Снижение скорости на Эдгане при низких температурах.

Staltec

Винтовка Эдган 5.5, прямоточный.

Проблема следующая. Дома, при комнатной температуре (25С) настраиваю скорость и отстреливаю на плато. Получается 280 - 290 - 280 м/с в диапазоне давлений 140-117-95 атм. Средняя цифра диапазона давлений соответствует пику плато (290 м/с). Это важно.

Прихожу в тир в котором температура -1, -3 градуса С. Начинаю стрелять и получаю в том же диапазоне давлений гораздо более низкую скорость, а именно 268 - 280 - 270, причём пик плато смещается в сторону низких давлений 140 - 105 - 95.

Винтовка перед стрельбой в тире задувалась там же в тире, тем же воздухом, только естественно остывшим. Так что сразу оговорю, что падение скорости происходит однозначно не из-за падения давления в резервуаре.

Были предположения, что снижение скорости происходит из-за застывания смазки в УСМ. УСМ, мною был перебран и полностью вычищен, вплоть до пружины боевого клапана. Чистка УСМ ни к чему не привела. Скорость по-прежнему падает на морозе, но всегда возвращается, после того как винтовка постоит в тепле.

Сразу оговорю, на ударнике нет ни каких фторопластовых прокладок как на новых винтовках. Винтовка старого выпуска и ударник идёт в блоке УСМ 'металлом об металл'. Грубо говоря в УСМ нет вообще ни каких прокладок которые могли бы дубеть.

У меня остались следующие предположения:
- Что-то дубеет на морозе в ударном клапане. Его устройство я знаю только на основании просмотра видеоинструкции. Сам не разбирал.
- Может быть дубеют резинки герметизации досылателя, но явной утечки воздуха при выстреле не наблюдается.

Может у кого была или есть такая проблема? Помогите пожалуйста советом. Только очень прошу постить ответы по теме.

vovik541304

Ну дак и в огнестреле на холоде выстрел другой 😛
Поправочки, милчеловек, в прицеливание не забываем вводить 😊

Staltec

vovik541304
Ну дак и в огнестреле на холоде выстрел другой 😛
Поправочки, милчеловек, в прицеливание не забываем вводить 😊

Скорость пули на морозе падает быстрее из-за большей плотности воздуха, тут же описывается падение скорости при замере прямо с дульного среза. Какие поправочки вы имели ввиду при стрельбе через рамочный хронограф на дистанции 0 м?

Вопрос конкретный и технический. Из-за чего падает скорость на морозе у данной конкретной PCP винтовки, а именно Эдган 5.5?

Про огнестрел пожалуйста тут не надо 😊

Carwizard

"Текучесть" молекул газа (воздуха), снижается с понижением температуры самого газа. Элементарная физика, так сказать. 😊
У любых РСР наблюдается подобное снижение скорости на холоде.

Alex_Ch

У меня тоже падает, причем именно на 10 м/с. Аксор, редукторный, в прошлом году пытался разобраться, принял расход воздуха как константу, тоже чистил УСМ, потом пытался найти информацию по усадке резионок на морозе, так и не нашел, потом считал как меняются диаметры сечений, в т.ч. и ствола при падении температуры на 10-15 градусов. Цифры, на которые были потрачены несколько вечеров, не считая поиска информации оказались слишком незначительными. Считал все на бумаге, т.е. на кончике пера, замеры никакие не производил, да и нечем все это мерить. Потом плюнул и стал брать поправки на падение скорости...
Попробуйте взять пули не 5.52, как принято для Эдгана, а 5.51, просто для чистоты эксперимента, похоже никто этого раньше не делал при минусовой температуре.

С Уважением,
Алексей

PS А количество выстрелов одинковое при разных температурах?

Staltec

Alex_Ch
У меня тоже падает, причем именно на 10 м/с. Аксор, редукторный, в прошлом году пытался разобраться, принял расход воздуха как константу, тоже чистил УСМ, потом пытался найти информацию по усадке резионок на морозе, так и не нашел, потом считал как меняются диаметры сечений, в т.ч. и ствола при падении температуры на 10-15 градусов. Цифры, на которые были потрачены несколько вечеров, не считая поиска информации оказались слишком незначительными. Считал все на бумаге, т.е. на кончике пера, замеры никакие не производил, да и нечем все это мерить. Потом плюнул и стал брать поправки на падение скорости...
Попробуйте взять пули не 5.52, как принято для Эдгана, а 5.51, просто для чистоты эксперимента, похоже никто этого раньше не делал при минусовой температуре.

С Уважением,
Алексей

PS А количество выстрелов одинковое при разных температурах?

Прежний хозяин моего Эдгана не замечал падения скорости только потому, что измерял скорость только в тире. Однако как и я, он отмечал сокращение количества выстрелов в плато на морозе с 50 до 40-35.

Как показал замер скорости в разных температурных условиях, кроме сокращения количества выстрелов оказывается ещё и скорость снижается 😞

В принципе, я наверно просто отстрою нужный мне диапазон скоростей в холодном тире и не буду париться 😊

Большое спасибо за обстоятельный ответ!

