МВД России выступило с инициативой разделить холодное оружие на бытовое и боевое.

Дэмьен

Боевое и холодное


Споры об оружии в нашей стране возникают с завидной регулярностью. Совсем недавно МВД России выступило с инициативой разделить холодное оружие на бытовое и боевое. Предлагается внести изменения в статью 222 Уголовного кодекса России.

С билетом и без


В не столь далекие советские времена купить настоящий охотничий нож можно было только при наличии охотничьего билета и разрешения на владение огнестрельным охотничьим оружием. И носить охотничий нож с собой можно было только при наличии билета.


Сегодня в охотничьем билете не предусмотрено записей о владении ножом, даже номерной нож нигде не регистрируют. А в магазине проблему номерного ножа могут обойти, выдав справку, что купленный охотничий клинок - сувенирная или хозяйственная продукция. Но как несведущему россиянину самостоятельно определить, какое в его руках оказалось оружие, боевое или нет?


Увы, сегодня сделать это непросто, ибо самого термина 'боевое холодное оружие' юридически не существует. 'Боевым оружием' в обиходе называют всякое холодное оружие. А при такой неразберихе боевым оружием можно считать и внушительный поварской нож для рубки мяса, и сковородку, удар которой не менее опасен, чем кастетом, да бог весть что еще можно считать оружием. Например, обыкновенную металлическую монету. Ведь при определенной подготовке монетой, зажатой между двумя пальцами, можно оторвать своему недругу мочку уха или кончик носа. А бритвенные лезвия? Автор этих строк лично видел, как бывший спецназовец метал бритвенные лезвия, причем сразу несколько штук. А как классифицировать тюремную заточку? Она может быть сделана из чего угодно, даже из куска твердой пластмассы. Да и каким ножом, боевым или бытовым, зарезал Каин своего брата Авеля, какая разница!


Стало быть, вводя в УК РФ понятие 'боевое холодное оружие', законодатель будет обязан прописать этот новый термин и в законе 'Об оружии'. Но, как видим, сделать это непросто, учитывая, как сложно определить само понятие 'холодное оружие'. А самое главное, авторы этой инициативы могут попасть в некую правовую ловушку и вместо изначальной задачи - упростить законодательство - усложнят его еще больше.


Опасное наследство


Отчасти внимание законодателей и правоохранителей к теме холодного оружия было вызвано любопытной судебной историей. В 2005 году москвичка Наталья Урюпина решила продать два немецких кортика, оставшихся от деда, занимавшего в 40-х годах пост замминистра финансов СССР. Но как только она обратилась к антикварам, так попала в разработку полиции. Урюпина доказывала, что дедовские кортики - лишь предметы культуры и искусства. Министерство культуры подтверждало, что такие кортики предназначались исключительно для парадных церемоний. Увы, 2 февраля 2007 года Урюпину осудили на полгода лишения свободы условно, но освободили от наказания по амнистии. Не признав своей вины, Урюпина дошла до Президиума Верховного суда, но так и не смогла отменить решение суда.


Отстаивая свою честь, москвичка обратилась в Конституционный суд. Заявительница указала, что закон позволяет привлекать граждан к уголовной ответственности за продажу антикварного холодного оружия, оборот которого не представляет общественной опасности. Но при этом закон не регулирует возникающие правовые отношения с участием физических лиц, которые раритетное холодное оружие продают, и по закону 'Об оружии' оно не относится к гражданскому или боевому оружию. Стало быть, оборот такого оружия должен быть свободным.


Конституционный суд пошел ей навстречу. В своем постановлении от 17 июня признал пункт 4 статьи 222 Уголовного кодекса РФ 'Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств', предусматривающий уголовную ответственность за незаконный сбыт холодного оружия, не соответствующим Конституции Российской Федерации. И действительно, сегодня, согласно закону 'Об оружии', принятому в 1996 году, граждане могут приобретать старинное антикварное холодное и некоторые виды огнестрельного оружия без его регистрации в органах внутренних дел и получения соответствующей лицензии. Однако этот же закон запрещает его продажу без лицензии. А это уже явное противоречие.


С мушкетом
и стилетом


На данный момент граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, имеют право приобретать старинное (антикварное) холодное оружие без получения лицензии. Регистрации такое оружие не подлежит. Охотничье холодное клинковое оружие приобретается гражданами без получения в органах внутренних дел лицензии на его приобретение - достаточно разрешения от органов внутренних дел на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия. При этом регистрация подобного оружия осуществляется торговой организацией при его продаже в порядке, предусмотренном МВД России. Возникшая правовая коллизия не позволяет владельцам антикварного холодного оружия осуществить действия с ним в виде продажи или дарения в рамках существующего правового поля. Законодатели пришли к идее выделить холодное оружие, имеющее культурную ценность, в особую категорию, исключив лицензируемый порядок его оборота, в том числе не требующий регистрации и учета в органах внутренних дел. Следовательно, представляется целесообразным в части 4 статьи 222 Уголовного кодекса Российской Федерации конкретизировать вид холодного оружия, являющегося наиболее опасным и специ-фичным по роду его использования. Теперь, предлагает МВД, уголовной ответственности будет подлежать сбыт 'боевого холодного оружия', а не холодного оружия вообще.


