Волки-2

kiowa

50-я Североамериканская Конференция по проблемам управления живой природой протекала так, как и положено подобному сборищу - нудно, размеренно и монотонно. Дядечки в "мартышкиных костюмах" (так у демократичных американцев называется обычный пиджак с брюками и галстуком; и считается он, кстати, атрибутом гангстеров и госчиновников) становились к микрофону и тягучими голосами гнусаво изрекали истины.
"Стабилизация экологической системы", "общественный контроль за использованием природных ресурсов", "государственное управление национальными богатствами Штатов" и прочие замысловатые словосочетания привычно спивались в хорошо знакомый мотив "I love me" и "Good, bless us" ("Я люблю себя" и "Бог нас благослови"). Если американский чиновник не может найти никого, кого надо учить жить, он будет учить этому самого себя.
- Я привычно подремывал под бормотание боссов из различных департаментов, вконец убаюканный их радением за окружающую среду, как вдруг меня из этого состояния выбросил дикий истерический женский визг. Мне был хорошо знаком этот звук - как фронтовику знаком свист артиллерийского снаряда - именно так лет десять назад на митингах визжали остервеневшие тетки, да-да, именно те, которые до сих пор составляют основной эшелон любой политической партии.
Но это верещала не тетка.
В задних рядах стоял и голосил здоровенный мужичина, глаза его налились кровью, импозантная грива седых кудрей разметалась в воздухе.
- Убийцы, - визжал он, - управленцы! Вы все живое ставите под контроль с помощью смерти?
Человек, к которому эти слова обращались, был на вид тем образцом, который нам в больших количествах преподносит англосаксонский управленческий аппарат - румяный, лет шестидесяти здоровяк, в сером костюмчике и с непоколебимым здравым смыслом. С несказанным-таки удивлением я услышал, как голос его запнулся, понизился, он произнес нечто вроде: "бешеные дураки". А потом, как и его оппонент, потерял человеческий облик и зашипел.
Зал респектабельного "Иган-Центра" будто бы продернуло током. Визг и шип стали доноситься с разных его концов, а председатель бешено застучал ложечкой по графину.
- Внимание, - кричал он, стараясь переорать все нараставший бедлам. - Вы все, все - помните! Дискуссия по контролю за волками состоится вечером, не сейчас - вечером! Сохраните до вечера свои эмоции!
Тут только до меня дошло, что эти два слова - ВОЛЧИЙ КОНТРОЛЬ - и спровоцировали имевшую место сцену.
- И что - всегда у вас так на дискуссиях по волчьему контролю? - спросил я сидевшего рядом коллегу из Кенайского парка, флегматичного здоровяка Стива Бишема.
- Куда там, - мрачно сказал он. - В прошлом году на такой же Конференции в Оклахоме полиция драку разнимала...
Волк... Почему же он так популярен и внушает столь сильные чувства - буквально от лютой ненависти до исступленной любви, что способен свести с ума непоколебимого американского бюрократа?
Итак, волк... Друг или враг? Санитар леса или маньяк-убийца? Кровожадное чудовище или незаметный рядовой житель леса? И что делать с ним?
Истреблять петлями, ядами и вертолетами или, наоборот, завозить в те места, где с трудом от них удалось избавиться, тратя на это тысячи человеко-часов и долларов? О тотальном засилье волков на Севере говорят лесорубы и охотоведы. И проклятый русский вопрос "Что делать? снова всплывает в наше непростое время.
Почему такая категоричность все время сквозит в постановке вопроса?
"О, волки, - говорит Том Мерчел, аспирант Университета Штата Аляска, - я их так люблю, мне кажется, что эти существа - самые близкие из всех, что живут на свете". И голубые его глаза подергиваются легкой поволокой.
"Нашли мы как-то волчью нору, - рассказывает пастух-оленевод Петр Дьячков из совхоза "Омолон", - всех щенков утопили в ведре с бензином и сожгли". И той же сладостной поволокой подергиваются его черные узкие глаза.
Чем же, интересно, был волк для наших предков? И о чем гласят многочисленные легенды?
...Вход в Валгаллу - Чертоги Героев у древних германцев и скандинавов - охраняют два гигантских волка Гери и Фреки. Эти звери сопровождают Одина на войну, и именно они сражаются с его врагами. "Псы Войны" - это не "Солдаты удачи" Фредерика Форсайта и тем более не уродливые ротвейлеры собачьих клубов - это волки Одина, и ни один смертный не остался в живых, повстречав их на своем пути!
..."Конец света наступит, едва только изгложет свою цепь гигантский волк - страж Ада. Слишком долго томился он на цепи, и, освобожденный, разнесет он в клочья весь верхний мир", - гласит "Эдда" -эпос древних скандинавов.
... Дьявол превращает людей в оборотней - вервольфов. Укушенный оборотнем, сам становится вервольфом, и когда вервольфов станет больше людей, они прекратят таиться, обернутся волками и заполонят собой мир; Тут-то и наступит всему конец", - гласит германская легенда.
Трудно найти зверя в жизни северных народов, который занимал бы такое большое в ней место, как волк. Ему могут составить конкуренцию разве что лось, медведь и северный олень. Но эти звери являлись, по большей части, источниками пищи, и только в одном случае - с медведем - в основе их обожествления лежал страх. Страх этот, правда, не мешал нашим предкам есть и медведя, правда, с некоторой (иногда довольно значительной) опаской. Что же заставило человека сперва поместить волка на самый верх пантеона языческого тотемизма, потом предать его анафеме, как первого помощника Сатаны, а затем снова слагать о нем стихи, писать книги и даже завозить его обратно в места, где тот же человек его когда-то с великим трудом и ненавистью истребил? Это не расчет, не любовь и не ненависть - похоже, род Homo связывают с волком более сильные чувства, из тех, о которых китайцы так и говорят - неназываемые.
Германцы античного времени одевались волками в походах, а в древнегерманских текстах говорится о воинах-волках и воинах в волчьих шкурах. Свои военные отряды сравнивали с волчьими стаями иранцы и арьи, греки и арабы. Волчьи головы украшали знамена тюркских дружин.
У других племен волком было принято называть военного вождя. Мужественный грузинский царь Вахтанг I имел прозвище Горгасал, что означает "волчья голова". Похожее значение имело имя одного из героев "Бхагаватгиты" - Бхима - "тело волка".
Существует множество легенд о человеке или людях, воспитанных волками. Многие эти легендарные личности заложили фундаменты крупнейших государств, империй, орд. Основатели Рима Ромул и Рем, первый персидский царь Кир, славянские богатыри Вырвидуб и Валигора, германский герой Дитрих, основатель монгольского государства Чингисхан - все они выкормыши волчьего логова. Китайская хроника о происхождении тюркютского племени гласит: народ гуннов, держава Атиллы были полностью истреблены врагами. Уцелел лишь девятилетний мальчик, и то лишь условно. Враги отрубили ему руки и ноги и бросили умирать в болоте. Там от него забеременела волчица. Мальчика все-таки убили, а волчица убежала аж на Алтай, спряталась в пещере, где и родила десять сыновей. По прошествии нескольких поколений некий Арслан-шад вышел из пещеры и признал себя вассалом жужаньского хана. Тот сдуру поверил ему, за что и был убит. От этого вот Арслан-шада и пошла династия тюркютских властелинов - ашинов, что означает именно благородный волк.
