Летччики во время ВОВ рубили немцев винтами самолетов

sych.v

Прочитал вот это

Самолёт в подсолнухах

- Однажды мы летели на "Ли-2" с командиром Побережным (он родом с Украины) из Калининграда в Николаев, - вспоминает Михаил Слободчиков. - Во время полёта о разном беседовали. Вспоминали истории, интересные случаи... И вот он нам рассказал, как во время войны винтом истребителя рубил колонну немецких солдат. Прямо по головам прошёлся! Мы только посмеялись - не поверили.

- Хотите сказать, что я вру, - вдруг взвился Побережный. - Я вам сейчас покажу.

По нашему курсу, в 30 км от аэродрома, находилось огромное поле подсолнухов. Он стал снижаться прямо на это поле. Мы кричим: "Что ты делаешь, разобьёмся!" Но он не слушал.

Подсолнухи примерно 1,5 метра высотой. "Ли-2" снизился "по самое не могу" и стал рубить "головы" этим цветам. Представляете? Жёлтые лепестки разлетались веером вокруг борта. Красивое зрелище! Не для слабонервных.

После этого трюка в самолёте моторы перегрелись. Лепестки забили все охлаждающие детали, цилиндры двигателей и масляные радиаторы. Если бы нам пришлось лететь до посадки километров 100, а не 30, двигатели заклинило. Мы бы разбились.

Когда приземлились, в моторах всё кипело, шипело и бурлило. Мне пришлось это цветочное крошево оттуда выгребать.

Тут
http://www.rudnikov.com/articl...LEMENT_ID=21439

Залез в Гугл, и действительно есть свидетельства, что летчики привозили на своих самолетах, части тел, даже человеческие головы, возможно ли это, или это вымысел? Кто что читал на эту тему?

TopperHarley

Залез в Гугл, и действительно есть свидетельства, что летчики привозили на своих самолетах, части тел, даже человеческие головы, возможно ли это, или это вымысел? Кто что читал на эту тему?
Многое читал, но это всё же вымысел 😊

Maksimka69

А глюпый немецкий зольдатен стояли ровно, не делая попыток уклониться и отбежать. "Не верю!" (с)

sych.v

А глюпый немецкий зольдатен стояли ровно, не делая попыток уклониться и отбежать. "Не верю!" (с)

Это не аргумент, от танка тоже можно убежать, но как известно не всем это удавалось.

Drakar76

Из чего-ж винты делались, что выдерживали многочисленные удары по каскам и черепам, при огромной силе удара?

sych.v

Мне интересно, видел ли кто нибудь официальные документы на эту тему?

TopperHarley

Из чего-ж винты делались, что выдерживали многочисленные удары по каскам и черепам, при огромной силе удара?
Винт ведь не от набегающего потока крутится- за ним какой-никакой редуктор, а ему ударные нагрузки неполезны. Впрочем, на фоне пилотирования в метре от земли над неровной поверхностью всё ерунда. Лишь бы враг штыком не ткнул, остальное не страшно.

Slepok

Артем Драбкин
Я дрался на Ил 2

********************
И.К. А немцев вам живьем видеть приходилось?
Ну, так вот чтобы в лицо - во время войны один раз видел: «Соседи», истребители, свалили «фоку» прямо над нашим аэродромом, а летчик выпрыгнул. Унтер офицер, не помню, как звали. А так - видел с воздуха. Самое запоминающееся - это как мы с воздуха видели бегущих немцев. Февраль 1944 го, наши фронт прорвали - и немцы побежали. Степь, снег от края и до края, и все в точках - серые шинели. И техника. Дороги уже конница и танки перехватили, и истребители там висели постоянно, а мы над полем работали. Злые были все, у всех погибшие - друзья, родные. Наложили их тогда - страшно вспомнить. Ходили на низких высотах, пушками, «эрэсами», мелкими бомбами, напалмом, всем подряд. Иногда опускались низко настолько, что винтами головы рубили. Не специально, конечно, но буквально так. После возвращения на аэродром в радиаторе находили куски мяса и обрывки шинелей. А потом уже над этим полем летали - и трупы на сколько взгляд охватит. То реже, то плотнее, кучками, поодиночке. Кого артиллерией накрыло, кого мы расстреляли, кого танки передавили, все там валялись.
********************

********************
А.Д. С немцами приходилось общаться?
Мы их не видели. Один раз только в Восточной Пруссии мы встретили две колонны пленных человек по сто. Они шли без охраны, у них было два белых флажка с надписями, что это пленные. Командир такой то. Написано было по русски. Вообще же крепко их ненавидели! Это был заклятый враг, который поставил своей целью разрушить нашу страну. Мы видели под Ельней, что они делали с нашими людьми. Когда мы прилетали на полевые аэродромы, к нам приходили местные, рассказывали, как они издевались над ними. Никакой жалости не испытывали. Мы знали, что нужно выполнить задание, как можно больше урона нанести немцам, чтобы быстрее закончилась эта война. Вот мы чем жили. Первые несколько дней, когда мы летали над территорией Восточной Пруссии, мы просто мстили. Нам сказал замполит, что мы подошли вплотную к логову врага и должны ему показать силу и решимость отомстить за все страдания, которые он принес нашему народу. Есть приказ Сталина: «Кровь за кровь!» Вы, летчики, должны показать свое умение. Мы пошли с Колей Оловянниковым на дорогу, по которой отступали и военные, и гражданские. Расстреляли боекомплект. Сопротивления почти не было. Решили зайти над дорогой и рубануть винтами по головам. Но мы могли там и остаться. Запросто. Особенно когда винтом рубанул по головам. Все в крови. Надо было красить самолет. Во втором заходе я, видимо, зацепился за землю и лопасти винта согнулись. Самолет завибрировал, но продолжал лететь. Вернулись благополучно. У меня левая плоскость была вся в крови, а у Кольки в правой плоскости торчал кусок черепа. Но вообще - риск слишком большой. Я ему говорю: «Коля, что мы с тобой сделали?» Это была уже сверхшалость наша, азарт такой.
********************

У Драбкина целая серия книг "Я дрался на..." Очень рекомендую. Книги бОльшей частью состаят из рассказов ветеранов. Иногда совсем жутко читать. Иногда и развеселят рассказы.

sych.v

Вот фото ЛИ 2, как?

