Оружие лэнд- лиза.

GFO

Сталкивался с разными мыслями по этому поводу. Одни орут гавно, другие -рулез. Факты и ваши мнения похалуйста. Понимаю, что вопрос почти политический. Его не один раз поднимали в разделе у Фокса. Предупреждаю: при уклоне в сторону политики туда и переедет. Если Фокстрот будет несогласен удалю. Итак факты, мысли комментарии. Обсуждаеться все от эсминца до тушенки.

GFO

Для затравки

Американский вездеход 'Виллис' по праву считается легендарным автомобилем Великой Отечественной войны. Об этом могут и сегодня сказать те, кто сталкивался с этой машиной на полях сражений, кому лично довелось вместе с ней служить. Об этом говорит сама история возникновения и жизнедеятельности уникального джипа.

А история 'Виллиса' берет начало с 1940 года, когда военное руководство Соединенных Штатов всерьез задалось целью создания в стране многофункциональной машины повышенной проходимости. Однако годом раньше к разработке армейского автомобиля-разведчика со всеми ведущими колесами приступила автомобильная фирма 'Виллис-Оверлэнд Моторс Инкорпорейтед' из города Толедо, штат Огайо. В мае 1940-го военные конкретно очертили основные требования к своему заказу: при вместимости четыре человека или грузоподъемности 272,2 кг автомобиль типа 4х4 с двигателем мощностью не менее 40 л. с. должен был весить не более 589,7 кг при колесной базе 2 032 мм и колее не шире 1 193,8 мм. К тому же, по условиям контракта, общую компоновку новой легковой командирско-разведывательной машины с основными ее характеристиками нужно было дать через 5(!) дней. Опытные же образцы должны были появиться через 49 дней.
135 фирм-производителей автомобилей и агрегатов к ним были поставлены перед этим фактом. Однако откликнулись и решили попробовать себя в деле всего две - 'Виллис-Оверлэнд' и 'Америкэн Бантам Кар Компани' из города Батлер, штат Пенсильвания. Последняя умудрилась-таки уложиться в заданные сроки и в конце концов продемонстрировала свой прототип авто, снаряженная масса которого, правда, немного превышала заданную - 921 кг. В машине были использованы 4-цилиндровый двигатель фирмы 'Континенталь' мощностью 45 л. с. объемом 1 830 куб. см и трансмиссия, впоследствии ставшая типовой для последующих 1/4-тонных легковых автомобилей американского производства данного класса.
А вот фирма 'Виллис', несмотря на уже имеющиеся наработки в этом направлении деятельности, посчитала не совсем реальным выполнение работы в указанные военным ведомством США сроки. Проект по созданию автомобиля со снаряженной массой не менее 1 043 кг и двигателем мощностью 60 л. с. было решено реализовать в жизнь за 75 дней. И вот в октябре 1940 года на свет появился первый опытный образец 'Виллиса' под названием 'Квад' ('четверть').
Обе модели пришлись американскому военному ведомству по душе, и как результат - обе фирмы получили срочный заказ на изготовление 140 машин (по 70) с последующей их проверкой 'на прочность' в условиях войскового полигона Кэмп Холаберд. Кстати, попутно, не без давления со стороны военных, солидная фирма 'Форд' также включилась в гонку по созданию армейского легкового автомобиля. В ноябре 1940-го появился 'Пигми' с 4-цилиндровым движком мощностью 45 л. с. Масса 'пигмея' составила 998 кг.
Испытания моделей 'Виллиса', 'Бантама' и 'Форда' состоялись вскоре и показали, что первая превосходит остальные по надежности, прочности, динамике, проходимости и другим параметрам. В частности, 'Виллис' имел более мощный двигатель модели 442 'Гоу Дэвил', что дополняло правильный выбор агрегатов и элементов трансмиссии, ходовой части, размерных параметров шасси и кузова. Несмотря на это, военное ведомство решило в дальнейшем продолжать испытания этих моделей, ограничив предельную массу машины - 979,8 кг и подняв скорость до 88,5 км/ч. Более того, каждая фирма получила новые заказы на изготовление - по 1 500 автомобилей усовершенствованной конструкции.
В конце 1940 года фирма 'Бантам' выпустила окончательный производственный вариант 'Бантам-40 BRC'. Всего было построено 2 675 экземпляров этих машин, 50 из которых - со всеми управляемыми колесами. Достаточно много 'Бантамов' поступило в Англию, но еще больше - по ленд-лизу в СССР в конце 1941 года. В этой связи нельзя не вспомнить начало рождения советских машин-вездеходов ГАЗ-64.
Не останавливалась в своем развитии и фирма 'Виллис', где в начале 1941-го был создан вездеход под производственной маркой 'МА', отличавшийся существенно переработанными внешним видом и кузовом. До конца этого года было выпущено 1 500 автомобилей 'Виллис МА'. Столько же единиц переработанной техники выпустил и 'Форд'. Новая модель 'пигмея' получила наименование 'GP' ('джи-пи' - от слов 'дженерал перпоуз' - общего назначения, откуда и пошло название 'джип'). Машина эта имела ряд недостатков, главные из которых заключались в относительной слабости двигателя и коробки передач.
И вот в августе 1941 года поистине знаменитым на свет родился 'Виллис MB'. Отвечая всем требованиям военных, эта машина победила-таки в соревновании 'одноклассников' трех фирм-производителей. В декабре 1941 года началось их массовое производство. Военное время требовало большого количества этой техники, и потому с ноября 1941 года параллельно с 'Виллисом' легковые вездеходы вновь начал выпускать 'Форд'. Модель 'Форд GPW' ('дженерал перпоуз Виллис') практически ничем не отличалась от 'MB', только передней поперечиной рамы. Ежедневный выпуск на заводе фирмы 'Виллис' составлял 400 машин. Для производства двигателей он получал от фирмы 'Понтиак' полуобработанные блоки цилиндров и поршни, от других фирм поступали поршневые кольца, коробки передач со сцеплением, ведущие мосты, рамы, рессоры, колеса, рулевое управление, электрооборудование и т. д. Всего до июля 1945 года 'Виллис' произвел 361 349 автомобилей 'MB', а 'Форд' - 277 896 машин 'GPW'.
С 1942-го по 1945 год в СССР по ленд-лизу было поставлено около 52 тысяч 'Виллисов', которые поступали в полуразобранном состоянии и собирались на заводе в Коломне. Практически в неизменном виде легендарные автомобили выпускались до 1950 года. Но даже сегодня, спустя столько лет со дня своего рождения, старички 'Виллисы' по-прежнему незабываемы.


НЕКОТОРЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 'ВИЛЛИС МВ'
Полноприводной легковой вездеход с передним продольным расположением двигателя. Двигатель - 4-цилиндровый, рядный, карбюраторный, нижнеклапанный, с водяным охлаждением, с максимальной мощностью 60 л. с. и предельным крутящим моментом 14,52 кГм (по американскому стандарту). Характерным отличием этого двигателя было использование неподвижно закрепленного в верхней головке поршневого пальца, цепного привода распредвала, маслонасоса с внутренним зацеплением шестерен, водяного насоса, не требовавшего смазки подшипников в эксплуатации. Следует отметить применение на двигателе широко стандартизированных в армии США агрегатов и элементов: генератора, реле-регулятора, аккумулятора, прерывателя-распределителя, бензонасоса, карбюратора, термостата, фильтра тонкой очистки масла, контрольных приборов. Сцепление: однодисковое, сухое типа 'Атвуд-Трилендер' фирмы 'Борг энд Бэк'. Интересной особенностью его была возможность регулировать усилие сжатия пружин по мере износа накладок ведомого диска. Выжимной подшипник не требовал смазки.
Коробка передач: 3-ступенчатая фирмы 'Уорнер' с синхронизаторами на 2-й и 3-й передачах. Раздаточная коробка фирмы 'Спайсер', объединенная с двухступенчатым демультипликатором, крепилась непосредственно к коробке передач без промежуточного вала. Привод переднего моста мог отключаться. Карданные валы: два, открытые, с шарнирами на игольчатых подшипниках, с телескопическими соединениями. Задний мост: фирмы 'Спайсер', с гипоидной главной передачей и неразъемной балкой, с разгруженными полуосями колес, ступицы и шестерни которых были установлены на конических подшипниках. Передний мост: ведущий и управляемый, фирмы 'Спайсер', в основе своей аналогичен заднему. http://www.korvet.by/journal/2000/08/00100822.asp

[edited by GFO]

Alsi

Основной недостаток - узкая колея - поэтому русскую кальку - ГАЗ-64 срочно в ГАЗ-67 переделали...

