Тестирование

мышонок

В этой теме предлагаю постить различные тесты, применяющиеся для щенков и взрослых собак.

Пожалуй, один из самых известных тестов - тест Кэмпбелла.

К щенкам в возрасте от 6 до 8 недель (не позднее) можно применить тест Уильяма Кэмпбелла. Эта система отрабатывалась в течение 8 лет на более чем 10 тысячах собак.


Тестирование проводится в незнакомом месте, где ничего бы не отвлекало внимание щенка. Щенка нельзя подбадривать или ласкать. С ним нельзя разговаривать.
Тест состоит из пяти пунктов:

1. Социальное притяжение Поставьте щенка на пол, отойдите на несколько шагов в направлении, противоположном тому, откуда вы пришли. Присядьте или встаньте на колени и похлопайте в ладоши, привлекая его внимание. При этом возможны следующие типы поведения:

А - щенок подбегает сразу, прыгает на тестирующего, играет, лижет и покусывает руки, хвост поднят вверх ;
В - щенок подбегает сразу и начинает царапать тестирующего лапами, хвост поднят вверх
С - щенок подбегает свободно, но хвост опущен;
Д - щенок подбегает, но не сразу, а после некоторого колебания и смущения, вид у него растерянный;
Е - щенок не подбегает совсем.


--------------------------------------------------------------------------------


2. Способность следовать за человеком Встаньте рядом с щенком, затем нормальным шагом начните удаляться от него. При этом возможны следующие типы поведения:

А - щенок бежит за тестирующим сразу, весел, старается ухватить за ноги, хвост поднят вверх;
В - щенок бежит за тестирующим сразу, следует рядом или путается под ногами, хвост задран;
С - щенок бежит за тестирующим сразу, но не смело, несколько робко и немного отставая, хвост опущен;
Д - щенок очень робко идет за тестирующим, растерян и смущен, хвост опущен;
Е - щенок не идет за тестирующим или уходит (полный отказ следовать).


--------------------------------------------------------------------------------


3. Реакция на принуждение Тестирующий осторожно переворачивает щенка животом вверх и удерживает его в таком положении около 30с.,держа в области груди. Реакция на принуждение показывает, в какой степени щенок переносит физическое и психологическое превосходство, то есть его подчиняемость. При этом возможны следующие типы поведения:

А - сразу и активно протестует, борется с рукой, выворачивается и кусает;
В - сразу и активно протестует, выскальзывает из-под руки тестирующего;
С - вначале протестует, потом успокаивается;
Д - не протестует совсем, лижет руки;
Е - лежит неподвижно, очень напуган.


--------------------------------------------------------------------------------


4. Социальное превосходство Щенок стоит или лежит. Тестирующий гладит щенка вдоль спины. Тест рассчитан на определение способности щенка принимать или отвергать социальное превосходство - в данном случае человека. Если щенок сам склонен в превосходству - доминированию, то он будет прыгать, кусаться и рычать. Если щенок независим, то попытается отойти в сторону, а если труслив - то в панике, напрягшись, прижмётся к полу вплоть до крика и поспешного бегства. При этом возможны следующие типы поведении:

А - щенок сразу выказывает радость, подскакивает, прыгает на тестирующего, бьёт его лапами, лижет ему руки;
В - подскакивает, бьёт тестирующего лапами, лижет руки;
C - поворачивается к тестирующему и лижет руки;
D - ложится перед тестирующим на спину и лижет руки;
E - далеко отбегает и больше не подходит.


--------------------------------------------------------------------------------

5. Доминирование при взятии щенка на руки. Тестирующий приподнимает щенка над полом и держит так примерно 30 сек., поддерживая его обеими руками под животик и грудь. Не имея опоры, щенок почувствует себя в полной власти тестирующего. При этом возможны следующие типы поведения:

А - щенок яростно протестует, вырывается из рук тестирующего, кусается и рычит;
В - щенок активно протестует, но не кусается;
С - щенок начинает протестовать, успокаивается и лижет тестирующему руки;
D - щенок не протестует, спокойно висит или лижет тестирующему руки;
Е - щенок перепуган, напряжён.


--------------------------------------------------------------------------------


РЕЗУЛЬТАТЫ

Методика определения характера щенка заключается в подсчёте всех А, В ,С , D и E.

1. При результате 2 А и более вместе с несколькими В: считается, что такой щенок будет стараться главенствовать и всех подчинять себе. Он может быть потенциально агрессивен и склонен кусать, если встретит резкое обращение со стороны человека или своих сородичей. Такую собаку не рекомендуется брать в семью где есть маленькие дети или старики. Для воспитания собаки, обладающей таким характером, необходимо терпение и последовательный подход при дрессировке. Атмосфера в семье должна быть спокойной. Воспитывать подобных собак следует спокойно, без физических наказаний.

2. При результате 3 В и более: считается, что такая собака имеет склонность к спокойному, уверенному превосходству и лидерству. Она будет иметь способность к дрессировке, выступлению на выставках. При верной выбранной стратегии воспитания такая собака станет преданным и послушным другом. С ней удобно и приятно находиться в любой обстановке - как в толпе так и дома на диване.

