день рождения Уильяма Эдварда Боинга

kvantun

Уильям Эдвард Боинг родился 1 октября 1881 года в Детройте.

"Для многих Boeing - всего лишь самолет. О том, чье имя он носит, мало кто помнит. А ведь если бы в 1915 г., после полета на крыле биплана, этот сумасброд не сказал себе, что построит гораздо лучший летательный аппарат, то кто знает, когда бы у нас появилась возможность с комфортом шествовать по воздуху...

Этот день следовало назвать днем абсолютного везения. Все задуманное сбывалось. Дела на лесопилке шли как нельзя лучше. Выгодно заключенная сделка сулила крупную выгоду. «Берта будет счастлива, я подарю ей заветное ранчо», - мысли, цепляясь одна за другую, сплетались в желанную идиллию: А над головой - безмятежное небо. Спокойное, властное, как будто созданное для избранных. Стоило посмотреть вверх, как вся земная суета улетучивалась, оставляя один на один с царственной стихией. По сравнению с этим чувством долгожданный успех казался призрачным. Уильям всегда любил небо, а небо любило его:

КАРЬЕРА ДРОВОСЕКА

Уже через несколько лет после гражданской войны между Югом и Севером Соединенные Штаты уверенно шли к вершинам экономического развития, превращаясь в сильное, индустриально развитое государство. Наступило время предприимчивых и энергичных людей. Самые удачливые зарабатывали баснословные состояния.

Среди решивших попытать счастья в Новом Свете был и выходец из Германии Вильгельм Боинг. Мечтая о свободе и богатстве, он купил в Мичигане, Штате Великих озер, небольшой участок леса и открыл деревоперерабатывающую фабрику. 1 октября 1881 г. в Детройте у лесопромышленного магната родился первый сын, наследник. Мальчика нарекли в честь отца - Уильямом Эдвардом. Обожавший своего первенца, Боинг-старший хотел воспитать его настоящим мужчиной. Уильям получал все самое лучшее - не него была сделана огромная ставка. Но передать дело сыну Вильгельм Боинг так и не смог: он умер вскоре после того, как отправил мальчика учиться в Швейцарию.

После швейцарского колледжа был инженерный факультет западного отделения престижного Йельского университета в Сиэтле. Впрочем, за год до окончания учебы Уильям, по природе своей человек авантюрный, бросил университет, чтобы открыть свое собственное лесопильное производство в городке Грейс-Харбор, штат Вашингтон. Интуитивно ориентировавшийся на потребности как отдельного клиента, так и лесопромышленного рынка в целом, Боинг-младший стратегически правильно управлял фирмой, заключая выгодные, хотя порой и рискованные контракты. Лесопильный бизнес процветал и расширялся.

РОЖДЕННЫЙ ЛЕТАТЬ

Начало ХХ в. ознаменовалось рождением аэронавтики. Человек, заболевший небом, изобретал всевозможные летательные аппараты и воздухоплавательные устройства для покорения аэропространства.

17 декабря 1903 г. Уилбер и Орвилл Райт совершили в прериях Китти-Хок, на Атлантическом побережье Америки, четыре полета на самолете собственной конструкции - «Флайере I» (Flyer I). В воздухе братья Райт повели всего 59 секунд, преодолев расстояние в 260 метров, однако их скромное достижение по праву может считаться эпохальным: это были первые в мире успешные полеты на аппарате тяжелее воздуха.

Сокровенная мечта человечества покорить необъятную высь не оставила равнодушным и Уильяма Боинга. Еще тогда, когда влюбленных в авиацию считали сумасшедшими, молодой промышленник был уверен в состоятельности аэронавтики. Врожденное предпринимательское чутье подсказывало ему, что кажущаяся сегодня бредовой идея со временем полностью изменит мир. Подстегиваемый жаждой коммерческой выгоды от очередной авантюры, Боинг принялся изучать неизвестную дисциплину. В результате авиастроение стало для него не только выгодным предприятием, но и увлечением на долгие годы. В 1908 г. Уильям Боинг посетил первый съезд американских авиаторов в Лос-Анджелесе: ему были нужны знания и практические навыки, а также - новые полезные связи.

Первые шаги в авиации принесли молодому человеку лишь разочарования. От настырного выскочки и самоучки просто отмахивались; на просьбы «прокатиться» на одной из летающих машин неизменно отвечали отказом. Однако упрямства Боингу было не занимать. Кроме того, он был богат и мог потратиться на удовлетворение своих «прихотей» - на уроки пилотирования у инженера и авиаконструктора Глена Мартина и даже на покупку гидроплана производства компании Martin. Уильям совершил головокружительный полет на биплане, созданном еще одним пионером авиации - Гленом Хаммондом Кертиссом. Особенностью этой модели было расположение сидений для пассажиров - с внешней стороны, на крыльях самолета. (Позже лихач признался, что так и не понял, как ему удалось не выпасть из своего кресла.) Верхом амбиций стало решение Боинга построить свой собственный самолет - лучший за всю историю авиастроения.

