Доброго времени суток.
Очень хотелось бы узнать какие существовали системы связи на старых морских судах(до появления радиосвязи) между мостиком и скажем машинным отделением.
А также интересно каким образом производилось управление парусными судами 17-18в посредством одного штурвала.
Труба голосовая была, вестовые и боцман с дудкой.
машинный телеграф
ну, со связью понятно. А как дело с управлением? Всегда диву давался когда видел как этими парусными махинами управляет фактически одно небольшое рулевое колесо. Что там внутри? Длинные рычаги и тяги?
Two
Очень хотелось бы узнать какие существовали системы связи на старых морских судах(до появления радиосвязи) между мостиком и скажем машинным отделением.
В 17. веке машинного отделения не было, впрочем как и в 18 в.
Если надо было что-то передать на нижние палубы, офицер отправлял в недра мичмана.
"машинное отделение" это образно выражаясь...
Всегда диву давался когда видел как этими парусными махинами управляет фактически одно небольшое рулевое колесо.
В связке с боцманом и парусной вахтой.
Dmitry Z~GВ 17. веке машинного отделения не было, впрочем как и в 18 в.
Плять, вопросики. Это как в каком-то фантастическом фильме на звездолете ЭЛТ кинескопы взрывались 😉
В связке с боцманом и парусной вахтой.так ясен перец, но мне не интересно как там капитан с боцманом команду дрючили, мне интересно как штурвал управляет рулевым крылом или как оно там называется, и только.
Через систему блоков. Подробнее, есть книга "Судомоделизм"1960-хгодов-большой талмуд, там были схемы и с блоками и с рычагами.
Two
так ясен перец, но мне не интересно как там капитан с боцманом команду дрючили, мне интересно как штурвал управляет рулевым крылом или как оно там называется, и только.
Ну штурвал то на корме и стоял. А то и просто большим веслом рулили. А на носу матросы кучковались, это грязное место было.
ай спасиба! Теперь всё стало намного понятней, в принципе, это как раз то о чём я и думал.
Рулевое устройство состоит из трех главных частей
1 - с и с т е м ы у п р а в л е н и я,
2 - п е р е д а ю щ е й с и с т е м ы (это штуртрос на валу между штурвалами )
3 - р у л я .
Подробнее:
Система рулевого управления- начинается с штурвала.
Штурвал-(Это название получилось из двух голландских слов: «штуур» - «руль» и «виль» - «колесо» - колесо с рукоятями (иногда их называют «шпагами» на парусниках такое колесо обязательно). А иногда бывает два колеса на одном валу - чтобы за шпаги могли держаться сразу несколько матросов. Одному рулевому в штормовую погоду управлять кораблем трудно
<На юте-над палубой на специальных подставках устанавливают два колеса с точеными спицами, с рукоятками-шпагами и медными кольцами. Между колесами деревянный вал. Его несколькими витками охватывает толстый трос (ШТУРТРОС). Обоими концами штуртрос уходит вниз, через отверстия в палубе. . Под палубой, трос через блоки тянется к самой корме. там концы штуртроса крепятся к перекладине баллера (это сооружение похоже на крепкий столб, уходящий нижним концом сквозь днище). БАЛЛЕР-это ось руля, а верхушка б а л л е р а называется
- ГОЛОВКА РУЛЯ. Лопасть, которая поворачивается в воде и меняет путь корабля, именуется ПЕРО РУЛЯ. Перо руля внизу, оно петлями прикрепляется к ахтерштевню. Форма у руля (точнее, у пера) бывает разная. Иногда перо похоже на лопату, где ось проходит близко к середине. Такой руль называется б а л а н с и р н ы й. Передняя половина пера б а л а н с и р у е т в воде заднюю половину и облегчает усилие при повороте. На парусниках чаще всего ставят обыкновенный руль, у которого перо лишь с одной стороны баллера. А бывает руль п о л у б а л а н с и р н ы й. Это когда передняя половинка пера по длине короче задней. Делается это, если надо освободить место для винта, на судне с двигателем. (это для современных судов).
jpg] [/URL]
И ведь что примечательно... Вопрос совсем не по теме раздела (история оружия). Но тем не менее, ответ дан быстро, исчерпывающе и даже с картинками.
Нет, я определённо люблю и уважаю этот раздел на Ганзе. :-)
В музее Петропавловска-Камчатского есть такое перо руля...
Рыбаки со дна какого то Курильского пролива сетями подняли а капитан "помеху" за борт не выбросил (а могли!").
