Кто это? - под личиной очевидности

Ljosviking

В общем, это что-то вроде викторины: необходимо угадать точно, назвав имена.

Подсказка: очевидное сходство обманчиво, а кому-то, зная ответ, покажется даже оскорбительным.

Rambo 1

младенец похож на Ленина на значке октябрёнка

Ljosviking

Rambo 1
младенец похож на Ленина на значке октябрёнка

Похож! 😀

В общем, ход мысли верный: архетип младенца-спасителя, проявляющийся то там, то здесь.

Vlad99rus

ИМХО это Гея богиня земли с мелким зевсом.

Rambo 1

Геракл

Ljosviking

Да, мотив тот же: это вполне могли бы быть и Геракл и Зевс. Но модели этого изображения - исторические личности. Причем, в отличие, например, от Иисуса и Марии, совершенно достоверные и гораздо более известные в то время (середина I в н. э.). Собственно, эта скульптура дает наглядное представление о том, откуда растут ноги у христианской иконографии.

В общем, я почти уже все выдал. 😊

DesignerHP

Гея с Гераклом, имхо.
На грудь младенца посмотрите, качок млин 😊

Antoxa-77rus

Эйрена и Плутос? 😊

Игорь Саныч

Клавдий Тиберий - сын имп. Клавдия и Мессалины.Соотв. дама Валерия Мессалина 😊

Yep

интересно, кто все эти люди

Ljosviking

Игорь Саныч
Клавдий Тиберий - сын имп. Клавдия и Мессалины.Соотв. дама Валерия Мессалина 😊

Совершенно верно! 😊 Клавдий Тиберий (известный под когноменом "Британик") и мать его, Валерия Мессалина. Теперь эта статуя стоит в Лувре.

Мое восхищение: очень быстро угадали. 😊


Ljosviking

Собственно, это я все к тому, насколько обманчивым может быть первое впечатление.

Laifische

Эээээ. Батурина и Лужков?
ЗЫ: жаль, уже угадали.

Yep

Ljosviking
эта скульптура дает наглядное представление о том, откуда растут ноги у христианской иконографии.
офигеть - иконы списаны с этой... http://www.library.ru/2/liki/sections.php?a_uid=79

Yep

По вечерам Мессалина являлась в публичный дом, где отдавалась всякому посетителю, который платил обычную, не слишком большую, цену за сексуальные услуги. Императрица не слезала с ложа всю «рабочую ночь».

Однажды она даже устроила профессиональное состязание с известной римской проституткой: кто обслужит больше мужчин. За ночь у каждой вышло по 25 клиентов. Нетрудно подсчитать, что на ложе «стахановок» мужчины сменяли друг друга каждые 20-30 минут. Соперница поутру выбыла из соревнования. Мессалина же продолжала отдаваться с прежним жаром и обслужила еще 25 человек.

Laifische

Собственно, эта скульптура дает наглядное представление о том, откуда растут ноги у христианской иконографии.
Пометочка: католической иконографии. Византийская, греческая и русская (как последователь) все-таки шли другим путем, без чрезмерного "очеловечивания" образов. Не обобщайте, пожалуйста.

Ljosviking

Yep
офигеть - иконы списаны с этой... http://www.library.ru/2/liki/sections.php?a_uid=79

Строго говоря, нет. Скорее, и статуя Мессалины и гораздо более поздние изображения Богоматери имеют одни и те же более древние (в том числе, греческие) прототипы. Да и мотив младенца-спасителя гораздо старше и Эллады и Рима.

Однако изображение развратной императрицы создано задолго до того, как христиане (даже согласно церковной историографии) начали беспокоить римское государство и за века до первых сохранившихся (и даже документально зафиксированных) христианских икон.

Сварожич

офигеть - иконы списаны с этой... http://www.library.ru/2/liki/sections.php?a_uid=79

Дак ить, какая религия...

Ljosviking

Laifische
Пометочка: католической иконографии. Византийская, греческая и русская (как последователь) все-таки шли другим путем, без чрезмерного "очеловечивания" образов. Не обобщайте, пожалуйста.

С точки зрения сюжетов и мотивов, это - не более, чем нюансы. И микельанджеловская Пьета (реалистичная мраморная статуя) и "Не рыдай меня, мати" (предельно условно-символичная икона) не только воплощают один и тот же архетип, но изображают один и тот же момент мифической истории (хоть и акцентируют разное). Есть архаичные греческие и древнеегипетские фрески на тот же сюжет, персонажи которых гораздо менее "очеловечены" по сравнению даже с последней. Они от этого "хуже"? Или "лучше"? Есть также древнеримские и западноевропейские ("католические") изображения Богородицы, в точности (гораздо точнее, чем эта скульптура) повторяющие византийские иконы композиционно.

