Любые ограничения в субъектах - только через МПР ( определение Верховного суда)

ДимАА


7 февраля 2014

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ЗА ТРЕТИЙ КВАРТАЛ 2013 Г. (УТВ. ПРЕЗИДИУМОМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ 5 ФЕВРАЛЯ 2014 Г.)

Постановление N 56-АД13-7

3. Установление ограничений охоты на уровне субъекта Российской
Федерации допускается в случае, если такие ограничения введены на основе
правил охоты и согласованы с уполномоченным федеральным органом.

8 октября 2012 г. губернатором Приморского края издано постановление
N 67-пг "О видах разрешённой охоты и параметрах осуществления охоты на
территории Приморского края". Пунктом 1 указанного постановления
утверждены виды разрешённой охоты в охотничьих угодьях на территории
Приморского края, за исключением особо охраняемых природных территорий
федерального значения; параметры осуществления охоты в охотничьих угодьях
на территории Приморского края, за исключением особо охраняемых природных
территорий федерального значения (далее - Параметры).
Параметрами, в частности, установлено, что охота на водоплавающую,
болотно-луговую, полевую (за исключением фазана), степную дичь,
вальдшнепа осуществляется в период с первой субботы сентября по 15 ноября
(подп. 1.3 п. 1); на рябчика - с 1 октября по 28 (29) февраля (подп. 1.4
п. 1); на фазана - с третьей субботы октября по 10 ноября (подп. 1.5
п. 1); охота на зайцев осуществляется в период с 1 октября по 15 февраля
(подп. 1.6 п. 1).
Согласно подп. 1.7 п. 1 Параметров охота на пернатую дичь с
островными и континентальными легавыми собаками, ретриверами, спаниелями,
ловчими птицами осуществляется в следующие сроки: на болотно-луговую дичь
- в период со второй субботы августа по 15 ноября; на полевую и степную
дичь (за исключением фазана) - в период с первой субботы сентября по 15
ноября; на фазана - с третьей субботы октября по 10 ноября.
Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о признании
недействующими со дня принятия подп. 1.3 - 1.7 п. 1 Параметров, ссылаясь
на то, что они противоречат федеральному законодательству.
Решением Приморского краевого суда от 25 июля 2013 г. заявление
прокурора удовлетворено.
Администрация Приморского края и Департамент по охране, контролю и
регулированию использования объектов животного мира Приморского края
обратились в Верховный Суд Российской Федерации с апелляционными
жалобами.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб,
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской
Федерации пришла к следующему.
Вопросы природопользования и сохранения природных ресурсов отнесены
Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской
Федерации и её субъектов (ст. 72). По предметам совместного ведения
издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и
иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не
могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между
федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации,
действует федеральный закон (чч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской
Федерации).
Отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на
федеральном уровне регламентированы Федеральным законом от 24 июля
2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), согласно пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 22
которого в целях обеспечения сохранения охотничьих ресурсов и их
рационального использования могут устанавливаться следующие ограничения
охоты : установление допустимых для использования орудий охоты, способов
охоты, транспортных средств, собак охотничьих пород и ловчих птиц;
определение сроков охоты.
Согласно ст. 23 Федерального закона N 209-ФЗ основой осуществления
охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты, которые
утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и
являются обязательными для исполнения в сфере охотничьего хозяйства.
Правилами охоты устанавливаются ограничения охоты .
На основе правил охоты высшее должностное лицо субъекта Российской
Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации) определяет виды разрешённой охоты и
параметры осуществления охоты в соответствующих охотничьих угодьях (ч. 5
ст. 23 Федерального закона N 209-ФЗ).
Пунктом 4 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 209-ФЗ полномочие
Российской Федерации по определению видов разрешённой охоты и параметров
осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории субъекта
Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных
территорий федерального значения, передано органам государственной власти
субъектов Российской Федерации.
При этом, как следует из п. 2 ч. 4 этой же статьи, уполномоченный
федеральный орган исполнительной власти согласовывает введение органами
государственной власти субъекта Российской Федерации ограничений охоты .
15 ноября 2010 г. приказом Министерства природных ресурсов и
экологии Российской Федерации N 512 утверждены Правила охоты (далее -
Правила), устанавливающие требования к осуществлению охоты и сохранению
охотничьих ресурсов на всей территории Российской Федерации.
Разделом V Правил установлены сроки охоты на боровую дичь, степную и
полевую дичь, болотно-луговую дичь, водоплавающую дичь, горную дичь и
иную дичь. В разделе VI Правил определены сроки охоты на пернатую дичь с
островными и континентальными легавыми собаками, ретриверами, спаниелями,
ловчими птицами, а в приложении N 3 к Правилам - сроки охоты на пушных
животных.
Оспариваемыми прокурором нормами установлены иные, более короткие,
сроки охоты на водоплавающую, болотно-луговую, полевую дичь (за
исключением фазана), на фазана, рябчика, зайца, на пернатую дичь с
островными и континентальными легавыми собаками, ретриверами, спаниелями,
ловчими птицами.
При этом доказательств согласования с уполномоченным федеральным
органом введения таких ограничений охоты не представлено, в связи с чем
суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что подп. 1.3 -
1.7 п. 1 Параметров осуществления охоты противоречат действующему
федеральному законодательству.
Ссылку в апелляционных жалобах на наличие у губернатора Приморского
края права устанавливать в качестве параметров охоты сроки охоты ,
отличные от сроков, определённых Правилами охоты , без согласования с
уполномоченным федеральным органом суд нашёл противоречащей приведённым
выше положениям федерального законодательства.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным
делам Верховного Суда Российской Федерации признала обжалуемое решение
Приморского краевого суда законным и обоснованным и оставила его без
изменений.

ответить



Добавить комментарий

dEretik

При этом доказательств согласования с уполномоченным федеральным
органом введения таких ограничений охоты не представлено, в связи с чем
суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что подп. 1.3 -
1.7 п. 1 Параметров осуществления охоты противоречат действующему
федеральному законодательству.
Ну будут такие доказательства, допустим. Допустим МПР пойдёт навстречу губернатору и издаст документ свидетельствующий о согласии. Форма такого документа вторична, ну пусть будет приказ, или распоряжение, или акт... Что, после этого Правила охоты можно обойти субъектовым творчеством? Одобренным МПР? А нахрена тогда такие правила? Это, типа, уголовного кодекса, который можно подправить в отдельно взятом регионе по согласованию с правительством. Пример, конечно грубый, но суть таже самая. Если субъектовый документ начинает разруливать критерии Правил охоты, и по этому разруливанию есть согласие, то должны меняться Правила охоты. Если в Приморском крае решили сократить сроки охоты, то данные нормы должны быть изложены в федеральных правилах.
Сроки охоты определены практическим путём. Если есть однократная необходимость, в связи с "форс-мажором", то ограничение будет введено в соответствии с законом о животном мире. Согласованное. Если необходимость не однократная - то надо менять Правила охоты. Только надо обосновать, почему десятилетиями охотились в одни сроки, и вдруг приспичило их уменьшать.