STUKA

ErmiAk

Компиляция из разных источников
Ни один другой самолет II мировой войны не вызывал более широкой дискуссии и пробуждал столько противоречивых мнений, чем Ju.87, неказистый угловатый пикировщик самый известный самолет люфтваффе. Этот самолет Юнкерса стал синонимом слова "Штука" (от Sturzkampfflugzeug - обозначения всех пикирующих бомбардировщиков) и вызвал жаркие споры в составе высшего командования люфтваффе. После польской и французской кампаний самолет стал почти легендой, и его сторонники создали вокруг него ореол превосходного и непревзойденного оружия.

Ju.87 действительно имел вид хищной птицы, а в угловатых контурах было что-то дьявольское его радиатор напоминал широко разинутую пасть, а неубирающееся шасси с обтекателями выпущенные когти. Все это производило сильный психологический эффект на тех, на кого он с неумолимой точность сбрасывал бомбы. Это была очень прочная машина, с отличной управляемостью, с довольно хорошим обзором и относительно хорошей для такого самолета маневренностью. Он предоставлял своему экипажу отличную возможность поразить цель с пикирования, обеспечивая отклонение бомб менее 30 метров от цели. Все это было прекрасно, но за этим скрывались и серьезные недостатки. Использование Ju.87 было возможно лишь при полном превосходстве в воздухе. Самолет оказался очень уязвимым и был идеальной целью для истребителей. Первые же серьезные столкновения с современными истребителями во время битвы за Англию привели к началу заката карьеры Ju.87.

Существовали следующие модификации:

Ju.87V1 - первый прототип. Отличался 12-цилиндровым двигателем Роллс-Ройс "Кестрел IIS" мощностью 525 л.с. с двухлопастным деревянным винтом, двухкилевым оперением и отсутсвием воздушных тормозов. Первый полёт 19 сентября 1935 года.
Ju.87V2 - второй прототип. Отличался однокилевым оперением, двигателем Jumo.210Aa мощностью 610 л.с. и воздушными тормозами. Первый полёт 25 февраля 1936 года.
Ju.87V3 - третий прототип. Отличался увеличенным хвостовым оперением с небольшими шайбами на концах. Для улучшения обзора двигатель опущен вниз. Первый полёт 27 марта 1936 года.
Ju.87V4 - прототип Ju.87A. Отличался ещё более опущенной моторамой, угловатым килём увеличенной площади, новыми обтекателями стоек шасси и фонарём кабины. Первый полёт 20 июня 1936 года.
Ju.87V6 - опытный с двигателем Jumo.211Aa мощностью 900 л.с. Первый полёт 14 июня 1937 года.
Ju.87V7 - прототип Ju.88B. Отличался новыми маслорадиаторами. Взлётная мощность двигателя увеличена до 1000 л.с.
Ju.87V8 - прототип для статических испытаний. Отличался конструкцией фонаря кабины.
Ju.87V9 - эталон для серии Ju.87B-1.
Ju.87V21 - опытный с двигателем Jumo.211F мощностью 1383 л.с. Первый полёт в марте 1941 года.
Ju.87V22 - прототип Ju.87D. Отличался компоновкой водо- и маслорадиаторов, усиленным бронированием, улучшенной аэродинамикой. Первый полёт в феврале 1941 года.
Ju.87V23 - прототип Ju.87D. Отличался усиленными стойками шасси. Первый полёт в апреле 1941 года.
Ju.87V24 - прототип Ju.87D. Первый полёт в мае 1941 года.
Ju.87V25 - прототип тропического Ju.87D-1/Trop.
Ju.87A - первый серийный вариант с двигателем Jumo.210. Отличался улучшенной аэродинамикой и повышенной прочностью. Бомбовая нагрузка составляла 500 кг. Изготовлено 262 самолёта. К 1939 году все выведены из боевого состава и использовались как учебные.
Ju.87A-0 - предсерийный. Отличался двигателем Jumo.210Ca. Изготовлен в конце 1936 года.
Ju.87A-1 - серийный. Отличался установкой одного крыльевого пулемёта MG-17 (в правом полукрыле), ассиметричным капотом двигателя, уменьшеным рулём направления. Выпускался в 1937 году. Изготовлено 808 самолётов.
Ju.87A-2 - с двигателем Jumo.210Da мощностью 680 л.с. Отличался винтом с более широкими лопастями, закруглённой верхней кромкой руля направления, увеличенной хордой триммера. Выпускался с конца 1937 года до весны 1938. 2 самолёта поставлены в Японию.
Ju.87B - с двигателем Jumo.211A. Увеличен вынос колёс шасси вперёд, количество пулемётов увеличено до 3.
Ju.87B-0 - предсерийный. В 1938 году изготовлено 10 (по другим данным 15) самолётов.
Ju.87B-1 - серийный. Отличался трёхлопастным металлическим винтом "Гамильтон" и 1 сиреной на правом обтекателе шасси. На самолётах поздних серий устанавливался двигатель с непосредственным впрыском топлива Jumo.211Da мощностью 1140 л.с. Выпускался в 1938-1939 годах.
Ju.87B-2 - доработанный. Отличался изменёнными капотами водяного радиатора, трёхлопастными деревянными винтами изменяемого шага VS-5 (VS-11), 2 сиренами. Бомбовая нагрузка увеличена до 1000 кг. Выпускался с декабря 1939 года. Поставлялся в Италию, Болгарию, Венгрию и Румынию.
Ju.87B-2/Trop - тропический. Отличался противопыльными фильтрами. Поставлялся в Италию.
Ju.87B-1/U2, Ju.87B-2/U2 - с радиокомпасом Peil G-IV.
Ju.87B-1/U3, Ju.87B-2/U3 - с усиленным бронированием.
Ju.87B-1/U4, Ju.87B-2/U4 - с лыжным шасси.
Ju.87C - палубный вариант Ju.87B. Отличался наличием кронштейнов для водила катапульты, посадочного гака, дополнительных топливных баков, складывающихся (вручную) консолей крыла с надувными баллонами, отстреливающимся при аварийной посадке на воду шасси.
Ju.87C-0 - предсерийный. В 1939 году изготовлено несколько самолётов. Принимал участие в боях против Польши. Уцелевшие самолёты до 1944 года использовались для различных экспериментов.
Ju.87C-1 - серийный. В 1939 году выпущена небольшая партия. В последствии все самолёты переоборудованы в Ju.87B-1.
Ju.87D - модернизированный. Отличался новой носовой частью фюзеляжа, усиленным шасси, двигателем Jumo.211J-1 мощностью 1400 л.с., задней стрелковой установкой GSL-81Z с двухствольным пулемётом MG-81Z. Бомбовая нагрузка увеличена до 1800 кг.
Ju.87D-1 - серийный. Выпускался фирмой "Везер" с весны 1941 года. С 1942 года применялся в войне против СССР.
Ju.87D-1/To - торпедоносец (опытный).
Ju.87D-1/Trop - тропический. Отличался дополнительными фильтрами. С 1942 года применялся в Северной Африке.
Ju.87D-2 - буксировщик планёров. Отличался усиленной хвостовой частью, костылём и буксирным крюком. Применялся в Северной Африке.
Ju.87D-3 - штурмовик-бомбардировщик. Отличался усиленным бронированием и отсутствием сирен, стрелковой установкой GSL-R81Z с увеличенными углами обстрела. Выпускался с конца 1942 года. Изготовлено 1559 самолётов на заводах в Темпельсхофе и Лемвердере. Поставлялся Румынии.
Ju.87D-4 - торпедоносец. Отличался отсутствием тормозных решёток и сирен. Переоборудовано несколько D-1 и D-3. Позже переоборудованы обратно в D-3.
Ju.87D-5 - с крылом увеличенного до 14,98 м размаха. Отличался отстреливаемыми стойками шасси и отсутствием тормозных решёток (на самолётах ранних серий ещё устанавливались). Крыльевые пулемёты MG-17 заменены 20-мм пушками Маузер MG-151/20. В 1943-1944 годах изготовлено 1178 самолётов. Поставлялся ВВС Венгрии.
Ju.87D-6 - упрощенный вариант D-5. Серийно не выпускался.
Ju.87D-7 - ночной штурмовик. Отличался двигателем Jumo.211P с пламегасителями, усиленным бронированием, составом радиооборудования. С начала 1944 года фирмой "Менибум" переоборудовались ранее выпущенные D-3.
Ju.87D-8 - ночной штурмовик на базе D-5. Отличался коническими насадками на стволах пушек.
Ju.87E - палубный торпедоносец на базе Ju.87D. Отличался складывающимися крыльями и отстреливающимися стойками шасси.
Ju.87F (Ju.187) - бронированный штурмовик. Отличался двигателем Jumo.213F-1 мощностью 1850 л.с., новым крылом, убирающимся шасси, усиленным вооружением. Бомбовая нагрузка увеличена до 2000 кг. Осенью 1943 года изготовлено 4 самолёта.
Ju.87G - противотанковый. Отличался 2 37-мм пушками BK-3,7 (Flak.18) под крылом.
Ju.87G-1 - противотанковый на базе Ju.87D-3. В 1943 году переоборудовано в войсках около 70 самолётов.
Ju.87G-2 - противотанковый на базе Ju.87D-5. В 1943 году изготовлено 174 самолёта на заводе в Лемвердере и 34 переоборудовано в войсках.
Ju.87H - учебный. Отличался кабиной с двойным управлением и отсутствием вооружения. Разработан в 1943 году. Выпускался малыми сериями в Лемвердере.
Ju.87H-1 - учебный на базе Ju.87D-1.
Ju.87H-3 - учебный на базе Ju.87D-3.
Ju.87H-5 - учебный на базе Ju.87D-5.
Ju.87H-7 - учебный на базе Ju.87D-7.
Ju.87H-8 - учебный на базе Ju.87D-8.
Ju.87R - дальний. Отличался дополнительными топливными баками. Выпускался с конца 1939 года. Изготовлено около 150 самолётов.
Ju.87R-1 - дальний вариант Ju.87B-1.
Ju.87R-2 - с двигателем Jumo.211H. Отличался составом радиооборудования.
Ju.87R-3 - буксировщик планёров. Отличался крюком в хвостовой части фюзеляжа.
Ju.87R-4 - тропический. Отличался дополнительными фильтрами, антикоррозийным покрытием и электропроводкой повышенной влагоустойчивости.

От себя: Ветераны войны, как с одной, так и со второй стороны вспоминают почти исключительно этот самолет как самый страшный. Короче, победа шла не по следам танков, а летела на крыльях ШТУКИ.

З.Ы Заметьте количество модификаций.

Strelok13

На фоне модификаций Bf109 - немного. Самая выразительная - с кабинками для диверсантов на крыльях.

