Помогите разобраться.Стрельба в космосе.

Dang

после прочтения одного из опусов Калашникова, в памяти осталось его утверждение о якобы имевших место экспериментальных стрельбах на орбите из авиапушки калибром ок.20мм. Как такое может быть? Если не компенсировать отдачу - снесет нах с орбиты, компенсировать - никакого топлива для маневр. двиг. не хватит. Да и вакуумная диффузия, если механизм снаружи. Поделитесь , может кто знает чего про сей возмутительный факт.

Uran - 239

Слыхал краем уха, якобы создавалась такая пушка, работала без смазки. Недумаю, что она давала сильныю тягу.

mumr

она вроде динамореактивная была...

GFO

Епть ахренительная фича. Снаряды типа космос космос .Да пушка была. На станции Алмаз. Ихотели ее еще поставить на проекте звезда. Кое что смотреть эдесь. http://pro-pko.narod.ru/gs.htm

[..] Проекты пилотируемых космических кораблей, вооруженных ракетными снарядами класса "космос - космос" (эдакий орбитальный ПТУРС с системой самонаведения или управления по радиолучу) и обычной ствольной артиллерией (пулеметами и пушками) рождались как за рубежом, так и в отечественных КБ.
Причем, если о зарубежных работах известно крайне мало (и это, не смотря на гораздо большую открытость, чем у нас), то некоторые, пусть и скудные, сведения об аналогичных советских проектах за последние 10 лет в печать все-таки просочилось.
Тут можно вспомнить о боевых кораблях "Союз Р" и "Союз П", разрабатывавшихся в 1962-65 годах в подлипкинском ОКБ Королева, и о таинственной "Звезде" (7К-ВИ), создававшейся в 1965-67 годах куйбышевским СКБ Козлова, и о "наблюдательном посте на орбите" - орбитальной пилотируемой станции (ОПС) "Алмаз", построенной реутовским ОКБ-52 Челомея. Все эти аппараты изначально должны были оснащаться боевыми средствами:
"Союз П" (перехватчик) - ракетами "космос-космос", корабль 7К-ВИ - пулеметом, а станция "Алмаз" - пушкой. О пулемете на "Звезде" трудно что-нибудь сказать. Скорее всего, это все-таки была дань моде. Ракетные снаряды для "королёвского" перехватчика должно было делать оружейное КБ Шипунова.
Аппарат действительно представлял собой некую модификацию радиоуправляемого ПТУРСа, уходящего к цели с на мощном маршевом двигателе и маневрирующего в космосе путем включения маленьких пороховичков, которыми как еж была утыкана его передняя часть. При подлете к цели (например, вражескому спутнику-разведчику), по команде от радиовзрывателя подрывалась боевая часть, осколками (поражающими элементами) которой служили те же пороховички, разлетающиеся в стороны.
По видимому, "космические ПТУРСы" и "противоспутниковый пулемет" так и остались на бумаге, как и корабли, на которых их предполагалось установить. Чего нельзя сказать о пушке на "Алмазе". При начале проектирования ОПС (1964 г.) реутовским разработчикам было известно, что за рубежом ведутся работы над различными военными спутниками-инспекторами и перехватчиками. В эскизном проекте станции были приняты меры по ее защите от аппаратов подобного рода:
ОПС оснащалась авиационной скорострельной пушкой конструкции Нудельмана-Рихтера Р-23 (модификация хвостового орудия реактивного бомбардировщика Ту-22). Это была сама по себе довольно интересная разработка, а уже о космическом применении и говорить не приходится! Предположительная дальность стрельбы против орбитальных целей должна была составлять более 3 тыс м. Орудие делало 950 выстрелов в минуту.
Снаряд массой 200 г летел со скоростью 690 м/с. По утверждению разработчиков станции, в наземных испытаниях на дальности более километра залп из пушки перерезал пополам металлическую бочку из-под бензина. При стрельбе в космосе отдача пушки была эквивалентна тяге 218.5 кгс, и станцию надо было стабилизировать, с чем легко справлялись два маршевых двигателя тягой по 400 кгс каждый или двигатели жесткой стабилизации тягой по 40 кгс. Пушка устанавливалась жестко "под брюхом" ОПС.
Ее можно было наводить в нужную точку через прицел, поворачивая всю станцию вручную или дистанционным управлением, чтобы сопровождать цель. Стрельбой из пушки управлял Программно-контрольный аппарат ПКА, который вычислял залп, требуемый для разрушения цели при полете снаряда до цели от 1 до 5 секунд.
Нападать на кого-либо "Амаз" не мог - какой смысл использовать против полутонного инспектора пилотируемый наблюдательный пункт массой под 20 тонн с гигантским фотоаппаратом и другой не менее ценной "начинкой"? А вот обороняться - вполне: ни один американский автоматический спутник не устоял бы.
Хотя, как представляется, логика разработчиков менялась по мере совершенствования военной стратегии и "вызревания" проекта ОПС - перехода его с ватманских листов в "железо", которое впервые было запущено 3 апреля 1973 г. ("Алмаз-1", названный официально "Салют-2"). К моменту первого полета экипажа на ОПС (П.Р.Попович, Ю.П.Артюхин, "Салют-3"/"Алмаз-2", 3 апреля - 19 июля 1974 г.) никаких реальных противников "Алмаза " на орбите не было.
Но пушка на станции стояла, и оружейники (да и разработчики ОПС) не смогли побороть соблазна проверить ее в действии. 24 января 1975 г., когда станция, полностью выполнив автономный полет по основной и дополнительной программам, была сведена с орбиты, пушка дала свой первый (и, как часто бывает, последний) залп - разработчикам требовалось знать, как стрельбы из орудия влияет на динамику и вибрационную устойчивость "Алмаза".
Испытания прошли успешно, хотя палили, что называется, "в белый свет как в копеечку", и снаряды, выпущенные против вектора орбитальной скорости, вошли в атмосферу и сгорели даже раньше станции. Как могла применяться пушка? Трудно сказать. Ни космических инспекторов, ни орбитальных перехватчиков, ни транспортировщиков американцы так и не создали.
Шаттл, который советские военные выставляли на международных переговорах как "потенциально возможное оружие противоспутниковой обороны", к тому времени еще не летал. Политического вреда от поражения вражеского спутника или корабля (какого бы то ни было) было бы больше, чем практической пользы. А кричать "Стой, стрелять буду!" и давать предупредительную очередь в воздух (пардон, в вакуум) или перед приближающимся КА "потенциального противника" было бы бесполезно - и не услышат, и не увидят.
Использовать подобные "штучки" можно только по прямому назначению (т.е., для поражения техники противника) в случае открытого противоборства (т.е., военного конфликта). А космический конфликт, без всякого сомнения, перешел бы в земную войну. На следующем "Алмазе" ("Салют-5", 22 июня 1976 г. - 8 августа 1977 г.) пушки уже не было. "Популярная механика", 09/2003

Есть мнение что пушка на "Алмаз 2" модификация пушку Р-23 бомбамдировчика Ту-22М.
А вот собсно и она сама http://www.russianspaceweb.com/almaz_ops4_gun_2.jpg

Dang

2 GFO
Спасибо за информацию.