особенности доводки пастой ГОИ

Dead_MOPO3

Просьба не пинать ногами, первая моя тема )
Начнёмс: Сначала нужно выбрать саму пасту ГОИ нужны все 4 номера
грубая N4 (зерно 40/20 )
средняя N3 (зерно 17/10 )
тонкая N2 (зерно 7/1 )
тонкая N1 (зерно 0.3/0 )
с зернистостями могу ошибаться, но у меня именно такие данные

Есть мнение что пасты разной зернистости разного цвета, скажу как химик: "Ничего подобного" оксид хрома зелёного цвета в любом виде, а какой органики производитель налил для связки, это уже сугубо индивидуальное дело.

Так же можно встретить много информации что определённый номер пасты даёт строго определённую поверхность, тоже скажу как химик это не совсем так. Дело в том что оксид хрома в пасте ГОИ не образует прочных кристаллов и достаточно быстро изнашивается и уменьшается. То есть заполировать поверхность в зеркало можно и N4 но долго, очень долго... У меня есть все 4 номера пасты, отличить один от другого внешне почти невозможно. Зато можно проверить, правда не экспресс методом. Для этого берём железяку помягче и обрабатываем небольшую площадь наждачкой до зерна Р2000 потом пастой ГОИ от N4 до N1 получится идеальное зеркало, после этого натираем свежей пастой N4 (не брать поюзаную !) если зеркало помутнело, то всё в порядке. Таким методом отличить N3 от N2 например очень сложно, понадобится лупа.

Теперь собственно сабж...
1) заточка пастой ГОИ даст параболическую заточку, если интересует могу описать подробнее
2) наносить пасту ГОИ непосредственно на металл нельзя - толку ноль, строгать и крошить пасту перед применением тоже не советую
3) Пасту обычно наносят на замшу или шерсть (войлок), вот тут всё хитро...
Дело в том, что кожа и шерсть в своём составе имеюм кератин, это белок который и без абразива способен отполировать сталь, он весьма твёрдый, с N4, N3, N2 проблем нет а вот с N1 возникают проблемы.
замша сама по себе полирует метал, причём обычно грубее чем паста ГОИ N1. Как избежать этого? Делаем следущее берём самую тонкую кожу, которая только имеется, смачиваем водой и сушим, ворсинки встанут дыбом, после этого смачиваем уже мыльной водой и бреем обычной бритвой, главное дырку не пробрить, опять сушим. И наконец натираем шариком от подшипника (чем больше, тем лучше). чтобы окончательно сделать замшу гладкой, можно после всего этого зажать её в тисках между двух стёкол, предварительно намочив водой (главное не расколоть стёкла).
Только после этого замшу можно натирать пастой ГОИ N1 и доводить РК.
Всё что написано проверил сам.
Проверял остроту по натяжению нитки при разрезании. доводка N1 простым способом и доводка N1 на сглаженной замше отличаются прилично.
Ещё проще доводить на стекле, но тут уже нужно масло, и процесс становится грязным, мокрым и жирным ) Да и стекло желательно специальное притирочное.
Ну вот в общем все сображения по поводу использования пасты ГОИ в нашем деле.
Весь материал собирал достаточно долго и проверял на собственном опыте, так что к дебатам готов )

Dead_MOPO3

Да забыл ещё дать совет: не доводите РК алмазными пастами, алмаз очень твёрдый. попробуйте например отполировать пластилин песком, что получится ?
Вот тоже происходит и со сталью, алмаз внедрится в сталь очень легко, оно вам надо ?

Nikolay_K

Dead_MOPO3
Весь материал собирал достаточно долго и проверял на собственном опыте, так что к дебатам готов )

начнем дебаты 😊

видно, что работы проделано немало
и накоплен некоторый практический опыт...

но мне не ясно какова была конечная цель всех Ваших опытов
в отношении к заточке режущей кромки инструмента?

что Вы пытались получить на кромке?

с какой целью?

как проверяли состояние кромки на соответствие поставленной задаче после доводки пастой?

Nikolay_K

Dead_MOPO3
Сначала нужно выбрать саму пасту ГОИ
нужны все 4 номера

грубая N4 (зерно 40/20 )
средняя N3 (зерно 17/10 )
тонкая N2 (зерно 7/1 )
тонкая N1 (зерно 0.3/0 )

с зернистостями могу ошибаться, но у меня именно такие данные



каким образом была получена информация о гранулометрическом составе паст?

где были приобретены эти пасты?

