60-мм минометы американских ВМС

Новгородец

Доброго всем времени суток!

Чукча-писатель закончил статью. Прошу к столу 😛 Критика и разбор ошибок приветствуется.

------------------------------------------------------------------

Попытки установить 60-мм минометы на малые суда предпринимались американцами еще во время Второй Мировой войны. Минометами М2 вооружили канонерские лодки PGM (Motor Gunboat) и часть торпедных катеров (Patrol Torpedo Boat) действовавших на Тихом океане.

Первые легкие минометы М2 американская армия получила в 1940 году. 60-мм минометы вместе с "базуками", станковыми и крупнокалиберными пулеметами оставались на протяжении всей Второй Мировой войны основным средством усиления стрелковых рот американской армии. В дальнейшем 60-мм минометы применялся подразделениями армии США в боевых действиях на Корейском полуострове и во Вьетнаме.

60-мм миномет М2 был выполнен по схеме "мнимого треугольника" и состоял из гладкостенного ствола длиной 726 мм, прямоугольной опорной плиты и двуноги, оснащенной подъемным механизмом, выравнивателем и винтовой рейкой, позволявшей в небольших пределах осуществлять горизонтальное наведение. На нижней поверхности опорной плиты были выполнены приливы, играющие роль сошников и устраняющие возможность ее скольжения по грунту. Для смягчения толчков, передающиеся при выстреле от ствола на двуногу, к винтовой рейке крепился амортизатор, состоявший из двух цилиндров с вложенными в них штоками и пружинами. В казенной части ствола неподвижно крепился боек, о который происходило разбивание капсюля мины. Выравниватель служил для устранения бокового сваливания миномета. Углы вертикального наведения составляли от +40. до +85., горизонтального - 14.. Минометы оснащались коллиматорными прицелами М4.
Станина, двунога и ствол у М2 вместе весили 19 кг (по 5,8 кг ствол и опорная плита, 7,4 кг двунога). Масса прицела 520 грамм. Скорострельность составляла от 18 (нормальная) до 30 (максимальная) выстрелов в минуту.
В боекомплект американских 60-мм минометов входили: осколочная мина М49А2, осветительная мина М83А1, дымовая мина М302, практические мины М50, М50А2 и учебная мина M69.

32 канонерские лодки PGM были перестроены из охотников за подводными лодками типа PC и SC и предназначались для борьбы с японскими легкими кораблями в Юго-Восточной зоне Тихого океана. В их задачу также входила огневая поддержка торпедных катеров и тральщиков. Небольшие по размеру и водоизмещению корабли - 95 тонн у восьми переделанных их "110 футовых" охотников типа SC и 450 тонн у двадцати четырех переделанных их "178 футовых" охотников типа PC, несли мощное вооружение. Стандартным было - одно 76-мм орудие, две 40-мм автоматические пушки "Бофорс" (или одна спаренная установка), шесть 20-мм "эрликонов", спаренный 12,7-мм пулемет и 60-мм миномет. Арсенал дополняли генераторы постановки дымовой завесы и установленные на нескольких PGM многоствольные пусковые установки, сделанные из противотанковых гранатометов "базука".
Такой набор артиллерийско-пулеметного вооружения позволял PGM успешно решать стоящие перед ними задачи, но из-за не высокой скорости в 20 узлов канонерским лодкам было сложно действовать совместно с торпедными катерами. Более слаженно PGM действовали с тральщиками "YMS" и "АМС", прикрывая их огнем от японских береговых батарей и расстреливая всплывающие мины.

Противолодочный корабль типа SC.
Водоизмещение в зависимости от модификации 95-136 т. Размеры: длина 33,3 м, наибольшая ширина 6,9 м, осадка 3 м. Экипаж 28 человек. Скорость 21 узел. Силовая установка: два дизельных двигателя Electro-Motive Corp.16-184A с приводом на два вала общей мощностью 1540 л.с.
Противолодочный корабль типа PC.
Водоизмещение 450 т. Размеры: длина 52,14 м, наибольшая ширина 6,9 м, осадка 3 м. Экипаж 65 человек. Скорость 20,2 узла. Силовая установка: два дизельных двигателя General Motors 16-278A с приводом на два вала общей мощностью 2880 л.с. Каждый двигатель вращал гребной вал через одноступенчатый редуктор Farrel-Birmingham.
В процессе переделки охотников за подводными лодками в канонерские лодки PGM, на них было демонтировано противолодочное вооружение, гидроакустические станции и тралы, а также уменьшена высота надстройки и добавлено легкое бронирование мостика. Корабли оснащались РЛС SO-8.

Со второй половины 1943 года американские торпедные катера на Тихом океане все чаще стали использовать не по прямому назначению - атак японских надводных кораблей с помощью торпедного вооружения, а для решения более широкого круга задач.
Катера задействовали для высадки и эвакуации разведывательно-диверсионных групп, спасения сбитых летчиков, при проведении малых десантных операций и рейдов против небольших японских баз. Но чаще всего торпедные катера использовались в качестве канонерок. С учетом этих обстоятельств катера перевооружали, увеличивая калибр и количество пушек и пулеметов на них. Так, с весны 1945 года катера типа "Elco" вместо двух спаренных 12,7-мм пулеметов и четырех 533-мм трубных торпедных аппаратов, полагавшихся по первоначальному проекту, были вооружены тремя автоматическими пушками калибра 40-, 35- и 20-мм соответственно, двумя спаренными 12,7-мм пулеметами, двумя направляющими для 127-ммм ракет и четырьмя 533-мм торпедами бортового сброса. Часть катеров дополнительно были вооружены 60-мм минометами М2.