TopperHarley

Вот фото ЛИ 2, как?
Убрав шасси 😊 Но всё равно не верю.

Voron65

У Драбкина целая серия книг "Я дрался на..." Очень рекомендую. Книги бОльшей частью состаят из рассказов ветеранов. Иногда совсем жутко читать. Иногда и развеселят рассказы.
тоже хотел привести в пример, интересные книги.
Но всё равно не верю.
верить или нет-личное дело 😊, если не рубить головы в каждый вылет, винты выдержат 😊
Мне интересно, видел ли кто нибудь официальные документы на эту тему?
и кто же в этом официально будет признаваться, под карандаш?

sych.v

и кто же в этом официально будет признаваться, под карандаш?

Танками давили, приветствовалось, даже в наградных листах писали, не вижу разницы, винтом или гусеницей. За тараны вообще звезды давали. Единственное, убить с десяток немцев и при этом потерять летчика и самолет, слишком большая расточительность для того времени. Может быть тогда да, такие "подвиги" могли считаться хулиганством или даже вредительством.

паллитрыч

TopperHarley
Убрав шасси Но всё равно не верю.
Если не въезжать в толпу типа на мясорубке, а цепануть одного-двух, то возможно, но уж больно высока вероятность об землю винтами цепануть. А тогда все, кирдык.

TopperHarley

Если не въезжать в толпу типа на мясорубке,
Иначе не получится, главное тут толпу выбрать, попытка-то одна.

sych.v

А вот ИЛ 2, винт и люди ( как раз немцы), можно представить как это могло быть.

Mons Pubis

Встречался, убей не помню, в чьих мемуарах такой момент: гвардейцы-истребители, демонстрируя мастерство пилотирования, проходили на предельно малой высоте над землёй - с полметра, буквально над колосьями пшеницы.
Но чтоб по бошкам...
Ну да, всё может быть, но чтобы зольдатен стояли навытяжку, ждали дер тод и не пуляли из стильных маузеров вслед - не верю
Если только это как в вышеприведенном примере безоружные деморализованные люди были. Может, даже не немцы

Вон, кстати, на авиашоу "100 лет ВВС России" французский капитан на "Рафале" тоже в сантиметрах над ВВП проходил, приветствуя публику. Шасси выпускал, конечно, из соображений ТБ, а в боевой обстановке, думаю и так бы управился

А на Ли-2 мне в детстве посчастливилось разок пролететь пассажиром - расчудесная машинка

Skywatcher

Ли-2 мне в детстве посчастливилось разок пролететь пассажиром - расчудесная машинка

Предмет гордости советских конструкторов, до ВОВ пересчитавших закупленные в США DC-3 из дюймовой в метрическую систему и адаптировавших его к производству с использованием отечественных материалов. До войны немцы, по слухам, тоже хотели "адаптировать" - но у них не хватило терпения/желания.

Mons Pubis

Skywatcher
Предмет гордости советских конструкторов, до ВОВ пересчитавших закупленные в США DC-3 из дюймовой в метрическую систему и адаптировавших его к производству с использованием отечественных материалов.
а разве не по лицензии строили?

TopperHarley

Ли-2 - военный вариант лицензионного ДС-3, названного у нас ПС-84. Двигатели тоже с американской родословной, Аш-62, в девичестве Wright R-1820.

Skywatcher

Ли-2 / ПС-84 это уже не DC-3. На лицензионных моделях DC-3 отечественные конструктора просто разминались 😊
см.
http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/AK/2005_03/01.htm
http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/AK/2005_03/02.htm
http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/AK/2005_03/03.htm

Просто Серый

Верить рассказам одного, даже нескольких человек - это сильно надо верить.
В Самолёт, летящий в метре над землёй не могу поверить. Шасси он куда девал?

Voron65

Шасси он куда девал?

Просто Серый

На фото земля далеко не в метре от эйрплейна )))

Voron65

дык, я про шасси 😊

Mons Pubis

ну а когда на брюхо садились, тоже как-то без шасси обходились

кстати, вспомнил, что над бетонкой в Жуковском не француз прошел, так что промашка вышла, память подвела
А вот кто именно, не помню, блин, но высота была меньше малого

Просто Серый

Mons Pubis
ну а когда на брюхо садились, тоже как-то без шасси обходились
Ага у них была задумка такая специальная, и винтом порубить ещё и взлететь потом снова. .. Я не лётчик конечно, но в школе учился хорошо.

Voron65

и винтом порубить ещё и взлететь потом снова. .. Я не лётчик конечно, но в школе учился хорошо.
а по истории что было? 😊
http://www.soldat.ru/memories/podvig/spisok3.html
смотрим столбец "Время и место совершения подвига. Награждение."
для инфо- винтом рубили киль противнику.