GreenG

Не знаю, правда, или нет, говорят среди зам по тылу, менялся один кюбельваген на два виллиса.

Ну а за Доджи, Студеры и пр. конечно хорошие на тот момент машины.

Закон о ленд-лизе принимался в 41 году в основном для Англии, и поставки ей несоизмеримы с поставками в СССР. Англия расплатилась базами и лишением статуса Королевы морей. Какие активы СССР привлекал для погашения задолжностей по поставкам? Или, как я слышал, в нашем случае речь шла о возврате техники по окончании боевых действий. Каковой возврат собственно не вписывался в закон о ленд-лизе.

Кто в курсе истории вопроса?

ЗЫ

До большинства солдат 44-45 Второй Фронт дошел в виде консервы, и таковым и остался для их детей и внуков. Консерва была ничего...

AlexPiter

Для сведения: ЛЕНД-ЛИЗ В ЦИФРАХ

Общий объем поставок в СССР по ленд-лизу составил 11 млрд. 260 млн. 344 тыс. долларов, в том числе 9,8 млрд. долл. из США. Четверть всех грузов составило продовольствие.

Некоторые грузы, поставленные СССР по ленд-лизу в 1941-1945 гг.

Из Великобритании: 7400 самолетов; 4292 танка; 5000 противотанковых орудий; 472 млн. снарядов; 1800 комплектов радиолокационного оборудования; 4000 радиостанций; 55 тыс. км телефонного кабеля; 12 тральщиков.

Кроме того, продовольствия, медикаментов и заводского оборудования на 120 млн. фунтов стерлингов.

Из Канады: 1188 танков. Автомобили, промышленное оборудование, продовольствие.

Из США: 14 795 самолетов; около 7500 танков; 376 тыс. грузовых автомобилей; 51 тыс. джипов; 8 тыс. тягачей; 35 тыс. мотоциклов; 8 тыс. зенитных орудий: 132 тыс. пулеметов; 345 тыс. т взрывчатых веществ; 15 млн. пар солдатской обуви; 69 млн. кв. м шерстяных тканей; 1981 локомотив; И 156 железнодорожных вагонов; 96 торговых судов; 28 фрегатов; 77 тральщиков; 78 больших охотников за подводными лодками; 166 торпедных катеров; 60 сторожевых катеров; 43 десантных судна; 3,8 млн. автомобильных шин; 2 млн. км .телефонного кабеля; 2,7 млн. т бензина; 842 тыс. т различного химического сырья.

Кроме того, продовольствия на 1,3 млрд. долл., а также станки, дизель-генераторы, радиостанции, шинный завод, обмундирование, медикаменты, различное оборудование и запасные части.

Что касается боевых кораблей, то основная их масса (кроме 12 английских тральщиков, поступивших в 1942-1943 гг.) была получена лишь начиная со второй половины 1944 г.

Тральщики из США и Канады вошли в состав Балтийского и Черноморского флотов уже после победы над Германией. Значительная часть кораблей, поступивших на Тихоокеанский флот, также не могла быть использована в военных действиях против Японии.

Хотя общий объем поставок составлял примерно 4% валового промышленного производства в СССР в 1941-1945 гг., ленд-лизовская техника по отдельным видам вооружений составляла весьма значительный процент. В частности, по автомобилям - около 70%, по танкам - 12%, по самолетам - 10%, в том числе морской авиации - 29%.

Это так, для справки.

С уважением,

Алексей

DENI

А как вы думаете, куда шел крейсер Эдинбург с грузом золота? Вот как раз за ленд-лиз и платить. И это был только первый транш...

