Стремление к прекрасному или тривиальная распальцовка ?

Дэмьен
06.07.2014 08:00


У внука моего благодаря его маме частенько появляются залихватски оформленные журнальчики с монстрами разного пошиба, исполненные в двух вариантах - типографского раскраса и в виде абриса с предложением раскрасить самому. В моем детстве и детстве моих детей такие приколы были в журналах 'Мурзилка' и 'Пионер'. Внук раскрашивает абы чем, не стараясь даже попасть в цвет, а на упреки отвечает, что так, как он делает, так и есть правильно. Очередной Дали подрастает.

Во второй половине 1970-х годов я имел честь работать с двумя мастерами различного направления. Один из них настолько тщательно подгонял составные части оружия, что при их взаимодействии не было видно стыка. Например, в охотничьем оружии имеется колодка со стволами и колодка с замками. При соединении так или иначе виден зазор между сопрягаемыми деталями. Так вот у этого мастера можно увидеть движение деталей лишь при нанесении талька на предполагаемое место соединения.

Другой мастер был художником, у него можно было видеть, как 'раскрывался' металл, каким образом впечатывались золотая и серебряная нити и вообще, как наносился узор или рисунок с изображением людей, животных, а то и сюжетная линия, напоминающая микеланджеловскую последнюю вечерю, только в партийном стиле.

На память приходит сцена из 'Белого солнца пустыни', когда подпоручик по слогам читает дарственную надпись на нагане 'Красноармейцу Сухову' и подпись 'Комбриг Кавун'!

Что поделаешь, мода на дарственные стреляющие предметы не прошла и по сей день. Видать, у Кавуна в его красноармейской бригаде была неплохая мастерская, если на левой стороне револьвера умудрились сделать надпись, ясно читаемую и в промежутке между клеймами и пружиной дверцы барабана. Хотя это могла быть латунная табличка на щечке рукоятки. История об этом умалчивает. Зато история вскользь упоминает, что во времена те дальние и приснопамятные, курки, спусковые крючки были очень большой гаммы цветов - стандартно черные (вороненые), синие, соломенного цвета, перламутровые, как пуговицы у никулинского халата. Бывали у нагана барабаны нестандартного цвета, а в последующих годах данная мода перешла на пистолеты ТТ. Особенно это стало заметно в конце войны, Отечественной, когда основная масса военнослужащих возвращалась на места постоянной дислокации. И очень тогда было модно носить оружие в кобурах не сплошных, а плетенных из ремешков - тонких и мягких и цветной выделки в пастельных тонах. Высшее руководство даже делало выпученные глаза, начальники топорщили усы, у кого они росли, и строго-настрого запрещали неуставные атрибуты, хотя грешили тем же самым. Но я отвлекся.

Так вот, о различных оттенках и цветовой гамме различных деталей стрелкового вооружения. Сейчас на охотничьих ружьях можно увидеть никелированный или хромированный спусковой крючок, рычаг разобщителя, часто встречаются никелированные затворы, рамки, а иногда и то и другое вместе. Очень новомодно стало точить детали из нержавеющих сортов сталей, стволы иной раз приобретают вид крупа зебры или леопардового хвоста. Художник, изобразивший в некрасовскую пору охотников на привале, сейчас пошел бы другим путем: изобразил бы природу и на ее фоне три пары глаз, распальцовку и начатый флакон зубровки с тремя ирисками и пластиковым помятым стаканом. Все остальные детали антуража скрылись бы под камуфляжем.

Я к чему всю эту беллетристику развел? Ведь у всех дарственных стреляющих предметов той, революционной поры, периода Великой Отечественной и нынешней депрессии XXI века не всегда присутствовали латунные таблички с асидольным надраиванием, а ведь и присутствовали рисунки и надписи на затворах и рамках и золотом, и серебром. Посмотреть на ПСМ - так Третьяковка может позавидовать! А нынешние надписи памятные типа 'Дорогому спикеру от депутата третьего оклика на память в честь сандуновских посиделок'! Если золотом писать, дороговато получается. А все помнят бузу в Ираке, когда золотой саддамовский АКСУ в грязных и непатриотических руках блистал в лучах солнечных. Кажется, и Каддафи страдал тягой к золотым аксессуарам:

Вот у меня вопрос к знатокам оружейных дел: а сколько, если не секрет, было золота на автомате Калашникова, которым владел Саддам Хуссейн? Но этот вопрос адресуется только знатокам и ценителям оружейного промысла. Последователей Дж. Псаки просим не отвечать. )))

Источник: Вооружен.ру | Автор: Алексей Гарбузь.


http://www.vooruzhen.ru/news/139/6811/

samrat
На самом деле золочение - очень бюджетное покрытие. В Москве есть несколько фирм, которые с удовольствием и незадорого покроют золотом вам аутомобиль. Или любую другую железяку. Нитридом титана и то дороже, хотя он более износостоек.
samrat
На автомате суммарно грамм 5(могу ошибаться). Гораздо сложнее подготовить его к нанесению.
samrat
Хотя если позолоту слегка покрыть родием, стоимость привстанет несильно, но износостойкость возрастёт космически.
дезерт игл
У Саддама емнип он был именно золотой, т.е.примерно вес АКСу;-)
Дэмьен

Распальцовка (дешевые понты!!!)

