Крест для священнослужителей, участников боевых действий в Крымской войне. Фото.

Черномор

Может, кому интересно будет.
Вещь весьма редкая.
С ув.

VVL

Занимательно.
Только не говори, Черномор, что ты его в субботу на своей местной барахолке купил рублей за 200. У ещё меня после юбилейного альбома Севастопольских фотографий осадок остался.

Черномор

VVL
Занимательно.
Только не говори, Черномор, что ты его в субботу на своей местной барахолке купил рублей за 200. У ещё меня после юбилейного альбома Севастопольских фотографий осадок остался.

Не, это не моё. Попросил сфотографировать. Предмет стоит порядка червонца рублей. За 200 рублей я бы прикупил... 😊

Student

Скажу сразу - к РПЦ отношусь без фанатизма, впрочем, как и к любой другой церкви. Увы, среди клериков Божьих людей не так много.
Но военные священники дело несколько иное. Конечно, многие из них и в питье не были умерены (т.к. их устав особо не касался), и вообще выполняли "работу" без огонька и рутинно.
И тем не менее, среди военных священников масса случаев проявления настоящего героизма. Кроме своип рямых обязанностей помогали выносить раненых и ухаживать за ними, нередко выносили под огнем и тянули на себе. Не думаю, что это простое дело.
Помогали собирать и павших. А это тоже пот и грязь, которые вынести многим нашим современникам не под силу.
Иногда останавливали бегство и панику - это сейчас 3\4 народа в таком сучае батюшку затопут а на призывы в лучшем случае ничего не ответят, а то и покроют матом. Тогда для русского человека вера значила много больше и священник был духовным авторитетом. И его слово много значило, как и личный пример.
Наконец, прямые обязанности священника чем-то сродни "замполиту", в отличии от того, что меньше лез в душу и не "стучал". Зато как духовное лицо поддерживал в солдатах (еще раз повторю - за редким искючением людях религиозных) боевой дух и веру.
А делать это иначе, как на переднем крае и будучи среди солдат - невозможно. В общем-то, на равных перенося грязь и тягости войны.
Потому я не стал бы скопом костерить тех, в ком даже немцы и австрийцы уважали смелость и самоотверженность. На войне винтовка не всегда показатель участия. Хотя не раз и винтовка в руках у священников оказывалась.

Student

Бывало всякое.
Но, как правило, награды шли кому положено. Сановники другое дело, но и тут "четырежды героев Малой земли" не особо много было. М-м... Воспитание чуть другое. Если и позволяли себе быть мерзавцами, но боялись слыть плебеями.

Student

Притом, что представления на всех, кто учавствовал в бою, писал офицер. Ведь представитель Синода за полком не бегал. А далее, по инстанциям, через командующего корпусом и выше, бумага попадала к начальству священнослужителя, которое решало по своей линии. Владимира же с мечами давали и гражданским, которые отличились в боевой обстановке.

ОРДЫНЕЦ

Student
Наконец, прямые обязанности священника чем-то сродни "замполиту", в отличии от того, что меньше лез в душу и не "стучал".
Священник был ОБЯЗАН докладывать о намеряниях, даже раскрывая тайну исповеди.
А солдат ОБЯЗАН был на исповедь ходить.
"В 1722 году было издано и пошло по церковным каналам постановление Синода: "Если кто при исповеди объявит духовному отцу своему некое несделанное, но еще к делу намеренное от него воровство" (тут имеются в виду государственные преступления) - священник под страхом смертной казни обязан "таковых злодеев в самой скорости имая, в определенныя места приводить". Смертная казнь за соблюдение тайны исповеди! Превращение священника в царского шпиона - это было духовной катастрофой не только для самого священника, но, разумеется, и для прихожанина: он искренне верил, что открывает душу самому Богу, а оказывается, говорил прямо в уши доносчику, который вот уже и тащит его в застенок.
Роль священников, исполнявших повеление царя, не могла оставаться тайной, легко предположить, что прихожане предпочитали уклоняться от исповеди, но и тут у Петра все было предусмотрено.
Именным указом Сената в 1716 году, разосланным по стране, было предписано "в городах и уездах всякого чина мужеска и женска пола людям объявить, чтобы они у отцов своих духовных исповедывались повсягодно". А если кто "в год не исповедуется", духовные отцы и священники обязаны подавать властям именные росписи, "и на тех людей класть штраф против дохода с него втрое, а потом им исповедь исполнять же". Другой указ (уже Сената и Синода, 1722 г.) предписывал обязательное посещение церкви и обязательную исповедь, "и то надзирать в приходах самим священникам, и прикащикам, и старостам", - иначе говоря, надзор за тем, сколь исправно является прихожанин на исповедь, поручен не только служителю церкви, но представителю государственной власти, а также администрации поместья, частного, церковного и государственного.
Но и этого мало, указ предлагает следить за тем, насколько искренен прихожанин в своих исповедальных речах, - тому, кто будет "исповедоваться и не исповедоваться", тоже грозит штраф. Словом, прихожанин не мог избежать встречи с церковным доносчиком.
Ловушка была расставлена толково, а приманкой был сам Христос. ..."
Тут неплохо описано. http://magazines.russ.ru/zvezda/2001/3/chaikov.html

