Немного про танк ИС.

Слоняра

Д-25: Альтернатив не было! М.Свирин.

В последнее время ведется активный спор так называемых теоретиков-любителей, считающих себя профессионалами и обожающих оценивать правильность тех или иных решений, принятых нашими предками. Очень часто раздаются гневные заявления, что "если бы такой-то принял решение не такое, а вот эдакое, то все было бы просто прекрасно и даже еще лучше. Какой дурак тот человек, что принимал именно такое решение, ведь даже полному идиоту ясно, что куда лучше было бы..." И очень часто достается в данном вопросе решению установить на танк ИС 122-мм пушку Д-25, имевшую раздельное заряжание, а не 100-мм с унитарным.
В очередной раз выскажу свое мнение, что практически все решения в истории оправдывались какими то подчас неведомыми нам причинами и потому считаю любое из принятых в то время решений верными, а потому не подлежащими обсуждениям, особенно 'доморощенных профессионалов', что лежат на диване, ковыряя козявки в носу. Попробую развернуть эту мысль на примере упомянутой Д-25.

Итак, 4 сентября 1943 г. вышло постановление ГОКО ? 4043сс, которое предписывало принять тяжелые танки ИС на вооружение Красной Армии и к серийному производству. И уже тогда их вооружение из 85-мм пушки Д-5Т, еще весной считавшееся верхом совершенства, резко стало недостаточно мощным. И были тому веские причины. Дело в том, что основное назначение тяжелых танков Советской армии состояло не только в уничтожении себе подобных, но в содействии прорыва особо укрепленных полос обороны противника. А в боевом комплекте 85-мм пушки в 1943 году были только выстрелы, большей частью заимствованные от зенитной артиллерии, то есть - с осколочной гранатой, осколочно-дистанционной (бризантной) гранатой, шрапнелью и бронебойно-трассирующим снарядом.
Бронебойно-трассирующий снаряд до лета 1943 г. позволял успешно бороться с немецкими танками, но летом 1943 г. на поле боя вышли "Тигр" и "Пантера", броню которых 85-мм пушка пробивала (обеспечивалось пробитие брони в 100 мм по нормали), но это было практически возможно только на дистанции 600-800 м и ближе. А на этих дистанциях броня танка ИС уже не обеспечивала ему защиты от бронебойных снарядов новых 75-мм и 88-мм немецких танковых и противотанковых пушек.
Отсутствие в боекомплекте выстрела с эффективной фугасной гранатой уменьшало его боевую ценность для прорыва подготовленных полос обороны противника, так как даже простой блиндаж в полтора-два наката противостоял 85-мм гранате.
Таким образом танк уже при рождении требовал нового более мощного вооружения.
Рассмотрим какие же танковые артсистемы большой мощности имелись в СССР в то время (в конце октября 1943 г.), чтобы их можно было адаптировать в башне нового тяжелого танка.
1. 106,7-мм пушка ЗИС-6 образца 1941 г. Производство ее было подготовлено в 1941 году на заводе 92. Пушка была довольно технологична, обладала освоенным промышленностью неплохим осколочно-фугасным снарядом. К числу недостатков ее можно отнести очень большие габариты казенной части, не позволявшие без переделки установить ее в башне танка ИС (и КВ), раздельное заряжание, замедлявшее скорострельность орудия, а главное, что боеприпасы для нее в 1943 г. уже не производились (велось только переснаряжение использованных гильз гранатами для орудий обр. 1940 г. и обр. 1910/30 гг.).
2. 121,9-мм (122-мм) гаубица У-11 образца 1941 г. Гаубица была разработана конструкторами Уралмашзавода (УЗТМ) В. Сидоренко и Н.Усенко в октябре-ноябре 1941 г. и прошла испытания в 1942-43 гг. как на полевом лафете, так и в башне танка КВ-9 и рубке СУ-122М. Однако к осени 1943 г. гаубица так и не была доведена. Постоянно вылезали какие-то конструктивные дефекты. Опять же раздельное заряжание гаубицы приводило также к малой скорострельности ее, а бороться при необходимости с вражескими танками можно было только кумулятивным (в терминах тех лет "бронепрожигающим") снарядом, еще отличавшимся в 1943 г. ненадежной работой. Кроме того, гаубица обладала очень малой дальностью прямого выстрела (менее 500 м), что затрудняло ведение из нее огня по подвижной точечной цели.
3. 121,9-мм (122-мм) гаубица Д-6 ОКБ завода ? 9 образца 1943 г. Дальнейшее развитие гаубицы У-11, с использованием установочных мест 85-мм пушки Д-5. Д-6 могла быть без переделок установлена в башню ИС-85. Но как танковое орудие она имела те же недостатки, что и У-11, к тому же постоянно ломалась на испытаниях.
4. 152,4-мм танковая гаубица С-41 образца 1943 г. Гаубица была разработана ЦАКБ для вооружения танка КВ-1С, превращая его в подобие КВ-2. Однако и этой гаубице были присущи все недостатки, что и рассмотренным ранее. Кроме того, в виду большего усилия, требующегося для "закусывания" ведущих поясков в нарезах, увеличилась вероятность разрыва казенной части орудия из-за недосыла гильзы и нарушения зарядного соотношения. И дополнительным тормозом для принятия этого орудия было наличие у него дульного тормоза.

Вот и все танковые артсистемы большого калибра, что имелись хотя бы в опытном экземпляре и допущенные до испытаний на тот момент.

Ни одно из имевшихся полевых орудий без значительной переделки (часто сравнимой с проектированием частей орудия заново) установить в танк было невозможно.