Nikolay_K

Dead_MOPO3
Есть мнение что пасты разной зернистости разного цвета, скажу как химик: "Ничего подобного" оксид хрома зелёного цвета в любом виде, а какой органики производитель налил для связки, это уже сугубо индивидуальное дело.

если верить официальному изданию химической энциклопедии, то :


Оксид Сr(III) (сесквиоксид) Сr2О3 (минерал эсколаит) имеет структуру типа корунда (форма). Его цвет меняется от светло-зеленого у тонкодисперсного материала до почти черного у больших кристаллов. При нагр. зеленый цвет обратимо переходит в коричневый. Существуют аморфный Сr2О3, а также метастабильная кубич. форма со структурой типа шпинели (а = 0,836 нм) коричневого цвета.

ИСТОЧНИК: http://www.xumuk.ru/encyklopedia/2/5083.html


кстати, уважаемые знатоки, подскажите пожалуйста, почему для многих веществ оттенок меняется в зависимости от размера частиц?

именно оксид хрома используется как краска для многих купюр, включая те самые "зеленые бумажки с президентами"

так, что зола полученная от сжигания USD вполне может заменить пасту ГОИ 😊

Nikolay_K

Dead_MOPO3
оксид хрома в пасте ГОИ не образует прочных кристаллов и достаточно быстро изнашивается и уменьшается.

По твердости оксид хрома близок к корунду. По прочности он не сильно отстает от того-же корунда.

насколько мне известно, более чистая и более блестящая поверхность при доводке на окиси хрома достигается за счет округлой формы частиц, которые выглаживают а не режут


но не за счет их дробления

Dead_MOPO3

Цель заточки впринципе просто интерес, старался получить наиболее острую РК, практического применения нет ) чем тоньше РК тем острее, но и тем недолговечнее РК.
Волос строгает, на весу перерубает небольшой пучок волос (10-20 штук)
Доделаю нож из нормальной стали - продолжу, а то мой РК держит часов 8 на воздухе, потом тупится (волос не строгает), видимо сказывается коррозия.

Проверял по натяжению нити, нитку крепил к столу скотчем, так чтоб висела паралельно боковине стола, к нитке вешал груз (гирька 20 Г.) без реза просто давил РК на нить перпендикулярно, к ножу приклеивал скотчем маркер тоненький, в общем замерял на сколько прогнётся нитка вбок до полного разрезания, заточить получилось острее чем лезвие для бритвы "спутник"

По поводу цвета окиси хрома имелась ввиду именно мелкодисперсная окись, а она зелёная. Так что в пасте ГОИ именно зелёная окись хрома, цвет отличается конечно, но врядли глаз человечий различит.

Цвет зависит от дисперсности вещества по законам физики, ничего странного тут как раз нетесли поверхность линейно меньше длины волны света, то свет от неё никак не отразится, волна просто обогнёт поверхность, речь естественно не о размере самой частицы, а скорее о размерах граней на поверхности кристалла, точнее вряд ли обьясню.

каким образом была получена информация о гранулометрическом составе паст?

где были приобретены эти пасты?

пасты куплены в интернет магазине www.sarmik.ru
гранулометрический состав - так тут ГОСТ есть на пасту ГОИ
вот насчёт N1 сложнее в госте тонкая только прописана, про N1 пришлось верить людям на слово.

По поводу прочности кристаллов оксида хрома, это зависит от условий роста кристалла, если быстро, что мы и имеем в технологическом процессе, то кристалл имеет много дефектов, а разрушается он как раз начиная с мест - дефектов кристаллической решётки

готов продолжать дебаты )

PatriotKM

По поводу ворсинок на коже верно. Не нужны они, но брить - это слишком мне кажется. Я лично чищу кожу наждачкой... Обычной наждачкой. Отлично снимается отработанный слой и замша приобретает равномерную гладкую структуру без ворсинок и пр. Так-же с кожи убираются мелкие деффекты в виде порезов при заточке, ямочек и пр. мочить кожу тоже не айс... Высыхает она и становится грубее чем была.
Что касаемо алмазных паст... то я всё больше отдаю им предпочтение. Уж очень мне приятен рез после алмаза, и фиг с ним что волос не режет на весу )). Тут на любителя наверное.
За пост спасибо, согласен не со всем, но есть над чем подумать.

sabeltiger

цитата: кстати, уважаемые знатоки, подскажите пожалуйста, почему для многих веществ оттенок меняется в зависимости от размера частиц?

Думаю, что размер частиц влияет на отражение падающего на частицы света, отсюда вещество "меняет цвет".