Strelok13

Уж коли зашло про "Штуку" - а о Руделе кто что думает?
Всё ж персонаж... единственные золотые дубовые листья с мечами и бриллиантами к Рыцарскому кресту. 2530 боевых вылетов, 519 уничтоженных советских танков, около 800 машин, свыше 150 артиллерийских орудий, четыре бронепоезда, около 70 десантных судов и катеров в Крыму, повреждения боевых кораблей - в том числе оторванный нос у линкора "Марат". Сбил (на штуке!!!) девять русских самолётов, из них семь истребителей, остальные - штурмовики Ил-2.
В сорок пятом летал то на Ju 87G2, то на FW190. В феврале 45-го лишился правой ноги, но вернулся в строй с незажившей культёй и продолжил вылеты. Советские зенитки сбивали его 30 (тридцать) раз, но ни разу - истребители, пять раз он был ранен, шесть раз садился за линией фронта спасая экипажи подбитых машин из своей части. Бежал с пулей в плече из советского плена, переплыл реку Днестр (при этом утонул его бортстрелок, оберфельдфебель Хентшель, кавалер Рыцарского креста, 1490 боевых вылетов). 26 марта 1944 года за один день уничтожил 17 танков. Кстати говоря, его книга есть в библиотеке Мошкова.
Сведения о победах - из "Юнкерс Ju 87 Stuka"
изд. "Война в воздухе", номера 19 и 20.

[edited by Strelok13]

Strelok13

Да, вот еще, по поводу статьи в начале дискуссии. Я не уверен в существовании модификации Ju 87G - без цифры. Машины эти не строились специально, а переоборудовались из D-3(Ju 87G-1) или D-5 (Ju 87G-2), и опытные в том числе, насколько я знаю первый экземпляр переделали из D-1, но сомнительно что бы таких машин было несколько, или они попали в войска, прототип же наверняка имел обозначение V (от Versuchs - опытный).
Вообще, едва ли уместно говорить о существовании какого либо варианта - буква без цифры. За него обычно считали именно последние, предсерийные прототипы, которые однако не получали реально такого обозначения. Иногда появлялись серии - для войсковых испытаний с нулём, как FW 190A-0 или Bf 109G-0. Обычно это были самолёты заведомо не вполне соответствующие будущему стандарту (как G-0, с DB-601E вместо DB-605A).

[edited by Strelok13]

Antti

Strelok13
Уж коли зашло про "Штуку" - а о Руделе кто что думает?
...

А чего тут думать?

[edited by Antti]

Antti

Штука

[edited by Antti]

sig

А вот собствено и боевое применение: Первой частью, получившей самолеты Юнкере Ju 87, была I./StG 162 'Иммельман', в которой ранней весной 1937 они заменили самолеты Хеншель Не 123. В декабре 1937 три Ju 87 А-1 из этой группы (переиме-нованной к тому времени в I./StG 163) были отправлены в Испанию. Командиром звена, действовавшего в составе легиона 'Кондор' (Legion Condor), стал лейтенант Герман Хаас. Звено (kette) называлось Jolanthe Ifpttp, по имени свинки, героини весьма популярной тогда в Германии комедии; эта свинка в кон-це концов стала эмблемой части, на-рисованной на обтекателях основно-го шасси. Первый боевой вылет со-стоялся 7 февраля 1938 в районе Теруэля - целью был мост в Састаго.

В октябре 1938 в Испанию от-правились пять Ju 87 В-1, которые участвовали между прочим в наступ-лении в Каталонии, неоднократно сбрасывая бомбы на Барселону. В этой войне была потеряна одна 'шту-ка'. Пикирующие бомбардировщики Юнкерса в период боевых дей-ствий в составе Legion Condor были окружены глубокой тайной. Другие самолеты из этого соединения после окончания боев были переданы франкистам, а вот 'штуки' вернули в Германию.

1 июня 1939 части пикирую-щих бомбардировщиков были реор-ганизованы, как показано ниже:

- I./StG 160 стала I./StG 1 - аэродром базирования Инстербург;

- I./StG 162 стала II./StG 2 - аэродром базирования Стольп-Рейц;

- I./StG 163 стала I./StG 2 - аэродром базирования Коттбус;

- II./StG 163 стала III./StG 2 - аэродром базирования Лангензальца;

- I./StG 165 - аэродром бази-рования Китцинген - стала I./StG 77 - аэродром базирования Бриг;

- II./StG 165 - аэродром бази-рования Швейнфурт - стала II./StG 77 - аэродром базирования Бреслау;

-.III./StG 165 стала III./StG 51 - аэродром базирования Вертхейм;

- I./StG 168 стала I./StG 76 - аэродром базирования Грац.

Также существовала эскадри-лья 4,(Stuka)/Tr.Gr.(Tragergruppe) 186, сформированная 1 октября 1938 и предназначенная для действий с палубы авианосца 'Граф Цеппелин'. Она действовала как отдельная часть до 8 ноября 1939, а затем была пере-формирована в полноценную группу I./Tr.Gr. 186. Базировалась на аэро-дроме Киль-Хольтенау. Последней частью, оснащенной 'штуками', была IV.(Stuka)/LG 1, базировавша-яся в Барте.

До конца августа 1939 в бое-вой состав Люфтваффе вошло при-мерно 460 самолетов Ju 87.

