Понимаю, что данная тема удел заточного раздела, но все-же.
Предлагаю обсудить уместность керамических мусатов для кухонных нужд.
Какие есть основные фирмы, варианты? Где можно дешевле купить/заказать?
Что лучше по соотношению цена качество?
Способы и средства модернизации, если таковая необходима?
Альтернатива/заменители?
Насколько хорош эффект?
Отзывы пользователей?
На каких ножах можно, на каких нет?
Дешевый икеевский за 400 рэ - как он а работает?
Киосера/хатамото - стоит ли переплатить?
Идахоновский что с апексом...?
Керамические мусаты вещь хорошая - выправляют РК и агрессии придают.
Обращать внимание, при покупки, на состояние стержня - должен быть гладким и иметь однородную поверхность по шероховатости. Допускается перед использованием пройти слегка 600й наждачной шкуркой.
Какими лучше движениями: на зерно или от?
Или сначала от потом на?
Поверхность должна быть однородной по шероховатости.
Обычно вдоль стержня без энтузиазма по усилию - только убрать неровности и сделать гладким.
Я использую IDAHONE отсюда. До этого был икеевский. Idahone, конечно, на голову лучше - у моего экземпляра из Икеи покрытие было неровное, наплывами. Я считаю, что керамический мусат для ножей из твердой стали - это такой "костыль", который позволяет оттянуть время нормальной заточной сессии. Острота, восстановленная при помощи мусата, держится недолго по моему опыту - если применил мусат, то повторять правку приходится регулярно: например, раз в пару дней для ножа из VG-10, используемого ежедневно. Возможно, такой результат я получаю всилу своей плохонькой заточки - я пока только учусь free-hands заточке, прогресс, конечно, есть, но заточка все еще посредственная на выходе на мой взгляд.
Вот еще: эффект от применения керамического мусата получается только если движения по нему выполняются практически невесомыми. 😊
У меня 2 хатамото- большой и маленький. Маленький обошелся примерно в 600 руб, и большой примерно за 1500 (подарок). У нас нет ИКЕИ, а во всяких МЕТРО керамомусаты не попадались. А заказывать в интернете с пересылом- примерно то на то и выйдет.
Я правлю чаще "на зерно" (хотя иногда и наоборот).
Idahone 1200.
Ничего лучше пока не видел и не слышал. Пользуюсь регулярно.
сколько уже обсуждалось, но вот опять двадцать пять, давай все сначала.
угу, даю , тезисно:
1. гладкий металл мусат дб твердый, гладкий-то есть дорогой, я совсем недавно дрочил таким убитую трамонтинку- толку чуть
и на большинстве ножей будет так, даже если вы такой мусат и укупите тыра за 2,5
причина: оно действует на туды-сюдыдрочку заусенца, коий образуется на низко-среднеуглеродистых сталях на тонких профилях
а теперь вопрос: вы много таких ножей знаете, для каких это будет эффективно?
я вот могу припомнить старые углеродистые раритеты, нонешние масахирки кое-какие и канецуги про из аналога 65х13
понятно, замины правит, как и любой твердый стержень
2. металл мусат с насечками, любой фирмы, представляет собой вид металлического напильника для ножа
я видел удолбаные центури центуриными же мусатами, хенкельсы ихними же мусатами, да много всего
то есть, если у вас не заусенец, а то, что есть на большинстве ножей, то япа вы таким убьете, а более мягкие ножи будете даже не точить, а драть этим напильником
но нож будет получившийся пилой некоторое время бодренько пилить, но очень не долго и чем толще будет кромка, тем меньше период довольства
3. керамомусат точит всегда, но количество стачиваемого металла сильно зависит от гладкости поверхности керамики и силы нажима, при этом эффективность правки\подточки всегда будет выше, чем у любого ребристого металла
потому как не делает из кромки пилу и есть в какой-то мере тот эффект, что при приглаживании кромки стеклом и прочими вещами после заточки.
в нормале сьем металла такой мизерный, что пары движений хватает для возвращения не удолбанного ножа в острое состояние, а ножи еще внукам достанутся
но тут важно понимать следующее:
на мусате д.б однородная поверхность, без бугорков, швов и прочих стихийных выступов
у каждого керамомусата есть своя зернистость повехности
у большинства она большая, такой туристов хорошо точить
но для кухонников это чрезмерно
потому для кухонников мусаты нужно доводить алмазными надфилями (для съема дефектов) и набором шкурок (для формирования зернистости под кухонники)
по опыту могу сказать, что выше чем 600тая шкурка уже не нужно
можно и 800 и 1000, но смысла чуть, т.к. поверхность уже гладкая, а съем металла регулируется нажимом
если драть керамомусатом не доработанным, то получится порно наподобие как от металлического, лучше, но все равно дрянь
таким образом, нож с хорошо сформированной кромкой и хорошим профилем, коий гладится грамотным керамомусатом легонько, не будет нуждаться в заточке очень долго, если подтачивать нож не когда он уже убит вусмерть, а по потере комфортной остроты
причем я спокойно точил и порошковых япов и япов из вг-10, а не только мягких европейцев
хотя никакой мусат не заменит, конечно, ни хорошего керамобрусочка, ни шкурки ни водника
кстати, очень хорошо после мусата или заточки с силой погладить кромку боковиной от керамоножика, там поверхность изначально гладкая (а нет, так шкуркой дорабатывается), потому я сломанные керамоножики не выкидываю-полезная штуковина
как-то так
dm_romanУ моего знакомого повара, ворьсменский шеф из нержи стоит по овощам и мясу не менее 2х месяцев с керамическим мусатом - со стальным мусатом такого не наблюдал.
таким образом, нож с хорошо сформированной кромкой и хорошим профилем, коий гладится грамотным керамомусатом легонько, не будет нуждаться в заточке очень долго, если подтачивать нож не когда он уже убит вусмерть, а по потере комфортной остроты
Единственное условие - сильно не давите на РК ножа керамикой при правке, но очень нежно.
Нету супратив Икеи борцов.Остальные кликухи тупо дороже, ибо Китай один и кормит всех.)))
Икеевский ещё длинный и нежный, а Киосеровский короче и грубее. Так говорил Фрейд.))))
