Возвращаюсь к легенде: "Моряки в Афгане".

marafonec
Итак факт: советские моряки в ДРА были и участие в боевых действиях принимали.
marafonec
За Речкой

Мост через Амударью. На той стороне - Афган.

Доставка тревожной группы.

marafonec
А теперь НЕБОЛЬШОЕ дополнение. Моряки были не флотские, а из Мор Частей Погранвойск КГБ.

"Отдельная бригада сторожевых кораблей (22 ОБСК, в/ч 9873)

В связи с вводом Ограниченного контингента советских войск в Афганистан и осложнением обстановки на советско-афганской границе в 1981 г. для обеспечения надежной ее охраны на участке рек Амударья и Пяндж в соответствии с решением Правительства СССР был сформирован отдельный дивизион сторожевых катеров (45-й ОДСК) с базированием в г. Термез (Термезская флотилия). Командиром дивизиона был назначен капитан-лейтенант Ю. Васильев.

Командиры 45-го ОДСК:

капитан 2-го ранга Васильев Юрий Валентинович (1981-83 гг.)

капитан 2-го ранга Петренко Виктор Федорович (1983-85 гг.)

капитан 2-го ранга Меньшиков Николай ... (1987-88 гг.)

В 1988 г. на базе 45-го одск была развернута отдельная бригада сторожевых кораблей (22-я обск, в/ч 9873) под командованием капитана 2 ранга Е. Козина.

В состав ОБСК входили: управление, корабли типа 'Шмель' (проект 1204), подразделение пограничных сторожевых катеров (ПСК), взвод малых катеров типа 'Пеликан' и 'Аист', в береговой службе имелась авторота, а также: аккумуляторщик, электрик, фельдшер, специалист по горюче-смазочным материалам (ГСМ) и коки.

К концу афганской компании в бригаде насчитывалось 8 кораблей типа 'Шмель', 10 ПСК и 20 катеров типа 'Аист'.

Общая численность личного состава бригады - около 500 человек.

Зона ответственности бригады по охране советско-афганской границы на речном участке от населенного пункта Нижний Пяндж (Таджикская ССР) до населенного пункта Боссаги (Туркменская ССР) имела протяженность около 300 км.

Дивизион (а позднее бригада) наряду с охраной государственной границы Советского Союза на речном участке в виде подвижного дозора и сопровождения караванов барж по реке, выполнял боевые задания в интересах спецподразделений пограничных войск КГБ СССР, находившихся на территории Афганистана: десантирование войск и грузов на афганский берег, совместные боевые операции с нашими разведчиками, переправка афганских осведомителей, охрана стационарных мостов и наведенных переправ. Дозорную службу вдоль линии границы экипажи кораблей и катеров несли днем и ночью. На охрану границу обычно выходили в составе одного ПСК и двух малых катеров. Например, ночью поднимались вверх по реке до Нижнего Пянджа (в районе стыка 3-й и 4-й застав Пянджского пограничного отряда), стопорили двигатели и дрейфовали вниз по течению, периодически бросая якоря и 'прослушивая' местность при помощи РЛС и ПНВ (днем при постановке на якорь выбиралось место, с которого участок границы просматривался визуально как можно дальше). Таким образом, к рассвету катера спускались до стыка с Термезским пограничным отрядом, а затем вновь поднимались до Нижнего Пянджа. 'Шмели' обычно дежурили на ближних к базе точках в связи с мелким для них фарватером реки. Как правило, ПСК дежурили две недели, а затем менялись. Экипажам малых катеров приходилось труднее. Их выходы на боевое дежурство затягивались иногда (из-за отсутствия смены) на месяц и более. Кстати, 'Аисты' могли ходить на границу только парой, по одному - запрещалось (в общем, как и вертолетам - над территорией Афганистана). Каждая группа кораблей с катерами работала в своей зоне, которая была привязана к определенному участку пограничной заставы, тесно взаимодействуя с ПогЗ."

http://pv-afghan.narod.ru/militant_action_table/22_OBSK.htm

marafonec
Есть упоминание о караулах подразделений флотских частей Сопровождения Воинских Грузов.
Но пока без подтвержения.
marafonec
"Афганская тайна флотской шинели

Официально считается, что личный состав Военно-Морского Флота СССР вообще не принимал участия в боевых действиях на территории Афганистана. А между тем, вооруженные представители ВМФ там бывали. Правда, перед командировками их переодевали в сухопутное обмундирование с флотскими погонами. И у каждого отбирали подписку о многолетнем неразглашении военной тайны.