А в эскимосской сказке "Кикмирасик" волки выступают в роли справедливых судей., наказавших родственников за жестокое отношение к племяннику. Волки забирают к себе на воспитание бедного племянника-сироту и воспитывают его, предварительно перерезав всех оленей жестокого дяди, в результате чего последний умер с голоду. Я лично не сомневаюсь в том, что из племянника вырос наидостойнейший человек.
Если верить нашим предкам, волки не только спасали от смерти человеческих детенышей, но и время от времени вливали свежую кровь в людское племя. Камчадалы, к примеру, считали, что волки совсем не равнодушны к женщинам. Если у них рождались близнецы, то один из них, во всяком случае, был волчьим ребенком. Не может же от одного мужчины родиться двое детей сразу! Для удовлетворения интереса волчьего мужского племени к неотразимым камчадальским женщинам держали даже специальное чучело волка, которое демонстрировало живым волкам, что тутошние бабы уже заняты, и являло собой пыльный и вонючий пример сексуального оберега.
Когда род или целое племя выводило свою родословную от какого-либо животного, ощущало с ним свою кровную связь, это животное становилось тотемом племени. Тотем тем и отличается от Бога, что он не является Вседержителем Судеб. Его роль скромнее и ближе - он родственник, он постоянно находится рядом, его нельзя обижать, при случае он может помочь, при плохом отношении - напакостить. У Бога много дел, и он только изредка может бросить косой взгляд на маленького человека -охотника-тлинкита или гурона. А тотем - он всегда тут как тут - то выглядывает из-за куста, то оленя нагонит, то мясо украдет.
Список племен, считавших (или считающих) волка своим непосредственным предком, очень внушителен. Стоит рассказать о некоторых, из них. Это самые воинственные и беспощадные индейцы Русской Америки тлинкиты и воспетые Ф.Купером ирокезы, это 11 родов туркмен. Волк считался предком узбеков и чеченцев. Некоторые исследователи говорят, что эскимосы Берингова пролива тоже считали волка своим прямым родственником,
Почитатели тотема думают, что они могут рассчитывать на поддержку своего "родственника" во многих ситуациях. У узбеков, например, это было связано со стремлением сохранить новорожденных. В тех семьях, где дети умирали рано, ребенка обычно заворачивали в волчью шкуру. Волчьи зубы, когти и сухие кисти лап служили амулетами-оберегами, их подвешивали к изголовьям люлек. Волчьими оберегами пользуются и взрослые узбеки и чеченцы. Чтобы спасти себя от несчастья, мужчины носили в карманах волчьи клыки. Зубы и когти в кожаных мешочках пришивали к одежде. Ложась спать, люди подстилали под себя волчью шкуру от дурного глаза. Для охраны жилища от злой силы в передний угол вешали волчьи лапы, зубы или когти. Буряты при "крапивной лихорадке" считали самым действенным лечением заворачивание человека в волчью шкуру. Казахи и казанские татары любую сыпь растирали волчьим хвостом. Если человек считал то или иное создание своим родственником, то он, естественно, к нему и покойному относился уважительно. В древней Греции человек, убивший волка, был обязан похоронить его по-человечески. Обязательно хоронили волка узбеки. Якуты, которые считали волка сыном древнего божества Улуу-тойона, тоже не оставляли убитого волка на произвол судьбы. Они заворачивали его в сено и вешали на дерево. Чукчи и коряки для того, чтобы избежать мести убитого волка, устраивали специальный праздник. Чукчи на этом празднике снимали с волка шкуру. Хозяин дома одевал ее так, что голова зверя оказывалась на его собственной голове. Затем он начинал танцевать, петь и бить в бубен. Сходные праздники были и у ительменов. На празднике волка у коряков, когда убитого волка несли к дому, женщины выходили навстречу с факелами. Шкуру вместе с головой надевал один из мужчин и танцевал вокруг очага, приговаривая, что это не они убили волка.
С незапамятных времен люди считали, что животные не только в состоянии понимать человеческую речь, но могут даже читать мысли, а что сами не говорят - так это, скорее всего, сами не желают. По поверьям многих народов, хищного зверя, также, как демона, нельзя было называть по имени: "Не зови черта, а то услышит, подойдет". Во избежание сего неприятного момента существовала целая система фальшивых имен для наиболее могущественных обитателей нашего мира. Эстонцы, например, называли волков "пастухами", 'длинными хвостами' , "дядьями" и почему-то - "одноногими". У литовцев волк заслужил прозвище "полевой", у абхазов - "счастливая пасть". Коряки звали волка длинно и непонятно -'тот, кто держится в стороне'.
Человек выискивал волку и родственников среди животного мира тоже под стать ему. Прибрежные чукчи и эскимосы находили так много общего между волками и касатками, что считали, что зимой касатка превращается в волка, а летом снова одевает свою шкуру, то есть, по сути, является одним и тем же существом. Сходного мнения придерживались индейцы хайда, заселявшие острова у берегов Канады и Аляски. На своих тотемных столбах они располагали священных животных так: сверху - белоголовый орлан, под ним - волк, а внизу - касатка, символизируя таким образом единство неба, земли и воды.
У многих народов, ощущавших когда-то с волками родственные связи, существовало много поверий, связанных с этим зверем. Казахи, к примеру, до сих пор считают, что приснившийся волк - к удаче и благополучию. Абхазские охотники были более требовательны и считали, что к удаче увидеть волка не во сне, а наяву - дескать, больше шансов, что повезет. У узбеков cуществовало поверье, что если вокруг много волков, то год будет счастливым - не очень понятно для народа, который жил также и скотоводством. По белорусским поверьям, если волк пробегал через деревню или около нее перед закатом, то для всех селян ночь будет спокойной (тоже не совсем понятно, с чего?). Особенно благоприятной считалась встреча с волчьей свадьбой.
Интересно, что все эти, в общем-то, благоприятные для волка верования и поверья были присущи народам, имевшим кочевой образ жизни, или охотничьим племенам. При обращении в христианство людей обуяла какая то волчья фобия, граничащая с истерией. Особенно она была характерна для позднего средневековья, когда волк был признан практическим пособником Сатаны.
В какой-то степени это можно объяснить тем, что в тот период по территории Европы пронеслась буря разрушительнейших воин. В мирное время численность волка в той или иной степени сокращали специальные охотники-волчатники, пастухи, феодалы, травившие их собаками. Но едва начиналась война, вооруженному человеку мигом становилось не до волка. Трупы устилали поля, тонули в придорожных рвах, засыпали пепелища городов...
Волк и ворон становились хозяевами этой жатвы. И оба внушали ужас.