Mons Pubis

Просто Серый
Ага у них была задумка такая специальная, и винтом порубить ещё и взлететь потом снова.
не, задумка была не под углом в землю впилиться, а пройтись на минимальной высоте энное количество метров и притереться. Так что технически пройтись в метре над землёй вполне по силам нормальному пилоту
Набрать высоту из этого положения также ему по силам

Просто Серый

Mons Pubis
Набрать высоту из этого положения также ему по силам
Надо товарища из Жуковского опросить, как-нибудь)

TopperHarley

Так что технически пройтись в метре над землёй вполне по силам нормальному пилоту
Над плоской взлёткой, на конвейере этим и занимаются. Но пытаться делать это над полем, с целью наловить чего на винт- глупость несусветная. Это ещё забыв про вражеские истребители, для которых этакий затейник добыча заведомая.

Mons Pubis

Вот ещё, наслаждайтесь кренделями современных апологетов искусства.
Если погуглить аэробатику, Бешеного и Капанину, можно найти кадры и похлеще, в т.ч. с прохождением над землёй/водой на расстоянии около метра


Просто Серый

Voron65
смотрим столбец "Время и место совершения подвига. Награждение."
для инфо- винтом рубили киль противнику.
Ещё раз говорю - награждения писали люди со слов людей в разном состоянии и при разной мотивации. Очевидцы тоже люди, мож и друзья и товарищи.Всё было без фотографий. Почитав немного по этому поводу, понимаю тоже. Люди не изменились.

Просто Серый

TopperHarley
Но пытаться делать это над полем, с целью наловить чего на винт- глупость несусветная.
Там лэндшавт ещё скрыт растительностью.

Просто Серый

Mons Pubis
над землёй/водой на расстоянии около метра
Давайте сразу со срезанием Подсолнухов, но можно крон деревьев, хотя бы.

Mons Pubis

TopperHarley
пытаться делать это над полем, с целью наловить чего на винт- глупость несусветная. Это ещё забыв про вражеские истребители, для которых этакий затейник добыча заведомая.
Согласен, конечно
Применять эдакие фортеля при борьбе с живой силой и техникой противника глупость несусветная.
Если же не на войне, то технически вполне посильная задача

Voron65

Ещё раз говорю - награждения писали люди со слов людей в разном состоянии и при разной мотивации. Очевидцы тоже люди, мож и друзья и товарищи.Всё было без фотографий. Почитав немного по этому поводу, понимаю тоже. Люди не изменились.
уважая убеждения 😊, смею напомнить, что победа СССР во второй мировой войне тоже подвергается сейчас сомнению.
Верить или нет- личное дело каждого, я лишь привел в пример технические детали.
Если есть желание- погуглите: Ту-16 Плиев авианосец. Там, конечно, не над колосьями, но и не лёгкий самолёт.
Над плоской взлёткой, на конвейере этим и занимаются. Но пытаться делать это над полем, с целью наловить чего на винт- глупость несусветная. Это ещё забыв про вражеские истребители, для которых этакий затейник добыча заведомая.
вот этим они от нас и отличались.

Просто Серый

Mons Pubis
Вот ещё, наслаждайтесь кренделями современных апологетов искусства.
Почему они шасси не убирают?)))

Просто Серый

Voron65
смею напомнить, что победа СССР во второй мировой войне тоже подвергается сейчас сомнению.
Откуда такая шизофрения?)))

Gonza

Просто Серый
Почему они шасси не убирают?)))

Видать, не убираются...

Вероятно, сложно в маленьком (тонком) крыле сделать полость для шасси и механизма шасси...

UPD:

"
У большинства летательных аппаратов после взлёта шасси убирается в фюзеляж или крыло. У небольших летательных аппаратов шасси, как правило, не убирается и имеет конструкцию, допускающую замену колёс лыжами или поплавками.
"

http://ru.wikipedia.org/wiki/Шасси_летательного_аппарата

Mons Pubis

Просто Серый
Давайте сразу со срезанием Подсолнухов, но можно крон деревьев, хотя бы.
Давайте будем без "давайте"?
Меня пробудила Ваша фраза
Просто Серый
В Самолёт, летящий в метре над землёй не могу поверить.
Ответил песней и клипом и?
Теперь Вам ещё и подсолнухи подавай!
Нее, ищите дураков в своей деревне

TopperHarley

Если есть желание- погуглите: Ту-16 Плиев авианосец.
Совсем не рекорд 😊

Gonza

TopperHarley
Совсем не рекорд 😊

Ещё можно экранопланы вспомнить... Правда, там принцип "полёта" другой...

http://www.youtube.com/watch?v=VjyY3EFzXJI

Voron65

Откуда такая шизофрения?)))
почему шизофрения? Вера- дело личное и на существующие факты никакого влияния оказать не может.
Совсем не рекорд
а они и не рекорд ставили.

sych.v

Гастелло может тоже головы порубить хотел? Сколько было таких подвигов когда самолеты врезались в скопление техники и живой силы. Поднялся нормально, разбился, герой.

Mons Pubis

Ну, технике головы не особенно то порубишь
А уж если она средствами МЗА прикрыта...
А подвиги такие явно не от хорошей жизни и их количество наводит на грустные размышления вообще-то

sych.v

А подвиги такие явно не от хорошей жизни и их количество наводит на грустные размышления вообще-то

А у немцев интересно были такие герои среди летчиков как Гастелло?

Просто Серый

Mons Pubis
Ну, технике головы не особенно то порубишь
Там ещё суровые кары были тогда за порчу и оставление боевой техники, поэтому даже искалеченную пушку старались вытащить с позиции, иначе могли и сурово наказать, вплоть до расстрела...

TopperHarley

"Из общего количества 88,3 тысяч погибших самолетов боевого назначения противник сбил или уничтожил на земле 43,1 тысячу, тогда как 45 тысяч машин погибли в результате аварий и катастроф." Вряд ли полёты на сверхмалой высоте были доступны среднему тогдашнему пилоту.