3. При Результате 3 С и более: считается, что такая собака будет прекрасно адаптироваться к любым условиям. Она послушна и прекрасно подходит для семьи где есть дети и старики. Однако могут возникнуть проблемы с отработкой у собаки элементов самостоятельности. Такая собака требует поощрения.

4. При результате 2 D и более, особенно с 1 или несколькими Е: считается, что такая собака подвержена влиянию обстоятельств и склонна к подчинению, для уверенности ей необходим тесный, постоянный контакт с человеком, она нуждается в поощрениях; тактика воспитания должна быть основана на постоянном внимании к ней, любви и чуткости. Такая собака, как правило, спокойна в семье, где воспитываются дети, но может кусать, если с ней плохо обращаются, в этом выражается её форма пассивной защиты.

5. При результате 2 D и более в сочетании с Е в разделе «социальное превосходство»: у собаки могут возникнуть трудности в процессе социализации, необходимо применение специальных методов дрессировки. Если при тестировании такой щенок получит ещё оценку А или В, то он может иметь склонность нападать из страха особенно при наказании. Если при тестировании щенок получил ещё и несколько С или 1 D, то такой щенок наверняка будет теряться в стрессовых ситуациях, с детьми будет неуравновешен. Поведение его непредсказуемо. Требует постоянного контроля. Для выставочной карьеры непригоден.

6. При результате 2 Е и более: собака будет трудно поддаваться дрессировке. Воспитательные меры практически не будут оказывать никакого воздействия. Может кусать из страха или в стрессовой ситуации. Подобную собаку нельзя брать в семью, где есть дети. Требует опытного подхода в дрессуре. Для выставочной карьеры непригоден.

7. При сочетании противоположных качеств А и Е: с возрастом будет обладать непредсказуемым характером. Поведение собаки будет зависеть от слишком многих факторов. Некоторая стабильность поведения будет наблюдаться только в привычных для неё условиях.

--------------------------------------------------------------------------------

Для уточнения результата следует повторить тестирование выбранного щенка в других условиях и только тогда сделать окончательный вывод.

А - очень доминирующий тип
В - доминирующий тип
С - подчиняющийся тип
D - очень подчиняющийся тип
Е - практически не воспитуемый тип.

Комментарии приветствуются 😊

мышонок

ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАHИЯ
ТЕМПЕРАМЕHТА ЩЕHКА ИЛИ
HЕОБУЧЕHHОЙ МОЛОДОЙ
СОБАКИ

Валерий Варлаков

Предлагаемая здесь программа тести-
рования ориентирована на оценку
врожденных качеств темперамента щен-
ка или необученной молодой собаки и
ее пригодности к служебному исполь-
зованию.

1.ТЕСТ HА ПРОВЕРКУ ПОТРЕБHОСТИ
В САМОСОХРАHЕHИИ

Потребность в самосохранении у собак
проявляется по-разному. Проверяется
отношение собаки к необычным пуга-
ющим предметам или ситуациям (свя-
занным или не связанным с человеком).
Такая проверка должна проводиться спе-
циалистами в зависимости от возраста
собаки в таком щадящем режиме, ко-
торый, с одной стороны, позволил бы
выявить индивидуальные особенности
собаки, а с другой - не ухудшил бы ее
рабочие качества. В процессе проведе-
ния этого места могут наблюдаться весь-
ма разнообразные нормы реакций на
различные типы "пугалок". Hапример,
собака может совершенно не бояться
различных по силе громких звуков и
проявлять страх или явно избегать
внезапно появляющихся объемных и
развевающихся предметов.

Предпочтительными реакциями на
пугающие воздействия со стороны враж-
дебно настроенного человека для собак
служебных и спортивных пород явля-
ются уверенная агрессия (кусает), де-
монстрация агрессии, спокойное отно-
шение, исследовательская активность.
Собака не должна проявлять страха.

Я предлагаю лишь несколько из ис-
пользуемых мною тестовых ситуаций.
Одни из "пугалок" управляются на рас-
стоянии и напрямую не связаны с че-
ловеком, а другие производятся чело-
веком:

- взлетающие и падающие объем-
ные и развевающиеся предметы;

- падающие, катящиеся, гремящие
предметы;

- реакция на звуки громкие, свис-
тящие, пищащие и т.п.;

- посторонний человек открывает
зонт-автомат;

- посторонний взмахивает плащом
или пальто перед мордой собаки;

- посторонний человек производит
пугающие действия гремящим объемным
предметом (канистра, коробка и т.п.);

- посторонний человек рядом с со-
бакой бросает какой-нибудь предмет;

- посторонний над головой собаки
производит с помощью какого-либо
предмета резкие звуки (детская погре-
мушка, банка из под пива, наполнен-
ная гайками и т.п.);

- посторонний человек во время игры
с молодой собакой (щенком) в "перетяж-
ки" производит имитацию болевых воз-
действий свободной частью игрушки (на-
пример, концом тряпки). Важно отме-
тить, что эта игра должна быть достаточ-
но бурной, а сила "болевых" воздейст-
вий нарастать постепенно.