Торпедный катер типа "Elco" (80-футовые).
Водоизмещение, в зависимости от модификации от 51 до 61 тонн. Размеры: длина 24,38 м, наибольшая ширина 6,32 м, осадка, в зависимости от модификации от 1,52 до 1,7 м. Силовая установка: три бензиновых мотора с приводом на три вала общей мощностью от 4050 до 4500 л.с. Скорость: 41-43 узла. Экипаж 11-15 человек. Катера оснащались РЛС.
Вооружение, в зависимости от модификации: четыре 533-мм торпедных аппарата, два спаренных 12,7 мм пулемета, глубинные бомбы; четыре 533-мм торпедных аппарата, два спаренных 12,7-мм пулемета, 20-мм и 37-мм пушки; четыре 533-мм торпеды бортового сброса, два спаренных 12,7-мм пулемета, 20-мм и 40-мм пушки; четыре 533-мм торпеды бортового сброса, два спаренных 12,7-мм пулемета, 20-мм, 37-мм и 40-мм пушки, 127-мм неуправляемые ракеты. Вместо 20-мм автоматических пушек могли устанавливаться спаренные 12,7 мм пулеметы.

Первоначально 60-мм минометы М2 устанавливались на торпедных катерах и канонерских лодках по инициативе самих экипажей с использование подручных средств, что иногда приводило к повреждению корпуса. В дальнейшем этого удавалось избегать путем усиления палубы и надстроек в месте установки миномета. Для миномета М2 была сконструирована специальная опорная платформа Mk.1, крепившаяся к палубе судна, однако до разработки 60-мм миномета специально для ВМС дело не дошло.

В 1962 году на вооружение патрульных кораблей Береговой охраны США поступил 81-мм миномета Mk 2 Mod 0. Он был создан на NavWepSta Crane, штат Индиана, для установки на небольших кораблях, действующих в прибрежной зоне. Миномет предназначался для ведения огня осветительными минами при проведении поисково-спасательных операций и обстрела побережья, для чего в его боекомплект входили осколочные и дымовые мины. Впоследствии, для поражения живой силы противника на близкой дистанции, к ним добавилась мина Mk120 Mod.0 APERS снаряженная 1200 стреловидными поражающими элементами. Эта мина была специально разработана для ВМС и Береговой охраны США.
Миномет Mk 2 Mod 0 устанавливался на тумбе, которая обеспечивала круговой обстрел с углами возвышения до +75о и склонения до -30о и позволял вести огонь как по навесной, так и по настильной траектории. Скорострельность при угле возвышении 45о и стрельбе самонаколом составляла 18 выстр/мин или 10 выстр/мин при использовании УСМ. Дальность стрельбы настильным огнем составляла ок. 900 метров, навесным - до 3,600 метров. Эффективная дальность стрельбы минами Mk120 Mod.0 APERS составляла 180 метров.
В 1964 году была разработана и поступила на вооружение ВМС и Береговой охраны США новая модификация 81-мм миномета - Mk 2 Mod 1, у которой поверх цилиндра противооткатного устройства крепился 12,7-мм пулемет AN/M-2HB. Короб с лентой на 100 или 400 патронов крепился с правой стороны миномета. Максимальная эффективная дальность стрельбы из крупнокалиберного пулемета составляла ок. 1800 метров. За счет установки пулемета, масса новой модификации 81-мм миномета Mk 2 возросла до 307 кг вместо прежних 269 кг.
Минометами Mk 2 Mod 1 во Вьетнаме было вооружено большинство боевых кораблей 115-й оперативной группы (быстроходные сторожевые катера PCF и PTF, патрульные катера WPB, сторожевые катера на подводных крыльях "Tucumcari", морские патрульные артиллерийские катера типа "Ashville"), 117-й Мобильной речной оперативной группы (мониторы, огнеметные корабли Zippo, речные катера огневой поддержки ASPB) и тяжелых катеров поддержки боевых пловцов SEAL 116-й оперативной группы. Они также устанавливались на действовавшие в дельте Меконга вспомогательные суда - плавучие казармы и ремонтные баржи.

На основании опыта применения 81-мм минометов на кораблях ВМС и Береговой охраны, было решено создать для вооружения действующих на реках малых судов уменьшенную версию миномета Mk.2. Ею стал принятый на вооружение в 1969 году 60-мм миномет Mk.4 mod.0. Миномет выпускался на фирме NOS Louisville.

Общая длина миномета 1384 мм, длина ствола 650 мм, ширина миномета 355 мм, высота миномета (на тумбе) 1447 мм. Максимальная дальность стрельбы 1690 м, эффективная дальность - 914 м. Масса миномета 61.2 кг. Начальная скорость мины 150 м/с. Скорострельность при стрельбе самонаколом составляла 18 выстр/мин или 10 выстр/мин при использовании УСМ.
Миномет состоял из ствола, противооткатного устройства, внешнего кожуха, вертлюга, ударно-спускового механизма, подъемного и поворотного механизмов, переводчика режима стрельбы и прицельного приспособления.
Гладкостенный ствол с пружиной, служащей амортизатором отдачи, помещен внутри кожуха. Средняя часть кожуха имеет утолщение квадратного сечения с цапфами, с помощью которых ствол с кожухом закрепляется в вертлюге. Вертлюг служит для крепления качающейся части миномета и для его наведения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. При помощи вертикальной оси вертлюг крепится к тумбе, на которой монтируется вся установка.
Органы управления миномета расположены с обеих сторон кожуха и вертлюга. На правой цапфе расположена рукоятка стопора механизма вертикального наведения, а на кожухе миномета двухпозиционный переводчик режима стрельбы.
С левой стороны над цапфой крепится прицельное приспособление, в вырезе кожуха - спусковое устройство и предохранитель. В нижней части вертлюга расположены стопор механизма наведения в горизонтальной плоскости, кольцо с угломерной шкалой и. указатель делений шкалы.
Миномет обслуживал расчет из двух человек - командира и заряжающего. В задачи командира входили наведение оружия, выбор режима стрельбы (самонаколом или с помощью УСМ) и руководил действиями заряжающего. Заряжающий готовил мины к стрельбе, устанавливал время срабатывания дистанционных взрывателей осветительных мин и осуществлял заряжания миномета.
Для стрельбы использовались осколочные мины M49A2E2, дымовые M302 и M302E1, осветительные M83 и практические M69.
Некоторые минометы Mk.4 mod.0 дорабатывались путем установки на них специального крепления Mk.115 Mod 0 для пулеметов M60 или M60D.

