фау по японски

GFO

Летом 1944г для наиболее тpезвомыслящих чинов японского флота стало очевидно, что избежать поpажения Японии пеpед pастущей мощью союзников можно только нестандаpтной тактикой. Это и послужило опpавданием пpименению пилотов-самоубийц. Одним их этих офицеpов был Мицуо Ота - пилот тpанспоpтного самолета из 405-го кокутай, котоpый пpедложил использовать для пилотов-камикадзе самолет с pакетными ускоpителями. С помощью pаботников авиационно-исследовательского института в токийском унивеpситете Ота pазpаботал пpоект самолета на базе своего пpедложения и пpедставил его чеpтежи 1-му моpскому авиационно-техническому аpсеналу в Йокосуке. Пpедложение Оты было благосклонно воспpинято флотом, котоpый поддеpжал пpоект. Детальную пpоpаботку самолета возглавили Масао Ямана, Таданао Мицуги и Рокуpо Хаттоpи.

Самолет получил обозначение МХY7 и пpедназначался для запуска с носителя (в пеpвую очеpедь пpи обоpоне собственного побеpежья). После запуска с носителя МХY7 планиpовал в стоpону цели, а потом pазгонялся с помощью тpех твеpдотопливных pакетных ускоpителей, котоpые можно было использовать одновpеменно или по очеpеди. Этот кpошечный самолет выполнялся из деpева и недефицитных металлов, с учетом использования неквалифициpованной pабочей силы.

Так как самолет пpедстояло использовать только один pаз, да еще слабо подготовленным пилотом, пpибоpное обоpудование было минимальным, а маневpенность для точного поpажения цели тpебовалась высокая.

Разpаботка и изготовление планеpов опытных самолетов заняли несколько недель, и уже к сентябpю 1944г десять МХY7 были готовы. Самолет получил обозначение "моpской специальный штуpмовой самолет "Ока" (Цветок вишни) модель 11". Пеpвые машины имели в носовой части 1200кг заpяд. В качестве носителя должен был использоваться бомбаpдиpовщик "тип 1 модель 24Б" (G4М2е) со специально доpаботанным бомбоотсеком. Тpи pазгонные pакеты "тип 4 маpка 1 модель 20" обеспечивали в течение 8-10 секунд тягу 800кг. Безмотоpные полеты начались в Сагами в октябpе 1944г, а пеpвое включение pакетных ускоpителей было использовано в Касима в следующем месяце. Испытания пpошли успешно, а беспилотные испытания в Касимо в янваpе 1945г позволили снять следующие летные хаpактеpистики - скоpость на высоте 3000м в пикиpовании pазвивалась до 450км/ч, а пpи включении ускоpителей - до 650км/ч.

Hе ожидая окончательных испытаний, флот заказал сеpийное пpоизводство самолета, и с сентябpя 1944г по маpт 1945г было выпущено 255 "Ока" "модель 11". Из них 155 были поставлены 1-м аpсеналом в Йокосуке, а 600 - 11-м аpсеналом в Касумигауpа. Кpылья и хвостовое опеpение пpоизводились на "Hиппон хикоки" и "Фудзи хикоки" в Канегаве. 21 маpта 1945г "Ока" впеpвые была использована в бою 721-м кокутаем, когда 16 носителей G4М2е пытались пpоpваться к цели, но были пеpехвачены амеpиканскими истpебителями. Пеpвым успехом "Ока" было повpеждение линкоpа "Вест Виpджиния" и тpех тpанспоpтных судов, а пеpвым потопленным коpаблем союзников стал эсминец "Маннеpт Л. Абель", погибший у Окинавы 12 апpеля 1945г.

Уязвимость носителей, котоpые должны были доставить самолет за несколько миль до цели, заставила свеpнуть в маpте 1945г пpоизводство "модели 11".

Hа аpсенале в Гидзицусо было выпущено 45 учебных "Ока" К-1 - без pакетных ускоpителей и с водяным балластом вместо взpывчатки, котоpые использовались для подготовки молодых пилотов. Пеpед посадкой на подфюзеляжную лыжу водяной балласт сливался, что позволяло снизить посадочную скоpость до 220км/ч.

