Почему у торпед такая антиаэродинамическая форма?

Caboverde
Идеальная торпеда должна выглядеть как боеголовка. Как ракето-торпеда "Шквал". Конус и всё. Или как снаряд ЕРФБ на худой конец. Смотрю я на сегодняшние торпеды и виду вообще плоскую головную часть. Как у пули от Нагана 7.62мм 1895 года. В чём фишка и почему так? Конструкторы не знают гидродинамику?
4V4N
Для каждой скорости и способа её достижения-своя форма.
Eskoff
[QUOTE][B]Смотрю я на сегодняшние торпеды и виду вообще плоскую головную часть.[/B][/QUOTE]
Про это?

4V4N
Тут уже головки правят бал.
АВАКСы и А-50тые тоже не с добра с грибами летают.
Eskoff
Тут уже головки правят бал.
Я про то же.
Плоская "макушка" может быль для создания пузыря, на больших скоростях, а может, как здесь, для излучателей/приемников.
4V4N
Что касается гидродинамики.
Идеальная торпеда для скоростей 80-120 кмч должна быть раза в два с половиной короче и переменного сечения.
Но всем хочется проплыть подальше. На одном вдохе.
ЯРЛ
Гидродинамический профиль это крутим дугу окружности.

Вот бульба киля парусной яхты, идеальная форма, минимальное лобовое сопротивление. Но к этому шли очень долго. Хотя шпора подвесного мотора и стойка выше редуктора и ниже антикавитационной плиты - двояковыпуклая линза.
Eskoff

Вот бульба киля парусной яхты, идеальная форма, минимальное лобовое сопротивление.
Это компромисс. Под косое обтекание.
ЯРЛ
Великодушно извиняюсь, но в названии темы ошибка. В воде должна быть гидродинамическая форма, а в воздухе аэродинамическая форма.
Под косое обтекание.
В свое время бульбы на килях тоже были "лобастые".
Eskoff
Великодушно извиняюсь, но в названии темы ошибка. В воде должна быть гидродинамическая форма, а в воздухе аэродинамическая форма.
До сжимаемости в воздухе и до кавитации в жидкости - одинаково.
В свое время бульбы на килях тоже были "лобастые".
При осевом обтекании это очень хорошо. Сопротивление минимум.
Но киль (и бульб) всегда идет с неким углом атаки - иначе не будет противодействовать дрейфу. Появляется "подъемная" гидродинамическая сила и соответствующая ей сила сопротивления.
На бульбе ни подъемная сила (большой рычаг) ни сопротивление (низкое качество) не нужно.


Картинка из "другой оперы", но хорошо показывает увеличение сопротивления.

ЯРЛ
Я яхтсмен. И все яхтсмены верят в "волшебный" фальшкиль. Поэтому их очень много типов. Бульба это понятно, а вот пилон всех форм. Была мода на профиля NACA, Эплер, Геттинген. А оказалась самая-самая это двояковыпуклая линза в носик которой ВПИСАНА парабола. Причём об этом писал ещё Чеслов-Мархай в средине 60-х. Всё возвращается. Я в конце 80-х сделал 30% по миделю один из NACA, подъёмная сила отличная, но лобовое сопротивление слишком сильное. Теперь мидель сдвигают на 40-46%, но NACA сильно лобастое, Эплер лучше.
С уважением.
ЯРЛ
А второе. Пилоны пытаются делать узкие. Борются со "смоченной " поверхностью, хотя "длина бежит". Но о Фруде у нас в яхтинге не знают, а я сторонник килей с большой боковой поверхностью, но тонких. Волновое сопротивление в приоритете над трением.
До сжимаемости в воздухе и до кавитации в жидкости - одинаково.
Вода от воздуха отличается не только плотностью. Но и вязкостью, прилипаемостью и чем то ещё, забыл.
Eskoff
Вода от воздуха отличается не только плотностью. Но и вязкостью, прилипаемостью и чем то ещё, забыл.
Если подобие соблюдается то все то же.
График Никурадзе одинаков что для самолетных крыльев, что для воды в трубе.
https://poznayka.org/baza1/83355262412.files/image073.jpg
Я яхтсмен. И все яхтсмены верят в "волшебный" фальшкиль.
О да! Известная ситуация. Когда реальная физика плюс некий маркетинг плюс субъективизм.
В 90-е делал несколько килей для надувных катамаранов, ну и немного влазил в эту тему. Только одним пальцем)))
А оказалась самая-самая это двояковыпуклая линза в носик которой ВПИСАНА парабола. Причём об этом писал ещё Чеслов-Мархай в средине 60-х. Всё возвращается.
Это почти ламинарный или ламинаризованный профиль, со своими плюсами и минусами.
Здесь (в смысле в яхтинге) оптимизация сложнее чем в авиации, поскольку и верх(паруса) и низ (кили) работают, и влияют друг на друга. Четыре параметра переменных а на выходе одна скорость.
ЯРЛ
Это почти ламинарный или ламинаризованный профиль, со своими плюсами и минусами.
Минус это только если такой профиль толще 10%. Лучше 8%, а 5% ещё лучше.
поскольку и верх(паруса) и низ (кили) работают, и влияют друг на друга
Это влияние несколько преувеличено. На острых курсах тяга паруса вперёд-вбок и от этого дрейф и косое обтекание. Но появляется волна в скулу и качка, и всё обтекание киля летит к Чертям!
Когда реальная физика плюс некий маркетинг плюс субъективизм.
Мода на длинные кили. С удлинением 1.2-2. Бред-с! До сих пор классический яхты с "длинными" килями ходят очень остро!
4V4N
Форма близкая идеалу у подводных лодок. Особенно атомных. Ежели отбросить лишнее -рубку, ракетные обводы и т.п.

Но это для скоростей до сорока узлов. Где-то.

