Заточка подвижным абразивом с контролем по бликам от Дмитрича

Nikolay_K
Заточка ножа
============

Эта статья - не канон и не догма, а скорее, информация к размышлению, как и чем можно точить нож - "от Дмитрича".

На первой фотке, затуманено представлен набор моих инструментов.

Слева направо -
надфиль алмазный грубый;
надфиль алмазный тонкий;
алмазный оселок;
оселок мягкий А20 с пропиткой силикатным клеем;
оселок немецкий 600;
набор из 5-и доводочных притиров с наклеенными на них посредством двухстороннего скотча мелкой наждачной бумагой с зерном от 600 до 2500 (запас шкурки внизу с наклеенным двусторонним скотчем снизу с которого не снята пока желтая обкладка);
керамическая пластинка;
стальная пластинка, с наклеенной на нее тем же скотчем лавсановая карандашная калька (на ее куске и лежит пластинка), с нанесенным на ее матовую поверхность слоем пасты ГОИ.


На фото2 рассмотрите все подробнее и как я начинаю проверку состояния фаски 600-м оселком.

Направление попеременно - перпендикулярно груди и параллельно груди без изменения положения разворота правой руки - я это Вам описывал ранее - 90 градусов к линии РК. Тут и выявляются все выпуклости и неровности фаски.
Клинок ребром обуха опирается на стол и повернут по оси, чтобы фаска была параллельна вашим движениям (будто лежит на крыше, которая мне уже не нужна).

На фотках 3 и 4 - положение фасок при работе.



Для работы по бликом на фото 5 показана моя установка - лупа с подставкой и диодная китайская лампа.
Лампа расположена слева и посылает свои лучи параллельно моей груди, что обеспечивает мне яркий белый цвет бликов рисок при движении перпендикулярно груди и черный цвет при движении вдоль груди.


После проверки состояния фаски выбираю инструмент, с которого мне надо начать доводку - либо вернуться к надфилям, или перейти к притирам.
Перехожу от инструмента к инструменту в их последовательности.
Не надо делать длинных ходов, достаточно 10....15мм с небольшим нажимом и так по шагам все лезвие с 2-х сторон. Старайтесь добиться чистоты цвета бликов - на черном не должно оставаться белого, как пятен, так и рисок, а на белом черных - это укажет на то, что Вы вывели все риски от предыдущего размера абразива.
Старайтесь дотягивать блик до РК, что является гарантией заострения.
После притиров со шкуркой можно перейти к шаржированным притирам из чугуна, а можно, наклеив лавсановую кальку, нанести абразив на нее.
Заканчиваю обычно стеклянной пластинкой с пастой на основе прокаленного глинозема, которая тоже наклеена скотчем на металлическую пластинку по типу притиров, а движения остаются прежними.

Освоив этот метод - Вы получите лезвие очень хорошей остроты и стойкости, если не будете сильно давить при обработке. Ножик брил предплечье уже после немецкого оселка 600.

После изложенной выше процедуры лезвие правится на коже, на ее внешней ворсовой стороне, которая наклеена мездровой частью на твердую ровную пластину - движения как при правке бритв с очень слабым нажимом. Поверьте - нож бреет волосы НАД предплечьем и строгает на весу.


На рисунке ниже "Крыша"
--- одна из схем приспособ для получения плоской фаски:

Дополнительная подставка (справа, контуром) дает дополнительную опору бруску.

На этом пока закончу.

УДАЧИ!

С большим к Вам уважением, Дмитрич.

dmitrith
Николай, спасибо большое за помощь.
Эту подборку сделал по мотивам нашей с ним переписке
Василий Иванович (ник на Ганзе - Mutant) в 2008 году, огромная ему благодарность за это.
Клинок работы известного мастера кузнеца из Екатеринбурга Антона Елистратова(ник на Ганзе - АнтонЕ) качество РК отменное.

С большим к Вам уважением, Дмитрич

Nikolay_K
Alex.P
Конкретно притир со шкуркой заинтересовал.