А Вы - замполиты, замполиты... Замполитам такое и не снилось.

ОРДЫНЕЦ

Впрочем, это не умаляет доблести многих священников (как и многих замполитов).

Вспомнить хотя бы подвиг священника 28-го Полоцкого полка (первое известное свидетельство подвига священника в РИА):
"...Суворов в рапорте о взятии Измаила отписал Потемкину о подвиге Куцинского. В Петербург, в столицу империи, главнокомандующий направил представление, "Полоцкого пехотного полка священник Трофим Куцинский, во время штурма Измаильского, ободряя солдат к храброму с неприятелем бою, предшествовал им в самом жестоком сражении. Крест Господен, который он, яко знамение победы для воинов, носил в руках, пробит был двумя пулями. Уважая таковую его неустрашимость и усердие, осмеливаюсь просить о пожаловании ему креста на шею"

Без сомнения, речь шла о награждении святого отца орденом св. Георгия. Но Екатерина II не решилась нарушить статут. О священниках в нем не говорилось ни слова. Впрочем, в то время не существовало вообще какого-либо законодательного акта, который определял бы должностные обязанности полковых священников. По мирному времени, когда полки находились в местах постоянной дислокации или вели кочевой образ жизни, они подчинялись местным епархиальным властям. И если полк делал непродолжительную остановку на две-три недели, полковой священник был обязан войти в сношения с ближайшей епархией.

Воинский устав 1716 года упоминает лишь о высшей должности обер-полевого священника во время военных действий: «положен в числе чинов генерального штаба для исполнения обязанностей священнослужителя при главнокомандующем армии и для начальствования над полковыми священниками».

Тем не менее Екатерина II не оставила без награды отца Трофима и пожаловала ему наперсный крест с бриллиантами на георгиевской ленте. По ходатайству императрицы священник Полоцкого пехотного полка был возведен в сан протоиерея.

Подвиг отца Трофима - первое дошедшее до нас в документах и воспоминаниях свидетельство беспримерного мужества, твердости духа священнослужителей. Сколько их, безымянных, осталось вне страниц истории, чьими кропотливыми трудами и стараниями незримо ковался дух русской армии, ее победы. Невозможно определить, каких усилий стоило им воспитать, по словам Кутузова, подлинное сокровище - русского солдата, в любви к отечеству, вере, престолу - воистину неодолимой силе, вовеки прославившей его имя. ..."
http://gosudarstvo.voskres.ru/army/kostin5.htm

apple

Военные священнослужители есть в каждой армии и представляют все конфессии. Они вместе с солдатами принимают участие в войне и часто на передовой, но без оружия в руках. Наиболее отличившиеся из них награждаются.

Надоело

в хрониках жития Александра Невского описывается случай взятия в "загон" литовцами Пскова - там описывается что когда литовские войны влетели в собор и стали "драть" иконы и утварь - местный поп Петрила так осерчал что медным крестом уделал 5-х литовцев в "легких бронях" вусмерть... и неизвестно сколько бы еще уделал еслиб со спины сулицей не достали... есть официальная грамота Невского в церк. архивах, где он уведомляет патриарха о том, что в суть подвига сего берет всю семью попа на княжеское довольствие... Так что Измаил уже позже, были и более ранние упоминания о "отмороженных" попах...