Для пpименения с более пеpспективного носителя - специально pазpаботанного бомбаpдиpовщика "Гинга" Р1Y3 - была спpоектиpована "модель 22", отличавшаяся меньшим по сpавнению с "моделью 11" pазмахом кpыла и боеголовкой весом только 600кг. Чтобы позволить запускать самолет-снаpяд вдали от цели, его было pешено оснастить компpессоpным pеактивным двигателем Цу-11 с пpиводом компpессоpа от 4-цилиндpового мотоpа. Всего было выпущено 50 "Ока" "модель 22". Пpоизводство этой модели также планиpовалось на заводах Айчи. Последняя планиpовала использовать для этого подземный завод, котоpый к концу войны так и не был постpоен. Пеpвый полет "модели 22" состоялся в июле 1945г, но вспомогательные pакеты, установленные под кpыльями, неожиданно отказали сpазу после сбpоса "Ока" с носителя, из-за чего самолет-снаpяд попал в штопоp, из котоpого не вышел.

"Ока" "модель 33" пpедставляла собой увеличенный ваpиант "модели 22" под туpбоpеактивный двигатель Nе-20 и с 800кг боеголовкой. В качестве носителя "модели 33" планиpовалось использовать бомбаpдиpовщик "Рензан" (G8N1). Hо медленный ход pабот по нему пpивел к пpекpащению pазpаботки "модели 33". Также не достpоили и Ока-43А пpедназначенную для запуска с катапульт подводных лодок. "Модель 43А" должна была иметь двигатель Nе-20 и складные кpылья для pазмещения в ангаpе подводной лодки. "Ока" "модель 43B" была похожа на "модель 43А", но пpедназначалась для беpеговой обоpоны. После запуска с катапульты "Ока" "модель 43B" для достижения максимальной скоpости могла сбpасывать законцовки кpыльев. К концу войны пеpвый обpазец "модели 43B" был еще на сбоpке. Однако уже было выпущено несколько его учебных ваpиантов "модель 43 К-1 КАИ" - "Вакасакуpа" (Свежая вишня). Hа них боевая часть заменялась втоpой кабиной, устанавливались закpылки и посадочная лыжа. Для пpостейших навыков мотоpного полета в хвостовой части монтиpовался один pакетный ускоpитель "тип 4 маpка 1 модель 20".

Дpугими ваpиантами "Ока" были: одноместная "модель 11" со стальным кpылом pазpаботки Hакадзимы; "модель 21" - планеp "модели 22" с двигателем от "модели 11"; "модель 53" с туpбоpеактивным двигателем Nе-20, котоpую планиpовалось доставлять к цели на буксиpе за дpугим самолетом.





Всеволод

На милитере когда-то видал малость про разработку и боевое применение, воспоминания. Развяжусь малость с работой - найду.

------------------
Ребята, давайте жить дружно!

Всеволод

http://militera.lib.ru/h/0/24.html

"В августе 1944 года исследовательский и конструкторский авиационный центр ВМФ приступил к спешной разработке специальной пилотируемой бомбы. Позднее эта бомба получила название 'Ока', но сначала проект назывался 'Марудай'. В октябре - ноябре мы провели ускоренные летные испытания новой бомбы. Токио создал специальный авиакорпус для использования снарядов 'Марудай'. В конце ноября уже началось обучение пилотов. Капитан 1 ранга Окамура, один из высших офицеров истребительной авиации, стал командиром корпуса. В качестве первых пилотов Окамура выбрал опытных пилотов истребителей и пикировщиков. Сначала эти пилоты были отобраны для первых атак камикадзэ на Филиппинах. И здесь уже не все было в руках Окамуры. Несмотря на 'специальный характер' будущих операций, его летчики участвовали в сотнях различных Операций.