это просто гладкая стальная пластина
с наклеенной на неё двусторонним скотчем наждачной шкуркой

в некоторых случаях ( для получения более тонкой отделки поверхности )
шкурка искусственно засаливается пастой ГОИ

dmitrith
Уважаемые друзья коллеги, долго не выносил эту методу на всеобщее обозрение.
Причиной тому боязнь за некоторых из Вас, что эта метода заточки станет для некоторых из Вас основной.
Эта методика дает возможность задать угол по величине подвода алмазным надфилем и довести подводы до зеркала, оставляя их плоскими, по Вашему желанию или выполнить конвекс любой который Вы пожелаете.
При работе по бликам особое значение имеет нажим при работе - он должен быть минимальным в начале и необходимым по величине для выведения блика нужной формы, но всегда разумно минимальным.
Эта методика особо применима в длительных полевых работах, так как не требует большого по объему набора инструментов - все они умещаются в футляре для очков, но ими можно заточить и топор до бритья.
Многие мои друзья картографы и изыскатели используют эту методику в поле и теперь уже и дома - заразительная она какая-то, наверно по тому, что процесс заточки по ней не занимает много времени потому, что Вы всегда видите где и как идет обработка и не тратите время на холостые проходы по подводу, но постоянно видите как ведут себя риски в районе РК.
Удачи!!!

С большим к Вам уважением, Дмитрич.

КромешНИК
Владимир Дмитриевич и Николай - спасибо большое за Ваш труд!

===Дополнительная подставка (справа, контуром) дает дополнительную опору бруску.==
Из какого материала порекомендуете, как избежать забивания абразива материалом подставки?
С уважением.

dmitrith
Рисунок подставки к крыше это просто схема, попала из другой переписке.
Подставка может быть ниже или выше на толщину пластины, на которой закреплен абразив прихватом, скотчем или клеем. Можно сам абразив заклеить скотчем в районе контакта его со стойкой, главное, чтобы его траектория движения была параллельна основанию.
Подобная схема применялась с притирами - они мало изнашиваются, для оселков редко - заметно дает знать износ, а отсюда не подконтрольность.

С большим к Вам уважением, Дмирич.


dmitrith

Уважаемый keks007, лупу с собой таскать не обязательно.

С уважением, Дмитрич

dmitrith

Скачать подборку можно тут
http://rinat74.ifolder.ru/9735258
Пароль: talks.guns.ru
guegue
Попробовал сегодня с утра перед уходом на работу данньiй метод. Без дополнительного освещения и оптики (не считая своей на носу).

Результат понравился больше чем я мог ожидать. До етого мне просто не удавалось делать подвод прямьiм, он постоянно бьiл линзой и при переходе на тонкие камни ужас усугублялся. Отлично видно как ложится риска наблюдая за подводом сквозь короткие и частьiе движения бруска, такой себе стробоскоп. Есть небольшое неудобство: мокрьiй и мягкий камень оставляет после себя грязь и тут приходится останавливаться и протирать железку, а потом опять приноравливаться, что вносит некий сумбур в гладко уложенньiе риски.

Кстати я позволил себе оступить от оригинального способа удержания ножа при заточке: на свой верстак присобачиваю доску шириной сантиметров 20таким образом, что она образует нижнюю палку буквьi "Т". Кладу нож левой рукой на доску так, как на едж-про, а при заточке обратной стороньi делаю точно так же но спротивоположной стороньi с той только разницей, что левая рука как бьi обнимает ету самую доску. Ну и, понятное дело клинок поворачиваю при работе на изгибе. Рассеянньiй дневной свет справа.

П.С. Прошу пардону за свой русский.

Nikolay_K
этот метод на самом деле
гораздо интереснее и богаче возможностями,
чем может показаться на первый взгляд

например, он позволяет очень экономно и эффективно использовать для заточки
даже маленькие кусочки натуральных японских водных камней
типа тех, которыми японцы делают полировку своих мечей
(Hazuya, Jizuya, Fingerstones и т.п.)

