Дульные тормоза.

Donkey

Это все знают:
'У большинства современных орудий к передней части трубы крепится дульный тормоз, который предназначен для уменьшения энергии отдачи откатных частей при выстреле. Применение дульного тормоза позволяет при прочих равных условиях сделать лафет более легким и уменьшить длину отката. Он может поглощать до 60-70% энергии свободной отдачи оружия. Сущность действия этого устройства заключается в том, что истекающие из канала ствола пороховые газы ударяют в переднюю стенку камеры, укрепленной на дульной части ствола. так как скорость газов в момент истечения весьма высока (достигает 1400-1500 м/с), то сила их давления на стенку дульного тормоза в значительной мере уменьшает силу отдачи оружия.
Дульные тормоза по принципу действия делятся на дульные тормоза активного, реактивного и активно-реактивного действия. Современные дульные тормоза позволяют снизить энергию отдачи до 70% и более'
'Об эффективности дульных тормозов свидетельствует один только пример. При опытных стрельбах пушка, оснащенная дульным тормозом Р. А. Дурляхова, http://militera.lib.ru/tw/kirillov-gubetsky/index.html после выстрела немного смещалась... вперед!'
Это утверждение попадалось мне много раз в различных источниках, в т.ч в этой весьма солидной книге, http://militera.lib.ru/tw/kirillov-gubetsky/index.html но оно представляется мне очень сомнительным.
Первые ДТ: http://militera.lib.ru/tw/kirillov-gubetsky/index.html , http://militera.lib.ru/tw/kirillov-gubetsky/index.html
Современные ДТ: http://www.rusarmy.com/brone/bau_2b16_nona-k.htm ,
И вот самые тормозные из всех дульных тормозов---на орудии Ч-51М для АСУ-57 http://legion.wplus.net/img.shtml?img=/guide/army/ar/asu-57-3.jpg&alt=Начиная%20с%201955%20года%20на%20АСУ-57%20стали%20устанавливать%20модернизированную%20пушку%20Ч-51М
(как назло, он не виден целиком) и ЛБ-76С на АСУ-76. http://www.dayofdefeat.ru/forum/showthread.php?s=2875eb7f78c4ca3af6c4d72928123125&threadid=2726
Если у кого-либо есть сведения по теории ДТ (зависимость эффективности от соотношения масс снаряда и заряда, сведения об эффективности в % ДТ конкретных серийных орудий, напр. Д-30, 'Спрута', 2А19, ужасного ДТ пушки Д-48 или других) а также кто читал книгу Орлова об орудийных стволах, пожалуйста, поделитесь.
Заранее благодарен.
С уважением Donkey

extractor

Уважаемый Donkey!

Трудно ответить на Ваши вопросы, что-то изучали про дульные тормоза лет так 30 назад:
Практически на артсистемах установлены ДТ следующих конструкций ( что помню )
85-мм Д-44 и Д-48 двухкамерный.
100 мм Т-12,очень интересная конструкция, ДТ как отдельная деталь отсутствует. В районе дульной части ствола орудия насверлены косые отверстия прямо в стволе, выполняющие роль ДТ.
122 мм М-30 , ДТ нет.
122 мм Д-30, вначале стоял щелевой, затем заменили на двухкамерный.
130 мм М-46, типа щелевого, только с круглыми отверстиями.
152 мм МЛ-20- щелевой.
152 мм Д-20-двухкамерный.
152 мм 2А36 щелевой.
152 мм 2А65 - трехкамерный.

Некоторые сведения по теории ДТ , Вы можете посмотреть в книге ' Внутренняя баллистика орудий' Дж. Корнер, ИЛ, 1953 год издания.







Donkey

Уважаемый extractor!
Не знаю, как Вас и благодарить. Есть же на свете отзывчивые люди! Нашел в Вашем скане практически все, что хотел, теперь разбираюсь потихоньку.
С уважением Donkey

Варнас

Это утверждение попадалось мне много раз в различных источниках, в т.ч в этой весьма солидной книге, http://militera.lib.ru/tw/kirillov-gubetsky/index.html но оно представляется мне очень сомнительным.
------------------------------------
Наверняка откатник слабый. Иначе бы пришлось етот дульный ториоз делать у патронника- есть такая схема безоткаки - сразу за патронником две дыры с соплами.

extractor

Уважаемый Donkey!
Чем богаты, тем и рады!