Вопросы по Excalibur XM982

dsurkov

Зравствуйте.

Хотел бы обратиться к разбирающимся людям со следующими вопросами:

1. За счет чего у XM982 достигается дальность порядка 50 км ? Видимо за счет газогенератора и режима подпланирования (если такой режим есть). Газогенератор это ведь по существу двигатель, так? Значит это уже не классическая артиллерия, а что-то ближе к ракете, только вылетающей из ствола? Сколько времени интересно работает двигатель?
2. Зачем на снаряде устанавливаются вращающиеся лопасти ?
3. Придается ли снаряду вращение или он вылетает невращающимся?
4. Какой удар при выстреле (классические для такого калибра 15-20 тыс g) или может быть меньше, поскольку есть (если есть) двигатель?
5. Каковы возможности системы управления при коррекции траектории по боку ?
6. Интересно, кто в Росии смог бы разработать систему управления подобного типа? (под системой управления я в данном случае имею в виду управляющие органы и их приводы). Что касается навигационного датчика (GPS/IMU), то это пока опустим.

Варнас

Про ехкалибур нечитал но газогенератор ето не реактивный двигатель. Тяга ево мирезна - просто он заполняет газами пространтсво за снарядом. Тоесть уменьшает перепад давлений между передней и задней частью снаряда - уменьшаетса сопротевление воздуха. Он работает все время полета. По сравнению с активнореактивными снарядами ево точность больше и полезнвя нагрузка больше. Помоему снаряды с газогенераторами вытесняют снаряды с реактивными двтгателями.

extractor

1. За счет чего у XM982 достигается дальность порядка 50 км ? Видимо за счет газогенератора и режима подпланирования (если такой режим есть). Газогенератор это ведь по существу двигатель, так? Значит это уже не классическая артиллерия, а что-то ближе к ракете, только вылетающей из ствола? Сколько времени интересно работает двигатель?
ИМХО:
Дальность достигается за счет высокой Vo, вероятно, 950-980 м/с и газогенератора уменьшающего донное сопротивление, как верно пишет Варнас.И подпланирования за счет рулей в носовой части .Это классическая артиллерия. Газогенератор работает , вероятно, на восходящей ветви траектории, примерно на половине максимальной Д.
2. Зачем на снаряде устанавливаются вращающиеся лопасти ?
Чтобы они не оказывали сопротивления в момент раскрытия.
3. Придается ли снаряду вращение или он вылетает невращающимся?
Снаряд в начальный момент стабилизируется только вращением.
В определенной точке траектории раскрывается оперение, скорее всего в точке Y max,где V имеет минимальное значение и далее стабилизация осуществляется за счет оперения,скажем как у минометной мины на нисходящей ветви траектории,из корпуса выходят и начинают работать рули, возникает дополнительная подъемная сила.
4. Какой удар при выстреле (классические для такого калибра 15-20 тыс g) или может быть меньше, поскольку есть (если есть) двигатель?
Верятно выше , так как для достижения высокой Vo применяется заряд большой массы, вероятно ваше 20кг.
5. Каковы возможности системы управления при коррекции траектории по боку ?
Возможно , плюс-минус 500 -1000 м.
6. Интересно, кто в Росии смог бы разработать систему управления подобного типа? (под системой управления я в данном случае имею в виду управляющие органы и их приводы). Что касается навигационного датчика (GPS/IMU), то это пока опустим.
А это уже "ТОР-ТОР сервис - люди там хороши..."
С Ув. extr.

IP: logged
P.M.

Варнас

Корекцию можно и с помощю кольцевой матрицы из одноразовых реактивных двигателей расположенной в носовой части снаряда. Такой способ корекции используетса в некоторых управляемых мин. То есть движущих деталей нет - дешева и надежно. Но незнаю подходит ли такой принцип для калибра 155 мм

tramp

В сантеметрах и смельчаке разве не так же - управление с помощью "одноразовых реактивных двигателей"

Варнас

Незнал. Дело в том что при увелмчении линиейных размеров такова снаряда, ево масса (как и тяга двигателей) растет по кубическому закону - 10 раз увеличил размеры масса увеличилась 10e3 - 1000 раз. А вот моменты инерцыи 10e5 - 100 000 раз...

dsurkov

extractor
1. За счет чего у XM982 достигается дальность порядка 50 км ? Видимо за счет газогенератора и режима подпланирования (если такой режим есть). Газогенератор это ведь по существу двигатель, так? Значит это уже не классическая артиллерия, а что-то ближе к ракете, только вылетающей из ствола? Сколько времени интересно работает двигатель?
ИМХО:
Дальность достигается за счет высокой Vo, вероятно, 950-980 м/с и газогенератора уменьшающего донное сопротивление, как верно пишет Варнас.И подпланирования за счет рулей в носовой части .Это классическая артиллерия. Газогенератор работает , вероятно, на восходящей ветви траектории, примерно на половине максимальной Д.
2. Зачем на снаряде устанавливаются вращающиеся лопасти ?
Чтобы они не оказывали сопротивления в момент раскрытия.
3. Придается ли снаряду вращение или он вылетает невращающимся?
Снаряд в начальный момент стабилизируется только вращением.
В определенной точке траектории раскрывается оперение, скорее всего в точке Y max,где V имеет минимальное значение и далее стабилизация осуществляется за счет оперения,скажем как у минометной мины на нисходящей ветви траектории,из корпуса выходят и начинают работать рули, возникает дополнительная подъемная сила.
4. Какой удар при выстреле (классические для такого калибра 15-20 тыс g) или может быть меньше, поскольку есть (если есть) двигатель?
Верятно выше , так как для достижения высокой Vo применяется заряд большой массы, вероятно ваше 20кг.
5. Каковы возможности системы управления при коррекции траектории по боку ?
Возможно , плюс-минус 500 -1000 м.
6. Интересно, кто в Росии смог бы разработать систему управления подобного типа? (под системой управления я в данном случае имею в виду управляющие органы и их приводы). Что касается навигационного датчика (GPS/IMU), то это пока опустим.
А это уже "ТОР-ТОР сервис - люди там хороши..."
С Ув. extr.

IP: logged
P.M.

Что касается уровня динамического воздействия в момент пуска, то наверное это все таки величина порядка 15 тыс g, поскольку, к примеру, примененный в снаряде навигационный процессор GPS, разрабатываемый фирмой Interstate Electronics Corporation, вроде бы по документации заявлен выдерживать 15 тыс. Там еще серьезная проблема с опорным генератором, у которого в момент выстрела может сильно уйти частота, что прямиком сказывается на времени поиска сигнала GPS. Ну и потом, пока не работает GPS приемник IMU (блок инерциальной навигации) тоже толком не работает, поскольку после встрела он полностью разкалибровывается. Все это означает, что

Большая проблема с электроникой (и оптикой) была, к примеру, когда КБП разрабатывал Краснополь, видимо поэтому (в том числе) они снизили заряд до 5-6 тыс g, ну а дальность дорабатывали двигателем.


Ну у нас тоже люди, которые могут быть характеризованы как "ТОП-ТОП", в смысле квалификации (чего не скажешь о их зп, к сожалению 😊 ) все еще попадаются, так что я серьезно. Навигационный процессор как сделать понятно, а вот какая бы фирма взялась за систему управления - пока не очень