Журнал "Колымский тракт", автор - Kiowa

kiowa

Людям волк и ворон казались прямыми посланцами Ада, "почтальонами Сатаны".
Германские земли в наибольшей степени пострадали от разрушительных религиозных распрей. Тилли и Валленштейн, Мориц Саксонский и Густав-Адольф, Александр Фарнезе и Тюренн - для каких только воителей эта земля не становилась учебным полем брани! Сожженные леса и города, разоренные деревни, витийствующие попы, трупы, трупы... И везде был волк, создававший легенды.
Самыми распространенными волками германской мифологии следует считать, наверное, вервольфов. Но и помимо вервольфов германские княжества населяла пропасть всякой нечисти в волчьем обличье. Вспомнить хотя бы Бранденбургскую Охотницу, она же Повелительница Тумана! Бранденбургская Охотница (на ее настоящее имя было наложено табу, и оно забылось впоследствии) проживала в хорошо укрепленном замке посреди болота где-то в центральной Германии. Замок был, естественно, уединен, дорога мимо него шла, опять-таки, одна. Как и положено в подобной истории, стали на ней пропадать люди. Некий доблестный рыцарь вызвался проехать по ней ночной порой и едва отбился от огромной волчьей стаи. Однако, отбившись от нее, он не удрал благоразумно во все лопатки, а, проявив тевтонскую хитрость, затаился и проследил за стаей до самого ее логова. Логовом этим оказался, соответственно, пресловутый замок. Собрав отряд бравых вояк, сей рыцарь пошёл на штурм и обнаружил; что замок в великом множестве населен волками, которых посылала на бой таинственная хозяйка. С помощью всяких хитростей ему удалось с этой хозяйкой сразиться, после чего она и все ее воинство загорелись и взлетели вверх. Замок сожгли (то ли горящие трупы, то ли доблестные рыцари), но на этом дело не успокоилось. Время от времени на дороге через болота стали видеть белую даму на белом коне. Завидев одинокого путника, она взмахивала мечом, и из тумана, клубившегося над топями, постепенно возникали волки. Эти волки бесшумно (пока ещё) окружали путника, причем сквозь белесую туманную плоть ярким огнем горели зеленые их глаза. Бросившись разом со всех сторон, они как бы душили человека в туманном клубке и только тогда над болотом раздавался торжествующий волчий вой.
Литература, посвященная вервольфам, по своему объему может, пожалуй, поспорить со всеми трудами о волке в целом. Про вёрвольфов доподлинно известно почти все, кроме одного; есть ли они на самом деле. Известны вервольфы-инкубы и вервольфы-суккубы, известны вервольфы, бывшие рыцарями и крестьянами, графами и нищими, судьями и адвокатами, ландскнехтами и купцами... Болев того, вервольф, наверное, - единственное создание мистического мира, которое могло быть и было священником. Ну, ладно, муллой еще куда ни шло. Но вервольфы были священниками католическими и лютеранскими, православными и униатскими, англиканской и кальвинистской веры!
Существовал даже целый городок, заселенный исключительно вервольфами, - Зинклайхт в Нижней Швабии. Все в нем были вервольфами - старики, грудные младенцы, стража и ремесленники. Проверить это утверждение нет никакой возможности, так как городок со всем населением уничтожил в ходе тридцатилетней войны прославленный полководец Священной Римской Империи граф Тзерклас Тилли. Он-то и установил с необходимой достоверностью, что все жители истреблённого городка были вервольфы.
Превращение человека в волка у германцев связывалось напрямую с лунными циклами. К примеру, в новолуние новые вервольфы не появлялись. От магической силы луны зависело и то, как долго человек мог оставаться в волчьей шкуре. К примеру, полная луна помогала удерживать вервольфу волчий облик в дневное время.
Любопытно, что у славян пресловутые вервольфы совсем не имели той мрачной славы, что у немцев. Вилктаки - назывались они у литовцев. Вилктаком, по литовским поверьям, мог быть волк с человеческими зубами и с белым пятном на горле. Среди литвин люди по большей части становились оборотнями не вследствие испорченности человеческой природы, не за грехи и не по злобе, а из-за колдовства специальных местных чародеев - буртининок. Искусством превращения человека в волка буртининка овладевал втайне и перед смертью был обязан хоть кому-то передать свое зловещее умение.
Вилктаком можно было стать и по собственной воле, каким-то особым образом перекинувшись через вязовый пень. Зта категория вилктаков считалась самой противной. Если вилктаки, ставшие ими не по своей воле, ели домашнюю скотину, только чтобы не умереть с голоду, то вилктаки-добровольцы разбойничали намеренно, нападая и на людей.