В ходе вьетнамской войны минометы Mk.4 mod.0 устанавливались на речных катерах PBR, LCPL и MSSC.

Первые быстроходные речные катера PBR (Patrol Boat River) MK I. прибыли во Вьетнам в начале 1966 года и поступили на вооружение 116-й оперативной группы ("Task Force 116"), на которую легла основная тяжесть боевых действий на реке Меконг. Предназначенные для патрулирования рукавом и каналов Меконга, способные выполнять высадку небольших десантов, огневую поддержку, эвакуацию раненых и множество других задач PBR стали речным аналогом многоцелевого вертолета UH-1. Основной работой "пиберов" было патрулирование и досмотр сампанов, а также засады на путях перевозок грузов вьетконговцами по Меконгу, когда катера стояли на якоре или плыли по течению с выключенными моторами. Обычно катера действовали парами, но при проведении крупных операций по высадке десанта или уничтожении опорных пунктов коммунистов на берегах Меконга, принимали участие до двух десятков катеров одновременно.
Небольшой катер со стеклопластиковым корпусом длиной всего 9,4 м и небольшой осадкой - при движении на максимальной скорости она составляла всего 23 см (на стоянке 60 см), развивал скорость 28,5 узлов и имел прекрасную маневренность за счет двух водометных движителей. Благодаря реверсу водометов катер останавливался с полного хода, пройдя всего 10 м. Не смотря на свои небольшие размеры, катер нес мощное вооружение из трех 12,7 мм пулеметов - спаренного в носовой части и одинарного на корме, а также 7,62-мм пулемета М60 и 40-мм автоматического гранатомета за рубкой. Катер оснащался РЛС Raytheon 1900, что позволяло ему действовать на рукавах Меконга круглосуточно. Команда PBR состояла из 4 человек: капитана, стрелка, механика и матроса. Каждый член команды владел смежной специальностью, чтобы заменить товарища в случае необходимости.
В ходе эксплуатации катеров выявились и некоторые недостатки PBR, такие как хрупкость корпуса и склонность водометных движителей к засорению при действиях на затопленных овощных плантациях и рисовых чеках. Кроме того выяснилось, что катера PBR оказались неустойчивыми на крутой морской волне, а в низовьях Меконга речная и прибрежная волны мало чем отличаются друг от друга. Поэтому с осени 1967 года зона ответственности "Task Force 116" передвинули вверх по рекам на пять миль, а им на смену в низовьях рек пришли катера 115-й оперативной группы ("Task Force 115"), ранее проводившей операции в прибрежной зоне. На вооружении катеров этой группы находился 81-мм миномет Mk.2 - "старший брат" 60-мм миномет Mk.4 mod.0.

В 1967 году во Вьетнам начали прибывать новые катера PBR Mk.II. Их отличие от модификации PBR Mk.I состояло в увеличении размеров (длины и ширины на 30 см), водоизмещение возросло с 6,6 до 7,5 тонн, скорость увеличилась на 3 узла. Новый водометный движитель был избавлен от недостатков предшественника. Основным внешним отличием стал алюминиевый планширь по периметру палубы, который защищал довольно хрупкий корпус от повреждений при столкновениях с различными препятствиями и при швартовке. Команда состоял из 4-5 человек. Часть катеров была вооружена 60-мм минометами Mk.4 mod.0, которые устанавливались в кормовой части на универсальной тумбе Mk.26, предназначенной для 12,7 мм и 7,62-мм пулеметов, 40-мм автоматического гранатомета Mk.20. Масса универсальной тумбы Mk.26 составляла 93 кг, высота 150 см. Тумба обеспечивала наведение оружия по вертикали -15 . до 85 ., по горизонтали 360 ..
В ходе боевых действий выяснилось, что 60-мм миномет оказался единственным оружием "пиберов", способным вести огонь через высокие дамбы каналов. Кроме того, его использовали для стрельбы осветительными минами при ночном патрулировании. Востребованность минометов на "пиберах" оказалась настолько велика, что пока не появились минометы Mk.4 mod.0 на универсальных тумбовых установках, команды пытались приспособить для стрельбы армейские 60-мм минометы.
Чтобы увеличит огневую мощь катера, некоторые изобретательные команды "пиберов" в полевых условиях доработали Mk.4 mod.0, сконструировав его неофициальную модификацию "Mk.4 Mod 1". Сделано это было путем установки на одной тумбе с минометом пулеметов M60 и M60D или автоматического гранатомета Mk.20. Получилась копия 81-мм миномета Mk.2 Mod 1, только значительно уменьшенная в размерах. В дальнейшем для пулеметов было создано крепление Mk.115 Mod 0.

Катер PBR Mk.II.
Водоизмещение полное - 7,5 т. Размеры: длина 9,8 м, ширина 3,5 м, высота от киля до крыши рубки 2,4 м, осадка 0,6 м.. Главная энергетическая установка - два 2-х цилиндровых дизеля Detroit Diesel V6-53N мощностью 216 л.с, работающие на два водомета насосного типа Jacuzzi 14YJ. Максимальная скорость 28 узлов (52 км/ч). Запас топлива 608 литров.