У меня не такой большой опыт как у других форумчан, могу лишь поделиться своим опытом: твёрдость клинка должна быть низкой, твёрдые клинки у меня править не получается; подводы должны быть мизерными, чем тоньше, тем лучше, клинки с толстыми подводами у меня править не получается; металлический мусат с насечками + движения от зерна с усилием, так у меня получается выправлять заусенец, на зерно - не выходит, без усилия - не выходит; керамический стержень с ручкой похож на мусат, но ИМХО не мусат, а абразивный брусок, с таким же успехом можно править клинок на обычном керамическом бруске обычной формы.
Вообще интересно, откуда у мусата ноги растут? Какова его история рождения? Может зная родословную мусата мы лучше поймём для чего он нужен, каким он должен быть и как им пользоваться?
Всё естественно ИМХО. У самого вопросов больше чем ответов.
Господа, товарищи, коллеги, сразу прошу обратить внимание на название темы. КЕРАМИЧЕСКИЕ МУСАТЫ. В заточном разделе есть хорошая тема "Мусаты". В ней порядком изложено на счёт правильных металлических.
Это все замечательно, но здесь хочется поговорить именно на счёт керамики. Понятно, что кошерно мусатом назвать металлическое правило, но будем исходить из обиходного лексикона и не придираться к словам.
Один раз попытался поправить канетсугу про-м на метал мусате (с насечкой), опыт печален - множество мелких сколов. Но все ещё тешу себя надеждой, что с гладким этот номер пройдёт. Так вот, после этого гложет меня мысль попробовать керамический.
Очевидно, результат можно получить на тонкосведенных ножах, с более-менее неубитой кромкой.
Но на всех ли?
Есть у меня петька шиматани от металмастера. При заточке на JCK-ной комбинашке 1000/4000 на 1000 стороне получил сколы. Скорее всего перекален клиночек. Помогла нанива SS - мягкая связка решила проблему сколов. И тут вопрос - что будет на керамомусате?
.
.
.
И вот думаю в сравнении с металлическим собратом: на керамике полученная острота (пусть даже она будет аналогичной) сохранится дольше за счет минимизации заусенца. Металлический же мусат скорее будет вытягивать его. Так???
Тогда встречный вопрос, а чем керамический мусат отличается от керамических брусков? Формой? Ну да, цилиндрический стержень, достоточно тонкий и длинный, да к тому же с удобной ручкой, не надо клинком по бруску елозить, а можно наоборот, бруском по клинку, а в остальном? В остальном сплошные минусы:
- зернистость мы знаем? Нет;
- связку мы знаем? Нет;
- в однородности мы уверены? Нет;
- надо керамический мусат в воде замачивать или нет? Не знаем;
Я за керамический брусок. Можно конечно методом проб и ошибок подабрать нужный керамический мусат определённой модели от определённого производителя для определённых ножей, но это долго и дорого. Я за обычные бруски.
Так мы здесь и собрались, чтобы обсудить насущные проблемы. Снять вопрос с гритностью, связкой, однородностью, способами приготовления к работе.
Кто-ж спорит, что мусат лучше камня? У каждого свое поле. Ну и попробуйте обычную домохозяйку заставить точить/ править на камнях, замачивать, наводить суспензию... Попытка в 99% случаев обречена на провал. А вот мусат (не придирайтесь к словам - пусть будет мусат) может быть палочкой-выручалочкой. Быстро, эффективно, и скорее всего лучше чем всякие точилки протяжного типа.
Немало инфы по мусатам, в т.ч. керамическим, а также по керамике есть тут:
http://forum.guns.ru/cgi-bin/search.cgi/search
Вообще, когда речь идёт о спечённой керамике, во многом справедливо то, что грубость\тонкость работы зависит от степени доводки рабочей поверхности. Другое дело что доводить цилиндрическую или овальную поверхность несколько сложновато.
Сам мусатом керамическим пользоваться перестал по нескольким причинам:
1) активное засаливание, которое трудно убрать полностью, а меня это раздражает
2) неравномерный "износ", т.е. получаем при активном поюзе нерегулярность потери абразивных свойств на разных участках керамомусата
3) неудобство при правке обрабатывать носик и пяту некоторых клинков
4) сильная зависимость результата от ширины фаски и угла атаки некоторых сталей к зерну этого абразива, в силу того, насколько мало пятно контакта при работе - кстати оттого и столько противоречивых мнений о работе керамомусатов, по-моему - одну и ту же стальку, при, гипотетически одинаково тщательной манере работы, можно запоганить вместо того чтобы поправить, а можно и всё сделать хорошо - от пятна контакта и угла атаки РК на абразив часто зависит нежно направим РК или посадим грубые задиры.
Из плюсов - невысокая стоимость, несложность в освоении, неприхотливость в хранении.
Для себя же выбрал альтернативой керамическому мусату брусочек или скруглённую грань брусочка из байкалита, который доводить на притире удобно и хорошо, который работает более щадяще к РК весьма твёрдых сталей - с меньшей вероятностью можно получить микросколы, да и нержу, причём самую дрянную, именно байкалит "кушает" вполне недурно, хорошо заостряет, а даже с водой или насухую, засаливается меньше, а засаливаемость легко убирается протиркой камушка маслом. Стоимость брусочков байкалита относительно невысока, и часто гораздо ниже, чем стоимость хорошего керамомусата.
В принципе недурно себя в том же качестве показали брусочки из вакуумплотной корундовой керамики, понравилась гусевская ТСМ-керамика - она "из коробки" не кривее тех же спайдерок, правда так же непроста в выравнивании и доводке - желательно иметь притир и алмазные порошки - порошками карбида-кремния её выравнивать и доводить слишком долго и муторно.
В качестве же гладкого правила использую не гладкий мусат, а любую гладкую стеклянную цилиндрическую поверхность - этого достаточно.
Правда надо оговориться, что клинки я точу достаточно тонко и часто их тонко довожу, а значит и острота и, соответственно, правка, требуются более тонкие и аккуратные, чем может дать большинство керамомусатов "как они есть".
С уважением.
oldTor+1 Я то же отказался от мусатов в пользу брусков,правда по граням не рискую,правлю только по плоскости
Для себя же выбрал альтернативой керамическому мусату брусочек или скруглённую грань брусочка
Под рукой несколько "мусатобрусков" 😊 использую так же,как мусат(пол минутки на весу), в зависимости от состояния кромки и задач ножа
Главное-уверенность,что на кромке не будет никаких неожиданных косяков.