Ответ на материал про золотой автомат http://vooruzhen.ru/news/139/6811/

Жил-был при царе Александре Втором парнишка один, Левшой звали. Сначала в учениках ходил, ГПТУ заканчивал, затем, получив третий разряд слесаря-ремонтника, определился по части металлообработки в заводик при императорском попечительстве вещиц эксклюзивного исполнения. Забавный был хлопец, хотя и беспокойный, но усидчивый. Все-то его интересовало - и печи доменные, мартеновские, конвертерное производство, а также обработка металла давлением, ковкой и резанием. Знал малец, что без подготовки и мало-мальских знаний в мастера не выбиться, вот и старался: везде нос свой совал и тайны производства выпытывал. Не для шпионских целей, но для познаний дела своего.

Но это лирика. А на деле кто помнит, как Лесков описывал блоху и одеяние ее? Цвет рубашки, фрака, галстука, да и вообще цвет блохи мало чем от оригинала отличался, потому как ясно было сказано, что металлическая насекомая от оригинала не отличалась и выглядела как живая. Металлическая!!! Не кузбаслаком же крашена была игрушка буржуинско-монополистическая! И вот чем можно было заграницу ошарашить, дабы имя свое в истории славой возвеличить? Дубликат изготовить? Да запросто! Тульские мастера еще и не такое вытворяли, но не для потехи, а по делу. Недаром при заводе шлялась личность вечно пьяная, грязная и поделки мастеров за бесценок выкупала и диппочтой переправляла по месту своего рождения. А мастера заводские и рады были прибытку малому за чудачества мастерства своего. Диппочта по прибытии разбиралась и осваивалась в производстве, чуждом нам по своему укладу, патентовалась и выдавалась за свое.

Металл!!! Как много в этом слове скрыто таинственного и прекрасного! Это и статуетки на Аничковом мосту, и решетка ограды Александровского парка, и решетка оконная Крестовского квартала, шпиль Адмиралтейства с разводными мостами, рядовая сковородка и стрелки брегета Спасской башни. Кстати, роман Ильфа и Петрова по количеству страниц меньше, чем увлекательная повесть под названием 'Технология металлов', но и та и другая книжица читается на одном дыхании, если есть куда приложить знания, почерпнутые в обоих трудах. Если кто желает применить на практике оба жанра, то запросто может конкурировать с Задорновым или Патоном с Кулибиным. Но если Задорнова интересно послушать только один раз, то 'Технологию металлов' можно изучать непрестанно. Особенно если в приложении имеется пара десятков книг по прикладной механике. И это, я вам скажу, не 'Дом-2'.

Левша, обладая знаниями по обработке металлов, не стал зацикливаться на создании аналогов блохе. Главное в русском производстве - добиться такого предела, когда совершенство не видно без мелкоскопа, а оно присутствует. Пример того - Сколково с его нанотехнологиями. Правда, во времена моей юности эти достижения были доступны любому Дому пионеров районных и областных городов нашей необъятной. Но это уже похоронено, покрылось пылью веков и только изредка озвучивается гитарным ритмом бардов да заклинаниями акынов и котов Баюнов. В итоге появились подковки с гвоздиками и факсимиле Левши на шляпках саморезов тех времен.

Во времена стародавние мне было интересно наблюдать работу мастеров эксклюзивного жанра. Я по тем временам был очень юн, хотя уже брился. Ввиду того что мне надо было выполнить объем работы, мне порученный, я старался все сделать возможно быстрее и проникнуть к мастерам своего дела для того, чтобы посмотреть, как и что они делают. И это было нечто!!! Уже гораздо позднее на прилавках и витринах магазинов я видел изделия кошмарного, рядового исполнения, внешне отличавшегося от изделий настоящих мастеров, как небо от земли. Увы! Мы во власти потребительской кооперации: Если есть среди членов сайта люди, имеющие под боком аналог Грановитой палаты или Кунсткамеры с филиалом Третьяковки, где выставлены на всеобщее обозрение предметы подношений вождям от специализированных предприятий, отмените пьянку, свадьбу, проводы в армию или на пенсию, зайдите и постойте у экспозиций, но не с целью определения марки, модели по типу 'Поля чудес', а вглядитесь в металл, в очертания, в переход одной детали в другую, вглядитесь в качество выполненных работ и вы увидите живые руки мастеров, изготовившие это чудо, совершенство инженерной мысли.