цитата: "И наконец натираем шариком от подшипника (чем больше, тем лучше). чтобы окончательно сделать замшу гладкой, можно после всего этого зажать её в тисках между двух стёкол, предварительно намочив водой (главное не расколоть стёкла).."

Немецкие студенты медики (30 лет тому назад) готовили ремень для правки ножа для нарезания образцов для микроскопа вот как: натянутый ремень долго выглаживали бутылкой из под вина, пока поверхность кожи не становилась очень гладкой, только потом наносили пасту.

sabeltiger

цитата: Доделаю нож из нормальной стали - продолжу, а то мой РК держит часов 8 на воздухе, потом тупится (волос не строгает), видимо сказывается коррозия.


У меня лежит ножик Викторинокс (овощной-фруктовый) цена 100 руб. Пол года назад правил его на ремне с ГОИ. Так он и сейчас прекрасно строгает волос и перерезает его в 3 см от пальцев.

PatriotKM

цитата: Доделаю нож из нормальной стали - продолжу, а то мой РК держит часов 8 на воздухе, потом тупится (волос не строгает), видимо сказывается коррозия.

...нет, тут видимо не коррозия. Сам сталкиваюсь с таким на разных сталях, на нержавейке кстати больше чем с углеродкой! То есть коррозия если и имеет место быть, то это не единственная причина. Заметил что после "свежей" глубокой (не только правка) заточки острота (резать волос на весу) снижается в первые дни. Потом после двух-трех доводок на коже - она держится более-менее долго.
И ещё заметил как-то что терялась острота после того как нож недолго побывал на морозе (градусов 30). Сталь XT-80 хорошая нержавейка... так что коррозия тут вроде была ни при чем. После небольшой доводки - острота снова восстановилась надолго. Видимо тут причина в изменении структуры самой стали... но я в этом не силен )

Nikolay_K

Dead_MOPO3
пасты куплены в интернет магазине www.sarmik.ru гранулометрический состав - так тут ГОСТ есть на пасту ГОИ

в ГОСТ 2912-79 "ХРОМА ОКИСЬ ТЕХНИЧЕСКАЯ. Технические условия"
есть только три сорта абразивной окиси хрома: ОХА-0, ОХА-1 и ОХА-2.
для которых есть нормы на
1) Полирующую способность, мг/мин×см2
2) Шероховатость поверхности после полировки (параметр Rz - высота неровностей профиля по десяти точкам), мкм, не более

но насколько мне известно про размер частиц там ничего нет.


ГОСТ на пасту ГОИ мне не попадался.

dmitrith

Доброго всем здоровья!!!

Коллеги, ГОИ - Государственный Оптический Институт, пасты, разработанные в нем имеют это название и действительно на основе оксида хрома но с разными другими абразивными добавками, а цвет для того чтобы их различать.

Согласно ТУ 6-18-36-85 различают четыре марки пасты ГОИ, в зависимости от размера абразивных частиц:

. N 4, предназначенная для грубой шлифовки, даёт матовую поверхность. Применяется для удаления мельчайших царапин, оставшихся на поверхности после шлифования. Состав: 81 часть оксида хрома, 10 - стеарина, 5 - жира, 2 - силикагеля, 2 - керосина;

. N 3, предназначенная для средней шлифовки, даёт чистую поверхность без штрихов. Применяются для достижения ровного блеска полируемой поверхности. Состав: 76 частей оксида хрома, 10 - стеарина, 10 - жира, 2 - силикагеля, 2 - керосина;

. N 1 и N 2, предназначенные для чистовой полировки, придают обработанной поверхности зеркальный блеск. Предназначены для полировки. Состав: 74 части оксида хрома, 10 - стеарина, 1,8 - силикагеля, 2 - керосина, 0,2 - пищевой соды

Все эти пасты созданы для полировки и только для полировки, но окончательная доводка, именно доводка, РК ведется только чистым оксидом хрома со стеарином и керосином на стеклянном притире.

Оксид хрома можно заменить прокаленным глиноземом или их смесью, но обязательно отмученной.

Ножи для микротома можно доводить на мокрой замше с оксидом хрома и водой - у них сходы широкие, но замша обязательно должна лежать на твердой, ровной поверхности и работать без усилий нажима - только двигать от зерна.

Удачи!!!

С уважением к Вам, Дмитрич.