Однако к тому моменту уже существовала опытная "122-мм пушка Д-2 (А-19 облегченная)", удовлетворительно прошедшая первый этап заводских испытаний. Пушка отличалась от А-19 тем, что имела лафет гаубицы М-30 и, следовательно, значительно сниженный боевой вес, а также малую длину и силу отката. Пушка была рекомендована для принятия на вооружение, но отклонена комиссией НКО потому, что имела дульный тормоз, дававший при мощном заряде "большой демаскирующий эффект, превышающий таковой у всех известных артсистем" (в том числе гаубицы Д-1).
Поэтому когда Ж.Котин обратился в ОКБ-9 с просьбой рассмотреть возможность установки в башню танка ИС 122-мм пушку, он, что называется "попал по адресу". Конечно, 122-мм пушка имела раздельное заряжание, как и 106,7-мм ЗИС-6 и все гаубицы, но при этом ее выстрел был хорошо освоен промышленностью, фугасное действие не вызывало сомнений, дальность прямого выстрела была сопоставима с таковой у "Тигра" (если не больше). Играл в пользу этого орудия также тот факт, что оно было рекомендовано для принятия на вооружение и удовлетворительно без поломок прошло почти все полигонные испытания вместе со 152-мм гаубицей Д-1.
Для установки Д-2 в башню танка ИС ее не пришлось переконструировать и эскизный проект был выполнен в срок всего 10 дней (как значится в записке Ф.Петрова). Несмотря на то, что военные продолжали резко протестовать против принятия на вооружение танкового орудия с дульным тормозом, Нарком танковой промышленности В.Малышев поддержал такое решение и, заручившись поддержкой Д.Устинова, доложил И.Сталину о преимуществах быстрого принятия на вооружение 122-мм танковой пушки. Вождь счел его доводы разумными, и НКВ получил "добро" об изготовлении опытного образца 122-мм танковой пушки Д-2-5 (А-19 танковая) к 11 ноября 1943 г.
Последовавшее вскоре заседание ГКО окончательно решало судьбу вооружения танка ИС. Голоса присутствовавших разделились. Одни отстаивали только что предложенную пленумом Техуправления НКВ 100-мм пушку с баллистикой морского орудия Б-34 и унитарными боеприпасами, другие - мощную 122-мм корпусную пушку, которая сможет "одним ударом" выводить из строя не только танки, но и ДОТы.
И решение Сталина, выступившего на заседании на стороне 122-мм пушки, многие называют сегодня глупым и недальновидным.
Нет, дорогие критики, это решение было на тот момент как раз очень дальновидным. Давайте поставим себя на место Сталина. Он хорошо знал, что значит разработать принципиально новое орудие, прекрасно представлял (и отнюдь не теоретически) каких сил и средств это стоит. Так решите и вы для себя что лучше: 100-мм пушка пусть даже с унитаром и теоретически чуть более мощная для борьбы с танками, но только через несколько месяцев, когда будет освоен бронебойный снаряд (а фактически прошло больше полгода), или 122-мм пусть даже с дульным тормозом и раздельным заряжанием, но УЖЕ ГОТОВАЯ И УСПЕШНО ПРОШЕДШАЯ ПЕРВЫЙ ЭТАП ИСПЫТАНИЙ? А главное - 122-мм танковая пушка имела очень много общих узлов с серийной 85-мм Д-5 и отличалась от нее главным образом стволом и казенной частью - противооткатные механизмы отработаны, а именно с ними в орудиях такого калибра всегда были главные проблемы.
Да и не отверг Сталин 100-мм пушку. Более того, 27 декабря 1943 г. ГОКО принял постановление ? 4851 о разработке для вооружения тяжелого танка ИС и средних артсамоходов 100-мм орудия.
- Вот с этого места - поподробнее, - вскричит иной танкист-теоретик. - А па-чи-му этого не сделали?
Давайте разберемся и с этим.
Выполняя постановление ГОКО, к 20 февраля 1944 г. в СССР должны были быть готовы танк ИС и средняя САУ со 100-мм пушкой. Поскольку проект такой пушки делал ЦАКБ, то ориентировались именно на его продукцию. Это была пушка С-34. В ней проектировщики ЦАКБ, для удобства заряжания, предусмотрели новое размещение заряжающего - слева от орудия "под правую руку". Именно эта корректировка (добавлю от себя - довольно разумная на мой непросвещенный взгляд) явилась первым камнем преткновения, о который разбились нормальные отношения ЦАКБ с танкистами. Ведь танкисты должны были перепроектировать все боевое отделение танка и разработать к нему принципиально новую башню, потом изменить формы для литья, технологию сборки... И главное - их никто об этом заранее не предупреждал! А сделать все это было ой как непросто, ведь это означало СЕПШНО ПЕРЕСТРОИТЬ БРОНЕВОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Спорящие стороны принялись обвинять друг друга в невыполнении постановления в срок. Но даже не это стало главным фактором непринятия ИС-100 и СУ-100 на вооружение, а то, что в феврале 1944 г. ПУШКА С-34 НЕ ВЫДЕРЖАЛА ИСПЫТАНИЙ. Вышли из строя противооткатные устройства и говорить о начале ее серийного производства в то время было рано.
К концу февраля 1944 г. ОКБ ? 9 предложило свой вариант 100-мм танковой пушки Д-10. Она была спроектирована на базе конструкции Д-5 и Д-25, но в отличие от прототипов, пушка имела новые противооткатные механизмы, нуждавшиеся в отработке. Естественно, что производители танков и САУ, ЧКЗ и УЗТМ, больше склонялись к применению этого орудия, так как под него не требовалось принципиально переделывать боевое отделение.
3 марта 1944 г. начались испытания Д-10 в артсамоходе. Но программа испытаний выдержана не была и пушка вернулась в ОКБ для доработки конструкции. Еще несколько раз начинались и прерывались испытания Д-10, но только 2 июля программа испытаний завершились удовлетворительно, а 3 июля 1944 г. ГОКО постановлением ? 6131 принял пушку Д-10С на вооружение артсамохода СУ-100.
Эксперименты же с танковой 100-мм пушкой продолжались до конца июля и не завершились успехом. Завод ? 9 мог освоить 100-мм пушку Д-10 в серии к сентябрю 1944 г., причем все принятые заказчиком кондиционные орудия понемногу поступали на Уралмаш для установки в СУ-100, но самоходки появились на фронте только в конце года. Была одна особенность, сильно затормозившая появление 100-мм танковых пушек. В их боекомплекте НЕ БЫЛО бронебойного снаряда! А выпуск его был освоен только в ноябре 1944 г., когда и начали формирование первых частей со 100-мм артсистемами.

А теперь посмотрим, что давало такое перевооружение танку? Вернемся к теоретикам. Их доводы:
1. Унитарный выстрел, а значит - большая скорострельность.
2. Меньший калибр, а значит - больший боекомплект
3. Большая бронепробиваемость.

Разберемся с этим по-порядку.

Возразить что-либо на первый довод трудно, ибо действительно при стрельбе с места 100-мм пушка дает некоторые преимущества перед 122-мм. Но не следует забывать, что огонь из танков в то время производился в бою чаще всего с коротких остановок, то есть - заряжание велось в движении, а в данной ситуации во-первых, быстрая перезарядка таким тяжелым и длинным боеприпасом (выстрелом) практически невозможна, а во-вторых, раздельный выстрел (как два сравнительно коротких и менее тяжелых цилиндра) по заверениям испытателей даже был несколько удобнее при выборе типа снаряда в тесном боевом отделении. Так что в большинстве случаев практическая скорострельность ИС-122 (1,5-2,5 выстр/мин) несильно отличалась даже от практической скорострельности среднего Т-34-85 (3-4 выстр/мин). Но повторяю, унитарный выстрел - это довольно сильный аргумент.
Второй довод - насчет большего возимого боекомплекта не выдерживает проверкой практикой. Ведь преимущества раздельного заряжания в тесном боевом отделении танка в том и состоят, что снаряды можно хранить отдельно от гильз с зарядами и таким образом, в боевом отделении сложной формы танка ИС, можно было разместить их более рационально.
Собственно - так это и случилось, так как БК танка ИС-122 состоял из 28 выстрелов, а ИС-4 (Объект 245) со 100-мм пушкой Д-10 - 29 выстрелов. ЦАКБ правда, удалось путем долгой канители довести БК танка ИС-5 (Объект 248) до 36 выстрелов, но по заверению испытателей пользоваться шестью выстрелами, расположенными в передней части корпуса, в боевой обстановке не представлялось возможным. Так что и здесь выигрыш был очень условным.
Ну и насчет бронепробиваемости. Опять же, высказываясь за 100-мм орудие, "танкисты-теоретики" говорят о большей бронепробиваемости 100-мм пушки Д-10. Но говорят об этом, как об аксиоме, опираясь на данные, приведенные в руководстве на 100-мм пушку 50-х годов. Но в войну эти цифры были чуть-чуть иными.
Сравните, здесь приведены данные по бронепробиваемости по данным НКВ от 4 мая 1944 г:

100-мм пушка Д-10 122-мм пушка Д-25
вес наряда (кг) 15,6 25
нач скорость (м/с) 890 800
дальность 0 гр 30 гр 55 гр 0 гр 30 гр 55 гр
300 м 164 136 76 160 130 72
500 м 159 132 73 155 127 70
1000 м 149 122 68 144 117 65
1500 м 138 112 62 133 107 60
2000 м 127 103 57 122 98 55

Нетрудно видеть, что даже теоретический выигрыш 100-мм пушки в бронепробиваемости составляет в среднем 5 мм при прочих равных условиях и то на малых дистанциях. Причем я подчеркиваю слово "теоретический". Именно потому, что в 1944 г. выяснилось, что эти теоретические расчеты очень плохо стыкуются с практикой.

Ведь расчеты бронепробиваемости проверялись на вязкой отечественной броне преимущественно средней твердости и то по нормали, а с лета 1944 г. немцы применяли главным образом броню высокой твердости, которая стала где-то более хрупкой, а где-то более твердой и для ее пробития на первое место выступала уже не высокая начальная скорость, а большая масса снаряда. Это приводило например, к тому, что лобовая броня танка "Пантера" (наклоненная к горизонту на угол 55 град) стала пробиваться 122-мм снарядом с фантастических дистанций (например, с 2000-2500 м), а если снаряд и рикошетировал - в броне все равно оставались трещины и даже проломы.

И в заключение, дабы не оставаться голословным, приведу подборку из нескольких документов из моей коллекции, о 122-мм и 100-мм танковых пушках.

Совершенно секретно
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ТЕХСОВЕТА НКВ

тов САТЭЛЬ Э.А.