У других славянских племен волчьи оборотни назывались волкодлаками, позднее переиначенными в "вурдалаки". (Впервые в обиход русского языка слово "вурдалак" ввел А.С.Пушкин.) Здесь тоже не обходилось без злого умысла колдунов, причем колдуны особенно недолюбливали молодоженов, и в Жемайтии, а также на Белой Руси превращали в волков целые свадебные поезда.
Среди оборотней славянских земель были и герои, как, например, сербский герой Вук - Огненный змей, родившийся от женщины царской крови и дракона - Огненного Змея. Этот мог не только оборачиваться волком сам, но и оборачивать своих дружинников, что, вероятно, им шло только на пользу.
Однако все эти легенды и поверья лишь отчасти проливают свет на почти мистическую связь человека с волком.
Ведь и в самом деле, приглядимся: волк - зверь не самый сильный (куда ему до медведя или сохатого-), как хищник он тоже не слишком хорош (взрослая рысь, во всяком случае, один на один побеждает ЛЮБОГО волка). Размером он тоже не располагается на вершине животного царства. Есть, правда, точка зрения, что волк - самый умный из всех наших лесных соседей, но в дальнейшем я позволю себе оспорить это мнение.
Многие люди считают, что любовь к волку у человека является формой любви к собакам, которые, по одной из версий, произошли от волков и являются одними из первых домашних животных.
Другое объяснение (из рациональных, разумеется) гласит: как и человек, волк - существо общественное. Конечно, при случае он может пообедать своим ближним, подраться с ним из-за самки или добычи, но такая мелочь вряд ли смущала наших предков. Они видели и понимали одно - эти существа, подобно нам живут семьями и охотятся стаями.
В XVII веке до нашей эры хеттский царь Хаттусилис, обращаясь к войску, говорил: "Желаю вам быть едиными, как волчья стая!"
Волк является племенным тотемом вайнахов - чеченцев и ингушей. Причем это именно тотем в чистом виде - общий предок, потомки которого ощущают с ним духовное единство. Здесь не обошлось и без волчицы, вскормившей убежавших сирот в горных пещерах Северного Кавказа, и без кровавой мести, и без братоубийственной войны, словом, всех атрибутов 'волчьей легенды'. Однако главное здесь - не легенда, а то, что "волчье" мировоззрение, судя по всему, на самом деле преобладает среди чеченцев. Многое из того, что мы знаем об этом кавказском народе, очень похоже на наши знания о биологии волка как вида! Любопытный это осколок, в нем можно наблюдать, как в магическом кристалле, как дело обстояло полторы тысячи лет назад, когда носители этого мировоззрения (и тотема!), такие, как половцы, авары и саксы, господствовали в Европе. Кстати, пережитки тотемизма не могут уживаться с традиционным исламом, поэтому на Кавказе и нашли приют огромное количество мусульманских сект.
В понимании людей, подобных чеченцам, волк являлся прежде всего воином. Но воином - не богатырем-одиночкой, а воином - членом отряда, способным соблюдать дисциплину и быть товарищем.
Джунглей заветы вечны
И нетленны
Точно небесная твердь,
Благо законопослушному Волку,
Доля ослушника - Смерть.
Словно лиана. Облекшая древо.
Взад-вперед пробегает Закон,
В Волке едином
могущество Стаи,
вкупе со Стаей всесилен и он:

И так далее по Киплингу...
Вероятно, структура волчьей стаи наилучшим образом отвечает мироощущению современного человека. До более совершенной формы социальной организации мы, видимо, еще не доросли.
Что же представляет собой волк, как биологический вид? В чем на самом деле его преимущества перед многими другими существами, которые (в том числе и с его помощью) исчезли с лица земли? Об этом мы поговорим в дальнейшем.

ASv

АНДРЮХА:

слушай, мил человек, ты абсолютно, в корне, в доску, как угодно НЕ ПРАВ! Чтобы судить о человеке нужно быть с ним знакомым, советую изучить хотя бы сообщения Киовы в форуме, что составить мнение, кем он является и что для него живая природа. Руки чешутся, так скажи что-нибудь дельное, орать громко ума не нужно, а вот знаний это не добавляет.

P.S. Или ты идеализируешь волка как биологическую еденицу или поорать любишь, не пойму что-то...

АНДРЮХА

Бессмысленно.Поэтому сообщение удаляю.Бессмысленно что-то доказывать людям не бывавшим за ЧЕРТОЙ,необогащенных ЗНАНИЕМ.Ты прав нестоит опускаться до тривиальных "наездов".А что-то объяснять -непоймет\непоймешь\.Бывайте Биологи-природоведы ........,.......,.......... .

Злодей

kiowa
... Об этом мы поговорим в дальнейшем.[/B]
------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Kiowa ,спасибо .
😛
Мне понравилось ,жду продолжения.

Злодей

АНДРЮХА,
мы здесь все разные ,с разным опытом ,разными взглядами.
Кайова ИМЕЕТ ПРАВО думать по своему.

Оскорбляя человека с другим мировоззрением,переходя на крик ,
ты себя опускаешь,а не его.

Сан-Саныч

Коллеги, если скандалы будут продолжаться, закрою топик, если продолжатся в следующих версиях, потру все.

Спасибо за понимание.