Alex_Ch

Я так и сделал, просто две таблички для стрельбы, одна когда тепло, вторая - когда холодно.
А вот количество выстрелов у меня одинаковое, хотя я мерию полными барабанами по 8 шт в каждом, т.е. 5 барабанов и так, и так.

С Уважением,
Алексей

puzir13

т.е. получается и при -1 и при -20 одни и те же поправки?

Staltec

puzir13
т.е. получается и при -1 и при -20 одни и те же поправки?

При -20 ещё не проверяли. Зима аномально тёплая.

puzir13

😊 у меня просто тоже этот прикол был, вышел с дачи на поле пострелять, сначала все ок, а минут через 10 - 15 реже попадает, потом ваще провал. пошел опять домой и погрел ружо и опять все нормально стало. вот и стало интересно, что при более низких температурах будет. я тогда одной из версий считал сужение ствола от холода и всвязи с этим такое поведение пуль.

Staltec

puzir13
😊 у меня просто тоже этот прикол был, вышел с дачи на поле пострелять, сначала все ок, а минут через 10 - 15 реже попадает, потом ваще провал. пошел опять домой и погрел ружо и опять все нормально стало. вот и стало интересно, что при более низких температурах будет. я тогда одной из версий считал сужение ствола от холода и всвязи с этим такое поведение пуль.

У вас судя по описанию была другая ситуация. Просто упало давление в резервуаре на морозе. Это естественно (У вас же PCP?).

Я веду речь про другое. Про падение скорости в холодных условиях у задутой на этом же холоде винтовки до рабочих давлений.

LVital

Плотность воздуха на морозе выше, получается, что порция выпущенного воздуха на морозе имеет большую массу. А поскольку энергия сжатого воздуха расходуется не только на разгон пули, но и на разгон самого воздуха, КПД немного падает. ИМХО, все правильно, так и должно быть. Вопрос только в величине падения. Получается, величина хорошо заметна.

OrthoPed

Возможно, сталь ствола и сплав пули имеют разные коэффициенты расширения (на морозе - сжатия). Т.е. ствол сужается больше, чем пуля? Соответственно, увеличивается трение.

Alex_Ch

Коэффиценты действительно разные, дело совсем не в этом. Когда я считал, то принял расход воздуха при разных температурах, как константу, исходя из одинакового количества выстрелов, это было не правильно. Изменения размеров ствола, пули и перепускных отверстий происходит в 4 знаке, можно просто пренебречь.

С Уважением,
Алексей

Mujik

Для безредукторного сабжа, в диапазоне до -5С у меня получилась изменение скорости примерно в 1мс на 3,5С. Просто учитываю.

vovik541304

Давайте и я пофантазирую 😛
Забыли Вы, что стреляем воздухом, который в общем то содержит много воды....
Так вот помимо всего, что сказано, наверняка в стволе после каждого выстрела образуется ледяная изморозь...Тем более при стрельбе изредка...
ВО!
И воздух - тяжельше, ёпть...и пульке то нашей неказистой ледоколом то работать - представьте 😊
Поправочки вобщем - не забываем 😛

Demyan

Правильно ответили на разный лад несколько человек:-) Термозависимость есть не только у сжиженых газов типа СО2. Совершенно обычный процесс и для воздуха. Кстати с ППП на морозе та же самая история:-) И с огнестрелом.

Staltec

vovik541304
Давайте и я пофантазирую 😛
Забыли Вы, что стреляем воздухом, который в общем то содержит много воды....
Так вот помимо всего, что сказано, наверняка в стволе после каждого выстрела образуется ледяная изморозь...Тем более при стрельбе изредка...
ВО!
И воздух - тяжельше, ёпть...и пульке то нашей неказистой ледоколом то работать - представьте 😊
Поправочки вобщем - не забываем 😛


Для справки. Мы стреляем воздухом который задувается в бутылки у пожарных. Дак вот, если не знаете, воздух прежде чем попасть в баллон, проходит через осушитель. Так что про ледоколы не надо тут фантазировать! А поправочки мы и так делаем, не беспокойтесь 😊

vovik541304

Гы-гы 😛
Посмотри хоть раз, что с дула летит 😊

OrthoPed

vovik541304
Гы-гы 😛
Посмотри хоть раз, что с дула летит 😊

С дула, надо полагать, летит конденсат, образующийся именно в "дульном" воздухе при резком охлаждении оного тем, что вылетел из резервуара. "Я так думаю" (С)

SUA


Для справки. Мы стреляем воздухом который задувается в бутылки у пожарных. Дак вот, если не знаете, воздух прежде чем попасть в баллон, проходит через осушитель. Так что про ледоколы не надо тут фантазировать!
Даже если воздух "от пожарных" будет 100% сухой, влага в стволе, от выстрела к выстрелу обязана образовываться.

