Такой вот официальный документ для тюремной охраны.
-------------------------------------------
Процедура и Инструкции Применения Газа Раздражающего Действия PAVA (Управление исправительных учреждений (УИУ) Северной Ирландии)
Опубликован
Апреля 27, 2007
Соединённое Королевство
Тema
Полиция
Комментарии в отношении отдельных пунктов документа не являются исчерпывающими, а лишь обращают особое внимание на те из них, которые наилучшим образом демонстрируют, как международные стандарты могут реализовываться на практике. Примечание составителя.
Управление исправительных учреждений (УИУ) Северной Ирландии
ПРОЦЕДУРА И ИНСТРУКЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ
ГАЗА РАЗДРАЖАЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ PAVA [+]
[:]
Применение силы
1.7. PAVA не должен рассматриваться как замещение других методов силового воздействия, а, наоборот, должен являться еще одним дополнительным средством в распоряжении сотрудников. Сотрудники не должны полностью зависеть от PAVA за счет исключения использования других методов контроля. Соблюдение принципа применения силы, в том числе, силовых методов контроля и сдерживания как крайней меры, когда все другие методы были использованы или считаются неэффективными, является обязательным. Сотрудник может быть вынужден применить другой метод, тактику или специальное средство в случае, если применение PAVA не принесло желаемого результата.
1.8. В любой конфликтной ситуации, штатные сотрудники, насколько это возможно, обязаны использовать различные психологические методы ее разрешения и не прибегать к применению специальных средств. Тем не менее, не стоит забывать о том, что психологические методы воздействия могут быть эффективными только в случае, если конкретная ситуация предполагает возможность разумного общения с нарушителем/ями и он/они открыты для такого рода воздействия.
1.9. Как и в случае использования других специальных средств, PAVA может применяться только в ситуации, которая отвечает следующим критериям:
* С учетом обстоятельств существуют разумные основания для того, чтобы заключить, что применение специальных средств необходимо;
* Уровень применяемой силы разумен, пропорционален и отвечает обстоятельствам.1.10. Применение PAVA считается целесообразным против нарушителей, осуществляющих такие насильственные действия, которые нельзя пресечь какими-либо другими менее жесткими силовыми средствами. PAVA разработан, главным образом, для использования против нарушителей, которых без его применения невозможно эффективно сдерживать. PAVA может также использоваться для защиты штатных сотрудников, других лиц или как одно из средств воздействия при проведении запланированной операции. Предполагается, что любое лицо, подвергнутое действию PAVA, в случае неприменения газа действовало бы таким образом, что его арест или сдерживание были бы обоснованными.
[:]
Процедура санкционирования применения
4.1. Применение любого уровня силы должно основываться на анализе степени неподчинения или угрозы насилия, которым подвергается сотрудник. Различным уровням агрессивности и насилия должны соответствовать силовые меры, применение которых регулируется инструкциями УИУ Северной Ирландии, которые должны быть прозрачными, обоснованными и обеспечивающими соблюдение принципа применения силы как 'абсолютно необходимой, пропорциональной и разумной с учетом обстоятельств'.
4.2. Для убеждения заключенного подчиниться требованию/приказу добровольно, в первую очередь, должны использоваться методы де-эскалации конфликтных ситуаций и прямого приказа. Применение PAVA может рассматриваться как возможный метод воздействия только в ситуации, когда существует явная необходимость применения силы.
4.3. Санкционирование применения и применение данного устройства может являться только частью мероприятий по реагированию на ситуацию, с учетом обстоятельств которой применение PAVA стало абсолютно необходимой, обоснованной и пропорциональной мерой.
4.4. При наличии санкции на применение использовать PAVA могут только специалисты контроля и сдерживания [Control and Restraint instructors], прошедшие соответствующую профессиональную подготовку. Выдавать/применять PAVA другим штатным сотрудникам по собственной инициативе запрещается. Запрос о выдаче и последующее применение PAVA визируется и санкционируется начальником УИУ Северной Ирландии или заместителем начальника Штаба оперативного реагирования [Deputy Director of Operations] на основании рапорта начальника Отдела по чрезвычайным ситуациям [Incident Commander]. Рапорт составляется начальником и сотрудниками данного отдела на основании общего анализа ситуации, включающем в себя развернутый письменный анализ связанных с ней обстоятельств/рисков (см. Приложение А), в том числе:
- общих условий возникновения чрезвычайной ситуации/инцидента;
- предпосылок возникновения чрезвычайной ситуации/инцидента;
- степени риска для здоровья штатных сотрудников, заключенного/ых или других лиц, которая могла бы оправдать вмешательство;
- обоснованности мер с учетом необходимости поддержания правопорядка и дисциплины;
- оснований, с учетом обстоятельств, для санкционирования вмешательства в ситуацию штатных сотрудников;
- доступа заключенного/ых к какому-либо оружию;
- наличия фактов насильственных действий со стороны заключенного/ых в отношении сотрудников/других лиц;
- наличия каких-либо угроз со стороны заключенного/ых;
- каких-либо сведений, на основании которых можно прийти к выводу о намерениях заключенного/ых совершить насилие;
- возможностей оказания помощи (в т.ч., наличие медицинских специалистов);
- риска эскалации инцидента;
- наличия/применения любых других возможных способов вмешательства;
- медицинских противопоказаний (т.е. ситуации, когда действие PAVA может привести к необратимой физиологической реакции);
- возможностей медицинской реабилитации лиц, подвергшихся действию PAVA, после инцидента;
- любых других сведений.