PS Сам волков люблю, но прошу не переходить на личности!!!!

kiowa

[QUOTE]Originally posted by ASv:
[B]АНДРЮХА:

Я одного не понимаю - он-то тут причем? Я ведь просто выкладываю опубликованный мной 2 года назад материал по волку, просто требуется некоторое время, чтобы его адаптировать. Именно потому я его и выкладываю, что дискуссия получилась крайне эмоциональная и я решил, что было бы неплохо добавить в нее информационной составляющей. А что до дискутантов на форуме - наверное, за время нашего знакомства вы выяснили мое к ним отношение 😀 .

kiowa

РЕАЛЬНОЕ ОБАЯНИЕ ВОЛКА.
Kiowa ©
КТО ТАКОЙ ВОЛК И КАК ОН ВЫГЛЯДИТ?

По утверждению шведского натуралиста Кара Линнея волк отличается от собаки по внешнему виду только хвостом: у волка он всегда опущен, тогда как у собаки поднят кверху. (Видимо, во времена Линнея еще не распространилась варварская манера вообще рубить хвосты собакам). В немецкой охотничьей памятке (а немцы вообще великие мастера составлять 'указивки' на все случаи жизни) четко оговорено - волк отличается от крупной волкообразной собаки только висящим вниз хвостом'.
Этот хвост (у русских охотников он так и назывался поленом) - серьезное, но далеко не единственное отличие волка от 'крупной волкообразной собаки'. Есть разница в строении черепа, хорошо отличаются следы, качество меха: К примеру, были среди моих знакомых умельцы, продававшие крашеных кошек за соболей, а коровьи кожи - за лосиные, но вот людей, которые могли бы выдать собачью шкуру за хорошую волчью среди них не было. Отличается волчья шкура от собачьей густой подпушью и тонкой кожей. Оттого волчьи шапки существенно теплее и легче собаьих. Арктический путешественник Нансен, к примеру, отправившись к северному полюсу, захватил для себя и спутника спальные мешки именно из волчье' и меха.

МОЖНО ЛИ ВОЛКА ПОПРОСТУ НАЗВАТЬ БОЛЬШИМ ДИКИМ ПСОМ?
История с происхождением собаки не до конца понятна людям - был ли у наших домашних любимцев единый общий предок ВОЛК (скорее всего - степной) или в каждом конкретном месте отдельные племена заводили собственных жучек из числа найденных в норах волчьих и собачьих щенков. По другой версии, подкрепленной генетическими исследованиями, у собак было несколько предков, и волк среди них -не главный. С удовольствием сообщаю владельцам многочисленных Клыков и Джульбарсов, что все-таки основным прародителем бесчисленного собачьего племени был обыкновенный шакал. Правда, толика волчьей крови в собачьих жилах все-таки течет.
Как полагается добрым родственникам, волки и собаки люто ненавидят друг друга. Вплоть до того, что собака является одной из лучших приманок в традиционной русской волчьей охоте с саней. Однако в местах, где собак значительно больше, чем волков, появляются стаи волчье-собачьих гибридов. Волко-собаки, по мнению охотоведов, отличаются повышенной наглостью и лучшим знанием человека.
Насчет цвета тут вроде бы ни у кого разногласий не возникает. Волк - он серый, его так иногда и зовут - иносказательно. Однако серый цвет бывает разный. Так, тундровые волки серые почти до белизны, пустынные - с уклоном в буро-желтые оттенки, а американские - очень темные, с чернотой, если так можно выразиться.
Называя волка крупным псом, мы также затрагиваем еще одну деликатную тему. Северяне, к примеру, убеждены, что самый крупный волк - полярный. Говорят, и мне это приходилось слышать, где-нибудь в Билибино, на мысе Шмидта и прочей северной Тмутаракани убивали волков весом в 80, 90, а то и 120 килограммов.
К этой, как и к любой другой спорной проблеме в мире можно подойти с позиции абсолютных цифр, а можно - с позиции тенденций, влияющих на эти цифры.
Говоря о сухих цифрах, я должен заметить: ни один волк, взвешенный охотоведами, учеными и сепьхозработниками в присутствии свидетелей не потянул выше 78 килограммов. И зверь этот был убит не на Новосибирских островах, не на Чукотке и не на полуострове Таймыр, а в Гомельской области на белорусской земле.
Что касается тенденций, то знаменитый истребитель волков В.Макридин, застреливший на Русском Севере более двух тысяч зверей, утверждал, что самые большие волки водятся не в тундре, а именно в северной тайге, ближе к югу. Самые крупные отмечались в европейской России (66-75 кг), самые крупные волки из тундр Якутии и Чукотки тянули на 49 - 66 кило. Во времена, когда волков регулярно стреляли с вертолета мне тоже пришлось взвесить пару десятков зверей. Самый крупный из них потянул на 43 килограмма. Мелкие волки живут в горах Кавказа, Средней Азии и в Аравийской пустыне. Там волк в 35 килограммов - уже чемпион. А самая мелочевка населяет Индию, Иран и южный Китай - не больше 28 килограмм.
Справедливости ради скажу, что человек, не связанный по профессии с весоизмерительными приборами, цифрами, и вдобавок отягощенный творческим сознанием и\или стаканом водки, по случаю особо удачного выстрела легко ошибается в определении веса, особенно, если зверь могуч, велик, покрыт густой пушистой шерстью, которая на глаз увеличивает объем тела. Так, журавль кажется раза в три крупнее гусака, хотя весят они примерно одинаково. Тот 43-х килограммовый волк выглядел как раз на все 80!
Волк оккупирует огромную площадь на нашем земном шарике. Он обитает от арктических островов России и Канады до джунглей Индостана и мексиканских пустынь. В северном полушарии большая часть мест отсутствия волка образовалась из-за активного участия в этом человека.

