История космического оружия

Delay

Добрый день. форумчане, не могли бы вы оценить статью, оч интересно ваше мнение, здоровая критика приветствуется? Некоторое время работал в ракетной сфере, с предметом знаком. Статья первая, скорее обзорная, для того чтобы ввести в курс дела читателя, потом буду оттдельные делать по разным фирмам и изделиям. пишу не так давно.

"Наши Звездные войны или по ту сторону силы"

Так уж сложилось, что человечество, освоив металл, первым делом изготовило нож, а уже потом все остальное. Не стал в этом отношении исключением и космос: как США, так и СССР ещё в конце 40-х, начале 50-х начали изучение военных космических проектов. Далеко за примером ходить не нужно: первый космонавт Ю.Гагарин был военным летчиком, покорившим космос на межконтинентальной баллистической ракете Р-7. Всего через несколько лет на орбите начали появляться первые средства уничтожения аппаратов противника.
1 ноября 1963 г. Советский Союз вывел в космос первый из семейства маневрирующих спутников "Полет-1", 12 апреля 1964 г. состоялся старт второго аппарата ("Полет-2"). Оба изделия вышли из под крыла КБ Челомея В.М. и являлись прототипами автоматического спутника-перехватчика ИС (истребитель спутников).В результате уже ровно через 5 лет 1 ноября 1968 г. спутником ИС был успешно осуществлен перехват. С конца 60-х по 80-е годы СССР провел несколько десятков испытаний ИСов, последнее из которых датируется 18 июнем 1982 г., проводившимся в рамках военных учений, прозванных на западе "Семичасовой ядерной войной". В процессе этих учений были использованы наземные и морские баллистические ракеты, противоракеты, военные спутники, в том числе и перехватчики; "Семичасовая война" настолько поразила США, что 23 марта 1983 г. Рональд Рейган провозгласил Стратегическую оборонную инициативу (СОИ), названную позже "Звездными войнами". Хочется отметить что все это происходило на фоне Договора между Москвой и Вашингтоном об ограничении систем ПРО от 1972 г. Первые перехватчики (впрочем как и нынешние) использовали в качестве средств поражения кинетическое оружие (пули, шрапнель) и ракеты класса "космос-космос", однако к концу восьмидесятых годов у СССР появился ракетный комплекс "Энергия", способный выводить на орбиту полезную нагрузку массой свыше 100 т. , причем еще и нестандартной формы; без сомнения это открывало перед военными и учеными широчайшие возможности.
По началу работы заключались как правило в научных исследованиях, изучение сценариев боевых действий в космосе, расчет необходимого количества аппаратов в группировке, оценка преимуществ тех или иных типов вооружений. В ходе исследований было решено делать 2 типа космических аппаратов (КА). Оба они должны были быть построены на единой конструктивной базе, в качестве же платформы была выбрана орбитальная станция 17К ДОС "Салют". На основе этой платформы были разработаны два комплекса : 17Ф19 "Скиф" (средство поражения - лазер) и 17Ф111 "Каскад" (система с ракетным оружием). Весь проект в целом вело НПО "Энергия". Разработкой лазерной системы "Скифа" занялось НПО "Астрофизика", ракетами для "Каскада" фирма Нудельмана А.Э. На первом этапе оба КА должны были выводить на орбиту ракетоносители "Протон-К", позже орбитальные челноки "Буран", оба типа ИС имели возможность дозаправки опять же "Буранами", кроме того предусматривалась возможность посещения этих боевых станций экипажем из 2-х человек сроком до 7-ми суток на кораблях "Союз". Для "Каскада" были изготовлены очень эффективные ракеты класса "космос-космос", их предполагалось проверить на переделанных грузовиках "Прогресс", даже были изготовлены пять аппаратов, но они так и не полетели, позже им вернули первоначальный вид и отправили в космос со своей обычной миссией. ИС "Скиф" все же побывал в космосе, но об этом читайте уже в следующей статье.