Dead_MOPO3

Вот и мне польза, про выглаживание кожи бутылкой и наждачкой не думал чегото, обязательно попробую....
Кстати насчёт мороза в минус 30, после отпуска сталь можно обработать холодом -40 и -70, это добавит 1-2 и 2-4 единицы HRC соответственно, так что видимо правда со сталью происходят структурные изменения.
Про алмазные пасты могу только предположить: если в сталь внедрён алмаз, то режет не только сама РК но ещё и алмаз в ней, рез думаю будет более агрессивным, по РК менее стабильной, но это только предположения, точно не знаю.

dmitrith

Уважаемые коллеги, рекомендую Вам прежде подумать, а потом обрабатывать замшу и кожу наждачной бумагой и вообще абразивами - очень легко свободное зерно утопает в замше и проявляет себя при доводке крупными рисками. Если уже обработали крупной наждачной, то в конце обработки обязательно пройдитесь самой тонкой, которая возможно вытянет крупное зерно, но и тут бабушка надвое.
Сам всегда зачищал кожу напильниками, обязательно новыми, не работавшими по металлу, от личного до бархатного, вполне достаточно.
Удачи!!!

С уважением к Вам, Дмитрич.

PatriotKM

Ни разу не попадались зерна от шкурки в процессе правки на коже. "Шкурю" без сильного нажима и свободные зерна просто "вкатываются" в снимаемый слой не внидряясь в кожу. И тактильно все неоднородности на подготовленной коже довольно легко выявить. За идею с напильником спасибо ).

psnsergey

// почему для многих веществ оттенок меняется в зависимости от размера частиц?
Потому что процессы отражения света от геометрически подобных частиц по механизму преломления и частичного отражения от их поверхностей геометрически же, пардон, подобны. Но при большом размере частиц свету приходится преодолевать бОльшее расстояние внутри материала - тут-то он и поглощается. Потому крупное темнее. Ну и когда совсем мелко, длина волны и меньше, уже рэлеевское рассеяние начинается и картина усложняется, например, материал становится практически прозрачен.

// Сам всегда зачищал кожу напильниками, обязательно новыми, не работавшими по металлу, от личного до бархатного, вполне достаточно
Точно, я МДФ хорошим личным напильником довёл - пальцем трогаешь и не чувствуешь шероховатости, как зеркало.

sabeltiger

вчера, (пролистав вновь "Рекорды Заточки от nozh2002) пытался нанести пасту ГОИ на газету (там один таким методом пользовался).. И у меня не получилось, ГОИ с куска не наносится на газету!! Я и грел пасту лампой, и спиртом лил, газета в итоге пошла катышками, порвалась.
Странно, на ремень паста спокойно наносится..
Может кто может объяснить - как на газету всё таки?

Iofspy

sabeltiger
Может кто может объяснить - как на газету всё таки?

Только что взял кусок ГОИ, потер газету с легким нажимом - нанеслась. В чем сложность-то, Дмитрий?

oikrvn

Ладно ещё буду пробовать (-: На газете удобнее, слой тонкий, поработал выкинул в мусорку.
Думаю, вы пытаетесь толстым слоем на газету нанести.
Газета не должна скрыться под слоем пасты, скорее, на газете должны остаться зеленоватые вкрапления и не более. Я бы сказал так: газета должна быть испачкана следами пасты ГОИ 😊

sabeltiger

ага ясно.
и ещё вопрос: с июля 2006 года в ЕС вступил в силу один закон: "о применении вредных веществ в электрооборудовании". так вот в ряд веществ, подлежащих категоричному запрету попал хром (Cr6+).
Итак - а не вредна ли паста ГОИ? ведь мы пользуемся ей дома, без соответствующей вентиляции и средств защиты?

psnsergey

В пасте ГОИ не Cr6+, а Cr3+. Можно спать спокойно. 😛

Nikolay_K

sabeltiger
с июля 2006 года в ЕС вступил в силу один закон: "о применении вредных веществ в электрооборудовании". так вот в ряд веществ, подлежащих категоричному запрету попал хром (Cr6+).
Итак - а не вредна ли паста ГОИ?

основное и единственное хром-содержащее вещество в пасте ГОИ
--- оксид хрома (III)

вот его MSD:

Chromium Oxide Green
MSDS Number 427-15

http://naturalpigments.com/msds/msds_427-15.htm
http://www.jtbaker.com/msds/englishhtml/C4356.htm

прочее можно найти в Google
по словам "Chrome Oxide Safety Data"

"Chrome Oxide Toxicity"
"Chromium (III) oxide toxicity"

другие названия этого соединения:
021103 (US EPA PC Code) , 1308-38-9 (CAS Number) , 1308389 , 1308389 (CAS Number) , Chromium (III) oxide , Chromium (III) oxide hydrate , Chromium oxide (Cr2O3) , Chromium oxide (Cr2O3) CAS 1308-38-9 , ChromiumIIIoxide

Nikolay_K

дополнительные сведения о токсичности и мерах предосторожности при работе с оксидом хрома:

http://www.osha.gov/SLTC/healthguidelines/chromium3/recognition.html

краткий вывод из этих данных --- работать с пастой ГОИ
не вреднее, чем курить, находиться рядом с "газующим" авто,
регулярно кушать чипсы Lays, питаться в Макдональдсе
или употреблять крепкие алкогольные напитки.