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

Как показали опытные стрельбы, по немецким танкам "Пантера", проведенные на Кубинском полигоне ГБТУ, испытавшиеся пушки, в порядке эффективности действия их снарядов по лобовой части танка "Пантера", располагаются в следующем порядке:

1. 122мм танковая пушка "Д-25" (завода ? 9) имеющая баллистику одинаковую с пушками: 122мм А-19, 122мм Д-2 завода ? 9 С-4 ЦАКБ, а именно: начальная скорость v=780-790 м/се при снаряде 25 кг.. Эта пушка пробивает лоб "Пантеры" уверенно на дистанции 2500 мтр., при чем это еще не предельная дистанция

2. 100мм танковая пушка Д-10, имеющая баллистику одинаковую с пушкой 100 мм БС-3, а именно: начальная скорость v=890-900 м/сек. при снаряде 15,6 кг

Эта пушка пробивает лоб "Пантеры" на дистанции до 1500 мтр., при чем это уже предел.

3. 88-мм германская пушка, с начальной скоростью 1000 м/сек при снаряде 10 кг., пробивает лоб "Пантеры" до дистанции только 650 метров.
Лобовая броня "Пантеры" имеет толщину 85мм и наклон к горизонту 35град. Следовательно, при стрельбе по танку "Пантере", на указанных дистанциях, в точке встречи с целью траектория снаряда наклонена к горизонту под углом мало отличающимся от нуля, и угол между осью снаряда и нормалью к броне (угол встречи) близок к 55 град.
Указанные результаты являются предварительными, поскольку при опытах были применены пушки разной изношенности: 100 мм Д-10 сделавшая 400 выстрелов, а 122мм Д-25 новая. Но полученная разница настолько значительная, что больших поправок в результатах ожидать трудно.
Принятый до настоящего времени сопоб оценки бронепробиваемости при углах встречи от 0 град до 30 град оказывается недостаточным в применениее к противотанковым пушкам.
Поэтому, по нашему мнению, необходимо вновь пеерсмотреть вопрос о наиболее выгодных, для борьбы с танками, калибрах пушек.
-2-
Если иметь в виду борьбу с танками "Пантера", то, как воочию показывают Кубинские опыты, 122мм пушка Д-25 (v=780-790 м/сек), g=25 кг.) оказывается более выгодной нежели 100-мм пушка Д-10 (v= 890-900 м/сек g=15,6 кг.).
Точно также следует рассматривать как более выгодную, 122-мм пушку на колесном лафете (А-19, Д-2 завода ? 9, С-4 ЦАКБ).
100 мм пушка БС-3 оказывается менее выгодной.

Как Вам известно, в настоящее время имеются достаточно отработанные два образца 122мм полевых пушек, облегченного по сравнению с А-19 веса, и с той же баллистикой, а именно:
1. 122 мм пушка С-4 конструкции ЦАКБ долженствующая поступить на полигонные испытания.
Пушка С-4 имеет очень много узлов общих с 100 мм пушкой БС-3 и производство ее могло бы быть налажено на той же базе, что и пушек БС-3.
Следовательно, по этой же пушке вопрос лишь в благоприятном исходе полигонных и, возможно, последующих войсковых испытаний.
2. 122мм пушка Д-2, конструкции завода ? 9, неоднократно выдержавшая полигонные испытания. Серия 4 штуки Д-2 готовится в ближайшее время к войсковым испытаниям. Полагаю, что необходимо срочно рассмотреть вопрос о возможной производственной базе для Д-2, на случай если С-4 не выдержит полагающихся испытаний.
Второй принципиальный вопрос вытекающий из Кубинских опытов - это вопрос о больших начальных скоростях, в частности о 85-мм пушках с начальной скоростью 100-1100 м/сек.
Опыт показывает сравнительно небольшую эффективность действия снаряда 88мм немецкой пушки, по немецкому же танку "Пантере".
Всетсе с тем известно, что такая 85-мм пушка получается, по весу и габаритам, примерно равноценной 100-мм пушке с начальной скоростью 900 м/сек.
Отработка 85мм пушек с v=1000-1100 м/сек. ведется и в ЦАКБ и на заводе ? 9, а между тем сравнительная ее эффективность действия по реальному немецкому танку становится сомнительной, тем более, что такую пушку мы не можем поставить в габариты танковой башни меньшие, чем требующая для установки 100 мм пушки Д-10 (или С-34).
-3-
По этому вопросу представляется, что если будет целесообразным, после окончания Кубинских опытов, и если окончательные результаты подтвердят имеющиеся на сегодня, - созвать специальное совещание и наметить на нем дальнейшие пути работ по пушкам с большими начальными скоростями.
Единственно несомненной на сегодняшний день является необходимость повышения начальных скоростей для зенитных пушек, в которых повышение начальной скорости резко увеличивает потолок и уменьшает полетное время.
Просим Ваших соответствующих указаний.
ЗАМ. НАЧАЛЬНИКА ТЕХОТДЕЛА НКВ
Генерал-майор Инж.Арт. Службы: /ТОЛОЧКОВ/
НАЧ. СЕКТОРА ОПЫТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ: /ВОЛОСАТОВ/

Слоняра

29 мая 1944 г.

Только: Командующим БТ и МВ армиями
Командующим танковыми армиями
Командующему БТ и МВ КА

УКАЗАНИЯ
ПО БОЕВОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТАНКОВЫХ ПОЛКОВ ИС-122 И САМОХОДНЫХ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ ПОЛКОВ ИСУ-152

Практика боевого применения тяжелых танковых и самоходных артполков показала, что танки ИС-122 и ИСУ-152 являются лучшим средством борьбы с тяжелыми танками противника ('Тигр', 'Пантера'), с его самоходными установками ('Фердинанд'), а также средством борьбы с артиллерией противника и уничтожения ДЗОТ и ДОТ.

Танковые полки ИС-122 и самоходные артиллерийские полки ИСУ-152 придаются для усиления преимущественно танковым, механизированным и в некоторых случаях стрелковым корпусам.

Боевое применение танковых полков ИС-122 и самоходных артиллерийских полков ИСУ-152 в составе танковых и механизированных соединений дает большой боевой эффект, что подтверждается боевыми действиями этих полков в составе 1-го Украинского фронта.

I. Примеры боевого использования танков ИС-122 и самоходных установок ИСУ-152

Противник, начиная с 14.4.44 г., неоднократно атакует части 135 сд и 53 гвардейской танковой Фастовской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого 2-й степени бригады с задачей прорваться из направления Городище, Купчиньце к его окруженной группировке в Тарнополе. [68]

В ночь на 16.4.44 г. на участок 53 гв. ТБр прибыл 11 ГТТП ИС-122: три роты полка заняли оборону на юго-западной и западной окраинах Почапиньце. Одна рота, приданная в подчинение командира 53 ГТБр, была расположена за боевыми порядками средних танков с задачей огнем с места поддержать действия средних танков.

В 10.30 16.4.44 г. противник силами до 25 танков и двух батальонов пехоты, а в 16.00 этого же дня силами до 40 танков атаковал наши части.

Ценой больших потерь противнику удалось потеснить боевые порядки 53 ГТБр.

Тяжелые танки (одна рота), находясь за боевыми порядками средних танков, открыли внезапный интенсивный огонь с места на дистанцию 1500-2000 м по танкам противника. В результате огневого налета сожжено 13 танков противника (из них три 'Тигра' и десять 'Пантер'). Особенно отличились в этом бою экипаж тяжелого танка гвардии лейтенанта тов. Вовк, который подбил 4 танка противника, из них один 'Тигр', и экипаж гвардии лейтенанта Тимохина, который подбил три танка противника и из них один 'Тигр'.

Атака противника была отбита, и остальные его танки отошли в исходное положение.

72 ГТТП, приданный для усиления 11 ГТК, получил задачу действовать из засад во втором эшелоне от 1.5 до 2 км от переднего края наших войск: он занял засады в районе хуторов сев. Герасимув.

В 11 часов 20.4.44 г. противник прорвал оборону наших войск на участке Подверьце, Живачув: тяжелые и средние танки продолжали продвижение на юго-восток. Наши танки ИС-122 с дистанции 1.5 км открыли огонь прямой наводкой. В результате огня в первый момент боя было подожжено 6 и подбито 3 танка противника, из них 6 'Тигров'.

На рассвете 21.4 танки заняли оборону на переднем крае, за обратными скатами высот, выдвигаясь на заранее подготовленные полузакрытые позиции. Танки прикрылись пехотой 40 ГТБр и штатными автоматчиками.