Тогда встречный вопрос, а чем керамический мусат отличается от керамических брусков? Формой?
Да всем отличаются. Прежде всего тем, что площадь контакта гораздо меньше. Соответственно давить нужно почти совсем не давить 😊
ClayshooterНе хотел бы развязывать спор,но я на байкалите шириной 5 см.делаю такой наклон,что именно-"совсем не давлю",что и дает ожидаемый эффект
Да всем отличаются. Прежде всего тем, что площадь контакта гораздо меньше. Соответственно давить нужно почти совсем не давить
естественно такое давление дать на меньшей площади сложнее (если вообще получится),не говоря уже об абразивной составляющей
Еще раз извините-это просто мой взгляд на вопрос
Не хотел бы развязывать спор,но я на байкалите шириной 5 см.делаю такой наклон,что именно-"совсем не давлю",что и дает ожидаемый эффект
естественно такое давление дать на меньшей площади сложнее (если вообще получится),не говоря уже об абразивной составляющейЕще раз извините-это просто мой взгляд на вопрос
Дык я за! ПРОДАЙТЕ МНЕ ТАКОЙ "БАЙКАЛИТ". (это на полном серьёзе)
А вообще тут тема конкретно заточена под керамомусаты. Поэтому я честно 2 раза ответил именно про керамомусаты. Могу повторить, что лучше Айдахона ничего не видел и не слышал.
Из плюсов - невысокая стоимость, несложность в освоении, неприхотливость в хранении.хорошие плюсы, для обывателя то, что надо.
.
и немного инфы с соседних веток:
от Nikolay_K:
"что касается мусатов, то классичские стальные для японских ножей практически бесполезны, а тонкие керамические могут оказаться очень даже полезными для регулярной правки. Особенно, если ножи не из супер-твердой аогами, а из нержавеющей 1K6, "Sweden steel", Gingami, MBS-26 или чего-то в этом роде и имеют европейский строй (симметричный клин).
Для ZDP-189, Aogami Super и прочих сталей с твердостью выше 61 HRC использовать даже керамические мусаты не рекомендуются, а уж стальные и подавно".
.
тот-же автор:
http://guns.allzip.org/topic/252/673235.html
"есть такое явление как адгезионное разрушение режущей кромки, и оно при контакте метал-метал как раз и проявляется. То есть когда кусочки кромки прилипают к стальному мусату, и в результате отрываются от ножа. Керамические мусаты свободны от этого недостатка,
Из тех, что мне понравились:
упомяну в первую очередь IDAHONE (EDGE PRO комплектуется именно IDAHONE-овскими мусатами).
А еще есть мусаты от MAC (они также продавались у нас под другой, неименуемой здесь маркой) в виде толстой полой палки с нанесенной на её поверхность циркониевой керамикой. Это очень тонкие мусаты и они подходят даже для японских ножей (при умелом обращении).
Из более грубых упомяну SIEGER LONG LIFE и ZWILLING-HENCKELS (зеленый керамический), они погрубее, но для европейских ножей это как раз то, что надо..."
"...единственный правильный способ применения мусата --- только на весу и только едва касаясь. Угол касания при этом должен быть чуть больше угла заточки, но ненамного...."
"...при работе с мусатом давление предполагается очень низкое, Настолько низкое, что оно ниже того уровня на котором человеческая рука (по-крайней мере у подавляющего большинства) способна четко и воспроизводимо управлять давлением..."
"...если кромка совсем кривая, то её уже мусатом не выправить. Мусат только для слегка деформировавшейся кромки, только-только начавшей загибаться. Ключевой момент в использовании мусата --- это своевременность и регулярность его применения. Бессмысленно дожидаться
пока нож сильно затупится и после этого браться за мусат..."
.
Дмитрич:
"...Длинное горлышко пивной бутылки, стеклянный стержень тоже могут успешно заменить муссат.
При работе любым муссатом надо слушать свои ощущения - есть "песок" при перемещении его по РК - продолжайте работать до его исчезновения, но всегда с очень и очень нежным нажимом.
Удачи!!!
С большим к Вам уважением, Дмитрич."
Еще небольшая темка:
http://guns.allzip.org/topic/224/1074180.html
.
Магазинчик, и по ссылке видео с работой. Показательно.
http://www.chefknivestogo.com/sharpeningrod.html
.
http://guns.allzip.org/topic/224/509042.html
Альтернатива
http://www.youtube.com/watch?v=as_lQViZFgw
С Николаем согласен во всём, кроме MACОвского (самурского итп) муската.
Они как раз не сильно тонкие. Их технолог декларировар 800 грит что на белом, что на черном.
По ощущениям чёрные тоньше и близко к этому. Белые где-то 400-600 имхо.
Но в любом случае достойные внимания изделия для определённых ножей. Даже просто в руках держать приятно в отличии от Айдахоновских.
Но Айдахоновские лучше. Но тут нужно понимать, что одни полые, другие цельные. У Айдахона есть швы от запекания, как правило, что напрягает.
Какого мнения форумчане о муссатах японской фирмы Global?
Например, http://www.mingwo.com/site_ass...rge_G-45_25.jpg
АсхетинецМногие европейские бренды закаливают свои ножи до твердости 58HRC для возможности правки стальным мусатом.
А как керамические мусаты снимают металл?
Ножи выше по твердости стальным мусатом выправит трудно. Правка керамическим мусатом дает такую возможность, только давить при работе керамиком нужно очень нежно и поверхность у него должна быть гладкой, дабы сколов не наделать.
Керамический мусат оставляет на подводах риски очень тонкой шероховатости, что придает агрессивность при резе.
Решил сделать мини-обзор. Вообще я мусатами, как уже говорил, давно практически не пользуюсь, но есть у меня один нож на кухне, наименее юзаемый, здоровенный пчак из шх-15. Вообще я не люблю пчаки - лично мне с ними неудобно, этим пользуюсь изредка, в основном по сезону дыньки и арбузы порезать, ну и иногда по овощам.
Твёрдость клинка по ощущениям 55-56, не более, собственно, если правильно помню, когда его покупал, так и продавец позиционировал.