Dead_MOPO3

Кстати тут одну весч заметил: вобщем, полировал ножик пастой, поверхность кривая и не маленькая, пришлоть сделать маленькую полоску из кожи и ей всё проходить, дело оказалось тяжким, но когда нож нагрелся от трения и паста начала плавиться, пошло как по маслу, расплавленной пастой поверхность полируется в 3-4 движения и слышен характерный хруст абразива как при работе с наждачкой. Полировал пастой после 4000 наждачки.

ivan-3

Я это заметил давно! И многие это заметили но не придают этому значение. Тот же Василий калифорнийский дошел до нагревания поверхности пасты перед заточкой.
Суть действия что паста имеет и химическую составляющую абарзивности. А как известно из химии, скорость реакции пропорциональна температуре реагентов. Так вот нагретая паста (кстати не только ГОИ) работает значительно быстрее и эффективнее.
Есть даже абразивные полирующие пасты которые работают только при нагреве и о чем указывает производитель (сейчас не вспомню какой) - но они используются при полировке на кргах при повышенных оборатах. И градусах при 70-80 они начинают плавится (ГОИ кстати также) и сокрость полировки сильно возрастает. Я это заметил также когда полировал ГОИ опасные бритвы. Эффект двоякий, паста начинает течь и проскальзывать, но за счет температуры эффект полировки проявляется с неимоверной быстротой. Так что рекомендую всем поэкспериментировать.

Dead_MOPO3

Химическая составляющая абразивности это как ? ))
Химия тут, извините, не пришей сами знаете к чему рукав.
Просто паста растекается и площадь контакта возрастает в разы. Тот же эффект будет при работе бруска и наждачки одинаковой зернистости, наждачка в разы быстрее работает.

ivan-3

Рекомендую почитать сей научный труд http://www.chipmaker.ru/index.php?showtopic=1869 - негилизма поубавится 😊

psnsergey

В принципе, можно подумать о подложке для пасты с подогревом... Правда, тут придётся и нож греть, так что ИК лампочка предпочтительнее. 😛

JonnQ

Доброго всем времени суток. С полгода курю форум, сбылась детская мечта- мои ножи бреют)! Всем участникам заточного форума - большое человеческое СПАСИБО, вы действительно здорово помогли людям (наверняка не мне одному). Есть у меня самодельный ножик из мехпилы (какой-то быстрорез). Ни под какие конкретно задачи он не задумывался.. Пусть будет, но пусть будет ОСТЁР. Заточка околоконвексная)) (как называется не знаю. Один угол 25, другой 10 градусов). Наткнулся на эту тему, и решил-таки сделать притир. Наклеил тонкое оргстекло на толстый пластик, нанес ГОИ N2, и... 3 часа бился, но не смог сделать доводку! То есть заполировал ВСЁ к едреней фене, но на РК так и не вышел, пока не завалил немного угол. Работал под яркой лампой, всё разогрелось, видно всё было хорошо. Объясните новичку- плохо подготовил нож? Есть вроде бы такая практика- подзаваливать угол?

fkbr

JonnQ
Наклеил тонкое оргстекло на толстый пластик, нанес ГОИ N2, и...
т.е. вы пытаетесь сделать это на "оргстекле"?
это не опечатка?

ЗЫ Никогда не слышал об использовании в качестве притира оргстекла.

Сам доводил с пастой ГОИ на войлоке, коже, картоне и бумаге.

Возможно не совсем корректно называть мои действия доводкой, как я понимаю Николая и Дмитрича, в этот термин они вкладывают несколько иной смысл.

Я делал это чтобы избавиться от заусенца, от которого не всегда удавалось избавиться на камнях. Чем мягче основа на которую нанесена паста, тем меньше движений для этого приходилось делать. По моему опыту, в этом деле важно не "перестараться" 😛, т.к. иногда буквально 2-3 лишних движения способны завалить кромку.

JonnQ

Может быть я действительно всё неправильно понял. На коже и я удаляю заусенец, но мне казалось что Дмитрич вел речь именно о доводке пастой на притире. Про оргстекло где-то было. Если найду- дам ссылку.