Незадолго перед началом вой-ны I./StG 76 понесла досадные поте-ри. Ранним утром 15 августа 1939 все три эскадрильи этой группы взлете-ли в направлении полигона Нейхаммер, снаряженные учебными цемент-ными бомбами с дымовыми шашка-ми, для демонстрации возможностей пикирующих бомбардировщиков перед приехавшими представителями командования Люфтваффе (среди которых был и генерал-майор фон Рихтгофен). Метеослужба проинфор-мировала командира группы капита-на Вальтера Зигеля (Sigel), что ниж-няя кромка облачности ожидается на высоте около 900 м. Но тем временем в районе цели сгустился утренний туман, и видимость снизилась до 100 м по вертикали. Незадолго до шести утра часть появилась над полигоном. Первым начало пикирование штаб-ное звено: центральную машину пи-лотировал Зигель, машину справа от него - адъютант группы обер-лейтенант Эппен, слева - обер-лейтенант Мюллер. Непосредственно за ними пикировали девять машин 2-й эскад-рильи под командованием обер-лейтенанта Гольдмана и такое же число самолетов 3-й эскадрильи. Немного приотстала 1-я эскадрилья (командир - обер-лейтенант Дитер Пельц). Про-бив слой облачности и тумана, ко-мандир группы обнаружил, что до земли осталось меньше ста метров, и немедленно отдал приказ о прекра-щении атаки. Но было уже поздно. Вся 2-я эскадрилья, две машины штабного звена и две машины 3-й эскадрильи разбились о землю. Из двенадцати 'штук', пикировавших в голове строя, уцелел только самолет капитана Вальтера Зигеля, который смог вывести машину из пике на вы-соте около двух метров над поляной в лесу. Предельной высотой для бе-зопасного выведения Ju 87 из пике считалось 500 м.

В сентябрьской кампании приняло участие 304 пикирующих бомбардировщика Ju 87 из следую-щих частей Люфтваффе:

- StG 2 'Иммельман' - буквен-ный код части Т6+; командир пол-ковник Байер (Bayer); аэродромы Стольп-Вест и Аннафельд-Флатов; II и III группы, 67 Ju 87 В.

- IV.(St.)/LG 1 - код L1+; ко-мандир капитан Б. фон Браухич (Brauchitsch); аэродромы Стольп-Рейц и Гризлинен; 36 Ju 87 В.

- 4.(St.)/Tr.Gr. 186 - код J9+; командир капитан Гельмут Мальке (Mahlke); аэродром Стольп-Вест; 12 Ju 87 В/С.

- I./StG 1 - код А5+: командир капитан Вернер Хоццель (Hozzel); аэродром Эльбинг; 28 Ju 87 В.

- I./StG 2 - код Т6+: командир майор Оскар Динорт (Dinort): аэро-дром Нидер-Эльгут; 29 Ju 87 В.

- I./StG 76 - код F1+: коман-дир капитан Вальтер Зигель: аэро-дром Нидер-Эльгут; 33 Ju 87 В.

- Stab.I и II./StG77 - код S1+; командир полковник Гюнтер Шварцкопф (Schwarzkopf); аэродром Нейдорф-Оппельн; 65 Ju 87 В.

С 10 сентября 1939 в составе пикирующе-штурмовой группировки для выполнения специальных заданий 4-го воздушного флота действовала III./StG 51 - код 6G+; командир капи-тан Антон Кейль (Keil); 34 Ju 87 В.

Первый налет 'штук' имел место еще перед 'официальным' на-чалом военных действий (им счита-ли залп орудий главного калибра броненосца 'Шлезвиг-Гольштейн' в 04.45 утра). 1 сентября 1939 в 04.26 три самолета Ju 87 В из З./StG 1 взле-тели с аэродрома Эльбинг-Ост с за-данием уничтожить пост подрыва зарядов взрывчатки у моста в Тчеве, заминированного польскими сапера-ми. Во главе звена летел обер-лейтенант Бруно Диллей (Dilley, командир З./StG 1); его бортстрелком был обер-фельдфебель Катер. Вторую машину пилотировал лейтенант Шиллер, пи-лот третьей неизвестен. Каждый са-молет нес по одной бомбе массой 250 кг и по четыре массой 50 кг. Налет состоялся в 04.34. Несмотря на бом-бардировку, польским саперам уда-лось соединить порванные провода, и в 06.30 мост в Тчеве взлетел в воз-дух. Около 07.00 возвращавшиеся после бомбардировки аэродрома Краков-Раковец самолеты Ju 87 В-1 из I./StG 2 застигли на взлете с поле-вого аэродрома истребители PZL Р.11. Фельдфебель Франц Нойберт (Neubert) сбил машину капитана Мечислава Медвецкого, командира краковской истребительной группы, став тем самым первым пилотом, одержавшим воздушную победу во II мировой войне. Части пикировщи-ков атаковали в первый день войны также аэродромы в Катовице и Вадовице. I./StG 77 бомбардировала польские полевые укрепления под Люблинцем. Целью 'штук' стала и Велунь. Первый налет проводился I./ StG 76 под командованием капитана Вальтера Зигеля, следующий - I./StG 2 и I./StG 77. Ближе к вечеру I./StG 1 под командованием капитана Вернера Хоццеля бомбардировала радио-станции в Борнерове и в Лази под Варшавой. Еще до полудня пикиру-ющие бомбардировщики из IV.(St.)/ LG 1 и I./StG 1 атаковали польские военно-морские базы в Гдыне и Хеле. Были потоплены учебный миноносец 'Мазур', вспомогательное судно 'Нурек' и буксир 'Ванда'. Бомбар-дировке подверглась и береговая ба-тарея 'Кане', где в результате нале-та погибло 13 солдат.

