Буш пилоты и авиация на Аляске

AlaskaGuide
Для тех, кто собирается на горную охоту на Аляску.

Для охоты на Аляске нужен самолет. Для горной охоты тем более. На Аляске практически нет дорог, и если до лося или медведя можно доплыть по реке, до барана можно только лететь. Самолет здесь, самый обычный вид транспорта. Вертолеты есть, но правила запрещают использовать вертолет для охоты.

Воздушное такси - Air Taxi, есть везде. Местные нанимают воздушное такси для заброса на дикую охоту (без гида). Стоимость полетов воздушным такси на 2017г: Super Cub $350/час, Maule - $450/час, Cessna 206 - $750/час. Время оплачивается пока работает мотор. То есть ты платишь пока самолет везет тебя, и платишь пока самолет летит назад на базу. Если лагерь находится в одном часу лета, ты заплатишь за два часа лета туда, и два часа обратно. На Аляске уйма частных самолетов, но осуществлять коммерческие перевозки может только воздушное такси. Их самолеты подвергаются более серьезным проверкам чем частные, и их деятельность сильно регулируется. Исключением из правил является аутфитер. Аутфитер имеет право возить своих клиентов сам, или своим пилотом, и не иметь лицензию воздушного такси.

Аутфитеры либо летают сами своими самолетами, либо нанимают воздушное такси. Уважающий себя, и тебя, аутфитер летает сам. Как минимум, нормальный аутфитер, сам забрасывает охотников и проводников на место охоты. Для охотника много плюсов. Во-первых, если у аутфитера своя авиация, то он сам, со своими пилотами ищет баранов до начала сезона, и ищет куда можно в этом районе приземлиться. При этом платит в основном только за бензин, поэтому может летать сколько хочет. Если же аутфитер платит за разведку $350 в час пилоту воздушного такси, то за такие деньги сильно не налетаешься, и разведка будет хреновая. К тому же не факт, что такой наемный пилот сможет приземлиться там, где нужно. В результате ты можешь оказаться там, где баран может быть есть, а не там, где он точно есть. Во-вторых, время-деньги. Если из базового лагеря тебя забрасывает сам аутфитер, то не придется ждать пилота такси, у которого очередь в двадцать человек, и ты как правило в конце этой очереди. Тоже самое по окончанию охоты. Аутфитер вывезет тебя как можно скорее, а пилота такси можно ждать неделю. Также существует вопрос переброски на новое место. Ты честно охотился пять дней, а барана нет. Ушел. Или не было вообще. Хотелось бы перейти на новое место. Если аутфитер летает сам, то он тебя перевезет и это как правило включено в стоимость охоты. Если аутфитеру придется нанять такси для переброса, то он может заплатить $3000 - $5000 за переброс охотника и проводника. В таком случае за переброс обычно доплатит охотник. Либо аутфитер откажется перевозить в принципе.

Перелет из города до базового лагеря называется чартер - Charter. Иногда аутфитер имеет свой супер каб, но не хочет возить охотников из города в базовый лагерь супер кабом, и нанимает воздушное такси для чартера в базовый лагерь и обратно. Воздушное такси привезет всех охотников и груз за один раз, и вдвое быстрее. При оформлении охоты, тебя могут попросить оплатить чартер отдельно, напрямую компании осуществляющей перевозки. Это нормально.

Самолетом можно забросить на гору лагерь, снаряжение, продукты, и все что не жалко бросить с высоты 50 метров. Если тебя высаживают под горой, и тебе нужно тащить все наверх, попроси забросить груз на гору. Выбери подходящее место, и закинь туда все что не жалко потерять, или отдать медведям.