Eskoff

Минус это только если такой профиль толще 10%. Лучше 8%, а 5% ещё лучше.
Тонкие профили особенно с малым радиусом по передней кромке уходят в срыв "от воробьиного чиха")))
А на каких углах они работают? В реальной жизни?
Это же связано с корпусом и увеличением его сопротивления при косом обтекании. И еще где то там есть руль, со своим вкладом.
То есть, если по пункта:
- было прямолинейное движение и какое то минимальное сопротивление корпуса плюс киль плюс руль.
- появилась боковая сила на парусе и появился дрейф
- из за дрейфа на киле (и руле) появился скос потока - угол атаки - появилась подъемная сила, противодействующая дрейфу.
- из за подъемной силы появилось индуктивное сопротивление на киле (и руле)
- на киле (и руле) желательно иметь максимальное качество, а оно у большинства профилей достигается на углах в 5-10 градусов
- но если поставить киль под такой угол, то какой угол обтекания будет у корпуса?
- как поменяется сопротивление корпуса при этом?
ЯРЛ
Так и подлодки на торпеду похожи, сильно лобастые.
Eskoff
Форма близкая идеалу у подводных лодок.
Немного влияет прочность и технология. Прочный корпус, как правило, цилиндрический. Лёгкий корпус может иметь форму близкую к идеальной капле, но чрезмерно отодвигаться от прочного и прилегать к нему вплотную не всегда получается.
4V4N
Насчёт киля.

В 1983м австралийцы наколдовали и выиграли Кубок Америки немало длагодаря оному.

Пришлось пиндосам гвозди выдёргивать. 😛

ЯРЛ
Да киль у Австралии был для того времени оригинальным. Но потом от этой формы отказались из-за сильного лобового сопротивления. Да и вообще гонки на Кубок Америки это не показатель для парусных яхт. Гонки весьма специфические и не типичные.

Сегодня поняли, что длинный скег от киля до руля на Виктори 83, Либерти и Корейджесе не нужны и только мешают обтеканию корпуса и тормозят.

Eskoff

Сегодня поняли, что длинный скег от киля до руля на Виктори 83, Либерти и Корейджесе не нужны и только мешают обтеканию корпуса и тормозят.

Если посмотреть на самолет или планер сверху/снизу, мысленно отделив половинку вдоль оси, то увидим ту же картинку. Никакого скега))) Причем, с самого начала 20 века лишних поверхностей не делают.
ЯРЛ
Этот скег наследие длинного киля классической яхты. Считали, что он будет при дрейфе - боковом смещении упираться рогом в воду и дрейфа будет меньше.
Как у Вас в авиации дрейф называется? Боковое скольжение? Снос?
Eskoff
Как у Вас в авиации дрейф называется? Боковое скольжение? Снос?
Нее)))
Для планирующего ЛА это снижение (вертикальная скорость). А соотношение скоростей (так, которая вперед к той, что вниз) - качество. Оно от 1-2,5 у парашютов, до 50 у планера.
Спейс шаттл и Буран - 4-5 на дозвуке. А киль яхты изрядно похож на крыло этих аппаратов)))

Скольжение - это если бы яхта выходила и выходила из воды, но вода бы при этом не заканчивалась поверхностью..)))
Снос - это течение для яхты.

ЯРЛ
Нет, я имею ввиду в бок если самолет смещается. Или такого в авиации нет? Ну снос при боковом ветре?
А киль яхты изрядно похож на крыло этих аппаратов
Это так думают и это большая ошибка. Удлинение киля 1.5-2 длины к ширине это мизер! Вообще копирование аэродинамических поверхностей для киля это не удачно. Сечения должны быть гидродинамические.!
Кстати в США лет эдак 20 тому мужик сделала киль "алмазная грань", умер, а его жена жилится на патент, видно хочет досыта хлеба поесть и со своим мылом помыться в бане, и профиль забыли. Что за профиль.
Сейчас попытаюсь. Ромб, не толще 10%. Мидель на 75% длины от передней кромки. Передняя острая!
А вот пишут, что вода плотнее воздуха больше чем в 800 раз. А как пересчитать скорость 12км/час в воде на пропорциональную скорость в воздухе?
О нашёл, номер 8.
ЯРЛ
Я правда многого не понял, но у яхтсменов закон Бернули это авторитет!

https://proza.ru/2019/01/24/396
А Вам как? Бред? Не бред?
NASA измученная укорами Власти США, что на Луну летали, а яхту спроектировать не можете, лет 15 назад ответила, что гидродинамика тихоходных судов ещё не достаточно изучена! И вспомнили яхту "Звёздник" (Стар) обр. 1911 года, а почему она так классно ходит - непонятно!

Eskoff
Это так думают и это большая ошибка. Удлинение киля 1.5-2 длины к ширине это мизер! Вообще копирование аэродинамических поверхностей для киля это не удачно.
Ошибаются, но в другом. Яхта - это самолет в пике - от вертикального (90 градусов) до очень пологого, аж в 45 градусов)))
И если через призму этого применить авиационные наработки - то все неожиданно встает на свои места.
А вот пишут, что вода плотнее воздуха больше чем в 800 раз. А как пересчитать скорость 12км/час в воде не пропорциональную скорость в воздухе?
Через формулу аэродинамической или гидродинамической силы. коэфф силы - Сх или Су на скоростной напор и на характерную площадь. В скоростном напоре плотность - простой сомножитель. Потому при одной скорости в воздухе и в воде (12 км/ч) площадь должна отличатся в 800 раз для одной и той же силы.
Сейчас попытаюсь. Ромб, не толще 10%. Мидель на 75% длины от передней кромки. Передняя острая!
Кавитирующий или суперкавитирующий профиль. В применимости к гидродинамике. А зачем? Что получить полезного?
А Вам как? Бред? Не бред?
Я стал ленивым, что бы разбирать такие опусы. Если коротко - 50 на 50.
NASA измученная укорами Власти сШа ,что на Луну летали ,а яхту спроектировать не можете, лет 15 назад ответила, что гидродинамика тихоходных судов ещё не достаточно изучена! И вспомнили яхту "Звёздник" (Стар) обр. 1911 года, а почему она так классно ходит - непонятно!
Аэродинамика малых скоростей (если правильно, то малых ренольдсов) то же слабо изучена. И авиамоделисты (а они в этом диапазоне) в некотором роде естествоиспытатели.
4V4N
Киль должен быть цилиндрическим. При Р. даже до сотни -тысячи. 😛
ЯРЛ
Киль должен быть цилиндрическим. При Р. даже до сотни -тысячи
Можно картинку?
ЯРЛ
Кавитирующий или суперкавитирующий профиль. В применимости к гидродинамике. А зачем? Что получить полезного?
Лобовое сопротивление малое, а лодка идёт круто против ветра.
Через формулу аэродинамической или гидродинамической силы. коэфф силы - Сх или Су на скоростной напор и на характерную площадь. В скоростном напоре плотность - простой сомножитель. Потому при одной скорости в воздухе и в воде (12 км/ч) площадь должна отличатся в 800 раз для одной и той же силы.
Спасибо! А как для прапорщика СА что это будет в км/час в воздухе если в воде 12км/час.
Eskoff

Спасибо! А как для прапорщика СА что это будет в км/час в воздухе если в воде 12км/час.
340 км/ч
Лобовое сопротивление малое, а лодка идёт круто против ветра.
Это вряд ли..
Maksim V
Я с вас охреневаю-тема о торпедах и их головной части,но с первой же страницы махнули в парусный флот...яхты ...регаты...просто парусники ,но всем далеко до Христофора Врунгеля и его яхты "Беда".
4V4N
ЯРЛ
Можно картинку?

