Цикл историй про саньда

Alex Ander

Решил я рассказать побольше о том виде спорта, которым занимаюсь. Может кому интересно будет. Часть информации не моя, ссылки даю. Готов отвечать на ваши вопросы 😊

Поехали....


Саньда: история поединков в Китае

Китайское слово "саньда" означает в буквальном переводе "неканонизированные удары" или "свободные удары". Смысл этого выражения в следующем. Когда человек изучает боевые искусства, то вначале он отрабатывает приемы в одиночку, "в воздух". Это могут быть как отдельные упражнения, так и комплексы формальных упражнений, которые по-китайски называются "таолу". После освоения формой движений, их отрабатывают в парах. В каждом стиле ушу существуют свои наборы парных комплексов, которые называются "дуйлянь". Слово "дуй" означает "быть напротив чего-либо", в качестве производного значения - "быть парным чему-либо"; слово "лянь" означает тренироваться. Таким образом "дуйлянь" --- это "тренировка в паре". В комплексах-дуйлянь все движения всех участвующих (комплекс может предназначаться для троих и даже более человек) расписаны заранее. Это позволяет научиться правильно рассчитывать ритмику движений в приемах, применять их в нужный момент, в нужный момент прилагать силу. Однако чтобы применять приемы в реальном бою, нужно уметь правильно реагировать на неожиданно возникающую ситуацию. Именно для этого и служит саньда, когда участники применяют любые приемы, когда нет заранее предписанных действий. Поэтому, когда нет смысла придерживаться особой точности, слово "саньда" обычно переводят как "свободный бой". Китайцы много дрались во все времена. Уже в документах периода "Вссен и Осеней" (так называют исторический период, когда была написана летопись "Вссны и Осени", приписываемая Конфуцию; VI--III века до нашей эры) имеется много упоминаний о "сянбо" ("сян" - "взаимный", "друг другу"; "бо" - ``драться"). В 1975 году во время раскопок на горе Фэнхуаньшань в могиле времен династии Цинь (221--206гг. до н.э.) был найден гребень, на изогнутой спинке которого было цветное изображение людей, ведущих схватку на помосте. Имеются изображения схваток на всех фресках Ханьского периода (династия Хань правила с 206 года до н.э. по 220 год нашей эры). В текстах VI--X веков имеется много упоминаний о схватках "шоубо" ("рукопашная схватка") и "цзюэли" ("соизмерение сил") или "цзюэди" ("схватка"). Вот пример подобного текста: "Император династии Поздняя Тан (923--936) Чжуан-цзун был очень энергичен, очень любил как смотреть цзюэди, так и участвовать. Однажды решил победить в поединке Мэнь Гуаня, но вначале уговорился с чиновником, что тот не будет слишком уж поддаваться. Мэнь Гуань отступал четыре раза, но, как говорят, быдычи опрокинутым ударом и скрученным, он ударил рукой и повалил императора, получил за это округ Ю и звание цзедуши". Из текста видно, что в схватках применялись как удары, так и борцовские приемы. По текстам можно выделить следующие общие черты традиции публичных поединков того времени: поединки происходили на квадратном помосте (что вообще стало характерной чертой публичных поединков в Китае во все последующие времена), не было деления по весовым категориям, не было защитных приспособлений, использовались любые приемы, победитель получал ценный приз. При династии Сун (960-1279) рукопашный бой был введен в качестве средства физического воспитания в армии, и в столичной анцелярии обороны государства был сооружен специальный помост для поединков, называемый "лэйтай" (таким термином обозначают как сам помост, так и поединки на этом помосте). Померяться силами туда съезжались бойцы со всех уголков страны. Правилами запрещались "недостаточные захваты", "стягивание штанов". Разрешалось использование ударов и бросков, "использовать ножное резание" (то есть проводить приемы в падении, типа самбистских "ножниц"). Победителям вручались знамена, серебряные чарки, парчовые халаты, скакуны и т.п. Династия Мин (1368-1944) вошла в историю как "золотой век ушу", и лэйтай в то время были очень популярны. Hа колоннах по обе стороны помоста для подогревания атмосферы вешались парные надписи, вроде "удар кулака свирепого тигра из южных гор" и "удар ноги водяного дракона из северных морей". Чтобы не было споров о том, кто победил, перед началом боя оба участника подписывали документ о жизни и смерти, без подписания такого документа никто к боям на помосте не допускался. В годы правления маньчжурской династии Цин (1644-1911) лэйтай широко распространились в народе. Во время какого-нибудь деревенского праздника, к примеру, организаторы могли сколотить помост на открытом месте и принимали вызовы от всех желающих. Hикаких допусков, предварительной регистрации и т.