Собаки, с успехом выдерживающие
эту группу тестов, легко адаптируются
к новым ситуациям и у них реже бы-
вают сбои в работе, особенно когда про-
изводится перенос навыков из учебных
ситуаций в другие, более сложные, при-
ближенные к реальной работе.

2. ТЕСТ HА ПРОВЕРКУ
СКЛОHHОСТИ К АФФЕКТАМ

- на фоне пищевого поведения.

а). Из двух мисок, расположенных
на некотором удалении друг от друга,
собаку подводят и кормят по очереди
из каждой. Миски должны различаться
по форме, цвету и очередности распо-
ложения на пути следования собаки.
После нескольких контрольных подхо-
дов к мискам при подходе к одной из
них (N 1) вдруг начинает звучать гром-
кий свисток (детская пищалка, трещот-
ка и т.п.). Громкость и характер звукового
сигнала подбираются таким образом,
чтобы он вызывал достаточно выражен-
ную ориентировочную реакцию. Источ-
ник сигнала должен располагаться в сто-
роне от места кормления.

После нескольких повторений это-
го упражнения миски меняют местами
и несколько раз подпускают собаку без
применения пугающих воздействий,
при этом выясняют, образовалась ли
негативная связь с конкретной миской,
а также изучают поведение собаки в це-
лом. Hас должны интересовать харак-
тер изменения поведения собаки при
подходе к разным мискам после того,
как начали производить воздействие, а
также наличие у собаки боязни конкрет-
ной миски независимо от ее располо-
жения.

б). Схема испытания напоминает
предыдущую, но на небольшом удале-
нии друг от друга располагают две оди-
наковые миски, а рядом с ними долж-
ны находиться какие-либо достаточно
большие предметы, резко отличающи-
еся друг от друга по цвету и форме и
прежде незнакомые собаке. Оценивают-
ся наличие или отсутствие образования
нежелательных связей с предметами или
местом расположения мисок.

- на фоне игрового поведения.

В целом схема испытания идентична
ранее описанной, но проводится на
фоне дискретной игры с двумя разны-
ми или одинаковыми по внешнему
виду игрушками.

Испытания повторяют через 30
мин., сначала без применения, а затем
с применением "пугалок". Оценивают-
ся наличие или отсутствие образовав-
шихся аффектных связей после 30-ми-
нужого перерыва, а также ослабление
(т.е. наличие адаптации) или усиление
реакций на пугающие воздействия.

З.ТЕСТ HА ПРОВЕРКУ СКЛОHHОСТИ
К БОРЬБЕ

Можно оценить по характеру и интен-
сивности борьбы с воображаемым про-
тивником в процессе игры с щенком:

- во время игры человека с щенком
в "перетяжки" (палка, жгутик, тряпка).
В процессе игры щенку оказывается на-
растающее, строго дозированное сопро-
тивление;

- с помощью "убегающего" меш-
ка, который после хватки за него ока-
зывает "сопротивление".

Щенки (молодые собаки), склонные
к борьбе, при нарастании сопротивле-
ния резко активизируется, их глаза на-
чинают блестеть от азарта и бурной ра-
дости - "Hаконец-то! Вот он, тот про-
тивник, которого я так долго ждал", -
читаем мы в них. Собаки, не склонные
к борьбе, сразу после ее усиления как
бы "скисают". Их интерес к игре резко
падает и возобновляется лишь тогда,
когда она снова приобретает характер
"игры в поддавки".

4. ТЕСТ HА ПРОВЕРКУ ПОВЕДЕHИЯ
СОБАКИ ПРИ ЗАЩИТЕ ХОЗЯИHА

Hе все собаки защищают своих владель-
цев. Одна из причин такого странного,
на мой взгляд, поведения - отсутствие
у некоторых из них склонности к такой
работе. Эти собаки не защищают своего
хозяина не потому, что боятся "зло-
умышленника", а потому, что "не по-
нимают" смысла поставленной задачи.
Для них, по-видимому, не существует
такой проблемы как защита хозяина.

Подчас после нападения на хозяи-
на "злоумышленника" пес предлагает
поиграть с палочкой или же лает "в
никуда", а иногда даже кусает своего
хозяина. Однако те же самые собаки
достаточно неплохо защищают самих
себя или охраняют собственную терри-
торию и пищу.

Такое, казалось бы неадекватное
поведение, встречается у представите-
лей практически всех пород собак
(наиболее часто у некоторых охотни-
чьих). По-видимому, его появление
связано с ослаблением в результате дли-
тельной селекции человеком врожден-
ной черты характера - склонности по-
могать хозяину в ситуации конфликта
с посторонним человеком.

Проверка поведения собаки при за-
щите хозяина

Тестирование проводится следую-
щим образом.

Молодую половозрелую собаку (но
не моложе 7-8 мес) спускают с поводка,
после чего помощник судьи произво-
дит нападение на ее хозяина (никаких
угрожающих действий по отношению
к собаке помощник не производит).

Оценивается поведение собаки сразу
после нападения. Предпочтительными
типами поведения для собак служеб-
ных и спортивных пород являются уве-
ренная агрессия (кусает), демонстрация
агрессии (активно нападает, облаивает,
но не кусает). Собака не должна про-
являть страха.