КАКОЙ ЖЕ ОБРАЗ ЖИЗНИ ВЕДЕТ ВОЛК?
Ведь от образа жизни зависит процветание или вымирание того или другого животного на планете.
Прежде всего, волк - хищник.
Оружие его - зубы. Но не изящно изогнутые длинные клыки, которые призваны только удерживать плоть, пока другие зубы-убийцы делают свое дело. Зубы эти так и называются - хищными или хищническими, они расположены по бокам пасти, выдаются высоко над зубным рядом. Их притертые кромки отточены как лезвия. Именно они при стригущем движении челюстей способны нанести страшные резаные раны - волк именно что 'режет' свою жертву, а не 'прикусывает'.
Оружие это, безусловно, не столь эффективно как когти кошачьих, и поэтому в своей охоте волк придерживается определенных социальных принципов.
Основа социальной организации волков - стая. Размеры стаи могут варьировать весьма значительно. Грамотный житель села Марково, что в Анадырском крае (современная Чукотка) Афанасий Дьячков, живший там в конце позапрошлого века, писал, что люди якобы видели следы волчьей стаи шириной чуть ли не в 60 сажен, оговариваясь, правда, что сам он этому не очень верит. Самую большую стаю из достоверно известных зафиксировал американский зоолог Роберт Рауш - она насчитывала 36 волков! На Аляске исследователи встречали стаи по 20 и по 21 зверю. В России же, несмотря на ее всемирно признанную репутацию страны дикой и, соответственно, волчьей, самая большая стая насчитывала "всего" 16 волков! Ее наблюдал с самолета волчий охотник Макридин на Таймыре.
Однако волчьи скопища - явление исключительно редкое. По большей части в волчьих стаях редко бывает больше 7-8 зверей. Как правило, это родственники - выводок или члены одной семьи. Большие стаи образуются в тех местах, где волки преследуют крупную добычу, например, лося или бизонов, для "большой охоты" несколько выводков могут объединиться. Иерархия в стае есть, она строга и своеобразна. Ученые "волковеды" считают, что волки в стае могут быть разного сорта - от так называемых вожаков - альфа, до самого подчиненного из подчиненных - молодых волков возрастом до двух лет. Иерархия, естественно, устанавливается все теми же зубами и ими же удерживается. Стая не прощает слабости - американский зоолог Петерсен описывает случай, когда стая разорвала волка-вожака, повредившего ногу.

ЧТО ЕСТЬ МНОГОКРАТНО ОПИСАННЫЙ В ЛИТЕРАТУРЕ 'ОДИНОКИЙ ВОЛК'?

Получается, что волк-одиночка - самый ущемленный в правах гражданин волчьего народа. Как правило, одинокие волки не размножаются, плохо едят, часто болеют и умирают.

ВОЛЧЬЯ ОХОТА.
Во время охоты волки далеко не всегда валят добычу рывком за горло, как это принято изображать на картинках. Такой прием действительно имеет место быть, но только когда добыча соизмерима с хищником по размерам. Действительно, коза, овца, собака - самые распространенные жертвы волков чаще всего уступают им в размерах. Их волк в состоянии повалить одним рывком на землю.
Другое дело - добыча серьезная, такая, как корова, изюбрь или сохатый.
Тут волки применяют тактику, напоминающую тактику боя на саблях - современного спортивного суррогата, а того, настоящего, старинного, о котором песен не сложишь - слишком коварен и чересчур жесток. Тактика эта заключается в том, чтобы нанести противнику наибольшее количество мелких резаных ран. Пока тот не истечет кровью. Все члены стаи вертятся вокруг жертвы и в отдельные моменты волки, находящиеся сзади, бросаются и наносят зубами страшные раны, "выстригая" из живого тела большие куски мяса, которые тут же съедают. Животное постепенно слабеет от потери крови и ... Тут уже серые наваливаются всей стаей.
Способов охоты у волков великое множество. Тут-то и проявляется в полной мере отпущенный серому коэффициент интеллекта! Волки могут нагонять жертву на своих сородичей, находящихся в засаде, набрасываться из-за укрытия, гнать к обрыву, пока животное не упадет вниз, гонять жертву по насту, пока она в кровь не изрежет себе ноги и не упадет от усталости... Как-то пришлось мне наблюдать, как волк подкрадывался к стаду оленей, вжавшись между кочек, как кошка. В этих описаниях немного благородства, но волку оно и не свойственно. Волк - убийца, и говорю я это не с осуждением, а фиксируя факт. Его задача как хищника - убить самому и не быть убитым. Поэтому он ставит жертву в заведомо проигрышные для нее условия. Так что свою добычу волк берет не силой, не меткостью и не скоростью - он берет ее умом и согласованными действиями стаи.

ЧTO ТАКОЕ "ВОЛЧИЙ АППЕТИТ"?
Волчий аппетит уже давно стал притчей во языцех. На самом деле - волк за один присест может съесть много, но совсем не столько, сколько кажется завидущему человеку. А кажется это вот почему. Находит завидущий человек труп только что задавленного оленя, увидит по следам, что волков было двое, позавидует им и решит прийти с мешком на следующий день. Приходит, а то и не с мешком, на санях прикатит, но оленя уже нет! Клочки шерсти лежат да копыта! Ай да волки, думает завидущий человек. Олень-то, чай, восемьдесят килограммчиков весил! Еще и накинет на глаз. А глаз, сами знаете, у завидущего человека каков. Олень с восьмидесяти килограммов до двухсот сразу вымахивает, даром, что покойник. И все волки - на двоих съели!
В том-то и дело, что не съели, а растащили. Как очень многие хищники, волки устраивают огромное количество заначек. Нет-нет - съесть они тоже мастера, но по всем научным выкладкам больше десяти кило за присест им это не под силу. И то - десять кило - это после долгого поста, когда десять дней перекусывали то мышкой, то шишкой, а то и просто талым снегом. А вот растащить по кускам волчья стая может не только оленя, даже полноценного сохатого или бизона.
Однако волки, в отличие от крупных кошек, едят не только мясо. Поедают они овощи, арбузы, в наших краях не прочь похрустеть шишками кедрового стланика. Биолог Володя Иванов изучал питание волков гнилой рыбой в заповеднике "Магаданский". Так что по рациону волк является уже небольшим шажком от рыси к медведю - от абсолютного хищника ко всеядному зверю.