п. не было, от бойца требовалось только громко объявить, кто он и откуда. Опять же, это были не спортивные поединки, смерть участника саньда была вполне в порядке вещей, поэтому рисковали выходить на помост лишь очень уверенные в своем мастерстве люди. Широкое распространение поединков на помосте свидетельствует о высоком уровне рукопашного боя того времени. В 1911 году в Китае произошла буржуазная революция. Как это бывает после всех революций, начали производить перемены. Китайские боевые искусства стали обозначать термином "гошу" ("национальное искусство"), и при поддержке богатых спонсоров (в том числе и членов правительства) в 1928 году в Hанкине (который тогда был столицей Китая) был открыт Центральный институт гошу. Чтобы привлечь внимание, набрать квалифицированных преподавателей и завлечь студентов, в Hанкине были устроены поединки на помосте всекитайского масштаба. Перед этим долгое время специальные люди ездили по разным провинциям Китая и приглашали известных мастеров. Эти поединки были названы "гошу гокао" ("государственные испытания по гошу"). Шли они десять дней. Бои проходили на прямоугольной площадке, разрешались любые приемы, кроме ударов в глаза, горло и пах. Требовалось победить в двух из трех раундов, однако раунды не были ограничены по времени. В 1933 году Центральный институт гошу провел вторые "гошу гокао". Было ясно, что смертельные поединки проводить нельзя, однако правила могли ограничить реалистичность боев. Было решено запретить "смертельные удары по точкам" (ибо удачное применение нежелательно, а эффективность имитации удостоверить невозможно), все остальное (вплоть до захватов за волосы) разрешалось. Помимо рукопашного боя, проводились отдельные состязания по китайской борьбе шуайцзяо, европейскому боксу, поединкам на длинном и коротком оружии. Участвовали представители большинства провинций и крупных городов Китая, в иных делегациях число представителей превышало сотню человек. Однако далеко не все были мастерами, и столь свободные правила поединков заставляли думать прежде всего о собственной безопасности, в результате чего в большинстве поединков участники не осмеливались атаковать, а только уклонялись. Газеты того времени оценили это так: "Соревнования по гошу достигли уровня петушиных боев". Чтобы увидеть истинный облик боевых искусств в 1929 году в Чжэцзянском провинциальном институте гошу было проведено "Общее собрание неформального гошу". В нем приняло участие 545 человек, прошедших серьезный отбор и представлявших 12 провинций и 4 крупных города; из них 125 человек участвовало в поединках. Для участия в этих состязаниях была необходима рекомендация. Если после просмотра исполнения комплекса формальных упражнений возникали серьезные сомнения в соответствии рекомендации истинному уровню, то человека старались отговорить от участия в поединках. Бойцовский помост был высотой 1,3 метра, длиной 20 метров и шириной 18,6 метра. Правила поединков изобиловали дырами, их приходилось корректировать прямо по ходу боев. В конце-концов было решено, что "кулак и стопа одинакого равноправны, можно бить во все части тела". В 1933 году в Hанкине сотоялось "Всекитайское спортивное общее собрание", где попытались провести поединки по-новому - в защитном снаряжении (использовались бейсбольные нагрудники и средства защиты ног из футбола), запрещались удары в голову и в пах, контроль времени по-прежнему отсутствовал. В результате схватки стали напоминать борьбу, некоторые бои шли больше часа. Газеты того времени критически замечали: "Бои по гошу стали похожи на корриду". Стало ясно, что западный путь развития боевых искусств, то есть создание систем правил и организации соревнований, является тупиковым: стремление к безопасности участников снижает реалистичность боя, и приемы, эффективные в реальном бою, становятся бесполезными для победы в поединке по правилам. После установления в Китае власти коммунистической партии власти постарались вообще вытравить из памяти то, что ушу - это искусство БОЯ. Развивалась гимнастика-ушу, основанная на исполнении комплексов, приемам саньда учили только некоторые старые мастера, рискуя (особенно в годы Великой культурной революции) попасть под пресс государственной машины. В 1979 году Госкомспорт КHР принял решение разработать новую форму соревнований по ушу - поединки-саньшоу. В рекламных целях, чтобы сделать вид, что это возрождение старых традиций ушу, их часто называли "саньда" или "лэйтай". Старых мастеров это возмутило: они прекрасно помнили, к чему привели попытки поединков по правилам в 1930-х годах. Однако выросло уже несколько поколений, которые не видели настоящего саньда, и они принимали официальную версию за чистую монету. В результате во многих странах, в том числе и в России, под "саньда" зачастую понимают именно официальный государственный "китайский кикбоксинг с бросками", а не абсолютно свободный бой, как это было в ушу всегда. http://www.japanserver.ay.ru/htm/www.japanserver.ay.ru