Просто Серый

sych.v
герои среди летчиков как Гастелло
Подвиг Гастелло: версии и факты

Почтовая марка, посвящённая подвигу Н. Ф. Гастелло. Обычная почта, 30 коп.
[править]Официальная версия
26 июня 1941 года на боевой вылет в район Радошковичи - Молодечно вылетело звено под командованием капитана Н. Ф. Гастелло, состоящее из двух тяжёлых бомбардировщиков ДБ-3ф. Вторым самолётом управлял старший лейтенант Фёдор Воробьёв, в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас (имена ещё двух членов экипажа Воробьёва не сохранились). Во время атаки скопления немецкой техники самолёт Гастелло был подбит. Согласно рапортам Воробьева и Рыбаса, горящий самолёт Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Ночью крестьяне из близлежащей деревни Декшняны извлекли трупы лётчиков из самолёта и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика.
Вскоре подвиг Гастелло получил широкое освещение в прессе. 5 июля 1941 года в вечерней сводке Советского информбюро впервые был упомянут подвиг Н. Ф. Гастелло[6]:
Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастело[7]. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя.
На основе сообщения Совинформбюро корреспондентами П. Павленко, П. Крыловым был написан очерк «Капитан Гастелло», который был опубликован в газете «Правда» 10 июля 1941 года.[8]
На рассвете 6 июля на разных участках фронта лётчики собрались у репродукторов. Говорила московская радиостанция, диктор по голосу был старым знакомым - сразу повеяло домом, Москвой. Передавалась сводка Информбюро. Диктор прочёл краткое сообщение о героическом подвиге капитана Гастелло. Сотни людей - на разных участках фронта - повторили это имя:
Ещё задолго до войны, когда он вместе с отцом работал на одном из московских заводов, о нём говорили: «Куда ни поставь, всюду - пример». Это был человек, упорно воспитывающий себя на трудностях, человек, копивший силы на большое дело. Чувствовалось, Николай Гастелло - стоящий человек.
Когда он стал военным лётчиком, это сразу же подтвердилось. Он не был знаменит, но быстро шёл к известности. В 1939 году он бомбил белофинские военные заводы, мосты и доты, в Бессарабии выбрасывал наши парашютные десанты, чтобы удержать румынских бояр от грабежа страны. С первого же дня Великой Отечественной войны капитан Гастелло во главе своей эскадрильи громил фашистские танковые колонны, разносил в пух и прах военные объекты, в щепу ломал мосты. О капитане Гастелло уже шла слава в лётных частях. Люди воздуха быстро узнают друг друга.
Последний подвиг капитана Гастелло не забудется никогда. 3 июля во главе своей эскадрильи капитан Гастелло сражался в воздухе. Далеко внизу, на земле, тоже шел бой. Моторизованные части противника прорывались на советскую землю. Огонь нашей артиллерии и авиация сдерживали и останавливали их движение. Ведя свой бой, Гастелло не упускал из виду и бой наземный.
Чёрные пятна танковых скоплений, сгрудившиеся бензиновые цистерны говорили о заминке в боевых действиях врага. И бесстрашный Гастелло продолжал своё дело в воздухе. Но вот снаряд вражеской зенитки разбивает бензиновый бак его самолёта.
Машина в огне. Выхода нет.
Что же, так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в постыдный плен?
Нет, это не выход.
И капитан Гастелло не отстёгивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины. Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит он огненный комок своего самолёта. Огонь уже возле лётчика. Но земля близка. Глаза Гастелло, мучимые огнём, ещё видят, опалённые руки тверды. Умирающий самолёт ещё слушается руки умирающего пилота.
Так вот закончится сейчас жизнь - не аварией, не пленом - подвигом!
Машина Гастелло врезается в «толпу» цистерн и машин - и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются вражеские цистерны.
Мы помним имя героя - капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя.
В памяти навсегда останется подвиг человека, рассчитавшего свою смерть как бесстрашный удар по врагу.

Памятник Н. Ф. Гастелло в сквере около вечернего факультета Уфимского авиационного университета при ОАО «УМПО» в г. Уфа
Обращает на себя внимание дата подвига Гастелло, указанная в статье, - 3 июля. Вероятно, авторы очерка, уточнив правильное написание фамилии героя и факты его биографии, вывод о дате гибели Гастелло сделали исходя из даты сообщения Совинформбюро. Статья в «Правде» имела широкий резонанс, подвиг Гастелло широко использовался советской пропагандой.
25 июля 1941 года командиром 207-го ДБАП капитаном Лобановым и полковым комиссаром Кузнецовым Н. Ф. Гастелло был представлен к званию Героя Советского Союза. В наградном листе сказано:
:26 июня капитан Гастелло с экипажем: Бурденюк, Скоробогатый и Калинин - повёл звено ДБ-3 бомбить зарвавшихся фашистов. По дороге Молодечно - Радошковичи у Радошковичи показалась вереница танков противника. Звено Гастелло, сбросив бомбы на груду скопившихся на заправку горючим танков и расстреливая из пулемёта экипажи фашистских машин, стало уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое попадание, объятый пламенем, самолёт не мог уйти на свою базу, но в этот тяжёлый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю.
По наблюдению старшего лейтенанта Воробьёва и лейтенанта Рыбаса, они видели, как капитан Гастелло развернулся на горящем самолёте и повёл его в самую гущу танков.
Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи. Такой дорогой ценой заплатили немецкие фашисты за смерть лётчика капитана Гастелло и смерть героического экипажа:[1]