Если PBR стал "рабочей лошадкой" войны на Меконге, то два других типа катеров, на которые устанавливался миномет Mk.4 mod.0 использовались только при проведении разведывательно-диверсионных операций спецназом ВМС США. Бойцы подразделения SEAL приступили к активным боевым действиям во Вьетнаме с 1966 года (до этого на протяжении трех лет они в основном занимались обучением спецподразделений Армии Республики Вьетнам). В их задачи главным образом входило ведение разведки, осуществление диверсий на важных объектах в тылу противника и на путях его снабжения, контрпартизанская борьба. SEAL были задействованы в боевом патрулировании и ведении разведки в районе Ранг Сет, через который американские суда осуществляли снабжение южновьетнамских войск. Местность представляла собой сплошные мангровые заросли, заболоченные участки побережья, изрезанные скрытыми в зелени джунглей и болот протоками. Осознавая важность этого района, вьетконговцы периодически пытались взять Ранг Сет под свой контроль

Для огневой поддержки с воды при проведении спецопераций отряды SEAL использовали быстроходные катера MSSC и LCPL Mk 4..

Катер поддержки боевых пловцов средний MSSC (Medium SEAL Support Craft) представлял собой катамаран с алюминиевым корпусом. Команда катера состояла из 21 человека, из которых 17 были бойцами SEAL. MSSC был одним из самых быстроходных американских катеров на Меконге и благодаря навигационной РЛС Raytheon 1900 мог действовать круглосуточно. Катер нес мощное вооружение - 4 пулемета М60, 3 крупнокалиберных пулемета или 2 крупнокалиберных пулемета и 1 пулемет Minigun, миномет Mk.4 mod.0. 60-мм миномет устанавливался на специальной тумбе с левой или правой стороны от рубки.

Катер MSSC.
Водоизмещение полное - 17 т. Размеры: длина 10,8 м, ширина 4,05 м, осадка 0,6 м.. Главная энергетическая установка - два бензиновых двигателя Chevrolet 427 мощностью 350 л.с. Максимальная скорость 35 узлов (65 км/ч). Запас топлива 605 литров.

В 1960-е годы быстроходные катера LCPL (Landing Craft Personnel Large) Mk 4 и Mk 12 использовались ВМС США в качестве патрульных и служебно-разъездных. С 1967 года катера этого типа были переданы 115-й оперативной группе ("Task Force 115"), на которую кроме перехвата северовьетнамских траулеров с оружием, поисково-спасательных операций, гидрографических работ и обстрела побережья, была возложена задача по охране южновьетнамских портов. На вооружении патрульных сил пяти главных портов Южного Вьетнама имелось 24 катера LCPL, вооруженных одним - двумя крупнокалиберными пулеметами.
Четыре катера LCPL Mk 4 передали SEAL, где они использовались с 1967 по 1969 год. Исходя из стоящих перед подразделениями SEAL задач, катера прошли доработку - на палубе перед рубкой был сделан вырез для установки спаренного или одиночного крупнокалиберного пулеметов (один из катеров вместо них получил Minigun), уменьшили высоту рубки и установили тент для защиты от солнца. Для выявления малых судов и навигации катера оборудовали РЛС Raytheon 1900, а для действий ночью приборами ночного видения пассивного типа AN/TVS-2 "Starlight". Команда состоял из 4 человек. По сравнению с патрульными, вооружение переданных SEAL катеров Mk 4 также было значительно усилено и состояло из 2-3 крупнокалиберных пулеметов, 40-мм автоматического гранатомета Mk.20, нескольких пулеметов М60 и миномета Mk.4 mod.0. Миномет устанавливался на специальной тумбе перед рубкой.

Катер LCPL Mk 4.
Водоизмещение полное - 9 т. Размеры: длина 10,8 м, ширина 3,21 м, осадка 0,9 м.. Главная энергетическая установка - один дизельный двигатель Gray Marine мощностью 225 л.с. Максимальная скорость 14 узлов (26 км/ч). Запас топлива 608 литров. В отличии от катера Mk 12, корпус которого изготавливался из стеклопластика, у Mk 4 корпус был стальной.

После окончания Вьетнамской войны большая часть катеров PBR Mk.II была передана американским союзникам в Юго-Восточной Азии, Центральной и Южной Америке. На вооружении ВМС США осталось около двух десятков катеров этого типа, которые первоначально использовались в качестве учебных, а впоследствии хранились на базах технического обслуживания кораблей резерва до 1995 года. По сведениям журнала "Зарубежное военное обозрение" четыре катера использовались ССО ВМС США для подготовки резервистов до конца 1990-х.

Еще двумя катерами, на вооружении которых имелся 60-мм миномет, стали сторожевой катер РВ Mk.III и малый бронированный десантный катер типа МАТС (Mini-Armored Troop Carrier).
Катер РВ Mk.III пришел в середине 1970-х годов на смену ветеранам вьетнамской войны катерам PCF и PTF и был рассчитан как для действий в открытом море, так и в прибрежной зоне, на реках. Катер мог использоваться для пограничной службы, разведки и наблюдения, борьбы с кораблями и береговыми объектами, установки и траления мин, противолодочной обороны в прибрежных районах, поддержки действий сил специальных операций. Добиться этого удалось благодаря тому, что корабль проектировался как базовая платформа, на которую в зависимости от поставленной задачи устанавливалось необходимое оборудование и вооружение.
Корпус катера изготовлен из алюминия. Чтобы получить максимальное пространство для размещения вооружения, рулевая рубка катера смещена к правому борту. РВ Mk.III могут нести различное вооружение, включая крупнокалиберные пулеметы, 20- и 40-мм автоматические пушки, 60- и 81-мм минометы, противокорабельные ракеты "Пингвин" Мк 2, мины, торпеды или минно-тральное оборудование. Двигатели - малошумные, позволяющие использовать катер при проведении специальных операций.
Водоизмещение полное - 37,4 т. Размеры: длина 19,8 м, ширина 5,5 м, максимальная высота (без мачты и антенн) 5,7 м, осадка 1,7 м.. Главная энергетическая установка - три дизеля General Motor 8V71Т1 мощностью 650 л.с. каждый, работающих на три гребных вала. Вращение гребного вала осуществляется через редуктор. Максимальная скорость 26 узлов (48 км/ч). Экипаж 5 человека. Запас топлива 6840 литров. Навигационная радиолокационная станция LN-66.