Если нужно наточить, обычно делаю это на вашите с маслом - минуты три и порядок - даже сильно "севшая" вашита жрёт этот клинок только в путь. Тут вот как раз решил его слегка поправить на керамомусате.
Мусат у меня Nakatomi, купленный когда-то в "самуре".
Попробовал найти сейчас такой в интернете:
http://metallpoisk.ru/product_info.php?products_id=8197
Вот это он и есть, даже цена за несколько лет не изменилась, я смотрю. Поскольку речь идёт о спечённой керамике, то мне лично сложно сказать, сколько там "грит", мусат в своё время поюзал плотно, пробовал его сделать потоньше шкурками, но без особого успеха, правда, надо сказать, что среди керамических мусатов этого ценника и ниже, которые ощупывал в разное время в магазинах - этот заметно выделялся однородностью шероховатости поверхности и аккуратностью изготовления.
Рукоятка у него по-моему вообще песня - матовая, не скользит даже в мокрой и мыльной руке, ухватистая, достаточно толстая, приятно в руки взять. Да, от засаленности обычно чистил маслом и потом фейри - помогает не сильно, но терпимо.
Ну а теперь собственно к делу.
Фаска от мусата немного гуляет - сначала я что-то маловат угол взял, но после пары-тройки проходов на сторону, заметил, что одно замятие на РК так и продолжает бликовать. Тогда немного повысил угол и сделал ещё по нескольку проходов. Предплечье бреет)
Но всё-таки грубовастенько выходит, поэтому далее сделал по 5 проходов на строну на чепраковой толстой коже с Дзержинской ГОИ номер 3, наклеенной на бланк (редко, но и этим бывает пользуюсь - как раз для всяких скверно оттермиченных 65х13 и подобного, и когда особенное тщание не требуется) - стало брить веселее, "с отскоком")))
Ну и наконец фото - напоминаю на заточной фаске риски от давней уже заточки на вашите - несложно заметить, что рисочка сопоставимая, и узенькая "правочная" фаска от керамомусата, потом слегка приглаженная на коже с ГОИ - фотографировал через мыльницу с зумом и микроскоп Peak 40х:
Ну что, острота достигнута вполне пригодная для работы, хоть и ненадолго, при такой "тонкости" финиша, зато быстро. Разумеется, что ожидать от такой РК очень чистенького реза не приходится - вот так выглядит срез офисной бумаги (увеличение то же):
Также я сделал фото того, как выглядит рабочая поверхность мусата для невооружённого взгляда (правда в основном следы снятого металла уже старые - мне лень чистить его после каждого использования):
И напоследок, я сделал фото засаленного участка мусата в увеличении, думаю оно даёт представление о том, как и чем работает спечённая керамика, и каким манером она продолжает "скоблить" клинок, даже если подсела или её специально пытались сделать потоньше - режут не только "вершинки", как бы "зёрна", но и краешки "впадинок" - отчасти это напоминает то, как работают некоторые природные камни - например вашиты и арканзасы - работает структура. И даже при износе рабочей поверхности, когда обгалтовались уже "зёрнышки" и "выступы", камушек или брусок продолжают работать:
Резюмируя, сказал бы, что подобный керамический мусат - хороший вариант для не слишком прихотливого пользователя, не обладающего особыми навыками в заточке, позволяющий быстро получить вполне приемлемую для работы остроту на не слишком твёрдых сталях, при том требующий минимального ухода и недорогой. Но всё-таки это инструмент сугубо для правки - необходимость периодической заточки, восстановления и корректировки угла таковой, он не отменяет.
Огромное спасибо за обзор!
Это как раз то, что я хотел увидеть в этой теме!
Самое главное - резюме.
Керамический мусат это выход для непритязательного пользователя, без особых навыков заточки, позволяет получить очень хорошую остроту (для обывателя) при минимальных затратах на приобретение и обслуживание.
Благодарю! Рад, что понравилось!
С уважением.
очень почетная, качественная и интересная работа проделана, спасибо oldTor
но у меня есть вопрос по окончанию кромки, которая такая вроде как от мусата стала.
там грубые вертикальные с наклоном риски от абразива
и эти риски никак не могут быть от керамомусата, потому как керамик даст не вертикальные, а примерно параллельные кромке риски, керамиком то вдоль кромки туды-сюды-обратно
а то, что на фото, это риски от заточки на чем -то плоском, будь то брусок любого вида или еще какая плоская заточная вещь
на похабно изначально заточенных европейцах и многом другом керамик даст быструю и щадящую остроту, но долго она держаться не будет
да и с чего, если керамик приглаживает вот такую вот грубую пилу, потеря то остроты идет от деградации зубьев той самой пилы
а вот если изначально заточить на чем-нить типа 6000 синт водника, а пртом поддерживать мусатом-оно лучше будет
ну и вывод порадовал, конечно: я тот самый непритязательный пользователь, что ножики ценой не совсем бюджетной керамиками успешно не помню уж сколько лет обихаживаю.
причем пару раз приходилось за пару минут восстанавливать япов с вг-10(насколько уж возможно)убитых месячным поюзом у не очень бережливой (если очень вежливо) домохозяйки
Ярослав, спасибо за обзор. А как у этого мусата с геометрией? Я тут смотрел 2 мусата Idahone, 12" - был сильно разочарован. Один кривой даже на глаз, плюс поверхность волнистая. Другой кривой, но на глаз не видно, волны поменьше, но тоже есть. Второй оставил себе, но не сказал бы, что доволен им - волны на поверхности не способствуют качеству правки. По плотности и зерну вопросов нет - Idahone веников не вяжет.
И ещё - судя по микрофото, зерно здесь крупнее и менее плотно упаковано, чем у Спайдерко и Айдахон, это так?
И до кучи - ни кто не пробовал вот эти мусаты http://guns.allzip.org/topic/143/1301126.html Как они?
может и пургу, как уж у кого получается.
но вы возьмите в руку хотяб карандаш,ручку, если до мусата далеко
проведите пару раз но ножу да подумайте, как будут идти следы от абзазива при правке\подточке клинка
этож просто, легко проверяется
впрочем. может вы мусатом так же, как бруском действуете, в том же направлении движения.