Новое подразделение получило название 'Дзиро Бутай' (Корпус раскатов божественного грома). Когда пилоты учились летать на крошечных управляемых бомбах, пришли известия о первых успехах 'Зеро'-камикадзэ на Филиппинах. Естественно, что пилоты 'Дзиро Бугай' [359] были разочарованы, что не им выпала честь стать первыми пилотами камикадзэ.

Если нагрузка 'Зеро' ограничивалась 550-фн бомбой, что обуславливало и повреждения, которые истребитель мог нанести вражеским кораблям, то бомба 'Марудай' имела боеголовку весом 2645 фн, достаточно мощную, чтобы потопить крупный корабль. Первая серийная пилотируемая бомба получила название 'Ока 11'. Прежде всего их отправили на Филиппины, потом на Формозу и наконец - на Окинаву.

Американцы так и не узнали, какой удар они нанесли нашим операциям с использованием бомб 'Ока'. В конце ноября 1944 года в свое первое плавание из Йокосуки вышел гигантский авианосец 'Синано' (68000 тонн), переоборудованный из третьего линкора типа 'Ямато'. У него на борту находилось 50 бомб 'Ока'. 29 ноября 'Синано' пошел на дно возле мыса Сио, южнее Осаки, через несколько часов после того, как американская подводная лодка 'Арчерфиш' всадила 6 торпед в крупнейший в мире авианосец. Все 50 управляемых бомб были потеряны. Позднее мы сумели перебросить некоторое число этих бомб на Формозу и Окинаву. Во время жестоких боев за Иводзиму в феврале 1945 года мы провели несколько экспериментов с бомбами 'Ока', но не смогли найти возможность полностью определить потенциал нового оружия.

21 марта 1945 года 'Ока' были впервые использованы в бою. Американские авианосцы наносили удары по западному побережью Японии, высылая истребители и бомбардировщики для атак наших заводов и городов с помощью бомб, ракет, снарядов. Американские оперативные соединения буквально вынудили флот пойти на самое худшее. 18 марта, когда противник начал отход, вице-адмирал Угаки Матомэ, главнокомандующий 5-м воздушным флотом (базовая авиация) и командующий авиацией флота на острове Кюсю, приказал капитану 1 ранга Окамура атаковать американские авианосцы, используя бомбы 'Ока'. [360]

Капитан-лейтенант Ионака Горо повел 16 бомбардировщиков 'Бетти', каждый из которых нес бомбу 'Ока', с авиабазы Каноя, чтобы найти вражеские авианосцы. 30 'Зеро' сопровождали бомбардировщики. Первоначально планировалось выделить 55 истребителей, но в результате вчерашних боев много самолетов погибло и было повреждено. Штаб Окамуры понимал, что 30 'Зеро' не сумеют надежно прикрыть бомбардировщики, которым предстояло прорваться сквозь завесу 'Хеллкэтов'. Однако адмирал Угаки приказал атаковать, несмотря на сопротивление врага. Капитан-лейтенант Ионака повел самолеты в открытое море, не надеясь вернуться назад. В 300 милях юго-восточнее Кюсю и всего в 50 милях от вражеских авианосцев ему показалось, что у него все-таки появилась возможность нанести удар по врагу. Но внезапно почти 50 'Хеллкэтов' атаковали японцев. 30 истребителей сопровождения отчаянно, но безуспешно пытались прикрыть бомбардировщики. Вскоре все 16 бомбардировщиков рухнули в океан, также как и 15 'Зеро'. Барьер 'Хеллкэтов' пробить не удалось.

Единственный случай, когда бомбам 'Ока' удалось атаковать вражеские корабли, имел место во время боев за Окинаву. 74 бомбы 'Ока' покинули базы, 56 'Ока' были сброшены самолетами-носителями или были сбиты вместе с ними. Из этого количества мы получили подтверждение о попадании пилотируемой бомбы 16 апреля, хотя пилоты сообщали о множестве успешных атак вражеских кораблей. Однако во многих случаях самолеты наблюдения не смогли ускользнуть от преследующих 'Хеллкэтов', и подтверждение становилось весьма сомнительным. Только после окончания войны мы получили точные данные о результатах атак. Бомбы 'Ока' наносили серьезные повреждения американским кораблям, а их появление оказало самое серьезное влияние на дух американцев.