Зачем?
Обтекание-ламинарное. 😛
Я именно об этом.

Eskoff
Я с вас охреневаю-тема о торпедах и их головной части,но с первой же страницы махнули в парусный флот...яхты ...регаты...просто парусники ,но всем далеко до Христофора Врунгеля и его яхты "Беда".
Люди общаются. О вопросах и аспектах, близких к технике. Корректно и вежливо.
ЯРЛ
Обтекание-ламинарное.
На яхте ламинарное это 25% передней части, а потом всё равно турбулентное, но главное препятствие боковому сносу - дрейфу.
А вот на настоящих китайских джонках на днище обшивка двойной клинкер, туннели и "туннельный" эффект, как работает непонятно, эффективно препятствует дрейфу, но начиная с определённых скоростей. При слабом ветре джонки на лавируются. Я интересуюсь китайскими джонками с конца 70-х. Именно китайскими, а не жалкими европейскими копиями.
Я с вас охреневаю
Это Ганза. Кстати бульбы на форштевнях взрослых судов тоже тупорылые.

михрюн
О. Случайно после охоты наткнулся. Это чо - праздник одаренности такой редкостный?)
ЯРЛ
Дабл клинкер что ли?
михрюн
4V4N

Зачем?
Обтекание-ламинарное. 😛
Я именно об этом.

Не все так просто)
Условно-ламинарное "обтекание" - оно "работает" только на очень низких скоростях потоков.)

Достаточно наглядно видно по дыму от сигареты в комнате... ща, секунду, прикину... рейнолдса вспомню... 10см/сек. Далее и без того не особо ламинарный поток валится в турбулентность.)

Форма же конкретная торпед (для разных скоростей) - вопрос интересный, но - немного) закрытый.

ЯРЛ
Похоже головная часть торпед это побольше взрывчатки засунуть, а обтекание в последнюю очередь.
рейнолдса вспомню
А я его улучшаю, выглаживаю первые 25%, киля, корпуса и руля.
михрюн
В СБЧ?)

А так да. Гладьте, гладьте.)

Eskoff
Форма же конкретная торпед (для разных скоростей) - вопрос интересный, но - немного) закрытый.
Форма цилиндрическая - соответствует старым и новым торпедным аппаратам. Максимальный объем в пределах ограниченного диаметра. Незначительные вариации по носовой и хвостовой части.

Условно-ламинарное "обтекание" - оно "работает" только на очень низких скоростях потоков.)
Да нет. Если только говорить про идеально-ламинарное.
А так - как пример Мустанг с ламинарным профилем крыла - вполне себе приличные скорости.
ЯРЛ
михрюн
СБ
А это что или кто?

Видел старые парогазовые-торпеды в разрезе, внутри классная паровая машина, всё крутится в обе стороны и похоже из бронзы, свинцовистой что бы без смазки работало.

михрюн
Eskoff
Да нет. Если только говорить про идеально-ламинарное.
А так - как пример Мустанг с ламинарным профилем крыла - вполне себе приличные скорости.

Лениво же... не? Что в аэродинамике, что в гидро - все давно обсосано с ног) до головы.)
Тем более, что СБЧ - это некий туз.)

Вся мелочевка - типа законцовок крыла мс21 - не значима)

Eskoff
Лениво же... не? Что в аэродинамике, что в гидро - все давно обсосано с ног) до головы.)
не похоже...
михрюн
Ну, то, что есть - нас вполне устраивает.

Некие удивительные эфекты - типа уточнения принципа Гейзенберга... вытекающих из наблюдений... оставим внукам)

Eskoff

А я его улучшаю, выглаживаю первые 25%, киля, корпуса и руля.
И всеж - что там с реальными углами атаки на киле? Оно с углом дрейфа (или как оно у вас называется) совпадает?
ЯРЛ
Ничего не совпадает, дрейф это вообще загадочная величина. Иногда яхта идёт, а иногда хоть тресни не идёт. Хоть температуру воды и воздуха меряй. А вообще если хорошая гребешковая волна и вода насыщена воздухом, то яхта идёт лучше.
4V4N
Иногда яхта идёт,

С телами, одновременно находщимися в двух средх, всегда непонятки.
Всё глиссирующее в ту же кучу.
Там не меньше изголяются.

Так что лучше или под, или над.

Eskoff

Ничего не совпадает, дрейф это вообще загадочная величина.
Ничего об этом не знаю, потому просто интересуюсь. Влияет много факторов.
Можно как то заузить условия сравнения?
Ось киля (продольная) и ось корпуса совпадают?
Как вообще понимают, что есть дрейф?
Измеряют какими то приборами?
Или только по ощущениям?
Что такое "яхта идет" а что такое "не идет"?
Eskoff
Так что лучше или под, или над.
В одной среде все сравнительно просто, пока эта среда невозмущенная. А как только получаем косое обтекание - например, та же торпеда после старта ложится на курс, или маневрирует - то тут же появление подъёмной силы, приложенной где то впереди, появление опрокидывающего момента, необходимость его компенсировать, возрастание сопротивления и прочие особенности.

И судя по тому, что двусредные появились намного раньше односредных, не так уж с ними сложно?

михрюн
4V4N

С телами, одновременно находщимися в двух средх, всегда непонятки.
Всё глиссирующее в ту же кучу.
Там не меньше изголяются.

Так что лучше или под, или над.

А... да нет непоняток. Модели сложнее... немного)

4V4N
И судя по тому, что двусредные появились намного раньше односредных, не так уж с ними сложно?
Вроде нет.
Пока быстро ходить не захотелось. 😛
4V4N
Модели сложнее... немного)
Совсем чуточку. 😛
4V4N
Измеряют какими то приборами?
На сколько помню из своего годового яхтсменства на четвертьтоннике-это угол между стартовым магнитным курсом и точкой окончательного прибытия.
Грубо, не меняя галса.
михрюн
Угу) грубо совсем - та же брпл - стартует в воде, пробивает атмосферу, идет по суборбитальной траектории в космосе), затем головы опять) дырявят атмосферу... и ничо, попадают)
4V4N
Она не летит в двух средах одновременно. И это большое счастье.
михрюн
Ну уж... касательно яхты можно порекомендовать труды генерала Крылова...
Торпеды же и противоторпеды... тема, как говорил, тонкая... скажем так - некоторые тоже в "двух средах" некоторое) время перемещаются...