Уже на следующий день после представления капитану Гастелло Николаю Францевичу было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Приказом министра обороны СССР капитан Гастелло Н. Ф. навечно зачислен в списки одного из авиационных полков.
«Огненный таран» Гастелло стал одним из самых известных примеров героизма в истории Великой Отечественной войны и использовался для военно-патриотической пропаганды и воспитания молодёжи как в ходе войны, так и в послевоенный период, вплоть до распада СССР. Альтернативные версии событий близ д. Декшняны и попытки расследования гибели Гастелло и Маслова пресекались либо засекречивались. Члены экипажа Гастелло - Г. Н. Скоробогатый, А. А. Калинин, А. А. Бурденюк - остались в тени подвига командира. Только в 1958 году они были награждены орденами Отечественной войны I степени (посмертно).
[править]«Гастелловцы»
Усилиями советской пропаганды подвиг Н. Ф. Гастелло стал одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны, а фамилия Гастелло - нарицательной. «Гастелловцами» стали называть лётчиков, совершивших «огненный таран». Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 595 «классических» воздушных таранов (самолётом самолёта), 506 таранов самолётом наземной цели, 16 морских таранов (в это число могут входить и тараны морскими лётчиками надводных и береговых целей противника) и 160 танковых таранов[9]. Нужно отметить, что в источниках имеется определённые разночтения по поводу количества таранных атак. Например, в статье «Побратимы Николая Гастелло»[10] говорится лишь о 14 морских и только 52 танковых таранах, 506 таранах самолётом наземной цели, но зато о 600 воздушных таранах. Генерал-майор авиации А. Д. Зайцев в своей книге «Оружие сильных духом» оценивает количество воздушных таранов в более чем 620[11]. При этом историки авиации пишут: «в документах противника отмечено [ещё] более двадцати таранов, совершённых советскими летчиками, которые до сих пор неидентифицированы»[12]. Нет единства и в оценке количества собственно «огненных таранов». Например, Юрий Иванов, в своей работе «Камикадзе: пилоты-смертники» оценивает число таких таранов, совершённых советскими летчиками в 1941-1945 гг. величиной «около 350».[13] В завершение этого пункта следует также отметить, что ряд советских пилотов таранили врага не один раз: 34 лётчика применяли воздушный таран дважды, четверо - Леонид Иванович Борисов, Владимир Иванович Матвеев, Николай Васильевич Терёхин, Алексей Степанович Хлобыстов - трижды, а Борис Иванович Ковзан - четырежды.
[править]Эксгумация предполагаемых останков Гастелло
В 1951 году в канун десятилетия знаменитого «огненного тарана» для последующего торжественного захоронения была произведена эксгумация останков из предполагаемой могилы Гастелло. Его вещей в могиле не оказалось, но были найдены личные вещи сослуживцев Гастелло - командира 1-й эскадрильи 207-го ДБАП капитана Александра Спиридоновича Маслова и стрелка-радиста Григория Васильевича Реутова. Экипаж Маслова считался пропавшим без вести в тот же день, в который Гастелло, как утверждается, совершил свой подвиг. Руководивший перезахоронением подполковник Котельников с санкции партийных органов провёл секретное расследование, в результате которого выяснилось, что на месте предполагаемого тарана Гастелло потерпел крушение самолёт Маслова. Экипаж Маслова без огласки перезахоронили на кладбище Радошковичей, фрагменты бомбардировщика Маслова - отправлены в музеи страны как останки самолёта Гастелло, на месте гибели экипажа Маслова был установлен памятник-монумент, посвящённый подвигу экипажа Н. Ф. Гастелло. Данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло не были обнародованы вплоть до эпохи гласности, когда они впервые проникли в СМИ.
[править]Альтернативная версия
В 1990-е годы в СМИ появилась иная версия событий около деревни Декшняны (её автором стал майор в отставке Эдуард Харитонов). Были обнародованы данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло в 1951 году. В связи с тем, что там были обнаружены останки экипажа Маслова, было выдвинуто предположение, что именно Маслов является автором приписываемого Гастелло «огненного тарана». В 1996 году указом президента Ельцина Маслов и все члены его экипажа были награждены званием Героя Российской Федерации (посмертно).