P.S. но еслиб ко мне в дом вввалили и стали грабить, я б не тока крестом отхайдокал...

Student

Тут вызывает удивление тот факт, что литовцы начали громить православный храм. Они же м.м.м.. не менее православные были в те годы, чем сами русские. Окатоличиивание массовое пошло уже позднее после обеих уний, а ТЕ литовцы в официальном делопроизводстве использовали русский язык! Великое Княжество Литовское от Литвы имело только название и чуточку жемайтов 😊 А так словяне, куда не кинь.
Странно, похоже на пропаганду того времени, тем более что без нее обелить очень противоречивый образ Невского трудновато. Свои же новгородцы его не всегда жаловали, даж выгоняли пар раз 😊

DR

Тут вызывает удивление тот факт, что литовцы начали громить православный храм. Они же м.м.м.. не менее православные были в те годы, чем сами русские. Окатоличиивание массовое пошло уже позднее после обеих уний, а ТЕ литовцы в официальном делопроизводстве использовали русский язык! Великое Княжество Литовское от Литвы имело только название и чуточку жемайтов А так словяне, куда не кинь.
Ну с этим можно поспорить. Точнее с тем, что католиками там и не пахло - сто пудово. Но вот почитателей Пяркунаса было не менее, чем христиан.. Да и если посмотреть по хроникам тех лет, то разнести храм в чужом городе было как ...два файла отослать (если верить Фроянову) 😛

Student

Н-да, вариант с двоеверием или читым язычеством куда как лучше играет 😊
Впрочем, перечитав, обратил внимание, что иконы не столько оскверяли и гадили в углу, а грабили храм. Ну, тогда все на своем месте - у врага украли, у себя поставили. В соседнем Новгороде знаменитые храмовые ворота еще не то пережили 😊

LITUANIE

Тут вызывает удивление тот факт, что литовцы начали громить православный храм. Они же м.м.м.. не менее православные были в те годы, чем сами русские. Окатоличиивание массовое пошло уже позднее после обеих уний, а ТЕ литовцы в официальном делопроизводстве использовали русский язык! Великое Княжество Литовское от Литвы имело только название и чуточку жемайтов А так словяне, куда не кинь.
А может дело в том, что так называемые православные литовцы относились к Киевской РПЦ, а не Московской, т.е. униаты? А язык да, в то время называли руским (через одно "С")теперь чаще всего называют старобелорусским, хотя единого мнения нет что это за язык

DR

Впрочем, перечитав, обратил внимание, что иконы не столько оскверяли и гадили в углу, а грабили храм. Ну, тогда все на своем месте - у врага украли, у себя поставили. В соседнем Новгороде знаменитые храмовые ворота еще не то п
Общая практика была.. Тем более, что церковь это как "филиал казначейства", тут и сам бог велел.. 😛.
А может дело в том, что так называемые православные литовцы относились к Киевской РПЦ, а не Московской, т.е. униаты? А язык да, в то время называли руским (через одно "С")теперь чаще всего называют старобелорусским, хотя единого мнения нет что это за язык
Да униатами в те времена далекие еще и не пахло. Но, что Миндаугас, что Гедеминас, что Альгирдас не являлись христианами - вроде бы однозначно. А уния пошла уже при Витаутасе, т.е. уже при правнуках Невского (если с хронологией поколений не напутал). 😛.

LITUANIE

Да униатами в те времена далекие еще и не пахло. Но, что Миндаугас, что Гедеминас, что Альгирдас не являлись христианами - вроде бы однозначно. А уния пошла уже при Витаутасе, т.е. уже при правнуках Невского (если с хронологией поколений не напутал).


Тут дело темное, от Гедемина осталось 6 писем на латыни. А на печати Гедемина изображен крест. С какого такого перепугу? Но католиком он не мог быть однозначно.