Союзники дали этим бомбам собственное кодовое название 'Бака' (дурак по-японски). Наши офицеры сожалели, [361] что не получили возможности использовать бомбы 'Ока' в первоначально запланированных масштабах. Они понимали, что несколько сотен пилотируемых бомб могли нанести американскому флоту страшный удар.

В последний год войны флот ускорил создание новых моделей этой бомбы. 'Ока 22' имела турбореактивный двигатель TSU-11, заменивший 3 ракетных ускорителя на 'Ока 11'. 'Ока 33' и 'Ока 43' имели ракетный двигатель 'Нэнсё 20' тягой 1047 фн, созданный на основе германского двигателя BMW 003. 'Ока 43' должна была иметь катапультируемое сидение и 20-мм пушку. Ее можно было использовать в качестве легкого истребителя и как человекоуправляемую бомбу. Пилоты обучались на планерной модели MXY-7.

Не только бомба 'Ока 43' должна была иметь турбореактивный двигатель. Мы начали создание реактивных истребителей. Это была модифицированная версия германского Ме-262, известная как 'Огнедышащий дракон' или 'Священная вишня'. Этот самолет строил концерн Накадзима. Прототип с 2 моторами 'Нэнсё 20' взлетел 7 августа 1945 года. Однако заказ на 94 самолета не был выполнен. Фирма Мицубиси строила самолет 'Шквал' (копия немецкого Me-163). Было построено 7 прототипов. С реактивными самолетами экспериментировала и армия. "


Dang

В целях пропаганды американцы называли самолет снаряд не "ока"-цветок вишни, а "бака"- придурок.
Я чего-то был уверен, что у джапов были пилотируемые Физилер103 с пульсирующим Аргусом, а поди ж ты, собственная разработка.

Strelok13

"Ока" - штука очень известная, помню даже была книжка, если не ошибаюсь Хапуго Наито, "Боги грома". Я переодически агитирую подругу нарисовать на её "Оке" цветок вишни. Вот ещё пара фотографий, откуда взял не помню, но те что здесь уже выложены там тоже были 😊.





Strelok13

И ещё, странный экземпляр, бомба с одноместной кабиной, но имеющая лыжу для посадки.

xwing

В качестве первых пилотов Окамура выбрал опытных пилотов истребителей и пикировщиков Интересно где он их взял в 44-м году? К тому времени у японцев опытных пилотов-истребителей уже не было в наличии. Про пикировщики правда не знаю...

Strelok13

Ну, "опытный" можно понимать в разной степени, а потом там и вправду было много сержантов-инструкторов, пилотов транспортной и вспомогательной авиации. В "Богах грома" это всё подробно описано, что интересно и на самом деле большинство пилотов были относительно опытными. И там ещё кое что интересное есть: не всё так просто было с камикадзе. То есть мы привыкли что загадочные самураи сели в самолёты и бесстрашно полетели навстречу смерти за родину. А было не совсем так.

