Русгидро: Дагестан может стать лидером в освоении солнечной энергии

kvantun
Директор дагестанского филиала Русгидро Тимур Гамзатов рассказал, как повлиял на энергосистему ввод Гоцатлинской ГЭС и как освоить потенциал возобновляемых источников энергии в полном объеме.

Дагестанский филиал крупнейшей российской гидрогенерирующей компании "Русгидро" стал в 2015 году еще больше, к 15 уже работающим станциям добавилась еще одна - Гоцатлинская ГЭС. О том, как ввод нового гидроэнергетического объекта меняет энергосистему в целом и региональную энергетику в частности, как освоить потенциал возобновляемых источников энергии в полном объеме, научиться правильно сберегать энергию и сможет ли солнце и ветер заменить воду, рассказал в интервью РИА Новости директор дагестанского филиала Русгидро Тимур Гамзатов. Беседовала Гуля Алиева.

- Осенью дагестанский филиал Русгидро ввел в эксплуатацию Гоцатлинскую ГЭС. В связи с этим, что изменилось в работе вашей компании, в энергетике республики и в жизни населения?

- Основная наша задача заключается в том, чтобы обеспечить устойчивое и бесперебойное энергоснабжение населения. В данном случае речь идет о населении горных районов. Там Гоцатлинская ГЭС играет очень важную роль, несмотря на то что это станция суточного регулирования, а не сезонного.

Станция в сети с 1 октября этого года и довольно успешно снимает ряд проблем именно в зимний период в горных районах, где потребление электроэнергии сильно возрастает в осенне-зимний период. Кроме того, ввод в эксплуатацию Гоцатлинской ГЭС увеличит налоговые поступления в бюджет республики примерно на 200 миллионов рублей в год, при том что на сегодняшний день налоговые поступления со стороны дагестанского филиала Русгидро в бюджеты разных уровней уже составляют порядка 1,3 миллиарда рублей в год.

- А увеличилось ли число рабочих мест?

- На Гоцатлинской ГЭС часть персонала уже набрана, общий состав - 26 человек. Но нужно понимать, что мы живем в мире развивающихся технологий, и тенденция такова, что на объектах генерации многие процессы автоматизируются и вмешательство человека сводится к минимуму. Гоцатлинская ГЭС как раз такая, большинство процессов на ней автоматизированы. При этом важно понимать, что дополнительная выработка Гоцатлинской ГЭС позволяет создать немало рабочих мест в других сферах производства, испытывающих нехватку электроэнергии.

- Что будет со старыми станциями, построенными 40-50 лет назад?

- В Русгидро существует программа комплексной модернизации объектов компании в целом. В дагестанском филиале основным приоритетом является Чиркейская ГЭС - это ключевая станция не только для Дагестана, но и для всего юга России. Кроме того, на стадии реконструкции Чирьюртская ГЭС 1, Чирьюртская ГЭС 2, Миатлинская ГЭС.

- Ранее заявлялось, что в Дагестане планируют построить еще несколько ГЭС в горных районах республики. Действительно ли это так? В какой период их планируется возвести и какой мощности?

- В 70-80 годы прошлого века специалистами Ленгидропроекта и Мосгидропроекта была проделана большая работа и даны предложения по строительству каскада ГЭС на Андийском Койсу. Это пять средних станций класса Гоцатлинской и больше. Самое интересное - это проект "Агвали ГЭС" мощностью до 200 МВт, реализация которого позволяет достичь сразу две цели. Во-первых, зарегулировать сток Андийского Койсу в целом, а во-вторых, значительно оптимизировать технико-экономические показатели гидроузлов, планируемых к строительству на Андийском Койсу ниже створа Агвали ГЭС. Кроме того, есть предложения по строительству объектов на реке Самур. Все они очень интересные, но на данный момент в инвестпрограмме Русгидро строительство новых ГЭС не запланировано.