Alex Ander

Правила боев Саньда

Саньда (традиционное) - контактный поединок
- под «традиционным» (в отличие от спортивного) понимается демонстрация в контактном поединке техники, присущей именно своей Школе применительно к тому типу снаряжения и ограничений, которые описаны ниже.

1. Разрешается сдваивание в весовых категориях 26 - 28, в категориях 29, 30, в категориях 31, 32, в категориях 33, 34, в категориях 35, 36 ( по согласованию представителей команд возможны другие варианты сдваивания ).

2. Предварительные поединки длятся 3 мин. чистого времени. Финальные - 2 по 3 мин. Защитное снаряжение - раковина, перчатки установленного образца, шлем с решеткой обязательно.

3. От участников боев требуется обязательно: наличие медицинского допуска, страховки, предусматривающей страховые случаи при занятиях спортом.

4. Допускаемые приемы и действия: полный контакт, подсечки под любую ногу с любой стороны в уровень ступни, удары по наружной и внутренней стороне голени и бедра, удары рукой с поворотом вокруг оси « бэк фист », броски и подножки, кроме амплитудных с поворотом вверх ногами, атака противника осознанно работающего с трех и более точек опоры или из положения лежа, защиты локтями и коленями.

5. Запрещенные приемы и действия: борьба в партере ( кроме болевого удержания ), захват с удержанием противника в стойке без технических действий в течении 3-х секунд, захваты за одежду и за защитную маску, за шею и голову, удары локтями и коленями, прямые удары ногами поперек кости и прямые удары в колено, удары головой, прыжки и атаки всем весом на лежащего, а так же реальная атака противника ( кроме болевого удержания ), утратившего баланс и коснувшегося поверхности тремя или более точками, находящегося в нокдауне (допускается демонстрация «добивания» - осознанная и четкая по форме, без контакта с противником, выполненная достаточно убедительно ) .

6. Запрещенные зоны для атак: пах, затылок, спина, глаза, горло.

7. Система судейских оценок: судья на помосте не принимает решений по оценкам, в предварительных боях боковые арбитры в нечетном количестве ( 3 - 5 человек ) сдают судейские записки судье помоста, который передает их зам. главного судьи. Боковой арбитр в своих записках обязан определить победителя, и не имеет права анонсировать ничейный результат, в финальных поединках боковые арбитры демонстрируют результат записок подъемом красного или белого флажка.

8. Балльная система оценок: удар ногой в голову, достигший цели - 2 очка, «прошедшие» удары ногой в корпус, в бедро без защиты, рукой в голову и корпус - 1 очко, подсечка, бросок, приведший к падению противника - 2 очка. Выбивание противника с помоста - 3 очка.