Малый бронированный десантный катер типа МАТС (Mini-Armored Troop Carrier ) внешне напоминает катер MSSC, но имеет меньшее водоизмещение и другую конструкцию. Корпус катера плоскодонный, со значительно скошенной передней частью (что упрощает причаливание к берегу), изготовлен из алюминия. Броня титановая.
Катер предназначен для патрулирования, перехвата судов и десантно-штурмовых операций в прибрежной зоне, на реках и в портах. Приземистый силуэт и малошумные двигатели делают катер малозаметным, а навигационная РЛС позволяют ему действовать круглосуточно. Катер может использоваться для перевозки грузов и как десантный, принимая на борт кроме экипажа еще 14 полностью экипированных бойцов.
Катер МАТС был создан для замены катера MSSC, но не успел поступить на вооружение до окончания вьетнамской войны. С конца 1970-х и до второй половины 1990-х катера МАТС оставались основным десантно-высадочным средством спецназа ВМС США. На смену им в отрядах катеров специального назначения пришли катера CAC, PBL и SOCR.

Водоизмещение полное - 12,5 т. Размеры: длина 10,8 м, ширина 3,9 м, максимальная высота (без антенн) 1,8 м, осадка 0,6 м.. Главная энергетическая установка - два дизельных двигателя General Motor 8V72 мощностью 283 л.с. каждый, работающие на два водомета насосного типа Jacuzzi 20YJ. Максимальная скорость 32 узла (59 км/ч). После установки в конце 1980-х двигателей 8V92TA скорость возросла до 40 узлов. Запас топлива 1641 литр. Экипаж 3-4 человека.
В зависимости от задачи (патрулирование, высадка разведгруппы, огневая поддержка при десантно-штурмовой операции) на катере может устанавливаться различное вооружение - 12,7- и 7,62-мм пулеметы, 40-мм автоматический гранатомет, 60-мм миномет, для которых имеется семь точек крепления.

Всего же катера, вооруженные 60-мм минометами, состояли на вооружении таких стран, как: Бирма, Боливия, Вьетнам, Колумбия, Таиланд (PBR Mk.II и Mk.III); Коста-Рика (105-, 42- и 36-футовые патрульные катера); Филиппины (МАТС); США (РВ Mk.III/IV, PBR Mk.II).


Новгородец

С иллюстрациями еще не решил. Как форум и время...

ЯРЛ

Катер PBR Mk.II.
Водоизмещение полное - 7,5 т. Размеры: длина 9,8 м, ширина 3,5 м, высота от киля до крыши рубки 2,4 м, осадка 0,6 м.. Главная энергетическая установка - два 2-х цилиндровых дизеля Detroit Diesel V6-53N мощностью 216 л.с
Detroit Diesel V6-53N не двухцилиндровый, а шестицилиндровый V-образный, но зато он двухтактный.
http://www.youtube.com/watch?v=zoCEZMlmxOs


Новгородец

Спасибо, учту.

AWND

Новгородец
Доброго всем времени суток!

Чукча-писатель закончил статью. Прошу к столу Критика и разбор ошибок приветствуется.


А зачем?.. Опубликовать в третьих источниках её уже не получится...

Новгородец

А зачем?.. Опубликовать в третьих источниках её уже не получится
Ошибки нужны мне самому. И что за 3-и источники?

AWND

Газеты, журналы. Обычно статьи пишут или для себя в блоге, когди можно их исправлять в реальном времени, или отдают в журнал, где её размещают в обмен на гонорар, но там не принимают то, что публиковалось ранее.
Но если вам самому нужна вычитка ошибок, то поможем, чем можем.

Новгородец

Обычно статьи пишут или для себя в блоге
Для небольших есть свой сайт. Большие - как получится... Хотя пишу в основном для себя, а если кому-то еще оказывается интересно мое творчество, то только рад 😛 😊
отдают в журнал, где её размещают в обмен на гонорар, но там не принимают то, что публиковалось ранее.
Иногда берут "за пару компотов" 😛

Varnas

Интересная информация.

Новгородец

ЯРЛ, спасибо, первый сайт знаю. Описание в статье "пиберов" дал усредненные, кик и по другим судам. Сильно зависит от года выпуска.

Не могу найти чертеж/рисунок катера MSSC и МАТС. Фото есть, но не очень качественные.
Может, кто встречал?