то, что его разновидность активно использует Shosui Takeda
http://www.youtube.com/watch?v=jM8U3AHvLa4
тоже о чем-то говорит....


WRCMaN
Вон оно как бывает.Сам со временем пришел к такому виду заточки.Получается более ровная плоскость РК. Правда правлю все равно на зерно 😊
36and6
Хороший метод, сегодня попробовал.
Правда без лупы, но всё равно результат очень заметен.
Теми же камнями точил, но результат сильно лучше чем получало до того.
Собственно лупа не нужна, гавное чтобы РК было близко к глазам и был свет.
Японец то как согнулся в три погибели, чтобы поближе к глазам было. 😊

Мне очень помогла подсветка от ... вытяжной вентиляции на кухне, Там стоят две очень яркие лампы по 50 вт и как раз под углом получалось.
Риски на РК были хорошо заметны.

grinderman
"Нет ничего нового под солнцем"


oldTor
Edward-rnd
Всегда пользовался таким методом заточки, потом попал на форум и понял, что все точат не так. Уже было подумал, что я ущербный какой-то, а оказалось - нормальный.

Почему ж все. Этим способом надо уметь точить - для некоторых вещей он оптимален, наиболее удобен.
Я при полевой правке, при исправлении геометрии, при заточке секаторов, бытовых ножниц собстно им и пользуюсь, например. И нас немало)))

Mestnoe vremia
Всем привет!
Люблю этот метод заточки и использую периодически. Поскольку самоучка, то бликами толком пользоваться не умею. Подскажите. Какие должны быть блики и как их правильно использовать?
A.V.X.1960
В советское время выпускали охотничьи ножи из какой то мягкой нержи, стоил такой около 6 рублей.Самый удобный,и с наилучшим результатом у меня получалось точить его именно таким способом. В качестве абразива два напильника-"крупный" и "мелкий". Прикрепить шкурку на притир - я не догадался,но ножик на охоте продукты и так нормально резал.
Nikolay_K
Mestnoe vremia
Подскажите. Какие должны быть блики и как их правильно использовать?

посмотрите вот это:
http://www.knifehelp.net/pages...chej-kromki.php


grinderman
Сей метод хорош для того случая, когда приходится делать заточку с переменным углом.

Например, когда мы имеем дело с "ломовидным" клинком и при постоянном угле заточки происходит значительное расширение РК к острию клинка.

Кстати, сей метод можно применять и на ПРО-версии.
При помощи угломера выставляем необходимый угол заточки, а абразивами работаем в горизонте, как учил Дмитрич.
(Т.е., Дмитрич верно отметил, что человеку легче удерживать инструмент в горизонтальном положении, нежели под определенным углом.
До этой простой истины я бы сам долго доходил)

На прямом участке клинка работаем под одним углом, а приближаясь к острию плавно увеличиваем угол, тем самым добиваясь одинаковой ширины подводов.


A.V.X.1960
grinderman
Mestnoe vremia
... Какие должны быть блики и как их правильно использовать?

Серьезный вопрос. Кто ответит?



Когда подгоняешь при слесарке напильником деталь,то точишь сначала под одним углом, потом риски делаешь под другим -видно, где напильник снимает металл.То же самое при работе бруском,только после бруска риски-канавки мельче, поэтому важно направление света, которое и помогает увидеть, где точит брусок. Точилки типа эгже это,в принципе, тот же способ,и то же что и крыша от Дмитрича,только дороже. Вы ловите угол,поворачивая лезвие,смотрите на место, где точит брусок.
pashaa
Попробывал бориды для апекса вручную, методом Дмитрича. Восторг. Полный контроль за процессом по рискам. Размер очень удобный у апексноых абразивов, чтоб в руке держать. Очень быстро, т.к. работаешь там где надо. Финишировал байкалитиком. Он правда потяжелее, а на финиш надо снижать давление. Работал F400 -серия boride T2 , F600 - серия orange и финиш байкалитиком. T2 моментом засаливается, orange мне удобнее показался, т.к. засаленность пальцем убирается. T2 надо уже чем то снимать. Переход с 600 сразу на байкалит оказался немного преждевременным, т.к. внешне выглядевшие зеркальными подводы оказались с редкими, весьма глубокими бороздами от боридов под микроскопом, но на РК они не выходят. Подводы залинзил, что навесу оказалось очень просто навесу. Рез ооооочень агрессивный, бреет руку с отскоком, даже после нарезки бутерброда на разделочной доске. Нож цептер из мягкой "molibdenium" нержи.
з.ы. Кстати при первоначальном прочтении темы метод казался немного кустарным. Японские большие водники казались более профессиональным подходом. Сейчас с удовольствием порекомедую способ новичкам, как чрезвычайно простой, удобный и дающий превосходный результат. И тем, у кого заточка хобби - тоже моральное удовольствие, от кропотливой работы над ножом в стиле реставратора.
Alexx_S
pashaa
T2 моментом засаливается, orange мне удобнее показался, т.к. засаленность пальцем убирается. T2 надо уже чем то снимать.