В общем, ничего особо сложного нет)

4V4N
некоторые тоже в "двух средах" некоторое) время перемещаются...
Водопад?
Но неединовременно же!
Eskoff
На сколько помню из своего годового яхтсменства на четвертьтоннике-это угол между стартовым магнитным курсом и точкой окончательного прибытия.
Грубо, не меняя галса.
Нос (продольная ось) в это время может крутить как угодно? А течение?

В авиации основные скорости - воздушная, приборная, путевая, и курсы, соответственно. Все просто. У мелкого подраздела авиации - планирующих ЛА - планеры, дельтапланы, парапланы - все то же.

Конечно, тоже (в мелкой авиации) есть индивиды, которые любят "надувать щеки", "разговаривать через губу", пытаясь заболтать глубокомысленными намеками простые вещи, но в основном есть и формулировки и объяснения и способы контроля/измерения.

ЯРЛ
Ось киля (продольная) и ось корпуса совпадают?
Как вообще понимают, что есть дрейф?
Измеряют какими то приборами?
Или только по ощущениям?
Что такое "яхта идет" а что такое "не идет"?
Оси это диаметральная плоскость. Совпадают если один плавниковый киль. Если два, скуловые, ту чуть чуть где то на 0.5 градуса внутрь. Иногда параллельно, иногда в раздрай.
Измеряют. Наметили точку и корабь прёт, а потом пытаются понять куда это нас снесло-занесло и как мы тут вообще оказались. В общем "упрёмся - разберёмся", "Мы шли на Одессу, а вышли к Херсону". Все великие географические открытия сделаны были на парусных судах, их несло неизвестно куда. Пароход тот более менее ровно идёт, хотя бывает всякое. В общем как говаривал тов.к-н Немо - подвижное в подвижном.

Яхта идёт-не идёт это когда душа за яхту радуется или не радуется. Мне знакомый лётчик говорил, что бывает, когда "воздух не держит", вот тоже самое.

Eskoff
Измеряют. Наметили точку и корабь прёт, а потом пытаются понять куда это нас снесло-занесло и как мы тут вообще оказались. В общем "упрёмся - разберёмся", "Мы шли на Одессу, а вышли к Херсону".
Это знакомо))) У планера есть максимальное качество и поляра, у дельтаплана то же. А у параплана нет))) только качество нев..бенное))) Маркетинг-с...
ЯРЛ
Самое классное это лавировка против волны с гребешками и пеной. Вся вода в пузырьках и яхта аж вылазит на ветер. А если тёмная вода, она как держит.
В общем -Курсов два. И куда несёт меня? (истинный и компасный)
Eskoff
Самое классное это лавировка против волны с гребешками и пеной. Вся вода в пузырьках и яхта аж вылазит на ветер. А если тёмная вода, она как держит.
У парапланеристов есть похожее - "волшебный воздух" - когда держит везде.
Но внимательный анализ позволяет найти причину/источник этого волшебного воздуха.
Или "всплываемость" в турбуленцию.
Не пытались понять, что и где в вашем случае?
Выше поверхности? На поверхности? Ниже поверхности?
4V4N
Что такое-идёт , иль не идёт?
Показатель лага иль сравнение с соседом?
Под конец Рига-Салацгрива- Колка -Рига мы пришли с несильным ветром к недавно закисшей эскадрой около десятка плавсредств.

Картина потрясающая-вся компания на месте, а мы , правдо неспеша, мимо неё.
Так до Болдераи никто не догнал.

ЯРЛ
волшебный воздух
Начиная с определённой силы ветра, волна и редкие барашки.
Eskoff
Начиная с определённой силы ветра, волна и редкие барашки.
Т.е. с большой долей вероятности, дело выше поверхности?
4V4N
Просто хорошо подуло.
ЯРЛ
Просто хорошо подуло.
Свежий ветер. В слабый ветер можно разогнать лёгкую лодку с большой парусностью. Но нормальное ощущение это когда начало дуть.
дело выше поверхности
Ниже поверхности это состояние воды. Яхта ведь сидит на 5 максимум 7 футов и это уже большая. Обычно до 6. И именно этот слой начинает аэрироваться. Насыщаться воздухом, пузырьками. По идее такая вода имеет меньший удельный вес, но яхта не проваливается, а как раз набирает ход.
Eskoff
Просто хорошо подуло.
Про то и говорю. Подуло уже хорошо, для паруса - того, что над водой - но не настолько, что бы поднять волну, заметно влияющую на ход.

А вот это

И именно этот слой начинает аэрироваться. Насыщаться воздухом, пузырьками. По идее такая вода имеет меньший удельный вес, но яхта не проваливается, а как раз набирает ход.
просто "качающиеся деревья" в сильный ветер - следствие а не причина.
Просто как версия ситуации)))

ЯРЛ
Ветер дует потому что деревья качаются, это знает каждая дама с веером!
следствие а не причина.
Просто как версия ситуации
Нет ничего хуже попутного или встречного штиля.
А вот свежий ветер это как раз то для чего и предназначены парусные суда. На слабых ветрах и в штиль парусные суда буксировали шлюпками.
Кстати эмпирическая формула скорости. Есть правда туева куча математических. Один узел на один метр длины по ватерлинии. Для очень лёгких +1, для тяжелых -1. Быстрее не бывает. Только на попутной волне.
4V4N
Только на попутной волне.
Это отдельная тема!
Пришлось править водиночку при полном бакштаге и волне метра 2,5-3,5м

Народ спал после ночи при лавировке , а я тогда блевал и спал, почти.
Поутру посадили за румпель.
Вобщем ощущение несколько бздошноватое. То лезешь в гору еле-еле, то катишься вниз , а за тобой гора, которая кажется счас догонит и потопит.
Под горку помнится узлов 12 было.

Eskoff
Кстати эмпирическая формула скорости. Есть правда туева куча математических. Один узел на один метр длины по ватерлинии. Для очень лёгких +1, для тяжелых -1. Быстрее не бывает.
Это, видимо, на Фруда завязано? Там что то вроде сопротивление в кубе от скорости когда в "барьер" уперся?