ОБ ОСТОРОЖНОСТИ ВОЛКА ХОДЯТ ЛЕГЕНДЫ
Вспоминаю, как возле озера Эльгыгьптын, на центральной Чукотке, потратил неделю в поисках волчьего логова. И логово-то было там совершенно точно, волки выли, видели мы их чуть ли не каждый день, и местность я прошел как китайский сапер - чуть не каждый метр... Ан нет - не нашел.
Интересно, что "новосветские" волки, т.е. американские, значительно менее осторожны, чем их евразийские сородичи, но и пострадали они за это сильнее. На большей территории Соединенных Штатов волк истреблен полностью, и есть много людей, особенно в городах, которые хотели бы получить обратно этого обитателя лесов и прерий.
У нас, на Севере, сегодня увидеть волка с земли - большое событие. При этом волков становится все больше и больше. Волк - один из немногих хищных зверей, способных очень быстро наращивать свою численность. Немудрено: волчица приносит в среднем от четырех до семи волчат раз в 2-3 года! А некоторые самки и двенадцать волчат за раз.
У логова волки, как я уже замечал, ведут себя очень скрытно. Но если кто-нибудь все-таки добирается до гнезда и уносит выводок, то сами звери не вступаются за своих детей. Мама еще может проследить путь чад до ближайшей сельской околицы, но далее - ни-ни! Это тоже путь, направленный на выживание волка как вида - вряд ли самой сильной волчице удастся отбить щенков у человека, но на следующий год она снова принесет потомство.
И все это рисует его вполне респектабельным обитателем леса. Не хуже и не лучше других. Ну, мелочи какие-то могут не нравиться - хищник, дескать. Да и внутри стаи свои своего загрызть могут. Так это и у шакалов, и у песцов водится, не говоря уже про людей.

ЗА ЧТО ЖЕ ТАК НЕНАВИДЕЛИ ВОЛКА НАШИ ПРЕДКИ?
Некоторые этнографы считают, что был в человеко-волчьих отношениях период вроде 'золотого века'. Тогда разрозненные и слабосильные людские племена следовали за многочисленными и могущественными волчьими стаями, подбирая остатки их добычи. Дичи было много, так много, что волкам ее хватало, да и крадущихся следом странных бесхвостых существ они не обижали. Словом, все были счастливы.
При всем уважении к господам просвещенным этнографам я смею предположить, что во времена охоты и собирательства человек волка все-таки недолюбливал. Волчья стая, тем более большая, в состоянии ввести в запустение большую территорию. Ежели чего серые не съедят, то уж разгонят обязательно. И уж совсем надо не уважать наших далеких кроманьонских и неандертальских предков, чтобы предположить, что им была суждена роль жалких подбирателей объедков. Стаями (пардон - коллективом) первобытные люди охотились лучше волков, да и копья и дубины были, вероятно, эффективнее волчьих зубов.
Так что еще на заре собирательства люди вряд ли испытывали к волкам особо нежные чувства. Но их "любовь" к ним особо обострилась, когда человек сделал первую попытку обрести независимость от милостей природы: завел корову, козу, поросенка и северного оленя.
Городскому человеку трудно себе представить, как дороги сельскому жителю его буренка Мотя, коза Машка или хряк Борька. Именно они - его социальные гарантии на случай недорода, голода, разрушения, как нынче модно говорить, "транспортных связей". Они его друзья, в конце концов!
В середине XIX столетия в 45 российских губерниях волки уничтожали 180 тысяч голов крупного и полмиллиона голов мелкого скота в год.
Справедливости ради надо сказать, что постепенно вред от волков уменьшался, а в пятидесятые годы сошел на нет. Но тут уже свое слово сказали другие вредители: усилиями советской власти большая часть скота к тому времени была обобществлена и содержалась на фермах, а не паслась небольшими стадами среди лесов и полей.
Но это была лишь часть поводов для ненависти. Вторая же половина заключается в том, что волк, как и многие другие хищники, убивает не столько, сколько сможет съесть, а столько, сколько он может убить. Это тоже форма "заботы о будущем". Остатки несъеденной добычи волки растаскивают и заныкивают, и это дает им возможность пережить плохие времена.
Но крестьянину, пришедшему на поле и увидевшему 20 зарезанных овец, или оленеводу, у которого в стаде за десять минут два волка убили 42 оленя, эти соображения уже ни к чему. Вот первая причина, почему человек осознанно ненавидит волка.

ПРИЧИНА, ПО КОТОРОЙ ЧЕЛОВЕК НЕНАВИДИТ ВОЛКА НЕОСОЗНАННО
Она заключается в том, что волки нападают на людей. Еще в конце XIX века от волков погибало до полутора тысяч человек в год - больше, чем погибло русских людей при штурме Никополя в Балканскую кампанию!
Повторюсь, волк - хищник. А хищник любое двигающееся существо рассматривает прежде всего с позиции, сможет ли он с ним справиться. Человек в этом плане представляет некоторое исключение только потому, что в течение тысяч лет совместного существования все его соседи сделали вывод - эта двуногая тварь способна натворить таких пакостей, что никакого обеда не захочется. Ну не чувствуют медведь, волк, лев, тигр в человеке высшего существа! Чувствуют более сильного хищника, способного, на современном сленге, ответить "неадекватно". На самом деле, на одиноком путнике может не быть ружья, но на поясе под дохой висеть наган, в кармане заваляться кистень, а некоторые умельцы и ремнем с пряжкой орудуют так, что любо-дорого поглядеть. Взрослый человек опасен в любом виде.
Волки стараются иметь дело с теми, с кем, с их точки зрения, проще всего справиться, а с нашей человеческой - легче всего обидеть. Волки убивают в основном детей. В журнале "Охота и охотничье хозяйство" были опубликованы буквально леденящие душу данные: каждый год, начиная с 1988-го, в 12-ти центральных регионах России волки убивают до 20-ти детей в возрасте от 2,5 до 10-ти лет!
В принципе стая волков легко справляется и с одиноким невооруженным человеком. В последние годы, когда система тотальной слежки за гражданами ослабла, а на дорогах появилось много странношатающегося люда (по-нашему, по-северному, попросту бичей), многие люди безвестно находят свою смерть в волчьих утробах.
Волк, как хищник, безусловно занимает свое место в экологической системе. На эту тему написано невероятное количество книжек, статей, а уж речей и докладов произнесено - страшно подумать! Но! Радетелям природы полезно помнить, что все это говорится и пишется в местах, где человек, если и держит дома свинку, то не для того, чтобы заколоть ее в конце года, а потому что это "мой преданный и единственный друг", где "мясо" не "колотят" со снегохода, а покупают в супермаркете на еженедельную зарплату в 560 долларов.
Россия - волчья страна, и к волку здесь относятся по-волчьи. Здесь люди- компонент экосистемы, и волк - не обаятельная пушистая лапочка, живущая за тридевять земель на какой-нибудь Аляске (кстати, на самой Аляске большая часть людей относится к волку вполне "по-русски"). Волк у нас - сосед и конкурент, враг, ворующий вечерами детей. Кто знает, доживем ли мы когда-нибудь до заморского отношения к нему?