НЕ СРАЗУ «БОИНГ» СТРОИЛСЯ...

В студенческом авиаклубе Уильям познакомился с бывшим военным моряком, инженером Джорджем Конрадом Вестервельтом. Изучив все имевшиеся на то время конструкции самолетов и перечитав горы технической литературы, молодые люди разработали чертеж и начали строить свой первый гидроплан, названный B&W - в честь создателей.

И вот заветный час пробил: гидроплан собран и готов к тестированию. Но приглашенный пилот-испытатель опаздывал. И Боинг, не выдержав, сам сел за штурвал и поднял B&W в воздух. Через год, 15 июля 1916 г., в Сиэтле была основана авиастроительная компания Pacific Aero Products. (Чуть позже предприятие переименовали в Boeing Airplane.) Работа спорилась. В Инженерном университете Сиэтла Боинг арендовал аэродинамическую трубу и открыл курсы по самолетостроению: компании нужны были специалисты. На должность главного конструктора был приглашен талантливый авиастроитель Цзу Вонг, а в помощники ему - двое не менее талантливых инженеров - Клермонт Эгдтведт и Филипп Джонсон.

В 1917 г. в штате компании работали 28 специалистов - инженеры-проектировщики, летчики-испытатели, швеи и плотники. Первый государственный заказ Boeing Airplane получила в начале Первой мировой войны. Новые гидропланы Боинга, модели «С», лидировали на рынке военной авиации почти 10 лет. Не была обойдена вниманием и гражданская авиация. Какое-то время компании пришлось выпускать мебель, лодки, одежды, однако позже ей все же удалось заключить ряд экспортных контрактов, в частности с Канадой (о поставке многоцелевых гидросамолетов марки ВВ-L6 и ВВ-1).

Благодаря стратегии диверсификации производства Boeing Airplane освоила рынок почтовых перевозок. А в 1927 г., выиграв контракт Федерального почтового ведомства США (победу одержал самолет модели 40-А), «Боинг» стал первым в мире авиапочтальоном. Для реализации проекта почтовых и других перевозок глава компании создал первое сервисное подразделение - Boeing Air Transport. Начала функционировать и первая авиатранспортная трасса Сан-Франциско - Чикаго. Но и этого инноватору было недостаточно. В 1929 г.

в небо поднялся новый трехмоторный самолет модели 80As на 12 пассажиров. На борт самолета впервые поднялись стюардессы. В 1930 г. Уильям Боинг представил на суд общественности грузопассажирскую машину Monomail (обтекаемостью форм ее напоминают современные «Боинги» ).

УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОГО

В 1920-30 гг. мир переживал настоящий авиационный бум. Развитие самолетостроения подстегнул рекордный полет Чарльза Линдберга: 25-летний пилот за 33 часа пересек на одномоторном самолете Атлантический океан. По резонансу это событие сравнимо с открытием Америки или высадкой человека на Луну.

Вскоре Boeing Airplane Company превратилась в Boeing Airplane & Transport Corporation. Появились и новые подразделения: Boeing School of Aeronautics in Oakland, Boeing Aircraft of Canada и др. Компания собирала самолеты, строила аэродромы, выпускала двигатели и пропеллеры, обучала летчиков и авиатехников, оказывала авиатранспортные услуги. А 1 февраля 1929 г. на свет появился настоящий колосс - United Aircraft & Transportation Corporation. Корпорация Боинга стала могущественной авиастроительной и транспортной империей, а ее глава - одним из богатейших и преуспевающих бизнесменов Америки.

Осознав, что олигархи могут получить не только экономическое, но и политическое влияние на общество, Соединенные Штаты выступили за здоровую конкуренцию и ограничение монопольной власти. Первая волна монополизации прокатилась по Америке в конце ХIХ - начале ХХ в. На стыке веков на свет появились крупные компании, подчинившие себе целые отрасли промышленности: General Motors, Standard Oil... Второй всплеск произошел накануне Великой депрессии, в 1929-1933 гг., в стеклянной и алюминиевой промышленности. Реакцией Конгресса на бурю протестов в стране стало принятие антимонопольного законодательства.

Чтобы не допустить единовластия в авиатранспортной сфере, парламент США принял в 1934 г. закон, разрушивший империю Боинга. Новый документ запрещал авиастроительным фирмам одновременно быть владельцами и транспортных и почтовых компаний. Огромный холдинг распался на:

. United Air Lines (авиаперевозки);
. United Aircraft;
. Boeing Aircraft Company (строительство самолетов на восточном и на западном побережье Америки).

Уильям Боинг долгое не мог оправиться от удара: все, что создавалось с таким трудом, было уничтожено одним росчерком пера. Что ж, и «боги спускались на землю»... Сломленный и уставший, магнат ушел на покой, решив наблюдать свое авиационное детище со стороны. Бразды правления были переданы друзьям и коллегам - Филиппу Джонсону и Клермонту Эгтведту. Однако жизнь рантье не отвечала беспокойной натуре Боинга. В возрасте 53 лет он открыл новое дело. Его новой страстью стали чистокровные племенные лошадки."