Я поначалу перо за створку ворот принял, метра 2,5 было (обломано частично по высоте), из дуба, оковано медным листом по периметру + медные цифры и петли. Толщина сантиметров 25.
Редчайшая весч в сохране...
С оторваным или повреждённым рулём, парусный корабль становился "сидячей уткой" для противника. Потопить парусник, кстати, было гораздо труднее, чем современный корабль со стальным корпусом. Зачастую это занимало несколько часов обстрела.
Толщина сантиметров 25.хорошая воротина... была.
Ну, остается добавить, что и ныне для связи с машинным отделением используется не "радиосвязь", а телефонная!
😊
Деревяшку потопить- это ясен пень, задача. Когда "Адмирал Шеер" на севере топил груженый лесовоз-тоже очень задолбались. Зато горит хорошо.
appleГм, а я думал, что сейчас дудно управляется с помощью таких маленьких рычагов. А телефон только для дозвона в службу поддержки двигателя.
Ну, остается добавить, что и ныне для связи с машинным отделением используется не "радиосвязь", а телефонная!
Two-у
Не такие они были и маленькие эти штурвалы. На трехдечных ликорах их порой вшестером крутили. А связь осуществлялась флажковым семафором, вымпелами, фонараями, иногда пушечными выстрелами.
Не такие они были и маленькие эти штурвалы.ну это типа относительно кораблика маленькие.
"ну это типа относительно кораблика маленькие."
Э-э-э, типа: два штурвала по 1,5 м в диаметре, маленькие для корабля длинной 45-50м? 😛
13mm
Гм, а я думал, что сейчас дудно управляется с помощью таких маленьких рычагов. А телефон только для дозвона в службу поддержки двигателя.
Ага! А служба на баке! Нет! На берегу! 😊
13mm"Служба поддержки двигателя" - это славно, по аналогии с провайдерами? Вообще говоря, это именуется машинным телеграфом и представляет собой два сельсина, то есть электрические устройства, соединенные проводами и согласованные между собой так, что поворот вала одного из них (на мостике) на определенный угол влечет за собой поворот вала второго (в машинном отделении) на тот же угол. Таким образом, когда на мостике на телеграфе дают команду, к примеру, "самый малый назад", в машине телеграф сам поворачивается на тот же угол и показывает сектор "самый малый назад". Вахтенному механику остается выполнить это указание.
Гм, а я думал, что сейчас дудно управляется с помощью таких маленьких рычагов. А телефон только для дозвона в службу поддержки двигателя.
В боевых условиях кабель машинного телеграфа может быть перебит, поэтому эта система дублируется телефонной связью и голосовыми переговорными трубами (самый архаичный, но и самый надежный вид связи).
Э-э-э, типа: два штурвала по 1,5 м в диаметре, маленькие для корабля длинной 45-50м?Ага.
Вот нашел занятную мурзилку http://www.seaships.ru/index.htm
классная ссылка, спасибо.
По системе связи в парусном флоте. В XVIII и XIX веках передачу каманд осуществляли матросы посыльные. Специально назначнные вахтенные бегуны. Это на больших военных кораблях. И только между офицерами. На военной мелочи и торговых, роль связиста исполняла боцманская дудка. То есть схема выглядела примерно так (в вариантах) капитан отдавал распоряжение боцману, а тот проводил его в жизнь, дудел в дудку сигнал, а особенно непонятливые или глухие, получали личный выговор от боцмана в рыло или по почкам.
Паровой флот вызвал некорое усложнение систем связи. Появились переговорные трубы. Тоесть, в рубке в распоряжении капитана находился целый орган из раструбов. Каждый растуб вёл в одно из жызненно важных помещений, машинно отделение, рулевая рубка, артиллерийская батарея (не башня!) и тому подобное. Раструбы с обоих концов затыкались пробкой со свистком, Перед началом разговора необходимо было дунуть в раструб, чтоб на другом конце свистнуло, и исполнитель подошёл к средству связи.
Выглядит смешно, но так оно и было. Но это для отдачи необходимых распоряжений голосом. В машинно отделение стандартные команды - малый ход, полный ход - передавали с помощью машинного телеграфа. На мостике офицер, или капитан, дёргал рукоятку телеграфа, делалось это два раза, чтоб сработал звонок на другом конце, второе движение заканчивалось на секторе с нужной командой.
Всё это была простая механика, и такие линии связи были маленькой длины.
В Русско-Японскую и позже начался переход на телефоны и другие электрические штучки.