Т2 - сугубо масляный камень. Он его совсем не впитывает и совершенно не засаливается. Капля масла, пальцем растер, салфеткой стер - и камень как новый.

Извиняюсь за оффтопик.

Nikolay_K
pashaa
Попробывал бориды для апекса вручную, методом Дмитрича. Восторг. Полный контроль за процессом по рискам. Размер очень удобный у апексноых абразивов, чтоб в руке держать. Очень быстро, т.к. работаешь там где надо.

Финишировал байкалитиком.
Он правда потяжелее, а на финиш надо снижать давление.


у меня для этого есть вот такие штуки, как раз для лучшего контроля за давлением:



( кликните по фото, чтобы получить полный размер )


а вот тут попытался передать фактуру поверхности и цвет этих штук:


pashaa
А это абразивы? Или под шкурки?
Nikolay_K
pashaa
А это абразивы? Или под шкурки?

это очень хорошая техническая яшма.

Порезана в удобный для моих задач размер и прекрасно доведена.

Брусочки практически невесомые, при этом достаточно прочные и очень жесткие.
За счёт чего они дают превосходный контроль над давлением и тактильными ощущениями (шорохом).

Спасибо Sergej_K!


pashaa
Николай, спасибо за мысль! У меня тоже есть маленький треугольный байкалитик. Брал для маникюрных кусачек, другими камнями там не подлезть. Но пока не доводил еще.
guegue
Позвольте показать те блики, которые вижу при заточке я.

Не вышел на кромку:

Слева доточил, справа нет:

Вроде попадаю, есть небольшие светлые пятнышки, их хорошо видно и удобно ловить:


Или вот сегодня точил:


Пользуясь случаем хочу поблагодарить Николая и Владимира Дмитриевича за чудесный способ контроля заточки.

darki83
А какое освещение при таком способе контроля лучше: естественное или ламповое, рассеянный свет или направленный?
Nikolay_K
darki83
какое освещение при таком способе контроля лучше: естественное или ламповое, рассеянный свет или направленный?


направленный поток параллельных лучей


рассеянный свет не даст никаких бликов.

Более подробно об этом я рассказывал на семинаре. И даже давал наглядную модель объясняющую появление бликов и условия при которых они будут видны.

Luxembourg
По этому методу движения абразива по поводу должны быть "туда-сюда" или только в одном направлении?
Botanic
на зерно, от зерна, попеременно - без разницы: блики все равно будут видны.
oldTor
+100500
Выбор движений зависит от текущей заточной ситуации, этапа, обычное дело применять различные в процессе работы даже на одном абразиве - какие нужны в данный момент, такие и выполняются. Метод не должен ограничивать технику заточки.
Luxembourg
Просто попробовал данную методу, но не в заточке ножа, а в заточке лопаты. Так как все таки сталь на ней помягче, ошибки не так критичны и досадны, не настолько принципиален угол и линза (наличие\отсутствие). Результат очень понравился. Именно порадовали ровненькие подводы. Кто-то назовет извращенцем.
По сути процесс то мало отличается от заточки ножа - так же формируется подвод и полируется.
Точил именно недлинными движениями 1-1.5см "туда сюда", лопату прижимал к столу.
Заточив лопату пришло некое понимание процесса. Теперь нужно пробовать нож.