May

После доводки на коже с пастой ГОИ, тщательно мою нож в проточной тёплой воде.

Apocalypce now

т.к. иногда буквально 2-3 лишних движения способны завалить кромку.
да это так, важно точно контролировать, "чувствовать" движение РК по пасте ГОИ

JonnQ

Видимо перестарался) Возможно, пластик (пусть даже жесткий) неудачный материал для притира. Буду пробовать.

Dead_MOPO3

Оргстекло вообще не вариант. обычное тоже не особо, если притир жёсткий, то нужна идеально гладкая поверхность. Если доводить на коже то РК немного завалится, угол станет тупее. Насчёт подготовки ножа, довожу пастой только после наждачки Р4000 или алмаза 20/17 после более крупного зерна не получается, точнее получается но очень тяжело.

timoha83

Добрый день!

А скажите пожалуйста, так пока и не понял, вот нанес пасту на ремень с мягкой (мохристой) - не гладкой стороны кожаного ремня, довел нож и после этого что с ремнем делать? Чистить напильником или следующий раз снова поверх старой пасты наноситься тонкий слой новой пасты ГОИ и доводишь нож? Или как понять что ремень (кожу) пора чистить?

Или надо пастой ГОИ пользоваться на гладкой стороне, а на мохристой (внутренней стороне ремня) можно потом и без пасты несколько движений в качестве финиша.

Ремень использую солдатский из натуральной кожи.

stromgard

Присоедиеяюсь к последнему посту

Tanius

2timoha83 и stromgard Всё предельно просто, тем более не совсем понимаю почему это возникло в теме о пасте ГОИ, т.к. относиться это к любым пастам.

Не нужно пачкать внутреннею сторону ремня! Для нанесения пасты используеться лицевая сторона кожи, правда для каждой пасты нужен свой ремень. После пасты - доводиться на чистой коже (нож перед этим обязательно очистить от пасты!).

Вообще мне нравяться больше не кожа лакированная (как на обычных ремнях, а не на правочных), т.к. она не впитывает масло и можно создать на поверхности эмульсию.

П.С. Вообще-то про ремни всё весьма неплохо освещено в соседней теме про опасные бритвы (и в ссылках из неё), т.к. техника доводки ножа ничем принсыпиальным от доводки бритвы не отличаеться и имеет те же "подоплёхи".

Veselchak85

Так что по поводу зернистости паст Гои? Эти данные верны или нет?

Veselchak85

Вот что я нашел по поводу абразивности паст ГОИ:
"Абразивная способность пасты ГОИ определяется толщиной металла, снятого со стальной пластинки 9х35 мм при прохождении ею пути в 40 м по чугунной плите 400х400 мм".

Так вот, ключевая фраза здесь "определяется толщиной снятого ею металла", а не размером зерен!!! Так что я думаю ваши данные по поводу зернистости паст ОШИБОЧНЫ!

Veselchak85

Кстати, еще одно,так для справки, толщина волоса у человека в среднем 40 мкм (микрометр)!

stilus2008

про зернистость пасты ГОИ






Sammler

Ага! Наконец то я увидел информативный фантик, потому как то, что видел в продаже или спрашивал на производстве, было завернуто просто в оберточную бумагу, на которой стояло чернильное клеймо типа "Упаковщик 4".
По поводу терминологии. Зернистость определяется размером зерен, а вот с абразивностью сложнее. На абразивную способность влияет и размер зерен и их химическая природа (даже технология производства), и разного рода добавки. Например, ГОИ разрабатывалась для машинного применения, в ее составе компоненты, которые при расплавлении (от трения) многократно увеличивают абразивную способность пасты, в сравнении с ручной полировкой.

stilus2008

Sammler
... с абразивностью сложнее. На абразивную способность влияет....

Одна из любимейших книжек 😊
Оснас - "Отделка поверхностей измерительных инструментов" 😊 стр. 27.