После полудня произошла первая воздушно-морская битва во II мировой войне. Участвовали в ней почти весь польский флот, а с немец-кой стороны - 32 пикирующих бом-бардировщика из IV.(St.)/LG 1. Во время боя вблизи самого большого польского корабля - минного загра-дителя 'Гриф' - упало около 30 бомб. Одна из них взорвалась на расстоя-нии около 15 м от правого борта, а ее осколки смертельно ранили коман-дира корабля капитан-лейтенанта Квятковского. Другая бомба взорва-лась за кормой, вызвав многочислен-ные повреждения, в т.ч. вышли из строя руль и машинный телеграф, повреждены компас и радиостанция. Взрывы бомб привели также к закли-ниванию руля на тральщике 'Цапля' и серьезным повреждениям на траль-щике 'Мева', где были убиты и ра-нены почти половина из 30 членов экипажа. Ни один немецкий самолет не был сбит.

На второй день войны Ju 87 из I./StG 2 и I./StG 76 бомбардировали железнодорожные линии; особенно сильный налет был направлен на же-лезнодорожную станцию в Петрикове, куда прибыли части польской ре-зервной армии 'Прусы'. Самолеты из IV.(St.)/LG 1 и 4.(St.)/Tr.Gr. 186 выполнили массированный налет на Вестерплятте.

Действующая на южном уча-стке фронта StG 77 атаковала польские военные колонны в окрест-ностях Радома.

Около 9 часов утра 3 сентяб-ря 1939 одиннадцать машин Ju 87 В/ С из 4.(St.)/Tr.Gr. 186 под командо-ванием капитана Гуго Блаттнера (Blattner) атаковала самый большой корабль польского флота, минзаг 'Гриф', стоявший у пирса в порту Хела. Одна из 250-кг бомб, сброшен-ная обер-лейтенантом Карлом-Гейнцем Лионом (Lion), попала в носовую часть корабля, вызвав пожар и при-чинив обширные повреждения (одно зенитное орудие калибра 40 мм было уничтожено, а много моряков ране-но). Из-за распространявшегося огня поляки вынуждены были затопить артиллерийские погреба и начать эвакуировать экипаж.

Вторую, и решающую, атаку провела та же самая часть около 15 часов. 'Штуки' подошли в двух группах и были встречены массиро-ванным огнем польской зенитной артиллерии, которой удалось сбить один самолет (экипаж погиб). Ос-тальные машины преодолели завесу сконцентрированного зенитного огня и их главной целью стал эсми-нец 'Вихрь' (водоизмещение 1540 т). Первое попадание 250-кг бомбы при-надлежит экипажу обер-лейтенанта Руммеля. Бомба попала в нос кораб-ля, разворотив его до самого мости-ка. Минутой позже герой утреннего налета, обер-лейтенант Лион, угодил следующей 250-кг бомбой в самую середину эсминца. Бомба взорвалась ближе к правому борту, разорвав обшивку; корабль стал крениться, быстро набирая воду. В следующие несколько десятков секунд в 'Вихрь' попали еще две 50-кг бомбы, добивая эсминец. Экипажи остальных самоле-тов выбрали своими целями 'Гриф' и поврежденный накануне тральщик 'Мева'. Минзаг получил очередное попадание, а 'Мева' затонул после взрыва 250-кг бомбы. 'Штуки' сно-ва доказали свою эффективность. Около 18.00 группа из восьми само-летов Хейнкель Не 115 из З./KuFlGr 706 выполнила последнюю атаку. Несколько бомб попало в тяжело поврежденный 'Гриф', вызвав по-жар боезапаса. Корабль, весь в огне, затонул в порту.

В тот же день, 3 сентября, обе группы 2-й эскадры пикирующих бомбардировщиков полковника Бай-ера атаковали Дзялошин на Варте, расчищая путь XI корпусу. На следу-ющий день под натиском немецких танковых частей и непрерывно ата-куемая с воздуха 'штуками' из 2-й, 76-й и 77-й эскадр польская 7-я пехот-ная дивизия перестала существовать. Дорога для дальнейшего наступления IV корпуса была открыта. Равным образом и остальные корпуса 10-й армии, наступавшие на Варшаву с юго-запада через Ченстохов, Радом и Петриков, в этот и последующие дни поддерживались частями пики-рующих бомбардировщиков.

Впервые в истории войн мощ-ные воздушные соединения осуще-ствили такую обширную поддержку наземных операций. В результате не-приятельские войска, впрочем, как и собственные, были поражены унич-тожающим эффектом воздействия пикирующей авиации. В условиях молниеносной войны при быстром продвижении немецких танковых авангардов не всегда было точно из-вестно местонахождение их головных частей. Только благодаря деятельности 'Flievo' (Fliegerver-bindungsoffizier - офицер связи авиации) в рядах передо-вых подразделений, командующий авиа-цией специального назначения (Fliegerfuhrer zur besonderen Verwendung) генерал Вольфрам фон Рихтгофен не ут-ратил общей ориентировки, определяя следующие цели для подчиненных ему частей пикирующих бомбардировщиков (I./StG 2, I./StG 76, I./StG 77, II./StG 77 и III./StG 51). Несмотря на это, доходило до нестыковок - случалось, что бомбы сбрасывались на свои войска, а 8 сентяб-ря 1939 'штуки' из корпуса генерала фон Рихтгофена, желая заблокировать все возможные пути отхода польской армии на восток от Вислы, бомбардировали и целиком уничтожили мост через Вислу в Горже Кальварии прямо перед но-сом наступавших подразделений 1-й танковой дивизии вермахта.