За два дня боев полк подбил и уничтожил 25 танков противника

399 гв. ТСАП прибыл в распоряжение командира 11 ГТК в Назвиска и к 7 часам занял ОП на участке 27 МСБр с задачей не допустить прорыва танков противника с направления Живачув на Назвиска, Герасимув.

В 12.00 20.4.44 г. после артподготовки танки противника в количестве 7 единиц перешли в атаку на боевые порядки 27 МСБр и стрелкового полка.

Батареи открыли огонь с дистанции 1400-1500 м.

С первых выстрелов загорелось несколько танков противника. Остальные, несмотря на огонь самоходных установок, неся потери, приближались к батареям, стараясь обойти фланги полка.

На левом фланге 10 танков противника вышли на фланг и стали обходить ОП батареи. Для ликвидации угрозы был 9 выдвинута резервная батарея, которая первыми выстрелами подбила три танка. Оставшиеся танки противника поспешили скрыться.

Полк в течение 7 часов вел напряженный бой по отражению атак танков и пехоты противника. В результате атака захлебнулась, противник был остановлен на рубеже шоссе Живачув - Назвиска.

Потери противника: 13 танков (6 сожженных и 7 подбитых) и до 100 солдат и офицеров.

Тяжелые танковые юлки и самоходные установки, действуя под прикрытием пехоты и средних танков, за четыре дня боев нанесли противнику значительный урон, подбив и уничтожив 85 танков противника. [69]

II. Боевое применение актовых полков ИС-122
и самоходных артиллерийских полков ИСУ-152

Проходимость, броневая защита, подвижность и постоянная готовность к открытию огня позволяют самоходным установкам сопровождать танковые и пехотные части и оказывать им постоянную и эффективную поддержку мощным огнем.

Танки ИС-122 и самоходные установки ИСУ-152 ведут огонь прямой наводкой на дистанцию до 2000 м. Наиболее действительный огонь достигается на дистанцию 1500 м и ближе.

Танки ведут огонь с остановок, с открытых, полузакрытых и по возможности укрытых огневых позиций. Танки и самоходные установки следуют за боевыми порядками средних танков или пехоты от одной позиции до другой, сочетая огонь и маневр, при этом не отрываются от боевых порядков. Отставание танков и СУ мешает их наблюдению за полем боя и знанию боевой обстановки, что приводит к несвоевременному открытию огня. При всех видах боя фланги тяжелых танковых подразделений и частей должны быть прикрыты средними танками или пехотой с артиллерией.

Кроме того, каждый тяжелый танк и СУ должны иметь непосредственное прикрытие из автоматчиков.

Умелое использование местности повышает эффективность оружия, уменьшает потери и облегчает внезапное огневое нападение на противника. Рельеф местности, верхний слой почвы и проходимость имеют значительное влияние на подвижность и бой тяжелых танков и СУ. Болота, широкие глубокие ручьи и речки, мокрые луга являются тяжело проходимыми препятствиями, поэтому особенно важно их своевременно разведать.

Разведка местности и поля боя должна начаться с момента получения боевого приказа и не должна прекращаться в течение всего боя. Задачами разведки местности является установление проходимости местности и дорог, наличие мостов и их грузоподъемность, установление возможности скрытого сближения с противником, выбор исходных позиций и укрытий. В период боя разведка должна главным образом обеспечить от внезапных атак танков противника и уточнить объекты и цели для огня танков и СУ.

Необходимо тщательное наблюдение за полем боя. В полку наблюдение ведут офицеры штаба с пунктов наблюдения и связи (ПНС), с НП командира соединения, которому придан полк. Командиры машин и командиры подразделений ведут наблюдение из боевых машин или вне машины, выходя (выползая) вперед. Результаты наблюдения с поля боя тотчас же должны передаваться командиру полка по радио или связным.

Связь командира полка с командирами рот (батарей) осуществляется по радио, связными и посредством ракет. Использование связи других родов войск (с кем взаимодействует) повышает надежность управления. В бою огневые команды, как правило, передаются открытым текстом, причем наименование подразделений и частей, фамилии и должности командиров обязательно кодируются. Первым долгом командира полка является постоянная связь с соединением, которому он придан. В процессе боя он должен находиться в боевых порядках полка, отсюда он может непосредственно управлять своими ротами (батареями), а в решающий момент личным примером быстрее воздействовать на свои боевые порядки. [70]

1. Марш

Командир полка и его штаб обеспечивают беспрепятственное приведение марша путем тщательной разведки маршрута и мест для расположения.

Скорость движения по хорошим дорогам 20 км в час, при средней скорости не ниже 15 км в час, по гористой местности 10 км в час. Погода и особенности дорог обусловливают значительные колебания в скорости. При марше по гористой местности, по вьющимся дорогам с крутыми поворотами, при спусках следует назначать более длительные сроки марша, так как остановки для технических осмотров должны назначаться через более короткие промежутки времени. Полк совершает марш поротно (побатарейно). Одна рота (батарея) следует за другой после определенного промежутка времени. При действиях в оперативной глубине и отсутствии соприкосновения с противником батареи должны быть готовы к отражению контратак противника.

2. Наступление

Танки ИС и самоходные установки ИСУ-152 обладают такой же проходимостью и способностью к маневрированию, как и средние танки. Поэтому они могут неотступно сопровождать танки и мотопехоту в наступлении. Командир соединения, которому придан полк, и командир танкового полка организуют бой на местности, определяют задачи и последовательность их выполнения, место полка в общем боевом порядке, единую систему ориентирования и порядок связи.

Полк, как правило, действует во втором эшелоне, за средними танками и пехотой в удалении 300-500 м. Его место - на направлении главного удара; фронт наступления - 1000-1500 м. Основными задачами для танков ИС и ИСУ является уничтожение танков, самоходных установок и отражение контратак противника.

При наступлении особенно благоприятна закрытая местность в соединении с неровным рельефом и хорошими возможностями для наблюдения. Местность с неровным рельефом избавляет танки ИС и ИСУ от опасности быть выведенными из строя средствами ближнего боя противника.

При прорыве сильной оборонительной полосы противника танки ИС и ИСУ могут действовать в первом эшелоне для уничтожения ДЗОТ, ДОТ.

Часть танков включается в состав штурмовых групп; в этом случае они придаются стрелковым полкам и распределяются по штурмовым батальонам. Танки, тщательно применяясь к местности, атакуют ДЗОТ и ДОТ в составе штурмовых групп, подавляя ДЗОТ огнем по амбразурам с дистанции 1500 м и ближе.

3. Оборона

Танковые подразделения и части ИС и ИСУ применяются как мощное средство противотанковой обороны и как подвижный противотанковый резерв; его место - на направлении вероятных атак танков противника. В обороне танки, как правило, располагаются с учетом взаимной огневой связи между собой и противотанковыми полевыми орудиями.

Танковый полк ИС-122 и самоходный артиллерийский полк ИСУ-152 занимают оборону в шахматном порядке по фронту до 2.5 км и в глубину до 2 км. При обороне выгодна открытая местность перед стволами орудий и возможность вести огонь из-за укрытий. [71]

В первой линии пехота, артиллерия и средние танки, за ними в 500-600 м две-три роты танков ИС и ИСУ и далее на 800-1000 м располагаются остальные танки полка как подвижный резерв.

Экипажи подготовляют две-три огневые позиции для каждого танка, одна из которых является основной. Намечаются скрытые пути подхода к ним. Все выбранные огневые позиции должны быть оборудованы, вырыты окопы, укрывающие корпус танка или СУ, и тщательно замаскированы. Для точной и эффективной стрельбы по танкам противника подготовляются данные для стрельбы и составляются огневые карточки.

Целесообразно танки держать в укрытии и с начала танковой атаки противника выдвигать на огневые позиции. Если не было времени для оборудования огневых позиций, выгодно, используя складки местности, выдвигать танки на огневые позиции так, чтобы видно было лишь часть башни. В том и другом случае устанавливается тщательное наблюдение за полем боя от каждого танка и СУ. Всегда следует считаться с возможностью появления танков противника; ИС и ИСУ должны быть при любой обстановке готовыми к отражению танков противника.

Целесообразно допускать танки противника как можно ближе.

Огонь ИС и ИСУ с дистанции 1500 м и ближе уничтожает любой тяжелый танк противника. Особенно благоприятно, когда к танкам противника можно подойти с борта.