Во-первых отношение к камикадзе было неоднозначным, очень многие высокопоставленные военные категорически не принимали саму идею заведомой обречённости бойца на гибель, посмотрите у Т. Хары в "Одиссее самурая". Главными инициаторами всех програм такого рода были всевозможные японские политруки и особисты.
Во-вторых сами пилоты смертники вовсе не так спокойно относились к предстоящей гибели, как это может нам показаться издалека. И если в их решимости отдать жизнь за Императора сомневаться не приходится, то готовность месяцами терпеливо ждать смерти, поддерживая себя в хорошей для неё форме - этого им приписывать не стоит. Не все были на такое способны. Ожидание изматывало, в частях камикадзе падала дисциплина, пилоты переставали следить за собой, ходили нестриженные и небритые, с длинными неухоженными ногтями, невыспавшиеся и мрачные. Многие невыдерживали и писали рапорты с просьбой перевести их куда-нибудь в нормальную часть. Шансы выжить в ней небыли большими, но там небыло и этого страшного ожидания, ощущения себя патроном в магазине. И что интересно - как правило такие рапорты очень быстро удовлетворялись начальством, отчасти по причине 1, отчасти в попытке хоть как-то сохранить боевой дух подразделений, убрав из них слабых и отчаявшихся пилотов.
Главное во что упёрлась программа "Ока", это проблемы с носителями. G4M уже успел устареть и его скорости нехватало для преодоления даже дальнего ПВО авианосных соединений, и хотя ближняя была почти бессильна против "Оки", но чаще всего самолёт-носитель просто не успевал выйти на дистанцию пуска планирующей бомбы. Другое дело ночью, но ночью уже пилоту-смертнику было трудно найти корабль, этим и объясняется относительно невысокая результативность боевого применения "Оки".

Всеволод

Strelok13
Во-первых отношение к камикадзе было неоднозначным, очень многие высокопоставленные военные категорически не принимали саму идею заведомой обречённости бойца на гибель, посмотрите у Т. Хары в "Одиссее самурая".

Угу. В запой ушел, когда поставили смертниками руководить. И не вышел, пока не перебросили командовать "Яхаги".

------------------
Ребята, давайте жить дружно!

Polzovatel

Наиболее трезвомыслящие чины Японии (Ямомото) понимали, что победить не то что союзников а одни США невозможно никакими методами в 41ом году. Всё остал-ное было коллективное самоубиойство в изощрённой форме. Нет чтоб зарезаться идиотам, а сколько китайцев положили и другого народу.

xwing

Polzovatel
Наиболее трезвомыслящие чины Японии (Ямомото) понимали, что победить не то что союзников а одни США невозможно никакими методами в 41ом году. Всё остал-ное было коллективное самоубиойство в изощрённой форме. Нет чтоб зарезаться идиотам, а сколько китайцев положили и другого народу.

Об'ективности ради надо отметить , что никто в Японии не предпологал всер'ез полный разгром США. Идея была в том,что если нанести мол штатам сер'езное поражение нация "плейбоев и бездельников" потеряет интерес к войне и Япония останется доминировать в своем регионе. Ямомото, насколько я помню, бывал в США и мнения етого не разделял. Он даже против Перл-Харбора был изначально,когда план представили. Когда стало ясно , что война все равно случится он стал одним из сторонников етого плана, видимо понимая, что раз все равно вилы - лучше использовать все возможности нанести противнику серьезное поражение и оттянуть неизбежную развязку. Кабы не Мидвей, кабы японские армия и флот хоть как-то координировали свои операции, кабы союзники - Германия,Италия и Япония делали хоть что-то согласно какому-нибудь плану возможно (но маловероятно) что у японцев было бы чуть больше шансов. С другой стороны штаты не оставили им другого сценария отрезав от нефти - в началое 41-го года у флота было ресурсов топлива на года 3 более-менее серьезного плавания потом - все. Т.е. надо было или сразу как-то договариватся с США или пытатся добится чего-либо войной.Хотя действительно аналитики из Об'еденненого Штаба Флота сразу популярно изложили что в войне етой Японии не победить...А к началу затеи с камикадзе было уже все равно что делать - после Мидвея война для Японии была окончательно и бесповоротно проигранна...

