Тюнинг Хатсана -70 - несколько мелочей.

Abby

Напридумывал тут кое-чего. Может кому-то пригодится. Мне в свое время очень помогли материалы с этого форума.

Речь о спусковом механизме Х-70. Нареканий было на него достаточно много. Лично мне не нравились: длинный ход, тугой спуск, неудобство снятия и особенно установки - надо вынимать ось шептала, при этом шептало выпадает вместе с пружинкой, которая, как тут писали, держится на кусочке смазки 😊 ну и то, что все оси никак не зафиксированы, в руках - норовят повыпадать.

Сами трехслойные шептала меня не смутили, выглядят вполне надежно, мои были изначально чисто обработаны, никаких заусениц, нормально закалены.
В собранном состоянии выпадение осей СМ невозможно, в пластиковом ложе сформированы упоры, которые ограничивают их люфт. В снятом состоянии я поступил так: нарезал колечек шириной по 1 мм из кембрика (или термоусадочной трубки) подходящего диаметра и поодевал их внатяг на выступающие концы осей. Оси выпадать перестали, а при необходимости снять их - тоже никаких проблем, колечко несложно стягивается ногтями с оси.
Выпадающую пружинку, раздвигающую главное и промежуточное шептала, решил выкинуть и поставить вместо нее V-образную. Отверстия под ось этой пружинки в корпусе СМ имеются (просто взгляните на СМ, сразу видно, что как будто не хватает одной оси, только дырочки, вот это оно и есть). Ось сделал из сверла, обломав хвостовик. Сразу скажу, она должна быть длиннее других имеющихся осей примерно на пол сантиметра, чтобы зафиксироваться от выпадания при установке в ложе.
Саму пружинку (с виду она напоминает пружинку от деревянной бельевой прищепки) сделал из пружины от шариковой ручки (выбирал пожестче), выпрямив и разогнув как нужно ей концы. Она идеально подошла по диаметру к оси. Усиками она теперь раздвигает концы главного и промежуточного шептал. Спуск после этого стал значительно мягче, сборка СМ в целом - удобнее. ИМХО, именно от жесткости этой пружинки зависит усилие спуска, подбирая ее, усилие можно регулировать.
Длину хода при спуске отрегулировал заменив регулировочный винт в спусковом крючке на более длинный (примерно на 2 мм длинее имеющегося)и вкрутив его с выступом на 1 мм. В корпусе СМ есть окошко, через которое можно визуально контролировать зацепление шептал при том или ином положении этого винта. Не делайте зацепление очень малым, из-за люфта осей при реальном усилии взведенной поршневой пружины спуск происходит немного раньше, чем при регулировке СМ в руках.
Для удобства установки-снятия СМ рекомендую сделать вторую короткую ось шептала. Из чего - неважно, любая подходящая трубка, стержень, металл, пластик или дерево. Я обстрогал кусочек карандаша до диаметра оси шептала и зачистил наждачкой. Длина этой короткой оси делается равной толщине СМ. Перед установкой СМ этой короткой осью выталкиваете настоящую ось, (она становится вместо нее), вводите СМ в проушины поршневого цилиндра, затем опять настоящей осью выталкиваете временную и СМ фиксируется в проушине. При этом ничего не выпадает, шептало остается на месте, пружинка не выскакивает.

P.S. Очень неплохой шомпол для пневматики можно получить, если удастся купить длинные (50 см.) вязальные спицы диаметром 2,5 - 4 мм. Для ручки такого шомпола идеально подходит недорогая цанговая ручка для надфилей, или ручка от цанговой отвертки 😊 Спицы обычно делаются из дюраля, тонкие - из прутка, толстые - из трубки. Дюраль мягкий, вреда стволу не причинит. Поскольку спицы продаются парами, на одну можно приклеить на постоянно кусочек войлока или фетра. Короче, масса удовольствия и не дОрого 😊

YuraS

Про кембрик - это правильно, я, правда, когда штифтами СМ доукомплектовывал, под шайбы канавки нарезал.
Про V-образную пружину я сразу писал - в первых Хатсанах так и было, потом только отверстие под ось и осталось.
Очень помогает способ SA - чуть сжать корпус СМ, чтобы шептало слегка удерживалось трением, тогда и промежуточная ось не нужна.
А латунная проволока 3-3,5 мм стоит дешевле спиц (у нас 3 гривны метр, отрежут и полметра).