Но если вернутся к теме киля, все равно интересно, какой вклад он дает в скорость?
Поясню свою мысль. Есть планер. Сила тяжести тянет вниз. Крыло в ответ "давит" на воздух и тянет вперед. Скомпенсировав эту силу тяжести.
То есть крыло тянет планер вперед. Создавая 100% тяги, если проецировать на горизонтальную поверхность. Или 50% если проецировать на вектор скорости. Вторые 50% тяги дает проекция силы тяжести на вектор скорости.
А теперь повернем все на 90 градусов вокруг продольной оси и погрузим в воду. Крыло стало килем, а тяга паруса заменяет силу тяжести.
Но если сила тяжести с вектором скорости у планера всегда образует угол, лишь на чуть меньше 90 градусов, то у яхты он и близко не подходит к 90 градусам?

4V4N
Чего мудрить?
Киль-тот же парус, только неуправляемый , несменяемый и железный.

Для скорости всегда вредный и бесполезный на попутных ветрах.
Но без него нельзя. Поскольку даже выровняв лодку по крену феерическим грузом на палке снизу, она попрёт лагом.

Вот и выходит, что киль-это крыло, а мачта дурацкий мотор, который тянет куда захочет.

Eskoff
Чего мудрить?
Киль-тот же парус, только неуправляемый , несменяемый и железный.
У планера крыло то же неуправляемое, несменное и железное, то есть дюралевое (у Бланика, к примеру).
Для скорости всегда вредный
Создает бОльшую часть сопротивления.
бесполезный на попутных ветрах.
При вертикальном пикировании только мешает.

Но без него нельзя. Поскольку даже выровняв лодку по крену феерическим грузом на палке снизу, она попрёт лагом.
Без крыла то же. Можно устранить крены оставшегося фюзеляжа другим способом, но вот полетит то что осталось все больше вниз.

Это я так слегка флюдю))) но на самом деле для меня любопытный вопрос. Для разминки мозгов)

4V4N
Про мотор забыли. 😛
ЯРЛ
Но если вернутся к теме киля, все равно интересно, какой вклад он дает в скорость?
Течения нет, есть ветер, яхта стоит на якоре, якорный канат уходит вперед с носа, яхту просто сдувает. Есть течение, нет ветра, яхта с правильно спроектированным килём выходит на якорный конец если есть пару градусов обтекания под углом и якорь оказывается за кормой.
Киль-тот же парус
Удлинение киля - мизер! Не крыло.
Для скорости всегда вредный

Создает бОльшую часть сопротивления.

Всё что торчит ниже корпуса создаёт сопротивление. Торчащее вредно. Работает только Фруд - "длина бежит"!
4V4N
Удлинение киля - мизер! Не крыло.
Крыло.Толстое и короткое, трапецивидное, а кое у кого и вполне длинное и тонкое , слегка стреловидное.
Правда всегда симметричное. Вот если б профиль менять попеременно-было бы счастье. Яхтсменское. 😛
В этом счастье самолёта. Он всегда (почти) идёт одним галсом.
Eskoff
Про мотор забыли.
Сила тяжести, для планера.
zhogl
По сабжу.
Мне представляется совсем тупая штука: новые торпеды втискивают в старые аппараты.
Нэ?
ЯРЛ
В этом счастье самолёта. Он всегда (почти) идёт одним галсом.
edit log
Да, ни один самолёт ещё в воздухе не остался! Кстати, а у меня АНы не списывают, сами списываются об землю.
Eskoff
По сабжу.
Мне представляется совсем тупая штука: новые торпеды втискивают в старые аппараты.
Нэ?
Возможно, один из факторов.
Приведу пример для сравнения - фюзеляжи пассажирских самолетов - цилиндрические, да еще и втиснуты в некий ряд диаметров.Длины достаточно сильно варьируются, при этом. Носовые части - тож далеки от идеальной аэродинамики. Как и хвостовые части. А если посмотреть на турбулизаторы - то становится понятным, что аэродинамика - рядовой игрок среди других факторов, без какого либо преимущества.
4V4N
zhogl
По сабжу.
Мне представляется совсем тупая штука: новые торпеды втискивают в старые аппараты.
Нэ?

Естественно, как и новые снаряды в станые калибры.
Так же ,как и все "Калибры" одного калибра.

ЯРЛ
фюзеляжи пассажирских самолетов
Там есть слегка аэродинимики на фюзеляже, особенно на широкофюзеляжниках. Широкие фюзеляжи на самом деле дают пару-тройку процентов подъёмной силы.
Eskoff
Широкие фюзеляжи на самом деле дают пару-тройку процентов подъёмной силы.
На посадке это может и плюс - качество снижают и траекторию делают круче (но закрылки это делают лучше), во всех остальных режимах - неизбежное зло, с которым надо мирится.
ЯРЛ
Господа аэродинамики! ("Почвоведы встаньте, я сам почвовед в душе", О.Бендер) подскажите пожалуйста.
А вот как устанавливают аэродинамические шайбы? Так похоже называются? Я их только на МИГ-17 видел, но уже давно. Как они по оси? Точно по продольной оси самолёта? Или чуть-чуть внутрь на стрелу, или в раздрай? И что хуже если параллельно диаметральной плоскости фюзеляжа не установили? Внутрь носиком или в раздрай? У нас их на килях ставят, правда принято отклонять на 15 градусов вниз. Положено параллельно ватерлинии, но она меняется. Конструктивная, стояночная, на малом ходу и на хорошем ходу. Если в раздрай получается то буровит в глубину.
Извините за сумбурность, я Вашей терминологией к сожалению не владею.
С уважением.
Eskoff
А вот как устанавливают аэродинамические шайбы?
Это аэродинамические гребни. Ставят, что бы поток не сползал к концам крыла. Ставят параллельно оси. Иногда заменяют "зубом" на передней кромке - на него "садится" вихрь и исполняет те же функции.
https://studfile.net/html/2706.../img-MEMxi5.jpg
https://www.avsimrus.com/forum...34107_thumb.jpg
ЯРЛ
что бы поток не сползал к концам крыла
У нас это называется перетекание и индуктивное сопротивление. Ставиться на нижней кромке фальшкиля и на передних парусах - генуэзских стакселях нижняя кромка "юбка" лежит на палубе.
Ставят параллельно оси.
Счастливые, у Вас ось есть. А у нас дифферент всё время меняется. Так куда лучше, хоть и хуже, если параллельно не получится - стрелой, то есть передней кромкой аэродинамического гребня к оси, или в раздрай?