В то время участие военных моряков в афганской войне действительно было секретом, не подлежащим огласке. Те, кто обещал хранить тайну, сдержали свое слово.

Только теперь, спустя более двух десятилетий, некоторые участники флотских командировок 'за речку' позволили себе скромно упомянуть о своих поездках по горячим дорогам страны, которой, как тогда считалось, советские люди были серьезно интернационально должны.

Вот, получается, и морякам в свое время пришлось стать воинами-интернационалистами, которых принято называть 'афганцами'. Так, кто же эти флотские люди?

Всего их было 108 человек - военнослужащих 5-й роты батальона сопровождения военных грузов Центрального флотского экипажа. В 1982 г. для них начались командировки в юго-восточном направлении.

Были сформированы караулы, начальниками которых назначены сержанты Евгений Кренев, Сергей Рыбанов, Александр Чибанов, Юрий Бондаренко и Юрий Славин. Разумеется, выполнение задачи в целом контролировалось не младшими командирами.

О степени ее серьезности говорит хотя бы то, что курировать организацию и исполнение был назначен представитель Главкомата ВМФ СССР контр-адмирал Михаил Деревлев.

Надо заметить, что сержанты и матросы флотского экипажа носят форму одежды ВМФ (морской пехоты), чем очень гордятся.

А тут перед ними ставится секретная боевая задача, которую предписано выполнять в обмундировании, похожем на облачение военного строителя, где от всего флотского - только 'фаза' на погонах. Было несколько обидно.

Но приказ есть приказ, и парни, переодевшись из морского в сухопутное, отправлялись на выполнение боевой задачи по сопровождению и охране военных грузов. Охраняли эшелоны, реже - несколько вагонов, которые шли, как правило, до Ташкента.

Караул из восемнадцати человек сопровождал примерно 10 - 15 вагонов. Самый маленький караул состоял из четверых. С собой брали минимум вещей и провизии: по одеялу, положенному количеству сухого пайка, непременно - печку-буржуйку.

На перегонах часовые находились, как принято у них говорить, 'на ветру' - на открытых площадках вагонов. То есть, мягко говоря, не жарко в любое время года.

При этом человек должен еще и, как предписано уставом, 'нести службу бодро, ничем не отвлекаясь, не выпуская из рук оружия:'

Кстати, сопровождать большие партии оружия и боеприпасов было опасно всегда. И начало относительно мирных восьмидесятых годов не было исключением.

Те, кто нес службу в составе железнодорожных (подвижных) караулов, не раз сталкивались с попытками преступных элементов подобраться к охраняемым вагонам. Такие попытки наблюдались на всей территории бывшего СССР.

Пресекали их решительно, вплоть до применения оружия. На поражение.

Впрочем, по признанию участников тех событий, сопровождение грузов по железной дороге они расценивали как разминку. Самое трудное начиналось после того, как в Ташкенте ящики с пистолетами, автоматами, гранатометами, патронами, гранатами, снарядами и прочим серьезным грузом, требующим бдительной охраны, перегружались на автотранспорт.

Это были не простые грузовики. От обычных машин они отличались кардинально. Обычные автомобили, как правило, не начиняют взрывчаткой. Эти же минировали, и в случае возникновения опасности захвата груза их должны были уничтожить. А подобные случаи, к сожалению, возникали, и тогда машины с грузом оружия и боеприпасов подрывали те, кто их сопровождал.

Все без исключения дороги Афганистана были в то время опасными. Не зря сочинили солдатскую песню: 'А шофер держит руль - гулко сердце стучит: впереди перевал, а на нем - басмачи:' Перевалом из песни, по мнению моряков-'афганцев', был Саланг. Его они считали самым сложным во всех отношениях отрезком пути. Именно там чаще всего случались нападения на автоколонны.