Такие случаи были, однако, исключением. 'Летающая артилле-рия' (Fliegende Artillerie - так назы-вали пикировщиков немецкие солда-ты), уничтожая усиленные опорные пункты, разрушая линии снабжения и связи, дороги, мосты и железнодо-рожные станции, прокладывала путь моторизованным соединениям вер-махта. Измотанные беспрерывными налетами польские силы были не в со-стоянии организовать новые линии обороны, а некоторые части оказались полностью деморализованными.

Части пикирующих бомбар-дировщиков также несли потери, главным образом от огня польских средств ПВО, но не только. 6 сентяб-ря самолеты Истребительной брига-ды сбили целых четыре Ju 87 (один из них, из III ./StG 2, был уничтожен вблизи Кола, другие, из IV.(St.)/LG 1, сбиты над Варшавой).

9 сентября 'штуки' из StG 77 и III./StG 51 совершили массирован-ный налет на Варшаву. Их главной целью были мосты через Вислу, а так-же железнодорожные линии, идущие из Праги в восточном направлении. В тот же день части генерала фон Рихтгофена в очередной раз проде-монстрировали свой потенциал унич-тожения, атаковав к югу от Радома окруженные войска из армии 'Пру-сы'. Пикировщики полностью ко-ординировали свои действия с мотори-зованными подразделениями 3-й лег-кой дивизии. Один из командиров эс-кадрилий из StG 77 полковника Шварцкопфа так описывал эти налеты:

'Наши танки, с их белыми крестами на бортах, повсюду указы-вали нам дорогу. Там, куда они на-правлялись, находились массы польских солдат. Наши 50-кг оско-лочные бомбы в зародыше ликвиди-ровали все попытки их сосредоточе-ния. Затем, в бреющем полете, пуле-меты доканчивали дело. Хаос на зем-ле был неописуем'.

13 сентября последние из ок-руженных между Радомом и Илзой польских частей капитулировали; только отдельные группки солдат сумели прорваться на восток.

Соединения пикирующих бомбардировщиков также приняли участие в разгроме польских войск во время сражения под Бзурой. Восемь групп пикировщиков участвовало в самом грандиозном массированном воздушном налете на Варшаву 25 сен-тября 1939. В следующие два дня, 26 и 27, целью атак 'штук' стала кре-пость Модлин. Последний Ju 87, по-терянный Люфтваффе в сентябрьс-кой кампании, был сбит именно над Модлином польскими зенитками. Это был самолет из I./StG 1.

Всего немецкая военная авиа-ция потеряла над Польшей 28 само-летов Ju 87, из которых 11 сбили польские истребители.

Английский военный историк Дж.Фуллер, анализируя применение немцами танковых частей и соедине-ний пикирующих бомбардировщи-ков в войне против Польши, сделал следующие выводы:

'С точки зрения тактики эта скоротечная кампания имеет капи-тальное значение, что подтверждается именно ее непродолжительностью. Она была не только применением на практике парализующего наступле-ния, но также показала всем, имею-щим ясное представление о тактике, что основой боевых действий в механизированной войне является не столько сила огня, сколько быстро-та. Что из этого следует далее, целью наступления является не столько уничтожение противника, сколько его дезорганизация. Собственно, именно благодаря быстроте немцы смогли реализовать свои планы (...). С начала кампании решающим фак-тором было не численное превосход-ство, а быстрые действия танков и авиации, связанные в неразрывное целое'.

Следующей военной операци-ей, в которой принимали участие са-молеты Ju 87, была зашифрованная под криптонимом 'Weserubung' (Учения на Везере) кампания против Дании и Норвегии. В этой операции участвовала I./StG 1, базировавшая-ся на аэродроме Киль-Хольтенау, под командованием капитана Вернера Хоццеля. 9 апреля 1940 в 10.59 группа в составе 22 'юнкерсов' взле-тела с целью нанесения первого бом-бового удара по норвежской армии. Объектами атаки были крепости в Акерсгусе и Оскарборге, защищав-шие подходы к столице. Большин-ство сброшенных бомб попало в цель, открыв немецким войскам до-рогу на Осло, который был захвачен на следующий день, 10 апреля, после полудня. После захвата первых ук-репленных позиций и аэродромов на территории Норвегии I./StG 1 пере-базировалась на аэродромы Сола/ Ставангер и Варнес. 14 апреля стар-товавшие со своей базы в Шотландии самолеты 'Blenheim IV' из 107-го бомбардировочного дивизиона RAF атаковали аэродром в Сола. Атака не совсем удалась, только один Ju 87 был уничтожен. 17 апреля к норвеж-ским берегам подошел британский тяжелый крейсер 'Саффолк' с зада-нием обстрелять аэродром Сола/Ставангер. Но и эта попытка окончилась неудачей. Лишенный воздушного прикрытия крейсер в течение семи часов подвергался атакам 'штук' и 'хейнкелей' Не-111 из X авиакорпу-са. В ходе 33 атак, из которых 12 про-водили Ju 87, вокруг корабля взор-валось столько бомб, что плиты об-шивки разошлись и внутрь попало несколько сот тонн воды. 'Саффолк' с многочисленными повреждениями, имея на борту 57 раненых, вынужден был возвратиться в Скапа-Флоу. В течение следующих дней Королевские ВВС продолжали по-пытки уничтожить I./StG 1 на земле. Поднимаясь с баз в метрополии, 'Бленхеймы', 'Веллингтоны' и 'Уитли' провели около 50 налетов, в ко-торых участвовали и 'Хадсоны' из групп Берегового командования. В результате британских бомбардиро-вок на аэродроме Тронхейм уничто-жено в сумме семь Ju 87 В из I./StG 1.