Злодей

Kiowa ,
продолжение будет ?

kiowa

Нет, конец статьи.

Antti

kiowa
Нет, конец статьи.

Жаль. Очень интересно. Спасибо Вам.

А вот хотелось бы узнать, что Вы думаете по такому поводу.
Я долгое время жил в Петрозаводске и много раз видел зимой волков на озере пересекающими залив по льду.
будучи еще школьником, даже стрелял в одного из самопала, не попал. По траектории их движения выходило, что живут они в городе, в прибрежной части, где нет жилых домов. Как-то пришел волк в клуб катерников-яхтсменов, забрал собаку ( бродячую) на глазах сторожа и унес в озеро. Как-то в новогоднюю полночь звонил в дежурную часть доброжелатель, утверждавший, что видел несколько волков прямо в жилых кварталах, охотник, бывший деревенский житель, спутать не может, переживал, что мало ли пьяного кого поймают и съедят. Мы с брательником хотели было по автомату взять да поездить, но потом остыли. И все тот же район города. Не так давно в газетах тамошних промелькнуло, что де видели волков и опять там же...

Действительно - это какая-то затянувшаяся путаница, или они могут десятилетиями жить среди людей и попадаться на глаза только изредка?

Что я видел именно волков - не сомневаюсь: и внешний вид, и повадка, и размер следа.

Gasar

Отличная статья, спасибо.
Добавлю от себя, в начале 80 довелось увидеть порваного волками колхозного коня. Запомнил навсегда. Конь стоял живой. На задней половине по бокам много рваных ран, на левой половине зада - рана размером с голову взрослого человека! Не представляю как он её заработал. Может за несколько раз вырвали?

kiowa

В восьмидесятые годы был на защите кандидатской у одного грузина в МГУ. Речь шла о ПОПУЛЯЦИИ ВОЛКОВ, ОБИТАВШИХ НА ТЕРРИТОРИИ СОЧИНСКИХ САНАТОРИЕВ! То есть, он насчитывал там 12 доказанных выводков. И, что особенно интересно - их постоянно видели люди, принимая за "крупных волкообразных собак". Питались на помойках, жрали тех же собачек, курей таскали.

Antti

kiowa
В восьмидесятые годы был на защите кандидатской у одного грузина в МГУ. Речь шла о ПОПУЛЯЦИИ ВОЛКОВ, ОБИТАВШИХ НА ТЕРРИТОРИИ СОЧИНСКИХ САНАТОРИЕВ! То есть, он насчитывал там 12 доказанных выводков. И, что особенно интересно - их постоянно видели люди, принимая за "крупных волкообразных собак". Питались на помойках, жрали тех же собачек, курей таскали.

Здорово! Спасибо.

helen-kedr

После того, как прочитала книгу Фарли Моуэта (вроде не переврала фамилию) "Не кричи, Волки!" прсото брежу этими животными.
Прекрасный зверь, умный, хитрый, честный, если хотите. И действительно, похож во многом на человека.
Очень интересные страницы о волках есть и у Конрада Лоренца. Он, кстати, предпочитал собак и кошек "диких", поэтому постоянно примешивал кровь волков к потомству своей первой собаки. И эти волко-собаки были ему чрезвычайно преданны и поражали его своей телепатией.
Может, мое пристрастие к волкам проистекает из детства? Мы отдыхали на Теплом озере в Выдрино(Бурятия) все лето. Подруга моей мамы была заведующая этой турбазы. Охранял турбазу Дружок - полуволк-полусобака.Никого, кроме директрисы не подпускал. Весь день сидел на цепи, а на ночь его спускали. Все-таки турбаза была в глухом лесу в 10 км от колонии, из которой, бывало, зеки бегали.
Все были предупреждены: ночью -ни шагу из корпусов, в туалет - в ведро (без удобств турбаза-то была).
Но я стала приходить в Дружку днем, сидеть возле него на безопасном расстоянии, разговаривать с ним, приносить всякие вкусности. Потом потихоньку стала давать с руки. А потом - и гладить! Он отвечал на ласку своеобразно - брал мою кисть себе в пасть и осторожно держал. Мы даже играли с ним.А было мне 11 лет!
Однажды ночью я проснулась - в туалет захотела. И ведра не могла найти с просонок.Пошла на улицу, выхожу и боюсь - а вдруг меня Дружок не узнает. Но он узнал, подбежал, виляя хвостом.
Когда приехада новая партия отдыхающих, я сидела возле Дружка и гладила его. Парень лет 18-ти пошел к нам с улыбкой: " Собачка..." На мой крик: "не подходите! " он не отреагировал. Дружок действовал мгновенно и беззвучно, он вырвал у парня кусок мяса из икры. Я рыдала, ругала Дружка, но больше всего боялась, что мою любимую собаку накажут. Но его не наказала. А парень хромал весь сезон с забинтованной ногой.