4.5. Все сведения об инциденте должны быть внесены в отчет специальной формы [Control and Restraint reporting form]. В отчете детальным образом должны быть описаны стадии развития инцидента и примененные методы силового воздействия, соответствующие уровням агрессивности и насилия, необходимость реагирования на которые привела к решению о возможном применении PAVA, его фактическому применению и другим последующим мерам.
Процедура оперативного реагирования
4.6. Если данные, содержащиеся в анализе обстоятельств/рисков, показывают, что требуется санкционирование применения PAVA, и соответствующая санкция получена от начальника УИУ Северной Ирландии или заместителя начальника Штаба оперативного реагирования, в адрес нарушителя/ей должен поступить окончательный прямой приказ, включающий предупреждение, в следующей примерной формулировке: 'Могу ли я сделать или сказать что-либо, что позволит Вам выполнить мой приказ? Если Вы не подчинитесь, против Вас могут быть применены соответствующие меры силового воздействия, в том числе, газ раздражающего действия'. (Предполагается, что на практике в условиях развития конфликтной ситуации постановка такого вопроса не всегда возможна, но специалисты, применившие PAVA, в рамках последующего разбирательства должны будут представить исчерпывающие доказательства обоснованности своих действий).
4.7. Если для лица, против которого планируется применить PAVA, английский язык не является родным, или оно страдает от проблем со слухом или существуют какие-либо другие коммуникативные барьеры, сотрудниками, если только это не создаст угрозы здоровью самого правонарушителя, сотрудников или других лиц, должны быть приняты все возможные меры для эффективной передачи ему соответствующей информации до момента применения PAVA.
4.8. PAVA не может быть применен против:
- лица, вооруженного огнестрельным оружием;
- несовершеннолетних, т.е. лиц младше 18 лет;
- лиц женского пола (или в непосредственной близости от них);
- лиц, находящихся на крыше здания или любых других местах 'на высоте';
- лиц, которые уже подвергались действию PAVA в течение последних 24 часов; или
- лиц, чья безопасность подверглась бы угрозе в случае применения против них данного средства.
4.9. В случае использования PAVA против вооруженного лица, действие газа может привести к непроизвольному произведению выстрела. Однако, если оружие находится вблизи от руки правонарушителя, применение газа может предотвратить использование оружия. Вследствие большого риска, применение PAVA при таких обстоятельствах должно быть тщательным образом проанализировано.
4.10. До момента применения PAVA специальный медицинский сотрудник должен составить заключение о возможных последствиях его применения. Медицинские работники, специально обученные реабилитационным методикам, должны быть доступны в случае развития инцидента для того, чтобы в случае необходимости предоставить соответствующую помощь. Им необязательно находиться непосредственно на территории инцидента. Специалисты, принимающие непосредственное участие в оперативных действиях, обязаны предварительно получить все необходимые инструкции относительно возможных последствий применения PAVA и потенциально необходимых медицинских мер по реабилитации нарушителя.
4.11. Начальник Отдела по чрезвычайным ситуациям обязан обеспечить видеозапись инцидента. После его завершения копия записи должна быть предоставлена в распоряжение начальника УИУ Северной Ирландии или заместителя начальника Штаба оперативного реагирования, который, в свою очередь, обязан передать ее в распоряжение Омбудсмена по правам заключенных. Оригинал видеозаписи подвергается соответствующей процедуре ПАСЕ.
4.12. Допускается, что не в каждом случае возможно произвести видеозапись инцидента. Исключения из данного правила должны согласовываться с начальником УИУ Северной Ирландии или заместителем начальника Штаба оперативного реагирования, в случае выдачи санкции на применение PAVA. Начальник Отдела по чрезвычайным ситуациям обязан представить объяснения в отношении причин, по которым произведение видеозаписи инцидента стало невозможным, в соответствующем отчете.
- Прим. пер. Northern Ireland Prison Service (NIPS).
[+] Прим. пер. 'PAVA hand-held personal incapacitant spray' -- дословно, 'ручной баллончик для индивидуального применения, содержащий газ раздражающего действия, PAVA'. Здесь и далее, 'PAVA'.