В результате затачиваю и финиширую синтетическими водниками 1000-3000-5000. В принципе достаточно, но я привык делать финиш на природных камнях. И мне упрямо хочется понять, какой природный камень из не японских больше подходит для этой задачи.
Жёлтый бельгиец не понравился, грей алания и грин бразилиан тоже - все они на мой взгляд слишком твёрдые для этой стали. В результате более-менее устроил BBW и ещё планирую опробовать уэльский, но понимания что-то пока нету. Ну жестковато они по широгами работают...
Поделитесь, коллеги!
Это по одному ножу, или по разным?
Тоже интересно, пошел пробовать
Все доводочные камни снимают за один проход микроны и свое предназначение они явят только на подводах в районе РК но не по всему подводу.
Форма кристалликов и их твердость разные и профиль сечение риски отсюда тоже разные, потому время работы ими тоже разное, не говорю уже об усилии нажима.
Агрессивность тоже разная.
Думаю надо попробовать поиграть режимами (усилие прижима и время обработки), направлением рисок, эмульсией или без нее.
Наверно к камням надо притираться как к любимому человеку, штоли.
Удачи!!!
oldTorЯ тут все точил дебу из широгами начиная с 1000 и вдруг понял, что для этого хорошо подходит Suehiro Rika 5000 grit. Уж не зная как относиться к маркировки зернистости 5000, но широгами точит нормально и желание брать более грубый камень не вызывает. После него надо использовать хороший полировочный камень.
широгами
Правда работал вообще на чистом влажном камне без суспензии... может стоит попробовать с каким-то микроскопическим присутствием суспензии, или навести её камушком потоньше... типа того, что с гуанси идёт... Хотя странно будет.... или просто с количеством воды или её температурой ещё поиграть? потеплее-попрохладнее? нужно как-то более плавным чтоли ход по камушку обеспечить.. Обычно воду комнатной температуры использую, но наверное не будет криминалом использовать и воду температуры тела, чуть тепловатую? От этого может что-то зависеть? и видимо настал момент всё-таки не просто воду из под крана использовать. В одной теме Николай уже объяснял, как очистить воду для заточки, видимо пора взяться за этот момент по полной программе..
Буду пробовать. Ещё раз спасибо!
Попробовал накири от тоджиро на сухую по транслюценту, алании и бразилиану, действительно кромка огрубляется, микропила явно чувствуется. Собственно для накири мне это не нужно. На водниках я уменьшаю угол и кромку "зализываю" суспезией, без контакта рк с камнем.
Широгами очень пластичная, кромка волну дает до мм, т.е. перекала гарантированно нет на этом ноже.
oldTor
И мне упрямо хочется понять, какой природный камень из не японских больше подходит для этой задачи.
а чем так японские не угодили?
Да и цены на них не маленькие. Скоро как раз планирую потратить денежку на выбор хорошего финишного японца потвёрже, но пока что нет оказии.
И потом всё-ж таки камней у меня немало, надо определиться, под какие задачи и какой японец нужен, чтобы занимал нужное место в наборе камней по-максимуму. А я даже не могу определится нужен он мне под бритвы, или под ножи.. И не хочется плодить дома склад взаимозаменяемых камней. И так уже 5 разных арканзасов, две вашиты и около десятка сланцев, помимо всяких искусственных...
Конечно хотелось бы и ещё побольше, но "хата не резиновая", да и кошелёк тоже..
Скажем так - я потратил около года на подбор себе сланцев, ещё около года на арканзасы, теперь они так сказать укомплектованы и приходит потихоньку черёд японцев.
Не упомянул я про арканзасы, потому что, посчитав их слишком твёрдыми для данной стали, даже не рискнул пробовать.
Побоялся, что там при такой толщине клинка, мелкости подвода и твёрдости всё поскалывается. А арканзас доведённый до какой степени пробовали?
oldTorДоведен на АСМ 0,5/0. https://guns.allzip.org/topic/224/680423.html
А арканзас доведённый до какой степени пробовали?
Приедет 0,125мкм попробую довести сильнее.
хотя честно говоря боязно...
А вкратце, что за клинок Вы доводили? по геометрии и ширине подводов?