Теперь по технике ленд-лиза.
Автомашины.
Студебеккер - с 1943 года практически вытеснил наши автомашины. "Катюша" точнее БМ-31 монтировалась на базе студера.
Виллис - уже описано, добавлю, что по воспоминаниям на скорости свыше 90 км/ч он становился неустойчивым и запросто переворачивался.
Додж 3/4 - замечательный внедорожник. Фору современным дать может. За счет грузоподъемности и тяговых характеристик особенно любим артиллеристами и зенитчиками.
Танки.
Американские Шерман - просто мишень, великолепная мишень.
Все английские - от БТ-7 недалеко ушли. Думаю понятно. Матильд у на не было, но КВ бееспорный лидер на 41-42 гг. Челенджер - обзор никакой, при размерах снарядоловителя.
Авиация.
Вот тут все неоднозначно.
Великобритания.
Харрикейн - вроде как истребитель... по названию, года для 1938, не позднее. Вобщем уровня нашего И-16 при хреновой горизонтальной маневренности. "Летающая баржа" - в этом его определении были едины пилоты всех стран, летавших на нем.
Спитфайр. Мк5 - обожали использовать как разведчик. После появления девяток - в ПВО. Себя мало проявили, из-за особенности использования. У спита хорошая высотность, при хорошем вооружении. Это значительно лучше МиГ-3. Так что были в ПВО в освном.
Хэмпден. Был такой бомбер-торпедоносец. Попало к нам мало - не более 30 штук, Устаревший, но на отсутствие Ил-4 и он помог на Севере.
США.
Р-39 Аэрокобра - замечательный самолет. Обожаем и любим нашими пилотами и за мощнеейшее вооружение и за хорошие пилотажные и разгонные характеристики, и за замечательную технологичность в ремонте. Ну это вобщем всем известно.
Р-63 Кингкобра - развитие Аэрокобр, делалась только для нас (чуть для франции) но, у был запрет на их использование в войне с Германией. Так что на фронте были единицы.
Р-47 Тандерболт - только в ПВО. Было около 200 штук. Ничем себя не проявили, да и негде...
В-25 Митчелл - хороший средний бомбардировщик США, с исключительно мощным оборонительным вооружением. У нас стал дальним...
А-20 Бостон. Обожаем флотскими летчиками, получившими его в замен Ил-4. И скорость, и маневренность (кстати А-20 стал нашим первым истребителем с РЛС, когда после вйны их передвали американцам - они очень удивились изменением в планере - зашитыми вырезами под антенны РЛС) А уж вооружение - 2 торпеды против одной на Ил-4, говорит само за себя. И топмачтовик был замечательный.
С-47, он же ДС-3, он же Ли-2. Ну что сказать, нечего сказать. Потому как уже давно все сказано. Просто вещь!!! Не было бы его - война бы кончилась лет на 5 позже. Он всех союзников возил...
На самом деле все выше описанное это только верхушка айсберга. Технологии - вот что важнее.

Antti

The first Soviet officer into Vienna in front of his M4A2 Sherman

Soviet Valentines and Cossacks attacking


M3A1 in action at Taman Peninsula 1942


Universal Carrier in action

[edited by Antti]

Parabellum

Насчет танков - есть дополнения....
шерманы ( особенно первые поставки) были одеты в так называемую "вязкую" броню, которая очень понравилась нашим танкистам.. конечно с "Пантерами " и "Тиграми " на них не повоюешь, но с линейкой Т1-Т4 они вполне успешно справлялись ( что , кстати, и к нашим Т34 ( кроме Т34-85 )относиться)
с английскими танками было хуже.... хотя "матильда" была очень прилично забронирована.. но вот скорость и вооружение были просто смешными...

GFO

Господин Парабеллум.
Вы как человек помацавший железо стреляющее, расскажите что, да как. При условии что есть время, а проще опишите то, че вам больше всего понравилось.
А то спорим о том что не видели.
"Хотелось бы послушать начальника транспортного цеха" (с) М.Жванецкий.

Parabellum

To GFO
ОFF (будешь издеваться - приеду в Москву на закрытие сезона и цинично расстреляю из привода 😊 Кстати, ты связался с московскими страйкерами ?)

хорошо сказал - помацавший....... я ж на шермане не ездил.. а субъективно в любом оружие и технике можно найти как кучу плюсов так и наоборот...
попался мне как то рассказ про то, как народ в аэродромной охране сравнивал ППШ и Томсон... типа Томсон лопату ( по которой стреляли ) не пробил а свалил... а ППШ пробил.. вот и разберись что нужнее- в ближнем бою с одного выстрела гарантировано обездвижить противника или проделать ему дырку в мягких тканях, с которой он еще хрен знает сколько двигаться сможет...

теперь по делу...

про авиацию - ничего не скажу.... не великий спец в данной области..... хотя то, что Покрышкин летал на "кобре " уже неплохо говорит о качестве самолетов поставляемых..

