Иерархия ступенек лестницы достижений бодхисаттвы

DM

Иерархия ступенек лестницы достижений бодхисаттвы

Иерархия ступенек лестницы достижений бодхисаттвы обнаруживается в Аштасахасрикапраджняпарамите (1-2 вв.), в Лалитавистаре (3-4 вв.), в современной ей Махаяанасутраланкаре, но специальным эссе на данную тему была Дашабхумикасутра (Наставление о десяти уровнях) - трактат протойогачары, составленный, вероятно, в 3 в., в котором иерархизируются уровни совершенства того, кто следует «путем бодхисаттвы», каждый из которых соотносится с определенным «совершенством» - парамитой, что позволяет составителю текста систематизировать практически всю сотериологию махаяны. 10 «ступеней» излагаются бодхисаттвой Ваджрагарбхой в ответ на просьбу Будды рассказать о них всем присутствующим.

На первой ступени - «радостной» (прамудита) - начинающий бодхисаттва овладевает совершенством щедрости (дана). Он доверяет буддам, заботится обо всех, прилежен в изучении дхармы; его щедрость «нематериальна», ибо он сострадает живым существам, которые не заботятся о своем «освобождении», и готов пожертвовать ради них женами, детьми, членами тела, здоровьем и самой жизнью. «Радостной» эта ступень оказывается потому, что он ликует из-за своего превосходства над «обычными людьми».

На второй ступени - «незагрязненности» (вимала), адепт овладевает совершенством нравственности (шила), который идентичен «профессиональному» освоению самодисциплины по методу классического восьмеричного пути (последний включается, таким образом, в виде «частного случая» в иерерахию достижений в махаяне). «Незагрязненность» означает освобождение от нечистоты аффектов, ибо практикующий на этой стадии становится свободным от желаний, другом, наставником и покровителем других существ.

На третьей ступени - «лучезарной» (прабхакари) - адепт становится «светильником учения», способным к уразумению сокровенных умозрительных истин. Здесь он овладевает совершенством терпения (кшанти), ибо денно и нощно изучает махаянские сутры. На этой же ступени он становится экспертом в четырех нормативных медитациях и достигает «обителей Брахмы», развивая благость, со-страдание (каруна), со-радование (майтри) и бесстрастие, и уже начинает излучать свет в небесных регионах.

Четвертая ступень - «пламенная» (арчишмати) - позволяет адепту созерцать истинную природу всех существ и населяемого ими мира. В его «огненном» видении отражаются преходящий характер сущего и значение «освобождения», и он бросает прощальный взгляд на остатки ложных воззрений, прежде всего связанных с представлением о своем Я. Здесь он овладевает совершенством мужества (вирья), так как окончательно укрепляется в истинной вере в «три драгоценности» буддизма - Будду, учение и общину.

Пятая ступень - «чрезвычайно труднодостижимая» (судурджая), ибо только теперь можно «реализовать» различие истины конвенциональной (самврити-сатья) и абсолютной (парамартхика-сатья) и, соответственно, конечную «пустотность» всего сущего. Поскольку адепт печется о благе живых существ, эта ступень соотносится с освоением совершенства медитации (дхьяна).

Шестая ступень - «перед лицом [полной ясности]» (абхимукхи), ибо на данной стадии адепт становится экспертом в совершенстве познания (праджня). Познание-премудрость позволяет ему видеть глубинное единство сансары и нирваны, а также то, что все вещи суть «только сознание».

На седьмой ступени - «далеко распространяющейся» (дурангама) - адепт становится настоящим бодхисаттвой. Он может войти в паранирвану, но медлит ради «освобождения» других существ, предпочитая «активную нирвану» (апратиштхита-нирвана). Теперь он овладевает сразу двумя новыми совершенствами: умением использовать любые средства ради помощи «сансарным» существам (упая) и способностью передавать им свой запас «заслуги» (пунья).

Восьмая ступень - «недвижимая» (ачала), ибо бодхисаттва непоколебим в своей решимости действовать в этом мире ради «освобождения» других существ. Соответствующим совершенством является поэтому верность великому обету (пранидхана). Бодхисаттва может принимать любой внешний облик, чтобы оказать помощь другим существам.