тогда да-для вас пурга
спасибо что оценили мои усилия, тронут, вот уж не знал, как и жил то раньше без такой весомой оценки
но теперь-все в порядке, прямо индульгенцию на писание дуростей получил
Поскольку речь о применении не гладкого правИла, а абразивного, которое служит для заострения РК и повышения агрессии реза, то нет никакого смысла работать им практически вдоль РК, как я это сделаю на стеклянной цилиндрической поверхности, или стальной, для выправления замятий и выглаживания кромки.
Да и практически любая картинка "как применять мусат", объясняет нам, что вектор движения РК таков, что получим +- с поправкой на соотношение длины мусата и длины РК, рисочки под некоторым наклоном, но никак не практически вдоль - ну конечно от манеры работы затачивающего много зависит ))
(на плоских брусках и камнях я не получаю столь небрежной РК и не использую для окончательной правки небрежно притёртые абразивы, могущие дать такой разброс по глубине рисок - за него тут можно сказать "спасибо" именно "мусатному" пятну контакта и недостаточно однородной по шероховатости поверхности для абразива цилиндрической формы)
Cобственно работа на керамическом мусате практически ничем не отличается от правки на любом правочном приспособлении с керамическими или иными абразивными стержнями, например на триангле.
К тому же имеем возможность выполнить направление наклона рисок как одинаковое на обеих сторонах клинка, так и противоположное - собственно я его и предпочитаю - вспомните слова Дмитрича о "микрокинжальчиках".
Что до "грубости рисок" - да, они конечно грубоваты, но скорее из-за податливости и мягкости стали на этом пчаке. Но они не такие грубые, как может показаться - не недооценивайте увеличение!
Вот сфотографировал в идентичных условиях линейку с крайним делением, равным 0,5мм. И подклеил к вчерашнему фото РК после керамомусата - фаска от мусата практически укладывается в _пропилы_ полумиллиметровых делений на линейке! А суммарная ширина всего подвода на этом пчаке - 1 мм.
Всего, правда в обзор микроскопа влезает 2мм. длины РК, но на этих фото я обрезал размытости по краям.
Но рисочка от керамомусата может быть и тоньше - вчера как раз к вечеру демонстрировал другу правку на керамомусате вживую, и хоть и не был особо аккуратен - надо было просто показать процесс, направил на нём старенький кухонник из 95х18 примерно на 57-58 роквеллов - я сделал по три движения на сторону и сразу получил бритьё предплечья с отскоком - на этой стали для этой остроты уже не потребовалась дальнейшая направка на коже с ГОИ. Сейчас, раз уж зашёл разговор, сделал фото - для масштаба сразу "приклеил" линейку и размытости по краям уже не отрезал, чтобы ни у кого не было сомнений - честные 2мм. и РК и линейки, влезают в этот микроскоп, за что он мне, кстати, так и нравится (некоторую поправку на регуляцию фокусировки при фото конкретного объекта конечно нужно учитывать, но она в данном случае погоды не делает):
ilyankin
Ярослав, спасибо за обзор. А как у этого мусата с геометрией? Я тут смотрел 2 мусата Idahone, 12" - был сильно разочарован. Один кривой даже на глаз, плюс поверхность волнистая. Другой кривой, но на глаз не видно, волны поменьше, но тоже есть. Второй оставил себе, но не сказал бы, что доволен им - волны на поверхности не способствуют качеству правки. По плотности и зерну вопросов нет - Idahone веников не вяжет.
И ещё - судя по микрофото, зерно здесь крупнее и менее плотно упаковано, чем у Спайдерко и Айдахон, это так?
И до кучи - ни кто не пробовал вот эти мусаты http://guns.allzip.org/topic/143/1301126.html Как они?
idahone не пробовал, да и макрофото раньше мусатов не делал. Но опять-таки не недооценивайте увеличение - макрофото мусата я делал в тех же условиях, что фото РК в обзоре - в предыдущем посте я приклеил к нему в идентичных же условиях сфотографированную линейку с делением равным 0,5мм.
Мой мусат ровный, ничто не напрягает. Хотя, в идеале, хотелось бы более тонкий, но, как я раньше уже писал, предпочитаю правку на камнях или скруглённых гранях таковых. В любом случае мне не нравится то, что мусатом сложно аккуратно проработать носик и пяту многих клинков, а малое пятно контакта частенько работает грубовато, и эти моменты, наличие мусата на порядок более тонкого не исправит.
Как я понимаю, керамомусат можно рекомендовать среднестатистическому пользователю, как средство правки большинства ножей?
По сути триангал является аналогом. Стоит ли переплачивать за него? Или обычный керамомусат, например по ссылке выше, справится не хуже? (что важно - дешевле)
Если пользователь далек от камней и тому прочего - ваше мнение о лучшем средстве поддержания кухонного ножа в рабочем состоянии?
Триангл мне не нравится по многим причинам, а в контексте кухни он банально неудобен - длина стержней и их сечение слишком малы, а попытка избавить углом наклона стержней пользователя от проблем с удержанием такового, только мешает делу по-моему - лучше сразу учиться работать по имеющейся фаске с легчайшим повышением угла, либо, поначалу без такового даже - это не так сложно - вон сколько народу мусатами пользуется. Да и углы на разных клинках будут различны - придётся "забить" на имеющийся и всё равно осваивать удержание нужного угла и умение легонько его повысить - и что тогда остаётся от триангла?))
Попытки доставить в триангл алмазы и прочее для заточки, никак не превращают его в заточное приспособление - как он есть правочное, так правочным и остаётся, по сути.
Керамомусат можно купить неплохой дешевле, он удобнее, длиннее.
К минимальному набору для правки кухни, я бы добавил кожу наклеенную на бланк удобного размера, с пастой, для окончательной направки (чистую кожу после керамомусата если он грубоват - использовать рано, а пастированная "без фанатизма" - вполне подойдёт) и, как вариант, также для правки - наклеенная на гладкую поверхность на тонкий двусторонний скотч наждачная бумага, скажем номеров от 600 до 1200 засаленная той же ГОИ (не слишком тонкой, достаточно 3-го номера) - даже для "кастрюльной" нержи, которая даже керамикой больше стачивается оставаясь тупой, нежели затачивается - очень хороший и дешёвый способ. Правда работать придётся от зерна, что чревато проблемами с заусенкой, но минимального навыка требует всё - даже завязывание шнурков)
Думаю, как-то так.