Пардон, в другой теме прочитал какой клинок.
oldTorТак речь же идет о РК, чуть увеличил угол на арканзасе попробовал - скалывается, ну взял тот же 5000-к и 5 мин поработал под тем же углом, что и до арканзаса. Взял другой природный камень и попробовал. У меня пока нет BBW, но думаю скоро будет. А так мне green brazilian показался мягче транслюцента и дает более острую и менее агрессивную РК. На транслюценте делал финиш на рюзен блэйзене ретти 150 мм 61-63 HRC - результат меня устроил. только вот заметил, что если сразу увеличивешь угол. то рк скалывется - виднорезкие штрихи у РК.
хотя честно говоря боязно...
А если сначала поработать под тем же углом, что и на предыдущем камне, а потом слегка увеличить угол, то на РК уже все красиво.
dmitrith
Попробуйте на шкурках, играя подкладками - от твердой до слегка податливой типа тонкой кожи. Шкурками по бликам в любом случае покатит.
Спасибо! так и сделаю. Как раз то, что нужно, думаю удастся понять какой камушек в результате пользовать! Вот на праздниках наконец займусь!
timoha83
Так речь же идет о РК, чуть увеличил угол на арканзасе попробовал - скалывается, ну взял тот же 5000-к и 5 мин поработал под тем же углом, что и до арканзаса. Взял другой природный камень и попробовал. У меня пока нет BBW, но думаю скоро будет. А так мне green brazilian показался мягче транслюцента и дает более острую и менее агрессивную РК. На транслюценте делал финиш на рюзен блэйзене ретти 150 мм 61-63 HRC - результат меня устроил. только вот заметил, что если сразу увеличивешь угол. то рк скалывется - виднорезкие штрихи у РК.
А если сначала поработать под тем же углом, что и на предыдущем камне, а потом слегка увеличить угол, то на РК уже все красиво.
Мне на Грин Бразилиан -таки показалось что тоже скалывается как будто, хотя основная ерунда в том, что тактильно это чувствуется, а в имеющуюся оптику ничего не видно информативного. Вроде всё прилично выглядит, а тактильные ощущения при работе крайне настораживают, да и результат какой-то невнятный...
В общем очередной приступ недовольства собой и своими навыками...
Пора устраивать очередную сессию недельки на три точения по два-три часа в сутки по нескольку подходов. Как раз на праздниках время будет..
Так что широгами на арканзасе вполне себе прекрасно можно довести, если работать предельно аккуратно и внимательно.
Окончательная линейка для заточки и доводки широгами оказалась весьма тривиальна - суэхиро 1000\3000, затем транслюцент, доведённый на порошке F1200.
Всем спасибо за ответы и советы!
Может это ганзовский эксклюзив... но что-то нигде больше не видел, чтобы арканзасы полировали, да так чтоб в них люстра отражалась, и подавали бы это как какое-то достижение, а камень, как безусловную ценность. Глянец на арканзасе (особенно черном) -- скорее зло, с которым стоит бороться, если вам нужно получить кромку с агрессивным а не мыльным резом.
По теме... широгами очень пластичная сталь, тем более на серийной тоджире. И чего там может скалываться -- большая загадка, тем более, если в сильную оптику этого не видно. Может угол заточки был экстремально малый? Хотя кромка на накири из широгами, с твердостью 63, заточенная на общий угол около 10 градусов, веде себя нормально -- если повреждение и появляются, это скорее замятия, чем сколы.
Аогами супер, которую пластичной никак не назовешь, на арканзасах точится и правится замечательно... опять же никаких сколов не видно, общий угол 20-25 градусов.
Krok_usНе совсем 7 мкм https://guns.allzip.org/topic/224/680423.html
Вообще-то у арканзаса размер зерна около 7 микрон... Какой смысл возюкать его на порошках с меньшей зернистостью?
Зерно не выступает полностью над поверхностью.
Krok_usНе уверен что Ганзовский. Где то читал что в СССР доводили арканзас до 14 го класса чистоты. Мыльность резу не добавляет. Нужно это делать или нет спорить не буду т.к. нет мощной оптики для сравнения, а остальное субъективно.
