День рождения Павла Петровича Третьякова

kvantun

Выдающемуся конструктору Павлу Петровичу Третьякову принадлежит по праву слава создания Проектно-конструкторского бюро, объединившего одаренных конструкторов. Со временем неоднократно изменялись названия бюро, но неизменной оставалась значимость творческого коллектива, разрабатывающего уникальные образцы вооружения и военной техники. Последователи знаменитых оружейников с честью продолжают укреплять обороноспособность нашей Родины.

...Происходил Павел Петрович Третьяков из старинного рода. По семейному преданию, его далекий предок, боярин по фамилии Третьяк, служил еще при Иване Грозном.

Павел родился в Финляндии 12 июня (по старому стилю) 1864 года и был наречен в честь деда и прадеда. Достатка семьи хватило только на то, чтобы, когда подошли лета, определить мальчика в Александровскую Гельсингфорскую русскую гимназию. Павел оправдал надежды родителей, окончив заведение с серебряной медалью. Павел мечтал о карьере врача, но средств для оплаты за обучение в университете не было, и юноша 1 сентября 1881 года поступил во второе военное Константиновское училище. В августе 1882 года получил погоны портупей-юнкера, а через два месяца - чин фельдфебеля. Еще через год имя его высекли на почетной мраморной доске училища, а самого перевели для продолжения учебы в старший класс Михайловского артиллерийского училища портупей-юнкером. В августе 1884 года для прохождения службы подпоручик Третьяков был направлен в 24-ю конно-артиллерийскую бригаду, которая квартировала в Гельсингфорсе. На службе Павел старался в лучших традициях российской армии быть "отцом солдатам". Аттестовался он хорошо и в 1886 году был произведен в поручики. После четырех лет службы Третьяков окончательно утвердился в намерении продолжить военное образование. Михайловскую артиллерийскую академию Павел Петрович закончил по первому разряду, ему был вручен «Знак отличия за окончание курса». За успехи в учебе его произвели в штабс-капитаны и назначили преподавателем учебной команды в родную 24-ую конно-артиллерийскую бригаду.

В октябре 1892 году он был назначен помощником начальника инструментальной мастерской Тульского Императора Петра Великого Оружейного Завода. Павлу Петровичу посчастливилось начинать свою производственную деятельность под руководством С. И. Мосина, который с 1891 года стал председателем комиссии по созданию лекал для трехлинейной винтовки, то есть, возглавил подготовку производства. Третьяков был посвящен в замысел Мосина по созданию единых для всех оружейных заводов России чертежей винтовки, а также лекал, калибров и прочее. Осуществление этих планов позволило бы упростить ремонт трехлинейных винтовок и достичь максимальной взаимозаменяемости деталей и узлов оружия.

Глубокие познания, трудолюбие и исполнительность Павла Петровича определили его продвижение по службе: в апреле 1894 года он стал начальником коробочной мастерской, через восемь лет - инструментальной, главной на заводе. Начальниками мастерских назначались подполковники и полковники, тогда как Третьякова в ноябре 1897 года произвели в капитаны по гвардейской пешей артиллерии и наградили орденом Святого Станислава III степени.

Военное ведомство ходатайствовало перед Государем о зачислении военных инженеров, окончивших академию, в гвардию. Это давало старшинство в чине, повышение окладов, производство из капитанов в полковники. В декабре 1904 года на Тульском Императора Петра Великого Оружейном Заводе собрали первый отечественный пулемет. Созданный образец прошел все испытания на заводском полигоне. Пулемет состоял из 287 деталей. В том же году на оружейном заводе составили смету расходов на установку производства и изготовление пулеметов, согласно которой стоимость одной единицы составляла 708 рублей.

Шестого декабря того же года высочайшим Указом Павлу Петровичу был пожалован чин полковника за успешное освоение и организацию пулеметного производство на Тульском оружейном заводе.

Пулемет, выпускавшийся на Тульском оружейном заводе, отличался от английского - он был модернизирован применительно к нуждам русской армии.

Дважды Третьякова пытались переманить на заводы Виккерса. Англичане сулили Павлу Петровичу обеспеченную, спокойную жизнь. <Я русский человек и до конца своих дней останусь им", - был его ответ.

Кода Павел Петрович находился в самом расцвете творческих возможностей, имея громадный опыт в конструкторской работе, при этом прекрасно справлялся с администраторскими обязанностями, А. В. Кун - начальник завода генерал-лейтенант, назначает его заведующим проверкой изделий завода. Работа по производству пулеметов шла своим чередом. Третьяков проводил долгие часы на заводе, продолжая вносить усовершенствования в конструкцию "Максима". Станковый пулемет образца 1910 года стоял на вооружении царской, а затем и Красной армии до конца Великой Отечественной войны.