Tras Krom
По большому счету метод бликов и закрашивание подводов/спусков это одно и тоже. Закрашивание отлично работает когда проблематично увидеть блик при рассеяном свете. Но удобство закрашиваеия еще и в том, что можно четко ограничить границу действия абразива и не выходить за нее.

На днях я так маркером обозначил размер а потом заново сформировал спуски на топоре. Очень удобно. А в процессе работы использовал комбинацию этих методов. И блики и непроточенные места отлично видны.

Luxembourg
Tras Krom
По большому счету метод бликов и закрашивание подводов/спусков это одно и тоже. Закрашивание отлично работает когда проблематично увидеть блик при рассеяном свете. Но удобство закрашиваеия еще и в том, что можно четко ограничить границу действия абразива и не выходить за нее.

На днях я так маркером обозначил размер а потом заново сформировал спуски на топоре. Очень удобно. А в процессе работы использовал комбинацию этих методов. И блики и непроточенные места отлично видны.

Спуски напильником формировали?

Tras Krom
Можно было и напильником, но круг на этот раз был удобнее. А вот после круга брусок в руки и вперед.
Евгений_Е
Luxembourg
Точил именно недлинными движениями 1-1.5см "туда сюда", лопату прижимал к столу.
Заточив лопату пришло некое понимание процесса. Теперь нужно пробовать нож.
Замечательно, что все получилось. Поздравляю!

Позволю себе дать совет - ножик не стоит точить движениями вдоль, особенно на этапах до доводки. Каждая риска вдоль кромки ослабляет кромку...

------------------
Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель.
Тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг.
Тот, кто мне льстит, - мой враг.
/Сунь Цзы/

Straykl
Евгений_Е
Позволю себе дать совет - ножик не стоит точить движениями вдоль, особенно на этапах до доводки. Каждая риска вдоль кромки ослабляет кромку...

Кмк это спорно. Ну и в соответствии с такой логикой нужно начинать даже не с заточки, а со слесарки или ещё раньше

Luxembourg
Евгений_Е
Замечательно, что все получилось. Поздравляю!

Позволю себе дать совет - ножик не стоит точить движениями вдоль, особенно на этапах до доводки. Каждая риска вдоль кромки ослабляет кромку...

Так "туда-сюда" имелось ввиду перпендикулярно "РК" 😀

Евгений_Е
Straykl
Кмк это спорно. Ну и в соответствии с такой логикой нужно начинать даже не с заточки, а со слесарки или ещё раньше
Любая не выведенная царапина вдоль кромки, любая замазанная трещинка вдоль кромки, позволит этой самой кромке отвалиться. Поперечная трещина может стать причиной микроскола в глубину, что активно используют при заточке для канатных тестов. А выкрашивание кромки вдоль, т.е получение протяженного но совсем не глубокого скола, это по сути катастрофа!

Как пример, нож из VG-10 упал ручкой вниз на пол и потом уже без травмоопасных ударов лег набок. В месте, которое никак не может коснуться пола - из за конструктивных особенностей, кромка на 0,05 мм в глубину отвалилась, причем по длине 8 мм. Даже без увеличения видно эту блестящую полоску почти перпендикулярно заточке. Это случай из моей личной практики, когда я восхитившись убиранием заусенца движениями вдоль, убирал его каждый раз на каждом абразиве...

------------------
Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель.
Тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг.
Тот, кто мне льстит, - мой враг.
/Сунь Цзы/

Alex_klg
Позволю себе приподнять тему. Одна из краеугольных, на мой взгляд, в нонешнюю эпоху увлечения точилками. Именно работа с бликами помогает даже без оптики добиваться стопроцентного результата на рк.

Ну, и книжек почитать не помешает для понимания процессов 😊
В факе их мноого лежало, но и по сей день приходят люди и удивляются "а как мы их не увидели?" 😊