Может это ганзовский эксклюзив... но что-то нигде больше не видел, чтобы арканзасы полировали, да так чтоб в них люстра отражалась,
Alex_HRCЭто понятно, что оценивать некоторые природные камни, да и некоторые синтетические (абразивы на основе рубинового англомерата, например) по размеру их зерна неправильно.
Зерно не выступает полностью над поверхностью.
Но что дает полировка арканзаса на порошках с зернистостью меньше зерна кварца, из которого состоит камень? Разрушает зерно, находящееся на поверхности, забивает шламом и абразивным поршком свободное пространство между зерен и все это заполировывает... Зачем?
Alex_HRCСогласен.
Нужно это делать или нет спорить не буду т.к. нет мощной оптики для сравнения, а остальное субъективно.
Арканзас, работает и как абразив, срезающий металл, и как абразив, уплотняющий и перераспределяющий метал по обрабатываемой поверхности...
Если поверхность будет полированной, снятие металла будет незначительным, а преобладать будет "слизывание" металла.
Особенно это заметно на черном арканзасе... Камень с глянцем на рабочей поверхности металла почти не снимает, поверхность не пачкается, но кромка клинка при этом становится острее, но и рез получается "мыльный". Может быть для бритв это то, что нужно, но не для ножей.
Транслюцент, хоть и считается более тонким камнем, все же работает больше как "резчик", но опять же от того -- глянцевая поверхность или матовая -- работает по-разному.
Не в качестве оспаривания... Если вы пользуетесь арканзасами для заточки ножей, попробуйте добавить на камень к маслу совсем немного свободного зерна (хотя бы черточку мела нанести на поверхность -- этого достаточно)... камень будет работать совсем по-другому. Свободное зерно (это мое предположение) не дает камню глянцеваться и он больше "срезает" металл, нежели "слизывает" его.
Чем мне эти камни нравятся -- дают возможность получать разный результат.
По-моему мыльный рез можно получить на арканзасе только в одном случае - если завалить кромку. А уж как это сделать - давлением, углом, обилием СОЖ - кому что нравится, так сказать.
Мне лично потому и нравится доводить на арканзасе, что способность ножа под своим весом за один проход резать легко кожицу помидора - получается очень стойкая.
И к слову - пока что, даже на самом тонко доведённом арканзасе мне не удавалось достич достаточной выглаженности кромки, которую требует бритва.
Всё равно, арканзас больше именно абразивно работает, нежели выглаживающе.
Кстати, недавно вот был удивлён, что на довольно твёрдой углеродке, блэк-хард нортон-пайк, доведённый до пасты 0,25\0 - снимал настолько агрессивно, что масло становилось чёрным после трёх-четырёх проходов. Почти как на транслюценте доведённом всего лишь на порошке F1200.
Кстати, совершенно не согласен с тем, что при доводке арканзаса, он чем-то забивается или шаржируется. По крайней мере у блэк-харда и у транслюцента ничего такого как-то не наблюдал. По крайней мере ничего такого, что не решилось бы мытьём камня с фейри, или протиркой его оливковым маслом "начисто".
Кстати, перед тем, как взяться за широгами, я опробовал транслюцент на углеродке под 63 HRC, в качестве "тренировки на кошках". И вот там, я как раз и завалил благополучно кромку - брить-то нож не перестал, а вот в агрессивности потерял ощутимо. Пришлось исправлять.
Поюзал сланец помягче, а потом опять арканзас. Со второй попытки всё получилось. Ну не доводил я раньше твёрдые стали на транслюцентах - вот и ошибся так, что пришлось переделывать. Доводка твёрдой стали на очень твёрдом камне - требует особой внимательности. И тут легко сделать не совсем верные, а то и ошибочные выводы. так что с таковыми торопиться не стоит. Лучше себя проверить лишние несколько раз.
oldTorЯ работаю в тишине. На слух по звуку ориентируюсь (руки и угол в первую очередь). Сейчас не опишу какой именно звук ловлю. Давно не точил ножи 😊 .
Доводка твёрдой стали на очень твёрдом камне - требует особой внимательности.