ЯРЛ

Вот хорошая статейка по десантным и штурмовым ботам: http://www.warboats.org/Stoner...am_Part%202.htm
Тут есть много и всякое и Ваш запрос. А вообще забивайте в Гугле название бота, Вам даст кучу картинок, открывайте каждую, а потом статью из которой она взята и будут Вам чертежи.
Вообще, это моё личное мнение, во Вьетнаме у американцев корпуса по обводам были гавно. Единственное приличное это использование тримаранов "Бостонский китобой" под двумя Джонсонами по 55 л.с. исчас их в Европе (Джонсоны 55) продают на Ебее по 1200 евро, имеют по 150-180 моточасов. Второе, они суда немилосердно перегружали. А вот третье самое главное - двигатели были лучшие в мире. И именно DDC V6-53! Это лучший созданный человечеством двухтактный дизель с прямоточной продувкой от нагнетательного коловратного воздушного насоса рассположенного в развале цилиндров и мокрым картером. 3.25 кг. на 1л.с.!!! Он не может испортится, его только можно убить без масла, но не сразу, солярка слегка смазывает. Правда этот дизель, как все двухтактники долго заводится и при запуске дымит, но когда Вы яго раздрачили он мало шумит, не дымит и работает без остановки, только подливай соляр и масло. А вот водомёты были у американцев не совсем. Потом новозеландцы поставили свои водомёты "Гамильтоны" и дело по скорости и по экономии топлива пошло. Кстати отличные корпуса делали в СССР, начиная с Прогресса-2 и Днепра стоявших на вооружении, но моторов в СССР не было и не будет. Сори, что распизделся по ботам и дырчикам, это моя жизнь. Я ведь не только ЯРЛ ниспровергающий всё сущее, я ведь занимаюсь историей мирового малого, ну до 100 футов, судостроения и водного моторостроения уже лет эдак 35. С уважением ЯРЛ.

ЯРЛ

Patrol Boat River это было очередной американское фуфло за 75000 долларов штука, когда тройская унция стоила 38-42.2 бакса. Очередной молоток за 50 долларов! Истинная цена этого катера один доллар за килограм веса.
Вот настоящие штурмботы на которых настоящая армия с боями форсировали сотни рек и речушек: http://www.youtube.com/watch?v=pYHSQeAvV4Q&NR=1 . Это форсирование р.Днепр в центре города Днепропетровска.
А вот двигатель: http://motolodka.ru/forum/att/club/168660_19205.jpg , http://sturmboot-kommando.de/?page_id=201 , http://www.google.ru/search?hl...f.,cf.osb&cad=b

Новгородец

Тут есть много и всякое и Ваш запрос. А вообще забивайте в Гугле название бота, Вам даст кучу картинок, открывайте каждую, а потом статью из которой она взята и будут Вам чертежи.
Ну-ну 😀 Смелого пуля боится... Нету там особо того, что надо.


Patrol Boat River это было очередной американское фуфло
Фуфло не фуфло, но использовали янки его долго, включаю Панамский канал.

Новгородец

Уважаемый Ярл, если вы занимаетесь историей мирового малого, подскажите пожалуйста:
1.на каких еще кораблях, кроме выше перечисленных, янки ставили 60-мм минометы.
2. миномет Mk.4 mod.0 еще остается на вооружении.

ЯРЛ

Извините, меня миномёты вообще мало интересуют, а особенно малокалиберные, особенно после того как я был врачом на стрельбах в 1984г. На полигоне зимой отстреливалась мотострелковая дивизия. Я влюбился в три стрелялки: 120мм. миномёт, 122мм. гаубицу обр.1939г. и зенитную спарку 57мм. на базе танка Т-55. А вообще меня интересуют именно малые суда и их моторы, а что на них ставят мне всё равно. Тем более что вооружение перекидывается в зависимости от характера боевых действий. С уважением ЯРЛ.

Новгородец

Тем более что вооружение перекидывается в зависимости от характера боевых действий.
Не на всех "маломерках" такое возможно. Особенно с тем, что крупнее 12,7 мм и АГСов.

ЯРЛ

"Подвижный в подвижном" девиз Наутилуса кап.Немо. Я вообще себе не представляю прицельную стрельбу из миномёта с маломерного судна. Скорлупа болтается на волне. Как Вы обеспечите в трёх полоскостях направление оси ствола единообразно хотя бы для двух выстрелов? И как вносить поправки после выстрела если катер уже в другой точке? Вообще могущество военного корабля определяется весом бортового залпа или ск.тонн в минуту вылетает. Лучше всего счётверённые установки с трассирующими боеприпасами. И для какого боя миномёт: корабль-корабль или корабль-берег? На пограничных катерах в СССР устанавливались ЗПУ-4, даст волна в носовую скулу и "шквал огня" летит или в небо или в воду. На больших, настоящих кораблях артилерия главного калибра привязана к базе корабля, получает наводку с ПУАО, запал электрический. Пушки зарядили и сидят ждут выстрела. Глубоко в трюме стоит ртутный восьмиконтактный замыкатель. Включается ток, когда корабль станет на волне на "ноль" шарик ртути замкнёт все восемь контактов (через 45 градусов радиально) и залп! Потом корабль изменил дифферент, съели топливо, боеприпасы, и крен - взяли в пробоины воду и нужно вводить поравки. Для этого есть главный артиллерист на ПУАО. А тут мина размером с гранату РГ-42. Может это понты?

Новгородец

Может это понты?
В первую очередь дымовые и осветительные, осколочные по площадям в прямой видимости цели или как во Вьетнаме - приткнулся к берегу канала и по заказу от корректировщика.

На больших, настоящих кораблях артилерия главного калибра привязана к базе корабля, получает наводку с ПУАО, запал электрический.
На советских БК всегда была проблема (и сейчас осталась) - стрельба с танковых башен под недостаточным возвышением. Были попытки ставить 82-мм миномет вместо кормовой башни. Так и не вышло из стадии экспериментов.

Я вообще себе не представляю прицельную стрельбу из миномёта с маломерного судна.
Ее и не было.

А тут мина размером с гранату РГ-42.
Э-ээ, раза в 4 побольше.

Ипр88

А тут мина размером с гранату РГ-42
писали где то что буржуям удалось приблизить эффективность своей 60мм мины к нашей 80мм.

Новгородец

писали где то что буржуям удалось приблизить эффективность своей 60мм мины к нашей 80мм.
Современной осколочной мины к М224.
У миномета Mk.4 mod.0 мины от "старых" М2 и М19.