Памятник экипажу Н. Ф. Гастелло на месте гибели бомбардировщика А. С. Маслова
Достоверность рапортов Воробьёва и Рыбаса поставлена под сомнение. Во-первых, возникло предположение, что непосредственно сам таран самолётом Гастелло улетавшие от места боя лётчики не видели, связав падение бомбардировщика Гастелло и столб дыма, поднимавшийся возле дороги. Во-вторых, выдвигалось предположение, что рапорты могли быть переделаны в ходе кампании по героизации Гастелло в июле-августе 1941 года. В-третьих, самих рапортов Воробьёва и Рыбаса не сохранилось, есть только ссылающиеся на них документы. В-четвёртых, Воробьёв и Рыбас служили в 96-м ДБАП, который располагался на том же аэродроме, что и 207-й ДБАП, в котором воевали Маслов и Гастелло. По предположению сторонников альтернативной версии, экипажи из разных полков не могли лететь на задание в одном звене.
После появились сообщения, что обломки подлинного самолёта Гастелло находились недалеко от места гибели Маслова, в Мацковском болоте близ села Мацки. Самолёт около Мацки упал, согласно показаниям местных жителей, 26 июня 1941 года. Ими был найден обгоревший труп, в кармане гимнастёрки которого находилось письмо на имя Скоробогатой[14], (как предполагается, жены стрелка экипажа Гастелло - Григория Николаевича Скоробогатого), а также медальон с инициалами А. А. К. (возможно, стрелка-радиста Гастелло - Алексея Александровича Калинина). Но главное - здесь был найден обломок, однозначно идентифицируемый как часть самолёта именно Н. Ф. Гастелло - бирка от двигателя М-87Б с серийным N 87844[15].
Согласно свидетельским показаниям местных жителей села Мацки, один человек из предполагаемого подлинного самолёта Гастелло выбросился с парашютом с крыла падающего самолёта и был захвачен немцами. Показания местного жителя подтверждаются документом «Список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиадивизии с 22.06 по 28.06.41 г.» за подписью начальника отдела строевой части старшины Бокова. В конце перечисленных поимённо членов экипажа Гастелло приписка: «Один человек из этого экипажа выпрыгнул с парашютом, кто - неизвестно». В то же время не ясно, откуда появилась эта информация, ведь в рапорте Воробьёва и Рыбаса этот момент не отражён, а жители села Мацки были уже на оккупированной территории. Конструктивной особенностью бомбардировщика ДБ-3ф является то, что с крыла прыгать может только пилот. Это дало сторонникам альтернативной версии повод утверждать, что Гастелло бросил гибнущий борт и экипаж ради собственного спасения. Однако, строго говоря, не вполне ясно даже, из какого самолёта выпрыгнул парашютист, о котором идёт речь в документе, подписанном Боковым (не говоря уже о том, что свидетели могли ошибиться в своих наблюдениях на предмет того, что прыжок был именно с крыла) - из машины, принятой впоследствии за машину Гастелло (то есть самолёта Маслова) или действительно из самолёта Гастелло. Стоит также отметить, что Гастелло, по-видимому, действительно пытался направить свой самолёт на расположение врага - иначе трудно объяснить, зачем его ДБ-3ф совершил разворот обратно на д. Мацки (а там как раз находилась немецкая воинская часть)[15].
Высказывается предположение[16], что из двух одинаково вероятных в тот момент кандидатов на подвиг был выбран именно Гастелло по нескольким соображениям:
он был этническим белорусом;
его экипаж был интернациональным: Бурденюк - украинец, Калинин - ненец, Скоробогатый - русский;
на его счету уже был сбитый «Юнкерс-88»;
во время боёв на реке Халхин-Гол в 1939 году он служил в одном полку вместе с батальонным комиссаром М. А. Ююкиным, который впервые в авиации совершил таран наземной цели; по некоторым сведениям, Н. Ф. Гастелло был штурманом на бомбардировщике Ююкина во время тарана (эта версия ошибочна, она не подтверждается основными исследователями жизни Н. Ф. Гастелло, в том числе и его сыном Виктором Гастелло).
Впрочем, версия о том, что осуществлялся некий «выбор» между Гастелло и Масловым на роль «героя», маловероятна: героическая гибель Гастелло была отражена в рапортах Воробьёва и Рыбаса, в то время как свидетельств крушения самолёта Маслова не было, он считался «пропавшим без вести».
[править]Критика альтернативной версии
Ряд исследователей (прежде всего, сын Н. Ф. Гастелло - полковник в отставке Виктор Гастелло) подвергают сомнению факты, на которых построена альтернативная версия и отвергают её как полностью несостоятельную. По их мнению:
показания Воробьева и Рыбаса являются главным и неопровержимым свидетельством подвига Гастелло;
доказательства того, что упавший в Мацковском болоте самолёт пилотировался Гастелло, несостоятельны;
обнаруженные останки Маслова и его экипажа свидетельствуют о том, что его самолёт не совершал таран, а врезался в землю на «бреющем» полёте (возможна и другая версия - Маслов попытался таранить вражескую колонну, но промахнулся; косвенным подтверждением такой гипотезы является обнаружение обломков самолета Маслова на небольшом - всего 170-180 метров - расстоянии от дороги)
отсутствие останков Гастелло свидетельствует о том, что он действительно совершил «огненный таран»; в результате взрыва колонны с горючим и боеприпасами ни самолёт, ни останки экипажа невозможно идентифицировать.
[править]Факты
В истории подвига Гастелло достоверными фактами можно считать следующие:
самолёты Гастелло и Маслова потерпели крушение во время выполнения боевого задания 26 июня 1941 года;
место крушения самолёта у села Декшняны, которое считалось местом тарана Н. Ф. Гастелло, на самом деле является местом гибели самолёта Маслова.
Установление истины осложняется тем, что свидетели тарана Гастелло - старший лейтенант Воробьёв и лейтенант Рыбас погибли в 1941 году, 207-й ДБАП в сентябре 1941 года расформирован, многие документы авиаполка были утрачены как в ходе Великой Отечественной войны, так и в послевоенное время.