27 апреля 1940 сорок 'штук' из I./StG 1 атаковало британский сто-рожевой корабль 'Блэк Суон'. Ко-рабль получил попадание одной 250-кг бомбой, которая пробила кормо-вую палубу, прошла через офицерс-кую кают-компанию, резервуар пре-сной воды и, проделав дыру в днище между валами обоих винтов, попала в воду. Взрыв произошел при ударе о дно фиорда. Не все британские ко-рабли были настолько счастливы. 30 апреля у Намсоса сторожевой ко-рабль 'Биттерн' попал в такую же ситуацию, как 'Блэк Суон' тремя дня-ми ранее. Два Ju 87 атаковали его со стороны носа, третий - со стороны кормы. Зенитный огонь, который велся с максимальной интенсивнос-тью, не позволил атакующим спере-ди 'юнкерсам' выйти в позицию для пикирования, а вот пилот 'штуки', заходившей сзади, сумел сбросить 250-кг бомбу, попав в корму британ-ца. Возник пожар, вызвавший взрыв хранившихся на корме глубинных бомб. Полностью объятый пламе-нем, корабль после снятия экипажа был добит торпедой английского эс-минца 'Джюно'.

3 мая 1940 в 08.45 'штуки' ка-питана Хоццеля атаковали отряд французских и британских кораблей, принимавших участие в эвакуации союзных войск из Намсоса. Француз-ский эсминец 'Бизон', получив по-падание 250-кг бомбы, загорелся. Большинство из перевозившихся на его борту солдат погибло или было ранено. После перевода уцелевших армейцев и моряков на другие кораб-ли пылающий 'Бизон' был добит торпедой английского эсминца. Сле-дующий налет I./StG 1 проходил пос-ле полудня. Плывущий во главе строя флагманский корабль 4-й флотилии эсминец 'Африди' под командовани-ем кэптена Филипа Вайана (Vian) не-задолго до 15.00 получил два точных попадания 250-кг бомб. Первая из них угодила в переднее машинное от-деление и взорвалась, вызвав пожар. Вторая попала в полубак, оторвав большой фрагмент носа. Из-за рас-пространявшегося огня корабль по-терял ход. Попытка взять его на буксир не удалась, и эсминец затонул вместе 49 членами экипажа, 13 эва-куировавшимися солдатами и 30 спа-сенными с 'Бизона'.

В первые дни мая 1940 Ju 87 В в I./StG 1 были заменены на новые Ju 87 R. Основными целями для этих машин с большой дальностью стали находившиеся до того за пределами досягаемости Ju 87 В аэродромы со-юзников в Бардуфоссе и Нарвике.

В период норвежской кампа-нии Люфтваффе потеряли в боях только 16 самолетов 'штука'. За уча-стие в сражениях в небе Норвегии Рыцарским крестом Железного кре-ста наградили двух пилотов I./StG 1 - командира капитана Хоццеля и обер-лейтенанта Мартина Моэбуса (Moebus). Капитан Пауль-Вернер Хоццель (родился 16 октября 1910 в Гамбурге) с 1 июня 1939 командовал I./StG 1, первоначально базировав-шейся на аэродроме в Инстербурге. За участие в сентябрьской кампании получил Железный крест II класса, а за успехи своей группы в операции 'Weserubung' (часть Хоццеля пото-пило множество кораблей и судов союзников общим водоизмещением свыше 60000 брт) 8 мая 1940 первым среди пилотов пикирующих бомбар-дировщиков награжден Рыцарским крестом. Второй из награжденных -обер-лейтенант Мартин Моэбус (ро-дился 9 мая 1917 в Цейсдорфе) - уча-ствовал как пилот I./StG 1 в сентябрь-ской кампании, за которую тоже по-лучил Железный крест II класса, а затем в боевых действиях в Норве-гии, где бомбой с его самолета был тяжело поврежден британский тяже-лый крейсер 'Саффолк'.

кстаи СЛЫХАЛ ЧТО НЕКОТОРЫЕ ГАНСЫ ЧЮТЬ ЛИ НЕ ТАНКУ В БАШНЮ ПОПАДАЛИ

NOS

Попадали, попадали.
В 1944-ом году, когда венгры получили первую партию Юнкеров-охотников за танками сам Рудель приезжал, чтобы показать, как ими пользоватся.
На показательном полигоне в Гёдёлё был поставленн трофейный Т-34, которому Рудель в башню саданул. Удивлению комиссии небыло границ, когда оказалось, что все семь выстрелов угодили в башю (100% попадание!).
Документы имеютса в Цент.Воен. Архиве в Будапеште: видел, читал. Удивительно.

НОС

Strelok13

А я сегодня заскочил в Политехнический и купил "Звездовский" Ju 87G-2. "Сухие" декали на него у меня давно лежат, краски хорошие на немцев есть, так что авось вспомню молодость... давно ничего не собирал. Кстати, это и вправду G-2, не G-1, то есть с широким крылом как на D-5. Всю дорогу на работу думал как сделаю его без "лаптей" - по грязи-то русской они так часто летали, посмотрел внимательно - а модель и есть с голыми колёсами, на обложку не глядите, обтекателей в наборе нет.
Качество литья - оч.хор. расшивка - только главные швы, но безупречно, уж лучше так чем "паровозные" заклёпки. Про собираемость пока не скажу, но первое впечатление - хорошее. Эх, что-то я последние годы больше покупаю моделей чем собираю... но просто покупать наборы - тоже приятно.