Про наждачку с ГОИ и ещё пару моментов отписал в личку.
С уважением.
Большое спасибо за информацию! Читаю.
oldToridahone не пробовал, да и макрофото раньше мусатов не делал. Но опять-таки не недооценивайте увеличение - макрофото мусата я делал в тех же условиях, что фото РК в обзоре - в предыдущем посте я приклеил к нему в идентичных же условиях сфотографированную линейку с делением равным 0,5мм.
Мой мусат ровный, ничто не напрягает. Хотя, в идеале, хотелось бы более тонкий, но, как я раньше уже писал, предпочитаю правку на камнях или скруглённых гранях таковых. В любом случае мне не нравится то, что мусатом сложно аккуратно проработать носик и пяту многих клинков, а малое пятно контакта частенько работает грубовато, и эти моменты, наличие мусата на порядок более тонкого не исправит.
Спасибо, Ярослав. Я в последнее время тоже правлю на камнях, длинный и узкий байкалит особенно в этой ипостаси нравится. Гораздо тоньше и острее выходит РК.
Сперто из сети.
На фото слева от ножей два мусата. Один гладкий металлический, другой, очевидно, керамика идахон в кожаном чехле.
.
Еще фото
270mm Nenohi G-Type Gyutou
240mm Suisin HC Sujihiki
150mm Tojiro DP Honesuki
150mm Nenohi G-Type Petty
Mac Black Ceramic "Break-Resistant" Honing Rod
А кто как (чем) чистит Idahon'овские мусаты?
комет на жесткую губку для посуды
Завтра придет Arkansas Ceramic Rod Knife Sharpener, отпишусь о впечатлениях.
Я вот такой штукой пользуюсь: http://www.chefknivestogo.com/suerccero.html
Хорошо работает
dm_roman
комет на жесткую губку для посуды
Эффективно? Я пробовал Фэйри, Сиф на губку - как-то слабенько... Комет рулит?
Whip
Я вот такой штукой пользуюсь: http://www.chefknivestogo.com/suerccero.html
Хорошо работает
Откуда эту штуку притащить? Эти ребята в РФ вроде не шлют. Гляну Ebay...
z_avИ что вы этим хотели добиться? Отмыть мусат от жира? 😀 Должен быть абразив. Комет с абразивными частицами. Думаю, можно попробовать зубной порошок.
Я пробовал Фэйри
Во! Испытал шикарный способ очистки керамического мусата. Меламиновая губка плюс капля чистящего крема типа Пемолюкса. Блестящий результат! Таким же образом можно освежить вид ножа из ржавейки.
Я вообще не парюсь. Наждак самый тонкий, типа двойной нулевки, и с фейри прохожусь. Главное не брать ничего тверже наждака, электрокорунд и тверже это уже будет абразивом для мусата.
http://www.youtube.com/watch?v=Qve_4zaIY94
хорошее видео с работой КМ. Плавные, легкие движения.
отчет по Arkansas Ceramic Rod Knife Sharpener:
Керамический мусат (пусть не режет никому слух) оказался очень даже рабочим и нужным.
По размеру влез в гнездо колодки для бергофовского алмазного мусата))
При ближайшем рассмотрении видна небольшая продольная насечка. Керамика достаточно однородна. Из коробки работает приблизительно на 800-1000 грит японческих. Если применять для обычной кухонной нержи, то этого хватит с головой.
Но нам всегда надо большего и лучшего)))
Поэтому мусат был отшлифован на камушках. Услилие прилагалось небольшое, т.к. связка камней помягче мусатной. Закончил шлифовать на 1000 камушке, хотя можно было мельче довести. По слухам идеально в таком случае применять притиры. Но их у меня только на картинке в компьютере. Можно также шкуркой пройтись.
После этих манипуляций поверхность М стала более гладкой (менее шероховатой), работать стал на порядок тоньше.
Уже без зазрения совести правился канетсугу про-м. Фиксед мора углеродистая тоже нормально подправилась до состояния бритья и спокойного шинкования бумажки.
Кромочка в мелкоскоп также стала выглядеть гораздо лучше. Угол выставлял сравнительно большой - общий около 40 гр, так что образовался совсем микроподводик с шириной фасочки менее 0,1мм.
.
Так что рекомендую всем. Отличное средство для быстрой правки ножей - как кухонных так и едц.
Повторюсь - усилие при правке необходимо МИНИМАЛЬНОЕ, лучше сделать больше проходов, но с меньшим нажимом (фактически меньше веса самого ножа).
Следует сделать оговорку - острота получается хорошая, но на камнях, конечно, будет получше.
Очень мне интересно сравнить результат с триангалом, жалко нет его в наличии.
По итогу:
Дешево, быстро, практично, удобно, минимум временных затрат по обучению и приведению инструмента в рабочее состояние. 😊
Я считаю это идеальным средством для среднего пользователя или домохозяйки. Результат более предсказуем и лучше, чем на протяжной керамической точилке фискарс. Да и прослужит в разы дольше, если, конечно, не уронить на пол и не разбить... 😲
.
Если будут еще, обязательно себе (точнее друзьям-знакомым) возьму!! Штук так несколько точно 😀
У нас в провинции нет даже Икеи. Но мне привезли пару мусатов на заказ. 399 руб.
Заправил всё, до чего дотянулся, до уверенного бритья. Единственное, не дотянулся пока до углеродистых Цай Дао второй нумер и Масахиро - они от неопытных пользователей были спрятаны, на неделе и до них очередь дойдёт. Заправил углеродистые опинель 9-й нумер и пчак - результатом весьма доволен. Пчак при весе чуть не в килограмм проваливается во всё )
Камрады, кто-то писал, что икеевский мусат лучше дополнительно обработать 600-й наждачкой - вот интересуюсь вашим мнением, стоит ли.
Всё-таки надо озаботиться какой-то оптикой мелкоскопной. Посмотреть состояние РК в подробностях глаз не хватает )))
dmitrichW
Керамические мусаты вещь хорошая - выправляют РК и агрессии придают.