Так изображался знаменитый «огненный таран»: Николай Гастелло таранит танки и автоцистерны с горючим в одиночку и на истребителе
[править]Мифы о подвиге Гастелло
Как в ходе Великой Отечественной войны, так в послевоенное время советской пропагандой подвиг Гастелло выделялся из числа множества подобных, служил примером героизма и самопожертвования. В связи с этим в общественном сознании сложилось несколько устойчивых заблуждений о Н. Ф. Гастелло и уникальности его подвига:
Гастелло совершил первый в истории таран наземной цели
Первый таран самолётом наземной цели совершил советский лётчик Михаил Анисимович Ююкин 5 августа 1939 года во время боёв на реке Халхин-Гол (если же брать все «огненные тараны» - как наземных, так и морских целей - то первый такой таран совершил китайский лётчик Шен Чангхай 19 августа 1937 года.[17]
Гастелло совершил первый таран в истории Великой Отечественной войны
Первый таран в истории Великой Отечественной войны совершил советский лётчик Д. В. Кокорев 22 июня 1941 года приблизительно в 4 часа 15 минут (длительное время автором первого тарана в истории Великой Отечественной считался И. И. Иванов, но на самом деле он совершил свой таран на 10 минут позже Кокорева)[18][19].
Гастелло совершил первый таран наземной цели в истории Великой Отечественной войны
Первый в истории Великой Отечественной войны таран наземной цели совершил советский лётчик П. С. Чиркин 22 июня 1941 года.
Гастелло таранил не танковую колонну, а зенитную батарею
Это заблуждение сформировалось из-за того, что место крушения самолёта около д. Декшняны, официально считавшееся местом подвига Гастелло, находится примерно в 180 метрах от дороги. Была и другая версия: Гастелло таранил механизированную колонну, которая заправлялась в стороне от дороги.
Гастелло совершил свой подвиг в одиночку
Данное заблуждение сформировалось из-за того, что при рассказе о подвиге Н. Ф. Гастелло члены его экипажа, как правило, не упоминались.
Гастелло совершил таран, управляя истребителем
Данное заблуждение возникло из-за того, что в послевоенной художественной литературе главными героями авиации были лётчики-истребители. Был создан ряд произведений (например, пьеса «Гастелло» И. В. Штока, 1947 год), в которых Н. Ф. Гастелло совершил свой подвиг на истребителе.
Гастелло был штурманом в экипаже М. А. Ююкина, совершившего первый в истории таран наземной цели 5 августа 1939 года во время событий на реке Халхин-Гол
Данное заблуждение поддерживало преемственность героических «таранных традиций», Ююкина называли «наставником» Гастелло. В действительности точно известно имя и фамилия штурмана М. А. Ююкина - Александр Морковкин (он выпрыгнул с парашютом непосредственно перед тараном). Гастелло был однополчанином Ююкина.

Voron65

т.е. вышеперечисленные много букофф говорят о том, что все подвиги лётчиков туфта?
Господа, вам не кажется, что сидя в теплом мягком кресле учить участников войны как надо им было воевать исходя из их лётного мастерства и состояния техники, как минимум, не комильфо.
А уж верить или нет, да за ради Бога, погибшим всё равно.

Mons Pubis

sych.v

А у немцев интересно были такие герои среди летчиков как Гастелло?

А кто бы им позволил?
У них даже приказ был ближе 100 м к противнику не приближаться.
Им было проще самолет дозаправить боезапасом, а то и новый выдать.
А вот самураи те да...
Те отличились за всю фигню на поприще огненных таранов.
Но!
Вот с детства не мог понять как это в одном документальном сериале, вышедшем на экраны в 1985-м к юбилею сами знаете чего, можно было в первых сериях с упоением славить таран, как оружие героев, а в заключительных делать выводы о том, что "камикадзе" стали самым убедительным проявлением беспомощности, гнилости и морального упадка японской военщины???

TopperHarley

А вот самураи те да...
Те отличились за всю фигню на поприще огненных таранов.
Сабуро Сакаи, которого тоже записали в добровольцы, слетал и вернулся, сообщив, что американцев не обнаружил. Потом начальство опомнилось, и он довоевал до конца вполне нормально. Но самое удивительное то, что бедная ресурсами и богатая героями Япония капитулировала, имея больше 5000 боевых самолётов без лётчиков...

Voron65

Вот с детства не мог понять
это как раз элементарно 😊
у нас разведчики, у них- шпионы.
Соответственно и остальные категории.
Думается, у супротивника аналогично, идеология и пропаганда.
Как говорили политрабочие, отвечая на такой вопрос- побудительные мотивы разные, у нас прогрессивные, у них реакционные 😊

Mons Pubis

TopperHarley
Япония капитулировала, имея больше 5000 боевых самолётов без лётчиков...
надо же, не знал
Весьма и весьма показательно
Voron65
Как говорили политрабочие, отвечая на такой вопрос- побудительные мотивы разные, у нас прогрессивные, у них реакционные
во-во )))
Даже не представляю как бы они клеймили фашистских стервятников, если б те прошлись винтами по колонне красноармейцев...

Просто Серый

Voron65
т.е. вышеперечисленные много букофф говорят о том, что все подвиги лётчиков туфта?
Господа, вам не кажется, что сидя в теплом мягком кресле учить участников войны как надо им было воевать исходя из их лётного мастерства и состояния техники, как минимум, не комильфо.
Не надо мешать различное в одном флаконе, а потом всё упрощать, здесь адекватные люди, поменьше пропаганды, мы с ней все знакомы, побольше интересных ссылок на факты источники, коли есть такие.)

Voron65

поменьше пропаганды
ссылочку на пропаганду можно?
побольше интересных ссылок на факты источники
пожалуйста, пост 22, Ваш вопрос и мой ответ. Чем не устраивает?
Ссылка на Драбкина тоже не проходит? Про Плиева и лётное мастерство тоже никак?
Тема была конкретная, а уж кто пошёл уводить её в сторону, то уж точно не я))

TopperHarley

Про Плиева и лётное мастерство тоже никак?
Плиев просто разбил самолёт- в чём там мастерство? Про рассказы очевидцев вспоминать не надо- его ведомый не снижался, американская плёнка существует в обрезанном виде, а кроме моряков "Эссекса" никто сам этого не видел.

Mons Pubis

Просто Серый
здесь адекватные люди, поменьше пропаганды, мы с ней все знакомы, побольше интересных ссылок на факты источники, коли есть такие
И всё-таки - пропаганда на такая всегда пропаганда ))
Грегори Боингтон - личность для ВВС США легендарная не меньше, чем для нас Кожедуб. Войну с японцами начинал в Китае, в качестве наемника на службе у генералиссимуса Чан Кай Ши.