5. ТЕСТ HА ПРОВЕРКУ СПОСОБHОСТИ
К ОХРАHЕ ТЕРРИТОРИИ

Тестирование проводится следующим
образом: посторонний человек в защит-
ной одежде заходит в помещение или
на огороженный участок, где прожи-
вает собака. [Проверка может также
проводиться на любой другой терри-
тории (в помещении), с которой соба-
ка освоилась (не менее 30-60 мин)].
Оцениваются длительность и интен-
сивность облаивания, а также уверен-
ное поведение щенка.

6. ТЕСТ HА ОТHОШЕHИЕ
К ПОСТОРОHHИМ

Для многих представителей декоратив-
ных, охотничьих и спортивных пород
собак характерно нейтральное или
доброжелательное отношение к посто-
ронним людям. У большинства же слу-
жебных и особенно караульных собак
ярко выражено недоверие к незнаком-
цам. Условия воспитания щенка зна-
чительно усиливают или ослабляют эту
черту характера. Проверка отношения
собаки к доброжелательно настроенно-
му постороннему человеку или не-
скольким людям позволяет оценить
степень недоверия, а также уверенность
собаки в себе.

Тестирование проводится для
молодой собаки, но не моложе 7-8 мес,
к доброжелательно настроенному по-
стороннему человеку. По указанию про-
веряющего владелец привязывает
поводок собаки к какому-либо крепле-
нию и отходит от нее на расстояние
около 5 м.

Помощник эксперта приближается
к собаке и пытается ее погладить (рука
защищена). Собаки пород, используе-
мых для караульной службы, должны
демонстрировать выраженное недоверие
и уверенность в себе. Желательными ти-
пами реакции также являются спокой-
ное, уверенное, доброжелательное без
заискивания поведение и исследователь-
ское поведение.


7. ТЕСТ HА ПРОВЕРКУ КОМПЛЕКСА
ПРЕСЛЕДОВАHИЯ

Компонент охотничье-поискового по-
ведения - преследование добычи у мно-
гих служебных, спортивных и охотни-
чьих пород собак был трансформиро-
ван и усилен человеком в процессе
многовековой селекции. Собаки с вы-
раженным комплексом преследования
с удовольствием преследуют любой
объект или устройство, которое, как им
кажется, от них убегает. Такими объек-
тами могут быть бегуны, велосипедис-
ты, лыжники, автомобили, кошки, ме-
ханический заяц и т.п. Дрессировщи-
ки активно используют эту потребность
молодой собаки при подготовке ее по
защитной службе и в следовой работе.

У молодняка в возрасте от 2 до 12
мес тенденцию к преследованию можно
оценивать с использованием модель-
ных объектов, имитирующих процесс
убегания добычи.

Модели

1. Hабитый мешок (по виду напо-
минающий боксерский) на веревке
"убегает" от собаки. Когда он удалится
на определенное расстояние (в зависи-
мости от возраста от 2 до 10 м) собаку
пускают на его преследование. Оцени-
вается активность преследования и
хватки.

2. Схема испытаний напоминает
предыдущий тест, только мешок рас-
полагают сразу на 2 веревках и он сна-
чала "убегает" от собаки, а затем на-
падает на нее" (имитация лобовой ата-
ки). Оценивается активность до изме-
нения направления движения предме-
та и после, а также хватка. Этот тест
позволяет оценить не только выражен-
ность комплекса преследования, но и
характер проявления потребности в
самосохранении.


8.ТЕСТ HА ПРОВЕРКУ ПОДЧИHЕHИЯ
ВЛАДЕЛЬЦУ

Щенков (или молодых собак), прояв-
ляющих ярко выраженное неподчине-
ние (или агрессию) по отношению к вла-
дельцам (заводчикам) во время тести-
рования, желательно использовать для
несения караульной службы или для ра-
боты опытных собаководов. Я не реко-
мендую брать таких собак в семью, где
есть маленькие дети, а будущие владель-
цы - новички в собачьем мире. В то же
время собак излишне "покорных", под-
чинительного склада характера вы мо-
жете приобретать лишь в том случае,
если вопрос об их служебном исполь-
зовании вами не рассматривается.

Любопытным является тот факт, что
собаки, склонные к доминированию по
отношению к владельцам, могут быть
подчинительными по отношению к
собакам (например, многие из англий-
ских коккер-спаниелей). А может быть,
и наоборот. Хорошим тому примером
является порода американский стаф-
фордширский терьер, большинство из
представителей которой подчиняются
человеку, но активно пытаются доми-
нировать над соплеменниками.

Оценка производится на основании
нескольких манипуляций владельца
(заводчика), моделирующих ту или
иную бытовую ситуацию.

Манипуляции с собакой, напоми-
нающие прием у врача: положить на бок
и плотно прижать к земле в области
плеча; открыть рот; поднять за задние
ноги; поднять за передние ноги и т.п.