На девятой ступени - «благочестивого размышления» (садхумати) - бодхисаттва использует весь свой интеллектуальный потенциал для проповеди дхармы. Здесь реализуется совершенство всемогущества (бала), которое проявляется также в постижении бодхисаттвой магических формул (дхарани), этих «словесных талисманов», которые он передает дальше ищущим «освобождения».

Наконец, десятая ступень - «облако учения» (дхармамегха) - превращает его в небесного бодхисаттву. Он восседает, как «освященный» (абхишикта) на небе, на великом лотосе, и его тело излучает особый свет. Соответствующее совершенство - полнота знания (джняна), а с облаком он сравнивается потому, что, подобно тому, как оно проливает дождь, он, распространяя свои лучи на землю, смягчает печаль и страдание живых существ. Бодхисаттва становится Майтреей, который ожидает своего часа на небе, чтобы явиться на землю новым буддой. Восхождение адепта, начавшееся с ликования по поводу превосходства над «обычными людьми», завершается полнотой самообожествления.

DM

Вов, хочешь стать Буддой? 😊

Мяу

DM
он сострадает живым существам, которые не заботятся о своем «освобождении», и готов пожертвовать ради них женами, детьми, членами тела, здоровьем и самой жизнью. «Радостной» эта ступень оказывается потому, что он ликует из-за своего превосходства над «обычными людьми».
Готовый рецепт для всей страны, радуйтесь люди и окажетесь на 1 ступени.

DM

Мяу

Готовый рецепт для всей страны, радуйтесь люди и окажетесь на 1 ступени.


заметил? 😊

Мяу

DM
заметил?
Когда не спит, котэ зорок. :-)

PAN horunj

Мяу
Ну ты крууут ,прочёл всю эту ахинею или можно охуенею, я не сдюжил .Не быть мне этой самой .

Мяу

PAN horunj
Ну ты крууут ,прочёл всю эту ахинею
Ну дык, котэ - высшая форма жизни. :-)
Просто в младости уделил времени сиим материям.

Счастливый

Беда этих адептов заключается в односторонности управления ими. Нету обратной связи... Адепты просто не осознают, управления над собою и превращаются в зомби...

Вот если бы они могли говорить с Буддами...

Ну а превращает адепта в бходисавву только 10 ступень. А это должно быть с первой ступени...

Херня!

бес

немножко офф, но в корпусе военных капелланов юсами есть представители христианства, иудаизма и..... буддизма (значок напоминает корабельный штурвал), а вот мулов не водиццо почему-то 😊

DM

штурвал вполне симпотичный

мышонок

это колесо дхармы... восемь спиц=восемь ступеней жизненного пути буддиста.

DM

в курсах 😊

мышонок

круто

DM

спасибо

мышонок

DM
спасибо

http://klein.zen.ru/old/MahaOboyma.htm - Всепобеждающий армейский дзен

-Saper-

Хм, хм... а как-нть попроще никак в ботхисатвы не выбиться? 😊
Я вот от попытки прочтения этого словечка: "Аштасахасрикапраджняпарамите" чуть мантрейей не заделался! Ещё-б немного, и лопнула бы бошка, и оказался бы я на облаке 😀
Но не сбылось, не сдюжил сложить все эти букавы в какой-либо вразумительный звук...
Малехо пробило на этимологию.
Вот этот вот жизнерадостный адепт первого ранга, офигевающий от своего превосходства... ну натурально "прамудита" 😊 Возьму словечко на вооружение!
А благодаря "шиле", что есмь совершенство нравственности - теперь совершенно по-новому звучит выражение "у него шило в жопе" 😀

алхимик

DM
Вов, хочешь стать Буддой? 😊

я хочу жить долго и счастливо)))
и хочу уметь воду превращать в джин, сейчас занимаюсь изучением вопроса)

Мяу

алхимик
я хочу жить долго и счастливо)))и хочу уметь воду превращать в джин, сейчас занимаюсь изучением вопроса)
Элементарно, сначало нужно залезть в бутылку/кувшин/лампу...

алхимик

Мяу мяу мяу - у меня всё заебяу))) песенка котавсапогах

Мяу

алхимик
у меня всё заебяу
Не завидуй, можешь сам её спеть - безплатно.