Кайнын

vovik541304
Давайте и я пофантазирую 😛
.... в стволе после каждого выстрела образуется ледяная изморозь...Тем более при стрельбе изредка...
однако... полет фантазии (про влияние дистанции стрельбы на поведение воздуха в стволе) зачетный.

puzir13

суть в том, что хочется понять на сколько сильно влияет разная температура на точку попадания. ведь при различных низких температурах и железки будут по разному сжиматься и то же обледенение ствола сильнее.
большого холодильника у меня нет 😊 будем ждать злой зимы 😞 для эксперимента.

Боец

Никакого внутреннего обледенения ствола нет. (Если заправляемся воздухом для дыхания) Объём в стволе замещается сухим воздухом из резервуара. Льду там взяться неоткуда. А то, что по мнению большинства, вылетает из ствола (паровое облачко), есть просто "точка росы".

Чем выковыривать из носа неожиданно "глубокомысленные" теории, лучше наверное почитать хотя бы школьные учебники по физике. 😊

vovik541304

Гы-гы 😊
Фигня всё это...
Суть одна - тёплая стрельба и холодная стрельба - очень разные по баллистике... У кого есть время и здоровье , пожалуйста проделайте опыты с соответствующими записями и запишите себе поправки, это всё же лучше, чем копаться в учебниках физики...
И наверное у каждого будут совершенно разные результаты, вследствии разной степени ухода за своей конкретной винтовкой, а также различиями конструктивов усм, перепусков, стволов клапанов и мёртвых обьёмов. Редукторные варианты - особенно...

vovik541304

Боец
Никакого внутреннего обледенения ствола нет. (Если заправляемся воздухом для дыхания) Объём в стволе замещается сухим воздухом из резервуара. Льду там взяться неоткуда. А то, что по мнению большинства, вылетает из ствола (паровое облачко), есть просто "точка росы".

Чем выковыривать из носа неожиданно "глубокомысленные" теории, лучше наверное почитать хотя бы школьные учебники по физике. 😊

Уважаемый, разбери резервуар сдутой винтовки 😊, принесённой с улицы при минусовой температуре - он изнутри мокрый 😛

SUA

Боец
Никакого внутреннего обледенения ствола нет. (Если заправляемся воздухом для дыхания) Объём в стволе замещается сухим воздухом из резервуара. Льду там взяться неоткуда. А то, что по мнению большинства, вылетает из ствола (паровое облачко), есть просто "точка росы".
А роса не влага ???

LVital

vovik541304

Уважаемый, разбери резервуар сдутой винтовки 😊, принесённой с улицы при минусовой температуре - он изнутри мокрый 😛

Ты уверен, что он был изнутри мокрый ДО разборки? Или все-таки на нем влага появилась из-за комнатного влажного воздуха? 😛

vovik541304

....Конечно не уверен 😊
Замнём на этом 😛
Я уж не говорю о том, что нетекущий винт после нескольких перемещений из тепла в холод и обратно может ни с того ни с сего просто стравить 😛, а после простой переборки без замены чего-либо и забивки - опять держать неделю (правда уже без перемены места обитания )...

Demyan

А важную тему подняли. Если развить будет страниц 100. Диапазон рабочих температур для любых механизмов - это один из критически важных параметров. т-ра влияет на все очень заметно и уйти от этого влияния стоит много мыслей и денег везде. И автомобили при -30 и +30 ведут себя по-разному. И датчики давления с ума сходят и рельсы с водопроводами ломаются.
А в PCP на температуру завязано все. Тащит железо и дерево. И поплыло СТП... Рабочий газ - становится более или менее вязкий и меняется КПД и скорость. И пять поплыло СТП:-) Вовик вот про резинки сказал - тоже верно, хотя и не для всех конструкций:-)
А еще баллистика меняется даже в диапазоне +15-+30. И бенчрестеры говорят не только про кучную скорость, но и кучную температуру...
О как бываит.

gozik

У меня подводное ружьё пневматическое. Так вот - его для зимней охоты, при температуре воды ~+2 градуса, приходится подкачивать. Иначе гарпун просто "выпадет".

puzir13

не все и не всегда накачивают винтовки с баллона...это про изморозь.
про поправки более менее понятно, самое интересное есть ли возможность хотя бы снизить влияние низких температур на стп, я чессно говоря большой разницы в стп при +15 и +30 не замечал, но при +15 и 0 очччень заметно...

Боец

Всё и проще и сложней одновременно. Лично я не люблю заглубляться излишне без особой нужды. Особенно если для этого приходится переводить написанное на понятный мне русский. 😊 Если агрегат не герметичен при перепаде температур, это говорит только о его качестве. Есть масса пневмо и гидравлического оборудования работающего в экстремальных климатических условиях, и нормально.

Вода присутствует в воздухе практически всегда - это ясно. В осушенном тоже, только в мизерных долях процента. И беспредметно можно спорить до усрачки. Для желающих увидеть лёд в стволе - нет ничего проще! Предлагаю самим провести простой практический опыт; загляните "вооружённым" глазом в ствол после зимнего выстрела.

А, что касается мер борьбы (возможности понизить), мне они неизвестны. 😊
Приходится просто приспосабливаться.