9. ТЕСТ HА ПРОВЕРКУ
HЕЗАВИСИМОСТИ

Психоэмоциональный контакт собаки
с хозяином зависит прежде всего от ее
склонности к независимости. У собак
эта черта характера определяется по на-
личию у них стремления следовать за
человеком, а также согласовывать с ним
свои действия и намерения:

- активность при поиске спрятав-
шегося хозяина;

- дистанция, на которую собака
обычно удаляется от хозяина во время
прогулки;

- характер следования собаки (со-
бака на поводке длиной около 5 м) за
перемещающимся по ломаной траекто-
рии хозяином (для маленького щенка
в возрасте от 30-60 дней - любой чело-
век, при условии, что собака находит-
ся в незнакомом для нее помещении и
отделена от соплеменников).

10. ТЕСТ HА ОПРЕДЕЛЕHИЕ
ВОЗБУДИМОСТИ

Возбудимость характеризуется суммар-
ной двигательной активностью живот-
ного, Высоко возбудимые животные
сложнее дрессируются для всех видов
служб, где требуются спокойствие и
выдержка (например, для подготовки
собак-проводников слепых).

Специалист, хорошо знающий по-
роду, может оценить возбудимость
щенков путем наблюдения на уровне
качественных характеристик: низкая,
средняя, высокая. Однако для объек-
тивности оценки уровня возбудимос-
ти можно использовать шагомер, за-
крепленный на шлейке в области пле-
ча собаки.

11.ТЕСТ HА ПРОВЕРКУ ПСИХИЧЕСКОЙ
УСТОЙЧИВОСТИ

Психическая устойчивость характери-
зуется способностью собаки переносить
те или иные нервно-психические на-
грузки.

В процессе тестирования и после его
окончания по внешним признакам экс-
перт оценивает психическую усталость
собаки.

Поведение собак, обладающих вы-
сокой и средней психической устойчи-
востью, характеризуется хорошей вос-
станавливаемостью и от предъявляемых
тестов меняется незначительно. У со-
бак, психически устойчивых, в процес-
се испытаний практически не наблю-
даются смещенные формы активности
и другие неадекватные виды поведения.

Агрессивность

Hа мой взгляд, агрессия не являет-
ся самостоятельным поведением, а лишь
сопровождает те или иные виды внут-
ренних или внешних конфликтов (кон-
куренция из-за пищи, территории,
полового партнера, за лидерство в груп-
пе, при самообороне и т.п.), являясь
средством их разрешения. Она по своей
природе не активна. В обычных усло-
виях жизни у молодого животного, как
только конфликт исчерпан, агрессия
прекращается и не возникает в ситуа-
циях вне конфликта. Однако так как
агрессия является одним из инструмен-
тов адаптации к окружающей среде,
часть собак потенциально более агрес-
сивны (т.е. предпочитают возникающие
проблемы решать посредством агрессии),
а другие менее. Следует отличать вы-
ученную агрессию от истинной.

Истинная агрессия сопровождается
отрицательными эмоциями собаки.
Провоцируя собаку на те или иные
конфликты, можно наблюдать некото-
рые виды истинной агрессии, различаю-
щиеся по характеру проявления. У боль-
шинства собак агрессия к человеку при
конфликте за пищевой ресурс (охрана
пищи) носит более, а защита хозяина -
менее яркий и устойчивый характер.
Однако бывает и наоборот. Очень вы-
сокой устойчивостью обычно характе-
ризуется родительская агрессия (связан-
ная с защитой потомства), а также аг-
рессия, связанная с самообороной.

Выученная агрессия формируется на
базе истинной, и как правило, сопро-
вождается положительным эмоциональ-
ным состоянием собаки. Ярким приме-
ром, иллюстрирующим этот вид агрес-
сии, может служить демонстрация ра-
боты правильно подготовленной соба-
ки по задержанию "злоумышленника".

В ситуации внутреннего конфликта
можно наблюдать переадресованную, или
смещенную, агрессию. Это такой вид аг-
рессии, когда собака кусает не обид-
чика, а его "заменитель", например,
хозяина или какой-либо предмет. Осо-
бенно характерно проявление этого типа
агрессии у возбудимых собак.

При подготовке собак по защитной
службе на базе реальной агрессии обыч-
но оценивают выраженность и разли-
чия в характере поведения собаки в
ситуации различных видов конфлик-
тов: за пищевой ресурс, нападение на
хозяина, через самооборону и т.п.

В международной практике уже
имеется определенный опыт оценки и
отбора племенного поголовья по поведе-
нию. Эти методики базируются на эм-
пирическом опыте собаководов и в ос-
новном ориентированы на молодых
или взрослых собак, так или иначе уже -
отдрессированных. К сожалению, эти
тесты отражают не столько генетически
обусловленные и независимо наследуе-
мые свойства темперамента животных,
сколько сложные комбинации этих -
свойств и еще в большей степени ис-
кусство дрессировки и упорство вла-
дельцев собак.

Показательным примером подобного
рода тестов, используемых при селек-
ции большинства служебных пород,
является "лобовая атака" - основное:
испытание на стойкость (смелость).
Специалистам хорошо известно, что -
многие собаки, показавшие высокие
результаты в рамках этого теста, ока-
зывались совершенно нестойкими, а -
подчас просто беспомощными в ситуа-
циях вне этой проверки.