Самолеты делятся на буш и не-буш. Буш самолеты, на 30-35 дюймовых колесах, взлетают и садятся без подготовленной полосы, и оснащены СТОЛ-китами позволяющими снизить скорость полета до минимальных 40-50 км/ч, что позволяет взлетать и садиться с очень коротких участков леса, тундры, горы, и тд. Буш самолеты, в свою очередь делятся на горные и не горные. Горные, двухместные, сверх легкие, с мощными моторами в 160-180 лс. Ведущий горный буш самолет Пайпер Супер Каб - Piper Super Cub. Наверное, каждый третий самолет на Аляске - Супер Каб. При весе в 600 кг, может нести 400-500 кг груза, и взлетать и садиться с расстояния 100 метров, а при встречном ветре в 30 км/ч может взлетать и садиться не хуже вертолета. Например, такой самолет может забросить охотника на высоту в 2-3 км, приземлившись поперек хребта. Супер кабы покрыты материей, и не алюминием, и за счет этого мало весят. Также, если материя порвалась, то ее можно починить на месте, что не всегда можно сделать с алюминием. Недостаток таково самолета, это низкая скорость полета, если нужно лететь на дальние расстояния. Обычная скорость супер каба 80-90 миль в час, обычная скорость буш "Сессны 180" 160 миль в час. То есть если тебе скажут, что ты полетишь из города в базовый лагерь супер кабом, и оплата почасовая, попробуй узнать можно ли нанять чартер дешевле. У супер кабов, как правило, нет электрики и стартеров. Стартер, генератор, батарея, флайвил, провода, предохранители, могут весить лишние 30-50кг, и их снимают что бы облегчить вес. Самолет заводят по старинке, прокручивая пропеллер рукой.

Девяносто девять процентов самолетов не новые. Как правило средний возраст самолета 40-50 лет. Супер кабы перестали выпускать в девяностые, и купить новый невозможно, а купить реплику не практично. Большинство самолетов потрепаны, с облупившейся краской, и протертыми сидениями. Но возраст самолета не должен смущать. Каждый самолет состоит на учете, и подвергается ежегодной проверке. Каждый коммерческий самолет подвергается ежегодной проверке, плюс проверяется каждые 100 часов налета. Каждая важная деталь самолета имеет свой срок износа, и должна быть заменена или отремонтирована по истечении этого срока.

Отдельно нужно сказать о буш-пилотах. Пилотов способных забросить охотника на горную охоту не так много. Как правило эти люди летают с детства, и чувствуют себя в небе намного увереннее чем на земле. Летают в основном интуитивно, на ощупь. Из самолетов убраны все не-необходимые приборы. Каждый прибор - это лишний вес. Буш пилот "чувствует" скорость задницей, и не пользуется спасительным указателем скорости. Тем более что он скорее всего и так не работает. Буш пилот может приземлиться на вершину горы при попутном ветре, но наотрез откажется приземляться в городе, в аэропорту с вышкой, где нужно говорить с диспетчером. Разговор с диспетчером, или правила полета в контролируемом воздушном пространстве, вселяют в него ужас.

Старый, бывалый пилот сказал мне, что ему больше нравилось быть пилотом чем аутфитером. Потому что все всегда рады видеть пилота. Охотники могут поругаться с гидом, гид поругаться с аутфитером, но все они, одинаково рады встречать пилота, который наконец-то прилетел забрать их домой.










stefan2
Бьются , бывает ?
siial
интересная специфика...у нас только пока вертушки.
AlaskaGuide
stefan2
Бьются , бывает ?


Бьются регулярно, в основном не сильно, во время взлета и посадки. На местном слэнге называется "погнуть железо" - bend the metal. Бывает пилот не рассчитал, и приземлился на площадку, с которой не смог взлететь. Для взлета как правило нужно больше места чем для посадки. Тем более если садился пустой, а взлетал груженый. Бывает, после посадки, пилот пытается развернуть самолет на земле, поднимает хвост, попутный ветер попадает под хвост, и переворачивает самолет на спину. Иногда, во время посадки, пилот понимает, что не сможет вовремя затормозить, а впереди деревья, река, пропасть, тогда пилот заклинит одно колесо тормозом, и резко развернет самолет на 180 градусов. От такой нагрузки обычно ломаются крепления шасси, и колеса сворачиваются под фюзеляжем. В этом случаю можно позвонить товарищу чтоб привез новые ноги шасси и поменять их на месте. Другой вариант, если не может остановится, заклинивает оба тормоза, и переворачивается на спину. Погнутые самолеты вывозят вертолетом. Если есть страховка, она оплачивает эвакуацию. Эвакуация может стоить $10,000.