ЯРЛ

эффективность своей 60мм мины к нашей 80мм
Насколько я понимаю могущество мины зависит от колличества осколков. А чугуна в 80мм. мине гораздо больше чем в 60мм., ведь объём растёт в кубе от диаметра.

Ипр88

ага, только в чугуне довольно велик процент образования осколков очень малой массы, типа песка и пыли.
если увеличить количество убойных осколков оптимального размера- эффективность значительно повысится.

ЯРЛ

Ну да, граната Ф-1. Мина внутри тоже имеет специальную сетку для образования более-мение оптимальных осколков.

Новгородец

Насколько я понимаю могущество мины зависит от колличества осколков. А чугуна в 80мм. мине гораздо больше чем в 60мм.
Другая форма корпуса, более мощный заряд ВВ чем у старых мин, новые сорта стали и т.п. позволили создать 60-мм мины с осколочным действием как у советских 82-мм. Несколько увеличилось и фугасное, но незначительно.

datchanin

Ипр88
ага, только в чугуне довольно велик процент образования осколков очень малой массы, типа песка и пыли.
если увеличить количество убойных осколков оптимального размера- эффективность значительно повысится.

Вот Вам хорошая статья в тему.язык - сербский. если надо будет,то помогу перевести.
суть в общем такова. по осколочному действию и дальности стрельбы 60-мм мины можно приблизить к 82-мм,но вот по проникающей способности в укрытие никак нельзя!
http://i2.guns.ru/forums/icons...924/4924070.jpg
http://i2.guns.ru/forums/icons...924/4924087.jpg

Новгородец

суть в общем такова. по осколочному действию и дальности стрельбы 60-мм мины можно приблизить к 82-мм,но вот по проникающей способности в укрытие никак нельзя
Так ведь и не надо! Даже установка взрывателя на замедленное срабатывание у мин к М224 связано со стрельбой через полог леса, а не для разрушения перекрытий.

Ипр88

но вот по проникающей способности в укрытие никак нельзя!
ну а какая у 80мм проникаемость? крышу блина вроде не пробивает.

datchanin

Ипр88
ну а какая у 80мм проникаемость? крышу блина вроде не пробивает.

82-мм хотя бы заглубиться может куда лучше,чем 60-мм!

Ипр88

куда лучше
а куда? какие заглубленные цели есть у 80мм?

datchanin

Ипр88
а куда? какие заглубленные цели есть у 80мм?

Любое мало мальское укрепление. Будь то щель или блиндаж или даже ДЗОТ.

Ипр88

Почитал Веремеева, согласно ему

Блиндаж защищает при прямом попадании снарядов и мин калибром до 122 мм. (при установке взрывателей на осколочное действие).
Как я понял, имеется ввиду сооружение описываемое уставом. ДЗОТ чуть пожиже, т-к меньше заглублен.

Подскажите, насколько может заглубится мина с установкой взрывателя на фугасное действие?

Varnas

подскажите угол падения и скорость мины, калибр боеприпаса и вес.

Varnas

Ну да, граната Ф-1. Мина внутри тоже имеет специальную сетку для образования более-мение оптимальных осколков
ОБС или надежная информация?

spy der

Ипр88
ага, только в чугуне довольно велик процент образования осколков очень малой массы, типа песка и пыли.

Для этих целей идет высокопрочный чугун.

Varnas

Без разницы. Все равно в чугунных боеприпасах приходитса использовать вв пониженной брантности....

ЯРЛ

ОБС или надежная информация?
Надёжная.
Все равно в чугунных боеприпасах приходитса использовать вв пониженной брантности....
В Ф-1 тол, в 82мм. и 120мм. мине тол.

spy der

Varnas
Без разницы. Все равно в чугунных боеприпасах приходитса использовать вв пониженной брантности....

За каким перепоем?

Ипр88

Для этих целей идет высокопрочный чугун.
ну видать и его дробит в песок. вообще какие материалы на мины идут? сталь вроде шла, чугун, сталистый чугун. тут вообще вилы- или будут крупные осколки по пол мины, или много песка... вот головы и ломают.

ОБС или надежная информация?
ну скажем, не всякая мина. на некоторых копаных выдел, хз чьи. наша 82мм внутри гладкая. ну, та что сейчас под рукой.


пониженной брантности
в войну конечно снаряжали и аммотолом, и аммоналом, но сугубо из дефицита. а так тол вроде везде юзают у нас. за рубежем кстати читал что и применяют смесь тэна и АС.

spy der

Ипр88
ну видать и его дробит в песок. вообще какие материалы на мины идут? сталь вроде шла, чугун, сталистый чугун. тут вообще вилы- или будут крупные осколки по пол мины, или много песка... вот головы и ломают.

Не дробит. Сталь если и шла - очень ограничено, я по крайней мере не встречал, снаряды другое дело. Чугун использовался только как эрзац вариант, например на Ленинградском фронте, такие мины легко опознаются внешне. Сталистого чугуна как такового не существует, это лишь один из методов (самый простой пожалуй) получения высокопрочного чугуна - совмещает свойства стали и серого чугуна. Легко льется, хорошо обрабатывается из него подавляющее большинство мин и делалось.

spy der

Ипр88
ну скажем, не всякая мина. на некоторых копаных выдел, хз чьи.

Часом не французские?

Ипр88

Сталистого чугуна как такового не существует
в документах фигурировало именно это выражение.
Не дробит.
ну а отчего тогда все эти шаманские пляски с контролируемым дроблением и ГПЭ? в почве находятся как здоровенные осколки 50-150гр, так и совсем трудно выявляемые частицы.