JRGN

Интересно. Спасибо 😊

vitos

меня интересует применение Ju-87 во время Балканской кампании
какие подразделения участвовали в нападении на Грецию в апреле 1941
аэродромы базирования
количество
потери
ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРЕН

Дед Мазай

это что же получается, что Рудель в одиночку уничтожил практически танковую армию вместе с приданными арт. частями и прочей техникой!!??? Как считаете, насколько эти победы соответсвуют истине?
и еще вопрос: танки он уничтожал бомбой с пикирования?

Mower_man

по руделю и его ундервафле есть хорошие "разборы полётов" на http://vif2ne.ru/

см. архивы, весьма рекомендую.

JRGN

Кому интересно, вот до кучи воспоминания Руделя. Оценок мемуарам не даю, претензии по поводу содержимого и в адрес моего аватара не принимаю.
http://militera.lib.ru/memo/german/rudel/index.html

И еще про Руделя. http://www.pilotenbunker.de/Stuka/Rudel/rudel.htm

Zmey

на мой взгляд самый удачный рисунок с Ю-87

headhunter

Strelok13
Уж коли зашло про "Штуку" - а о Руделе кто что думает?

судя по его мемуарам - редкостный болван и индюк.

Bazooka

Может и болван, а башню танку то сносил.

Bazooka

Ни у кого нет фотки Ю87 без обтекателей ? Я его чтото не очень представляю...

Strelok13

Есть, завтра выложу.

Strelok13

Дед Мазай
......... Как считаете, насколько эти победы соответсвуют истине?
и еще вопрос: танки он уничтожал бомбой с пикирования?

Сначала бомбой, потом летая на Ju 87G-2 огнём 37мм пушек. Если в победах Руделя можно сомневаться (попал в 519 танков не значит что уничтожил), то чудовищное количество боевых вылетов вполне документировано. Я так считаю - секрет тут в неимоверной везучести Руделя. Если его достижения поделить на 30 раз, которые его сбивали - получится очень даже обычный хороший результат хорошего боевого лётчика, которым он, без сомнения и был. Просто он выжил больше раз чем мог бы.

DENI

А я вот в онлайне (по инету) первую свою победу одержал когда-то над человеком с ником Rudel. Ох и классно же его Штука рванула от очереди моего ЛаГГ-3ИТ!

Egor A.Izotov

Приветствую!

DENI
А я вот в онлайне (по инету) первую свою победу одержал когда-то над человеком с ником Rudel. Ох и классно же его Штука рванула от очереди моего ЛаГГ-3ИТ!
Да, жаль, не проскочил ты вперед...
Hans Rudel - rudel@list.ru

DENI

Это было еще во времена Ил-2Ш (летом-осенью 2002-го), карта - Кавказ, дело над морем было...

Egor A.Izotov

Приветствую!

DENI
Это было еще во времена Ил-2Ш (летом-осенью 2002-го), карта - Кавказ, дело над морем было...
Не, не ты... 😞

Bazooka

Йоу, у Изотова наконец-то подходящзая картинка на атаваре !!! 😀 😀

GFO

DENI
А я вот в онлайне (по инету) первую свою победу одержал когда-то над человеком с ником Rudel. Ох и классно же его Штука рванула от очереди моего ЛаГГ-3ИТ!
гыгыгы! Не ты один такой

GFO

Я еще поиздеваться могу. Надо попросить фотки Штуки которую я на выставку делал. Hasegawa 1/48 однако

Egor A.Izotov

Приветствую!

GFO
Я еще поиздеваться могу. Надо попросить фотки Штуки которую я на выставку делал. Hasegawa 1/48 однако
Ты тож модели собираешь? только 1:48 или 1:72 - тоже?

Strelok13

Прошу прощения Bazooka, только сегодня добрался до сканера. Вот, Ju 87G-1 без обтекателей на колёсах, а ниже Ju 87D-3 в таком же виде, и ещё более интересный Ju 87D-5, у которого сняты не "лапти", а эластичные кожухи амортизаторов.


Strelok13

А про полёты в онлайне - и я с вами! Вот он я: http://66.114.65.249/vov/singlepilotstat.php?pilotid=2498 не Бог весть что, рассеянный конечно, погибаю часто, но летаю иной раз.

2GFO: 1/48 уважаю, но на это меня не хватило, я как-то 1/72 предпочёл.

GFO

Сейчас почти не делаю времени нет. Разве что кто нить попросит или на выставку. А масштаб любой 1/72 в основном.

GFO

Прислали



Кокпит и двигатель из дополнительного ариесовского кита. Модель продана на выставке. Кто сейчас владелец незнаю.

Дед Мазай

растут же у людей руки откуда нужно......долго думал, модель это или фото реального самолета из музея.....

Bazooka

Strelok13
А про полёты в онлайне - и я с вами! Вот он я: http://66.114.65.249/vov/singlepilotstat.php?pilotid=2498 не Бог весть что, рассеянный конечно, погибаю часто, но летаю иной раз.

Дык и я летал пару раз - на Ме 262, с надписью "За Родину, за Сталина !!!"

2GFO: 1/48 уважаю, но на это меня не хватило, я как-то 1/72 предпочёл.

Egor A.Izotov

Приветствую!

GFO
Прислали...
Кокпит и двигатель из дополнительного ариесовского кита.
Вот нечто подобное я и хочу сотворить, только пока не решился на снятый капот...усидчивости мало 😞