Реже, бывают более печальные случаи. В основном из-за того, что пилот продолжает полет в плохие метеоусловия, и из-за того что неправильно рассчитал топливо и кончился бензин. В плохую погоду нужно приземлиться куда угодно и переждать, или повернуть назад если есть возможность, но местные шутят что самый трудный поворот, "это поворот на 180 градусов", когда вместо того что бы пытаться прорваться домой, пилоту лучше развернуться и полететь обратно. Попытка прорваться может плохо кончится, но рассказать об этом будет уже некому: В конце Августа 2017, на озере Чакачамна, где мы постоянно летаем, произошел именно такой случай. http://www.ktuu.com/content/ne...-441669663.html

Такие случаи, в основном происходят с частными пилотами. Коммерческий пилот, или аутфитер, летает постоянно и бережет свою шкуру и репутацию. Не жалеет денег на бензин и ремонт, и держит самолет в хорошем состоянии. Плюс, коммерческий пилот более тщательно подготовлен к различным аварийным ситуациям. Вынужденная посадка для легкого самолета не проблема. Он планирует как дельтаплан, и сядет куда угодно, на очень низкой скорости.


Тренировочные посадки в нашем лагере самолетом MD Maule, четырехместным, легким, с мощным мотором в 235лс. Тренируемся сажать с обоих сторон полосы.




Tryfirst
Погнутые самолеты вывозят вертолетом.[/QUOTE]

Не только 😊

DastarD
Спасибо за ликбез. Очень интересно читать "как у вас там".
Как и про подсчет годовых колец, впрочем.
Прошу Вас не прекращать такие экскурсы.
AlaskaGuide
Хэнд Проппинг. Помимо всех остальных трудностей завода вручную, нужно следить чтобы самолет не улетел без тебя. Самолет может сам дать газу, и быть таков. Случаев немало. Если есть возможность, привязывают хвост, или просят пассажира держать тормоза. Все самолеты оснащены двойными педалями.



Alexander 83
Видимо еще много смелых охотников согласных "на метле" в горы лететь. Да и метео служба работает видимо хорошо. У нас вертолетчики при вылете с базы постоянно спрашивают как погода в лагере - не доверяют метео прогнозам.
AlaskaGuide
Alexander 83
Да и метео служба работает видимо хорошо. У нас вертолетчики при вылете с базы постоянно спрашивают как погода в лагере


Есть несколько способов узнать погоду. Метео прогноз для буш пилота бесполезен. Погода в горах меняется постоянно, прогноз же выдают на целый регион, и он поверхностный. В авиации существуют отчеты METAR, которые показывают погоду непосредственно на месте, на данное время, но они для аэропортов, которых в горах нет. Также существуют официальные отчеты пилотов PIREP, которые делают сами пилоты, и их можно узнать по радио, но буш пилоты как правило репортов не делают.

Самый лучший способ узнать погоду, это web-камера. На Аляске существует масса государственных web камер, установленных на перевалах, удаленных буш полосах, и т.д. Камеры можно посмотреть на сайте. Каждая камера содержит метео станцию, и передает погоду, ветер, облачность, осадки, температуру.

Помимо государственных камер, есть частные камеры, которые устанавливают буш-поселенцы, и их тоже можно посмотреть через интернет, если знаешь адрес. Например камера моего товарища показывает облачность в сторону перевала, где нет государственной камеры. Если ты летишь, и нет возможности посмотреть камеры, то можно позвонить товарищу через спутниковый, или, еще лучше написать в InReach, чтобы посмотрел камеры.