О существовании собственно византийской (отличной от других) школы можно говорить лишь века с седьмого. Да и то условно, потому что ранних стилистически характерных образцов (до иконоклазма) почти не сохранилось. То, что мы имеем в виду под византийской иконой теперь, отсылает, самое раннее, веку к одиннадцатому. Иконы, написанные ранее в реалистической манере и по другой технологии (вроде известного Пантократора из монастыря св. Екатерины в Египте) считаться таковыми не могут.

Кроме того, впоследствии восточная и западная традиции оказывали друг на друга огромное влияние, причем так называемый "первый европейский ренессанс" XIII века прошел под мощным влиянием восточной эстетики, воспринятой в значительной мере через Византию, находившуюся под прямым и опосредованным влиянием восточных соседей, в первую очередь, Индии. Однако по мере оживления контактов, в связи с крестовыми походами и, особенно, после пресловутого "венецианского разгрома" влияние Запада все ощутимей и к началу пятнадцатого века (еще до того, как в Европе набирает силу Ренессанс) становится почти определяющим. Именно под этим влиянием уже в XII-XIII веке (задолго до турок) происходит деградация иконописной техники в восточных областях империи (на Балканах и Пелопоннесе), где она сохранится и после окончательного падения Константинополя, но в очень обедненном и искаженном виде. Более-менее адекватно воспринять и сохранить достижения Византии в живописном искусстве удалось к этому времени, пожалуй, только мастерам Московского княжества.

Русская иконописная традиция в собственном смысле слова началась в конце XIV века и просуществовала лет 150 до никонианской схизмы. После этого она стремительно деградирует под влиянием более "технологичной" западной живописи, чему сильно способствуют ее монаршие покровители, начиная с Алексея Михайловича, не говоря уже о Петре. Не будет преувеличением сказать, что процесс этот идет рука об руку с "модернизацией" института церкви. Одновременно, в некоторой незначительной части иконописная традиция как бы консервируется с сохранением большинства приемов и технологий, о чем свидетельствуют успешные попытки восстановления древней манеры письма художниками с европейским образованием уже в XX веке. Наиболее известный и яркий пример - монахиня Иулиания (Соколова).

Непрерывной можно считать, возможно, старообрядческую иконописную традицию, однако их иконы своеобразны и отличаются от русской классики (в лице Феофана Грека, Дионисия, Андрея Рублева) как стилистически, так и качественно (не в лучшую, на мой взгляд, сторону).

Accademic

Строго говоря, нет. Скорее, и статуя Мессалины и гораздо более поздние изображения Богоматери имеют одни и те же более древние (в том числе, греческие) прототипы.

http://pics.livejournal.com/amigooo/pic/000bk96y

Намного более древние. Несложно угадать, кто на фото?

golddragon

ну что, поговорим за хронологию?))

Laifische

Непрерывной можно считать, возможно, старообрядческую иконописную традицию, однако их иконы своеобразны и отличаются от русской классики (в лице Феофана Грека, Дионисия, Андрея Рублева) как стилистически, так и качественно (не в лучшую, на мой взгляд, сторону).
.....
Именно об этом я и говорил. То, что произошло после великой схизмы 17 века в школе русской иконописи - это уже отдельная неприятная имхо тема. Может быть просто я привык к "старым" иконам, но католические и новописанные русские у меня ассоциируются именно с ренессансом, что не есть хорошо и правильно. Попытки подвести лик Богородицы и Христа к определенным ныне художественным формам и приводит к тому, на что Вы обратили внимание в данном топике, то есть к ереси.
Кстати, текст выше Вы сами написали, или это copy-paste?

Laifische

http://pics.livejournal.com/amigooo/pic/000bk96y

Намного более древние. Несложно угадать, кто на фото?

Юродство сие есмь...

Accademic

Юродство сие есмь...
Со смайлом или без?

Laifische

Со смайлом или без?
Да вот тут противоречивое ощущение... Как в старой байке про тёщу и новый мерседес - смех сквозь слёзы.

Ljosviking

Попытки подвести лик Богородицы и Христа к определенным ныне художественным формам и приводит к тому, на что Вы обратили внимание в данном топике, то есть к ереси.
Кстати, текст выше Вы сами написали, или это copy-paste?