Sammler

Последний абзац вызывает ряд вопросов. Имеется ввиду доводка поверхностей измерительных инструментов или ручная полировка вообще? Что значит ручная - без применения инструментов с электро- или пневмоприводом?
Как по-мне, то способ применения пасты зависит от ее консистенции. Твердые наносятся на основу (войлочную, фетровою и т.д) при ее вращении. От трения паста плавится и равномерно распределяется по основе. Потом при контакте с металлом паста снова плавится и в действие вступают неабразивные компоненты (стеарин, жирные кислоты), которые воздействуя химически на металл, облегчают его механическую обработку. При ручной доводке на фабричной ГОИ "химическая полировка" практически не происходит, так как для локального нагрева (хотя бы до 80-100 градусов) нужно увеличить давление или скорость движений, что неизбежно приведет к потере точности.
Мазеобразные пасты наносятся на притиры (деревяные, стеклянные, пластиковые, древесно-волокнистые и.т.) на которых работают уже действительно вручную.
И еще один вопрос - разжиженная керосином, маслом или уайт-спиритом паста ГОИ может называться "паста ГОИ" или уже нет? Мы же изменили состав оригинальной рецептуры, которую разрабатывали неглупые люди в те времена, когда за ошибки можно было загреметь на лесоповал по статье "Вредительство".

CB-A

И всё-таки: только на фотках, любезно предоставленных stilus2008, видна реальная зернистость, и какой же это номер? 1? или 3?
Как всё-таки она нормируется по зернистости?
Гугление СТУ 30-12246-61 ничего не дало.

ivan-3

Вы пытаетесь в своей голове скрестить разные цифры из разных норм.
На фото stilus2008 образец тонкой пасты номер 7 по этому СТУ (ну или по госту)
современные номера 1 и 3 это не номера зерен а последовательность грубостей паст. И вот эта паста по нонешнему ТУ номер 1 - тонкая.

Но некоторые современные производители например делают и по ТУ номер 1 в 1 микрон с примесью 2 микрона до 30 процентов.

В общем черт ногу сломит
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%F1%F2%E0_%C3%CE%C8

stilus2008

Ну, как бы другой пасты ГОИ в заводской упаковке я лично не встречал пока.
Покажите альтернативу 😊
Специальное ТУ (СТУ) наверняка устарело, я не знаю - может оно потом в ГОСТ какой - то вошло... Искать лениво. Я как- то порылся в ГОСТах и нишиша не нашёл.
Но по крайней мере у нас есть хоть что - то. Благодаря моему приятелю, спасибо ему огромное. Если бы он эту пасту просто продал, не позвонив мне - то и этих цифирь и фоток бы не было.

Кстати, если посмотреть на фотки пасты и сравнить с тем, что в википедии написано- то получается как раз наоборот - самая грубая паста - тёмного цвета, а самая тонкая - самая светлая. Что в микроскоп и наблюдалось мной. 😊

CB-A

Я не пытаюсь скрестить. Я читаю то, что написано: ТОНКАЯ ( по видимому, одна из четырех), 7 МИКРОН ( размер абразиво, по видимому).
Так какие размеры у остальных?

stilus2008

А по ТУ из википедии ссылка на ТУ, по которой - паста ПХЗ

Nikolay_K

CB-A
Так какие размеры у остальных?

насколько мне известно, в ГОСТ-ах и ТУ этой информации нет,
в книге Ящерицина тоже нет.

Всё сводится к двум вещам:

1) методика приготовления порошка окиси хрома ( подробно описано у Ящерицына )
2) методика оценки по тестовой доводке с профилометрическим контролем ( см. ГОСТ и ТУ )

если оно сошлось и удовлетворяет ГОСТ-у, то уже никто не парится по поводу размера частиц.

ivan-3

Пастам ГОИ, кроме деления на группы, присваиваются номера (марки), обозначающие средний размер зерен абразива в мкм: грубая паста - 50, 40, 35, 30, 25, 20; средняя - 15, 10; тонкая - 7, 4, 1.

Суть проблемы и дилемы в том что первоначальный смысл пасты ГОИ был утрачен. Т.е. для оптического шлифования стекла. И по современному ТУ она не ГОИ а ПХЗ - паста хромовая зеленая. И вот их уже по фракциям никто не делит и они делятся просто на тонкую среднию и грубую.

Nikolay_K

ivan-3
Пастам ГОИ, кроме деления на группы, присваиваются номера (марки), обозначающие средний размер зерен абразива в мкм: грубая паста - 50, 40, 35, 30, 25, 20; средняя - 15, 10; тонкая - 7, 4, 1.

Я за всю жизнь ни разу не видел пасту ГОИ с такими номерами,
та, что в #48 посте этой темы единственный случай, да и тот на картинке.

stilus2008

ivan-3
Пастам ГОИ, кроме деления на группы, присваиваются номера (марки), обозначающие средний размер зерен абразива в мкм: грубая паста - 50, 40, 35, 30, 25, 20; средняя - 15, 10; тонкая - 7, 4, 1.