При отражении атак противника одним из методов является действие танков 'по-парно': один ведет огонь по танкам противника, второй следит из-за укрытия за маневром танка противника и огнем обеспечивает действия первого танка.

Оправдал себя метод противотанковых засад. Танковые засады организуются на направлении вероятных атак противника, с задачей подпустить танки противника на близкую дистанцию и уничтожить их внезапным прицельным огнем.

В остальном руководствоваться уставом БТ и МВ КА, части I и II.

Применение танков ИС-122 и самоходных установок ИСУ-152 впереди боевых порядков средних танков и пехоты в качестве неподвижных орудий на переднем крае или в полосе обороны запрещается.

Командующий БТ и МВ
1-го Украинского фронта
генерал-лейтенант танковых войск
НОВИКОВ

Зам. командующего БТ и МВ
1-го Украинского фронта
генерал-майор танковых войск
ПЕТРОВ

*****

Слоняра

Тяжелый танк ИС-1


Тяжелый танк ИС-1 был разработан в конструкторском бюро Челябинского Кировского завода во второй половине 1942 года под руководством Ж. Я. Котина. За основу был взят КВ-13, на базе которого изготовили два опытных варианта новой тяжелой машины ИС-1 и ИС-2.
Их различие заключалось в вооружении: на ИС-1 стояла 76-мм пушка, на ИС-2 - 122-мм пушка-гаубица. Первые опытные образцы танков ИС имели пятикатковую ходовую часть, выполненную по типу ходовой части танка КВ-13, от которого также были заимствованы очертания корпуса и общая компоновка машины.
Первый вариант тяжелого танка ИС-1 с 85-мм пушкой Д-5Т (ИС-85 или "Объект 237") был разработан летом 1943 года на Челябинском Кировском заводе под руководством ведущего конструктора Н.Ф. Шашмурина. В связи с увеличением массы танка и для обеспечения дальнейшего повышения мощности вооружения пришлось усилить ходовую часть, добавив пару опорных катков, и установить более совершенный двигатель.
7 августа постановлением ГКО танк ИС-1 (или ИС-85) был принят на вооружение, и его серийное производство началось в конце октября.
При массе в 44 т, незначительно превосходившей массу танка КВ-1С, новая боевая машина имела более толстую броню. Башня, лобовая деталь, подбашенная часть корпуса и блок кормы выполнялись литыми. Установка малогабаритных планетарных механизмов поворота позволила уменьшить ширину корпуса ИС-1 на 18 см по сравнению с КВ-1С.
В начале 1944 года производство танка ИС-1 было прекращено.

Тяжелый танк ИС-1 имел классическую компоновку. Отделение управления располагалось в носовой части корпуса. В нем размещались сиденье механика-водителя, два топливных бака, приводы управления танком, контрольные приборы, два баллона со сжатым воздухом, центральный топливный кран, ручной топливный насос, кнопка электроспуска курсового пулемета и часть ЗИП. За сиденьем механика-водителя в днище имелся аварийный люк.
Боевое отделение располагалось за отделением управления и занимало среднюю часть корпуса танка. Здесь находились сиденья заряжающего, наводчика, командира танка, а также курсовой пулемет, основная часть боекомплекта, аккумуляторные батареи, обогреватели, ВКУ и часть ЗИП. По днищу боевого отделения проходили тяги приводов управления танком.
Над боевым отделением на двухрядной шариковой опоре устанавливалась башня, в которой размещались пушка и два пулемета, прицелы и приборы наблюдения, часть боекомплекта, радиостанция, механизмы поворота башни, вентилятор боевого отделения и часть ЗИП.
Моторное отделение шло за боевым через перегородку. В середине его на кронштейнах устанавливался двигатель. По обе стороны от него, по бортам, находились: справа - топливный, слева - масляный баки; над ними - масляные радиаторы, а в передней части моторного отделения, по бортам, - воздухоочистители "мультициклон".
Трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части танка. В нем размещались главный фрикцион, центробежный вентилятор, коробка передач, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. В перегородке между моторным и трансмиссионным отделениями, над вентилятором, устанавливались водяные радиаторы.
Корпус танка представлял собой жесткую броневую сварную коробку из литой и катаной брони. Литые детали корпуса - носовая часть и подбашенная коробка. Днище, борта, корма и крыша корпуса - катаные.
В верхнем лобовом листе был смонтирован смотровой люк-пробка механика-водителя. В передней части крыши корпуса имелись два перископических смотровых прибора, предназначавшихся для наблюдения за местностью при закрытом люке-пробке. Доступ в отделение управления был возможен только через люки башни.
В подбашенную коробку вваривался подбашенный пояс, к которому крепился нижний погон башни. Углубленное расположение этого пояса исключало возможность ее заклинивания.
К нижним вертикальным бортовым листам корпуса снаружи с обеих сторон приваривались шесть кронштейнов торсионных валов, шесть упоров для ограничения хода опорных катков, по три бонки для крепления поддерживающих катков и по две бонки для грязеочистителей, цапфа и стопор для монтажа натяжного механизма. В задней части корпуса крепился картер бортовой передачи.
Корма корпуса состояла из трех наклонных листов - верхнего, среднего и нижнего. При этом средний лист был выполнен откидным на петлях, верхний - съемным, а нижний приваривался к бортам и днищу корпуса.
В мае 1944 года носовая часть корпуса была изменена, при этом люк-пробку механика-водителя заменили смотровой щелью со стеклоблоком.
Башня - литая, обтекаемой формы. В ее лобовой части имелась амбразура, закрываемая подвижной бронировкой с тремя отверстиями для пушки, спаренного с ней пулемета и телескопического прицела. В задней части башни с левой стороны находился прилив, где крепилась шаровая установка кормового пулемета. По бортам башни имелись лючки для стрельбы из личного оружия, закрываемые броневыми заглушками.
В крышу была вварена командирская башенка с входным люком и шестью смотровыми щелями. Справа от командирской башенки имелся люк для посадки и высадки экипажа.
Башня приводилась во вращение электрическим поворотным механизмом или вручную. При работе электропривода максимальная скорость поворота башни достигала 2,4 об/мин.
На ИС-1 устанавливалась 85-мм пушка Д-5Т (или Д-5-Т85) с длиной ствола 48,8 калибра (по другим данным - 52 калибра). Масса пушки - 1530 кг. Предельная длина отката - 320 мм. Вертикальная наводка - в пределах от -5 до +25 град. Пушка имела клиновой затвор и полуавтоматику копирного типа. Противооткатные устройства пушки состояли из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника и располагались над стволом: с правой стороны - накатник, с левой - тормоз отката.
Выстрел из пушки производился электроспуском, кнопка которого находилась на рукоятке маховика подъемного механизма.
В танке устанавливались три 7,62-мм пулемета ДТ, из них два в башне и один курсовой - в корпусе. Один из пулеметов, размещенных в башне, был спарен с пушкой, другой - смонтирован в шаровой установке в кормовом листе. Курсовой пулемет жестко закреплялся параллельно оси танка в вваренном в корпус патрубке.
Для ведения стрельбы прямой наводкой из пушки Д-5Т и спаренного с ней пулемета применялись телескопический прицел ЮТ-15 и перископический прицел ПТ4-15. Для стрельбы по закрытым целям пушка оборудовалась боковым уровнем.
На кормовом пулемете предусматривалась установка снайперского оптического прицела типа ПУ.
Боекомплект ИС-1 состоял из 59 выстрелов (унитарные патроны 53-УО-365 с осколочной гранатой и 53-УБР-365 с бронебойно-трассирующим снарядом) и 2520 патронов к пулеметам.
Выстрелы укладывались в башне, в корпусе сзади передних топливных баков, в подбашенной коробке и в ящиках на днище боевого отделения.
На танке устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель В-2ИС (В-2-10) мощностью 520 л.с. при 2000 об/мин. Диаметр цилиндра 150 мм. Ход поршней левой группы 180 мм, правой - 186,7 мм. Цилиндры располагались V-образно под углом 60 град. Степень сжатия 14 - 15. Масса двигателя 1000 кг.
Топливо-дизельное, марки ДТ или газойль марки "Э" по ОСТ 8842. Общая емкость трех топливных баков 520 л. Еще 300 л перевозилось в трех наружных баках, не подключенных к системе питания. Подача топлива принудительная, с помощью двенадцатиплунжерного топливного насоса НК-1.
Система смазки - циркуляционная, под давлением. Циркуляция масла осуществлялась шестеренчатым трехсекционным масляным насосом (одна секция нагнетающая, две откачивающие). В бак системы смазки был встроен циркуляционный бачок, обеспечивавший быстрый прогрев масла и возможность пользоваться методом разжижения масла бензином.
Система охлаждения-жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Радиаторов-два, пластинчато-трубчатых, подковообразной формы, установленных над центробежным вентилятором. Для подогрева охлаждающей жидкости к системе подключались два бачка калорифера устройства термосифонного обогрева. Они подогревались керогазами. Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, на танке устанавливались два воздухоочистителя марки ВТ-5 типа "мультициклон". В головки воздухоочистителей были встроены форсунки и запальные свечи для подогрева всасываемого воздуха зимой.