https://goodoldboat.com/keel-design/

4V4N
У нас это называется перетекание и индуктивное сопротивление.
И на каких скоростях оно становится заметно?
Eskoff

У нас это называется перетекание и индуктивное сопротивление.
Гребни для другого. Сползание потока противоположено по направлению скосу от индуктивного сопротивления. Для борьбы с индуктивным занимаются всяческими законцовками. Хотя эффективность их - вопрос спорный - в пределах погрешности измерений. Небольшое увеличение удлинения делает это намного лучше.
Так куда лучше, хоть и хуже, если параллельно не получится - стрелой, то есть передней кромкой аэродинамического гребня к оси, или в раздрай?
Никуда) лучше направить эти силы на увеличение удлинения. Там вопрос с осадкой и смещением центра давления вниз появится, ну да это все решается в комплексе.
И, по моему мнению, прежде чем делать какую то "фигню", стоит подумать - есть ли в этом необходимость? Какая есть проблема, которую пытаетесь решить? Если эта проблема сложная, то разделить на составляющие, оценить вклад каждой и каждой по отдельности заниматься.
ЯРЛ
И на каких скоростях оно становится заметно?
Это в умных парусных книжках пишут. Скорости не пишут.
Какая есть проблема, которую пытаетесь решить?
Проблема одна. Торчит снизу штука и её нужно сделать потоньше. Для уменьшения лобового сопротивления. Вона французы в 70-х сделали на яхте киль из обеднённого урана. Для какого то Пан Дюика. Сейчас, как и в конце 19-го века все ударились в бульбы. Тонкий пилон и жирная бульба, лобовое сопротивление меньше чем 10-12% профиля NACA. А тут можно 5-6%.
на увеличение удлинения
Не работает на воде Ваше удлинение! Не воздух. Ваше удлинение это тормоз и подножка. Вот плохой рисунок очень хорошей лодки, которая очень остро ходила и никакого удлинения. Эти проекты убило требование "комфогта". Это не кугутско-мещанская лодка где на 20 футах нужен гальюн с рукомойником!.

Eskoff

Проблема одна. Торчит снизу штука и её нужно сделать потоньше. Для уменьшения лобового сопротивления.
Неправильно. Позволю высказаться - основная Ваша проблема в том, что Вы не видите проблему и не умеете формулировать задачу.

Если проблема выглядит так, как вы ее озвучили - убрать ее совсем. Нет этой штуки и нет проблем)))

Не работает на воде Ваше удлинение! Не воздух.
Работает. Физика везде одна. Только смотреть надо в комплексе - вместе с корпусом (создателем сопротивления) и парусом.

ЯРЛ
Телеграфный столб торчащий ниже корпуса яхты даже если будет аэродинамической и ламинарной формы и с прекрасным удлинением всё равно будет ТОРЧАТЬ!
Почему на воде работает число Фруда - волновое сопротивление, а в авиации его не используют? Обыватель считает, что волна это только на поверхности, но суда с осадкой 8-10-15 метров тоже идут по числу Фруда.
Eskoff
Спасибо! А как для прапорщика СА что это будет в км/час в воздухе если в воде 12км/час.

340 км/ч


А почему если по плотности вода-воздух 12км/час соответствуют 340км/час у Вас в авиации нет числа Фруда? Что крыло не образует воздушную волну на 340км/час?
вместе с корпусом (создателем сопротивления) и парусом.
Паруса как раз имеют удлинение где в среднем 1:3 и выглядят как крыло. Корпуса имеют минимальное лобовое сопротивления, там главное трение - смоченная поверхность. А вот торчащие кили и руля это действительно под водой ведро-подсечка.
4V4N
удлинение где в среднем 1:3
Это от бедности 😛
Сделать большее удлиннение не позволяет вера: опрокидывающий момент и потеря формы. Хотя жесткие тоже делают, но на буерах.

Да и полными на жестких не походишь..

ЯРЛ
Это от бедности
Эмпирически, нужно же ещё и эксплуатировать. И вес мачты с такелажем то же нужно учитывать.
Так почему число Фруда не используют в Авиации?
Eskoff
А почему если по плотности вода-воздух 12км/час соответствуют 340км/час у Вас в авиации нет числа Фруда? Что крыло не образует воздушную волну на 340км/час?
У подлодок и торпед то же не используется число Фруда (кроме случая движения по поверхности). Задам вам вопрос - почему?
В авиации есть аналог Фруда - экранный эффект.
Почему на воде работает число Фруда - волновое сопротивление, а в авиации его не используют? Обыватель считает, что волна это только на поверхности, но суда с осадкой 8-10-15 метров тоже идут по числу Фруда.
Аналогия - маленькая хорда - маленькая высота экрана, большая хорда - большая высота экрана.
Телеграфный столб торчащий ниже корпуса яхты даже если будет аэродинамической и ламинарной формы и с прекрасным удлинением всё равно будет ТОРЧАТЬ!
ЗАЧЕМ? Зачем он вообще?
ЯРЛ
ЗАЧЕМ? Зачем он вообще?
Ну так это фальшкиль с большим удлинением.
хорда
Говорите? А как насчёт высоты сегмента? "Жирное" крыло имеет лучший экранный эффект?
4V4N
"Жирное" крыло имеет лучший экранный эффект?
#95
P.M. Ц
Да, но большее лобовое.
Eskoff

Ну так это фальшкиль с большим удлинением.
Зачем он вообще? Хоть с маленьким хоть с большим удлинением?
Говорите? А как насчёт высоты сегмента? "Жирное" крыло имеет лучший экранный эффект?
#95
P.M. Ц
Суммарно - да, толстые профили имеют большую подъемную силу.
Eskoff
Поговорим про базовые вещи - зачем все это нужно.


Итак - картинка.
Голубые стрелки - ветер.
Синяя - направление движения и скорость. Уже с учетом дрейфа.
Зеленая - вымпельный ветер.
Большое крыло - парус.
Крыло всегда рассматривается в скоростной системе координат - то есть относительно обтекающего его ветра, в нашем случае - вымпельный ветер.
У крыла небольшой угол атаки - единицы, может десяток плюс градусов - зависит от профиля.
На крыле развивается аэродинамическая сила, суммарная. Вдоль вектора скорости - сопротивление, поперек - подъемная сила.
Переносим и прикладываем эту силу там где она должна быть - на корпусе. Для удобства я нарисовал ее на носу - это не влияет на другие рассуждения.

