110 лет со дня рождения Семена Алексеевича Лавочкина

kvantun

11 сентебря 1900 года в местечке Петровичи Рославльского уезда Смоленской губернии в семье меламеда ( учителя еврейской религиозной школы) родился мальчик которому суждено будет стать авиаконструктором и соперником Королева в ракетной технике.
Семен Алексеевич (Шимон Айзикович) Лавочкин после службы в Красной Армии был направлен на учебу в МВТУ которое окончил в 1927 году.
После защиты дипломного проекта Лавочкина направили в КБ Ришара. Проработал он там недолго - ушел вместе с заместителем Ришара, Лавилем, в БНК (Бюро новых конструкций). После закрытия бюро Семена Алексеевича перевели в ЦКБ, в бригаду В.А.Чижевского. Еще через год он попал в КБ Д.П.Григоровича, а потом его "сманил" к себе Л.В.Курчевский, предложив вместе с С.Н.Люшиным разработать пушечный истребитель - ЛЛ (Лавочкин-Люшин). Там Лавочкина приметил Туполев и пригласил работать в Главное управление авиационной промышленности (ГУАП). С 1939 главный конструктор по самолётостроению, с 1956 - генеральный конструктор.

В 1940 совместно с М.И.Гудковым и В.П.Горбуновым представил на испытания истребитель ЛаГГ-1(И-22), который после доработок был запущен в серию под наименованием ЛаГГ-3 (И-301). При их разработке Лавочкин впервые в СССР широко использовал новый особо прочный материал v дельта-древесину.

Переделка ЛаГГ под более мощный двигатель Шаврова АШ-82 спасла самолет от снятия с серийного производства. В сентябре 1942 первые серийные Ла-5 были переброшены в район Сталинграда. Дальнейшим развитием этого самолета стали истребители Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7, широко применявшиеся в годы Великой Отечественной войны. Надёжный двигатель воздушного охлаждения, имевший высокие технические характеристики в широком диапазоне высот полёта, обеспечивал также и надёжную защиту лётчика в передней полусфере обстрела. На истребителях конструкции Лавочкина И.Н.Кожедуб сбил 62 фашистских самолёта.

Развитием Ла-7 стали фронтовой истребитель Ла-9 и цельнометаллический истребитель сопровождения Ла-11, выпускавшиеся во 2-й половине 40-х годов большой серией.

Уже в июле-августе 1942 на ЛаГГ-3 пробуют устанавливать ПВРД конструкции М.М.Бондарюка. В созданном в конце 1943 г. филиале КБ под руководством С.М.Алексеева на Ла-7 и Ла-9 были испытаны различные хвостовые ускорители: ЖРД РД-1Х3 В.П.Глушко, ПВРД И.А.Меркулова и ПуВРД В.Н.Челомея. С 1944 проектируется первый в СССР истребитель с ТРД С-18 А.М.Люльки - Ла-ВРД.

В послевоенные годы под руководством Лавочкина создан ряд реактивных серийных и экспериментальных истребителей, в т.ч. Ла-160 - первый отечественный самолёт со стреловидным крылом и Ла-176, на котором впервые в СССР 26 декабря 1948 была достигнута скорость полёта, равная скорости звука. Истребитель Ла-15, выпущенный малой серией (500 машин), стал последним серийным самолетом Лавочкина.

Под руководством Лавочкина был создан ряд образцов ракетной техники. В сентябре 1950 рамках проекта "Беркут" (ПВО Москвы) в ОКБ-301 начались работы над зенитной ракетой В-300 ("205") для комплекса "Беркут" средней дальности, и авиационной Г-300 ("210") для Ту-4. Уже 25 июля 1951г. на Государственном центральном полигоне, расположенном невдалеке от Капустина Яра, произвели первый пуск ракеты "205". А в течение 1954-55 систему, переименованную в С-25, приняли на вооружение и поставили на опытное дежурство.

Межконтинентальной ракете Р-7 генерального конструктора Королева Лавочкин противопоставил самолет-снаряд "Буря" (крылатая ракета) с высокими по тем временам характеристиками - скоростью свыше 3 000 км в час на высоте 20 километров. Комплекс состоял из самолета-матки с двумя ракетными двигателями и крылатой ракеты, корпус которой был выполнен из ранее неиспользуемого в авиации жаропрочного титана. Самолет-матка с крылатой ракетой "Буря" взлетал вертикально, как ракета. Полет от самолета-матки "Буря" начинала на высоте чуть ниже 20 километров. По мере выгорания топлива самолет-снаряд забирался все выше и продолжал полет на высоте более 20 километров. Отклонение "Бури" от цели составляло не более 1 км на дистанции 8000 км, что для ядерного заряда - несущественно. Однако авторитет Королева был высок, и на вооружение пошла его Р-7 вместо системы "Буря".

Впоследствии Лавочкиным была создана система ПВО "Даль". На первом этапе ее испытаний безрезультатно пали три десятка радиоуправляемых самолетов-мишеней. Ракеты "земля-воздух" с головкой наведения, созданной по украденным в Англии чертежам (об этом упоминается в воспоминаниях главного конструктора систем противоракетной обороны Григория Кисунько), проходили в 10-15 км от самолета. Ракет "воздух-воздух" в Советском Союзе тогда еще не было. Григорий Кисунько пишет: "Авторы локатора наведения в министерстве радиопромышленности и их министр Калмыков насмерть стояли, доказывая, что их локатор работает идеально. После очередного неудачного пуска ракеты Лавочкину вкатили партийный выговор на Президиуме ЦК КПСС. От тяжело больного главного конструктора системы "Даль" потребовали немедленно вылететь на полигон Сары-Шаган в казахстанской пустыне около озера Балхаш". Но в Казахстане наведение ракеты Лавочкина с помощью кинотеодолитов прошло успешно. Стало понятно, что ошибался локатор из "калмыковского" министерства, а не Лавочкин. Но больное сердце главного констуктора не выдержало. Семен Алексеевич Лавочкин скончался от инфаркта прямо на полигоне 9 июня 1960 г.

После выступления Н.С.Хрущева в декабре 1960 на Сессии Верховного Совета о нецелесообразности развития авиации, вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, которое прекращало все работы по новым перспективным самолетам. В ОКБ Лавочкина была закрыта работа над всепогодным перехватчиком Ла-250 "Анаконда" и МКР "Буря", а само КБ передавалось во вновь образующееся Министерство общего машиностроения.

Лавочкин был член-корреспондент АН СССР, генерал-майор инженерно-авиационной службы (1944), дважды Герой Соцтруда(1943, 1956) и лауреат четырех государственных премий (1941, 1943, 1946, 1948).Награждён 3 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Суворова 1-й и 2-й степ., медалями.


Книга Михаила Арлазорова
"Фронт идет через КБ"
http://militera.lib.ru/bio/arlazorov_ms3/index.html

B.Б. Шавров. "История конструкций самолетов в СССР 1938-1950"
Главы по самолетам Лавочкина
http://base13.glasnet.ru/text/shavrov2/2-11.htm
http://base13.glasnet.ru/text/shavrov2/2-12.htm
http://base13.glasnet.ru/text/shavrov2/2-13.htm
http://base13.glasnet.ru/text/shavrov2/3-08.htm

kvantun

2

kvantun

3