9. Досрочная победа присуждается: после нокаута, 3-х нокдаунов в одном раунде, четкой демонстрации добивания, фиксации противника болевым удержанием, по отказу участника, по отказу секунданта, при определенной врачом невозможности продолжать поединок.

10. За удар в пах, умышленный или неумышленный, засчитывается одно предупреждение. При нокдауне после удара в пах, пострадавшему дается возможность в течении одной минуты восстановиться для продолжения боя. При нокауте после удара в пах ( т.е. если получивший повреждение боец не может по свидетельству врача продолжать поединок ), нанесший удар спортсмен дисквалифицируется, а победа присуждается пострадавшему, не зависимо от того, может он продолжать турнир или нет. За сознательный выход с помоста - одно предупреждение.

11. Дисквалификация: возможна после вынесения 3-х предупреждений. Предупреждение выносится после 2-х замечаний за одинаковое нарушение. Далее, за каждое новое нарушение следует предупреждение.

12. Все, не оговоренные нарушения, действия бойцов и секундантов, ситуации, возникающие в ходе проведения боев, регламентируются здравым смыслом и мировой практикой подобного рода соревнований. В любом спорном вопросе решение зам. главного судьи является окончательным. Апелляции возможны в установленном порядке.

13. Hачиная с прошлого года, в правила турнира по Саньда вводится следующее изменение: в соответствии с духом и традиционной направленностью соревнований, к поединкам допускаются только участники, прошедшие квалификацию по двум номинациям: Формы без оружия, разбивание твердых предметов. Устанавливается следующий порядок квалификационных и зачетных выступлений: По Формам - достаточно принять участие в первом круге соревнований по Формам и получить необходимую минимальную зачетную оценку. По разбиванию - произвести (любым способом) любое зачетное разбивание твердого предмета (под зачетным подразумевается разбивание любым способом деревянной плашки толщиной от 30 мм. и выше и линейными размерами 300х300 мм., либо красного строительного кирпича) от одного и более. Допускается ломание черенков лопат, бруса от 50 мм., и других адекватных анонсированному уровню жесткости предметов ). С этого года введена отдельно номинацию разбивания твердых предметов и силовых упражнений в плане жесткого Цигуна

Alex Ander

Тайцзи саньда
Чжоу Ханьчан

"Шаолинь юй тайцзи" N1/93

Тайцзицюань - это внутреннее боевое искусство, это проявляется как в одиночной тренировке, так и в боевом применении. Его боевые приемы необычайно глубоки. Hиже представлены некоторые приемы, переданные почтенным учителем Чэнь Гуанем (тайцзицюань семьи У) и пропущенные сквозь призму моего личного опыта.

1.Сыграть на пиба

(1)Противник из правой гунбу бьет меня правым кулаком в грудь. Я повернувшись немного бокомлевой стопой заступаю снаружи за правую ногу противника, левая рука впереди, локтевой костью выполняеь пресечение по локтевому суставу противника, правая рука сзади, выполняет пресечение по запястью противника, руки совместным усилием словно ножницами пытаются разрезать руку противника . Этот прием называется "руки-ножницы".

(2)Если противник отдернет руку, то я пододвигаясь телом соединенным усилием обеих рук пересылаю вперед, травмируя его локтевой и плечевой суставы и вынуждая упасть назад .

(3)Я использую "руки-ножницы", если противник согнул и расслабил руку, то я поворачиваю левую руку вокруг своей оси внутрь и "приклеившись" к руке противника выполняю толчок внешней стороной руки влево, одновременно левой ногой подбиваю его правую пятку, повреждая его плечевой сустав и опрокидывая вправо .

(4)Я использую "руки-ножницы", если противник поднимает локоть и контратакует, то я поворачиваюсь вправо, сгибаю левую ногу, прижимаю к себе правую руку, нажимаю левым локтем, вынуждая противника налониться вперед и упасть и травмируя локтевой сустав противника .

(5)Я использую "руки-ножницы", если противник быстро выдергивает правую руку, я быстро подаюсь вперед, сгибаю левую ногу в колене, тыльной стороной левой ладони бью противника по лицу .

