M1911 в Русской армии

WouWar

О кольтах М1911 в русской армии писалось не раз. Немало о нём упоминаний и в худ. Литературе. Но вот эти два прелюбопытных воспоминаний 'кольтоносцев' того времени навели меня на мысли.

Некто С.Е. Хитун, бывший студент-юрист, а затем юнкер Петроградской школы инженеров-прапорщиков пишет о своем выпуске в мае 1917 года:

'Казенное оружие полагалось выпускным в виде автомата Кольт (с вычетом 75-ти рублей) и кортика морского образца вместо шашки:'

А вот занимательный кусок, относящийся к арестам большевиками офицеров в декабре 1917 года (Москва).

':Хотя мы были уверены, что ничего антиправительственного не могло быть найдено этим обыском, все же Петр, Франк и я были выведены солдатами на площадку лестницы, где в слегка открытой двери соседней квартиры мелькнуло заплаканное лицо Наташи. Уже когда мы спускались по лестнице, до нас донесся строгий голос тети Сони:
- Завтра... сама буду хлопотать... о вашем самоуправстве... перед начальством... И еще что-то, заглушенное расстоянием и топотом ног.
Факт незначительный, но и необычный для того смутного времени в России был тот, что за рулем автомобиля, в который нас всех втолкнули, сидела женщина.

Но действительно характерным для тех хаотических большевистских действий было то, что у меня в кармане моих галифе оставался заряженный 45-го калибра Кольт. Меня они не обыскали...

Посещая уборную, я думал каждый раз каким способом сбыть мой Кольт, чтобы не усилить подозрение и гнев комиссаров, когда он будет, рано или поздно, обнаружен в кармане моих брюк. Но сопровождавший меня часовой не спускал с меня глаз и запретил закрывать дверь. Итак, я по-прежнему сидел под строгим арестом, вооруженный 45-м Кольтом с обоймой восьми боевых патронов. У меня не было и мысли использовать его, чтобы вырваться на свободу - настолько я был уверен в непричастности к предъявленным мне обвинениям и в том, что мой арест просто суматошная ошибка, которая вот-вот исправится моим освобождением.

На десятый день нас троих вывели на улицу, где мы встретились с Петром и Франком. Оттуда вся наша пятерка, под усиленным конвоем, зашагала по средине улицы в Таганскую тюрьму, как нам было сказано старшим конвоиром.

На Тверской-Ямской улице Петр взмолился к старшому с просьбой нанять за его счет такси, чтобы скрыть свое позорное шествие от глаз прохожих, многие из которых знали его как владельца автомобильной школы.

Конвоир учел длинный путь до тюрьмы и дал согласие на наем лимузина -при условии, что арестованные будут ехать в абсолютном молчании.

В тюрьме, опытные руки тюремщиков-профессионалов немедленно прощупали мой Кольт. Но привыкшие ко всяким 'сюрпризам' в это сумбурное время, они эту находку ничем не отметили, кроме удивленных глаз:

Пишет А. Еленевский, автор мемуарной статьи 'Военные училища в Сибири (1918-1922)':

'Май-июнь 1919 года были посвящены усиленным занятиям в поле, на полигоне, топографии и окопному делу. В последних числах июня полубатарея была переведена на станцию Михалево, где получила во владение орудия и лошадей от запасной батареи и провела экзаменационную стрельбу из 3-дюймовых пушек - 2 июля стрельба была спешно закончена, ночью нас вернули в училище, а 3-го было производство в подпоручики, хорунжие и корнеты...' При производстве были выданы подъемные - 2800 рублей и огромные пистолеты Кольта без кобуры. Переменив юнкерские погоны на офицерские, 5 июля молодые офицеры спешно отправились по местам своего назначения.