И конечно самый распространенный способ, спросить других пилотов по радио. Когда погода хреновая, пилоты всегда передают сводку, и можно многое услышать в эфире. Если же ты попал в задницу, то ты сам спрашиваешь, и тебе обязательно помогут либо пилоты, либо местные на земле, кто мониторит эту волну. Буквально вчера дама на Сессне 206 попала между слоями облаков, и пыталась выбраться. Спрашивала кто где находиться, и какой потолок. Выбралась. В крайнем случае, пилот связывается с центральной станцией обеспечения полетов, и его выведут по радару. Это последний вариант. За это могут нагнуть.

Буш пилот также, каждый раз, спросит какая погода в лагере. Нет ничего более надежного чем информация от человека на земле.



Частная камера

Пилот просит, через мессенджер InReach, посмотреть камеры


Та же камера, погода улучшилась. Гора Денали на горизонте. Самая высокая гора Северной Америки





Государственные камеры показывают картинку на сейчас, и показывают какая должна быть картинка в ясный день. И дают ориентиры по которым можно рассчитать видимость. Например до этой горы 3км, а ее вершина 2 км.


BGH
Интересно. Спасибо

------------------
Hunt big or go home.

walker41
Спасибо.
Здорово там это поставлено, нам бы так на северо-востоке.
vasilijchapaew
"Это здорово, что в Ненецком АО, хоть и не в массовом порядке, но существует малая авиация" (c)
https://panzer-bjorn.livejournal.com/49126.html
В Елизово есть аэроклуб, с самолетами и вертолетами Робинсон.


xytaxis
Интересно, спасибо 😊
AlKri
AlaskaGuide
Для охоты на Аляске нужен самолет...
Спасибо за исчерпывающую информацию. Мне рассказывал о Ваших реалиях побывавший на Аляске приятель. Признаться, в некоторые детали я тогда не поверил, теперь вижу что зря 😊. Спасибо ещё раз!
Alexander 83
Интересует такой вопрос: какой боковой ветер для таких самолетов критический при взлете-посадке?
xytaxis
AlaskaGuide
Тэйлдрэггэры

AlaskaGuide
ковеншинал гир

а можно как то более поподробнее в чем разница?
ибо если переводить на нашенский - получается одно и тоже

AlaskaGuide
xytaxis
а можно как то более поподробнее в чем разница?
ибо если переводить на нашенский - получается одно и тоже

Опечатка. Исправил. Имел ввиду taildragger (conventional gear) и tricycle. Третье колесо на хвосте или на носу. Самолет с колесом на хвосту удобнее сажать при сильном боковом ветре за счет маневра Wheel Landing.

Alexander 83
Спасибо за развернутый ответ. Понял что мастерство и опыт пилота решат много проблем, а их в горах много, плюс особенности конструкции летательного аппарата.
xytaxis
хм, всю жизнь считал что с носовым колесом попроще будет в случае бокового ветра, как на посадке так и на взлете 😊
правда это все условий каких-никаких, но аэродромов касается.
а в условиях бездорожья носовое колесо не любят изза его возможности зарыться.

век живи - век учись 😊

AlaskaGuide
xytaxis
с носовым колесом попроще будет


Среди буш пилотов есть мнение что носовое колесо это болезнь. Иногда ее лечат переставив колесо туда где ему место - под хвост. 😊


Если серьезно, дискуссия на эту тему займет отдельную статью, и пол-литра. При встрече обсудим, или в личку 😊


Переделанный под тэйлвил Cessna 172


AlaskaGuide
Ангар буш-пилота. Здесь и мастерская и берлога, и музей, и место встречи. Своего рода храм. Здесь помогут починить погнутый самолет и перебрать мотор. Научат привязывать трофей под крыло. Бывалые, здесь, расскажут байки, и будет трудно отличить сказку от правды.


AlaskaGuide
Печальная эвакуация


AlaskaGuide
А этот красивый фильм сняли у нас на заднем дворе, практически.


ЛЕСНОЙ ПАСТУХ
Удивительно и прекрасно! Эти Буш пилоты отчаянные парни, с отличными навыками. В современной авиации правит автопилот, и если ситуация не штатная, а пилот всю жизнь летал с электронными помошниками, обычно все заканчивается печально.