Пуск двигателя осуществлялся инерционным стартером, имевшим ручной и электрический привод, или с помощью баллонов со сжатым воздухом.
Трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по ферродо), коробки передач, планетарных механизмов поворота и бортовых передач.
Коробка передач - четырехходовая, восьмискоростная, с демультипликатором. Механизмы поворота - двухступенчатые, планетарные, с блокировочными фрикционами, расположены на концах главного вала коробки передач. Бортовые передачи - двухступенчатые, с планетарным рядом. Соединение механизмов поворота с бортовыми передачами осуществлялось при помощи зубчатой муфты полужесткого соединения.
Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из шести сдвоенных литых опорных катков диаметром 550 мм. Подвеска - индивидуальная торсионная. Ведущие колеса заднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 14 зубьев каждый. Зацепление цевочное. Направляющие колеса - литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 86 одногребневых траков каждая. Траки штампованные, шириной 650 мм, шаг трака 162 мм.
Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 24 и 12 В. Источники: генератор ГТ-4563А мощностью 1 кВт, две аккумуляторные батареи 6-СТЭ-128 емкостью 128 А.ч каждая. Потребители: электромотор инерционного стартера СА-189 мощностью 0,88 кВт, электромотор поворота башни, радиостанция и ТПУ, электромотор вентилятора, контрольные приборы, лампы освещения шкал и перекрестий прицелов, приборы звуковой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, электроспуски пушки и пулеметов.
Все танки ИС оснащались приемопередающей симплексной телефонно-телеграфной радиостанцией ЮР или 10РК и внутренним переговорным устройством ТПУ-4-бисФ на четыре абонента.

Тяжелый танк ИС-1

Масса, т: 44
Экипаж, чел.: 4
Габаритные размеры, мм:
Длина 8560
Ширина 3070
Высота 2735
Клиренс 465
Вооружение: 85-мм пушка Д5-Т85; три 7,62-мм пулемета ДТ
Боекомплект: 59 выстрелов; 2520 патронов
Броневая защита, мм:
Лоб 60-100
Борт 90
Корма 60
Крыша 20
Днище 30
Башня 100
Двигатель: В-2-ИС, 12-цилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с.: 520
Скорость максимальная, км/ч: 37
Запас хода по шоссе, км: 240
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 1
ширина рва, м 2,5
глубина брода, м 1,3
подъем, град. 36

Слоняра

Тяжелый танк ИС-2

Почти одновременно с ИС-1 началось производство более мощно вооруженной модели ИС-2 ("Объект 240"). Только что созданная 122-мм танковая пушка Д-25Т конструкции Ф.Ф. Петрова (первоначально имевшая поршневой затвор) с начальной скоростью снаряда 781 м/с позволяла поражать все основные типы немецких танков на всех дистанциях боя. Бронебойный снаряд (24,9 кг) пробивал 145 мм брони с дистанции 500 м, кумулятивный (13,2 кг) - 200 мм брони. В опытном порядке на танке ИС устанавливались 85-мм пушка большой мощности с начальной скоростью снаряда 1050 м/с и 100-мм пушка С-34.
В октябре 1943 года под руководством Н. Ф. Шашмурина была осуществлена проработка варианта танка ИС с более мощной танковой пушкой Д-25 калибра 122мм. После успешного завершения государственных испытаний танк был отправлен на испытательный полигон под Москвой, где из его пушки с расстояния 1500 м произведен обстрел немецкого танка Рz. Крfv. V "Пантера". Первый же снаряд пробил лобовую броню "Пантеры" и, не утратив своей энергии, прошил все внутренности, ударил в кормовой лист корпуса, оторвал его и отбросил на несколько метров.
Под маркой ИС-2 в октябре 1943 года танк был принят в серийное производство, которое было развернуто в начале 1944 года.
В 1944 году ИС-2 был модернизирован. Новый образец имел наклонную лобовую часть корпуса, вместо смотрового люка механика- водителя - щель, закрытую стеклоблоком. На кронштейне, закрепленном на подвижном погоне командирской башенки, установили крупнокалиберный зенитный пулемет. В том же году, выпустив 107 машин, производство танка ИС-1 прекратили. С этого момента в производстве остался только ИС-2. Его ходовая часть состояла из шести опорных катков с внутренней амортизацией на борт, трех поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (цевочное зацепление) и направляющего колеса. Подвеска опорных катков - индивидуальная торсионная. В состав трансмиссии входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения, восьмискоростная коробка передач с демультипликатором, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи.
Вскоре на ИС-2 изменили прицельные приспособления (в частности был изъят перископический прицел ПТК-5) и расширили броневую маску пушки. С середины 1944 года ИС-2 начали выпускаться с наклонной лобовой частью корпуса без смотрового люка механика-водителя (так называемой "пробки"), но со щелью, закрытой стеклоблоком. Кроме того, был введен крупнокалиберный зенитный пулемет ДШК, который, впрочем, устанавливался не на всех танках. В таком виде ИС-2 принял участие в заключительных сражениях второй мировой войны. В середине 1945 года после выпуска 4392 танков его производство было прекращено.
Танки ИС-2 поступали на вооружение отдельных тяжелых танковых полков, которым уже при формировании присваивалось наименование "гвардейский". В начале 1945 года были сформированы несколько отдельных гвардейских тяжелых танковых бригад, включавших по три тяжелых танковых полка каждая.
Танки ИС-1 и ИС-2 - это танки победы. Именно на этих машинах вместе с прославленными Т-34 советские танкисты завершили Великую Отечественную войну. Вооружение танка ИС-2 позволяло ему поражать немецкие танки на расстоянии 2000 - 2500 метров. Впервые использованные в боях под Корсунь-Шевченковским, они победно дошли до Берлина. Командованием вермахта немецким танкистам было запрещено вступать в открытые поединки с танками ИС-2, а действовать против них предписывалось только из засад и укрытий.
Танк ИС-2 производился в двух основных модификациях условно называемых "выпуск 1943 года" и "выпуск 1944 года".

Тяжелый танк ИС-2

Масса, т: 46
Экипаж, чел.: 4
Габаритные размеры, мм:
Длина 9830
Ширина 3070
Высота 2730
Клиренс 420
Длина опорной поверхности, мм: 4300
Вооружение: 122-мм пушка Д-25Т образца 1943 года; три 7,62-мм пулемета ДТ; 12,7-мм пулемет ДШК(не на всех танках)
Боекомплект: 28 выстрелов; 2331х7,62-мм патронов; 300х12,7-мм патронов.
Броневая защита, мм:
Лоб 120
Борт 90
Корма 60
Крыша 20
Днище 30
Башня 90-160
Двигатель: В-2-ИС, 12-цилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с.: 520
Скорость максимальная, км/ч: 37
Запас хода по шоссе, км: 240
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 1
ширина рва, м 2,5
глубина брода, м 1,3
подъем, град. 36