В проекции на вектор скорости суммарная аэродинамическая сила может быть разложена на две составляющие - сила тяги и сила дрейфа.

Сила тяги уравновешивается силой сопротивления - фиолетовая стрелка на корме.
А сила дрейфа - привяжем суперпрочный супердлинный и суперневесомый трос к идущей параллельно огромной посудине)))
Все скомпенсировано? Киль не нужен?
Наше крыло имеет точку приложения силы на какой то высоте и пытается опрокинуть нашу посудину?
Перецепим наш супертрос в точку приложения этой силы.
Пока все хорошо и понятно?

ЯРЛ
Хорошо написали. Детишки с семи лет ходят на Оптимистах. Им вот так объясняют.
ЯРЛ
Насчёт передней кромки киля. Сначала стали делать острые, как нож - не понравилось. Потом сделали впереди чистый полукруг - понравилось. Потом вылезли из шоколадной норки специалисты по ламинарному и турбулентному обтеканию и пристеночным вихрям, начали мудрить спереди параболу. А оказалось, что лучше ходят с полукругом! А почему непонятно. И лобовое у полукруга меньше чем у параболы.
Eskoff
Хорошо написали. Детишки с семи лет ходят на Оптимистах. Им вот так объясняют.
Значит плохо объясняют. Если такой результат на выходе)))
Возвернемся к нашему.
Отношение подъемной силу к сопротивлению есть качество. Аэродинамическое. Можно так же назвать его гидродинамическим, сути дела это не меняет.
Зачем оно нужно, в смысле его величина видно по схеме.
Качество профиля (крыла бесконечного размаха) достигает нескольких сотен единиц. С ограничением размаха - скромнее. Про это выше говорили.

Убираем посудину и зацепится от дрейфа можем только за воду.
Ставим киль с углом атаки к набегающему потоку. Получаем силу, противодействующую силе дрейфа и силу сопротивления. Здесь требования те же самые по соотношению сил - сила дрейфа должна быть точно уравнена и сила сопротивления поменьше. То есть высокое АД качество. Большое удлинение и несиммитричный профиль. А для противодействия крену вниз груз, чем ниже тем лучше. Или два корпуса. или что то еще.
Получаем те самые рекордные посудины.
https://img1.liveinternet.ru/i...57335ec9_1_.jpg

Eskoff
От рекордных к простым. Все надо смотреть в комплексе.
Сопротивление корпуса. Обтекание по оси - сопротивление минимум. Даем угол атаки - как на вашей схеме - появляется подъемная сили, то есть сила, противодействующая дрейфу. Но и значительно возрастает сила сопротивления - АД качество корпуса редко может достигать единицы.
Теперь к килям. Максимальное АД качество достигается, как правило на больших углах атаки, близких к Су максимум. И максимальный гол атаки. А он у большого удлинения больше, нежели у малого - это в общем случае, там есть много нюансов.
Что на выходе?
Реализовать пользу от большого удлинения киля можно на больших углах атаки, а для этого корпус судна встает в этакую "раскоряку". И увеличения качества киля легко компенсируется корпусом.

Увеличение удлинения киля при равной площади с килем малого удлинения увеличивает его длину (каламбурчик). Отправляет вниз точку приложения гидродинамической силы, соответственно крен. На большей длине можно повесить груз ниже, но какой из факторов даст больший эффект - неизвестно.

ЯРЛ
Господа нарисуйте просто параллелограмм сил! Насчёт передней кромки килей.
Полукруг на передней кромке лучше работает на классических длинных килях.
А парабола на передней кромке на плавниковых килях с удлинением 1.5
но какой из факторов даст больший эффект - неизвестно
Известно, классические яхты с длинными килями ходят правый-левый галс 60 градусов. А плавниковые высокоэффективные большого удлинения правый-левый галс 90 градусов. Правда, не возьму исчё один грех на Душу, на длинных килях перо руля на задней кромке киля и на лавировке пару градусов под ветер и круче пошла - закрылок. Но на плавниковых управляемая задняя кромка кроме постоянной течи ничего не дало. Было такое на польских Таурусах. Обмером запретили.
ЯРЛ
Вот идеальный для аэродинамиков парус. Но сколько с ним 2.71бли!
Eskoff
Господа нарисуйте просто параллелограмм сил!
Нарисуйте. Или хотя бы назовите, какие силы вы складываете. Выше все необходимые параллелограммы я нарисовал.
Eskoff
Вот идеальный для аэродинамиков парус.
Нет. Если аналогию с авиацией - это всего лишь дельтаплан. А идеал аэродинамики - планер.
Chester78
про торпеду все забыли )))
Eskoff
про торпеду все забыли )))
У вас появились дополнительные вопросы про торпеду?
4V4N
Eskoff
У вас появились дополнительные вопросы про торпеду?

Почему у торпеды нет киля?

Eskoff
Почему у торпеды нет киля?
Потому, что все цели торпед крайне медлительные и неповоротливые.
ЯРЛ
Почему у торпеды нет киля?
А зачем? У неё нет паруса и сдувающего в бок ветра.
михрюн
4V4N

Почему у торпеды нет киля?

Воот. Этот вопрос крайне любопытный. Причем, это кили.) Их -не один)

4V4N
Их -не один
В этом и беда.
Должен быть Главный Киль!
ЯРЛ
Главный Киль!
Не бывает. Можно два скуловых, как у англичан. Дабл киль.

https://www.ebay.co.uk/itm/Gol...VcAAOSwNsVfiv79

https://www.ebay.co.uk/itm/Pro...9QAAOSwcmVfkpwi

михрюн
4V4N
В этом и беда.
Должен быть Главный Киль!

