Катер-танк

Всеволод

Мда. До чего доходит инженерная мысль в войну. К сожалению, картинки нету.
http://militera.lib.ru/tw/kuzmin_a/09.html

"Ряд успешных примеров прохода боновых преград катерами вынудил Австрию еще более усилить боковые заграждения 'в виде непрерывных эстакад и больших бревен'. Бесконечное соревнование родило чрезвычайно оригинальный катер-танк, способный проходить и это препятствие.

'Торпедный катер-танк имел сильно приподнятую носовую часть, гребной винт, входящий в углубление днища, складной руль и бортовую гусеничную тягу' (шарнирные цепи с шипами). Вращение обеих когтеобразных цепей производилось посредством двух зубчатых колес, установленных на корме катера, работающих от электромотора в 15 л. с.

Винт приводился в движение от электромотора в 10 л. с. Источником электроэнергии служили 3 аккумуляторных батареи, из них одна служила для привода цепей. Катер был выстроен из дерева и при 10,5 т водоизмещения имел на вооружении 2 45-см торпеды, расположенные в забортных торпедных аппаратах, и развивал скорость 3,5 узла (см. рис. 38).

Скорость буксировки миноносцами при спокойной воде доходила до 13 узлов, скорость при форсировании препятствий составляла максимум 5-5,5 м в минуту.

Примером боевого использования катера-танка может служить следующая попытка, вызвавшая дальнейшее усиление боновых преград путем снабжения поверхности их остроконечными стальными [83] шипами. Итальянское морское командование решило в.о что бы то ни стало произвести атаку австрийских линкоров, стоящих в Пола. Для выполнения этой рискованной и труднейшей задачи был предназначен катер-танк 'Грилло'.

Катеру 'Грилло' предстояло преодолеть следующие препятствия: ряд фортов на подходе к Пола (8 скорострельных орудий) и волнолом у входа в бухту с проходной частью длиной в 500 м, загражденной двумя противолодочными бонами-сетями и тремя рядами противоторпедных сетей (см. рис. 40).

Помимо этого, в фортах находились мощные прожекторы. Внутри гавани, в 150 м от волнолома, на постоянном дежурстве стоял на якоре малого тоннажа деревянный парусник с 47-мм пушкой, пулеметом и малым прожектором, и у его борта сторожевой катер. Тут же стоял линкор 'Радецкий' с опущенными противоминными сетями, держа в готовности противоминную артиллерию и прожекторы.

Для выполнения операции итальянцами было выделено 5 эсминцев типа 'Анимозо', выполнявших задачу прикрытия на линии мыса Маэстро - Пола; 2 миноносца береговой обороны 9-Р и 10-Р, выполнявших роль буксиров; 2 катера MAS 95 и 96; катер-танк 'Грилло'.

В 16 часов 40 минут катеры на буксирах миноносцев вышли из Венеции. Путь из Венеции до подходов к Пола был совершен к концу дня; проход минных полей, расположенных в 10 милях от Пола, протекал ночью при сниженной скорости буксировки до 6 узлов. Втянувшись в залив и получив точное место, в 1 час 15 минут катеры отдали буксиры и, включив электромоторы, пошли к острову Джиролама.

В 2 ч. 18 мин., достигнув линии мыса Пенеда и Комнаре, катеры MAS 95 и 96 заглушили моторы, а 'Грилло' проследовал к входу в бухту один.

В 3 часа 25 минут 'Грилло', никем не замеченный, достиг внешнего бонового заграждения. Несмотря на то, что прожектор мыса Пенеда через каждые 15 минут прощупывал своим лучом [84] зону минных заграждений, причем в полосу света несколько раз попадал ползущий 'Грилло', он не был обнаружен.

Отсутствие шума, буруна и очень плохая видимость (темная облачная ночь) скрывали катер.

В момент подхода к бону между брандвахтенным кораблем и береговой батареей на мысу Кристо 'Грилло' был окликнут, затем освещен прожекторами.

В базе была пробита тревога, все пришло в движение. Брандвахта открыла из 47-мм пушки и ружейный огонь линкор 'Радецкий' осветил мощным прожектором танк с носа.

Но катер не отказался от атаки и продолжал преодолевать боковое препятствие, составляющее в общей сложности 10 рядов скрепленных тросами бревен.

Затратив менее 2 минут на переползание через боны, катер при помощи винта быстро прошел чистую воду, достиг первой противоторпедной сети и перешел на гусеничный ход, подминая под себя железные поплавки.

В это время от волнолома отделился дозорный корабль и, огибая сети, направился к 'Грилло'.

Танк пролез через вторую сеть, когда дозорный корабль появился слева на носу у 'Грилло'.

Избегая таранного удара, катер дал задний ход, остановившись перед последним препятствием.

Дозорный корабль также застопорил машины и открыл огонь по 'Грилло'.

Командир приказал открыть кингстоны, сделав одновременно попытку преодолеть последнюю сеть и выпустить торпеды по линкору 'Радецкий'; но вода, подступившая к коллектору мотора, исключила возможность дать ход, а сбросить торпеды не удалось ввиду того, что в суматохе забыли отдать предохранительные чеки спускового приспособления в торпедном аппарате.

Попадание 47-мм снаряда со сторожевого корабля решило судьбу танка. Последний из 4 катеров-танков, построенных за время войны, не достигнув цели, как и предшественники, затонул.

Командир и 3 человека команды были подобраны и взяты в плен, причем только один из них был ранен. Катеры [85] MAS 95 и 96, видя огонь и сигнальные ракеты, данные в момент обнаружения прорыва 'Грилло', и решив, что катер выполнил свою задачу удачно, соединившись с миноносцами и эсминцами, к 8 часам 40 минутам утра вернулись в Венецию.

На рассвете в 15 милях к западу от острова Бриони состоялся воздушный бой между австро-венгерской эскадрильей (два разведчика и 7 истребителей) и итальянским гидроотрядом (10 гидросамолетов), летевшим в Пола для выяснения результатов ночной атаки и очевидно для нанесения повторного удара.

Итог боя был весьма плачевен для итальянцев, и разведка произведена не была.

Катер 'Грилло' был поднят, но отремонтировать его ввиду сильных повреждений не представилось возможным; составить же подробные рабочие чертежи удалось.

К концу войны 2 пробных катера были построены австрийцами, но не испытаны и не принимали участия в войне.

Успех 'Грилло' был бы несомненен, если бы отряд гидросамолетов предварительно произвел налет на базу, за несколько минут перед атакой катера.

Совершенно непонятны действия торпедных катеров MAS 95 и 96, покинувших на произвол судьбы неспособный двигаться, самостоятельно катер 'Грилло'.

Атака вызвала усиление боковых преград по всему побережью, с частичным снабжением их выдающимися стальными остроконечными кольями. [86]

В частности заграждение базы Пола было основательно усовершенствовано: мористее обоих боновых заграждений были поставлены противолодочные мины, а с внешней стороны волнолома было сооружено боновое заграждение из бревен, чтобы воспрепятствовать подходу к нему; между волноломами и боном установлены сети; прежние заграждения при входе в гавань были усилены еще тремя сетевыми заграждениями"

------------------
Ребята, давайте жить дружно!

Слоняра

У немцев в WWII был проект подводной лодки с гусеницами 'Зеетойфель', если не ошибусь для высадки диверсантов. Лодка должна была выползать на берег.