей суспензией 😊 Под струей воды работать возможности нет, увы. И да, я так же как и вы работаю на этом камне в основном по спускам дэбы и янагибы. Ну или для переточки.
PS Камень кстати очень шустрый и работящий, а то что стачивается не такую уж беда - он достаточной толщины, хватит надолго.