Слоняра

Тяжелый танк ИС-3

Последним танком, созданным в период Великой Отечественной войны, стал тяжелый ИС-3 ("Кировец-1" "Объект 703"). Он был разработан в 1944 - 1945 годах на опытном заводе ? 100 в Челябинске под руководством ведущего конструктора М. Ф. Балжи. Серийное производство началось в мае 1945 года, в течение которого было выпущено 1170 боевых машин.
Корпус танка сваривался из катаных броневых листов. Лобовые листы корпуса устанавливались с двойным наклоном под большим углом к вертикали. Механик-водитель размещался впереди по оси машины. Над его сиденьем имелся люк с отодвигающейся в сторону крышкой, в которой устанавливался перископический смотровой прибор. Перед открыванием люка его необходимо было снимать. За его сиденьем механика-водителя, в днище, находился запасной люк, предназначенный для покидания танка в экстренных случаях. Башня - литая, приплюснутой сферической формы. В крыше башни имелся большой овальный люк, закрываемый двумя крышками. В правой крышке закреплялся смотровой прибор заряжающего МК-4, в левой располагался командирский люк наблюдения, закрытый круглой вращающейся крышкой, в которой находился смотровой прибор командира ТПК-1.
Ходовая часть ИС-3 состояла из шести опорных катков с внутренней амортизацией на борт, трех поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (цевочное зацепление) и направляющего колеса. Подвеска опорных катков - индивидуальная торсионная. В состав трансмиссии входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения, восьмискоростная коробка передач с демультипликатором, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи.
Механизм поворота башни - планетарный, с ручным и электрическим бесступенчатым приводами. Электропривод был оборудован системой командирского управления. Командир мог, удерживая цель в поле зрения своего смотрового прибора, нажать на кнопку, установленную на приборе, и повернуть башню в заданном направлении по кратчайшему пути. При совпадении линии визирования с осью канала ствола башня останавливалась.
122-мм пушка Д-25Т снабжалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Боевая скорострельность составляла 2-3 выстр /мин. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания, в том числе 18 с осколочно-фугасными снарядами и 10 с бронебойными. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет ДТ. На крыше башни, размещалась новая турельная установка 12,7-мм зенитного крупнокалиберного пулемета ДШК, которая позволяла вести огонь по самолетам как заряжающему, так и командиру.
В топливную систему танка входили четыре внутренних коробчатых металлических сварных бака общей емкостью 450 л, расположенных по два справа и слева от двигателя, как правая и левая группы. Четыре наружных цилиндрических бака, емкостью по 90 л. каждый крепились на наклонных листах корпуса по бортам кормовой части и были подключены к внутренним. Баки имели механические приспособления для сброса.
При разработке проекта танка ИС-3 были учтены выводы комиссии, которая исследовала во фронтовых условиях боевые повреждения, полученные танками в ходе Курской битвы. Обращало на себя внимание массовое поражение лобовых элементов корпуса и башни. Поэтому было принято решение проработать на базе танка ИС-2 новую конструкцию башни и корпуса для придания им обтекаемой формы и резко дифференцировать броневую защиту. По башне эту работу осуществлял конструктор Крученых, а по корпусу - конструктор Малинин. При этом следует отметить, что прототип танка ИС-3 имел прямой наклонный лобовой лист, как и средний танк Т-34.
В результате конструкторских работ наклон сваренных листов, особенно в передней части корпуса, был доведен до максимально возможного. Толстые 120-мм плиты лобовой брони располагались так, что образовывалась трехскатная, конусообразная, вытянутая вперед носовая часть, получившая название "щучий нос". Люк разместили в крыше над водителем, чего не было в танках ИС-1 и ИС-2. Отпала необходимость в сквозной смотровой щели в лобовой броне перед механиком-водителем - ее заменили перископические смотровые приборы. Новые конструктивные формы брони обеспечили лучшую противоснарядную защиту. За счет некоторого уменьшения клиренса и отсутствия командирской башенки общая высота танка уменьшилась на 0,3 м, по сравнению с ИС-2.
Однако при проектировании ИС-3 был допущен целый ряд конструктивных просчетов и ошибок. Поэтому уже в 1946 году была создана комиссия по анализу дефектов этого танка, к которым относились выход из строя двигателя, коробки передач, элементов бронекорпуса в районе моторно-трансмиссионного отделения и др. С учетом этих недостатков все танки ИС-3 были подвергнуты модернизации и переделкам по программе УКН (устранение конструктивных недостатков). Было усилено крепление двигателя, КПП, усилен подбашенный лист, усовершенствована конструкция главного фрикциона, улучшены уплотнения бортовы передач и опорных катков. Радиостанция 10-РК заменена на 10-РТ. Масса танка возросла до 48,8т. Несмотря на значительный объем переделок танки так и не были доведены до необходимого уровня эксплуатационных требований. В середине 1946 года танк сняли с производства.
Танки ИС-З, вопреки расхожему мнению, не применялись в боевых действиях второй мировой войны, но 7 сентября 1945 года один танковый полк, на вооружении которого состояли эти боевые машины, принял участие в параде частей Красной Армии в Берлине в честь победы над Японией, и ИС-3 произвел сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции.
В 1960 г танк подвергся дополнительной модернизации и стал именоваться ИС-ЗМ. По сравнению с ИС-3 он имел увеличенную жесткость корпуса, более совершенные агрегаты трансмиссии, узлы ходовой части, воздухоочиститель, улучшенный двигатель В-54К-ИС, радиостанцию Р-113 и зенитный пулемет ДШКМ. На танке дополнительно были установлены ночной ИК-прибор механика-водителя ТВН-2 и форсуночный подогреватель. Вес танка ИС-3М возрос до 49 тонн.

Тяжелый танк ИС-3

Масса, т: 45,8
Экипаж, чел.: 4
Габаритные размеры, мм:
Длина 9850
Ширина 3200
Высота 2440
Клиренс 435
Вооружение: 122-мм пушка Д-25Т образца 1943 года; 7,62-мм пулемет ДТ; 12,7-мм пулемет ДШК
Боекомплект: 28 выстрелов; 1000х7,62-мм патронов; 945х12,7-мм патронов.
Броневая защита, мм:
Лоб 120
Борт 90
Корма 60
Крыша 20
Днище 20
Башня 75-230
Двигатель: В-2-ИС, 12-цилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с.: 520
Скорость максимальная, км/ч: 40
Запас хода по шоссе, км: 190
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 1
ширина рва, м 2,5
глубина брода, м 1,1
подъем, град. 36

Слоняра

Тяжелый танк ИС-4

В 1944 году на базе тяжелого танка ИС-3 началась разработка тяжелого танка для завершающего этапа войны. Новый танк получил наименование "Объект 701".
В 1947 году "Объект 701" обозначение ИС-4 и был принят на вооружение Советской Армии. Серийно выпускался с 1947 по 1948 годы. Всего, за этот период, было изготовлено около 250 танков.
Танк имел сварной корпус повышенной прочности и литую башню с переменной толщиной брони.
Вооружение состояло из 122-мм пушки, спаренного с ней 12,7-мм пулемета и зенитного 12,7-мм пулемета, закрепленного на турели люка заряжающего.
Трансмиссия - планетарная, с оригинальным механизмом поворота и мультипликаторами. Подвеска - индивидуальная, торсионная.
В ходе эксплуатации выяснилось, что масса танка превышала грузоподъемность большинства мостов и транспортных средств. Кроме того, выявилась недостаточная надежность отдельных узлов трансмиссии.


Тяжелый танк ИС-4

Масса, т: 60
Экипаж, чел.: 4
Габаритные размеры, мм:
Длина 9790
Ширина 3260
Высота 2480
Вооружение: 122-мм пушка Д-25Т; 2х12,7-мм пулемет ДШКМ
Боекомплект: 30 выстрелов, 1000 патронов.
Броневая защита, мм:
Лоб корпуса 160
Лоб башни 250
Двигатель: 12-цилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с.: 750
Скорость максимальная, км/ч: 43
Запас хода по шоссе, км: 320
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 1
ширина рва, м 2,5
глубина брода, м 1,5
подъем, град. 36

Metanol

ИС-7 вот полный рулез на то время

Varnas

3. 88-мм германская пушка, с начальной скоростью 1000 м/сек при снаряде 10 кг., пробивает лоб "Пантеры" до дистанции только 650 метров.
++++++++++++++++
Сомнительно - на такой дистанции даже калиберный снаряд будет имет бронепробиваемость 180-200 мм. Так что пантеру будет пробивать с дистанций по крайней мере в 2 раза больше.
да и насчет фугасново действия 122 мм снаряда - указывалось что он 1,39 раза мощнее 88 мм....

tramp

http://forums.airbase.ru/index.php?topic=36455.0;all
Здесь интересные данные приводятся, что 8-8 в реальности не всегда соответствовала таблице.