Все - спонтанный плод собственных размышлений, созревший по ходу обсуждения: никаких копипаст. 😊 Дело в том, что моя жена пишет иконы профессионально и мне волей-неволей пришлось изучить вопрос довольно основательно. Тем более, что я и раньше этим интересовался.

Ересь - понятие скользкое, но, если понимать под этим нарушение кем-либо и когда-либо установленных канонов, то да. Хотя это не значит, что нельзя сделать лучше, эти каноны нарушив. 😊 Так или иначе, принадлежность иконы к классической традиции определяет ряд принципиальных моментов, задающих рамки (художественные, технические и технологические), в которых возможна определенная свобода. Примерно так рассуждают искусствоведы, например, в Третьяковке. Деятели же РПЦ (даже довольно подкованные в предмете и ответственные) допускают порой гораздо большие вольности: сам неоднократно был свидетелем. Не говоря уже об организаторах уличной торговли и "поточного богомазанья". 😞

Можно спорить сколько угодно о художественных достоинствах западных и восточных стилей и техник, но то, что считается теперь византийской и русской средневековой классикой, имеет огромную ценность для самого иконописца как медитативная практика. Кладя тончайшие слои краски один за другим от наиболее темного к наиболее светлому (а в некоторых местах слоев таких может быть до нескольких десятков), мастер как бы выявляет образ из тьмы - зрелище, завораживающее, даже когда наблюдаешь со стороны. Причем, происходит это довольно долго: в течение недель, иногда месяцев.

Кроме того, если делать правильно, подобная манера письма (в сочетании с материалом - темперой на яично-уксусной основе без гомогенизирующих добавок вроде гуммиарабика или даже ПВА) позволяет добиться особого эффекта эфемерной глубины, как бы бархатистой под определенным углом прозрачности, который проявляется окончательно после пропитки олифой (покрывать лаком в классических школах не принято).

Ljosviking

Accademic

http://pics.livejournal.com/amigooo/pic/000bk96y

Намного более древние. Несложно угадать, кто на фото?

Думаю, это Исида с Гором (Хором), хотя в египетском искусстве я не настолько копенгаген. 😊 Знаю, что так принято было изображать Хатор, но в этом случае непонятно, кто младенец. Может быть, какой-нибудь фараон?

Accademic

Совершенно верно! Но можно найти и шумерскую Иштар (позже) и Хатор (с сыном Гора, Сематуйи). Абсолютно все религии, культы и мифологии сходны в ключевых точках, что не мешает мне, человеку знающему, что современная Библия утверждена Никейским собором и не хило правлена до и после, быть христианином.

Кстати в серии "Запретная археология" были упоминания о поиске общего протокульта, откуда появились эти основные моменты.

Ljosviking

Абсолютно все религии, культы и мифологии сходны в ключевых точках, что не мешает мне, человеку знающему, что современная Библия утверждена Никейским собором и не хило правлена до и после, быть христианином.

В общем, с возрастом и по мере изучения предмета я пришел к выводу, что главное не "что", а "как". И не только в этом деле. 😊 Мать - одна и по-настоящему гениальное изображение достигает цели "в глазу смотрящего" вопреки каким бы то ни было этно-культурным, концептуальным и парадигмальным несоответствиям.

Вот ведь, явно не русский типаж (известно даже, какой), но именно она считается защитницей московского государства на протяжении веков, независимо от его "организационно-правовой формы". 😊

Разве есть что-то определяющее в конкретных ее деталях? Лично я не усматриваю: все изображение в целом таково, что сразу ведет "куда надо". Конечно, если чувствовать это вообще.

Laifische

А ведь если принять во внимание, что молитва перед Иконою есть не преклонение перед Образом, а суть есть преклонение перед Первообразом, то становится весьма очевидным, что художественное облачение и точная передача деталей Лика не так уж важно.
При отсутствии иконы в доме православные семипоклонный начал молятся в направлении востока. То есть отсутствие Иконы перед глазами не есть догма.
К чему я... Я имею дома любимую икону, которую я купил не так давно, но написанную в 18 веке Новгородской школы. Я к ней прикипел душой и телом. Она написана в классической школе до раскола. И я, как и многие христиане, не считаю, что "там" есть Бог. Я считаю, что Бог вокруг меня, когда я молюсь. И это от меня не отнять.

Johann-74


Читаю и ощущаю себя полным невеждой))).