- А сторонние инвесторы? Или какие-то дополнительные возможности в освоении гидроэнергетического потенциала существуют?

- Конечно. Регионы, обладающие теми или иными природными ресурсами, сами могут инициировать проведение конкурса на строительство таких объектов. Причем это может быть как внутрироссийский, так и международный конкурс. Несколько лет назад в качестве пилотного проекта с привлечением частных инвестиций была запроектирована малая ГЭС "Ахтынская ГЭС-2" мощностью 22 МВт. Конкурс на проектирование тогда выиграли французские специалисты, и на сегодняшний день разработка проекта завершена в полном объеме.

- То есть малая гидроэнергетика является достаточно перспективной?

- Да, это весьма актуальное направление во всем мире. В 90-х годах прошлого века дагестанскими специалистами была разработана и запатентована уникальная технология строительства контейнерных малых ГЭС "Прометей", суть которой заключается в следующем. В мире не существует двух одинаковых ГЭС. Каждый объект проектируется индивидуально, а индивидуальные проекты всегда обходятся дороже. Выпуск серийного оборудования, как правило, удешевляет любой процесс. Если раньше проектировщик выбирал створ, образно говоря, место, где будет плотина, и под него разрабатывалось оборудование, то в нашем случае под эту малую станцию с уже понятными параметрами подбирается створ. Все это позволяет достичь значительной экономии при строительстве объектов малой гидрогенерации. В южном Дагестане на притоках Самура уже работают несколько станций как раз по этой контейнерной технологии.

- Освоение бассейна реки Самур может быть достаточно интересным с точки зрения международных проектов, учитывая приграничное расположение с республикой Азербайджан. Проявляет ли Азербайджан интерес к этой теме?

- Да, безусловно, азербайджанская сторона проявляет значительный интерес к планам освоения потенциала реки Самур прежде всего потому, что Самур является одним из крупнейших источников питьевой воды для значительной части Азербайджана. А строительство крупных гидроузлов на реке позволяет аккумулировать значительные объемы воды в период паводка и, соответственно, увеличивать объемы ее полезного использования как дагестанскими, так и азербайджанскими потребителями.

- Насколько освоен потенциал возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в Дагестане? И что нужно сделать, чтобы он был освоен в большей степени?

- Если говорить о водных ресурсах, то, согласно официальной статистике, гидроэнергетический потенциал освоен только на 15-20%. Но, помимо гидроэнергетики, есть еще солнечная и ветровая энергетика. К примеру, в вопросах потенциала солнечной энергии Дагестан мог бы показывать очень высокие результаты, так как по уровню инсоляции является лидером в стране. В республике есть компании, которые принимали участие в федеральных конкурсах, где разыгрывались "зеленые" тарифы. В Каспийске довольно успешно работает Каспийская солнечная электростанция - первая российская СЭС. На уровне небольших муниципалитетов и сел работа солнечных станций может значительно снизить нагрузки в сетях. В европейских странах этот опыт используется давно. К примеру, если вы устанавливаете у себя солнечные панели, государство частично субсидирует установку такого оборудования. Технологии отопления и горячего водоснабжения, основанные на солнечной энергии, были использованы при строительстве "зеленого" дома в Каспийске. Этот дом был построен по программе переселения из ветхого жилья, и финансировал его федеральный фонд ЖКХ.

- Сегодня очень много говорится об энергосбережении, эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов. Заглядывая вперед, скажем, на лет на 5-10, что-то изменится в этом направлении? И насколько?

- Технологии использования ВИЭ, о которых мы говорили, как раз очень хорошо влияют на энергосбережение. К примеру, в Дагестане порядка 30% электроэнергии от годового объема потребления идет на горячее водоснабжение в горных районах и на отопление в зимний период. Солнечной энергией можно практически на 100% закрыть вопрос горячего водоснабжения, а это значит, уменьшить потребление электроэнергии. Внедрить все это более чем реально, главное - создать благоприятную среду.