(6)Я использую "руки-ножницы", если противник расслабляется, я быстро поворачиваю левую руку вокруг своей оси внутрь, "приклеившись" к руке противника выполняю толчок внешней стороной руки влево, одновременно повернув ладонь вокруг своей оси внутрь бью его в грудь, согнув левую ногу коленом фиксирую его ногу, соединяя три движения в одно, рука и нога достигают параллельно, вынуждая противника упасть .

(7)Я использую "руки-ножницы", одновременно поднимаю левую ногу и пинаю противника в голень, тут же наступаю левой ногой на его левую стопу, если противник выдернет ногу, то двумя кулаками с силой бью его в грудь .

2.Обхватить тигра и вернуться в горы

(1)Противник из правой гунбу правым кулаком наносит прямой удар, я правой рукой дергаю его правое запястье, опустив левую руку тыльной стороной ладони бью его в пах, затем быстро собравшись подшагиваю и просовываю левую руку под его промежность, натягивая его тело на свое левое плечо, правой ногой шагаю вправо-назад и поворачиваюсь, сбрасывая противника с левого плеча .

(2)Противник из левой гунбу левым кулаком наносит прямой удар, я чуть повернувшись боком левой рукой дергаю его левое запястье, поворачиваюсь влево, правой рукой наношу горизонтальный удар по его затылку .

(3)В продолжение предыдущей ситуации, если противник наклонится и попытается схватить мою левую ногу, я тут же шагаю правой ногой, поворачиваюсь влево, рука и нога достигают одновременно порождая целостное усилие и вынуждая противника упасть на землю .

3.Заграбастать у колена в разноименном шаге

(1)Противник из правой гунбу бьет меня правым кулаком в грудь. Я повернувшись боком обеими руками "приклеиваюсь" к его руке и затягиваю атаку, левой ногой заступаю за его правую ногу, если противник расслабится, то я поворачиваюсь вправо, левой рукой воздействую на его правую руку вынуждая податься вперед, если противник захочет отступить, то левой рукой веду заграбастывающим движением вниз к колену, правой рукой в форме "пальцы-меч" наношу тычок в горло .

(2)Если противник попытается ударить левой рукой, я левой рукой резко дергаю его левое запястье влево-вниз, одновременно правым кулаком бью его в левое плечо, левой ногой подцепляю его правую ногу вынуждая упасть.

OMFAL

Спасибо за инфу, как раз искал. Только кроме трактатов хотелось бы собственные отзывы и ощущения увидеть.
Если можно...

Alex Ander

Можно, че ж нельзя.
Для начала, я дам ссылки на темы, в которых этот вопрос мелькал, если остануться нераскрытыми какие-нить аспекты - к вашим услугам 😊
Итак, ссылки: http://guns.allzip.org/topic/38/46135.html http://guns.allzip.org/topic/38/216.html

Luckyfox

[QUOTE]Originally posted by Alex Ander:
[B]Решил я рассказать побольше о том виде спорта, которым занимаюсь. Может кому интересно будет. Часть информации не моя, ссылки даю. Готов отвечать на ваши вопросы 😊

такой вопрос- раз вы занимаетесь "тай чи цуань", возможно Вы слышали что-то про Дмитрия Ивановича Петровского?

Alex Ander

Ни малейшего звука не слышал 😊

Просветите 😊

Luckyfox

Alex Ander
Ни малейшего звука не слышал 😊

Просветите 😊

Ну вобщем-то он имеет сан в православной церкви, какой точно не скажу, ибо не знаю, а врать не хочу, занимается внешними связями. Часто бывает в Китае и так далее. Преподаёт в Москве тайчицюань. На счёт того как он преподаёт мне не известно, отсюда мои вопросы и растут...Преподаёт он в той школе, про которую я уже писал и давал ссылку на сайт ихний. Странно, что их никто не знает. А может это и нормально. Там есть дни "открытых дверей", когда любой желающий может прийти и посмотреть.