если интересно, выкладываю тут с картинками: http://guns.arsenalnoe.ru/m/3780/istoriya_kosmicheskogo_oruzhiya.html

Москвин

Помнится я уже выкладывал в подобной теме ссылки:
http://www.buran.ru/htm/spiral.htm

http://www.buran.ru/htm/homepage.htm

http://www.buran.ru/htm/afan.htm

http://www.testpilot.ru/russia/lavochkin/la/350/burya.htm

Какие вещи уничтожили...

Delay

был там. хорошие ресурсы. постарался сделать популярный материал, открывающий серию, грубо говоря. вроде на самом деле не все так плохо, законсервировано многое, что-то действительно с нуля придется создавать.
по крайней мере на хруничева ("салют" . скиф) многое осталось, лежит ждет.
само предприятие конечн пытаются развалить из-за земли в пойме москвы реки, обидно.

AllBiBek

Если правильно помню, первый запуск "Энергии" был как раз со скифом "Скифом", и тот оказался неудачным; спутник не раскрылся. Еще раньше, второй "Алмаз" летал с пулеметом на борту, и из него даже стреляли, причем успешно. Спутники-"камикадзе" уже практически отлетали свой век. Что осталось и лежит и ждет, уже практически ни на что не годно; да что там говорить, если "Буран" погиб в обвалившемся ангаре, и от него остался только реактивный ММГ ("Утюг"), на котором катают толстосумов на разных авиа-шоу.
Блин, эмоции, эмоции, эмоции...

Delay

выводили по сути полуаппарат, но и не совсем то что принято называть габаритно-массовым макетом, большую часть испытаний он осуществил. все узлы и агрегаты что уже были созданы для полноченного скифа, сейчас опечатаны. буран не погиб, погиб самолет, вся КД осталась, в республиках тока устаревшее технологическое оборудование и крупицы КД всей. + сейчас все идет к переходу на композиты и полной автоматизации техпроцесса под цифровым управлением. а перегонять в цыфру и строить устаревший, хоть и оч амбициозный проект в нынешней ситуации просто нелогично(тем более такой дорогой).буран сейчас "летает" на других аппаратах(отработанные на нем технологии). + многое ушло в 90-е годы к конкурентам, а сейчас следовательно все необходимо еще более современное , что и реализуется. не так плохо на самом деле ситуация обстоит, но могло быть лучше , тут не попишешь ничего.

AllBiBek

не так плохо на самом деле ситуация обстоит, но могло быть лучше , тут не попишешь ничего.
Там, по-моему, обшивка и корпус были самым высокотехнологичным и дорогим по технологиям того времени. Ныне утерянным, ибо производственная база осталась в немалой части за пределами РФ.
Поправьте, если ошибаюсь, подсластите эту горькую пилюлю...

Delay

в Буране или в проекте целиком? я бывший сотрудник Хруничева, что именно на Энергии и как происходило не знаю, да и не застал это время. Подозреваю что самые дорогие части были это сам ракетоноситель, а в самолете система автоматической посадки, управления возможно действительно обшивка, но насколько помню, в свое время в прессе хвастали, что сднлали эти плитки в десятки раз дешевле штатовских. Первый и единственный БПКА (беспилотник космический) как ни крути, а если учесть что с микроэлектроникой всегда проблемы были. вполне возможно что для такой беспилотности целую отрасль пришлось подгонять под задачи.

Delay

беспилотник - имелл ввиду как космический самолет, так 90% космической техники беспилотна конечн.

knkd

но насколько помню, в свое время в прессе хвастали, что сднлали эти плитки в десятки раз дешевле штатовских
Если сравнить нашу зарплату со штатовской, то удивительно почему всего в десять раз, а не в 50 как зарплата.

oldcolony

Относительно плиток теплозащиты "Бурана" нам в институте рассказывали такую легенду, как на одной из этих дорогущих плиток-прямо на обшивке-часовой штыком нацарапал "ДМБ-88".Пришлось менять.

Мирон

Тоже слышал такую байку. Вроде 4 года ему дали.

HiddenFox

Плитки были конечно дорогие. Читал, что одна плитка обходилась в одну зарплату инженера, а их (плиток) было 20-25 тыс. (точно не помню, но где-то около того). Как-то слышал, что эти плитки можно запросто ножом резать, вроде как мягкие они.