Часом не французские?
вот чего не знаю- того не знаю. может быть.

spy der

Ипр88
ну а отчего тогда все эти шаманские пляски с контролируемым дроблением и ГПЭ? в почве находятся как здоровенные осколки 50-150гр, так и совсем трудно выявляемые частицы.

Дык это зависит вплоть до положения звезд, я часто встречал "осколки" весом 15-30 кг стальных снарядов 120+ красивым "цветочком".

Новгородец

Статья с иллюстрациями.
http://otvaga2004.narod.ru/publ_w7_2010/0095_navymortar.htm

sakstorp

Статья с иллюстрациями.
Поздравлям!


------------------
Жизнь похожа на шушпанчика. Такая же беспросветно-весёлая.

ЯРЛ

Отличная статья!!!
Но так как использование 60мм. миномёта с палубы 33 футового катера также эффективно, как швыряние жидких какашек в глаза догоняющего Вас льва предлагаю Вам новую тему. Дело в том что малый флот США знаменит своей шириной. У них все катера шире маминой. Теперь нужно поискать штурмботы разных народов: Рейх, Бундесвер, Шведы и прочие итальянцы и сравнить. С уважением.
PS. Лучше бы на эти катера ставили, вместо этого многообразия-многобесия, шестиствольные Вулканы 30 и 50 калибров.

spy der

ЯРЛ
Но так как использование 60мм. миномёта с палубы 33 футового катера также эффективно, как швыряние жидких какашек в глаза догоняющего Вас льва

ЭЛАС вполне успешно использовали трофейные 50 мм leGrW 36 с лодок.

Новгородец

Но так как использование 60мм. миномёта с палубы 33 футового катера также эффективно, как швыряние жидких какашек в глаза догоняющего Вас льва
Как минимум янки и франки так не считают.

Новгородец

Поздравлям!
Спасибо!

Ипр88

а какова масса БК для вулкана в .50? и что им делать, берег подметать? я читал что кучность у него не ахти...

spy der

Таки кошерная статья! Прочитал с удовольствием.

ЯРЛ

Как минимум янки и франки так не считают.
Ну так это уже не миномёт если он стреляет от -10 до +75. Это пушка стреляющая минами. Прекрасная штука, с удовольствием установил бы на даче на поворотной турели. Интересно, а как там устроена обтюрация затвора?

Новгородец

Ну так это уже не миномёт если он стреляет от -10 до +75. Это пушка стреляющая минами. Прекрасная штука, с удовольствием установил бы на даче на поворотной турели.
Но так как использование 60мм. миномёта с палубы 33 футового катера также эффективно, как швыряние жидких какашек в глаза догоняющего Вас льва
Мины те же, назначение то же, носитель еще меньше... ЯРЛ, Вы сами себе противоречите 😛

ЯРЛ

Да болтается этот катер на воде, как ореховая скорлупа. Какой в жопе прицел? Там базы нет, в трёх плоскостях всё меняется ежесекундно. Вот они и пишут что настильная на 300м. Это что выстрел? Катер с 300м. на вылет из калаша полным магазином одной очередью! Отделение автоматчиков засевших на берегу реки бьёт влёт PRB и никакие мины 60мм. его не спасут.

datchanin

ЯРЛ
Это что выстрел? Катер с 300м. на вылет из калаша полным магазином одной очередью! Отделение автоматчиков засевших на берегу реки бьёт влёт PRB и никакие мины 60мм. его не спасут.

Придумала пендосня поднимающиеся экраны из какого-то материалы,которые пулю АК-47 с расстояния метров 15 держат. Показывали их в передаче по Дискавери ещё в том году.

ЯРЛ

Скорость у них была большая, реально до 45км/час и крутили змейку на воде. Ну и как в таких условиях экипажу катера попадать по береговым целям? Как вообще в береговой "зелёнке" запеленговать цель, даже увидеть? Это что три утки вылетели из камыша?

Новгородец

Ну и как в таких условиях экипажу катера попадать по береговым целям? Как вообще в береговой "зелёнке" запеленговать цель, даже увидеть? Это что три утки вылетели из камыша?
У миномета на катере нет задачи на ходу прицельно попадать по одиночной цели. 1- задавить огнем и морально и физически, поставить дымзавесу/ослепить, 2 - осветить поле боя ночью или при патрулировании в группе, 3 - прицельный огонь только приткнувшись к берегу или на "стопе" из-за укрытия (мыска, островка и т.п.) по данным корректировщика.
Один миномет на дивизион из 5 катеров PRB - это средство усиление (в том числе десанта) и не более.

Отделение автоматчиков засевших на берегу реки бьёт влёт PRB и никакие мины 60мм. его не спасут.
И не надо его спасать 😛 А вот от патруля в составе дивизиона и больше придется этому отделению самому спасаться.

ЯРЛ

Нырнут в воду с головой, калаши под водой не умирают, вылез, отряхнул, воду из ствола выдул и Огонь!

Новгородец

Нырнут в воду с головой, калаши под водой не умирают, вылез, отряхнул, воду из ствола выдул и Огонь!
А тебя из 10-12 крупнокалиберных + 4 АГС + 4 М60 + ... и опять ныряй 😛

ЯРЛ

Вьетконговцев с калашами было больше чем катеров. А для стрельбы из воды есть такакая штука, как "локтевой плотик", можно из дерева, пенопласта, фашина их сухого хвороста.

Новгородец

А для стрельбы из воды есть такакая штука, как "локтевой плотик", можно из дерева, пенопласта, фашина их сухого хвороста.
В теории... А на практике, при появлении больше 2 катеров, доблестный вьетконг сидел поджав хвост иди, ограничившись парой очередей, делал ноги. Дураков среди живых партизан нет.

Прекрасная штука, с удовольствием установил бы на даче на поворотной турели.
На даче лучше это.