Student

В том и дело, что Уния (Брестская) это 1596 год. Шашнаццатый век, какой там Невский! Тут уже Рюриковичи к концу подходили... А Витовт (Витаутас) это вообще столетием раньше (княжил 1392-1430 гг), правда, если имеется в виду Кревская уния (1385), то тогда - да, при Витовте. Но это личная уния (Брак Ягайла и Ядвиги Пяст), об объединении церквей речи не шло. Окончательно процесс "догнали" в Люблине 1 569 году, но и тогда об объединении церквей конкретной речи не шло.

Никакой унии на момент битвы в псковском соборе не было и близко, кроме православных, католиков и язычников-двоеверцев там не могло оказаться никого. Ну, в порядке бреда, мусульмане или зороастрицы какие... Так что, вероятнее всего, "все свои".
Да и выяснение отношений "кто православнее" еще не начались. Так что... В двоеверие поверю, в грабеж ценностей тоже, но униатам откуда взяться было - ума не приложу. Разве на машине времени.
Язык интересный был, но самое что интересное, не может он быть ни украинским, ни старобелоруским. Русский, тогда еще с небольшими региональными особенностями, но один общий и всем понятный язык. Формирование русского, белорусского и украинского языков еще только начиналось. И нам очень трудно судить, как какому ныне близок тот "русский".

DR

А на печати Гедемина изображен крест. С какого такого перепугу?
А крест только христианский символ? Или проскальзывал еще где-то? А письма на латыни - в зависимости от того, кому слали 😛.

LITUANIE

Тады просветите неуча: Киевская РПЦ это и есть униатская или это две совершенно разные вещи?

LITUANIE

Да, надыбал на просторах, что Миндовг таки крестился в католичество аж в 1251 году.

Student

LITUANIE
Тады просветите неуча: Киевская РПЦ это и есть униатская или это две совершенно разные вещи?

АБСОЛЮТНО.

УАПЦ это украинская автокефальная православная церковь, УПЦ КП (киевский патриархат) власть Московского патриархата не признающие. Но вполне православные, если не считать того, что с РПЦ не поделили денег и имеют мелкие с т.з. мирянина отличия в каноне.
А униаты это УГКЦ, т.е. греко-католическая церковь, которая подчиняется Ватикану.

george_gl

Student

... Ну, в порядке бреда, мусульмане или зороастрицы какие...

Мусульмане не бред, со средневековья до нынешних времён на территории Белоруссии живут татары мусульмане. кстати недалеко от территории современной Литвы. Но грабили скорее свои, православные.

Надоело

уважаемый Студент я писал что литовцы начали грабить, т.б. набивать карманы 😊 а ето всегда было в порядке вещей, к томуж на многих иконах оклады делались из драг. металлов а такое не ободрать грех 😊

Student

Надоело
уважаемый Студент я писал что литовцы начали грабить, т.б. набивать карманы 😊 а ето всегда было в порядке вещей, к томуж на многих иконах оклады делались из драг. металлов а такое не ободрать грех 😊

Ну, коллега, пришли к общему знаментелю, т.к. грабеж в самом деле в поряде вещей. А новгородский свящненник молодец, поступил как настоящий мужчина. 5 человек... мда. Результат!

вольга

Student, а при Александре Невском еще не было ВКЛ, и литва в то время совсем не то же, что литвины ВКЛ 😛

Student

ВКЛ начиналось, скажем так. 1 половина 13го века, а Невский это 1220-1263. Как раз на глазах происходил процесс. Миндовг умер в один год с Александром, хотя и был его младше (1236-1263). Так что...
И литвины ВКЛ и те, кого у нас называли литовцами уже активно христианизовались. Для теперишних литовцев существовало иное название - жмудь (жмудины, жемайты). Так что летописец и писал бы соответственно тому, как называли народ в его время.

вольга

Ну литва во время Александрово это и есть жмудь. Земли словянские, согласитесь, они покорили чуть позже. Кунигас Летувы Миндаугас объединил в Литву Нальшанскую, Жетувскую, Жемайтскую земли, часть Ятвяжской земли и Черную Русь(которая несомненно земли словянские, но на непродолжительное время т.к. ее скоро забрал Даниил Галицкий)

apple

потянулись ветераны ИРО... Неужели мертвячинка так сладко пахнет?