Но тут возникает другой правовой казус. Получается, что проблема заключена не в 222-й статье Уголовного кодекса. Если понимать ее буквально, как в деле Урюпиной, то любые сделки, к примеру, с не подлежащими лицензированию газовыми баллончиками тоже должны наказываться в уголовном порядке. А все потому, что когда в 2012 году законодатель вводил понятие антикварного оружия, он забыл отразить это в ряде других статьей закона 'Об оружии'. В итоге покупать антикварное одноствольное оружие, например кремневые ружья, можно без лицензии, а вот для продажи антикварного холодного оружия, хотя оно и не подлежит регистрации в органах МВД и может свободно храниться, лицензия по-прежнему нужна.


Но почему в законе 'Об оружии' царит такая неразбериха? А все потому, что он имеет уже столько правок, уточнений и отсылочных норм, что даже сами законодатели и правоведы начинают в нем теряться и путаться. По мнению правоведов, стоит не усложнять, а упрощать законодательную базу. Например, убрать из закона 'Об оружии' упоминание о холодном оружии вообще. На преступность в быту разделение холодного оружия на боевое или бытовое, а тем более антикварное, никак не повлияет. А можно воспользоваться опытом других стран, где ношение холодного оружия регулируют органы местного самоуправления. Правоведы отмечают, что Россия и так относится к числу стран с наиболее жестким законодательством в отношении оборота гражданского оружия. Но, как показывает практика, жесткие запреты не всегда эффективны. По данным МВД России, сейчас более пяти миллионов граждан владеют 6,2 миллиона единиц гражданского оружия. В начале этого года общественность всколыхнуло известие об очередном намерении МВД ужесточить правила владения гражданским оружием. Однако инициатива так и осталась на бумаге. Более того, в правительстве есть сторонники смягчения закона 'Об оружии', такие, как вице-премьер Дмитрий Рогозин, который сам коллекционирует оружие. Сторонники либерализации оборота оружия ссылаются на опыт других стран и утверждают, что право граждан владеть, хранить и носить оружие способствует снижению уровня преступности.

На заметку


Статья 222. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных уст-ройств


1. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов (за ис-ключением гражданского гладкоствольного, его основных частей и боеприпасов к нему) взрывчатых веществ или взрывных устройств - наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере зара-ботной платы, или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.


2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет.


3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет.


http://www.vooruzhen.ru/news/139/7065/

Дэмьен
Движение 'Право на оружие'

Сегодня в 14:32

Шпаги - в ножны

В России отменят регистрацию антикварных клинков.

Вы хотите приобрести старинный меч, например, легендарный Экскалибур короля Артура? Или меч-кладенец нашего русского Добрыни? Так не вопрос - покупайте и даже не оформляйте его в полиции. Правда, придется с помощью экспертов доказать, что это "железо" именно историческое, лежавшее в свое время в дланях былых воителей. Такое свободное владение "культурными" клинками станет возможным после принятия поправки в Федеральный закон "Об оружии", разработанной МВД России и уже принятой Госдумой в первом чтении.

В Договорно-правовом департаменте МВД России корреспонденту "Российской газеты" рассказали, что законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и статью 20.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях" предполагает совершенствование правил оборота оружия, имеющего культурную ценность. Разработали его после постановления Конституционного cуда, который предложил законодателям "конкретизировать правила оборота старинного (антикварного) оружия, в том числе холодного оружия, имеющего культурную ценность, и исключить неопределенность правового регулирования оборота такого оружия с учетом специфики его использования, а также установить ответственность за их нарушение, соразмерную требованиям как обеспечения общественной безопасности, безопасности жизни и здоровья людей, так и защиты культурных ценностей и сохранения культурного наследия".


Условия применения оружия сотрудниками ФСБ пропишут в законе

До сих пор действует норма, прописанная в Уголовном кодексе в пункте 4 статьи 222. Пока за продажу боевого антиквариата установлена та же степень ответственности, что и за продажу холодного оружия. Но год назад Конституционный суд признал не соответствующим Конституции это положение. Кстати, поводом послужило судебное разбирательство, о котором в прошлом году рассказала "РГ".

Некоторая либерализация компенсируется и определенным ужесточением.