Первоисточниканама в студию 😊
И не важно, что ГОИ для работы по стеклу была предназначена. ПХЗ - это уже не паста ГОИ, а "типа пасты ГОИ" - изменение состава влечёт получение другого результата. Важность момента в том, что ориентируясь на работы Оснаса и Ящерицына мы подразумеваем именно пасту ГОИ, а не ПХЗ.

ivan-3

Подразумевать можно что хочешь. Начальник ГОИ сказал что ГОИ больше не выпускается 😊 Так что то что продается современное по определению для чего угодно но не для оптики. И соответсвенно качество не для оптики а бляхи в армии полировать.

Первоисточник?
Ну где гост откопать я не знаю.
Но например можно глянуть в Макиенко Николай Иванович - ОБЩИЙ КУРС СЛЕСАРНОГО ДЕЛА. Там сие приведено.

stilus2008

Макиенко не читал. И думаю не поможет - я в разных справочниках по абразивам смотрел - совершенно разная инфа про пасту ГОИ. И даже про её цвет, как в википедии. 😊 ГОСТ или ТУ - наше всё, однако никто пока не нашёл ничего....

pochemuchka

Может кто-нибудь из опытных товарищей ответить на наивный вопрос новичка: как между собой соотносятся паста ГОИ и алмазная паста?

Друг сказал, что у него где-то дома валяется паста ГОИ и алмазная паста. Обещал отдать, т.к. самому не нужны "тебе пригодится для заточки". А я вот теперь и думаю- как пригодится? Они друг другу замена или дополнение?

После прочтения ветки стало понятно, что размер зерен у пасты ГОИ- вопрос неоднозначный. У алмазной пасты вроде проще- четко указан размер зерна. Но ведь материалы разные, значит, абразивная способность должна зависеть не только от размера?

дед маздай

Полировка пастой на основе окиси хрома "0.25мк смываемая водой" нанесённой на сухой, гладко струганный сосновый брусок, перед использованием приработана тестовым ножом в течении 5ти минут, абразивная гигиена полностью соблюдена. Полировка производилась после доводки на яшме перекрёстными движениями под 45 градусов к оси ножа, с минимальным давлением. Полировка шла перпендикулярно рк от зерна. Сталь VG10 60HRC Tojiro F313
До

,После

Mikhail_Art

ivan-3
Пастам ГОИ, кроме деления на группы, присваиваются номера (марки), обозначающие средний размер зерен абразива в мкм: грубая паста - 50, 40, 35, 30, 25, 20; средняя - 15, 10; тонкая - 7, 4, 1.


А что по тем пастам, которые продают за бугром? Была ветка о том, где купить хорошую, но чем там торгуют- не понятно. И на что те пасты рассчитаны- тоже.

дед маздай

Это как раз и была "забугорная" - брал у Stas Spb(да простит он меня за антирекламу)
А вообще единственная паста которая меня полностью устраивает скоростью и чистотой получаемой поверхности это:
http://www.raypurtdental.com.au/product/saphir-515-0000/
Всем её и рекомендую.

Bwman

Могу оказаться в меньшинстве и оппозиции к топику темы, но работу на пасте ДОВОДКОЙ НЕ СЧИТАЮ. Паста так же абразивна, как и любой другой абразив, поэтому идет съем металла, си речь - заточка. Так вот заточкой этот процесс и является. Доводка - другая разновидность работы - абразивной обработки происходить не должно, или она должна быть столь малой, что ею можно пренебречь. Доводка - это механическое воздействие на обрабатываемые поверхности, результатом которого получается их выглаживание и создание наклепа. Для целей заточки предполагаю правильным использование пасты так, как учит Дмитрич - на стеклянном притире, работа "на зерно", мелкими штришками, обязательно с вертикальными проводками. В таком случае из пасты извлекается польза, в отличие от протягивания по пастированному ремню "от зерна". В таком случае скрываются все недостатки обработки на предыдущих этапах, подводы "зеркалят", но весь этот лоск быстро сходит в эксплуатации. Если же работать "на зерно", то острота получается "правильная", ее легко потом довести на сланце, и окончательно выправить на чистом ремне.

Б.Виктор

Bwman
работу на пасте ДОВОДКОЙ НЕ СЧИТАЮ
Согласен полностью, паста была придумана не для этого.

KonstaZp

Bwman
... Для целей заточки предполагаю правильным использование пасты так, как учит Дмитрич - на стеклянном притире, работа "на зерно", мелкими штришками, обязательно с вертикальными проводками...
Хорошо бы ссылки давать 😛
В остальном - см. начало темы - там все очень подробно описано...