И опять - морская авиация....

Всеволод

Ну, много уже написано о том, как в наш век тяжелые надводные корабли уступили первенство авиации. Перл-Харбор, Мидуэй, потопление "Бисмарка"... А вот как начинали:
http://militera.lib.ru/tw/grigoryev/index.html и далее...

'С тех пор, как 'Гебен' и 'Бреслау' стали угрожать Севастополю, наблюдение за безопасностью русского побережья в смысле набегов возложено было исключительно на воздушные суда. В течение моего трехмесячного пребывания в Севастополе я ежедневно видел, как аэропланы отправляются в море на разведку, удаляясь туда на 50 миль. Делом этим были заняты семь аэропланов, последовательно обследовавших 50-мильную береговую полосу на предмет наблюдения за германскими подводными лодками и крейсерами. Помню, однажды утром один из воздушных разведчиков принес известие, что 'Гебен' и 'Бреслау' направляются в порт и находятся в пяти милях. Немедленно было дано приказание семи летающим лодкам подняться в воздух, взяв с собой по две 40-фунтовые бомбы каждая.

Во время отдачи этого приказания снаряд с 'Гебена' с визгом упал между двумя рядами ангаров, но, к счастью, не взорвался. Ангары расположены вблизи радиостанции, установленной у самого входа в железнодорожный туннель. Сорок других снарядов, выпущенных с 'Гебена' до отправления аэропланов, легли близко от цели. Вслед за этим семь летающих лодок поднялись и, кружа над крейсерами, сбросили свои бомбы, после чего поспешили обратно к берегу.

Маневр этот был выполнен безукоризненно, но в то время как аппараты принялись за свои вторые бомбы, крейсера ушли слишком вперед, чтобы сбрасывание новых бомб могло нанести им существенный вред, и после продолжительной погони летчики были вынуждены возвратиться. Насколько серьезно были повреждены крейсера, так и не выяснилось, но больше они не появлялись.

...Россия, имея всего семь аэропланов, стоивших 100 000 долларов, была в состоянии обойтись без дорогостоящих крейсеров и вполне обеспечила защиту Севастополя от набегов немцев...'


Там, кстати, и про гидропланы-муромцы есть.

Всеволод

Дальше пошли...

Вот что писал в своем отчете о боевых действиях гидросамолетов у Зунгулдака начальник 1-го корабельного авиационного отряда лейтенант Р. Ф. Эссен:
'....Около десяти утра подошли к порту Зунгулдак на расстояние 20-25 миль. Погода была неблагоприятная, дул свежий остовый ветер, и небо было покрыто густыми тучами.

В 10 ч 20 мин я получил приказание начальника авиации лейтенанта Коведяева начать спускать аппараты и провести бомбометание по пароходу, стоящему в гавани, и по портовым сооружениям Зунгулдака. На все аппараты были приняты по две пудовых, по нескольку десятифунтовых бомб и сигнальные дымки.

Расстояние до Зунгулдака было 15-18 миль, ветер немного стих, и небо местами прояснилось.

В 10 ч 24 мин на аппарате ? 37 взлетел лейтенант Эссен с наблюдателем мотористом 1 статьи Олейниковым. В 11 ч 12 мин аппарат с бомбометания вернулся, сел на воду и подошел к борту для подъема. Поднят на корабль не был, так как 'Александр I', будучи атакован подводной лодкой, дал полный ход машинами вперед. Когда аппарат находился в двух саженях за кормой корабля, в лодку аппарата ударила подводная мина, которая после удара остановилась и скоро затонула. В 11 ч 18 мин аппарат вторично взлетел и стал охранять уходившие на норд корабли от подводных лодок.

В 12 ч 02 мин поднят на корабль. Сброшено по Зунгулдаку две пудовых и две десятифунтовых бомбы, попавшие: первая пудовая в мол впереди носа парохода, вторая десятифунтовая за кормой среди (рыбацких) лайб, произведя на одной из них пожар, третья пудовая - в большое белое здание в районе железнодорожного узла и четвертая - за кормой парохода на берегу.

...Из имевшихся семи аппаратов в налете участвовало шесть. Один аппарат из-за повреждения в моторе был прибуксирован. Сброшено всего 10 пудовых и 16 десяти фунтовых бомб.

Во время налета на Зунгулдак аппараты подвергались жестокому артиллерийскому огню, снаряды пока разрывались очень близко и по нескольку одновременно, из чего можно предположить, что стреляют из специально установленных аэропланных пушек'.

В действиях против Зунгулдака был потоплен турецкий транспорт 'Ирмингард'. Наши корабли и гидросамолеты потерь не имели. [89]

Всеволод

'....Вера в гидроаэроплан у наших войск была настолько велика, что суда с десантом отказывались выходить в море без воздушной их охраны.

После получения от поста службы связи известия о нападении подводной лодки на госпитальное судно 'Вперед' мой самолет уже через пять минут был в воздухе, и, прилетев к месту катастрофы, подводную лодку мне удалось обнаружить в виде темного веретенообразного предмета глубоко под водой; после сброшенных мною двух гидростатических бомб на поверхность всплыли только большие масляные пятна. Была ли повреждена подводная лодка или нет, выяснить не удалось, но только сейчас можно констатировать тот факт, что весь путь наших судов от Вотума до Ризе, охраняемый самолетами, с этого времени сделался безопасным, и случаи нападения подводных лодок на многочисленные наши суда с войсками и грузами в этом районе не повторялись...'.

Student

Приветствую!
А вот моя скромная лепта. Автор не я, но опубликовал у себя
Тут про лодки Григоровича http://ww1.iatp.org.ua/awgrigorovich_all.htm
Про М-5 http://ww1.iatp.org.ua/gidrosamM-5.htm
Про М-9 http://ww1.iatp.org.ua/gidroamM-9.htm
Далее будет, правда, нескоро.
Именно они летали на турецкий угольный район, да и много славных дел сделали.
Был еще и истребитель-гидросамолет М-11....
С уважением, Студент

Всеволод

Student
Приветствую!
А вот моя скромная лепта. Автор не я, но опубликовал у себя
Тут про лодки Григоровича http://ww1.iatp.org.ua/awgrigorovich_all.htm
Про М-5 http://ww1.iatp.org.ua/gidrosamM-5.htm
Про М-9 http://ww1.iatp.org.ua/gidroamM-9.htm
Далее будет, правда, нескоро.
Именно они летали на турецкий угольный район, да и много славных дел сделали.
Был еще и истребитель-гидросамолет М-11....
С уважением, Студент

Да, там, откуда усе это беру, большая книга, и про "пятаки", и про "девятки", и про туполевсий мастодонт МК-1... Я пока дочитал до МБР-2. 😊