Hа мой взгляд, это связано с тем,
что тест "лобовая атака", в основном,
отражает степень подготовленности со-
баки в условиях весьма искусственных,
Он проверяет не истинную (врожден-
ную) стойкость собаки и ее защитные
качества, а прочность (качество) ее на-
выка по кусанию стандартного рукава,
сформированного в процессе длитель-
ной (иногда начиная с маленького щен-
ка) подготовки собаки.

Описанные в данной статье подходы
к классификации собак по независимым
характеристикам поведения могут быть
использованы в практической работе
дрессировщиков и селекционеров.
(c)http://www.fireenergy.ru

мышонок

НОЧНЫЕ ИСПЫТАНИЯ (тропа страха)

ОФИЦИАЛЬНО: ночные испытания собак по программе специального тестирования поведения собак в усложненных условиях. Они построены на использовании акустическо-оптических раздражителей повышенной сложности и должны показать:обладает ли собака достаточно мобильной нервной системой и способна ли она сохранять самообладание и не теряться в нестандартной ситуации. Заканчиваются испытания неожиданным появлением перед собакой манекена человека и внезапным появлением "злоумышленника".



А теперь, скромно и со вкусом, НЕОФИЦИАЛЬНО. Расскрываю все секреты.



Представьте себя с Вашим питомцем в темном-темном лесу. Темнота, хоть глаз выколи. Тишина... Аж жуть!Да еще и холодок лезет под куртку.



Надо идти вперед, в никуда по дорожке в 1,5 м шириной между плотно стоящими деревьями и кустарником. Вперед и только вперед на 150м.



Ладно. Мы готовы.







Собака рядом на коротком поводке. Она поглядывает на меня вопросительно:"Интересно какого... нас сюда занесло?"Но я и сама не знаю, что нас ждет впереди. Из-за этого немного нервничаю, но выгляжу бодрячком. Долго "раскидывать мозгами" нам не позволяют. Старт дан. Мы вступили на тропу.,.



Пока все тихо. Вообщем нормально. Вдруг тишину разрывает пронзительное звяканье и бренчанье. Мы останавливаемся. Прями перед мордой собаки(слава богу не перед моей)слева направо переплывает что-то блестящее и жутко шумящее. Я вздрагиваю. Это же металлические пустые банки привязанные к движущейся веревке-понимаю я.Собака поднимает на меня глаза:"Этого надо бояться?"Не боится. Супер. 10 баллов уже наши.



Можно идти дальше... Впереди что-то темное. Подходим ближе."Это просто туннель",-рассуждаю я.Надо пролезть. Пойдет ли в него собака? Лезем вместе."Зачем лезть в эту дыру?Если хорошо подумать, можно ведь и обойти. Ну надо так надо",-думает собака. 10 баллов наши!



Впереди темноту и тишину разбавляет что-то мелькающее, блестящее и противно шуршащее. Это "мост" из фольги. Слева фольга, справа фольга, внизу тоже фольга. Все это скрипит, шуршит и блестит."А...вот где наконец-то я могу оправиться!"-думает собака и писает на уголок стояка. Секундная задержка и мы успешно переходим "мост".Куча спокойствия. 10 баллов наши.



Свет остался позади... Оглушающий грохот чуть не снес меня с дорожки. Инстинктивно захотелось отступить. А это проигрыш. Бросаю взгляд на собаку. Заметила ли она мою секундную слабость?Ведь внезапно падающие из темноты перед нами грохочущие бочки-это не шуточки. о мой мальчик тянет вперед, явно хочет познакомиться с новым препядствием:"А ну нюхнем эту громадину!"Вперед и только вперед. Следующие 10 баллов.



"что шаг грядущий нам готовит...",-навязчиво стучит у меня в голове в такт шагам."А-а-а",-раздается крик. Да это же я кричу, проносится в голове. Откуда-то сбоку и сверху, прямо перед намти оказывается "висельник",т.е."труп",т.е. все ,что осталось от человека. УФ!Манекен. Но он все же болтается перед нами. Неожиданная шутка!"Ты испугалась?"-смотрит на меня собака."Не бойся, я с тобой!Я даже пойду один вперед и развенчаю твой страх. Я вроде не хочу писать, но для того, чтобы моей хозяйке стало спокойнее, я помечу эту гадость!"Смелый, смелый и заботливый мой друг-глажу я собаку. 10 баллов.



"Ну,достаточно. Надо брать инициативу в свои лапы. Сдадут, случаем у хозяйки нервы и мы проиграем",-отряхнулся пес. Вперед... А мне как-то уже и не хочется идти. В коленках слабость, по макушке бегают мурашки. Заставляю себя передвигать ногами. Стыдно перед собакой. Ничего страшного, ничего страшного, ничего...



Привет!Перед нами вдруг возникает самое настоящее привидение. Огромное, все белое и светящееся. Завывая, размахивая руками и шурша простынями, оно приближалось к нам."А это ,что за чудик?"-подумал пес."Лаять или не лаять?Надо гавкнуть на него пару разиков для спокойствия хозяйки, а то совсем распоясался",-решает пес."Скажите пожалуйста, как пройти в библиотеку?"-спросило привидение, подойдя ближе."Ну вот как лихо я его успокоил!"-загордился мой пес. Привидение также быстро исчезло как и появилось. Опять темнота.