В 1913 году Павел Петрович отправляется в очередную командировку в Англию. Проезжая через Францию, он посетил заводы "Шнейдера-Крезо", где дал ряд рекомендаций по организации производства легких автоматов. Эти рекомендации были внедрены. В январе 1916 года из Франции поступило сообщение, что декретом от 17 сентября 1915 года Президент Франции наградил господина генерала Третьякова из русской армии с Императорского Тульского Оружейного Завода орденом Почетного Легиона.

По тем временам это был уникальный случай.

Еще через полгода "Высочайшим" приказом Павел Петрович был назначен Начальником Тульского Императора Петра Великого Оружейного Завода. Третьяков возглавил завод в разгар мировой войны. В 1915 году предприятием было произведено более 700 тысяч винтовок, около 500 револьверов, свыше 3000 пулеметов. В конце 1916 года на заводе работали почти 25 тысяч человек.

:Отречение Николая II освободило всех русских офицеров от присяги, данной ими на верность. Но оставалась верность делу, которому они служили. Он продолжал активно работать в должности директора завода.

В 1918 году приказом Наркомвоена П. П. Третьякову, как и прочим "лицам, окончившим полный курс Михайловской артиллерийской академии по первому разряду", присваивается звание военного инженера-технолога. С введением коллегиального управления на заводах Третьяков был освобожден от должности директора, затем последовало его командирование на Ковровский завод для приемки образцов автоматов Федорова. Третьяков вполне лояльно отнесся к новой власти. По возвращении в Тулу в 1920 году Павла Петровича назначают на должность начальника пулеметного отдела Оружейного завода.

В связи с увеличением объемов работ по ремонту, восстановлению и модернизации ручного оружия возникла потребность в организации при ТОЗе конструкторского бюро. Это ответственное задание было поручено П. П. Третьякову. В коллектив были приглашены И. А. Пастухов, А. А. Кубасов, С. А. Коровин, Г. В. Кушников, Д. М. Кочетов. Бюро занималось модернизацией пулеметов системы "Максим", работало над созданием охотничьих ружей, первого отечественного крупнокалиберного пулемета П-5. Именно в ПКБ Третьякова был доведен до совершенства новый пулемет Б. Г. Шпитального, принятый на вооружение Красной Армией. В бюро прошла коренную модернизацию винтовка С. И. Мосина, сыгравшая важную роль в первый год Великой Отечественной войны.

Позже их ряды пополнились такими молодыми конструкторами, как С. А. Ярцев, А. А. Волков, Ф. В. Токарев и его сын, Н. Ф. Токарев, М. А. Мамонтов, П. К. Морозенко, Г. И. Никитин. Но Павел Петрович недолго возглавлял созданное им бюро. Руководить конструкторами-оружейниками поставили коммуниста Шаева, а потомственного дворянина, бывшего царского генерала забрали в Бутырскую тюрьму. Третьякову вспомнили все его зарубежные поездки, особенно в Германию. По мнению чекистов, все прошлые заслуги генерала были лишь изощренной формой маскировки. Следователи усердствовали, намереваясь подвести "дело" Третьякова под расстрельную статью.

Но с завода его не уволили (в трудовой книжке это время записали как очередной отпуск), а исполнение обязанностей переложили на заместителя.

Третьякову повезло больше, чем другим оружейникам - его не расстреляли. Весной 1930 года Павла Петровича переправили в Тулу и поселили на территории оружейного завода, приставив двух сотрудников ГПУ. Ему предоставили мастерскую, служившую ему жилищем. По рассказам родных Третьякова, в мастерской всегда находился пулемет. И под арестом Павел Петрович продолжал работать над изменением и совершенствованием узлов и механизмов "Максима", делая его более надежным. По воскресеньям разрешались свидания с родственниками.

Полностью освобожден он был весной 1931 года. Разрешили вернуться на завод, но с этого времени постепенно понижали в должностях. Умер Павел Петрович 16 апреля 1937 года. Похоронен он на Всесвятском кладбище города Тулы.

Безупречная честность и благородство были главными свойствами характера Третьякова. Павел Петрович говорил своей супруге: "Я не доживу до лучших времен, а ты скажи детям и внукам, что отец не взял ни единой казенной копейки и с завода гвоздя не унес".