Varnas

В реальности все пушки иногда несоответствовали таблицам 😊

tramp

Ну так поэтому янки все и держаться за свой 11,43мм - пара парой, но лишние граммы не помешают.

Varnas

На цвет и вкус - товарищей нет...

tramp

Ваше слово, товарищ Маузер

extractor

Про ИС-3 ( С картинками) http://guns.allzip.org/topic/36/134095.html

DR

То Varnas
В большинстве таблиц приводится пробитие брони по нормали, т.е. под углом 90 к бронеплите. В случае наклона результаты могут быть немного иные.
Где то на armor.kiev.ua или на баттфилде была статья по сравнение танковых орудий. В ней была ссылка на то, что понятие "пробитие брони" в Германии и СССР немного различались.
Очевидно отсюда и результаты.
Если быстро найду то дам полную ссылку.

Varnas

насчет хрупкости брони в последних германских танках. В инете есть статья гдегде утверждаетса что вывод о хрупкости брони был сделан после расстрелла большим количеством снарядоа танка типа Пантера (или тигра точно непомню). Утверждалось что данный вывод сделан изза трещин соединиших несколько попаданий. То есть броня небыла так хркпка как утверждаетса. Неужели и теперь нет данных (из немецких заводов) как изменялся состав брони во время войны?

Слоняра

'Качество брони танка 'Тигр Б' по сравнению с качеством брони танков 'Тигр H', 'Пантера' и СУ 'Фердинанд' резко ухудшилось. В броне танка 'Тигр Б' от первых одиночных попаданий образовываются трещины и отколы. От групп снарядных попаданий (3-4) в броне образуются отколы и проломы большой величины.'.

А данных с немецких заводов я не видел.

DR

Там же, кажется на баттлфилде, есть сноска на то, что первоначально бронебойный снаряд к 122-мм мог и не брать броню пантеры. По этому случаю был дан приказ на разработку более "тупоконечного" снаряда, но благодаря недостатку присадок немецкаяброня стала менее вязкой и тут... http://www.battlefield.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=289&Itemid=123&lang=ru
вот ссылка на сравенение действия 122мм и 100 мм по пантере http://www.battlefield.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=
а вот и обещаная ссылка по бронепробиваемости

Слоняра

'Качество брони танка 'Тигр Б' по сравнению с качеством брони танков 'Тигр H', 'Пантера' и СУ 'Фердинанд' резко ухудшилось. В броне танка 'Тигр Б' от первых одиночных попаданий образовываются трещины и отколы. От групп снарядных попаданий (3-4) в броне образуются отколы и проломы большой величины.'

А броня действительно была хуже, особенно после потери Никопольского никеля

Student

Это верно. С никелем беда у них была, Никополь забрали, Петсамо-Киркенесское месторождение было, но вывоз сырья отттуда блокировали весьма успешно. Броня стала хрупкой и порой даже сорокапятки ее "кололи" по сварным швам. Причем в местах, которые были ее снарядом неробиваемы априори.

С уважением, Студент

Varnas

А пытались заменить никель чем нидуть еще. Например японцы использовали медь. Правда с медью у немцов и так проблемы были.

Слоняра

По моему Шпеер в своих мемуарах писал о том, как Гитлер держался за никель и о недостатке легирующих материалов вообще и о том, что это привело к снижению качества танковой брони в 1944 . По моему так, давно уже читал.

Varnas

Я читал что вольфрам в стали пытались заменить ураном. Но вот про замену никеля ничево незнаю, но странно было б если даже непытались.

jab


У Шпеера половина мемуаров этому
посвящена. И в первую очередь -
недостатку хрома, никеля и марганца. И как ни странно - каучука. :-) Там пишется что на Кригсмарине грохнули столько легированной брони, ( а потом утопили ) что хватило бы на десяток тысяч Кёниг Тигров.

Слоняра

А чего странного? Каучука и нам не хватало. Полностью синтетическую резину сделать не получалось. Не хватало его - вот и пошли катки танков без обрезинки или с внутренней амортизацией. Легирующие материалы- у нас снаряд и мина в большинстве статистого чугуна у немцев только стальные.

'Проведенное англичанами тестирование 'четверки' Aufs G по методу Бринелля дало следующие результаты:
передняя броневая плита в наклонной плоскости (наклонная поверхность)-460-490 НВ
передняя вертикальная плита (наружная поверхность)-500-520 НВ
передняя вертикальная плита (внутренняя поверхность)- 250-260 HB
лоб башни (наружная поверхность)- 490-520 НВ
борта корпуса (наружная поверхность)-500-520 НВ
борта корпуса (внутренняя поверхность)-270-280 НВ
борта башни (наружная поверхность)- 340-360 НВ'

Aufs G выпускалась с мая 1942г по апрель 1943г.

В тоже время :
'В одном из советских раппортов определялась твердость лобовой брони примерно 262 HB'

Тестирование англичанами 'Пантеры' Aufs G( апрель 1944-1945гг выпуска) :
'Катанные броневые листы довольно хрупки, что делает менее защищенные участки танка особо уязвимыми'

'Германская бронетехника в годы Второй мировой войны' Д.Форти.

jab

Слоняра
[B]А чего странного? Каучука и нам не хватало. Полностью синтетическую резину сделать не получалось. Не хватало его - вот и пошли катки танков без обрезинки или с внутренней амортизацией. Легирующие материалы- у нас снаряд и мина в большинстве статистого чугуна у немцев только стальные.

Нам его везли по ленд-лизу, а немцы возили подлодками
из южной америки вместе с хромом и марганцем.

Слоняра

Ленд-лиз конечно, но в 1942г у Т-34 были катки трех типов с обрезинкой, с внутренней амортизацией и без всего (самые редкие).

Помимо этого немцы могли выводить стратегические металлы из оборота в оккупированных странах. Снимать медь, алюминий и прочее:
В начале войны по немецким источникам захвачено на парковом хранении от 300 до 500 БТ различных модификаций, от 900 до 1100 Т-26 около 40 Т-28, 45 - Т34 и КВ.
Плюс этак тысяч около 20 танков подбитых. Представить сколько это броневой стали.
Впрочем в инете есть и книга 'Торговля с врагом', автора не помню. О том как американские компании помогали Гитлеру во время войны.

jab


:-) Из этих тысяч БТ-2/5/7 и Т-26 в
пересчете броневой массы на Тигры получается очень немного.
Да и броню у них даже сравнивать с Крупповской нельзя. Легирование очень слабое тогда было. Это вообще предыдущее поколение танков. А в те 20 тысяч входят еще и МС-1 :-)

А странным я назвал другое - почему Шпееру не удалось массово переоборудовать подлодки для транспортных нужд. Дениц не дал ?

tramp

Не только Дениц, это ведь проект нужен, а для проекта - основания, которых не было вначале, а потом и ресурсов не было на такие художества.

Слоняра

Для немцев целое состояние 😊 Тех 'Тигров' около 1300 выпустили.

jab


Ну вот и пересчитайте в Тигры - Тирпица, Бисмарка, Гнейзенау, Шарнхорста, Шеера, Шпее и Лютцова, а так же Хиппера, Ойгена, Нюрнберга. :-)

А в Пантерах-то оно и побольше будет. :-)

Слоняра

А зачем мне этим заниматьcя? 😊

wired

Картинки про ИС-2М.

Общий план: http://anonsist.narod.ru/content/bronja.html
122-мм пушка Д-25Т, дульный тормоз, все дела.

Спереду: http://anonsist.narod.ru/content/t061.html
Хорошо видно, что лобовая деталь литая. На башне и маске пушки видны крюки, за которые их таскали при сборке.

Сзаду: http://anonsist.narod.ru/content/t059.html
Все, как написано - средний кормовой лист откидной, верхний - съемный. Сзади на башне виден этот самый прилив для кормового пулемета, самого пулемета, разумеется, нет.

Еще раз спереду: http://anonsist.narod.ru/content/t062.html
Смотровая щель механика-водителя заварена.

Если я не путаю, то ИС-2М состоял на вооружении нашей армии до 1995 года, то есть был снят с вооружения на два года позже, чем Т-10.

Tubo

ИС-2М сняли с вооружения раньше 1965 г. или 1967 г. - по краней мере мне попадались такие даты, а вот ИС-3М пройдя 2 этапа модернизации сняли вместе с Т-10.