Элементы японской культуры и философии обучения (заточке)

Nikolay_K
Элементы японской культуры и философии обучения (заточке и не только).


pavelmil
В Японии есть понятие до и рю. До- это путь. Рю- школа, ремесло.

道 --- до ( путь )
術 --- дзюцу ( искусство )
流 --- рю ( школа, направление, течение, стиль )

В книге о японской стратегии встретил такое толкование этих понятий:


В японском языке существует два суффикса, которые обычно используются в названиях многих видов искусств: до и дзюцу.

"Дзюцу" можно грубо перевести как «наука» или «искусство».

"До", которое читается (по нижнему чтению "кунъёми") как "мити", означает «дорога» или «путь».

Дзюцу дает ощущение акцентуации главным образом технического аспекта (например, инженерная наука или искусство кладки кирпича).

Это не означает, что "дзюцу" исключительно физическое искусство, оно может быть и ментальным, как, например, игра в шахматы.

"До" подразумевает гораздо больший духовный контекст: он дает ощущение того, что искусство становится образом жизни
и имеет глубокие философские цели.


Ещё есть сю-ха-ри ( яп. 守破離 сюхари )
от яп. 守 — «соблюдать», 破 — «прорываться» и 離 — «отделяться»


и много других интересных слов


Концепцию "сюхари" считаю весьма общной и применимой к любому процессу обучения.
И не важно там "до" это, "дзюцу" или "рю".

https://martinfowler.com/bliki/ShuHaRi.html

https://dev.by/lenta/main/syu-...nemnogo-nitsshe


А вот еще по этой теме в Хагакурэ, о полезности человека на каждом этапе.


«В жизни человека есть этапы постижения учения.

На первом этапе человек учится, но это ни к чему не приводит,
и поэтому он считает себя и других неопытными. Такой человек бесполезен.

На втором этапе он также бесполезен, но он осознает свое несовершенство
и видит несовершенство других.

На третьем этапе он гордится своими способностями, радуется похвале других людей и сожалеет о недостатках своих друзей.
Такой человек уже может быть полезен.

На высшем же этапе человек выглядит, так, словно ничего не знает».

Это общие этапы.

Но есть также еще один этап, который важнее всех остальных.
На этой стадии человек постигает бесконечность совершенствования на Пути и никогда не считает, что прибыл.
Он точно знает свои недостатки и никогда не думает, что преуспел.
Он лишен гордости, и благодаря своему смирению постигает Путь до конца.

Говорят, мастер Ягю однажды заметил:
«Я не знаю, как побеждать других; я знаю, как побеждать себя».

Всю свою жизнь прилежно учись.
Каждый день становись более искусным, чем ты был за день до этого, а на следующий день — более искусным, чем сегодня.
Совершенствование не имеет конца.