Вдруг в лесу стало очень оживленно. То и дело на дорожке из темноты стали возникать люди с фонариками. И каждый, считал своим долгом обратиться к нам с неуместным в это время суток вопросом, типа-Где ближайшая химчистка."Вот это номер!"-подумала собака."ДАже лаять на них не хочется, ведь заблудились по-глупости. Полное спокойствие с нашей стороны. Баллы прибавляются. Идем дальше. Баллы прибавляются.



Вдруг навстречу грянула музыка, шум, гам. Веселая кампания с гиканьеми улюлюканьем, размахивая руками и размахивая фонариками, приближалась к нам. Стало как-то неуютно.



"Спокойно. Оценим ситуацию. Не будем полагаться на хозяйку. Она и так в непонятках",-размышлял пес."Думаем быстро:1/Толпа агрессивная?Нет, скорее бесшабашная. 2/Толпа пристает к нам?Нет, они заняты сами собой. 3/Угроза есть?Нет. Так пусть плывут своей дорогой. Лаять не буду, но и расслабляться не следует. Провожу их напряженным взглядом для острастки"-,приблизительно так думал мой любимый пес.



"Так, идем идем, а где же изюминка?"Это думаю явно не я.Напоминаю-Я-это хозяйка собаки, которая ведет меня на поводке."А вот и большая изюмина!Спецодежда что надо!Экипировочка класс!Да еще и вооружен, ексиль-моксиль!Интересно, есть ли у него разрешение на ношение холодного оружия типа дубинки?Это уже не шуточки!Ну давай давай подходи!"-пес дернулся вперед и залился лаем. В его голове стучала мысль:"Жаль, что я на поводке. Скажи спасибо хозяйке, а не то я показал бы тебе как детей не бывает. В соответствии со своим ростом, тяпнул бы не за рукав..."



ФИНАЛ. Первое место присуждается по максимально набранному количеству баллов английскому кокер-спаниелю...



Заключение."Приятно слышать свою кличкуи гордо выходить за наградой. Спасибо конечно, но ,по правде сказать, мне это не стоило особых трудов. Хотя у некоторых не без проблем. Не понятно:почему у куста подрагивает ротвейлер и из лесу доносятся голоса, зовущие овчарку Рокки".
http://dog.breeder.ru/index.php3?&mode=7&id=191453

мышонок

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ТЕСТИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ СОБАК ДЛЯ ДОПУСКА В ПЛЕМЕННОЕ РАЗВЕДЕНИЕ

Принято Племенной комиссией РКФ 17.06.99г. и утверждено Президиумом РКФ 23.06.99г.

ЦЕЛИ ТЕСТИРОВАНИЯ. - Отобрать для племенной работы полноценных по поведенческим реакциям собак, соответствующих требованиям стандарта; выявить и не допустить к племенному использованию собак, имеющих явные отклонения в психике и поведении (трусливость и чрезмерная агрессивность).

Данный тест разработан для оценки природных поведенческих реакций собаки.

Успешное прохождение теста обеспечивает собаке допуск к племенному использованию.

Тестирование проводится комиссией опытных специалистов по породе, в состав которой входят эксперт или инструктор по рабочим качествам и эксперт РКФ по данной породе.

Комиссия, уполномоченная оценивать собак по данному тесту, должна собираться не реже одного раза в квартал, чтобы каждый желающий мог пройти с собакой тестирование в удобное для него время.

К прохождению данного теста допускаются собаки, достигшие возраста 12 мес., и имеющие клеймо.

Владелец собаки обязан предъявить комиссии оригинал родословной.

ОЦЕНКИ: положительные ( Т1 и Т2) и отрицательная (-)

1. ОСМОТР

Эксперт сверяет номер клейма на собаке с номером клейма, указанным в родословной. Затем проводится осмотр собаки. Обязательным требованием является проверка прикуса и зубной формулы, а также наличия семенников у кобелей. Мануальный осмотр проводит один эксперт.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ:

выраженное робкое поведение (-)

кратковременное агрессивное, робкое или выраженное ориентировочное поведение, легко корректируемое владельцем (Т 2)

безразличное отношение или кратковременное ориентировочное поведение (Т 1)

выраженное агрессивное поведение (-)

2. ПРОВЕРКА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ

Владелец с собакой на свободном (провисшем) поводке длиной 1-1,5 метра проходит через группу людей (не менее 5 человек). Поведение людей должно быть естественным, без агрессии и страха. Они должны двигаться в разных направлениях, могут жестикулировать руками, громко разговаривать, смеяться, наклоняться, приседать, открывать (вверх) и закрывать зонт, нести и ронять сумку с железными банками. При этом они не обращают внимания на тестируемую собаку и не делают попыток её испугать. Владельцу разрешается общаться с собакой и корректировать ее поведение.

Количество проходов через группу людей должно быть достаточным для того, чтобы точно оценить характер поведения собаки (минимально 3 раза).