Итак, что говорят штабные?

''Японские самолеты над Китаем - это антикварный утиль'' - заверил его Олдуорт. ''По большей части, вашей добычей будут безоружные транспортные самолеты. Полагаю, вам также известно, что японцы славятся своей полной неспособностью летать по-настоящему. И они все летают в очках от близорукости''.

''Капитан'', подал голос Боингтон, ''Это, конечно, вопрос на засыпку, но откуда вы знаете, что их пилоты носят очки?''

''Наш техсостав находил их в обломках сбитых машин. За каждую победу, вам платят неплохие деньги - 675 долларов. Но набор ограничен, - продолжил капитан Олдуорт, - а за каждого сбитого японца полагается еще премия в 500 долларов''.

И что видят пилоты своими глазами?

Я начал летать с ''Адамами и Евами'' в декабре, и, я думаю, после того, как мы узнали о Перл-Харборе, наше возвращение в ВВС США было лишь вопросом времени. Начать с того, что нас обманули буквально во всем. Самолеты впору было списывать в утиль - это были те самые Р-40, которые мы отдали Британии по ленд-лизу, а RAF уже одолжил их опять нам. Запчасти были самого сомнительного происхождения, а двигатели изношены до такой степени, что каждый взлет грозил вам смертельными неприятностями. Мой первый полет на Р-40 был вообще сплошным цирком, потому что, летая во Флориде на Р-36, я привык сажать самолет на три точки. Я проверил все в кабине и взлетел - и, когда я коснулся земли, самолет начал козлить, и я резко врубил газ, чтобы уйти на второй круг. В результате, накрылся указатель наддува, и после посадки я получил нагоняй, за варварское обращение с двигателем ''Аллисон''.
Карты, которыми нам, по идее, полагалось пользоваться, были худшими из тех, что я видел. Кто бы их ни составлял - они были либо мертвецки пьяны, когда над ней сидели, либо никогда не посещали здешних мест; вот что я думал, разглядывая эти бесформенные объекты. Расположение некоторых объектов на карте расходилось с истинным, более чем на 100 миль. О магнитном склонении можно было забыть. Помнится, на одной из карт значилась дорога стратегического значения и река рядом с ней. Мы как-то пролетели над этим местом. Никакой реки там и в помине не было, а ''дорога'' оказалась дамбой, ограждающей рисовое поле. У нас не было ни радара, ни системы оповещения - ну, правда, были свои наблюдатели с телефонной связью, и, учитывая сотни диалектов и различных языков в этой стране, все же система каким-то образом работала. Так или иначе, нам приказали перебираться в Рангун, и я умудрился попасть туда вместе с эскадрильей 2 февраля 1942 года.
В Кун-Мин была взлетная полоса длиной 7000 футов, которую, казалось, никогда не достроят - по крайней мере, пока наши военные не вступят в войну. Теперь, примите во внимание самую большую ложь: якобы, японские летчики были этакими поэтическими натурами в корректирующих очках. Я могу сказать, исходя из собственного опыта, что японские летчики, особенно из императорского флота, были лучшими в мире истребителями. Эти ребята не шутили. Если взяли на мушку - все, пиши пропало, они вас непременно собьют.

TopperHarley

Я могу сказать, исходя из собственного опыта, что японские летчики, особенно из императорского флота, были лучшими в мире истребителями.
Примерно так и было. По мемуарам Сакаи, средний налёт лётчика первой линии авианосца был за тысячу часов, против трёхсот американских. Только вот второй и третьей линии нипы не подготовили, и кончалась история "Марианской охотой на индюшек" и прочими пасторальными развлечениями- для американцев, конечно.

Voron65

Плиев просто разбил самолёт- в чём там мастерство? Про рассказы очевидцев вспоминать не надо- его ведомый не снижался, американская плёнка существует в обрезанном виде, а кроме моряков "Эссекса" никто сам этого не видел.
Простите, для Вас важны исключительно задокументированные свидетельства? Свидетели недостаточны? Это относится к любому событию и процессу?
Свидетельства о рождении ребёнка тоже надо выписывать после предоставления фотографий процесса или заключения экспертизы? Утрировать , так во всём 😊
Объяснять в чём было лётное мастерство Плиева или лётчиков ВОВ не буду, у Вас есть своё мнение и переубеждать не собираюсь, неинтересно. По теме я уже всё написал, а дальнейший спор, уходящий в сторону мне скучен, если только пофлудить, но вопрос серьёзен.
Интернет такой интернет, все всё знают, а самые умные те у кого он быстрее 😊

Просто Серый

Voron65
Ссылка на Драбкина тоже не проходит?
Подходит, уже давно имею его творчество, никак не доберусь пока. Тема ВОВ, что там было на самом деле, очищенная от плевел идеологии интересует очень в последнее время.

Voron65

Подходит, уже давно имею его творчество, никак не доберусь пока. Тема ВОВ, что там было на самом деле, очищенная от плевел идеологии интересует очень в последнее время.
Вот мы и пришли к общему знаменателю 😊
Изумительные книги, именно тем, что представляют собой интервью с обычными людьми, только литературно обработанные для лучшего восприятия.

паллитрыч

Просто Серый
Тема ВОВ, что там было на самом деле, очищенная от плевел идеологии интересует очень в последнее время.
Мне тоже стало интересно, но столкнулся с тем, что самостоятельно не смог определить где истина. Например с тем-же подвигом Гастело, Матросовым, Панфиловцами. Информация была откорректирована сразу после события и установить как оно случилось на самом деле уже вряд ли получится. Остается только верить.