Н-да! Старею: Ну, теперь о Саддаме.

Чтобы ублажить и расположить к себе влиятельных особ, мало сделать драгоценный в рублевом или долларовом эквиваленте подарок. Есть у них и деньги, и ценности, определяющие их статус, но нет вроде рядовой, обыденной вещицы, изготовленной в необычном виде.

Исстари дарились кинжалы, сабли, мечи. Можно вспомнить меч, подаренный И. Сталину от имени английского премьер-министра, шашку Буденного и (тьфу!!!) саблю американцу (тьфу, тьфу!!!).

Вот Саддаму и подарили АКСУ в эксклюзивном исполнении. Мало кто из деятелей Ближнего Востока удостаивался такого подарка. Даже предводитель Аль-Каиды и амеровский браток Аль Капоне владели рядовыми образцами местного ширпотреба. Непосвященный обыватель, незнакомый с деятельностью авторов 'Технологии металлов', широко откроет варежку и смертной завистью начнет завидовать обладателю подобного подарка. В этом-то и расчет нашей дипломатии: чтобы что-то получить, надо проникнуться и поклониться. Испанцы, например, имели сундуки со стеклянными бусами во времена русской Аляски и Русского форта, вот и результат на обмане - Америка не наша.

Так как же получается это покрытие? Ведь автомат вполне рабочий, изделие из золота не выдержит даже одного выстрела, пусть даже калибра 5.45.

Пройдем по сокращенной программе технологии изготовления дарственного изделия.

С конвейера берется любой образец, предположим, ПСМ, и отдается в руки мастера.

Мастер берет его в то время, когда термическая обработка еще не произведена, и начинает доводить до ума: шлифует, полирует, выводит поверхности до абсолюта. Затем бережно передает изделие в руки термообработчика, который в соответствии с ГОСТом производит закалку и воронение. И вот здесь СТОП!!! При обработке металла есть понятия 'отжиг', 'закалка', 'отпуск' ну и насыщение поверхности всякого рода углеродами и солями. Тонкости опустим для ясности. Отжиг ведется до изготовления деталей, закалка - после, и вот тут обязателен отпуск для снятия ненужных напряжений во избежание недоразумений в процессе эксплуатации. Вот в ОТПУСКЕ и все дело. Просьба только слово ОТПУСК не путать с Шарм-эль-Шейхом или побережьем Адриатики и Крыма.

Так вот, мастер берет изделие в свои мозолистые руки и начинает по черному воронению выводить узоры в полном соответствии со своей фантазией или заранее обговоренным планом, не забывая при этом вывести памятную надпись с фамилией будущего обладателя. Но надпись выводится не буром стоматологического станка, а полировальными принадлежностями со снятием пленки оксидной не более 0,9 микрона. После утверждения рисунка и надписи изделие передается в термичку для ОТПУСКА. Вот здесь-то и кроется фокус 'золотого' покрытия.

Если мы возьмем полоску металла, отшлифуем ее и будем нагревать один конец в пламени даже кухонной газовой плиты, мы увидим, как нагретый материал начнет менять свой цвет и из белого станет сначала светло-желтым, затем соломенно-желтым, и понесется: желто-коричневый сменится красно-коричневым, затем фиолетовым, синим, голубым, серым:

Во какая гамма цветов! Для каждой температуры отпуска металла свой цвет. Вот только нельзя прощелкать момент смены цветов: долгой выдержки металл не любит. Простое железо - кипящих, полуспокойных и спокойных характеристик без легированных включений - имеет примерно такие температурные критерии относительно цвета:

светло-желтый проявляется при 220 градусах, соломенно-желтый - 240 градусов, желто-коричневый - 255 градусов, красно-коричневый - 265 градусов и так далее. А если еще насытить металл атмосферой из азота с аммиаком с борными солями и выдержкой в нитрите натрия, то эффект налицо: Саддам свергнут, предательски убит и советский АКСУ эксклюзивного исполнения в руках нечестивцев. (((

Вот и получается, что для благосклонности политических деятелей определенного региона очень важно прочитать книжку 'Технология металлов'.


http://www.vooruzhen.ru/news/139/6859/

дезерт игл
Мое имхо понты это....из золота только "костюмные" часы