Затем эксперт подходит к владельцу с собакой, пожимает ему руку, разговаривает с ним некоторое время.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ:

трудногасимое робкое поведение (-)

робкое, агрессивное, выраженное ориентировочное поведение, легко корректируемое владельцем (Т2)

спокойное, доброжелательное или безразличное отношение (Т 1)

трудногасимое агрессивное поведение (-)

3. ЗВУКОВОЙ ТЕСТ (ВЫСТРЕЛ)

Собака во время теста да свободном поводке. По сигналу эксперта с расстояния 20-25 метров от собаки двухкратно производится выстрел из стартового пистолета, проверяется группа собак одновременно, но не более 5 собак.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ:

выраженное робкое или длительное (более 30 секунд) ориентировочное поведение (-) кратковременная (не более 30 секунд) ориентировочная реакция (Т2) безразличное отношение (Т 1) агрессивное поведение (-)

4. ПРОВЕРКА ИНСТИНКТА ЗАЩИТЫ ВЛАДЕЛЬЦА

(к этому тесту допускаются собаки, достигшие 24мес. и имеющие диплом по любому из курсов послушания) Этот раздел теста проходят собаки следующих пород: ротвейлер, доберман, ризеншнауцер, черный терьер

Владелец с собакой на свободном поводке (порядка 3 м) двигается, из-за укрытия, находящегося на расстоянии 10 метров, появляется фигурант и направляется к владельцу с собакой, привлекая внимание. Фигурант находится в скрытой защите и перед имитацией нападения на владельца угрожает ему криком и руками. После хватки фигурант должен остановиться. Отзыв собаки производится либо командой, либо механически. После съема фигуранта уводят в укрытие. Эксперт подходит к владельцу и поздравляет его пожатием руки, при этом собака не должна проявлять агрессии.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ :

(Примечание: длительность хватки не оценивается}

выраженное робкое поведение, собака резко убегает от фигуранта (-)

собака облаивает фигуранта или безразлична без попытки атаковать или доброжелательна (Т2)

собака смело атакует фигуранта и производит хватку (Т1)

собака проявляет после хватки агрессию к эксперту (-)

5. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СОБАКИ

1. Итоговая оценка для собак до 24 месяцев выводится по результатам первых трех тестов, а после 24 месяцев по результатам всех четырех тестов (для собак пород: ротвейлер, доберман, ризеншнауцер, черный терьер).

При преобладании оценок (Т1) собака считается успешно прошедшей тесты. Собаки, получившие оценку (Т1), наиболее точно соответствуют требованиям стандарта породы по природным поведенческим реакциям.

При преобладании оценок (Т2) собака считается прошедшей данный тест. Она имеет допустимое, хотя и не вполне соответствующее требованиям стандарта породы поведение. При племенном использовании такой собаки следует обратить внимание на правильный подбор пары, чтобы не закрепить в породе нежелательные поведенческие реакции.

При равном количестве оценок (Т1) и (Т2) по совокупности тестов выставляется оценка (Т2)

Итоговая оценка тестирования фиксируется в оценочном листе, копия которого, выдается владельцу собаки. Кроме того, владельцу выдается диплом специального образца или же результаты вносятся в квалификационную книжку.

Оценочные листы должны быть переданы для регистрации в РКФ.

Если собака сдала тесты с оценкой (Т1) до 24-х месяцев и после 24-х месяцев, то получает пожизненный допуск в разведение.

Если собака сдала тесты с оценкой (Т2), то она должна подтверждать оценку каждые два года.

2. При получении отрицательной оценки на любом из этапов данного теста собака снимается с испытаний и считается не прошедшей данный тест.

Эксперт делает отметку "тест не пройден" в оценочном листе собаки.

Собаки, получившие отрицательную оценку, могут быть допущены к повторному тестированию, но не ранее, чем через 3 месяца. Повторное тестирование проводится не более двух раз.

Собаки, трижды получившие оценку "тест не пройден", дисквалифицируются и считаются непригодными к племенному использованию, так как их поведение не соответствует требованиям стандарта породы. Данная отметка вписывается в родословную собаки и в отмечается в базе данных.

Диплом должен содержать следующую информацию:

порода, кличка, пол, дата рождения, номер родословной и клейма, окрас, владелец, оценка по всем четырем тестам, итоговая оценка, дата проведения тестирования, фамилия и имя эксперта и членов комиссии.

Данное положение может быть использовано для всех пород, кроме немецкой овчарки, имеющих по стандарту обязательные испытания по рабочим качествам. Для немецкой овчарки для допуска в племенное разведение обязателен керунг.

Данный тест (в части 1-3) обязательно проходят собаки пород:

1. Ам.стаф терьер

2. Бультерьер

3. Бульмастиф

4. Мастиф

5. Дог

6. Боксер

7. Фила бразилейро

8. Леонбергер

9. Аргентиский дог

10. Бувье

11. Эрдельтерьер

12. Мастино наполетано

13. Испанский мастиф

14. Ньюфаундленд

15. Сенбернар

16. Московская сторожевая

17. Кавказская овчарка

18. ЮРО

19.САО

20. Колли

21. Бельгийские овчарки

22. Бриар

23. Зенненхунды

24. Кувас

25. Командор

26. Кадебо

27. Канекорсо

28. Американский бульдог

29. Пресса канарио

30. Тосаину

31. Тибетский мастиф

32. Риджбек

Породы: ротвейлер, доберман, ризеншнауцер, черный терьер - проходят все 4 пункта Теста.