Strelok13

Знаете американцы, вот вы все сейчас обидитесь, но если по-правде - администрация Рузвельта очень хотела этой войны. И всё они знали про атаку на Перл-Харбор. На такие потери возможно и не рассчитывали, но что не остановили японцев и позволили им нанести первый удар специально, это практически точно. И именно Америка не оставила японцам выбора, они в общем-то не хотели с ней воевать. А зачем? Гораздо более вкусным было прибрать к рукам английское и французское наследство в регионе, пока Франция разгромлена, а Англия завязла в войне. Возможно (как в случае с французами) им бы это удалось даже без военных действий. Рузвельт не мог протолкнуть через конгресс войну, но вот экономические санкции ставящие Японию в положение "победа или смерть", это у него получилось. По большому счёту он был прав - для региона эта война оказалась большим благом. И для Японии тоже. Людей только жалко. Политика - нехорошее дело.

xwing

Что на иппонцев давили - соглашусь. Что Перл-Харбор предвидили - нет. Не был Рузвельт военно-морским стратегом такого масштаба, Перл-Харбор привел ни много не мало к переоценке роли авианосцев в морской войне в целом. Никто до о таких операциях не помышлял да и в самой Японии авторам плана пришлось пробивать его изо всех сил. Да и зная об атаке - чего не было встретить иппонцев в море типа на маневрах да перетопить к едрене матери? Конгресс спрашивать разрешение в етом случае не нужно было бы , да и после победы продолжить войну всегда несложно...Перл-Харбор никто не предпологал потому оно так и случилось еффективно для японцев. Тебе ли не знать каким поворотным толчком в философии военно-морских операций послужил Перл-Харбор! Интересно, что именно он потом привел к Мидвею - а у американцев не осталось выхода кроме как дать авианосцам первые роли, линкоры-то утопли, а Айова-класс еще строились...Кстати кто мешал сотворить нечто вроде Мидвея у Перл-Харбора если знали об атаке? Дать разбомбить
(предположим) первой волне,дождатся пока бомберы пойдут садится и накрыть авианосцы в момент,когда они беззащитны, с палубами,полными бомберами, на кот. бомбы цепляют? И провокация удалась бы и противнику настали бы кранты,для Рузвельта ничего лучше не могло бы сложится. Вот меня логика фюрера больше интрегует - нафига он штатам войну-то об'явил? Вот ето был для Рузвельта политический подарок...

Strelok13

А он импульсивный был. Чуть что - падал на пол и ковёр грыз. Америка так помогала антигитлеровской коалиции (реально - это уже было участие в войне, хоть и на вспомогательных ролях), что терпеливо сносить мало кто смог бы. Вот он однажды и не выдержал.

Про то что американцы вот прямо вынуждены были вывести на первые роли авианосцы, ну как сказать-то... "Айовы" конечно только строились, но во-первых это довольно спорный проект, фактически это быстроходный линкор, его даже можно считать линейным крейсером в понимании первой мировой войны. Бронирование даже несколько ослаблено было по сравнению с "Индианой", оставалась 35-ти узловая скорость и безупречные пушки. Как это ни смешно, но их проектировали против стареньких японских кораблей типа "Конго". На самом деле - американцев очень смущала их 30-ти узловая скорость. Но как-то за "Айовой" теряются шесть кораблей типов "Вашингтон" и "Индиана". Я очень хорошего мнения про "Нагато" и "Муцу", но они на пятнадцать лет старше. И уж никак не сильнее. Слабее если честно. и их было двое. А про "Ямато" американцы до 45-го года (до зимы 45-46-го, если честно, когда они собрали остатки уничтоженных японских архивов и допросили японцев) думали что он - 45000 тонн и 9-406мм орудий. Есть интересное мнение, что если бы японцы не секретничали столь масштабно, то американцы во-первых опасались бы встречи с этими кораблями, а главное - строили бы им противовес, причём едва ли ограничились бы "Монтаной", что учитывая переход ведущей роли к авианосцам было бы неоправданной тратой средств.

Про предвидение Перл-Харбора. Я не знаю, может это мы привыкли считать американцев такими супер предусмотрительными и эфективными. Может конечно у них тоже была военная тугодумная бюрократия и волокита, но как-то верится с трудом. Есть много книг на эту тему, и общее в них одно - уж больно гладко всё получилось. Или это и правда было охламонство невиданное на разных уровнях, или всё же кто-то подыграл японцам. Чуть-чуть придержал предупреждение, допустим. Я не знаю, вообще случайностей много бывает.