К сожалению, не все машины с охраняемым грузом дошли до пунктов назначения - непосредственно в расположение частей и соединений Ограниченного контингента советских войск в ДРА.

Но ни разу перевозимые оружие и боеприпасы, за охрану и оборону которых отвечали военнослужащие 5-й роты батальона сопровождения военных грузов Центрального флотского экипажа ВМФ СССР, не достались мятежникам-моджахедам. Более десятка моряков-'афганцев' в тех 'горячих' командировках получили ранения.

Но погибших среди них не было. И это свидетельствует о высокой специальной выучке, профессионализме матросов, сержантов и офицеров.

С 1982 по 1985 г. они выполнили 341 боевую задачу по сопровождению военных грузов. Выезжали на срок от 12 до 45 суток. Весь личный состав, побывавший 'за речкой', был награжден медалями 'За отличие в воинской службе' I и II степеней. Особо отличившиеся получили боевые ордена и медали.

Командир роты капитан Иван Морозов (ныне - генерал-лейтенант казачьих войск Московского казачества), неоднократно выезжавший со своими подчиненными в афганские командировки, стал тогда кавалером орденов Красной Звезды и 'За службу Родине в Вооруженных Силах СССР' III степени.

Орденоносцами стали и его заместители, ныне полковники Владимир Свирков, Виктор Шикерин и капитан 1 ранга Али Зарипов.

Эти офицеры, а также их боевые помощники - командиры взводов старший мичман Николай Мазирко, старший прапорщик Владимир Вареник, старшина роты старшина Виталий Садовый по-настоящему были образцами честного и компетентного выполнения воинского долга. Традиционно высок был в подразделении и авторитет сержантов.

Показателен в данном плане пример начальника караула сержанта Евгения Кренева. Будучи раненным, он продолжал грамотно управлять действиями подчиненных в критической боевой обстановке и не допустил захвата охраняемого груза противником. За это младший командир был награжден почетной боевой медалью - 'За отвагу'.

:От взорванного русскими КамАЗа осталось мало чего ценного. Тем не менее, специально выделенная группа моджахедов тщательно обследовала окрестности горной дороги в поисках уцелевших остатков груза.

В нескольких сотнях метров от сгоревшего автомобильного остова обнаружили какую-то 'лохматую' дерюгу. Это было все, что осталось от солдатской шинели, выброшенной взрывом из пустой кабины. Афганцев заинтересовали чудом сохранившиеся черные погоны с желтой буквой 'Ф'.

С этой находкой они и покинули место боестолкновения.

А потом в наших разведывательных сводках прошла информация, из которой следовало, что противник предполагает наличие действующих против него (в частности - на транспортных коммуникациях) специальных подразделений неустановленной принадлежности. Говорят, пакистанские и американские специалисты так и не разгадали в то время тайну необычной шинели:

Источник: http://www.ug.ru/archive/10409

Uzel
Да, любопытно. Интересно, у контр-адмирала Деревлёва сын был?
marafonec
Для штаЦких - чем не морской пехотинец в Кандагаре?
Sobaka1970
На первой фотке, что у моряка на левой штанине выше колена блестит?
marafonec
ИМХО заклепка на кармане. или боковой для ножа или накладной.
Но вообще лучше Узла спросить, он к флоцким ближе.
uzga
Sobaka1970
На первой фотке, что у моряка на левой штанине выше колена блестит?

1. повреждён негатив
2. либо попала какая то хрень на негатив при печатании фотографии
3. опять же, попала какая то хрень при глянцевании фотографии

Sobaka1970
marafonec
ИМХО заклепка на кармане. или боковой для ножа или накладной.
Но вообще лучше Узла спросить, он к флоцким ближе.

Вот и я, глядя подумал-не техничка ли авиационная,-а на втором кармане кнопка вырвана.

Uzel
marafonec
Но вообще лучше Узла спросить, он к флоцким ближе.
Это обычные черные офицерские брюки. Негатива косяк или как выше написали - при печати.
Куртка - это альпак, но их было два вида , кожаный , и матерчатый , это у него матерчатый, а кожаный подводницкий это был жесть какой дефицыт и объект возжеланий.
https://qna.center/question/4471594