Новый прием юнкеров начал свои занятия по отъезде молодых офицеров. Так как выпускные уехали в своем обмундировании, то строй молодых юнкеров запестрел - шинели теперь были и русские и японские, часть была в полушубках, то же самое и с сапогами, - были и русские и японские, далее часть винтовок была переменена на японские, несмотря на то, что в цейхгаузе Иркутского казачьего дивизиона было 5000 винтовок:'

Что получается (отвлекаясь от описания эпохи):

1. Кольты выдавались курсантам технических училищ (артиллеристы, инженеры).
2. Они были без кобуры.

По последнему пункту вопрос к обществу - а какие кобуры кольту подходили? Штейра? А может, и нагана (резерв там большой)? Ведь о чем-то думало военведомство, закупив десятки тыс. пистолей без кобуры. Или никто не о чем не думал, и таскал 'автомат' в кармане - по примеру тормозного интеллегента Хитуна?

С уважением.

TerMind

вооруженный 45-м Кольтом с обоймой восьми боевых патронов
Наверное ошибка автора. У Кольта 1911 обойма семизарядная.

Ill

TerMind
Наверное ошибка автора. У Кольта 1911 обойма семизарядная.

Патрон в патроннике....

ЭйМС

"волны черного моря"-продолжение "белеет парус одинокий" Катаева, там главный герой тоже кольтом пользавался.

Strelok13

TerMind
Наверное ошибка автора. У Кольта 1911 обойма семизарядная.

И обоймы у него, если совсем строго разобраться, нет.

Заряжающий

И обоймы у него, если совсем строго разобраться, нет.
Ну это вы уже чересчур строги.

бес

ЭйМС
"волны черного моря"-продолжение "белеет парус одинокий" Катаева, там главный герой тоже кольтом пользавался.
Роман, вроде, называется "За власть Советов!", там прапор Петя после госпиталя в Одессу на побывку заявился с таким кольтом

WouWar

А все-таки, как насчет вопроса о кобуре? Куда кольт влезал?

Ill

Из воспоминании участника расстрела царской семьи М. А. Медведева (Кудрина)
Далеко за полночь Яков Михайлович проходит в комнаты доктора Боткина и царя, просит одеться, умыться и быть готовыми к спуску в полуподвальное укрытие. Примерно с час Романовы приводят себя в порядок после сна, наконец - около трех часов ночи - они готовы. Юровский предлагает нам взять оставшиеся пять наганов. Петр Ермаков берет два нагана и засовывает их за пояс, по нагану берут Григорий Никулин и Павел Медведев. Я отказываюсь, так как у меня и так два пистолета: на поясе в кобуре американский 'кольт', а за поясом бельгийский 'браунинг' (оба исторических пистолета - 'браунинг' ? 389965 и 'кольт' калибра 45, правительственная модель 'С' ? 78517 - я сохранил до сегодняшнего дня). Оставшийся револьвер берет сначала Юровский (у него в кобуре десятизарядный 'маузер'), но затем отдает его Ермакову, и тот затыкает себе за пояс третий наган. Все мы невольно улыбаемся, глядя на его воинственный вид...

WouWar

Я отказываюсь, так как у меня и так два пистолета: на поясе в кобуре американский 'кольт', а за поясом бельгийский 'браунинг' (оба исторических пистолета - 'браунинг' ? 389965 и 'кольт' калибра 45, правительственная модель 'С' ? 78517 - я сохранил до сегодняшнего дня).


Интересно, что за кобуру расстрельный товарищ отвел кольту?

К слову, сам Юровский вспоминал, что у него тоже был кольт кроме маузера. И тоже хранил "для истории" и номера помнил - маузер ?167 177, кольт ? 71 905. Интересно, что номера кольтов у обоих близки и это последняя поставка в Россию(заканчивалась на С 80000). Интересно, что в Свердловском краеведческом музее (когда был Свердлоск и был музей) числился в фондах маузер близкого к Юровскому номера - 161 474.

А вот браунинг, судя по большому номеру, был, скорее всего обр. 1900.