Чисто включим режим Гешефтмахера)

Почему мужчины плавают быстрее женщин?
У них есть киль)

ЯРЛ
Киль у мужчин только тормозит, большое лобовое сопротивление. Это как если к плывущей доске снизу пристроить торчащую вниз палку.
ЯРЛ
Раньше киль был частью корпуса яхты, а потом выдумали плавниковый киль и заговорили про удлинение принятое в авиации. Но в авиации крыло нужно поднять самолёт в воздух, а тут просто препятствовать боковому смещению - дрейфу, а это две большие разницы. Поэтому вывели соотношение площади паруса и плавникового киля. Кили классических яхт вдоль корпуса имели большое продольное удлинение, малое число Фруда, большую площадь и безусловно большую смоченную поверхность, но яхты ходили круче против ветра!
Eskoff
Кили классических яхт вдоль корпуса имели большое продольное удлинение, малое число Фруда
Про это поподробнее - число Фруда у киля?
ЯРЛ
Длина бежит! Чем длиннее тем меньше волновое сопротивление.
4V4N
У киля нет волнового,он под водой.
ЯРЛ
Осадка яхт 4-6 футов, как раз волна. Волновое сопротивление корпуса яхты и киля по удлинению должно быть равным. Иначе плавниковый киль, как подножка.
Есть в туманной теории парусного спорта "идеальная яхта", это только парус и киль. Волновое сопротивление учитывается.
Eskoff
Осадка яхт 4-6 футов, как раз волна.
При чем здесь это?
Волновое сопротивление корпуса яхты и киля по удлинению должно быть равным. Иначе плавниковый киль, как подножка.
???
4V4N
А у глиссера пятиметрового какое число Фр. и волновое сопротивление?
ЯРЛ
С наступающим!
Ищем таблицу, находим. Что не нашли в Гугле только тогда спрашиваем. Мы тут про водоизмещающие суда.
Eskoff
???
Ничего удивительного, так строились парусные суда и яхты с длинными килями - классические. См.фото в сообщении номер 89. И киль и корпус одинаковое соотношение длины к ширине.
4V4N
Мы тут про водоизмещающие суда.
Я про то же. Плавник над водой-неводоизмещает, а под водой -неволнообразует.
Eskoff
И киль и корпус одинаковое соотношение длины к ширине.
По вашим словам киль такой же широкий, как корпус?)))
ЯРЛ
Сейчас уже нет. Плавниковые кили стали тонкие 10-12% профиль, а корпуса докатились до 3:1. И разобраться в обтекании всё сложнее и сложнее, а сопротивление растёт.
Плавник над водой-не водоизмещает, а под водой -не волнообразует.
Интересная точка зрения. Учитывая осадку корпусом 40-50см и плавником до 1.5м, тогда нужно считать высоту волны. Именно высоту, а не длину.
Eskoff
Именно высоту, а не длину.
И как воздействует? И на что?
ЯРЛ
На обтекание корпуса яхты в целом. В основном яхты, когда набирают скорость, то проваливаются носом, под кормой образуется волна, которая её приподнимает и тут начинает играть роль ширина кормы и угол выхода батоксов. А так как осадка корпуса 40-50-60см, а волна выше, то волнообразование захватывает зону плавникового киля, а если ещё добавить волнение от ветра, то киль может практически выходить из воды в верхней части. Сегодня уже нет судов с вельботной кормой сбалансированных по миделю относительно водоизмещения. Корма теперь в моде пошире и на волнении нос вылетает.
Eskoff
В основном яхты, когда набирают скорость, то проваливаются носом, под кормой образуется волна, которая её приподнимает и тут начинает играть роль ширина кормы и угол выхода батоксов.
То есть число Фруда, когда "под кормой волна а нос проваливается" - 0,6-0,8?
И сколько при этом скорость? У какой нибудь примерной яхты, про которую вы говорите?
ЯРЛ
Сейчас достану Хуана Баадера, он мне приятнее 15 проектов.
"R=4.5.Судно идёт на 1/3 волны. Вторая вершина волны находится у кормы и приподнимает её. Благодаря этому возникает определённый дифферент на нос ..." стр.23. Ленинград 1976г. Для моей лодки это начинается с 10км/час. У меня стоит водяной уровень на дифферент, как пузырёк ушёл в корму - 10км/час.
А на Вашей яхте как?
Eskoff
А на Вашей яхте как?
Нет у меня яхты. Небольшая практика с гидродинамикой - моторная, и то все больше гидромотодельта. И разборные парусные катамараны.
А Хуана Баадера постараюсь найти и почитать, для общего развития. Спасибо за наводку)))
ЯРЛ
https://www.twirpx.com/file/521001/
http://tindghoe.allnoises.com/...vj-139.html?i=1
Кстати его папаша строил катера для Третьего Рейха, а потом свалил в Аргентину, почему у сыночка такая нормальная фамилия и такое дикое имя. В 30-е все строили быстроходные катера и остроскулые, а немцы круглоскулые. И остроскулые на тихой воде были быстрее круглоскулых. И нед немцами смеялись. Но во время ВМВ погода почему то испортилась.
4V4N
когда "под кормой волна а нос проваливается" - 0,6-0,8?
0.3--0.35
ЯРЛ
По Фруду именно так, но R понятнее. R это скорость в км/час делённая на корень квадратный длины корпуса по КВЛ в м. Правда некоторые справочники говорят, что нужно считать не длину по КВЛ, а длину выше КВЛ на два-три дюйма.
михрюн
Дорогие дети. Вы еще не устали?


Как думате - почему мы закрыли тему даже.... экраноплнов)

ЯРЛ
мы
А где тут эти "мы"? И какое Вам дело до наших детских обсуждений? Это не политика и не 404.
Экраноплан
Видно далеко, слышно далеко, сбивается легко 2х23мм, падает и начинка сгорает в озере горящего керосина. Так же, как и аппараты на воздушной подушке. Падлы-создатели хотели гертруды на грудь и гос. премию в карман. Армия всегда была против этого бреда. АВП ещё и тучи брызг поднимает. А гудят уж как!
михрюн
Не переживайте так)
Вспомните о Рейнолдсе)
Раз уж мы "о килях")
ЯРЛ
Вспомните о Рейнолдсе
Помним и скорбим, первые 25% должный быть максимально гладкими!
михрюн
ЯРЛ
Помним и скорбим, первые 25% должный быть максимально гладкими!

Почему не 26?)
Скучно ж... не?
Поток в "потоке" валится в турбулентность при числе Рейнолдса около ста. Переводя на русский - около 10см в секунду. Ну и - насчет э... килей - когда появится первый снимок Статуса - 6... могущего на глубине более километра идти крейсерской скоростью около 200т км/ч...

В яхтостроительстве случится прорыв)

ЯРЛ
Статуса - 6
Забил в Гугле и не нашёл. Это подводная лодка? 200000км/час? А она не врежется в какой нибудь материк? Ей Атлантику ведь мигом!
михрюн
Беспилотник) 200 км/ч)

Второй носитель на днях спустили на воду)

ЯРЛ
200т км/ч..
"Т" это не тысяча?