Теперь оружие могут кофисковать
Напомним, гражданка Наталья Урюпина обратилась в Конституционный суд, чтобы обжаловать вынесенный ей приговор в Пресненском районном суде Москвы. Там мировой судья назначил ей полгода лишения свободы условно за попытку продать два парадных германских кортика периода Веймарской республики. Впрочем, Наталья Владимировна даже не успела еще выставить клинки на продажу, а только попросила антикваров оценить вещи. И тут бдительные полицейские и прокуроры задержали "опасную" торговку не менее "опасными для здоровья и жизни окружающих предметами". Впоследствии Урюпину освободили от наказания по амнистии, но ее судимость была подтверждена вышестоящими судебными инстанциями. Тем не менее она продолжала настаивать на своей невиновности.

Правоохранители утверждали, что дама нарушила Закон "Об оружии", где регламентируется торговля холодным оружием. Причем они настаивали, что кортики именно боевое колющее холодное оружие, изготовленное для поражения противника. Гражданка Урюпина и вместе с ней министерство культуры возражали. Они справедливо утверждали, что кортики предметы культуры и искусства, историческая ценность. Да, когда-то кортик считался рыцарским "оружием милосердия" - им добивали закованных в латы воинов, отказавшихся сдаться.

Путин усилил ответственность за незаконный оборот оружия

Но по-своему правы правоохранители, опасающиеся бесконтрольного оборота действительно опасных предметов. Теперь, если поправки в Закон "Об оружии" будут приняты, многие коллекционеры и просто владельцы старинных клинков уже смогут не опасаться претензий правоохранителей. Государственную экспертизу оружия, имеющего культурную ценность, копий и реплик старинного будут производить в прежнем порядке, установленном российским правительством. Это особенно важно и для организаторов и участников различных исторических форумов, выставок. Правда, некоторая либерализация в правилах владения и оборота такой вот боевой старины компенсируется и определенным ужесточением. Законопроект предлагает внести в Кодекс об административных правонарушениях дополнительный вид наказания за нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия. Теперь помимо штрафов оружие могут конфисковать.

Кстати

Спрос на холодное историческое, коллекционное и антикварное оружие в России возрастает. Штыки к винтовкам былых войн стоят от полутора до 30 тысяч рублей в зависимости от состояния клинка и модели. Копии драгунских шашек от 7 тысяч рублей, а подлинники от 30 - 40 тысяч рублей. Есть экземпляры, которые оценены в такие же суммы, только уже в долларах. Понятно, что верхний ценовой предел бесконечен. Число настоящих коллекционеров определить невозможно, но эксперты МВД предполагают, что в России их более 50 тысяч человек.

"Российская газета" - Федеральный выпуск ?6717 (146)

https://vk.com/pravo_na_oruzhie?w=wall-33580882_182122

Spiridonov
Rasvet
Всякие инициативы от мвд в мусорное ведро. Ибо лукавы оне. Свободный оборот нужно дать всем железюкам. А то доживемся до законов как в стране Ф (китай).
Или как в Британии или Арабских Эмиратах
zibert paul
Rasvet
написано 9-7-2015 07:42
А, что в британии с ножиками?

Там вроде как даже ножи типа Опинелей и Швейцарцев запрещены, меня перед поездкой в турагентстве предупреждали. Однако этот запрет не помешал гостю с юга носить нож и применить по солдату тоже не помешал.

zibert paul
в его доме будет его закон.

Там отделные места -черный мрак.

zibert paul
днако им это очень
выгодно, весь народ становится преступником

Точно!!! Всегда есть за что прижать.

DesertGhost
или Арабских Эмиратах
В Эмиратах - турист с фотиком за 2 килобакса и всякими кошельками-барсетками может круглосуточно лазить по самым глухим местам - и ничем при этом не рискует. Немножко разные законы и , соответственно, другой менталитет. Если у нас наркоша из промышленного района города будет знать, что его повесят, если поймают с наркотиками - врядли он будет ширяться в подворотне и охотиться за туристом, штоб на дозу набрать.
Directorverona
По-моему даже стволы антикварные в полностью исправном состоянии продаются и на них не требуется никакого разрешения. Кто-то даже шутил, что мол скоро антикварными станут ТТшники. Закон четко обозначает 100-летний рубеж, после которого оружие перестает подпадать под закон об оружии и становится исторической ценностью. И вот уже даже деактив такого оружия подпадает под уголовную статью об умышленной порче предметов имеющих культурную или историческую ценность. Исключение из правил, лишь оружие состоящие на вооружени. Так что ТТшничком культурно-историческим мы вряд ли обзаведемся, а вот кольтом или браунингом вполне!
А судья, что выносила приговор по этому делу с клинками просто дебилка. И это не оскорбление, а медицинский диагноз. Им что закон, что не закон, пофиг. Не думают они, что им за беззакония отвечать придется, а зря...