а вот танки - енто к нам ( как никак учился и работал на кафедре гусеничных машин ленинградского Политеха)
ну с английскими танками разговор особый... до появления "Центуриона " у них ничего приличного не было....
а вот Шерман зря ругают.. не хуже Т4 был...
особено модификации с длинноствольным орудием .

( сразу оговорюсь - это личное мнение )

хотя оно совпало с мнением авторов "энциклопедии танков " там есть отличная статья " танки ленд-лиза". жаль , сканера у меня нет - всю бы выложил. на мой взгляд - там самая объективная оценка той техники

кстати, нам поставлялись модификации в основном с дизельным движком , т.к. в штатовской армии был стандартизован бензиновый )
шерман отличался от 34ки шикарными условиями работы экипажа..так же стоял зенитный пулемет ( чего у нас не было ) хотя высоковат был, проходимость была хуже... НО лучшего то у них и не было ! а мы в их поставках нуждались...
опять же - все до одного БТР были ленд-лизовскими... мы их просто не выпускали...
и, прошу не забывать , практически все описания ленд-лизовского оружия делались во времена холодной войны.... вот наш и писали, что посталяли нам всякий хлам....
а откуда , например, взялись ВСЕ корабельные зенитки калибра 20 мм ? Именно из этих поставок.. чудненькие "Эрликоны"
практически все торпедные катера северного флота были американскими. кстати , и пулеметы на них стояли "браунинги " а не ДШК...
ну про автомашины тут уже сказали.. осталось добавить про плавающие автомобили и другое десантно-переправочное имущество.

стрелковое оружие не применяли из за других боеприпасов... да и поставки его не были столь значительными , как тяжелого вооружения. хотя на складах этого добра еще......... и м1911. и BARы и "Томпсоны"

GFO

Да не я не про то железо, которое ползает , летает и плавает. Я про то которое кадухис на живот разносит свинцовыми пилюлями.
Со страйкерами связаться нет времени, да и круг у них свой, лопухов типа меня там не жалуют.
А по поводу расстрелять: 'У самих револьверы найдуться' (с) Полиграф Полиграфыч

Laborant

Один из моих дедов воевал, как раз на Шермане, в самом конце войны. Так вот, по дошедшим до меня его рассказам, первое, что делали с новым Шерманом, это обдирали с него всю "комфорту" (слово его) как-то сиденья экипажа мягкие 4шт., обивку внутреннюю и пр., всё это шло в блиндажи и на продажу. а иначе, говорит, горели танки-то.

ErmiAk

Еще по Шерману. Внимательнее посмотрите на фотки, те что выше. Особенно на ходовую часть (наверное от предков Ли и Гранта осталась). Дык вот, в Союзе и Германии спокойно перешли на нормальные шасси (ну, некоторые с шахматным расположением перемудрили 😊), а амеры так и ездили на танке древней конструкции.

А еще они загнали нам тех самых Грантов и Ли. Все преимущества-недостатки видны на фото.

Неопределенно откуда...

В СССР танки М3 встретили без восторга. К середине 1942 году его броня уже не спасала М3 от немецких 75-мм танковых пушек. Необходимы были скорость, скрытность и маневренность. Высокий, имеющий на русских дорогах плохую проходимость, с маломощным двигателем (340 л.с. против 450 л.с. у T-34-76 такого же веса), к тому же весьма чувствительному к топливу и маслу, М3 не вызывал восторга у советских танкистов.


Но самым большим недостатком М3 были резино-металлические гусеницы. Во время боя резина выгорала и гусеница разваливалась. Танк становился неподвижной мишенью. М3 советские танкисты окрестили "Братской могилой на шестерых". Примером может послужить рапорт командира 134-го танкового полка Тихончука от 14 декабря 1942 г.: "Американские танки в песках работают исключительно плохо, беспрерывно спадают гусеницы, вязнут в песке, теряют мощность, благодаря чему, скорость исключительно мала. При стрельбе по танкам противника, в виду того, что 75-мм пушка установлена в маске, а не в башне, приходится разворачивать танк, который зарывается в песок, что очень затрудняет огонь."


kiowa

А когда было принято решение гнать самолеты своим ходом из США, а не везти их на пароходах?

DENI

Весной 42-го... ТОлько их и гнали, и везли.

Alsi

про Виллис