Обращать внимание, при покупки, на состояние стержня - должен быть гладким и иметь однородную поверхность по шероховатости. Допускается перед использованием пройти слегка 600й наждачной шкуркой.
Опаньки ) Вопрос о целесообразности обработки снимается - если Дмитрич посоветовал, то стоит прислушаться )
rean81Можно ссылку, где покупали?
Arkansas Ceramic Rod Knife Sharpener
На местной барахолке случай подвернулся. Ножеман из штатов заказ делал, мусаты попутно пошли. Ценник 12уе. Не мог не взять))
Но если будет возможность, постараюсь достать и идахоновский. Пока его предлагают за 51уе,
может еще какая оказия будет пару баксов сэкономить....
Долго правил ВГ10(Тоджиру DP 240мм и Хенкельс Pro S) длинным керамомусатом Taidea.Слава богам,что коллега его уронил случайно и пришлось купить Идахон(в столице есть в продаже).Так же имеется на работе синий от Хенкельса.Вообщем для твёрдых япов только Идахон,он очень гладкий,придаёт рк именно остроту,рез обалденный,не такой агрессивный как после вышеуказанных.
Подскажите пжлст, я могу из икеевского мусата что-то подобное получить? Советовали 600 наждачкой пройтись , но может потоньше можно/надо ? Или забить на жабу и наличие икеевского и заказывать идахон? Ножи трама обе серии нормальные и про-м канетсугу, но для них и так ОК наверное,а если вг-10 планируется?
Для таких ножей вполне достаточно. Не волнуйтесь. Но шкуркой не помешает - это точно. Для вг10 тоже может сойти.
Но идахон - размер хороший - 25-30 см рабочей части. Да и качество получше. Выбирать вам.
Пока не торопитесь - пользуйте этот, если поймете, что его уже не хватает, то можно и разориться.
А можно и на камень разориться - и деньгами и временем на изучение ликбеза))))
Но это уже другая история и тема...
Кому надо идахоновский мусат 12" в Мск:
http://guns.allzip.org/topic/94/1395191.html
Прикупил для пробы парочку масатов из икеи. Там они ранее лежали по 400 рэ. Сейчас не знаю.
Довольно рабочие вещицы оказалось.
Их коробки есть вопросы к однородности поверхности. Обязательно стоит пройтись шкуркой на жестком основании для получения более тонко работающего дэвайса. Шкурки - 240-400-600. Шкурки быстро изнашиваются.
Сразу скажу - идахон лучше на порядок и им можно пользоваться из коробки без предварительных танцев с бубнами. И результат будет лучше однозначно.
После обработки шкуркой поверхность мусата получилась менее абразивной, зерно выгладилось. Может это и к лучшему - преимущественно будет эффект правки, а не абразивного съема металла. Так думаю....
Хотя абразивная составляющая есть, от нее никуда не уйдешь. Но в гораздо меньшей степени, чем исходно.
Ниже привожу фото в сравнении с идахоном.
На фото: по мусатам прошелся прошелся спуском кухонного ножа несколько раз. Т.е. поверхность керамики встречалась с плоской, достаточно ровной металлической поверхностью. Думаю темные пятна хорошо показывают, где есть неоднородность поверхности.
слева мусат икея из коробки, в середине - после обработки шкуркой, справа - идахон как есть из коробки.
в приближении икея необработанная
а это идахон.
Тоже прикупил себе идахон такой http://www.edgeproinc.com/Shar...c-Hone-p32.html на конец ноября с доставкой -2000р.или 43дол.16 дней с момента заказа,и он у меня.
Брал для своих трамонтинок сенчури поливуд и канетсугу про-м. Доволен.
Как заказывали с этого сайта? Неужели напрямую в Россию посылают?
идахоны одни из наилучших
но шкуркой их доделывать под кухню не лишено смысла
грубоватые исходно
но очень аккуратные
Не знаю, мне идахон пришел не требующий никаких доработок. Очень однороден и тонкое зерно.
идахоны именно такие
однородные, сравнительно тонкие
без исходных косяков поверхности, те, кои я видел
но, по моим меркам, для кухни требующие доработки
а кому и нет-дело вкуса
мне они грубоватые
и по цене с доставкой минимум 60 баксов всеж дороговастые по нынешнему курсу
по ранешнему 30 ры\грин вполне себе высококлассный инструмент, один из лучших виденнных и пригодных в исходном виде
действительно замечательный инструмент, что сейчас большущая редкость
Когда я его получил, присмотрелся и оценил в деле - стало абсолютно не жалко потраченных средств. Там есть за что платить, а мне есть с чем сравнить.
Vapr_OldШлют в Россию без проблем.32 дол.сам мусат(причём 12 дюймовый) +11 дол.-доставка.Итого-43 дол.(2260 руб.)
Как заказывали с этого сайта? Неужели напрямую в Россию посылают?
dm_romanНе 60,а 43 бакса всёж не дороговасто даже по нынешнему курсу.
с доставкой минимум 60 баксов всеж дороговастые по нынешнему курсу
Пользую мусат Sieger Rubin Ceramic.. ему уже лет 7, может больше, а он все как новый, зараза )) Естественно пытался заиметь и новые, причем неоднократно, но как то после Seiger ни один не пришелся ко двору. Друзьям то же их советую и привожу, все в полном экстазе..
Пользую мусат Seiger Rubin Ceramic.. ему уже лет 7, может больше, а он все как новый, зараза )) Естественно пытался заиметь и новые, причем неоднократно, но как то после этого ни один не пришелся ко двору. Друзьям то же их советую и привожу, все в полном экстазе..Где заказываете, откуда привозите, если не секрет?
германия
4-4,5 тыра на амазоне и ебее стоят
Ну и зачем??
Теперь одной хотелкой больше.....
Если кому интересно, то будут несколько штук 20см и один 28 смИнтересен большой мусат, т.е. 28 см.
примерно недели через 2-3
хорошо, буду иметь в видах ))
Из керамических мусатов пользуюсь достаточно давно небольшим Hatamoto.
Нравился тем, что достаточно деликатный и гладкий, и сечением хорош-двояковыпуклая линза.
За счёт этого можно проходить мусатом режущую кромку по всей длине.
При этом, давно хотела приобрести "полноценный большой" мусат.
Собиралась воспользоваться советами и прикупить Идахоновский чтобы "было мне счастье", как советовали здесь 😊.
На некоторые европейские заглядывалась, да и в Тоджиро тоже.
Но...все недосуг было "вплотную заняться" покупкой...
Встретился бы где-нибудь на выставке или "по пути домой" - купила бы).
Этот мусат увидела на Армсе на витрине у магазина Шеф: сайт http://www.1chef.ru/15618/
Не реклама.
Впечатлил).
Длина 40 см.
Длина стержня 25, 5 см.
Рукоять очень приятная наощупь (SoftTach).
Очень равномерное мелкое "зерно", никаких швов и крупных фракций.
От имеющегося у меня и тех, коими доводилось править ножи в гостях отличается как небо от земли).
Тактильно -как хорошо выделанная замша высокого качества.
Судя по описаниям цилиндр сплошной не трубка, по ощущениям так и есть.
Со слов сотрудника магазина вполне подходит даже для правки японцев с высокой твердостью, но это утверждение проверять не буду. Установки моего сознания: европейцам с мягкой сталью - правка мусатом и периодическая заточка, японцам - заточка, пока пусть побудут в силе)).
Первые впечатления положительные.
Позже еще отпишусь. В шефе сказали что планируют отказаться от их закупки, но в резать ру и не только такие присутствуют. Так что, с удовольствием пользуюсь и посоветую подруге, кухня которой с моей легкой руки недавно "приросла" новыми ножами).
У шефа на сайте был рубиновый.
Жаль,на стенде не было-хоть посмотреть.
У шефа на сайте был рубиновый.Я брал у Владимира tvy61:
http://forum.guns.ru/forummisc...?username=tvy61
У него Seiger Rubin Ceramic были дешевле, чем у Шефа даже с учетом доставки.
Сообщение Владимира в этой теме в посте #70.
Я лично ОЧЕНЬ доволен! У Владимира в теме с кухонниками и мусатами написал свой отзыв:
http://guns.allzip.org/topic/143/1665991.html
ПРОДАН Рубиновый мусат Sieger (made in Germany)По опыту 3 месяцев эксплуатации практически полностью перешел на Sieger, алмазы DMT остались только для заточки ножей с нуля.
Рабочая длина 28 см, диаметр 14 ммВладимир, спасибо огромное! Вещь просто шикарная!
Не думал, что когда-нибудь куплю мусат за такие деньги, за которые можно купить приличную точилку с набором брусков - и так буду этому радоваться!
Просто всегда был сторонником заточки на водных камнях или алмазных брусках (типа ДМТ/Апекс), а тут прямо проникся.
Качество у Sieger, конечно, замечательное, зернистость просто идеальная, шлифовка поверхности и подгонка деталей - тоже!
Керамика на этом мусате, по ощущениям, заметно тверже, чем на Spyderco Triangle и на Lansky. Звучит, конечно, странно, но это так.
Я это понял, когда смог довести в несколько движений до уверенного бритья самодельный (не мной, правда) ножик из быстрореза, который по керамике - палочке от Лански - скользил, но практически при этом не точился.
Потом попробовал поправить нож от Santjago из S90V - ножик моментально принял бритвенную остроту.
"Ага!" - сказал я и подсунул мусату - нет, не рельс, как в известном анекдоте - а Al Mar Eagle Heavy Duty с японской ZDP-189 твердостью HRC 64-65, по которому керамика просто скользила, поэтому точить его пришлось на алмазах DMT.
Самоуверенный немец быстренько довел неуступчивого японца до уже известной мне бритвенной остроты.
"Ни...чего себе!" - озадачился я и вытащил на свет Божий стратегический резерв - Socom Elite с очень сухой S90V, которую я когда-то две ночи гонял на Spyderco Triangle, только чтобы перевести из состояния "почти не бреет" в состояние "неуверенно бреет".
Короче, через 30 секунд элитный американец также капитулировал перед методичным немцем, продемонстрировав уверенное бритье обеими сторонами РК (то есть заусенец был убран).
Я, откровенно говоря, в чудеса не верю, но Sieger меня ОЧЕНЬ приятно удивил!
Не знаю, чем немецкий корунд отличается от американского или японского - составом, технологией спекания и обработки или и тем, и другим - но качество у него на голову выше любой керамики, что мне попадалась!
Впервые встречаю керамику, что без проблем точит порошковые стали твердостью 64-65 HRC, да еще с высоким содержанием ванадия.Еще раз благодарю!
И подтверждаю заказ на второй Sieger - для тестя и тещи.
Реально стоящая вещь, хотя и стоит в разы дороже других керамомусатов... Но цена - единственный недостаток Sieger, на мой взгляд!
Eagle77
А как у него насчет "засаливаемости"? По опыту общения с Idahone - постоянно приходится его шоркать Кометом или Сифом.
Eagle77Пока заметно не засалился - это за 3,5 месяца поюза. То есть даже водой не промывал.
А как у него насчет "засаливаемости"? По опыту общения с Idahone - постоянно приходится его шоркать Кометом или Сифом.
Это при том, что я на нем сейчас правлю все свои ножи, а не только кухонники.
Любые стали, в том числе порошковые твердостью до 65 HRC, правятся легко и непринужденно.
Eagle77
Пока заметно не засалился - это за 3,5 месяца поюза. То есть даже водой не промывал.
Это при том, что я на нем сейчас правлю все свои ножи, а не только кухонники.
Любые стали, в том числе порошковые твердостью до 65 HRC, правятся легко и непринужденно.
действительно, если именно править (!), а не пытаться заточить, то засаленность минимальна и проблем не доставляет в течении длительного времени.
Позволю себе слегка отойти от темы.
Насчёт ZDP-189...
Она,от Спайдерко,прекрасно точится на японских водниках.
Какие алмазы?
а есть смысл в мусатах с алмазным напылением?
а есть смысл в мусатах с алмазным напылением?Я лично смысла в алмазных мусатах не вижу. ИМХО, виденные мной алмазные мусаты грубоваты.
Но у меня отличный керамический мусат Sieger Rubin Ceramic (я про него писал в постах 80 и 82), который работает заметно лучше керамики Спайдерко Триангл.
Для заточки с нуля порошков юзаю алмазы DMT.